Незмінні й змінні слова конспект уроку 5 клас

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 79 0

Билгалбаьхна кхиамаш:

дешархошна хаьар ду байтийн чулацаман мах хадо; хезаш еша « белхан план х1отто,ешаран 1алашонаш йовза; Берашна 1емар ду диканиг довза, вочух ларвала.Бераша ойлайир ю шайн г1алех а , махках а долу дозаллех.

Билгалбаьхна кхиамаш:

Бераша шайн белхан план х1отто хаьар ду; берашна 1емар ду шайна хетарг ала, вовшех дагабовла; берашна хаьар ду кхеташ ч1ога , хезаш еша, берашна хуур ду къастош еша, хьехархочун т1едилларца оьшу к1айдарг каро и д1аеша.

Урок д1аяхьар.

1.Ц1ера болх таллар

Аг1о 92-93 еша

2.1алашо йовзийтар.

-Муьлха произведени йоьшур ю вай Тахана?Х1ун болх бийр бу вай иза толлуш?

3.Мотт шарбарехь болх бар.

-Д1адеша чехкаалар меллаша, т1аь-т1аьха чехкадовлуш.Д1агахь ала.

Букъ к1айн къиг, мукъ буткъа урс

4.Керла тема хьехар.

аь)Чулацамах лаьцн къамел дар.

-Стенах лаьцна ю байт?

-Стенца дусту яздархочо г1алийн хазалла?

-Хьа дуьллу г1алийн чу дог? Муха кхета шу цу дешнех?

-Шу хилли вайн г1али чохь?

-Х1уда мегар ду вайн г1алех вай дозалла дан?

-Дийца шайн вайн г1алийна уггаре хазахетарг?

5.Сада1аран миноташ.

Мохо мархаш лоьхку, лоьхку,

Мархаш йоьлху, йоьлху.

Т1адамаш лаьтта 1ена, 1ена, -

Мала хи, к1а, мала.

К1ено охьатаь1ий:

Молу, молу, молу.

Мела дог1а, цасоцуш,

Дог1у, дог1у, дог1у.

6)Керла тема кхин д1а ахьехар.

--Стенах лаьцна ю стихотворени?

-Д1абеша байтан т1аьххьара барх1 мог1а.

- Дийца, царах муха кхета шу.

Х1ун дан ницкъ кхечи шун?Х1ун диси ца далуш?

-Муьлха байт д1айиши вай?

-Стенах лаьцна яра иза?

-Мила ву цуьнан автор?

9.Ц1ахь бен болх .

Аг1о 93-94 дагахь 1амо.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Действительно, очень веселый сценарий. Ни кого не оставит равнодушным озорная Кикимора. Понравилась . Подробнее.

Большое спасибо.Цель урока достигнута, подобраны занимательные задания на закрепление изученного мат. Подробнее.

Спасибо за полезные источники интернет ресурсов. Очень увлекательно. Применим в своей практике. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

В данном конспекте урока много полезного материала, предназначенного учителю русского языка. Здесь собраны задания, которые развивают творческую активность и познавательные интересы учащихся.

ВложениеРазмер
morfema_5.1.docx 24.45 КБ
urok.ppt 1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Разработала:
учитель русского языка
и литературы
Лазарева А.Н.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели. понятие о морфемике как разделе языкознания, подведение к пониманию морфемы как значимой части слова.

Обучающая: - знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;

- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

- выстраивать композицию рассуждения;

- выполнять морфемный разбор;

- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.

Развивающая: - развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, потребность в речевом самосовершенствовании;

Воспитательная: прививать любовь к спорту, воспитать сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
Методы, применяемые на уроке:

Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.

Формы организации урока:

-Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь. Записываем число, классная работа.

2. Актуализация знаний

-Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях ( туризм) .

-Вид спортивной гимнастики ( аэробика).

-Гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединенных короткой рукояткой ( гантели).

-Исполнитель сложных и опасных трюков при съемке фильма ( каскадер) .

-Высшее достижение в спорте ( рекорд ).

-Ледяная площадка для катания на коньках ( каток).

Задание: обозначьте графически, из каких частей состоит слово КАТОК (слайд №3)

-Какая часть слова не присутствует в этом слове? ( приставка)

3 .Определение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята, определите тему урока с помощью схемы ( слайд № 4).

-Какие это части слова? ( Значимые) .

Запись темы в тетрадь: Морфема – наименьшая значимая часть слова (слайд№5)

А какова основная ЦЕЛЬ нашего урока? ( научиться находить морфемы в слове) (слайд №6)

4. Первичное усвоение новых знаний.

Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, слово ПОДСНЕЖНИКИ ( чтение в учебнике стр. ).

5. Первичная проверка понимания

( Слайд №7 ) На слайде слово тигрята , оно закрыто. Приоткрывается буква т.

Учитель: Какое слово записано? (ответа нет)

Раскрывается слог ти, (ответа нет)
Раскрывается буквы тиг
Ученики: Слово тигр.

Учитель: Когда появляется важная информация о слове?
Ученик: Когда появляется корень.

Учитель. Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово КОРЕНЬ: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное. Самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными ( однокоренными).

Учитель: Подумайте, все ли слова родственные. Найдите лишнее слово.

Лес, лестница, лесной, перелесок. Горе, гора, горный, пригорок.( слайд№8)
Ученик: Слова лестница и горе лишние.
5.3. Занимательная грамматика

Учитель: Найдите корень в слове стряпуха . Стряп или тряп?

Ученик: Корень слова стряп.

У деревни у всей на виду

Я и незваный, и непрошеный

На свидание к тебе иду.

Зимний лес, ты моя отрада,

Шапки белые на ветвях.

Не придумать модней наряда,

Чем снежная одежда твоя.

На поляне от поземки ночь.

Облаков сероватых клочья

В высоте уползает прочь.

Под большой суковатой елью,

Где проходит моя лыжня,

Воровато косит на меня.

Вон стучит на березе дятел

Белка чистит свое дупло.

А сорока: «Ко мне, приятель,

В мое справочное бюро.

Расскажу, что за эти сутки

- Брось, сорока, сорочьи шутки,

Не к тебе я сейчас спешу.

Посмотри, как кругом красиво,

Как природа кругом хороша,

В царстве сказок, покоя и ласки

Отдыхает моя душа.

Учитель. Понравилось ли вам стихотворение М. Домрачева?

Ученик: Понравилось. Его стихи как живые картины.

5.5. Работа по учебнику

Задание на стр. 5 – прочитать слова, назвать морфемы.

Учитель: Для чего служат СУФФИКСЫ?
Ученик: Суффиксы служат для образования новых слов

5.6. Развитие умений определять значение суффиксов.

Учитель: Угадайте о каких людях пойдёт речь, больших или маленьких? (слайд №11)

Учитель: А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?

Ученик: Козявищин, Сапожищин…..

Учитель: Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат- и ят-?

Ученик: Котята, зверята. Детенышам животных.

С ПРИ- приставкою ПРИСЕСТЬ.

С ПО – приставкою ПОПРЫГАТЬ.

С ПОД – приставкой ПОДМИГНУТЬ.

С ВЫ – ВЫТЯГИВАЕМ руки.

Вот и все, настало время

С ЗА – зарядку ЗАВЕРШИТЬ.

7. Первичное закрепление

7.1. Учитель: Выделите в данных словах словообразовательные морфемы. ( Работа в группах. Задание на листах. )

Вода- безводный, безводность; подводный- подводник; звезда- звездочка- звездный, беззвездный; трава- травка, травонька, травушка, травинка, травяной.

7.2. Работа парами. Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяет орфограммы. (слайд №13, №14)

В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

Учитель: Взаимопроверка по слайду. Поставьте + чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку.
Учитель: Какой вывод можно сделать, выполнив это задание ?

Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой:

Учитель: Ребята, давайте теперь подведем итоги: Что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу?

Ученик: Для развития чувства языка, орфографических умений

Учитель: Легко ли находить в слове его части? Найдите ошибку в схемах: (слайд №15, №16, №17, №18)

8 Домашнее задание: Упр.376

9. Рефлексия: Учитель: Над какой темой работали? - Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности? (ответ учеников)

Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.

Ученики: По ученику и об учителе судят.

Учитель: Проведем оценку нашей работы.

Сегодня я доволен работой, т. к. … (слайд

Не совсем доволен, т.к. …

Не доволен своей работай, ведь я …

- Наш урок окончен. Спасибо за работу.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Задание: обозначьте графически, из каких частей состоит слово КАТОК Какая часть слова не присутствует в этом слове? Приставка

Цель урока: понятие о морфемике как разделе языкознания, подведение к пониманию морфемы как значимой части слова. Задачи: Обучающая: знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов,однокоренные слова, формы одного и того же слова; - определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; - выстраивать композицию рассуждения; - выполнять морфемный разбор; - определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас. Развивающая: развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, потребность в речевом самосовершенствовании; Воспитательная: прививать любовь к спорту, воспитать сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;

Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин.

Физкультминутка С ПРИ- приставкою ПРИСЕСТЬ. С ПО – приставкою ПОПРЫГАТЬ. С ПОД – приставкой ПОДМИГНУТЬ. С ВЫ – ВЫТЯГИВАЕМ руки. Вот и все, настало время С ЗА – зарядку ЗАВЕРШИТЬ.

В поисках места для атдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

В поисках места для о тдыха мы пр ое хали много километров. Наконец нашли место. Крутые б е рега, лес…Крас о та! С левого берега на правый пер е кинули верёвку и начали кататься. Было вес е ло.

– Ребята, как называется наи меньшая знач имая часть слова ?

– Почему в определении каждой морфемы есть слово значимый ?

(каждая из них имеет свой смысловое значение. Например, приставка при - в

1- й ряд слов: надрубить, подрубить. Ребята, выделите приставки в этих

словах, объясн ите значени е этих прист авок (записать в т етрадь) .

2- й ряд слов: шумный, грамотный, ценный, жизненный. Образуйте от

них слова с приставкой без - (бес - ). Запи шите в тетрадь. Определите значение

После самостоятель ной работы ученик ов появляется СЛА ЙД c

Бесшумный (тихий), безграмот ный (необразованный), бесценный

1. Учащиеся составл яют схему пред ложе ния, записанного на доске,

дают характерист ику предложения, выпис ывают и разбирают по составу

Вечером снег покрыл все дорожки в саду, и теперь он скрипит под

- скрип - : скрип, ск рипеть, скр ипка, скрипач, ск рипу чий, проскрипеть.

Под ру ководством учителя слова разбираются п о составу .

– Одинаков ое ли у данных сл ов лекс ическое значен ие? (Нет.)

– С помощью каких частей слова образуются новые значения? (С

– Просклон яйте с лово скрип (запись с выделением окончания в

Учитель сообщает учащимся, что эти окончания выражают разные

формы одного и того же слова: - а – форму родительного падежа, - у –

дательного, - ом – творительного. Разные формы слова возникают пр и его

При образовани и однокоренных слов по лучаются слова с различным

лексическим зна чением. Например: звон ить, звонк ий, перез вон.

При изменени и слова полу чаются фор мы этого же слов а; изменяется

только его грамматичес кое значение, а лексическое оста ется тем же самым.

Например: звонить, звонит, звонят; правильный, правильная, п равильные;

А сейчас я предлагаю вам поиграть в слововодов. Как вы думаете, кто

такие словово ды? Поищите слова, похожие н а сло во слововод (дети

называют: садовод, животновод, овощевод). Слова, кото рые мы вспомнили,

связаны с обозначением тех профессий, где лю ди занима ются разведением,

выращиванием чег о - то. Словово ды выращивают слова.

Как же они рас тут? Как обычные растения – из корня . Корень – это

главная часть слова, она дает жизнь многим словам. Если собрать и записать

все слова, выросшие из одного кор ня, то получится цело е

словообразовате льное дерево. Есть деревья гиг анты, со многими десятками

слов - листьев, есть поск ромнее, а бывают и совсем маленькие ку стики. Цель и

задач слововод а – бережно и вниматель но выращивать словооб разовательные

Итак, выр ащиваем свое слов ообразова тельное дерево. Возь мем всем

хорошо извест ный корень - вод -. Как ие слова окажу тся на вашем де реве?

– Дети называют. О дин ученик запис ывает эти сл ова на доске

Если они назовут не однок оренные слова, а формы о дного и того же

однокоренным и словами и фо рмами од ного и того же сл ова.

Если они назовут такие слова, как например, проводник, водитель,

являются одноко ренными слову во да ? (Звукового с овпадения мал о,

необходима еще и близость значений. Наши слова с корнем - во д - связан ы по

После выполнени я задания – СЛАЙД (на котором изображен о

3.2. В предыду щем задани и ребята могл и не назвать сл ова с корне м

- вод - , связанные с глаголом водить . Необход имо выполнить

упражнение, объясняющее, что для однокоренных слов мало звукового

На СЛАЙДЕ – стихотворение. Выписать в тетрадь слова (или слово) ,

которые являются о днокоренны ми (однок оренным к сл ову вода ).

Однокоренные слова – это вода и водопровод . Можно сказать

следующее. Вы, наверное, обратили внимание, что в слове водопровод

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Цель урока: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!

Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались.

Кто поможет мне?

- Как вы понимаете эти слова?

- Я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

(В игровой форме повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока.)

А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение “Кладь сена неопределенной меры”? (стоГ)

Б) часть речи, которая обозначает признак предмета (приЛагательное)

В) какая гласная пишется в корнях слов “рАстение”, “излАгать”?

Г) назовите четвертую букву алфавита. (“Г”)

Д) какая буква пишется в корне слова “мОрской?

Е) как называется буква, обозначенная [л] в слове “колодец”?

Полученное слово – глагол.

НО. сначала Повторим части речи!

Цель: вспомнить части речи.

Части речи делятся на … (самостоятельные и служебные)

Что делать?
что сделать?

Какой? Какая?
Какое? Чей?

Сколько? который? и др.

Кто? что? который? сколько? чей?

Как? куда? откуда? где? зачем? почему?

части речи

Какую роль выполняет в языке.

Служит для связи слов в предложении и словосочетании

Служит для связи одно-родных членов и частей сложного предложения

Вносит в предложение дополнительное значение: отрицание, вопрос, сомнение и т.д.

2. Целеполагание

Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока. Вы согласны?

Активизируем знания учащихся.

Создаём проблемную ситуацию.

  1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
  2. Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.
  3. Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.

Формулирование темы, цели урока.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют).

Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.

- Вы согласны. Запишите число и тему урока в тетрадь.

(Пока учащиеся записывают тему урока, им можно сообщить справочные сведения.

Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, ка­заться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

- Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока (формулируют). Я их определила вот так: умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?

3. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

- Нам просто необходим план нашего путешествия. Ребята, предложите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели? (Вместе составляем)

План урока:

1. Найти информацию о глаголе.

2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. Согласны?

4. Работа с учебником…

5. Тренировочно-закрепляющие упражнения…

(упражнение, которое сразу после правила…)

Цель: научиться отличать глагол от существительных.

Задание: В предложениях выделите грамматическую основу, найдите омонимы и определите, какой частью речи они выражены.

(Предложения записаны на доске..)

1. Катюша в хоре запевала, она все песни запевала.
2. Иди домой, но сначала коридор домой.
3.

7. Физминутка…

- Прошу встать возле своих парт… Сейчас я буду называть части речи, а вы будете поднимать руки вверх… Когда я называю глагол, вы поднимаете правую руку…

Если я называю другую самост. часть речи: сущ., прилаг., наречие, числит., местоим., то вы поднимаете ЛЕВУЮ руку…

Если называю служебные части речи: предлог, союз, частицу, то вы поднимаете обе руки вверх и слегка потягиваетесь…

Задание понятно. Итак, начали…..

Я, РИСОВАТЬ, НАД, ВЛЕВО, СОЛНЫШКО, КРАСИВЫЙ, ГОВОРИЛ, ЗА, ПЯТЬ, МОЯ, РАБОТАТЬ, МЕЧТАТЬ, ЧТОБЫ, А, ЖЕЛТЫЙ, …

6. Работа по карточкам… (по вариантам)

Задание-загадка: Прочитайте четверостишье, определите автора, найдите глаголы и выпишите их, выделите окончание, укажите грамматическое значение.

1 вариант

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?

2 вариант

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

7. Самостоятельная работа… (в парах)

— А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик 5 класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника. И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача — выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!

(Текст записывается на доске, или детям раздаются распечатки.)

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискри­лись, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом весе­лые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

(Работы ребята сдают для проверки учителю…На следующий урок будет редактирование работ)…

8. Подведение итога урока

- Какова была тема урока?

- Как вы считаете, мы достигли цели нашего урока?

- Давайте подведем итог…Что вам известно о глаголе?

- Поднимите руки те ребята, кому урок понравился…

…теперь те, кто не совсем разобрался в сегодняшней теме….

… и те, кто ничего не понял……

- Спасибо вам, ребята, за работу. Удачных, веселых каникул!

9. Домашнее задание

1).Теоретич.материал о Глаголе…

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект уроку з української мови для 5 класу на тему: Групи слів за значенням. Омоніми". Мета: познайомити учнів із поділом слів на групи за значенням; дати поняття про омоніми; навчити відрізняти омоніми від багатозначних слів, правильно вживати їх у мовленні; збагачувати словниковий запас учнів; прищеплювати любов до української мови. Для загальноосвітніх закладів з російською мовою навчання. Виконала учитель української мови та літератури ДОШ І-ІІІ ст. № 96

Читайте также: