Неравенства с одной переменной и их системы 8 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели: продолжить формировать умения решать системы неравенств с одной переменной путем равносильных преобразований неравенств.

I. Организационный момент

II. Устная работа

1. Является ли число 6 решением системы неравенств:

2. Решите систему неравенств:

III. Формирование умений и навыков.

На этом уроке учащимся предлагаются для решения более сложные системы неравенств. Кроме того, задания сформулированы таким образом, что требуется не только найти решение системы, но проверить выполнение каких-либо дополнительных условий.

2. № 883 (б, г), № 884 (б).

б) Допустимы те значения переменной, при которых подкоренные выражения неотрицательны:

б) В область определения функции входят те значения х, для которых подкоренные выражения неотрицательны и знаменатель дроби не обращается в нуль.

Знаменатель равен нулю, если:

Значит, из области определения функции необходимо исключить х = 2.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока с включением вопросов формирования культуры здоровья

для 8 класса

Неравенства с одной переменной и их системы.

Обобщить основные правила, связанные с решением неравенств и систем неравенств.

Закрепить умение решать системы и неравенства с одной переменной.

Расширить знания учащихся о специализациях врачей, познакомиться с некоторыми правилами укрепления здоровья.

Воспитывать в себе силу воли, которая поможет сохранить и укрепить здоровье.

Учитель: Быть здоровым хочет быть каждый. Все должны помнить, что болезнь легче предупредить, чем её лечить. А для этого каждому человеку для профилактики заболеваний и раннего их диагностирования необходимо обязательно регулярно проходить диспансеризацию. Что вы знаете о диспансеризации? (Ответы учащихся)

-Мы знаем, что диспансеризацию проходят в поликлинике. Вот и мы сегодня с вами отправимся на диспансеризацию по алгебре. Итак, прежде, чем начать прохождение диспансеризации обязательно надо получить карточку в регистратуре. А чтобы вам её дали надо выполнить устные упражнения.

Укажите все целые числа, принадлежащие промежутку:

а) [-5; 4,2]; б) (-2,5; 7); в) (4,2; 8,5) ; г) (-4; 3]

Укажите какое – либо число, принадлежащее промежутку

а) (2,4; 2,8); б) (-3,8; 3,1); в) (3,5; 3,6 ); г) (-0,2; - 0,1)

Принадлежит ли промежутку [8; 41] число 40,9 ? Можно ли указать число, больше чем 40,9, принадлежащее этому промежутку? Существует ли в промежутке [8; 41]; наибольшее число; наименьшее число?

Учитель: Итак, вы справились с первым заданием и в регистратуре вам выдали карточки. Можно смело обходить всех врачей. (Раздается каждому)

hello_html_491e999c.jpg

Учитель: Первый кабинет - отоларинголога. Ребята, кто знает, чем занимается этот врач? (Ответы детей)

Учитель: Продолжите предложения . (Ответы учащихся)

1.Решением неравенства с одной переменной называется …

2. Решить неравенство - значит…

3. Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и тоже отрицательное число…

4. Решением системы неравенств с одной переменной называется …

5.Решить систему неравенств, значит …

6. Если в неравенстве перенести слагаемое из …

Офтальмолог - это врач, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний глаз и вспомогательных органов — век, слезных желез.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Решение систем неравенств с одной переменной.

Тип: урок изучения нового материала.

Основные дидактические цели и задачи урока: изучить понятие решения системы неравенств с одной переменной; получить и закрепить навык решения систем неравенств с одной переменной.

Материал подготовил: Попов Дмитрий Сергеевич.

I. Организационный момент

Учитель и ученики приветствуют друг друга. Проверяется готовность к уроку. Выявление отсутствующих на уроке.

II. Проверка домашнего задания

Учитель берёт тетради для проверки выполнения домашнего задания у 2–3 учащихся.

III. Актуализация опорных знаний учащихся

– Какую тему мы проходили на прошлом уроке?
– Уверены ли вы, что до конца научились решать неравенства с одной переменной?
– Сейчас мы это и проверим. А сделаем мы это с помощью самостоятельной работы, которую вы должны будете выполнить в течении 3–5 минут.

Ученики достают двойные листочки, на которых они будут выполнять самостоятельную работу. Учитель раздаёт карточки с заданиями:

1. Выберите числовой промежуток, который будет являться решением неравенства 9х:
а) (– , 7); б) (7, );
в) [7, ); г) (– , 7].

2. Напишите числовой промежуток, который является решением неравенства
х–20 45.


3 .

Выберите неравенство, ответом которого будет являться данная иллюстрация:
а) 8х 21;
в) 4х24; г) 4х+51.

1. Выберите числовой промежуток, который будет являться решением неравенства 7х63:
а) (– , 9); б) (9, );
в) [9, ); г) (– , 9].

2. Напишите числовой промежуток, который является решением неравенства
х+12 31.


3.

Выберите неравенство, ответом которого будет являться данная иллюстрация:
а) 12–3х16;
в) 5х+13; г) 5х

IV. Изучение нового материала

1. Рассмотрим задачу:
Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 3 см, а его периметр больше 8 см. Какую длину может иметь основание треугольника.

Решение
Пусть основание – х см. Значение х должно удовлетворять нескольким условиям:
1) Периметр должен быть больше 8 см. Получаем неравенство 3 + 3 + х  8, которое поле упрощения принимает вид 6 + х  8.
2) Должно выполняться равенство треугольника (каждая сторона треугольника должна быть меньше суммы двух других сторон), т.е. х  3 + 3, что означает х6.

Требуется найти те значения х, при которых верны неравенства 6 + х  8 и х6. Нам надо найти общее решение этих неравенств. В таких случаях говорят, что надо решить систему неравенств, и используют запись с фигурной скобкой. Запишем получившуюся систему неравенств: .

В первом неравенстве перенесём число 6 направо: , и после упрощения получим систему: . Значит х должно удовлетворять условию 2  х  6. Получили, что основание треугольника больше 2 см, но меньше 6 см. Мы нашли решение системы неравенств.

Решением системы неравенств с одной переменной называется значение переменной, при котором верно каждое неравенство системы.


В задаче, которую мы рассмотрели, решение системы
удовлетворяет двойному неравенству 2  х  6. Если
изобразить его на числовой прямой, то ответ можно
записать в виде интервала (2; 6).

2. Решим систему методом последовательного упрощения неравенств.

1) Раскроим скобки:

2) Перенесём слагаемые с переменными налево, а слагаемые без переменных направо, не забывая при переносе менять знак слагаемого: .

3) После приведения подобных слагаемых получим: .

4) Разделив обе части первого неравенства на -2, а обе части второго неравенства на 7, получим: .


И зобразим решение каждого неравенства
на одном чертеже. Для этого воспользуемся
геометрическими моделями каждого числового
промежутка. Найдём пересечение, полученных числовых множеств. Запишем ответ в виде промежутка.

V. Закрепление изученного материала. Решение упражнений

1. Решение упражнений из учебника

№ 875 – решатся устно
№ 876 – решают два ученика возле доски, а остальные – в тетради.
№ 878 – два учащихся, сидя за партой, решают и диктуют остальным учащимся решение.
№ 879 – решают два ученика возле доски, а остальные – в тетради.

2. Решение упражнений из доп. литературы

1) Решите системы неравенств
а) ; б) .
2) Решите неравенство |12 + y|  5.

VI. Рефлексия учебной деятельности

– Что такое решение системы неравенств с одной переменной?
– Понадобятся ли нам решения систем неравенств с одной переменной при решении геометрических задач? А при решении бытовых задач?

VII. Анонс домашнего задания

Решить № 874, 877, 880

VIII. Подведение итогов урока

Учитель выставляет оценки учащимся за работу на уроке, тем самым подводит итоги урока.


В этом уроке мы познакомимся с понятием системы неравенств с одной переменной и ее решением. Сформируем умения решать системы неравенств. Научимся записывать решение систем неравенств, используя геометрическую интерпретацию, в виде числовых промежутков..


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Решение систем неравенств с одной переменной"

Давайте решим задачу: нужно заполнить водой пустой бассейн вместимостью 3000 л. Сколько литров воды в час нужно наливать в бассейн, чтобы через 2 часа он был наполнен более половины и чтобы через 3 часа бассейн не переполнился?


Когда необходимо найти такие значения х, при которых одновременно верны два неравенства с одной переменной, их записывают совместно и говорят, что они образуют систему неравенств.

Фигурная скобка показывает, что нужно найти такие значения х, при которых оба неравенства системы обращаются в верные числовые неравенства.

Система, которую мы записали для решения задачи – это пример системы линейных неравенств с одной переменной.

Определение:

Решением системы неравенств с одной переменной называется значение переменной, при котором верно каждое из неравенств системы.

В виде системы может быть записано и любое двойное неравенство.

Например


Решить систему неравенств – значит найти все её решения или доказать, что решений нет.

Рассмотрим несколько примеров решения систем линейных неравенств с одной переменной.

Пример 1: решим систему неравенств.


Пример 2: решим систему неравенств.

Решение:


Пример 3: решим систему неравенств.

Решение:


Пример 4: решим двойное неравенство.

Решение:


Запишем алгоритм решения систем линейных неравенств с одной переменной.

Для того чтобы решить систему неравенств, надо:

1. Решить каждое из неравенств системы.

2. Изобразить множество решений каждого неравенства на координатной прямой.

3. Найти пересечение промежутков (если оно есть) и записать в виде обозначения промежутка или в виде неравенства, задающего этот промежуток, или сделать вывод об отсутствии решения системы.

Читайте также: