Новое время встреча европы и америки 4 класс конспект

Обновлено: 20.05.2024

1. Познакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями.

2. Развивать устную речь, умение делать выводы.

3. Воспитывать любовь и интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: портреты великих мореплавателей; карта полушарий; картины Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, портреты Д. Дефо, Ж. Верна.

Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать
И ключевое слово прочитать.

Вопросы к кроссворду:

1. Где жили рыцари?

2. Здание для молитв у мусульман.

3. Металлическая буква в первом печатном станке.

4. Здание для молитв в буддизме.

5. Где можно было согреться в замке?

6. Здание для молитв у христиан.

7. Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом?

О т в е т ы: 1. Замок. 2. Мечеть. 3. Литера. 4. Храм. 5. Камин. 6. Церковь. 7. Рыцарь.

Ключевое слово: Америка.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, кто открыл Америку. Мы отправимся в эпоху, которая знаменита великими географическими открытиями, великими изобретениями. Эту эпоху историки называют Новым временем.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит опрос:

– Как изменился облик Европы за время Средневековья?

– Почему Средние века называют временем рыцарей и замков?

– Какие религии возникли в Средние века?

– Кто изобрел книгопечатание?

Несколько учеников выполняют работу по карточкам.

Тест “Средние века: время рыцарей и замков”

1. Сколько лет продолжались Средние века?

2. Какие города возникли в Средние века?

3. Новая вера – ислам – возникла:

а) в Индии;

б) на Ближнем Востоке;

в) в Европе;

г) на Дальнем Востоке.

4. Какая религия самая древняя?

5. В Средние века изобрели:

а) очки, пуговицы, часы;

б) телевизор, видеомагнитофон, компьютер;

в) телефон, паровоз, радио.

6. Кто изобрел книгопечатание?

а) Иоганн Гутенберг;

б) Даниэль Дефо;

в) Христофор Колумб.

7. Бумага была изобретена:

III. Работа над новым материалом.

О каком периоде истории мы говорили на прошлом уроке?

Какой период предшествовал ему?

Откуда мы начали свое историческое путешествие?

Сегодня мы познакомимся с эпохой, которую называю “Новое время”

- Почему этот период истории получил такое название? Ответить на этот вопрос вам поможет статья на стр. 22.

Какой период времени занимает Новое время? Почему историки так назвали это время? Какие качества в человеке стали ценить в Новое время?

О каких великих писателях сказано в статье? Какие произведения Жюля Верна, вы читали? Имена, каких великих художников названы в статье?

Вы прочитали о том, что Новое время подарило миру великих путешественников. Сегодня на уроке вы узнаете о некоторых их них.

Прочитайте текст на с. 23.

О ком в нем сказано? Рассмотрите иллюстрации на этой странице и послушайте рассказ о Х.Колумбе. Ответить на вопросы.

1. Выступление о Х. Колумбе

Какие моменты путешествия изображены на рисунках в учебнике?

То, что Колумб нашел новую часть света, было доказано окончательно плаванием Магеллана. Прочитайте об этом человеке на стр. 24. рассмотрите его портрет. Что это был за человек? Какие открытия им были совершены?

2 выступление о Ф. Магеллане.

О каких открытиях вы узнали из этого рассказа?

Казалось: что ещё можно открыть? Все уже известно. Но нет! Остались неизведанными северные земли. В начале 19 века был открыт целый материк. Нашли его русские мореплаватели.

3. Выступление о мореплавателях Ф.Беллинсгаузене и М.Лазареве.

О каких открытиях вы узнали из этого рассказа?

С помощью, каких транспортных средств были сделаны все открытия Нового времени? Почему не пользовались другими видами транспорта?

Но развитие техники тоже не стояло на месте. Много открытий и изобретений было сделано в эти годы. Прочитайте о них в статье “Что оставило нам новое время?”

Что появилось в 19 веке? Вспомните, какими были первые автомобили и паровозы? В какой стране появилось метро


На уроке мы знакомим учащихся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями. Развиваем устную речь, умение делать выводы. Воспитываем любовь и интерес к мировой истории.

Описание разработки

Цели:

1. Познакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями.

2. Развивать устную речь, умение делать выводы.

3. Воспитывать любовь и интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: портреты великих мореплавателей; карта полушарий; картины Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, портреты Д. Дефо, Ж. Верна.

Ход урока

Чтоб тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать

И ключевое слово прочитать.

Презентация Новое время: встреча Европы и Америки

Вопросы к кроссворду:

1. Где жили рыцари?

2. Здание для молитв у мусульман.

3. Металлическая буква в первом печатном станке.

4. Здание для молитв в буддизме.

5. Где можно было согреться в замке?

6. Здание для молитв у христиан.

7. Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом?

О т в е т ы: 1. Замок. 2. Мечеть. 3. Литера. 4. Храм. 5. Камин. 6. Церковь. 7. Рыцарь.

Ключевое слово: Америка.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, кто открыл Америку. Мы отправимся в эпоху, которая знаменита великими географическими открытиями, великими изобретениями. Эту эпоху историки называют Новым временем.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с:

– Как изменился облик Европы за время Средневековья?

– Почему Средние века называют временем рыцарей и замков?

– Какие религии возникли в Средние века?

– Кто изобрел книгопечатание?

Несколько учеников выполняют работу по карточкам.

1. Сколько лет продолжались Средние века?

а) 1000 лет; в) 9 веков;

б) 2000 лет; г) 5 веков.

2. Какие города возникли в Средние века?

а) Москва; в) Берлин;

б) Париж; г) Афины.

3. Новая вера – ислам – возникла:

а) в Индии; в) в Европе;

б) на Ближнем Востоке; г) на Дальнем Востоке.

4. Какая религия самая древняя?

а) христианство; в) ислам.

5. В Средние века изобрели:

а) очки, пуговицы, часы;

б) телевизор, видеомагнитофон, компьютер;

в) телефон, паровоз, радио.

6. Кто изобрел книгопечатание?

а) Иоганн Гутенберг;

в) Христофор Колумб.

7. Бумага была изобретена:

а) в Древнем Китае;

в) Древней Греции.

О т в е т ы: 1(а), 2(а, в), 3(б), 4(б), 5(а), 6(а), 7(а).

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Вслед за Средними веками наступил черед Нового времени. Это время отважных путешественников. Что вы знаете об открытии Америки?

Ученики. Америку открыл Колумб.

Но действительно ли Америка раньше не была известна людям? Оказывается, еще за 500 лет до рождения Колумба викинги – древние жители Скандинавского полуострова – уже приплывали на своих ладьях в Северную Америку. А китайские моряки еще раньше викингов посещали берега Южной Америки.

И только после смерти Колумба путешественник Америго Веспуччи, который участвовал вместе с ним в двух экспедициях, доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк. Вот его - то именем – Америго – и назвали Америку. А память о Колумбе хранит в своем названии одна из стран Центральной Америки – Колумбия.

– Каких путешественников вы еще знаете?

Ученики. Фернан Магеллан, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев.

Учитель показывает портреты великих мореплавателей.

Учитель. Фернан Магеллан был португальцем. 20 сентября 1519 года 5 кораблей вышли из порта Сан - Лукар в устье Гвадалквивира. Достигнув Южной Америки, они зазимовали. Весной корабли тронулись в путь и в октябре вошли в узкий извилистый пролив между материком Южная Америка и островами Огненной Земли, позже названный именем Магеллана.

– Найдите на карте Магелланов пролив.

На южной стороне пролива они видели огни костров, поэтому Магеллан назвал эту землю Огненной землей.

– Найдите их на карте.

Так закончилось первое кругосветное плавание. Его результат: доказана шарообразность Земли. Экспедиция выяснила, что океаны занимают значительно большую площадь, чем суша. Колумб и его современники считали, что моря и океаны – лишь незначительная часть поверхности Земли.

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев помимо немалого количества островов открыли целый континент – Антарктиду. Поэтому экспедиция Беллинсгаузена по справедливости считается одной из самых важных в истории географических открытий.

Оттуда экспедиция направилась прямо на юг, и были открыты три острова Маркиза де Траверсе. Затем Беллинсгаузен отправился далее на юг, насколько позволяли льды. В марте 1820 г. шлюпы разделились и пошли в Австралию (порт Джексон, ныне Сидней). Перезимовав в Австралии, экспедиция отправилась в Тихий океан, открыла несколько островов и в ноябре продолжила свой путь в южнополярные моря. 10 января 1821 года под 70 - м градусом з. д. Беллинсгаузен, встретив сплошной лед, вынужден был пойти на север и открыл остров Петра I и берег Александра I.

Учитель. Но Новое время – это не только время отважных путешественников. Новое время подарило миру художников, архитекторов, писателей.

Учитель открывает на доске картины известных художников и просит назвать их авторов.

Учитель. Рафаэль Санти (1483–1520) – итальянский живописец и архитектор. Один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения. Его картины проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Проектировал собор Святого Петра в Риме, расписывал комнаты Ватикана.

Учитель. В эту эпоху родился герой романа – Робинзон Крузо и капитан Немо. Кто автор этих произведений?

Жюль Верн (1828–1905) – французский писатель, один из создателей жанра научной фантастики. Автор почти 70 научно - фантастических произведений. Некоторые научные идеи Ж. Верна оказались впоследствии воплощенными в действительность.

Весь материал - смотрите архив.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Формируемые УУД (универсальные учебные действия):

Познавательные - осознавать познавательную задачу, слушать и смотреть, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника и дополнительной литературе;

коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками нужные действия;

личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Планируемые результаты урока.

- осознавать единство с окружающим миром;

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять понимание успешности при освоении темы;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности.

Метапредметные.

Познавательные умения:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

- формулировать тему урока и цель урока;

- планировать учебную деятельность;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- контролировать свою деятельность по результату;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные:

- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;

- развитие умений задавать вопросы по теме;

- формирование умения организовывать общение учащихся друг с другом;

- формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его.

Иметь представление о продолжительности истории Нового времени.

Понимать роль Великих географических открытий в истории человечества.

Иметь представление об изменении философии людей Нового времени.

Понимать роль научных открытий и технических изобретений в развитии человечества.

Ι. Организационный момент.

Истории славной великие даты

Мы будем по жизни нести.

Почувствуем сердцем, что было когда-то,

Представим себе вековые пути!

- Мы продолжаем путешествие на машине времени в прошлое, познавая новую науку – историю. А что такое история?

История- это наука о прошлом. История изучает то. Как жили разные народы, какие происходили события

ΙΙ. Актуализация знаний.

1 этап. Работа в парах.

У вас на партах лежат вопросы и ответы на изученную тему на прошлом уроке. Я зачитываю первый вопрос, вы ищете ответ у себя на листочке. Ответ будет только у одной группы. Кто находит, поднимает руку, отвечает и далее зачитывает свой вопрос.

Сколько лет продлилось Средневековье? (Тысяча)

Воин на коне, закованный в латы, в шлем, с мечом и щитом. (Рыцарь)

Где жили рыцари? (в замках)

Как назывались металлические буквы? (Литеры)

Основатель Христианства? (Иисус Христос)

Какие современные города возникли в Средневековье? (Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва.)

Какие религии получили распространение в Средние века? (Ислам, буддизм, христианство, иудаизм.)

Какое место выбирали для строительства замков? (Высокий холм, обрывистый утес, остров посреди реки.)

Чем был окружен замок? (Рвом с водой.)

Где можно было согреться в таком жилище? (У камина.)

Для чего проводились рыцарские турниры? (Для развлечения.)

Когда было изобретено книгопечатание и кто его изобрел? (Немец Иоганн Гутенберг В 1445г.)

Как называется здания для молитв у буддистов? (Буддисткие храмы)

Какая историческая эпоха следует за Средними веками? (НОВОЕ время) ответ находится у учителя

Оцените свою работу на батарейке зеленый, желтый, красный.

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы.

- Итак, ребята, с какой эпохой мы сегодня познакомимся на уроке? (С эпохой Нового времени)

- Вас ничего не удивляет? Можно ли считать новым то, что появилось 500 лет назад?

- Сформулируйте вопросы, на которые мы хотим получить ответы в конце нашего урока.

(Подвести учащихся к формулированию задач урока)

- Почему эта историческая эпоха называется Новой?

- Как происходила встреча Европы и Америки?

Начиная с ΧV века, жизнь людей в Западной Европе стремительно изменялась. Средневековое общество уходило в прошлое, наступало Новое время. Свое название оно получило потому, что мир стал совершенно иным по сравнению с эпохой Средневековья.

Новое время славилась великими открытиями, путешествиями, научными открытиями, великие художники. А что именно изменилось, я предлагаю узнать, поработав в группах.

2 этап - Работа в группе.

1 группа - Великие путешественники. Экспедиция Христофора Колумба

2 группа - Великие путешественники. Экспедиция ФернанаМагеллана

3 группа - Великие путешественники. Экспедиция Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева.

4 группа - Великие деятели искусства

5группа - Великие изобретатели

В каждой группе выбираете хранителя тишины, оформителей, докладчика.

Сначала изучаете самостоятельно текст, далее вместе работаете, отвечаете на вопросы. После этого оформители выбирают материал для кластера и оформляете свою работу. У каждой группы есть Qr-код. После выполнения работы докладчик выходит и рассказывает про какую тему изучали.

- Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы в группе.

Путешествие Христофора Колумба

Экспедиция Колумба двинулась на Запад. На пути показалась земля, которую моряки приняли за Индию. Колумб назвал эту землю Индией, а население индийцами. Оттуда везли пряности, золото, драгоценные камни, картофель.

Христофор Колумб так и не узнал, что открыл новую землю. Только после смерти Колумба другой итальянский путешественник доказал, что открытая Колумбом земля - это новый материк. Назвали новый материк – Америка.

1. В каком году Христофор Колумб предпринял своё путешествие? Как рассуждал Колумб?

2. Как назвал Христофор Колумб новую землю и его жителей? Узнал ли он, что открыл новый материк?

3. Как назвали материк после его смерти?

4 Что привозили из Америки?

Путешествие Фернана Магеллана

Через 27 лет после открытия Америки В 1519 году португалец Фернан Магеллан предпринял первую кругосветную экспедицию. Пять кораблей экспедиции достигли материка Южная Америка, обогнули его и вышли в неизвестный океан.

Была хорошая безветренная погода, ни один шторм не потревожил мореплавателей пока они пересекали этот океан. Магеллан назвал океан Тихим.

Главные результаты экспедиции Магеллана: окончательно доказано, что Земля круглая; открыты многие острова и новый океан; дополнена карта Земли. Только один корабль после длительного, мучительного плавания вернулся на родину, на борту осталось 17 испанцев из 265. Первое в истории кругосветное путешествие закончилось. Оно продолжалось почти три года.

Экспедиция выяснила, что океаны занимают большую площадь, чем суша. Ведь Колумб и его современники считали наоборот, что моря и океаны – лишь незначительная часть поверхности Земли.

1. Когда Фернан Магеллан совершил свою экспедицию, какой материк она обогнула и куда вышли её корабли?

2. Какой океан открыла экспедиция Фернана Магеллана? Как назвал Магеллан этот океан и почему?

3. Какие главные результаты экспедиции Фернана Магеллана?

Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева

Последний неизвестный материк Земли был открыт русской экспедицией. Это была Антарктида. В 1820 гг. состоялась первая русская морская экспедиция в южные моря. Руководили этой экспедицией Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.

Экспедиция была очень долгой и трудной из-за холодов и сложности пути, ведь в эти моря ещё никто не исследовал.

Экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева считается одной из самых важных в истории географических открытий: открыт шестой материк — Антарктида, открыты и нанесены на карту 29 островов.

Собраны уникальные научные коллекции. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

Их путешествие по северным морям было настолько тяжелым и опасным, что его смогли повторить лишь спустя сто лет.

Когда была организована первая русская экспедиция к южным морям?

Кто её возглавлял?

Какие географические открытия совершила первая русская экспедиция к южным морям?

Что ещё замечательного сделала первая русская экспедиция к южным морям, кроме географических открытий?

Великие деятели искусства

Этот период подарил нам великих деятелей культуры и искусства.

Все эти люди жили и творили свои бессмертные произведения в эпоху Нового времени.

Леонардо да Винчи – итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Нарисовал знаменитый портрет Мона Лиза или еще называют Джоконда. Он воплотил в себе идеал женской красоты.

Великие изобретатели.

Без великих изобретений не могли быть сделаны открытия.

Два величайших изобретения 19 века- это паровоз и пароход.

Паровоз - первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 г.

Была сделана первая фотография.
Автомобиль. Первый автомобиль на пару был изобретен в 1769г.
Появилась телефонная связь, первый телефонный аппарат. Начало было положено в 1876г.

К концу 19 века появилось электрическое освещение, радио.

В Лондоне построили первую линию Метро.

Именно технические достижения Нового времени поднялись на более высокую ступень развития).

Какие открытия были сделаны?

Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?

2. А почему тема называется: Встреча Европы с Америкой?

- Кроме технических изобретений ещё были изобретены Лекарства.

Раз появились лекарства от страшных болезней, то и люди стали жить дольше и численность их увеличивалась.

- Какой можно сделать вывод? (Им нужно было много места)

Европейцам становилось тесно в своей части света. Поэтому куда они отправились? (В путешествия) Для чего? (Для открытия новых земель)

Новое время – это эпоха великих географических открытий, технических изобретений, что облегчило жизнь европейцам, они расширяли границы, расселялись по планете.

Продолжает развиваться книгопечатанье.

Оценивание 2 этапа.

Оцените при помощи батарейки работу в группах.

-А могли в то время придумать батарейку?

Физкультминутка

1. Наш корабль плывёт по волнам (движение руками от груди в стороны)

2.Ветер надувает паруса (глубокий вдох с надуванием щёк и выдох)

5. И вот он долгожданный берег! Давайте пробежимся по песочку! (бег на месте)

А почему на корабле плыли, а не на самолете летели или в космической ракете? МОЖНО ТОЖЕ ОЦЕНИТЬ

6. Итог урока. Следующий этап.

- Подведём итог работе в виде синквейна. Правила оформления.

Заслушать несколько синквейнов, остальные проверю сама.

У вас осталась одно не закрашенное деление, оцените свои впечатления в целом урока.

1. Познакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями.

2. Развивать устную речь, умение делать выводы.

3. Воспитывать любовь и интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: портреты великих мореплавателей; карта полушарий; картины Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, портреты Д. Дефо, Ж. Верна.

Чтоб тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать

И ключевое слово прочитать.



Вопросы к кроссворду:

1. Где жили рыцари?

2. Здание для молитв у мусульман.

3. Металлическая буква в первом печатном станке.

4. Здание для молитв в буддизме.

5. Где можно было согреться в замке?

6. Здание для молитв у христиан.

7. Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом?

О т в е т ы: 1. Замок. 2. Мечеть. 3. Литера. 4. Храм. 5. Камин. 6. Церковь. 7. Рыцарь.

Ключевое слово: Америка.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, кто открыл Америку. Мы отправимся в эпоху, которая знаменита великими географическими открытиями, великими изобретениями. Эту эпоху историки называют Новым временем.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с:

– Как изменился облик Европы за время Средневековья?

– Почему Средние века называют временем рыцарей и замков?

– Какие религии возникли в Средние века?

– Кто изобрел книгопечатание?

Несколько учеников выполняют работу по карточкам.

1. Сколько лет продолжались Средние века?

а) 1000 лет; в) 9 веков;

б) 2000 лет; г) 5 веков.

2. Какие города возникли в Средние века?

а) Москва; в) Берлин;

б) Париж; г) Афины.

3. Новая вера – ислам – возникла:

а) в Индии; в) в Европе;

б) на Ближнем Востоке; г) на Дальнем Востоке.

4. Какая религия самая древняя?

а) христианство; в) ислам.

5. В Средние века изобрели:

а) очки, пуговицы, часы;

б) телевизор, видеомагнитофон, компьютер;

в) телефон, паровоз, радио.

6. Кто изобрел книгопечатание?

а) Иоганн Гутенберг;

в) Христофор Колумб.

7. Бумага была изобретена:

а) в Древнем Китае;

в) Древней Греции.

О т в е т ы: 1(а), 2(а, в), 3(б), 4(б), 5(а), 6(а), 7(а).

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Вслед за Средними веками наступил черед Нового времени. Это время отважных путешественников. Что вы знаете об открытии Америки?

Ученики. Америку открыл Колумб.

Но действительно ли Америка раньше не была известна людям? Оказывается, еще за 500 лет до рождения Колумба викинги – древние жители Скандинавского полуострова – уже приплывали на своих ладьях в Северную Америку. А китайские моряки еще раньше викингов посещали берега Южной Америки.

И только после смерти Колумба путешественник Америго Веспуччи, который участвовал вместе с ним в двух экспедициях, доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк. Вот его-то именем – Америго – и назвали Америку. А память о Колумбе хранит в своем названии одна из стран Центральной Америки – Колумбия.

– Каких путешественников вы еще знаете?

Ученики. Фернан Магеллан, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев.

Учитель показывает портреты великих мореплавателей.

Учитель. Фернан Магеллан был португальцем. 20 сентября 1519 года 5 кораблей вышли из порта Сан-Лукар в устье Гвадалквивира. Достигнув Южной Америки, они зазимовали. Весной корабли тронулись в путь и в октябре вошли в узкий извилистый пролив между материком Южная Америка и островами Огненной Земли, позже названный именем Магеллана.

– Найдите на карте Магелланов пролив.

На южной стороне пролива они видели огни костров, поэтому Магеллан назвал эту землю Огненной землей.

– Найдите их на карте.

Так закончилось первое кругосветное плавание. Его результат: доказана шарообразность Земли. Экспедиция выяснила, что океаны занимают значительно большую площадь, чем суша. Колумб и его современники считали, что моря и океаны – лишь незначительная часть поверхности Земли.

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев помимо немалого количества островов открыли целый континент – Антарктиду. Поэтому экспедиция Беллинсгаузена по справедливости считается одной из самых важных в истории географических открытий.

Оттуда экспедиция направилась прямо на юг, и были открыты три острова Маркиза де Траверсе. Затем Беллинсгаузен отправился далее на юг, насколько позволяли льды. В марте 1820 г . шлюпы разделились и пошли в Австралию (порт Джексон, ныне Сидней). Перезимовав в Австралии, экспедиция отправилась в Тихий океан, открыла несколько островов и в ноябре продолжила свой путь в южнополярные моря. 10 января 1821 года под 70-м градусом з. д. Беллинсгаузен, встретив сплошной лед, вынужден был пойти на север и открыл остров Петра I и берег Александра I.

Учитель. Но Новое время – это не только время отважных путешественников. Новое время подарило миру художников, архитекторов, писателей.

Учитель открывает на доске картины известных художников и просит назвать их авторов.

Учитель. Рафаэль Санти (1483–1520) – итальянский живописец и архитектор. Один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения. Его картины проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Проектировал собор Святого Петра в Риме, расписывал комнаты Ватикана.

Учитель. В эту эпоху родился герой романа – Робинзон Крузо и капитан Немо. Кто автор этих произведений?

Жюль Верн (1828–1905) – французский писатель, один из создателей жанра научной фантастики. Автор почти 70 научно-фантастических произведений. Некоторые научные идеи Ж. Верна оказались впоследствии воплощенными в действительность.




Ученики. Новое время оставило нам много изобретений: пароход, паровоз, фотография, телеграф, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро.

Учитель (показывает иллюстрации с изображениями технических изобретений Нового времени).

Паровоз – локомотив с самостоятельной паросиловой установкой (паровой котел и паровая машина). Первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 г . (Р. Тревитик) и в 1814 г . (Дж. Стефенсон). В России первый паровоз построили Е. А. и М. Е. Черепановы (1833–1834).

Фотография. Основоположниками этого изобретения являются Л. Ж. М. Дагер (1839), Ж. Н. Ньепс во Франции и У. Г. Ф. Толбот (1840–1841) в Великобритании. Цветные фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон (1868–1869, Франция).

Телефонная связь обеспечивает ведение устных переговоров между абонентами, удаленными друг от друга практически на любое расстояние. Начало телефонной связи было положено в 1876 г . изобретением телефонного аппарата А. Г. Беллом (США) и созданием первой телефонной станции (1878, Нью-Хавен, США).

Автомобиль. Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769–1970 гг.; с двигателем внутреннего сгорания – Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885–1886 гг.

Метрополитен – вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Первая линия метрополитена ( 3,6 км ) построена в Лондоне ( 1863 г .). С 1868 г . метрополитен действует в Нью-Йорке. Старейшее метро в Европе – будапештское (1896), венское (1898), парижское (1900).

В России первая линия метрополитена была введена в Москве в 1935 г .

IV. Закрепление изученного.

Учитель. Какую эпоху историки называют Новым временем?

Ученики. XIX век – время выдающихся географических открытий.

Учитель. Назовите знаменитых людей Нового времени.

Ученики. Х. Колумб, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев, Ф. Магеллан, Д. Дефо, Ж. Верн, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

Учитель. Какое открытие сделал Х. Колумб?

Ученики. Открыл Америку.

Учитель. Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан?

Ученики. Он доказал, что Земля имеет форму шара.

Учитель. Какой след оставили в истории Беллинсгаузен и Лазарев?

Ученики. Открыли Антарктиду.

Учитель. Назовите технические изобретения XIX века.

Ученики. Пароход, паровоз, фотография, автомобиль, телеграф, электрическое освещение, радио, телефон, метро.

Читайте также: