Николай асеев илья конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня на уроке мы продолжим работать над значением слов, будем работать с текстами, учиться выразительно читать, а в этом нам помогут произведения о былинных богатырях.

III. Проверка домашнего задания.

2) Кому понравилось выразительное чтение своего соседа, и вы готовы прочитать это стихотворение? Выразительное чтение одной пары учащихся. Оцените чтение.

IV. Освоение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением об Илье Муромце и сравним его с раннее изученными произведениями.

1) Словарная работа. Демонстрация на интерактивной доске словосочетаний из нового произведения. Фронтальная работа. Объяснение значение словосочетаний, проверка.

– подался к бору хмурому

– боярам не потворствовать

– лжи и злобе не покорствовать

– плохо, несытно ел

– поехал к лесу тёмному, где были разбойники

– светло-гнедой (тёмно-рыжий) с желтизной с чёрным хвостом и гривой

– не идти на уступки богатым людям

– не быть злым и не обманывать

– По содержанию произведение похоже на ранее прочитанные. Некоторые отрывки нужно читать плавно, как былину.

3) Самостоятельная работа учащихся. Чтение про себя.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Демонстрация на интерактивной доске слайдов-иллюстраций к к произведениям об Илье Муромце. (Приложение 1) Подбор заголовка. Организация выборочного чтения.

Вы заметили, что содержание этого стихотворения сходно с содержанием былин об Илье Муромце? Давайте докажем это, прочитав одинаковые по смыслу отрывки, а помогут нам в этой работе иллюстрации.

Слайд 2. Болезнь Ильи.
Тридцать три он гола высидел,
Скудно ел и бедно жил;
Тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. Рванулся Илья – и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

Слайд 3. Калики перехожие.
Подходят к его избе три нищих странника.
Налил странник воды в кошечек.
– Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озёр Руси-матушки.

Слайд 4. Богатырь.
Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются.
В рост поднялся – крышу высадил,
Вширь раздался – стены сбил!

Слайд 5. Помощь родителям и их благословение.
Стал Илья лес расчищать – только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвёт.
– Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

Слайд 6. Дорога в стольный Киев-град.
Из того ли то из города из Мурома,Из того села Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А к обедне поспеть хотел он в стольный Киев-град.

И подался к бору хмурому
На великие дела
Из-под горда с-под Мурома,
С Карачарова села.

Слайд 7. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
Как у той ли-то у Грязи-то у Чёрной, да у той ли у берёзы у покляпый,
Да у той ли речки у Смородины, у того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.

Физкультминутка.

2) Работа над выразительным чтением.

3) Контроль и самопроверка.

Индивидуальная работа учащегося на ПК учителя.

Организация фронтальной проверки выполненной работы, учитывая выразительность чтения отрывков.

4) Проблемная ситуация: вопрос – рассуждение.

Слайд 8. Памятник в городе Муроме.

Как вы считаете, Илья Муромец вымышленный персонаж или реально живший богатырь? В былинах, которые пересказывал народ много преувеличений, они приобретают черты сказки. Почему же народ обычного человека сделал сказочным, былинным героем?

Реально живший человек, храбро защищавший Родину.Он был очень мужественным, смелым, готов был отдать свою жизнь за свой народ.

Так проехал он по времени,
По стране во все концы;
У его стального стремени
Встали новые бойцы.

И, как вёсен свежих отклики,
В честь старинного Ильи
Продолжают снова подвиги
Богатырские свои.

Лучшие черты народного богатыря прошли сквозь время, остались близкими русскому народу, объединили его в готовности защищать Родину.

5) Выразительное чтение произведения Н.Асеева.

В стихотворении Асеева вся история об Илье Муромце. Прочитаем её полностью.Чтение цепочкой по четверостишиям.

Закрепить знание событий, отраженных в былинах об Илье Муромце, раскрывающих его "биографию".

VI. Итог урока.

Как вы считаете, какая главная мысль всех произведений, которые мы читали сегодня на уроке.

Гордость за свою Родину, за её былинных защитниках.

И весь русский народ считает также, именно поэтому мы знаем много поговорок о защитниках Родины.

Фронтальная работа с учащимися, в ходе которой выясняется главная мысль всех произведений, прочитанных на уроке. Организация работы в парах с пословицами.

Работа в парах. Карточки. Собери пословицу.

Кто за Родину горой…………..тому сила двойная даётся.

Смело иди в бой…………………тот и герой.

Если по-русски скроен……….Родина за тобой.

Кто за Родину дерётся……….то и один в поле воин.

Рефлексия. Кого заинтересовали былины, сказания о богатырях?

VII. Домашнее задание.

Кого заинтересовали былины, сказания о богатырях? Завтра мы будем читать ваши книги, которые вы подобрали по этой теме.

богатырями (С. Пятков, С. Феткрахманов, А.Шпильман)

3.Определение темы урока- актуализация знаний.

- Чему посвящен наш урок внеклассного чтения?

- Какой жанр литературного творчества повествует о богатырях?

- Что вы знаете о былинах?

- О каких богатырях рассказали вам былины?

- Как сказывались былины?

4.Представление прочитанных книг.

Задачи: рассказать о богатырях земли русской;

объяснить, почему выбрали былину именно об этом богатыре;

что интересного узнали о нем; зачитать интересный отрывок.

5. Работа в группах.

Задача: познакомиться с текстом предложенной былины,

представить богатыря – персонажа былины,

- Давайте проверим, что вы запомнили о былинных героях.

Н А З О В И Т Е

А) Имя самого огромного богатыря, которого земля еле носит.

Б)Кто из богатырей раньше был пахарем, его величали

богатырем от земли?

В)Кому из богатырей Святогор передал свой меч и часть своей

силы? (Илья Муромец)

Г)Имя богатыря, который умел играть в шахматы?

Д)Кто из богатырей побывал в могиле и смог из нее выйти

Е)Имя богатыря, который разбивает вражескую рать огромной

дубовой дубиной? (Сухман)

Ж)Кто из богатырей справился с Соловьем Разбойником?

Литературное чтение 1 часть стр.87-91

-Почему собрались богатыри на заставе?

-Какие качества Ильи проявились во время боя?

-Как изменялось отношение врага к Илье Муромцу?

-Почему художник поместил богатырей рядом?

-Какие мысли и чувства может вызвать пейзаж, на фоне

которого изображены богатыри?

-Какие мысли и чувства хотел передать художник?

-Что русский народ хотел показать в своих рассказах о

-Какими качествами наделял он богатырей?

-На Руси всегда считалось делом чести защищать свою

Родину от врага.

- Кто стал продолжателем ратного дела русских богатырей?

-Назовите имена известных полководцев России.

-Какие награды получают военные в нашей стране, связанные

с именами этих известных людей?

13.Оформление каталожных карточек.

-Оформите в читательском дневнике карточку, посвященную

былинному герою, который вам особенно запомнился.

14.Итог урока. Оценки.

ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ

УЧИТЕЛЬ: ЛАПШИНА В.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Защитники земли русской"( А. Невский)

Урок обобщения знаний детей об А. Невском, а также о великих русских полководцах. на уроке дети пронаблюдают историческое соединение "века XIII c XXI". На уроке формируется уважение к истории России, .


Обобщающий урок по теме "Былины. Русские богатыри"

Изучение былин трудная, но очень интересная для детей тема. Она помогает формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русс.

Былины о русских богатырях. Презентация к уроку внеклассного чтения. 2 класс.

В данной презентации представлены общие понятия о былинах, их построении и отличительных особенностях. Рассказывается об известных богатырях древнего эпоса Киевского и Новгородского цикла.


Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа XXI века". Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Прыжок", былина "Как боролся русский богатырь".

Материал содержит развернутый конспект урока.Цели: продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого; продолжить работу с разножанровыми произведениями Л. Н. Толстого ( сказка, басня, былина, расс.


Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК Занкова.

Конспект урока внеклассного чтения можно использовать для изучения темы "УНТ" в 4-6 классах.Занятие позволит познакомить обучающихся с разнообразием пословиц и поговорок, их стру.

Курский поэт Н.Н. Асеев

Как много великих людей родилось на Курской земле: Г.В. Свиридов, А.Ф. Третьяков, Феодосий Печерский, Е.И. Носов, А.П.Гайдар. Как велик их вклад в русскую культуру! Литература – это ведь тоже культура, для кого-то целая жизнь, которой этот кто-то посвящает всего себя. Посвятил себя литературе и Николай Николаевич Асеев, который внес значительный вклад в ее развитие [ 4 ].

Родился поэт 27 июня 1889 года во Льгове Курской губернии, в семье страхового агента. Здесь прошло его трогательное детство. Лучшим началом раннего творчестваН.Н. Асеева стали стихи, написанные на темы русской

Есть так же и излишества, касающиеся в области метафор и словотворчеств [ 5 ]

Есть так же и излишества, касающиеся в области метафор и словотворчеств [ 5 ]

истории по мотивам славянской мифологии. Есть так же и излишества, касающиеся в области метафор и словотворчеств [ 5 ].

«Не захлопнуть ли вновь урок,

сухомятко не лезущий в глотку?

Не пойти ль провести вечерок

Еще, будучи в реальном училище, Н.Н. Асеев писал стихи, играл в театре, мечтал стать великим артистом.

Уже в преклонном возрасте Николай Николаевич писал, что самые мощные впечатления, которые навсегда остаются в памяти и в душе человека - это впечатления детства [ 5 ].

Первый сборник стихов Николая Асеева "Ночная флейта" вышел в 1914 году. Большое влияние на раннее творчество поэта оказали поэты-символисты. Н. Н. Асеев входит в близкие к футуристам литературные группы, знакомится с творчеством В.В. Хлебникова, увлекается древнеславянской поэзией и фольклором.

Огромное воздействие на формирование самобытного и яркого таланта Н.Н. Асеева оказало его знакомство, а затем и тесная и долгая дружба с В.В.

Маяковским. В стихах Н.Н. Асеева все отчетливее начинают звучать социальные мотивы, протест против буржуазной действительности [7]

Маяковским. В стихах Н.Н. Асеева все отчетливее начинают звучать социальные мотивы, протест против буржуазной действительности [7]

Маяковским. В стихах Н.Н. Асеева все отчетливее начинают звучать социальные мотивы, протест против буржуазной действительности [7].

В 1915 году поэт попадает в действующую армию. С ней поэт попадает на австрийский фронт. Там же он оказывается в самой революционной гуще событий. Этот этап вносит в жизнь и творчествоНиколая Николаевича крутой поворот. Поэт как бы заново открывает для себя окружающую действительность. Он гневно осуждает чуждую народу войну, которая оскорбляет и достоинство человека, и красоту природы.

"Каждый из нас, - писал Н.Н. Асеев о себе и В.В. Маяковском, - ощутил революцию как праздник". Позже поэт назвал революцию одним из своих литературных учителей [1].

После того, как курский поэт покинул фронт, он оказался на Дальнем Востоке, где работал помощником заведующего биржи труда.

Но никогда Николай Асеев, несмотря на все трудности вышеописанного жизненного периода и отдаленности от родной Курской губернии, не забывал о любви к родному краю. Именно поэтому одним из лучших произведений Николая Николаевича стала "Богатырская поэма", в которой поэт восхваляет любовь к землякам, восхищается родными местами, воспевает Курскую землю:

"Хоть прописана в крепостях

и ценилась-то вся в пустяк,

но и в этой цене небольшой

красовалась живой душой" [ 3, с. 67 ].

В последующих своих произведениях поэт, преодолевая подчас нарочитую усложненность поэтической образности, стремится к простоте и ясности стиха.

Я лирик по сплаву своей души, по самой строчечной сути", - сказал поэт о себе

Я лирик по сплаву своей души, по самой строчечной сути

"Я лирик по сплаву своей души, по самой строчечной сути", - сказал поэт о себе. И это действительно определяло сильную сторону его сложного таланта. Поэт-лирик широко и активно воспринимал явления общественной жизни, стремился передать высокий пафос рождения нового мира.

Духом революционного энтузиазма проникнуты его произведения 20-30 годов: поэмы "Свердловская буря" "Семен Проскаков", стихи "Синие гусары", "Двадцать шесть" и многие другие.

В 1928 году Н.Н. Асеев совершает поездку за границу. Возвратившись на Родину, пишет цикл стихов о буржуазном Западе.

Мотивами кипучей молодости, грозовой свежести нового мира проникнуты сборники стихов Н.Н. Асеева "Время лучшим", "Молодые стихи", "Москва-песня", "Высокогорные стихи". В них поэт создает лирический образ стремительного времени, наполненного борьбой и созиданием, утверждением новых нравственных ценностей [6].

В суровые годы Великой Отечественной войны поэт активно работал, но печатался мало. Стихи этих трудных лет вошли в сборники "Первый взвод", "Пламя победы".

Лирико-философскими размышлениями об исторических судьбах 20 века пронизаны послевоенные книги стихов Н.Н. Асеева "Раздумье", "Лад". Сердцевину книги "Лад" составил цикл "Москва-Россия". Стихи о былинных богатырях: о Кутузове, Льве Толстом, В.И. Ленине, поэтические картины курских мест в "Богатырской поэме" - по новому открывали в поэзии Николая Асеева образ Родины, - в богатырский рост, в славном величии народных помыслов и трудов [2].

Смерть поэта наступает 16 июля 1963 года

Смерть поэта наступает 16 июля 1963 года

А как же жители города Курска, помнят ли они кто такой Николай Асеев, знакомы ли они с его творчеством?

Мы задали несколько вопросов курянам:

-Знаете ли вы, кто такой Николай Асеев?

-С какими произведениями вы уже знакомы, а какие хотелось бы изучить?

Исследование показало, что 70% опрошенныхзнают, кто такой Николай Асеев и даже рассказали нам пару строк из его биографии, вспомнили некоторые произведения; 30% населения не знают об этом поэте и никогда не слышали о нем.

По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что наша исследовательская работа будет интересна каждому курянину. Мы хотим, чтобы число, в 30 процентов незнающих, постоянно уменьшалось. Ведь таких земляков, прославивших наш родной край на всю страну, должен знать каждый курянин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения.

формировать умениеопределять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев

воспитание любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны

обогащать знания о качествах национального героя

содействовать осознанию учащимися ценности и социальной значимости учебного материала

обеспечить развитие у школьников умений сравнивать изучаемые объекты

обогащение и усложнение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи

овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ- ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ РУССКОГО БОГАТЫРСКОГО ЭПОСА Воплотил в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Также он очищает прямоезжие дороги от разбойников, охраняя мирный труд и благосостояние народа.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ- ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ РУССКОГО БОГАТЫРСКОГО ЭПОСА

Воплотил в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о верности родной земле, о богатырской удали и чести.

Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Также он очищает прямоезжие дороги от разбойников, охраняя мирный труд и благосостояние народа.

Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца, и в истории остался день его рождения – 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли Русской.

Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца, и в истории остался день его рождения – 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли Русской.

Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал:

Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал:

"Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что роду черного, крестьянского."

Бой Ильи Муромца с Соловьём – Разбойником. А и тут старый казак да Илья Муромец, Да берёт-то он свой тугой лук разрывчатый, Во свои берет во белы он во ручушки, Он тетивочку шелковеньку натягивал, А он стрелил в того Соловья разбойника, Ему выбил право око со косицею.

Бой Ильи Муромца с Соловьём – Разбойником.

А и тут старый казак да Илья Муромец,

Да берёт-то он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки,

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелил в того Соловья разбойника,

Ему выбил право око со косицею.

Он повез его по славну чисту полю, Мило гнездышка повез да соловьиного… Он приехал-то во славный стольный Киев- град, А ко славному ко князю на широкий двор.

Он повез его по славну чисту полю,

Мило гнездышка повез да соловьиного…

Он приехал-то во славный стольный Киев- град,

А ко славному ко князю на широкий двор.

Об этом богатыре русский поэт Алексей Константинович Толстой написал замечательное стихотворение, которое так и называется –

Об этом богатыре русский поэт Алексей Константинович Толстой написал замечательное стихотворение, которое так и называется – "Илья Муромец".

Отношение героя к природе, его мечты о вольной жизни

  • воспитание любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны.
  • обогащать знания о качествах национального героя
  • содействовать осознанию учащимися ценности и социальной значимости учебного материала.
  • обеспечить развитие у школьников умений сравнивать изучаемые объекты.
  • обогащение и усложнение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи.
  • овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.

Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург — умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) — граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.

Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург — умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) — граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.

Отец - граф Константин Петрович Толстой , брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать — Анна Алексеевна Перовская — происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). Имение Красный Рог

Отец - граф Константин Петрович Толстой , брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать — Анна Алексеевна Перовская — происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом).

Имение Красный Рог

Стихи Толстого о природе отличаются живописностью, яркостью, умением передать в слове краски природы, ее звуки и запахи. Особенно привлекала поэта оживающая и расцветающая весенняя природа, благотворно действующая на душу человека

Лирику Толстого отличает простота языка, задушевность тона, музыкальность. Недаром его стихи положили на музыку многие композиторы- П.И. Чайковский, Н.А. Римский- Корсаков, М.П. Мусоргский и другие

С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого.

Илье Муромцу по душе вольная жизнь, чистый воздух, запах земляники и смолы от хвойных деревьев в лесу

запах земляники и

смолы от хвойных

деревьев в лесу

Правду / молвить, / для княжого / Не гожусь / двора, // Погулять / по свету снова / Без того пора! //

Душно / в Киеве, / что в скрине, — / Только киснет / кровь! // Государыне пустыне / Поклонюся вновь! //

И старик лицом / суровым / Просветлел / опять, / По нутру ему / здоровым / Воздухом дышать ; //

Снова / веет воли дикой / На него простор , / И смолой / и земляникой / Пахнет / темный бор. //

Под броней , / с простым набором, / Хлеба / кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка / Илья; //

Едет бором , - // только слышно, / Как бряцает / бронь, / Топчет папоротник / пышный / Богатырский / конь. //

И ворчит Илья / сердито: // «Ну, / Владимир , / что ж? // Посмотрю я , / без Ильи-то // Как ты / проживешь? //

Двор мне , / княже , / твой не диво ! / Не пиров / держусь! // Я мужик неприхотливый , / Был бы хлеба / кус! //

Но обнес меня / ты чарой / В очередь / мою —// Так шагай же, / мой чубарый , / Уноси /Илью!

Илья Муромец — картина Николая Рериха

Памятник Илье Муромцу в г.Муроме Памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М. Клыкова (самая известная его работа – памятник маршалу Г.К. Жукову в Москве) был поставлен в 1999 году в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой – крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен − здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.

Памятник Илье Муромцу в г.Муроме

Памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М. Клыкова (самая известная его работа – памятник маршалу Г.К. Жукову в Москве) был поставлен в 1999 году в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой – крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен − здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.

Читайте также: