Нравственные чувства и моральное поведение конспект
Обновлено: 06.07.2024
Презентация на тему: " Нравственные чувства и моральное поведение «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То," — Транскрипт:
3 Нравственные категории и их виды Добро и зло Добродетель и порок Стыд и совесть Милосердие Разъясняем сущность нравственных категорий Антонина Сергеевна Матвиенко
4 Прочитайте стихотворения и сравни поведение двух людей: НИЩИЙ Знавал я нищего: как тень, С утра, бывало, целый день Старик под окнами бродил И подаяние просил; Но все, что в день насобирал, Бывало, к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам, Таким же нищим, как и сам. Я.П. Полонский НИЩИЙ У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку М. Ю. Лермонтов МИЛОСЕРДИЕ – БЕСКОРЫСТИЕ – ДОБРОТА – СЛУЖЕНИЕ – РАДОСТЬ – БЛАГОЧЕСТИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Антонина Сергеевна Матвиенко
5 Добродетель и порок оценки положительных (добродетели) или отрицательных (пороки) качеств личности, проявляющихся в ее делах и поступках К добродетелям традиционно (с эпохи Древней Греции) относят мужество, мудрость, честность, скромность, верность, а к порокам – трусость, распущенность, зависть, алчность, воровство. Дополните список, приведите примеры из жизни. Как думаете, которая из добродетелей важнейшая? Дополните список, приведите примеры из жизни. Как думаете, которая из добродетелей важнейшая? Антонина Сергеевна Матвиенко
Задачи: 1. познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру.
2. Развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.
3. Воспитывать нравственные качества учащихся, формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Тип урока : урок получения новых знаний
Вид урока : урок-дискуссия
1. Вводно-мотивационный этап
Без Доброты нам было б слишком тесно,
Без Доброты, нам было бы темно…
Лишь с Добротой хватает в сердце места,
Чтобы любить и помнить все равно.
И даже если все давно остыло,
Нам Доброта поможет пережить,
Все то, что в сердце болью долго ныло,
Чтобы опять виновного простить.
Лишь с Добротой способны к Состраданью,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием созданью
Необходимо с добрым сердцем жить!
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей)
План урока: (слайд 2)
- Мораль в жизни людей
- Мир моральных категорий
- Нравственная культура
2. Операционно-содержательный этап
1. Мораль в жизни людей
Стержнем человека, который помогает ему встретить радости и выдержать невзгоды, является мораль. Что же это такое? Каковы функции морали? (ответы детей)
( как вывод учащиеся просматривают слайд 3, делают записи в тетрадях)
Морально-психологические механизмы: долг, совесть
Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье
Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей
Утверждение человеческого в человеке
Мораль- специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни- труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных отношениях
Нравственные принципы: коллективизм-индивидуализм
Моральные требования и представления
Нормы поведения: не лги, не укради, не убий, почитай старших и т.д
Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость ит.д
Моральные требования и представления
-Назовите основные моральные требования и нормы. Какие из них вам представляются самыми важными? Почему?
- Охарактеризуйте функции морали
- А что такое нравственность? (ответы детей)
Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни (слайд 4)
- Это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Важнее руководствоваться ими в повседневной жизни.
Работа в группах
Работа с документами. Ответить на вопрос: какие нравственные стержни в человеке выделяет автор?
1 группа: Из дневника Л.Н.Толстого
2 группа: Из письма А.П.Чехова брату Николаю
Далее учащиеся делают вывод. Учитель транслирует вывод на слайде 5:
Вывод: нравственность неотделима от морали; в нравственной личности сочетаются разумное и чувственное начала; существуют общие моральные правила, которые нужно выполнять.
2.Мир моральных категорий
Рассмотрим более подробно моральные категории. Дайте характеристику следующих моральных категорий (работа в мини-группах):
- добро и зло
- долг
- честь и достоинство личности
- счастье
- совесть
- мораль, идеал
Понятно, что нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему? ( факторы, определяющие уровень нравственной культуры: низкая общая культура людей; принадлежность к различным группам и слоям; различные интересы, цели своей жизни и деятельности; различия в степени нравственных переживаний, сопереживаний) (слайд 5)
-Какие качества представляют для вас наибольшую ценность?
3. Рефлексивно-оценочный этап
-Подытожить наш разговор я предлагаю при помощи синквейна. Вспомните, о каких категория морали мы сегодня говорили?. Давайте поделимся на небольшие группы и составим синквейны к словам: Добро, Зло, Нравственность, Любовь, Милосердие.
Хранить, творить, помогать
Добро должно победить зло
Убивать, страдать, мучиться
Зло- это противоположность добра
Испытывать, сохранять, проходит
Помогает жить, приносит счастье
Согревать, оберегать, лечить
Нужно помогать нуждающимся людям
Учить, воспитывать, помогать
Совершать красивые добрые поступки
- Выставление оценок с комментированием учителем
Твори добро, не отвечай на козни
Стоящих за твоей спиной врагов.
Пойми, мой друг, пока еще не поздно,
Не отвечай потоком бранных слов.
Не оскорби несчастного калеку,
Стоящего с протянутой рукой.
Он остается тем же Человеком,
Но лишь с иной, изломанной судьбой.
Не откажи бродяге во спасенье,
С ним поделись, деньгами и едой.
Пусть грешен он. А кто без прегрешений?
Не прогоняй, хоть трижды он чужой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку.
Личность. Урок обществознания. 6 класс.
Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать .
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м.
Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -.
презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество".
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал.
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение».
Величие человека состоит из его способности к действию и из правильного приложения сил к тому, что надлежит сделать.
Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать навыки работы с обучающими текстами, умение аргументировать свой выбор; воспитывать нравственные качества учащихся.
I. Организационный момент
Учитель напоминает правила проведения дискуссии. Он также обращает внимание на эпиграф к уроку и подчеркивает, что к концу учебного занятия нужно аргументированно ответить, согласны ли вы с мнением Фредерика Дугласа, американского аболициониста, революционного демократа, публициста.
II. Проверка домашнего задания
Учитель называет понятия и просит учащихся объяснить их значение.
Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.
III. Изучение нового материала
Изучение нового материала может быть организовано через работу с текстами. После истечения определенного на изучение текста времени предлагается обсуждение. Выводы записываются в тетрадь.
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.
Примечание. Портал - главный вход большого здания. Сычуг -часть коровьего или свиного желудка, которая перед употреблением в пищу предварительно вымачивается.
1. Какую классификацию лиц дает Н. Заболоцкий?
2. Что лежит в основе этой классификации?
3. Можно ли доверять своему первому впечатлению о человеке?
4. Насколько можно доверять мнению других?
Из дневника JI.H. Толстого
Вечная тревога, труд, борьба, лишения - это необходимые условия, из которых не должен выйти хоть на секунду ни один человек. Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем. Мне смешно вспомнить, какядумывал, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать, не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно. Чтобы жить честно, надорваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.
Из письма А.П. Чехова брату Николаю
1. Воспитанные люди уважают свою личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
2. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
3. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь для слушателя оскорбительна и опошляет его в глазах говорящего. Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают.
4. Они не унижают себя с целью, чтобы вызвать сочувствие.
5. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. Истинные таланты всегда сидят в потемках, в топпе, подальше от выставки.
6. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем. суетой.
7. Чтобы воспитаться, недостаточно вызубрить монолог Фауста. Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. воля. Тут дорог каждый час.
В чем смысл жизни?
Вопрос труднейший, глобальный. Может быть, самый главный и мучительный из всех вопросов, над которыми веками бились лучшие умы человечества. Можно ли ответить на него в нескольких словах да еще импровизованно? Не лучше ли отмолчаться или отшутиться? Нет. Мне кажется, любой из нас в любую минуту своей жизни должен быть готов в меру своих сил ответить на этот вопрос. Сегодня я отвечаю на него так: природа создавала человека миллионы лет, давайте же уважать эту работу. Проживем жизнь с достоинством, поддерживая все созидательное и противостоя всему разрушительному, что есть в жизни! Это, разумеется, не полный ответ, но, во всяком случае, приближение к нему.
А способность человека найти необходимую простую и ясную формулировку - один из критериев подлинной интеллигентности. Для меня интеллигентность - это повышенная восприимчивость к культуре, к искусству, деликатность в отношении других людей, принципиальность. И еще: интернационализм. Я убежден, что национальное в его лучших проявлениях сохранится всегда. Но это не исключает подлинного интернационализма, который заключается в отсутствии национальной спеси.
И еще качество подлинного интеллигента: его жизнь осмысленна. Над смыслом ее он задумывается всю жизнь, не считая, что ответ найден раз и навсегда.
1. Какие нравственные стержни в человеке выделяют авторы?
2. Почему люди, живущие в разное время, ценят одно и то же? В процессе обсуждения текстов важно подвести учащихся
к выводу о том, что нравственность неотделима от морали; в нравственной личности сочетаются разумное и чувственное начала; конкретные моральные установки определяются требованиями конкретного общества; существуют общие моральные правила, которые следует выполнять.
IV. Закрепление изученного материала
Учащиеся выполняют задания 4, 5, 6 на с. 110 (Кравченко).
1. § 13, проблема, парадокс, с. 110 (Кравченко).
2. § 31 (Боголюбов).
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель называет понятия и просит учащихся объяснить их значение.
Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.
III. Изучение нового материала
1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние.
2. Моральные нормы и их функции в обществе.
3. Особенности морального познания.
1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 103-104 (Кравченко)).
2. Моральные нормы и их функции в обществе
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 105-106 (Кравченко)). Затем предлагается выполнить задания 2 и 3, с. 110 (Кравченко).
Завершая проверку материала, учитель должен выделить главную функцию морали: регулятор общественных отношений, условие успешной социализации личности.
3. Особенности морального познания
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 107-109 (Кравченко)) и отвечают на вопросы:
- Что такое неэкспериментируемость и почему это одна из главных характеристик морального познания?
- Что такое парадокс моральной оценки? Приведите примеры.
- Что такое парадокс морального поведения? Приведите примеры.
IV. Закрепление изученного материала
Вопросы морали с древнейших времен были предметом размышлений множества философов, ученых деятелей искусства, писателей и просто людей с неспокойной совестью.
- Сформулируйте проблему, выраженную в афористической форме.
- Подробно разъясните мысль автора.
- Приведите примеры из литературы, истории, повседневной жизни для аргументации своего ответа.
Нравственность начинается с умения контролировать свои душевные порывы. Не все душевные порывы человеку надлежит усмирять. Если он в порыве чувств бросается спасать ребенка из огня, жертвует собой, делится с неимущим последней крошкой, то подобные желания, даже если они противоречат его рассудочной выгоде и самосохранению, обществом всегда приветствовались. Почему разум в подобных ситуациях молчит и допускает порывы чувств, угрожающих жизни человека? Видимо, потому, что эти порывы давно уже оправданы индивидом, глубоко укоренились в нем, стали частью его мировоззрения. Он идет на это с полным осознанием последствий и риска. Напротив, слепые страсти, поднимающиеся из глубин подсознания, порывы, за которые человеку, быть может, придется краснеть, не поддерживаются разумом, противоречат его мировоззрению, но от этого не теряют своей силы. Мало кто захочет прослыть рабом своих низменных страстей. Когда о нас отзываются как о человеке слова, господине своих страстей, мы получаем дополнительный заряд эмоций и укрепляемся в правильности своих убеждений.
Мораль ближе расположена к умеренности и аскетичнос-ти, к тому полюсу нашего духовного мира, где всегда располагаемся мудрость — особо чтимая людьми добродетель. Подавлять в себе страх и чревоугодие, нравственную разнузданность и алчность всегда было почетно и мудро одновременно. Но подавлять в себе богатство эмоциональной жизни считается моральным пороком. Когда мы переживаем с литературными или экранными героями, когда испытываем глубокое чувство влюбленности или искренне сопереживаем
ближнему, наши чувства являются просветленными. Они очищают и возвышают душу. Греки называли подобное состояние катарсисом (очищением).
Мораль является сугубо человеческим качеством. Она не свойственна животным, ибо они лишены разума, хотя не лишены эмоций и чувств. Она присуща только человеку. Мораль удерживает в гармонии два противоположных начала — темное и светлое, низменное и возвышенное, разумное и чувственное.
Разумное или, точнее сказать, рассудочное начало в человеке не всегда со знаком плюс. Убийца хладнокровно намечает свою жертву и осуществляет коварный замысел. Совершенно рассудочно иногда делают служебную карьеру, не брезгуя сомнительными средствами. Значит, и разум и чувства одинаково могут быть плохими и хорошими, нравственными и безнравственными. Благодаря исследованиям специалистов по этике мы сегодня знаем, что скрывалось раньше под покровом неведомого.
Разумное поведение только тогда является нравственным, когда оно руководствуется искренними чувствами. И наоборот. Чувственное поведение только тогда превращается в нравственное, когда им руководит разум.
Чувства и разум не могут жить врозь. Когда они действуют поодиночке, очень велика опасность скатиться в пропасть аморальности. Между ними должен быть крепкий союз.
Всегда считалось, что мужчина воплощает разумное, а женщина — эмоциональное начало. Когда они разъединены, заложенные в них качества доходят до крайнего предела, и только их союз порождает гармонию и нравственность. Но основана она не на стремлении подавить противоположный пол с его свойствами, а на взаимном уважении. Контроль друг над другом происходит незаметно, косвенно, его даже контролем назвать нельзя.
Нравственность формируется только изнутри — через самоконтроль и только добровольно. Принуждением нельзя добиться возвышенных чувств и правильных поступков. Человека надо мотивировать к тому, чтобы он совершил их по собственной воле.
Психологи давно заметили, что человек до совершения проступка (преступления) — один, а после — совершенно другой. Способность не переступить роковую черту свойственна, на самом деле, очень многим людям. Считается, что большинство населения в любой стране — люди в сущности своей не только добрые, но и нравственные. Но дело в том, что для истинно нравственного индивида черты вообще не существует. Он к ней даже не приближается. Она как бы за пределами его образа жизни.
Моральное поведение напоминает блуждание по бесконечному лабиринту, где на каждом шагу приходится вступать то в компромисс с самим собой, то натыкаться на парадоксы и противоречия, которые человек не всегда в состоянии решить. Взять хотя бы правило двойной морали: от других мы требуем большего, чем от самих себя, и себе мы
позволяем такое, чего не прощаем окружающим. Но если моральные законы абсолютны, то как они могут быть разными для себя и для других?
Нравственная личность поступает иначе: к себе она предъявляет более высокие требования, чем к другим. Такой человек многое прощает окружающим, но не прощает себе. И делает то и другое не только по истинному убеждению, но и по зову сердца. Но есть люди, которые относятся к другим с такой же строгостью, как и к себе. Они даже наслаждаются своей особой принципиальностью. Когда их спрашивают, почему они так суровы с другими, они отвечают: потому что мы строги к себе. И добавляют: строги, но справедливы.
Мораль предполагает, согласно определению, 1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю и бескорыстие мотивов.
Моральный (добродетельный) человек умеет сдерживать себя, властвовать над страстями. Но для чего он это делает? Чтобы не конфликтовать с окружающими? Если так, то чем он тогда отличается от хитреца, ловко манипулирующего межличностными отношениями и всячески избегающего осложнений? Ему выгодно быть добрым. Но в таком случае это не добро. Правда, его действия можно трактовать иначе: уступая другим, он усмиряет свои эгоистические чувства, желание все сделать по-своему, вопреки другим. А это уже нравственная позиция.
Моральный человек нацелен на высшее благо. Но что такое высшее благо? И как высоко оно расположено? И тогда высшие блага и идеалы предстают перед нами в виде некоего размытого множества, контуры которого приходится определять самим. И притом так, как умеем, как желаем, как нам выгодно. Иными словами, в абсолютные принципы мы привносим относительность и субъективизм. Не превращаем ли мы высокие ценности в низменные оценки? Но чем более универсальными и абстрактными являются высшие идеалы, тем большему числу они подходят. Значит, таким путем они вполне достигают своей цели: выступать регулятором поведения для наибольшего числа людей.
несовершенства. И чем выше человек в нравственном отношении, тем критичней он к себе относится. В таком случае подлинно нравственный человек не может считать себя достойным кого-то судить.
Выходит еще один парадокс: достойные судить отказываются, а другие, кому по моральным качествам заказано это делать, с удовольствием практикуют. На каждом шагу мы получаем осуждения, поучения, замечания и т.д. Конвейер работает безостановочно — в трамвае, на улице, в школе, дома, на работе. И каждый из нас только часть всеобщего кругооборота. При этом люди, охотно берущие на себя роль учителя и судьи в вопросах морали, обнаруживают самодовольство, несовместимое с моралью. Поскольку каждый день нам приходится решать нравственные дилеммы в быту и на работе, мы считаем себя — некоторые вполне справедливо — людьми, достаточно хорошо разбирающимися в таких делах. Мы сами назначили себя в эксперты.
Любопытно, что степень экспертности прямо связана с социальным рангом: чем выше ступеньку в социальной иерархии занимает индивид, тем с большим упорством мнит себя специалистом по нравственным вопросам. Не менее любопытно и другое. По мере того как человек делает успешную карьеру, продвигается вверх, тем чаще ему приходится совершать поступки, не всегда согласуемые с моралью. Не случайно говорят, что самые безнравственные люди — власть имущие. У кого сохранились остатки убеждений, сходит на половине дистанции. Можно сформулировать своего рода закон: в иерархии каждый поднимается до уровня своей полной безнравственности. Он представляет собой полную аналогию с известным принципом Питера: в управлении каждый поднимается до уровня своей некомпетентности. Прибавим к нему ранее выясненный парадокс: те, кто мог бы вершить моральный суд, не будут этого делать, тем, кто хотел бы вершить его, нельзя этого доверять. Как вы думаете, они не противоречат друг другу?
Первое, что делает человек, вставший на путь нравственного совершенствования, запрещает судить других. Но это означает, что моральная оценка превращается в самооценку. Вы судите в первую очередь себя самого. Но каким еще может быть моральный суд? Возможно, другим он и не должен быть.
Юридическое осуждение выносится одному человеку другим от имени всеобщего закона — Уголовного кодекса, равного для всех. Деяние, за которое человек отвечает перед другими людьми по закону, есть преступление; то же деяние, когда за него человек отвечает перед своей совестью, — грех. Зло или грех есть нарушение нравственного закона.
Серьезное отличие морального познания от научного состоит в его неэкспериментируемости. Предположим, что вы посчитали для себя добром никогда не вмешиваться в чужие дела. Но как проверить, истинно данное суждение или нет? Экспериментировать на себе или на других? Экспериментирование на других получило название учиться на чужих ошибках. Как разумный принцип мы все его признаем. Действительно, зачем совершать свои ошибки, куда лучше поучиться на чужих. Признаем, но не выполняем. Почему? Возможно, потому, что чужой опыт устранения ошибок нам не подходит. Обязательно нужен свой. Чужие ошибки мы познаем абстрактно, не участвуя в эксперименте. Алгоритм их решения никогда не закрепится в нас настолько прочно, чтобы мог автоматически выручать в любой критической ситуации. Когда ученый проверяет ошибочную теорию, то результатами его опытов могут пользоваться все ученые мира. Но когда вы проверяете истинность морального правила, результат эксперимента пригоден вам одному, да и то не всегда.
Моральный лабиринт еще больше запутывается, когда мы вводим в него два новых условия — парадокс моральной оценки и парадокс морального поведения, тесно связанные с нравственной самоаттестацией.
Итак, мораль — система взаимных обязанностей, которые вменяются людям, а те принимают их на себя. Эти обязанности осознаются ими как определенные жизненные задачи, безусловно исполняемые в конкретных обстоятельствах.
Понятия: нравственность, мораль, моральное поведение.
Вопросы и задания
1. Как сочетаются разумное и чувственное начала в нравственной личности?
Определите основные критерии нравственного поведения.
Какие моральные нормы существуют в современном обществе?
/Проблема. Возможно ли и необходимо ли оставаться моральным человеком в аморальном обществе, коллективе?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока обществознания в 11 классе
Тема: МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ
Цель урока – ознакомить с основными понятиями темы.
Задачи урока:
Образовательная : познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру.
Развивающая : развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.
Воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся, формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Организационный момент ( 5 минут)
Проверка домашнего задания (7 - 10 минут)
Изучение нового материала (25 – 30 минут)
1. Вводно-мотивационный этап
Без Доброты нам было б слишком тесно,
Без Доброты, нам было бы темно…
Лишь с Добротой хватает в сердце места,
Чтобы любить и помнить все равно.
И даже если все давно остыло,
Нам Доброта поможет пережить,
Все то, что в сердце болью долго ныло,
Чтобы опять виновного простить.
Лишь с Добротой способны к Состраданью,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием созданью
Необходимо с добрым сердцем жить!
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей)
Моральную и нравственную сторону жизни рассматривает наука Этика (слайд 2 )
План урока: (слайд 3)
Мораль в жизни людей
Мир моральных категорий
Основные понятия и термины ( слайд 4 )
2. Операционно-содержательный этап
1. Мораль в жизни людей
-Мораль исторически является первой формой общественного сознания, благодаря которой первобытное человеческое общество стало принципиально отличаться от животного стада. Утрата морали означает превращение человека в человекоподобное существо. Именно это имел в виду французский философ Э. Мунье (1905 — 1950), говоря, что неандертальский человек еще сидит в каждом из нас и для его проявления достаточно ≪снять культурные одежды≫. Все известные формы организации человеческого общества (род, племя, этнос, нация, государство), как правило,
достаточно бережно относятся к морали, рассматривая ее в качестве важнейшего структурного элемента духовной сферы, обеспечивающего социальную стабильность, сплоченность и устойчивость. (слайд 5)
В истории общественной жизни можно найти немало периодов, отмеченных кризисными явлениями в духовно-нравственной сфере того или иного общества или отдельных социальных групп, включая и молодежь. (Примеры из учебника) (слайд 6)
-Современный человек включен в бесконечное множество контактов. Моральные ценности играют роль путеводителя по жизни. Например , учат договариваться, совместно решать общие проблемы, согласованно трудиться, создавая все многообразие и богатство цивилизации, любить друг друга, воспитывать своих детей. Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание. Оно является отражением в сознании людей отношения к нравственным нормам в предельно широком спектре позиций: от страстного утверждения этих норм и словом, и делом до негативного и даже нигилистического их восприятия и поведения, соответствующего отрицательному отношению к нравственным и нормам. (слайд 7)
-В морали существуют познавательный, оценочный и регулятивный аспекты, взаимодействующие друг с другом. Все они непосредственно отражаются в индивидуальном сознании человека, в котором представлены нормы, принятые общественным мнением. Эти нормы многообразны и отличаются друг от друга заметными расхождениями в масштабах применения и уровнях одобрения. (Привести примеры из учебника) Нормы функционируют на основе принципов морали, представляющих собой предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной
группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм и др.). (слайд 8)
-Итак, мы рассмотрели понятия морали и нравственного сознания, узнали про существование 3х моральных аспектов, теперь необходимо поговорить про функции морали. Каковы они на ваш взгляд? (ответы ребят) (как вывод учащиеся просматривают слайд 9 , делают записи в тетрадях)
- А что такое нравственность? (ответы детей)
Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни (слайд 10)
- Это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Важнее руководствоваться ими в повседневной жизни. Итогом позитивного закрепления моральных норм в индивидуальном сознании становятся моральные убеждения как принятые личностью моральные принципы, ставшие правилом ее практического поведения. Одним из порождений моральных убеждений выступает моральный автоматизм, когда поле человеческих действий заранее ограничено сферой морально допустимых поступков и соответственно другие варианты поступков просто не воспринимаются личностью. В итоге она обречена непрерывно решать практические, а не моральные проблемы, всегда предполагающие свободный выбор.
2.Мир моральных категорий (слайды 11 и 12)
Этические категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.
Рассмотрим более подробно моральные категории. Дайте характеристику следующих моральных категорий (работа в мини-группах):
честь и достоинство личности
3.Нравственная культура
Понятно, что нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему? ( факторы, определяющие уровень нравственной культуры: низкая общая культура людей; принадлежность к различным группам и слоям; различные интересы, цели своей жизни и деятельности; различия в степени нравственных переживаний, сопереживаний) (слайд 13)
Факторы развития нравственной культуры (слайд 14)
3. Рефлексивно-оценочный этап
- Подытожить наш разговор я предлагаю при помощи синквейна.
Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме , характеризующее суть предмета или объекта.
Читайте также: