Нравственные чувства и моральное поведение конспект

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " Нравственные чувства и моральное поведение «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То," — Транскрипт:

3 Нравственные категории и их виды Добро и зло Добродетель и порок Стыд и совесть Милосердие Разъясняем сущность нравственных категорий Антонина Сергеевна Матвиенко

4 Прочитайте стихотворения и сравни поведение двух людей: НИЩИЙ Знавал я нищего: как тень, С утра, бывало, целый день Старик под окнами бродил И подаяние просил; Но все, что в день насобирал, Бывало, к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам, Таким же нищим, как и сам. Я.П. Полонский НИЩИЙ У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку М. Ю. Лермонтов МИЛОСЕРДИЕ – БЕСКОРЫСТИЕ – ДОБРОТА – СЛУЖЕНИЕ – РАДОСТЬ – БЛАГОЧЕСТИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Антонина Сергеевна Матвиенко

5 Добродетель и порок оценки положительных (добродетели) или отрицательных (пороки) качеств личности, проявляющихся в ее делах и поступках К добродетелям традиционно (с эпохи Древней Греции) относят мужество, мудрость, честность, скромность, верность, а к порокам – трусость, распущенность, зависть, алчность, воровство. Дополните список, приведите примеры из жизни. Как думаете, которая из добродетелей важнейшая? Дополните список, приведите примеры из жизни. Как думаете, которая из добродетелей важнейшая? Антонина Сергеевна Матвиенко

Задачи: 1. познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру.

2. Развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.

3. Воспитывать нравственные качества учащихся, формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Тип урока : урок получения новых знаний

Вид урока : урок-дискуссия

1. Вводно-мотивационный этап

Без Доброты нам было б слишком тесно,

Без Доброты, нам было бы темно…

Лишь с Добротой хватает в сердце места,

Чтобы любить и помнить все равно.

И даже если все давно остыло,

Нам Доброта поможет пережить,

Все то, что в сердце болью долго ныло,

Чтобы опять виновного простить.

Лишь с Добротой способны к Состраданью,

И Милосердию готовы век служить,

И чтобы быть Подобием созданью

Необходимо с добрым сердцем жить!

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей)

План урока: (слайд 2)

  1. Мораль в жизни людей
  2. Мир моральных категорий
  3. Нравственная культура

2. Операционно-содержательный этап

1. Мораль в жизни людей

Стержнем человека, который помогает ему встретить радости и выдержать невзгоды, является мораль. Что же это такое? Каковы функции морали? (ответы детей)

( как вывод учащиеся просматривают слайд 3, делают записи в тетрадях)

Морально-психологические механизмы: долг, совесть

Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье

Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей

Утверждение человеческого в человеке

Мораль- специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни- труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных отношениях

Нравственные принципы: коллективизм-индивидуализм

Моральные требования и представления

Нормы поведения: не лги, не укради, не убий, почитай старших и т.д

Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость ит.д

Моральные требования и представления

-Назовите основные моральные требования и нормы. Какие из них вам представляются самыми важными? Почему?

- Охарактеризуйте функции морали

- А что такое нравственность? (ответы детей)

Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни (слайд 4)

- Это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Важнее руководствоваться ими в повседневной жизни.

Работа в группах

Работа с документами. Ответить на вопрос: какие нравственные стержни в человеке выделяет автор?

1 группа: Из дневника Л.Н.Толстого

2 группа: Из письма А.П.Чехова брату Николаю

Далее учащиеся делают вывод. Учитель транслирует вывод на слайде 5:

Вывод: нравственность неотделима от морали; в нравственной личности сочетаются разумное и чувственное начала; существуют общие моральные правила, которые нужно выполнять.

2.Мир моральных категорий

Рассмотрим более подробно моральные категории. Дайте характеристику следующих моральных категорий (работа в мини-группах):

  1. добро и зло
  2. долг
  3. честь и достоинство личности
  4. счастье
  5. совесть
  6. мораль, идеал

Понятно, что нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему? ( факторы, определяющие уровень нравственной культуры: низкая общая культура людей; принадлежность к различным группам и слоям; различные интересы, цели своей жизни и деятельности; различия в степени нравственных переживаний, сопереживаний) (слайд 5)

-Какие качества представляют для вас наибольшую ценность?

3. Рефлексивно-оценочный этап

-Подытожить наш разговор я предлагаю при помощи синквейна. Вспомните, о каких категория морали мы сегодня говорили?. Давайте поделимся на небольшие группы и составим синквейны к словам: Добро, Зло, Нравственность, Любовь, Милосердие.

Хранить, творить, помогать

Добро должно победить зло

Убивать, страдать, мучиться

Зло- это противоположность добра

Испытывать, сохранять, проходит

Помогает жить, приносит счастье

Согревать, оберегать, лечить

Нужно помогать нуждающимся людям

Учить, воспитывать, помогать

Совершать красивые добрые поступки

- Выставление оценок с комментированием учителем

Твори добро, не отвечай на козни

Стоящих за твоей спиной врагов.

Пойми, мой друг, пока еще не поздно,

Не отвечай потоком бранных слов.

Не оскорби несчастного калеку,

Стоящего с протянутой рукой.

Он остается тем же Человеком,

Но лишь с иной, изломанной судьбой.

Не откажи бродяге во спасенье,

С ним поделись, деньгами и едой.

Пусть грешен он. А кто без прегрешений?

Не прогоняй, хоть трижды он чужой!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)

Презентации к каждому уроку.

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать .

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м.

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -.

презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество".

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал.


Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение».

Величие человека состоит из его способности к действию и из правильного приложения сил к тому, что надлежит сделать.

Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать навыки работы с обучающими текстами, умение аргументировать свой выбор; воспитывать нравственные качества учащихся.

I. Организационный момент

Учитель напоминает правила проведения дискуссии. Он также обращает внимание на эпиграф к уроку и подчеркивает, что к концу учебного занятия нужно аргументированно ответить, согласны ли вы с мнением Фредерика Дугласа, американского аболициониста, революционного демократа, публициста.

II. Проверка домашнего задания

Учитель называет понятия и просит учащихся объяснить их значение.

Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала может быть организовано через работу с текстами. После истечения определенного на изучение текста времени предлагается обсуждение. Выводы записываются в тетрадь.

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

Примечание. Портал - главный вход большого здания. Сычуг -часть коровьего или свиного желудка, которая перед употреблением в пищу предварительно вымачивается.

1. Какую классификацию лиц дает Н. Заболоцкий?

2. Что лежит в основе этой классификации?

3. Можно ли доверять своему первому впечатлению о человеке?

4. Насколько можно доверять мнению других?

Из дневника JI.H. Толстого

Вечная тревога, труд, борьба, лишения - это необходимые условия, из которых не должен выйти хоть на секунду ни один человек. Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем. Мне смешно вспомнить, какядумывал, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать, не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно. Чтобы жить честно, надорваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.

Из письма А.П. Чехова брату Николаю

1. Воспитанные люди уважают свою личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

2. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

3. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь для слушателя оскорбительна и опошляет его в глазах говорящего. Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают.

4. Они не унижают себя с целью, чтобы вызвать сочувствие.

5. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. Истинные таланты всегда сидят в потемках, в топпе, подальше от выставки.

6. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем. суетой.

7. Чтобы воспитаться, недостаточно вызубрить монолог Фауста. Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. воля. Тут дорог каждый час.

В чем смысл жизни?

Вопрос труднейший, глобальный. Может быть, самый главный и мучительный из всех вопросов, над которыми веками бились лучшие умы человечества. Можно ли ответить на него в нескольких словах да еще импровизованно? Не лучше ли отмолчаться или отшутиться? Нет. Мне кажется, любой из нас в любую минуту своей жизни должен быть готов в меру своих сил ответить на этот вопрос. Сегодня я отвечаю на него так: природа создавала человека миллионы лет, давайте же уважать эту работу. Проживем жизнь с достоинством, поддерживая все созидательное и противостоя всему разрушительному, что есть в жизни! Это, разумеется, не полный ответ, но, во всяком случае, приближение к нему.

А способность человека найти необходимую простую и ясную формулировку - один из критериев подлинной интеллигентности. Для меня интеллигентность - это повышенная восприимчивость к культуре, к искусству, деликатность в отношении других людей, принципиальность. И еще: интернационализм. Я убежден, что национальное в его лучших проявлениях сохранится всегда. Но это не исключает подлинного интернационализма, который заключается в отсутствии национальной спеси.

И еще качество подлинного интеллигента: его жизнь осмысленна. Над смыслом ее он задумывается всю жизнь, не считая, что ответ найден раз и навсегда.

1. Какие нравственные стержни в человеке выделяют авторы?

2. Почему люди, живущие в разное время, ценят одно и то же? В процессе обсуждения текстов важно подвести учащихся

к выводу о том, что нравственность неотделима от морали; в нравственной личности сочетаются разумное и чувственное начала; конкретные моральные установки определяются требованиями конкретного общества; существуют общие моральные правила, которые следует выполнять.

IV. Закрепление изученного материала

Учащиеся выполняют задания 4, 5, 6 на с. 110 (Кравченко).

1. § 13, проблема, парадокс, с. 110 (Кравченко).

2. § 31 (Боголюбов).

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель называет понятия и просит учащихся объяснить их значение.

Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.

III. Изучение нового материала

1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние.

2. Моральные нормы и их функции в обществе.

3. Особенности морального познания.

1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 103-104 (Кравченко)).

2. Моральные нормы и их функции в обществе

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 105-106 (Кравченко)). Затем предлагается выполнить задания 2 и 3, с. 110 (Кравченко).

Завершая проверку материала, учитель должен выделить главную функцию морали: регулятор общественных отношений, условие успешной социализации личности.

3. Особенности морального познания

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 107-109 (Кравченко)) и отвечают на вопросы:

- Что такое неэкспериментируемость и почему это одна из главных характеристик морального познания?

- Что такое парадокс моральной оценки? Приведите примеры.

- Что такое парадокс морального поведения? Приведите примеры.

IV. Закрепление изученного материала

Вопросы морали с древнейших времен были предметом размышлений множества философов, ученых деятелей искусства, писателей и просто людей с неспокойной совестью.

- Сформулируйте проблему, выраженную в афористической форме.

- Подробно разъясните мысль автора.

- Приведите примеры из литературы, истории, повседневной жизни для аргументации своего ответа.

Нравственность начинается с умения контролировать свои душевные порывы. Не все душевные порывы человеку над­лежит усмирять. Если он в порыве чувств бросается спасать ребенка из огня, жертвует собой, делится с неимущим по­следней крошкой, то подобные желания, даже если они про­тиворечат его рассудочной выгоде и самосохранению, обще­ством всегда приветствовались. Почему разум в подобных ситуациях молчит и допускает порывы чувств, угрожающих жизни человека? Видимо, потому, что эти порывы давно уже оправданы индивидом, глубоко укоренились в нем, ста­ли частью его мировоззрения. Он идет на это с полным осо­знанием последствий и риска. Напротив, слепые страсти, поднимающиеся из глубин подсознания, порывы, за кото­рые человеку, быть может, придется краснеть, не поддержи­ваются разумом, противоречат его мировоззрению, но от этого не теряют своей силы. Мало кто захочет прослыть ра­бом своих низменных страстей. Когда о нас отзываются как о человеке слова, господине своих страстей, мы получаем дополнительный заряд эмоций и укрепляемся в правильно­сти своих убеждений.

Мораль ближе расположена к умеренности и аскетичнос-ти, к тому полюсу нашего духовного мира, где всегда распола­гаемся мудростьособо чтимая людьми добродетель. По­давлять в себе страх и чревоугодие, нравственную разнузданность и алчность всегда было почетно и мудро одно­временно. Но подавлять в себе богатство эмоциональной жиз­ни считается моральным пороком. Когда мы переживаем с литературными или экранными героями, когда испытываем глубокое чувство влюбленности или искренне сопереживаем

ближнему, наши чувства являются просветленными. Они очищают и возвышают душу. Греки называли подобное состо­яние катарсисом (очищением).

Мораль является сугубо человеческим качеством. Она не свойственна животным, ибо они лишены разума, хотя не ли­шены эмоций и чувств. Она присуща только человеку. Мо­раль удерживает в гармонии два противоположных нача­ла темное и светлое, низменное и возвышенное, разумное и чувственное.

Разумное или, точнее сказать, рассудочное начало в чело­веке не всегда со знаком плюс. Убийца хладнокровно намеча­ет свою жертву и осуществляет коварный замысел. Совер­шенно рассудочно иногда делают служебную карьеру, не брезгуя сомнительными средствами. Значит, и разум и чувст­ва одинаково могут быть плохими и хорошими, нравственны­ми и безнравственными. Благодаря исследованиям специали­стов по этике мы сегодня знаем, что скрывалось раньше под покровом неведомого.

Разумное поведение только тогда является нравствен­ным, когда оно руководствуется искренними чувствами. И наоборот. Чувственное поведение только тогда превра­щается в нравственное, когда им руководит разум.

Чувства и разум не могут жить врозь. Когда они действу­ют поодиночке, очень велика опасность скатиться в пропасть аморальности. Между ними должен быть крепкий союз.

Всегда считалось, что мужчина воплощает разумное, а женщина — эмоциональное начало. Когда они разъедине­ны, заложенные в них качества доходят до крайнего преде­ла, и только их союз порождает гармонию и нравственность. Но основана она не на стремлении подавить противополож­ный пол с его свойствами, а на взаимном уважении. Кон­троль друг над другом происходит незаметно, косвенно, его даже контролем назвать нельзя.

Нравственность формируется только изнутри — через са­моконтроль и только добровольно. Принуждением нельзя до­биться возвышенных чувств и правильных поступков. Чело­века надо мотивировать к тому, чтобы он совершил их по собственной воле.

Психологи давно заметили, что человек до совершения проступка (преступления) — один, а после — совершенно другой. Способность не переступить роковую черту свойст­венна, на самом деле, очень многим людям. Считается, что большинство населения в любой стране — люди в сущности своей не только добрые, но и нравственные. Но дело в том, что для истинно нравственного индивида черты вообще не су­ществует. Он к ней даже не приближается. Она как бы за пре­делами его образа жизни.

Моральное поведение напоминает блуждание по беско­нечному лабиринту, где на каждом шагу приходится всту­пать то в компромисс с самим собой, то натыкаться на пара­доксы и противоречия, которые человек не всегда в состоянии решить. Взять хотя бы правило двойной морали: от других мы требуем большего, чем от самих себя, и себе мы


позволяем такое, чего не прощаем окружающим. Но если мо­ральные законы абсолютны, то как они могут быть разными для себя и для других?

Нравственная личность поступает иначе: к себе она предъявляет более высокие требования, чем к другим. Такой человек многое прощает окружающим, но не прощает себе. И делает то и другое не только по истинному убеждению, но и по зову сердца. Но есть люди, которые относятся к другим с такой же строгостью, как и к себе. Они даже наслаждаются своей особой принципиальностью. Когда их спрашивают, по­чему они так суровы с другими, они отвечают: потому что мы строги к себе. И добавляют: строги, но справедливы.

Мораль предполагает, согласно определению, 1) господ­ство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю и бескорыстие мотивов.

Моральный (добродетельный) человек умеет сдерживать себя, властвовать над страстями. Но для чего он это делает? Чтобы не конфликтовать с окружающими? Если так, то чем он тогда отличается от хитреца, ловко манипулирующего межличностными отношениями и всячески избегающего ос­ложнений? Ему выгодно быть добрым. Но в таком случае это не добро. Правда, его действия можно трактовать иначе: усту­пая другим, он усмиряет свои эгоистические чувства, жела­ние все сделать по-своему, вопреки другим. А это уже нравст­венная позиция.

Моральный человек нацелен на высшее благо. Но что такое высшее благо? И как высоко оно расположено? И тогда высшие блага и идеалы предстают перед нами в виде некоего размыто­го множества, контуры которого приходится определять са­мим. И притом так, как умеем, как желаем, как нам выгодно. Иными словами, в абсолютные принципы мы привносим отно­сительность и субъективизм. Не превращаем ли мы высокие ценности в низменные оценки? Но чем более универсальными и абстрактными являются высшие идеалы, тем большему чис­лу они подходят. Значит, таким путем они вполне достигают своей цели: выступать регулятором поведения для наибольше­го числа людей.

несовершенства. И чем выше человек в нравственном отно­шении, тем критичней он к себе относится. В таком случае подлинно нравственный человек не может считать себя до­стойным кого-то судить.

Выходит еще один парадокс: достойные судить отказыва­ются, а другие, кому по моральным качествам заказано это делать, с удовольствием практикуют. На каждом шагу мы по­лучаем осуждения, поучения, замечания и т.д. Конвейер ра­ботает безостановочно — в трамвае, на улице, в школе, дома, на работе. И каждый из нас только часть всеобщего кругообо­рота. При этом люди, охотно берущие на себя роль учителя и судьи в вопросах морали, обнаруживают самодовольство, не­совместимое с моралью. Поскольку каждый день нам прихо­дится решать нравственные дилеммы в быту и на работе, мы считаем себя — некоторые вполне справедливо — людьми, до­статочно хорошо разбирающимися в таких делах. Мы сами назначили себя в эксперты.

Любопытно, что степень экспертности прямо связана с со­циальным рангом: чем выше ступеньку в социальной иерар­хии занимает индивид, тем с большим упорством мнит себя специалистом по нравственным вопросам. Не менее любопыт­но и другое. По мере того как человек делает успешную карье­ру, продвигается вверх, тем чаще ему приходится совершать поступки, не всегда согласуемые с моралью. Не случайно гово­рят, что самые безнравственные люди — власть имущие. У ко­го сохранились остатки убеждений, сходит на половине дис­танции. Можно сформулировать своего рода закон: в иерархии каждый поднимается до уровня своей полной безнравственно­сти. Он представляет собой полную аналогию с известным принципом Питера: в управлении каждый поднимается до уровня своей некомпетентности. Прибавим к нему ранее вы­ясненный парадокс: те, кто мог бы вершить моральный суд, не будут этого делать, тем, кто хотел бы вершить его, нельзя это­го доверять. Как вы думаете, они не противоречат друг другу?

Первое, что делает человек, вставший на путь нравствен­ного совершенствования, запрещает судить других. Но это оз­начает, что моральная оценка превращается в самооценку. Вы судите в первую очередь себя самого. Но каким еще может быть моральный суд? Возможно, другим он и не должен быть.

Юридическое осуждение выносится одному человеку другим от имени всеобщего закона — Уголовного кодекса, равного для всех. Деяние, за которое человек отвечает перед другими людьми по закону, есть преступление; то же деяние, когда за него человек отвечает перед своей совестью, — грех. Зло или грех есть нарушение нравственного закона.

Серьезное отличие морального познания от научного состо­ит в его неэкспериментируемости. Предположим, что вы по­считали для себя добром никогда не вмешиваться в чужие де­ла. Но как проверить, истинно данное суждение или нет? Экспериментировать на себе или на других? Экспериментиро­вание на других получило название учиться на чужих ошиб­ках. Как разумный принцип мы все его признаем. Действи­тельно, зачем совершать свои ошибки, куда лучше поучиться на чужих. Признаем, но не выполняем. Почему? Возможно, потому, что чужой опыт устранения ошибок нам не подходит. Обязательно нужен свой. Чужие ошибки мы познаем абстракт­но, не участвуя в эксперименте. Алгоритм их решения никогда не закрепится в нас настолько прочно, чтобы мог автоматичес­ки выручать в любой критической ситуации. Когда ученый проверяет ошибочную теорию, то результатами его опытов мо­гут пользоваться все ученые мира. Но когда вы проверяете ис­тинность морального правила, результат эксперимента приго­ден вам одному, да и то не всегда.

Моральный лабиринт еще больше запутывается, когда мы вводим в него два новых условия — парадокс моральной оцен­ки и парадокс морального поведения, тесно связанные с нрав­ственной самоаттестацией.

Итак, мораль система взаимных обязанностей, ко­торые вменяются людям, а те принимают их на себя. Эти обязанности осознаются ими как определенные жизнен­ные задачи, безусловно исполняемые в конкретных обстоя­тельствах.

Понятия: нравственность, мораль, моральное поведение.

Вопросы и задания

1. Как сочетаются разумное и чувственное начала в нрав­ственной личности?

Определите основные критерии нравственного поведения.

Какие моральные нормы существуют в современном обществе?

/Проблема. Возможно ли и необходимо ли оставаться мо­ральным человеком в аморальном обществе, коллективе?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока обществознания в 11 классе

Тема: МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель урока – ознакомить с основными понятиями темы.

Задачи урока:

Образовательная : познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру.

Развивающая : развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.

Воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся, формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Организационный момент ( 5 минут)

Проверка домашнего задания (7 - 10 минут)

Изучение нового материала (25 – 30 минут)

1. Вводно-мотивационный этап

Без Доброты нам было б слишком тесно,

Без Доброты, нам было бы темно…

Лишь с Добротой хватает в сердце места,

Чтобы любить и помнить все равно.

И даже если все давно остыло,

Нам Доброта поможет пережить,

Все то, что в сердце болью долго ныло,

Чтобы опять виновного простить.

Лишь с Добротой способны к Состраданью,

И Милосердию готовы век служить,

И чтобы быть Подобием созданью

Необходимо с добрым сердцем жить!

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей)

Моральную и нравственную сторону жизни рассматривает наука Этика (слайд 2 )

План урока: (слайд 3)

Мораль в жизни людей

Мир моральных категорий

Основные понятия и термины ( слайд 4 )

2. Операционно-содержательный этап

1. Мораль в жизни людей

-Мораль исторически является первой формой общественного сознания, благодаря которой первобытное человеческое общество стало принципиально отличаться от животного стада. Утрата морали означает превращение человека в человекоподобное существо. Именно это имел в виду французский философ Э. Мунье (1905 — 1950), говоря, что неандертальский человек еще сидит в каждом из нас и для его проявления достаточно ≪снять культурные одежды≫. Все известные формы организации человеческого общества (род, племя, этнос, нация, государство), как правило,

достаточно бережно относятся к морали, рассматривая ее в качестве важнейшего структурного элемента духовной сферы, обеспечивающего социальную стабильность, сплоченность и устойчивость. (слайд 5)

В истории общественной жизни можно найти немало периодов, отмеченных кризисными явлениями в духовно-нравственной сфере того или иного общества или отдельных социальных групп, включая и молодежь. (Примеры из учебника) (слайд 6)

-Современный человек включен в бесконечное множество контактов. Моральные ценности играют роль путеводителя по жизни. Например , учат договариваться, совместно решать общие проблемы, согласованно трудиться, создавая все многообразие и богатство цивилизации, любить друг друга, воспитывать своих детей. Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание. Оно является отражением в сознании людей отношения к нравственным нормам в предельно широком спектре позиций: от страстного утверждения этих норм и словом, и делом до негативного и даже нигилистического их восприятия и поведения, соответствующего отрицательному отношению к нравственным и нормам. (слайд 7)

-В морали существуют познавательный, оценочный и регулятивный аспекты, взаимодействующие друг с другом. Все они непосредственно отражаются в индивидуальном сознании человека, в котором представлены нормы, принятые общественным мнением. Эти нормы многообразны и отличаются друг от друга заметными расхождениями в масштабах применения и уровнях одобрения. (Привести примеры из учебника) Нормы функционируют на основе принципов морали, представляющих собой предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной

группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм и др.). (слайд 8)

-Итак, мы рассмотрели понятия морали и нравственного сознания, узнали про существование 3х моральных аспектов, теперь необходимо поговорить про функции морали. Каковы они на ваш взгляд? (ответы ребят) (как вывод учащиеся просматривают слайд 9 , делают записи в тетрадях)

- А что такое нравственность? (ответы детей)

Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни (слайд 10)

- Это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Важнее руководствоваться ими в повседневной жизни. Итогом позитивного закрепления моральных норм в индивидуальном сознании становятся моральные убеждения как принятые личностью моральные принципы, ставшие правилом ее практического поведения. Одним из порождений моральных убеждений выступает моральный автоматизм, когда поле человеческих действий заранее ограничено сферой морально допустимых поступков и соответственно другие варианты поступков просто не воспринимаются личностью. В итоге она обречена непрерывно решать практические, а не моральные проблемы, всегда предполагающие свободный выбор.

2.Мир моральных категорий (слайды 11 и 12)

Этические категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

Рассмотрим более подробно моральные категории. Дайте характеристику следующих моральных категорий (работа в мини-группах):

честь и достоинство личности

3.Нравственная культура

Понятно, что нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему? ( факторы, определяющие уровень нравственной культуры: низкая общая культура людей; принадлежность к различным группам и слоям; различные интересы, цели своей жизни и деятельности; различия в степени нравственных переживаний, сопереживаний) (слайд 13)

Факторы развития нравственной культуры (слайд 14)

3. Рефлексивно-оценочный этап

- Подытожить наш разговор я предлагаю при помощи синквейна.

Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Читайте также: