Неполное доминирование генотип и фенотип анализирующее скрещивание 9 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: сформировать понятия "неполное доминирование" и "анализирующее скрещивание", закрепить генетические понятия "генотип" и "фенотип", "аллельные гены"; развить навыки коллективной и индивидуальной работы; продолжить работу по формированию научной картины мира.

Образовательные: систематизировать знания обучающихся о первом и втором законах Г.Менделя; гипотезе чистоты гамет, продолжить формирование навыков решения генетических задач, умения записывать схемы скрещивания; познакомить с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования). Обратить внимание на практическое значение анализирующего скрещивания в сельском хозяйстве.

Воспитательные: воспитать чувство ответственности за выполненную работу в группах.

Развивающие: развивать логическое мышление и интеллектуальные, творческие способности; продемонстрировать обучающимся возможность использования знаний о законах генетики на практике, например в медицине и сельском хозяйстве.

Методы обучения: эвристическая беседа, практический (решение задач), наглядный.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004f3-1000-4ddd-45e2-610046bc4337/199.swf), презентация учителя "Неполное доминирование и аналитическое скрещивание", презентация учащегося "Геном человека", динамическая модель "Неполное доминирование", интерактивная доска, ноутбук.

Организационный момент (3 мин).

Приветствие класса, ознакомление с планом и формами работы.

Учитель: На прошлых уроках мы познакомились с основными понятиями генетики, с 1 и 2 законом Г. Менделем. Давайте вспомним материал

Этап повторения и актуализации знаний (10 мин).

1 учащийся работает с интерактивной доской, выполняя задания на моногибридное скрещивание.

Работа с понятиями (у доски работает 1 учащийся): Закрепление генетической терминологии:

Учащийся пишет определения понятиям: 1. Генетика, 2. Гомозиготный организм, 3. Гетерозиготный организм, 4. Аллельные гены, 5. Изменчивость.

решение генетических задач - 2 человека у доски.

Мужчина с веснушками (доминантный признак) гомозиготный по этому признаку женился на женщине без веснушек (рецессивный признак). Какие будут дети у этой пары?

Гетерозиготный мужчина с длинными ресницами женился на гетерозиготной женщине с длинными ресницами. (Ген длинных ресниц доминантный). Какие ресницы будут у детей этой пары, и какова вероятность рождения ребёнка с короткими ресницами?

Остальные учащиеся в классе решают задачу на наследование диабета на своих местах.

Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У супругов родился ребёнок больной сахарным диабетом.1)Сколько типов гамет может образоваться у отца? 2)Сколько типов гамет может образоваться у матери? 3)Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребёнка? 4)Сколько разных генотипов может быть среди детей этой супружеской пары?

Через 8 минут совместная проверка правильности выполнения у доски (по желанию).

По окончанию работы учитель совместно с учащимися осуществляет проверку правильности выполнения заданий и оценивает работу учащихся.

Этап изучения нового материала (20 мин).

Вступительное слово учителя:

После открытия законов Г.Менделем генетика шагнула далеко вперед. С 1998 года заработала программа "Геном человека". Геном - это совокупность наследственного материала, заключенного в клетке организма. (полный хромосомный набор).

Вам предлагается прослушать доклад (Артёменко А.) (Приложение 1) и ответить на вопросы:

1. Для каких целей была запущена программа "Геном человека"? 2.Что являлось объектом исследования?

3.Какие предпосылки для ее открытия были во второй половине 20 века?

4.Какие результаты этой программы получены в настоящее время?

(длительность выступления и обсуждения темы - 6 минут)

Как уже было сказано, что учёные всего мира изучают гены живых организмов и стараются прогнозировать фенотипические проявления, изучая геном. Сегодня мы с вами на уроке узнаем особенности неполного доминирования и аналитического скрещивания и практическое применение их (Приложение 2) (слайд №1).

Вам предлагается решить 3 проблемы, возникшие в сельскохозяйственной отрасли производства, и предоставить решение генетической задачи.

Проблема: 2 племенных хозяйства приобрели быков черной окраски для племенной работы, зная только экстерьер (фенотип). Какое потомство можно ожидать при скрещивании с "красными" коровами?

1. Решите задачу и запишите решение на доске

В совхоз приобрели быков черной окраски для племенной работы. При скрещивании их с "красными" коровами от первого быка всё потомство имело черную окраску, а от второго быка были "красные" и черные телята. Известно, что доминантный ген отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген отвечает за "красную" окраску. Каков должен быть генотип быка, потомство которого было черной окраски?

2. Объясните причину одинаковой окраски телят.

Во время выступления 1 группы - показ (Приложение 2) слайда №2-3

1. Решите задачу и запишите решение на доске

Проблема: 2 племенных хозяйства приобрели быков черной окраски для племенной работы, зная только экстерьер (фенотип). Какое потомство можно ожидать при скрещивании с "красными" коровами?

В совхоз приобрели быков черной окраски для племенной работы. При скрещивании их с "красными" коровами от первого быка всё потомство имело черную окраску, а от второго быка были "красные" и черные телята. Известно, что доминантный ген отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген отвечает за "красную" окраску. Каков должен быть генотип быка, потомство которого было черной окраски и "красной" окраски?

2. Объясните причину разной окраски телят.

Во время выступления 2 группы - показ слайда №4-5 (Приложение 2)

Как вы видите, мы проанализировали генотипы быков, зная генотипы и фенотипы потомства. В сельском хозяйстве если необходимо выяснить генотип особи с доминантным признаком, то необходимо произвести скрещивание данной особи с особью, гомозиготной по рецессивному гену. Такое скрещивание называется анализирующим. Запишем определение Анализирующее скрещивание - это скрещивание особи с неизвестным генотипом, с особью гомозиготной по рецессивному признаку. показ Слайда №6 (Приложение 2).

У нас осталась ещё одна проблема в сельскохозяйственном комплексе. Появление новой окраски цветков у душистого табака. Пожалуйста, ваше решение задачи.

1. Решите задачу и запишите решение на доске

В фермерском хозяйстве провели скрещивание душистого табака с красными цветками с растениями, имеющими белые цветки. В F1 все растения были с розовыми цветками, а в F2 1 часть растений табака была с красными цветками, 2 части с розовыми цветками, 1 часть с белыми цветками.

2. Объясните это явление.

Давайте, запишем в тетрадь определение Неполное доминирование - явление, при котором доминантный ген не полностью подавляет проявление другого аллельного гена, и наследование носит промежуточный характер Слайд №10. (Приложение 2). (1 мин)

Примеры неполного доминирования вы можете увидеть на слайдах №10-11 (1 мин).

Этап закрепления знаний (10 мин).

А теперь, исходя из полученных знаний, составьте схему, сравнивая полное и неполное доминирование (Приложение 3). Объекты исследования горох и душистый табак-(3 мин). -обсуждение (1 мин).

Подведение итогов урока с обсуждением вопросов и заданий для учащихся

Достройте схему, отвечая на вопросы:

Ген, проявляющийся во всех поколениях.

Ген, проявляющийся в отсутствии доминантного гена.

Какой фенотип потомства при полном доминировании в ходе скрещивания черных и белых кроликов?

Какой фенотип потомства при неполном доминировании в ходе скрещивания

Растений с красными цветками и белыми?

Результат анализирующего скрещивания с гомозиготной особью:?

Результат анализирующего скрещивания с гетерозиготной особью:?

Давайте подведём итоги и сформулируем выводы: - (2 мин)

1. Знание законов генетики используется на практике в . (медицине, сельском хозяйстве)

2. Анализирующее скрещивание позволяет определить генотип одного из родителей по фенотипам потомков и с учетом генотипа второго родителя.

3. При промежуточном наследовании не наблюдается полного доминирования одного гена.

Заключительный этап (2 мин)

Спасибо за работу, как вам понравился урок? Что нового вы узнали? Что хотели узнать?. Давайте запишем Д-з3.6,Задачи. (Приложение1) Слайд №12

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока кейс-технология.docx

Учитель высшей категории

Басалаева Светлана Михайловна

Раздел 4 Организменный уровень

Тема урока: Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание .

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока : урок-исследование

Педагогическая технология : кейс- метод

Цели урока : изучить особенности и значение неполного доминирования признаков и анализирующего скрещивания , закрепить умение решать генетические задачи, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный интерес, навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умение применять полученные знания на практике;

Развивающие: продолжить совершенствовать навыки самостоятельной работы при выполнении практических работ; формировать навыки получения и обработки фактического материала математическими методами; развивать умения выделять главное в изучаемом материале, анализировать, обобщать исследуемые факты, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки, совершенствовать умения работать в минигруппах .

Воспитательные: способствовать формированию наблюдательности и научного мировоззрения; формировать интерес к изучаемым предметам через использование технологичных форм обучения и создание ситуации успеха; стимулировать любознательность, активность на уроке.

Межпредметные связи: биология и математика

Опорные знания по биологии: наследственность, изменчивость, законы Менделя.

Опорные знания по математике : статистическая обработка информации, нахождение доли от числа или процента (т.е. сотой части числа).

Оборудование: инструктивные карточки.

Методы и методические приемы: проблемно-поисковый, исследовательский, логико-словесный.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа и работа в минигруппах .

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: учащиеся должны уметь:

выявлять причинно-следственные связи между генотипом особи и ее фенотипом использовать полученные знания о закономерностях наследования признаков для решения генетических задач, решать генетические задачи; осуществлять смысловое чтение текста задачи; переводить информацию из вербальной на язык генетической символики ( при решении генетических задач) ( познавательные умения);

Выстраивать логические рассуждения при ответах на вопросы учителя ( коммуникативные умения);

Выбирать пути достижения поставленной цели, оценивать правильность своих действий (регулятивные умения);

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение, соответствующее уровню развития современной биологической науки, развивается ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию.

Организационный момент (2 мин).

Приветствие, определение темы урока, эмоциональный настрой учащихся на урок

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к работе, присутствующих, объявляет тему урока, создаёт рабочий настрой на урок.

Эпиграф нашего урока:

«Просто знать еще не всё,

Как Вы понимаете это высказывание? Сегодня на уроке мы попробуем открыть и объяснить некоторые законы природы, проанализировать варианты его проявления.

2.Проверка домашнего задания.(8 мин)

Двое учащихся решают генетические задачи на доске и готовятся к ответу

( это дает возможность проверить правильность записи генетической задачи, алгоритм ее решения), с остальными учащимися проводится фронтальная беседа по вопросам и основным биологическим понятиям, которые представлены на карточках.

Генетические задачи для решения на доске.

Задача для 1-го учащегося

У томатов красная окраска плода доминирует над желтой. Переопылили два растения с красной окраской плодов: одно было гомозиготным, другое гетерозиготным. Растения с какими плодами вырастут в первом поколении?( Решение

F 1 - ? красные красные

Ответ: все растения в первом поколении будут с красными плодами.

Задача для 2-го учащегося

У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?

Ответ: все крольчата буду серыми.

2. Мотивационно-ориентировочный этап. (3 мин)

Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию материала (проблемная ситуация).

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Работа с рисунком ( слайдом презентации – прилагается к уроку, рассказом)

hello_html_m463e2d21.jpg

Какие признаки являются доминантными и рецессивными? Как происходит наследование признаков? Какова тема нашего урока? ( На рисунке рецессивная гомозигота имеет белую окраску цветка, а доминантная гомозигота красную окраску, а гетерозигота промежуточный цвет. Вероятно , это другая закономерность какую мы должны определить).Ученики формируют тему урока- неполное доминирование.

Сегодня на уроке мы узнаем, как фенотипически и генотипически наследуются эти признаки.

3. Актуализация опорных знаний. ( 5 мин )

Организация деятельности учащихся, направленная на п овторение пройденного материала

4. Изучение нового материала(12мин)

Учащиеся используют справочные материалы для изучения теории по теме ( приложение 1 )

При неполном доминировании гибрид F 1 (Аа) не воспроизводит полностью ни одного из родительских признаков, выражение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоянию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.

Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.

Решение: обозначим доминантный ген буквой А , а рецессивный – а . Отметим, что доминантные гомозиготы будут иметь красные ягоды, рецессивные гомозиготы – белые,а гетерозиготы – розовые.
Записываем ход скрещивания. Обе родительские формы – гетерозиготы. Так как по условию они имеют розовые ягоды. Гетерозиготы дают два типа гамет.
Динамическая пауза ( физкультминутка ) 2 мин.

Давайте попробуем выявить закономерности анализирующего скрещивания. Для этого проведём исследовательскую работу. Используя ее результаты вам необходимо вывести закономерности при анализирующем скрещивании, выяснить, где можно его применить.

Применение знаний в новых учебных ситуациях, исследование роли анализирующего скрещивания проявления в ходе выполнения практической работы

1) Инструктаж по выполнению исследования

2) Выполнение исследования

Учитель рассказывает о сборе информации, организует распределение учащихся по группам (парам), зачитывает карточку – инструкцию , делая по ходу чтения необходимые пояснения, отвечая на вопросы учащихся; наблюдает за ходом работы групп (пар) учащихся, помогает, при возникновении затруднений.

hello_html_m6838d241.jpg

Цель работы : познакомиться учащимся с анализирующим скрещиванием , его практическим назначением

1. Внимательно рассмотрите карточку, характеризующую анализирующее скрещивание.

2. Ответьте на вопросы: в чем сущность данного скрещивания? Где оно может найти практическое применение?

3. Сделайте вывод.

6. Обобщение и закрепление результатов исследований. (4 мин)

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание (2 мин)

- Сегодня на уроке отлично работали учащиеся…

Информирует о домашнем задании

Обязательная часть: читать и отвечать на вопросы §32

Дополнительная часть по выбору:

8. Рефлексия (3 мин) Анализ эмоциональной составляющей урока.

- Что вам дал сегодняшний урок для жизни?

- Что на уроке вам понравилось больше всего?

-Что научились делать на уроке?

Диалог с учителем, обсуждение.

Приложение 1

Справочные материалы

Биологические понятия и термины

Словарь основных терминов и понятий

Аллели (аллельные гены) — разные формы одного гена, возникшие в результате мутаций и расположенные в одинаковых точках (локусах) парных гомологичных хромосом.

Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки.

Гены аллельные – парные гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.

Генотип — совокупность наследственных задатков (генов) организма.

Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.

Гомозиготными называют особей, получивших от родительских особей одинаковые наследственные задатки (гены) по какому-то конкретному признаку. Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.

Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Таким образом, по генотипу особи могут быть гомозиготными (АА или аа) или гетерозиготными (Аа).

Доминантный признак (ген ) – преобладающий, проявляющийся – обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.

Рецессивный признак (ген) подавляемый признак – обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, b с и т. д

Скрещивание анализирующее – скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого.

Скрещивание дигибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

Скрещивание моногибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Чистые линии организмы, гомозиготные по одному или нескольким признакам и не дающие в потомстве проявления альтернативного признака.

Фен – признак.

Фенотип — совокупность всех внешних признаков и свойств организма, доступных наблюдению и анализу.

Женский организм

Мужской организм

Родительские организмы

Знак скрещивания

F1 , F 2

Гибриды первого и второго поколения

Гены кодирующие доминантные признаки

Гены кодирующие рецессивные признаки

Генотипы гомозиготных по доминантному признаку

а а, в в, с с

Генотипы гомозиготных по рецессивному признаку

Генотипы гетерозиготных особей по одному признаку

Генотипы гетерозиготных особей по двум признакам

Генотипы при сцепленном наследовании

Взаимодействие аллельных генов происходит по следующим направлениям:

Полное доминирование – доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели (1 закон Менделя, или закон доминирования).

Неполное доминирование – проявление промежуточного признака.

Неполное доминирование — один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллельных генов (доминантный) в гетерозиготе не полностью подавляет проявление другого аллельного гена (рецессивного), и в F 1 выражение признака носит промежуточный характер. Так, при скрещивании ночной красавицы с красной окраской цветков (АА) с растением, имеющим белые цветки (аа), в F 1 , все растения имеют промежуточную розовую окраску цветков (Аа).

Неполное доминирование очень широко распространено в природе. Оно обнаружено при изучении наследования окраски цветков у многих растений, строения перьев у птиц, окраски шерсти у крупного рогатого скота и овец, ряда биохимических признаков у человека и др.

При неполном доминировании гибрид F 1 (Аа) не воспроизводит полностью ни одного из родительских признаков, выражение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоянию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.

Законы и закономерности генетики

Закон независимого наследования признаков третий закон)

При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1( при этом образуется девять генотипов)

Гипотеза ( закон) чистоты гамет

Находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков не смешиваются при образовании гамет и по одному из каждой пары переходят в них в чистом виде

Закон сцепленного наследования

Сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и не обнаруживают независимого распределания. Гены в хромосомах расположены линейно

Приложение 2

• Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F 1 ) и второго (F 2 ) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а -рецессивный.

• Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.

• Запишите генотип гибридов F1.

• Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.

• Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F 1 .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 9-х классов содержание урока и рекомендации по выполнению домашнего задания.

Тема: Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Цель: познакомиться с понятиями генотип, фенотип, неполное доминирование, анализирующее скрещивание.

Актуализация знаний

1. Много ли генов в одной хромосоме?

2. Сколько хромосом в ядре клетки человека?

Содержание урока

Не всегда признаки можно четко разделить на доминантные и рецессивные. В этих случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом будут возникать промежуточные признаки, и признак у гомозиготных особей будет не таким, как у гетерозиготных. Это явление получило название неполного доминирования. Поясним его на примере.

До сих пор мы рассматривали случай наследования одного признака, определяемого одним геном. Но любой организм имеет огромное количество признаков, причем это не только внешние, видимые особенности, но и признаки биохимические (строение молекул, активность ферментов, концентрация веществ в тканях крови и т. п.), анатомические (размеры и форма органов) и т. п. Любой признак, каким бы простым он ни казался, зависит от многочисленных физиологических и биохимических процессов, каждый из которых, в свою очередь, зависит от деятельности белков-ферментов.

Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма называют фенотипом.

Совокупность всех генов какого-либо организма называют генотипом.

Фенотипические признаки, определяемые теми или иными генами, в различных условиях существования развиваются по-разному.

По фенотипу не всегда можно понять, какие гены содержит данная особь. Например, у растения гороха, имеющего желтые семена, генотип может быть и АА, и Аа. А вот рецессивный признак проявляется только у гомозиготных растений с генотипом аа. Иными словами, мы всегда знаем, каков генотип у особи с рецессивным признаком.

Для установления генотипа особей, которые не различаются по фенотипу, используют так называемое анализирующее скрещивание. При этом особь, генотип которой нужно установить, скрещивают с особью, гомозиготной по рецессивному гену, то есть с аа. Например, для того, чтобы выяснить, какие из растений гороха с желтыми семенами содержат генотип АА, а какие Аа, их следует скрестить с растениями, имеющими зеленые горошины (аа). Если исследуемое растение имеет генотип АА, то все полученное потомство будет иметь желтые семена.

Если же исследуемый организм гетерозиготен, то есть Аа, то в потомстве при анализирующем скрещивании будут наблюдаться растения и с желтыми, и с зелеными горошинами в соотношении 1:1.

Закрепление

1. Какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании?

2. Что такое фенотип?

3. Всегда ли по фенотипу можно определить генотип?

4. Исходно зная генотип, можно ли предсказать фенотип?

5. Зная фенотип, можно ли угадать генотип?

Вывод: Генотип – это совокупность всех генов организма. Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма. Неполное доминирование – явление, при котором доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары. Анализирующее скрещивание – это разновидность скрещивания, которое проводят для установления генотипа особей, которые не различаются по фенотипу.

Домашнее задание:

1. Параграф 3.6. на страницах 105-107 учебника.

2. Вопросы 1-5 на странице 107 учебника.

3. Словарь: неполное доминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

уроки по данной тематике соответствуют календарно-тематическому планированию и стандартам ГОСО.

Тема: 1. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Независимое наследование. Сцепленное наследование генов.

2. Влияние условий среды на качественные и количественные признаки. Норма реакции.

Тип урока: Комбинированный. Практическая работа №2.

Развивающая: продолжить формирование умения и навыка в решении задач по генетике; научить составлять свою родословную; определять норму реакции;

Воспитательная: воспитание биологического мышления, внимания; убедить учащихся в том, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

І Организационный момент.

ІІ Актуализация знаний.

Работа по карточкам.

Фронтальный опрос-беседа по вопросам:

Какое скрещивание называется моногибрид­ным?

Какие гены называются аллельными?

Какие признаки называются доминантными, а какие — рецессивными?

Сформулируйте правило единообразия гибридов первого поколения.

Гибриды первого поколения являются гомози­готными или гетерозиготными организмами?

Сформулируйте правило при скрещивании гиб­ридов первого поколения. Какие организмы образу­ются — гомозиготные или гетерозиготные — в ре­зультате такого скрещивания?

Сформулируйте закон чистоты гамет.

Фронтальное обсуждение решения одной из задач, решённой на доске.


1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, родители которой были тоже кареглазые. С каким цветом глаз могут родиться дети?






Иногда гибриды 1 поколения будут наследовать промежуточный характер признака, в таком случае говорят о неполном доминировании.

ІІІ Формирование новых знаний.

Неполное доминирование. (Самостоятельная ра­бота учащихся с текстом (два первых абзаца на с. 105) и рисунок 51 учебника с последующим обсуждением.)

Прочитайте с.105 и дайте ответы на вопросы:

Какое явление называют неполным доминированием?

Почему при скрещивании растений с белыми и красными цветами у гибридов первого поколения цветы розовые?

Анализирующее скрещивание. (Объяснение учителя с вычерчиванием схемы наследования при­знаков на доске - схема рис. 51)

Вопрос: Каков генотип человека с карими глазами? Ответ: АА и Аа.

Вопрос: Каков генотип гороха с желтыми семенами? Ответ: ВВ и Вв.

У томатов ген красного цвета плодов доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся при скрещивании красно- и желтоплодных растений?











Анализирующее скрещивание - скрещивание, которое проводят в том случае, когда необходимо узнать генотип одной родительской формы с доминантными признаками. Скрещивание проводят обязательно с рецессивной формой.

Если поколение все окажется единообразным, то родительская форма была гомозиготной.

Если в поколении произойдет расщепление признаков в соотношении 1:1, то родительская форма была гетерозиготной.

Дигибридное скрещивание и его закономерности.

Установить закономерности наследования двух и более пар альтернативных признаков, гены которых локализованы в разных парах гомологичных хромосом, можно путем дигибридного или полигибридного скрещивания.

В ходе объяснения нового материала учащиеся делают записи в тетради.

Для дигибридного скрещивания Мендель взял гомозиготные растения гороха, отличающиеся по двум генам, определяющим окраску семян (желтые и зеленые) и форму семян (гладкие и морщинистые). Доминантные признаки – желтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян. Каждое растение образует один сорт гамет по изучаемым аллелям. При слиянии этих гамет все потомство будет единообразным – первый закон Менделя.

При образовании гамет у гибрида из каждой пары аллельных генов, расположенных в разных парах гомологичных хромосом, в гамету попадает только один, при этом вследствие случайности расхождения отцовских и материнских хромосом в первом делении мейоза ген А может с равной вероятностью попасть в одну гамету с геном В или с геном в. Точно так же как и ген а может объединиться в одной гамете с геном В или в. Поскольку в каждом организме образуется много половых клеток, в силу статистических закономерностей у гибрида – дигетерозиготного организма, образуются четыре сорта гамет в одинаковом количестве (по 25%): АВ; Ав; аВ; ав.

Во время оплодотворения каждая из четырех типов гамет одного организма случайно встречается с любой из гамет другого организма, получается 16 типов зигот.

Все возможные сочетания мужских и женских гамет можно легко установить с помощью решетки Пеннета. (учитель строит решетку на доске, учащиеся у себя в тетрадях)

Над решеткой по горизонтали вписывают гаметы одного родителя, а по левому краю решетки по вертикали – другого родителя. В квадратики вписывают генотипы зигот. Самостоятельное заполнение решетки Пеннета.

- Подсчитайте число фенотипов (9:3:3:1)

- Рассмотрите каждый признак в отдельности.

Подсчитайте, какое расщепление получится:

- по признаку окраски семян (3:1)

- по признаку формы семян (3:1)

Запишите для этих признаков расщепление по генотипу (1:2:1)

Третий закон Менделя – независимое расщепление признаков

при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

IV Формирование умений.

Практическая работа №2. Составление своей родословной. Решение генетических задач.

Задача №1.

Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Известно, что красный цвет плодов – доминантный признак, желтый – рецессивный; нормальный рост – доминантный, карликовость – рецессивный признак. Все исходные растения гомозиготны.

Задача №2.

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой – над леворукостью. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая:

Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам;

Когда он по ним гетерозиготен.

Задача №3.

Черная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть – над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (черные длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). Полученные гибриды скрещивались между собой.

Какова вероятность (в%) получения во втором поколении чистопородного сиамского котенка?

Какова вероятность (в %) получения во втором поколении котенка, фенотипически похожего на персидского?

Какова вероятность (в %) получения во втором поколении длинношерстного палевого котенка?

Задача №1.

При скрещивании коричневых ондатр с коричневыми, получается коричневое потомство, а серых – серое. Когда же скрестили коричневых ондатр (доминантный признак) с серыми (рецессивный признак), то среди гибридных ондатр появились пестрые животные. Объясните, почему?

Ответ: неполное доминирование.

Задача №2.

Куры с белым оперением при скрещивании между собой всегда дают белое потомство, а куры с черным оперением – черное. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказывается серым. Какая часть потомства от скрещивания серых петуха и курицы будет с серым оперением?

Задача №3.

Рассмотрим два возможных варианта:

генотип быка – ВВ, коровы – вв.

генотип быка – Вв, коровы – вв.

Влияние условий среды на качественные и количественные признаки. Норма реакции.

Норма реакции — способность генотипа формировать в онтогенезе, в зависимости от условий среды, разные фенотипы. Она характеризует долю участия среды в реализации признака. Чем шире норма реакции, тем больше влияние среды и тем меньше влияние генотипа в онтогенезе.

Читайте также: