Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации 5 класс конспект
Обновлено: 07.07.2024
формировать навыки нравстве нного поведения, к у льтуру общения.
воспитание бережного , уважительного отношения к людям.
- Что изучает этикет речи? ( правила речевого поведе ния )
Каждый язык имеет особую группу слов , которые помогают у станавливать
доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными.
Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом – сложившейся в языке
и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситу ациях у становления и
поддержания контакта . Это ситуации обращения , приветствия ,прощ ания ,извинения,
благодарности , поздравления , пожелания , сочу вствия , одобрения , компли мента ,
Речевой этикет охватывает собой всё , что выражает доброжелательное отношение к
собеседнику , что может создать благоприятный климат общения . Богатый набор
языковых средств даёт возможность выбрать умес тную для речевой сит у ации и
благоприятную для адресата ТЫ или ВЫ форму общения , у становить дружескую ,
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тип урока: урок-диалог
- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;
- развивающая: продолжение развития навыков связной и диалогической речи обучающихся;
- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей
Наглядность: презентация.
1. Организационный этап (1 минута)
2.Знакомство с темой и целями урока. Мотивация учебной деятельности .
Слово учителя.
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Согласны ли вы с этим советом?
Как вы думаете, существуют ли правила, которые определяют, как нам нужно общаться?
Ответы детей.
Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете. Мы должны понять, что представляет собой речевой этикет и каковы формы обращения
3. Актуализация знаний (10 минут)
Запись в тетрадь: восьмое февраля. Классная работа. Формы обращения и речевой этикет.
Что такое этикет?
Кто-нибудь слышал о том, как появился этикет?
- В первой половине XVI в ., в России появилась «Книга, называемая Домостроем. Эта книга представляла собой свод житейских правил и наставлений. В ней нашли своё отражение реальный быт и язык людей того времени.
Вот каким правилам должны были следовать юноши в общении со старшими и со своими сверстниками: «Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить.
У родителей речей перебивать не надлежит.
Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить…
Учебник стр. 92, упр 12. (разобрать, составить предложения+ повторить тему обращение)
4) Первичное усвоение новых знаний
Ребята, теперь вам понятно, что такое этикет?
А скажите мне, когда вы встречаете человека, что вы ему говорите?
Когда просите о чем-то?
Существует три стадии разговора:
Давайте это докажем.
Ребята по очереди открывают лепесток , читают слово , говорят, в каких случаях произносят его, и приклеивают слово в определенную колонку таблицы.
Все справились? У кого были трудности? Какая группа слов оказалась самой трудной?
5) Первичная проверка понимания. Первичное закрепление
Обыгрывание ситуаций.
Давайте вспомним, что такое диалог и как он оформляется на письме?
Ответы учащихся. Составляют диалог. Заслушивание по одному из вариантов. Оценивание.
Какой диалог понравился больше? Почему?
Кто допустил ошибки? Какие?
2. Цветной диктант
В одной из старинных сказок рассказывалось о том, что раньше на севере были морозы до двухсот градусов. И тогда каждое сказанное на морозе слово превращалось в льдинку: хорошее, этикетное слово – в цветную льдинку, а плохое, невежливое – в черную.
Давайте раскрасим слова в разные цвета.
Перед вами цветограмма.
Я буду произносить слова под номерами, а вы окрашивать сектор с тем же номером или в черный цвет, если слово или обращение будет плохим, или в соответствующий цвет, если слово или обращение будет хорошим.
1 – простите, пожалуйста
2 – господин доктор
4 – уйди, не мешай!
5 – большое спасибо
6 – барышня, разрешите пригласить
8 – отдай, малявка!
А теперь проверьте свою работу. Если у вас получилась такая фигура, закрашенная определённым цветом, то вы выполнили задание абсолютно правильно. Молодцы!
Ребята вы должны добавить подходящее слово по смыслу.
Растает даже ледяная глыба,
От слова теплого – СПАСИБО
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит – ДОБРЫЙ ДЕНЬ
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, - ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Когда вас бранят за шалости,
Говорим – ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
И в России, и в Дании,
На прощанье говорят – ДО СВИДАНИЯ!
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнени ю
7) Рефлексия (подведение итогов заня тия)
Сейчас мы просмотрим небольшой видеофрагмент по изученной теме, когда он закончится напишите мне, пожалуйста, письмо о сегодняшнем уроке, используя слова –прив., просьбы и прощания. (3-5 предложений)
Стихотворение (автор – В. Кудлачев)
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
Обращение к людям в речевом этикете – это определенное слово или словосочетание, которое называет адресата и характерно для национальной языковой культуры. Формы его в русском языке много раз менялись на протяжении истории, так как формировались одновременно с национальными традициями.
В наши дни речевой этикет требует соблюдения негласных правил. Одной из важных его форм является обращение к разным людям или к конкретному человеку.
Понятия и определения
В зависимости от пола, возраста, положения в обществе, степени родства и знакомства мы не одинаково обращаемся к разным людям. Огромное значение имеет интонация, так как произнесенное послание приобретает различный смысл при разной интонации.
Рассмотрим подробнее эти и другие формы обращения, принятые в русском речевом этикете.
История формирования общепризнанной формы обращения в русском языке
Выбор формы
При выборе формы обращения к людям в русском языке учитываются следующие факторы:
- характер ситуации (полуофициальная, официальная, неофициальная);
- степень знакомства (малознакомые, знакомые, незнакомые, хорошо знакомые);
- характеристика говорящего (мужчина или женщина, подчиненный или начальник, младший по возрасту или старший);
- отношение к собеседнику (нейтральное, почтительное, вежливое, фамильярное).
- это малознакомый и незнакомый человек;
- у говорящих официальные отношения (коллега, преподаватель - студент, начальник - подчиненный);
- собеседник старше по возрасту или занимает более высокое служебное положение;
- человек является официальным лицом в конкретном заведении, на предприятии или в учреждении.
- хорошо знакомому человеку;
- детям и молодым людям;
- незнакомым ровесникам в детской и молодежной среде общения;
- по отношению к своим детям.
Формы обращения, привлекающие внимание
Именные формулы речевого этикета
В русском языке есть несколько форм обращения к человеку по имени:
- Полное имя: Ирина, Татьяна, Александр. Это отстраненно-официальное обращение к человеку.
- Краткое: Ира, Таня, Саша. Оно используется в дружеской беседе.
- Уменьшительно-ласкательное: Ирочка, Танюша, Сашенька. Идеально при общении между очень близко знакомыми людьми.
- Грубое и фамильярное: Ирка, Танька, Сашка. Как правило, звучит такое обращение в диалоге между детьми в школе.
Для русского речевого этикета свойственно обращение к людям по имени и отчеству – это традиционная формула, которая применяется по отношению к лицам старшего возраста, коллегам, к начальнику, учителям, докторам.
Используется и обращение только по фамилии. Оно применяется в учебных и медицинских заведениях, в армии. Это является нормой и считается нейтральной и вежливой формой.
Обращения к незнакомому человеку
Тема: Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи.
Познакомить учащихся с обращением, способами его выражения, формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обращением.
Развивать умения находить обращения в тексте и выявлять их функциональное назначение, развитие навыков правильного интонированного чтения предложений с обращением.
Привитие интереса к чтению художественной литературы, воспитание культуры общения в устной и письменной речи.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: эвристическая беседа, исследовательский метод
Формы: фронтальная, групповая, дифференцированная.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
Деятельность учителя и учащихся
-Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече с вами и желаю вам новых открытий на уроке. Теперь и вы обратитесь к своему соседу по парте и пожелайте хорошего настроения.
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний
1. Упр. 478. 1. Какие буквы вставили в словах: с..ветчик, инт..ресного, ст..райся, ф..нтастику.
- Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? (Нельзя) В таком случае запишем эти слова в словарь трудных слов
2. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях:
1) Книга – наш советчик и друг. (Тире между подлежащим и сказуемым, так как оба выражены именем существительным)
2) Умная книга научит тебя многому: доброте, честности, справедливости. (После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие)
2. Составить схему третьего предложения на доске: [Θ: Ο,Ο,Ο]
4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, разделяющую однородные члены предложения. (предложение проецируется на экран)
Заваривая чай,(1) добавишь в него несколько щепоточек разных растений,(2) и вот уже появился у него своеобразный аромат. Чай этот очень полезный, (3) ароматный. (Правильный ответ: 3)
Изучение нового материала
1. Беседа с учащимися
- Какие книги вы любите читать? (ответы учащихся)
- Есть ли в этом предложении обращение?
- Ах! Это ты, Чернушка - невольно вскричал Алёша. – Это я, Алёша ! Ты не боишься меня, не правда ли?
- Обращение называет лицо, к которому обращаются с речью
Отчёт 2-ой группы:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
- Обращаться можно и к предметам неживой природы. Это чаще всего наблюдается в художественной речи
3. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью? Проецируются предложения:
1) Подойди, подойди, Муму, к барыне, - твердили приживалки, - подойди. (И.С. Тургенев)
- Обращения выделяются запятыми. Если обращение находится внутри предложения, то выделяются запятыми с обеих сторон
2) И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
- Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы
4. Запись предложений под диктовку
Вадим, прочитай книгу о животных.
Вадим прочитал книгу о животных
- Обращение не является членом предложения
Найти предложения с обращениями и выписать их, расставив знаки препинания (проецируется на экран)
Весела весна в лесу.
Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.
Я люблю свой родной край.
Упр. 487. Списать предложения, расставляя недостающие знаки препинания
В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении (предложение проецируется на экран)
Отчего же,(1) маленькая травка,(2) ты не хочешь выйти вместе со мною? Мой ствол твёрд и крепок, (3) опирайся на него, (4) ползи по мне.
Кто пишет это письмо?
Как называется рассказ? Кто автор этого рассказа?
Как Ванька обращается к своему дедушке?
Можно ли по обращению определить, каков тот человек, к которому обращаются, и тот человек, кто обращается?
- Ребята, сейчас вы, конечно, можете общаться и переписываться со своими друзьями, родственниками по телефону и через интернет. Но я считаю, что в личном письме можно полнее выразить свои мысли и чувства. Поэтому предлагаю вам написать письмо своим друзьям и дальним родственникам. Используйте в письме обращения, передающие ваши чувства.
Что новое вы узнали на уроке?
С каким пунктуационным правилом мы сегодня познакомились?
Упр.493 (расставить недостающие знаки препинания, найти обращения)
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской. Москва: Дрофа, 2007.
Л.И. Мальцева. Русский язык. 5 класс. Тематические тесты по программе М.М. Разумовской. Ростов-на-Дону, 2011
Литература. 5 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч./авт-сост. В.Я. Коровина – М.: Просвещение, 2006.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Смотрите похожие материалы
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
-1 Спам
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Читайте также: