Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации 5 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

формировать навыки нравстве нного поведения, к у льтуру общения.

воспитание бережного , уважительного отношения к людям.

- Что изучает этикет речи? ( правила речевого поведе ния )

Каждый язык имеет особую группу слов , которые помогают у станавливать

доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом – сложившейся в языке

и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситу ациях у становления и

поддержания контакта . Это ситуации обращения , приветствия ,прощ ания ,извинения,

благодарности , поздравления , пожелания , сочу вствия , одобрения , компли мента ,

Речевой этикет охватывает собой всё , что выражает доброжелательное отношение к

собеседнику , что может создать благоприятный климат общения . Богатый набор

языковых средств даёт возможность выбрать умес тную для речевой сит у ации и

благоприятную для адресата ТЫ или ВЫ форму общения , у становить дружескую ,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: урок-диалог

- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

- развивающая: продолжение развития навыков связной и диалогической речи обучающихся;

- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей

Наглядность: презентация.

1. Организационный этап (1 минута)

2.Знакомство с темой и целями урока. Мотивация учебной деятельности .

Слово учителя.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Согласны ли вы с этим советом?

Как вы думаете, существуют ли правила, которые определяют, как нам нужно общаться?

Ответы детей.

Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете. Мы должны понять, что представляет собой речевой этикет и каковы формы обращения

3. Актуализация знаний (10 минут)

Запись в тетрадь: восьмое февраля. Классная работа. Формы обращения и речевой этикет.

Что такое этикет?

Кто-нибудь слышал о том, как появился этикет?

- В первой половине XVI в ., в России появилась «Книга, называемая Домостроем. Эта книга представляла собой свод житейских правил и наставлений. В ней нашли своё отражение реальный быт и язык людей того времени.

Вот каким правилам должны были следовать юноши в общении со старшими и со своими сверстниками: «Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить.

У родителей речей перебивать не надлежит.

Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить…

Учебник стр. 92, упр 12. (разобрать, составить предложения+ повторить тему обращение)

4) Первичное усвоение новых знаний

Ребята, теперь вам понятно, что такое этикет?

А скажите мне, когда вы встречаете человека, что вы ему говорите?

Когда просите о чем-то?

Существует три стадии разговора:

Давайте это докажем.

Ребята по очереди открывают лепесток , читают слово , говорят, в каких случаях произносят его, и приклеивают слово в определенную колонку таблицы.

Все справились? У кого были трудности? Какая группа слов оказалась самой трудной?

5) Первичная проверка понимания. Первичное закрепление

Обыгрывание ситуаций.

Давайте вспомним, что такое диалог и как он оформляется на письме?

Ответы учащихся. Составляют диалог. Заслушивание по одному из вариантов. Оценивание.

Какой диалог понравился больше? Почему?

Кто допустил ошибки? Какие?

2. Цветной диктант

В одной из старинных сказок рассказывалось о том, что раньше на севере были морозы до двухсот градусов. И тогда каждое сказанное на морозе слово превращалось в льдинку: хорошее, этикетное слово – в цветную льдинку, а плохое, невежливое – в черную.

Давайте раскрасим слова в разные цвета.

Перед вами цветограмма.

Я буду произносить слова под номерами, а вы окрашивать сектор с тем же номером или в черный цвет, если слово или обращение будет плохим, или в соответствующий цвет, если слово или обращение будет хорошим.

1 – простите, пожалуйста

2 – господин доктор

4 – уйди, не мешай!

5 – большое спасибо

6 – барышня, разрешите пригласить

8 – отдай, малявка!

А теперь проверьте свою работу. Если у вас получилась такая фигура, закрашенная определённым цветом, то вы выполнили задание абсолютно правильно. Молодцы!

Ребята вы должны добавить подходящее слово по смыслу.

Растает даже ледяная глыба,

От слова теплого – СПАСИБО

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит – ДОБРЫЙ ДЕНЬ

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь, - ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда вас бранят за шалости,

Говорим – ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

И в России, и в Дании,

На прощанье говорят – ДО СВИДАНИЯ!

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнени ю

7) Рефлексия (подведение итогов заня тия)

Сейчас мы просмотрим небольшой видеофрагмент по изученной теме, когда он закончится напишите мне, пожалуйста, письмо о сегодняшнем уроке, используя слова –прив., просьбы и прощания. (3-5 предложений)

Стихотворение (автор – В. Кудлачев)

Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.


Обращение к людям в речевом этикете – это определенное слово или словосочетание, которое называет адресата и характерно для национальной языковой культуры. Формы его в русском языке много раз менялись на протяжении истории, так как формировались одновременно с национальными традициями.

В наши дни речевой этикет требует соблюдения негласных правил. Одной из важных его форм является обращение к разным людям или к конкретному человеку.

Понятия и определения

В зависимости от пола, возраста, положения в обществе, степени родства и знакомства мы не одинаково обращаемся к разным людям. Огромное значение имеет интонация, так как произнесенное послание приобретает различный смысл при разной интонации.

Слова обращения к людям

Рассмотрим подробнее эти и другие формы обращения, принятые в русском речевом этикете.

История формирования общепризнанной формы обращения в русском языке

Выбор формы

Особенности обращения к людям

При выборе формы обращения к людям в русском языке учитываются следующие факторы:

  • характер ситуации (полуофициальная, официальная, неофициальная);
  • степень знакомства (малознакомые, знакомые, незнакомые, хорошо знакомые);
  • характеристика говорящего (мужчина или женщина, подчиненный или начальник, младший по возрасту или старший);
  • отношение к собеседнику (нейтральное, почтительное, вежливое, фамильярное).
  • это малознакомый и незнакомый человек;
  • у говорящих официальные отношения (коллега, преподаватель - студент, начальник - подчиненный);
  • собеседник старше по возрасту или занимает более высокое служебное положение;
  • человек является официальным лицом в конкретном заведении, на предприятии или в учреждении.
  • хорошо знакомому человеку;
  • детям и молодым людям;
  • незнакомым ровесникам в детской и молодежной среде общения;
  • по отношению к своим детям.

Предложения с обращением к незнакомому человеку

Формы обращения, привлекающие внимание

Обращение к разным людям

Именные формулы речевого этикета

В русском языке есть несколько форм обращения к человеку по имени:

  • Полное имя: Ирина, Татьяна, Александр. Это отстраненно-официальное обращение к человеку.
  • Краткое: Ира, Таня, Саша. Оно используется в дружеской беседе.
  • Уменьшительно-ласкательное: Ирочка, Танюша, Сашенька. Идеально при общении между очень близко знакомыми людьми.
  • Грубое и фамильярное: Ирка, Танька, Сашка. Как правило, звучит такое обращение в диалоге между детьми в школе.

Для русского речевого этикета свойственно обращение к людям по имени и отчеству – это традиционная формула, которая применяется по отношению к лицам старшего возраста, коллегам, к начальнику, учителям, докторам.

Обращение к группе людей

Используется и обращение только по фамилии. Оно применяется в учебных и медицинских заведениях, в армии. Это является нормой и считается нейтральной и вежливой формой.

Обращения к незнакомому человеку

Обращение к незнакомому человеку

Обращение к человеку по имени

Тема: Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи.

Познакомить учащихся с обращением, способами его выражения, формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обращением.

Развивать умения находить обращения в тексте и выявлять их функциональное назначение, развитие навыков правильного интонированного чтения предложений с обращением.

Привитие интереса к чтению художественной литературы, воспитание культуры общения в устной и письменной речи.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: эвристическая беседа, исследовательский метод

Формы: фронтальная, групповая, дифференцированная.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор

Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала.

Деятельность учителя и учащихся

-Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече с вами и желаю вам новых открытий на уроке. Теперь и вы обратитесь к своему соседу по парте и пожелайте хорошего настроения.

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний

1. Упр. 478. 1. Какие буквы вставили в словах: с..ветчик, инт..ресного, ст..райся, ф..нтастику.

- Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? (Нельзя) В таком случае запишем эти слова в словарь трудных слов

2. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях:

1) Книга – наш советчик и друг. (Тире между подлежащим и сказуемым, так как оба выражены именем существительным)

2) Умная книга научит тебя многому: доброте, честности, справедливости. (После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие)

2. Составить схему третьего предложения на доске: [Θ: Ο,Ο,Ο]

4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, разделяющую однородные члены предложения. (предложение проецируется на экран)

Заваривая чай,(1) добавишь в него несколько щепоточек разных растений,(2) и вот уже появился у него своеобразный аромат. Чай этот очень полезный, (3) ароматный. (Правильный ответ: 3)

Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися

- Какие книги вы любите читать? (ответы учащихся)

- Есть ли в этом предложении обращение?

- Ах! Это ты, Чернушка - невольно вскричал Алёша. – Это я, Алёша ! Ты не боишься меня, не правда ли?

- Обращение называет лицо, к которому обращаются с речью

Отчёт 2-ой группы:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

- Обращаться можно и к предметам неживой природы. Это чаще всего наблюдается в художественной речи

3. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью? Проецируются предложения:

1) Подойди, подойди, Муму, к барыне, - твердили приживалки, - подойди. (И.С. Тургенев)

- Обращения выделяются запятыми. Если обращение находится внутри предложения, то выделяются запятыми с обеих сторон

2) И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

- Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы

4. Запись предложений под диктовку

Вадим, прочитай книгу о животных.

Вадим прочитал книгу о животных

- Обращение не является членом предложения

Найти предложения с обращениями и выписать их, расставив знаки препинания (проецируется на экран)

Весела весна в лесу.

Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

Я люблю свой родной край.

Упр. 487. Списать предложения, расставляя недостающие знаки препинания

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении (предложение проецируется на экран)

Отчего же,(1) маленькая травка,(2) ты не хочешь выйти вместе со мною? Мой ствол твёрд и крепок, (3) опирайся на него, (4) ползи по мне.

Кто пишет это письмо?

Как называется рассказ? Кто автор этого рассказа?

Как Ванька обращается к своему дедушке?

Можно ли по обращению определить, каков тот человек, к которому обращаются, и тот человек, кто обращается?

- Ребята, сейчас вы, конечно, можете общаться и переписываться со своими друзьями, родственниками по телефону и через интернет. Но я считаю, что в личном письме можно полнее выразить свои мысли и чувства. Поэтому предлагаю вам написать письмо своим друзьям и дальним родственникам. Используйте в письме обращения, передающие ваши чувства.

Что новое вы узнали на уроке?

С каким пунктуационным правилом мы сегодня познакомились?

Упр.493 (расставить недостающие знаки препинания, найти обращения)

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской. Москва: Дрофа, 2007.

Л.И. Мальцева. Русский язык. 5 класс. Тематические тесты по программе М.М. Разумовской. Ростов-на-Дону, 2011

Литература. 5 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч./авт-сост. В.Я. Коровина – М.: Просвещение, 2006.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

-1 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: