Нейрогуморальная регуляция конспект 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Когда вы опаздываете и стараетесь изо всех сил успеть на троллейбус, который вот-вот отъедет от остановки, вы чувствуете, как сильнее начинает биться сердце. А потом, когда в троллейбус запрыгнуть все-таки удалось, некоторое время стараетесь отдышаться и унять дрожь в ногах.

Эти изменения в организме происходят благодаря сложному механизму нейрогуморальной регуляции, сформированному в процессе эволюции, чтобы человек смог наиболее оптимально приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды.

Влияние нейрогуморальной регуляции на организм

Нейрогуморальная регуляция обеспечивает практически все процессы жизнедеятельности организма:

  • рост и развитие
  • пищеварение,
  • работу сердечно-сосудистой системы,

Нервная и гуморальная системы у высших животных и человека работают в тандеме и при слаженной работе обеспечивают быструю реакцию на изменяющиеся условия внешней среды.

Как вы можете заметить, слово нейрогуморальная состоит из двух частей — нервная и гуморальная регуляция.

В данной статье мы подробнее разберем гуморальную регуляцию, хотя стимулы к выделению биологически активных веществ дает нервная система.

Биология. 8 класс. Учебник.

Виды желез и задачи гормонов в организме

В организме гормоны выделяются железами – специальными органами, состоящими из секреторных клеток, и синтезирующими определенные вещества. Железы вырабатывают не только гормоны, но и другие вещества или секреты, помогающие работе внутренних органов.

По взаимодействию с внешней средой железы делятся на три типа:

Дирижером в слаженном оркестре желез внутренней секреции является гипофиз. Именно в нем вырабатываются гормон роста и тиреотропный, адренокортикотропный, гонадотропные гормоны, которые отдают команду железам внутренней секреции выделить необходимый набор веществ, чуткому влиянию которых подчиняются органы и ткани организма.

Еще одна железа, спрятанная в толще головного мозга, с помощью гормона мелатонина отвечает за режим сна и бодрствования, участвует в регуляции процессов возрастных изменений и оказывает влияние на углеводный обмен. Она называется эпифиз, второе ее название – шишковидное тело или по-латыни corpus pineale. За такое название стоит благодарить неизвестного древнего анатома, который впервые увидел ее на вскрытии и за сходство с шишкой дал название.

Характерно для гуморальной регуляции организма человека то, что задачи гормонов в организме многочисленны. Они могут как стимулировать функцию, так и угнетать ее. Биологически активные вещества влияют на:

  • рост и деление клеток;
  • участвуют в метаболизме и поддерживают постоянство внутренней среды или гомеостаз;
  • влияют на половое созревание, наступление беременности, способность выносить младенца, запускают роды и наступление менопаузы.

Пример нейрогуморальной регуляции

На примерах из жизни сложные вещи понимаются лучше. И нейрогуморальная регуляция не исключение.

Ранним утром семиклассник Ваня просыпается от аромата свежей булочки с творогом, которую бабушка испекла на завтрак. Мальчик заходит на кухню, и от запаха и вида лакомства его рот наполняется слюной.

Он садится за стол, кладет в рот ароматный кусочек, начинает пережевывать, а в желудке в это время выделяется желудочный сок.

По-научному процесс можно описать так — раздражаются механорецепторы полости рта — сигнал поступает в продолговатый мозг (задействована нервная система). Из продолговатого мозга к клеткам желудка отправляется сигнал, и желудок начинает готовиться к приему пищи и выделять ферменты (пепсин и другие).

Булочка по пищеводу попадает в желудок.

Пепсин расщепляет белок до аминокислот. В стенке желудка есть рецепторы, которые чувствуют присутствие аминокислоты. Аминокислота связывается с рецепторами, организм понимает, что часть белков уже переварилась, и уменьшает выработку пепсина. В тоже время активно включается поджелудочная железа с выработкой пищеварительных секретов и гормонов, и с помощью веществ осуществляется гуморальная регуляция.

Биология. 7 класс. Учебник.

Но в процесс пищеварения могут вмешаться внешние факторы, например контрольная по алгебре. А мы помним, что на внешние факторы первой реагирует вегетативная нервная система (НС), которая делится на симпатическую и парасимпатическую. Легко запомнить, что за что отвечает: симпатическая — стресс, парасимпатическая — покой.

Как думаете, в каком случае будет лучше происходить пищеварение: когда нужно решить 10 задачек, или когда на последней парте можно спокойно считать ворон, глядя в окно?

При стрессе начинает выделяться гормон симпатической НС — адреналин. Контейнера с адреналином в организме нет, так откуда же берется этот гормон?

Парасимпатическая НС, наоборот, усиливает работу желудка. Поэтому, чтобы хорошо переварить тортик, не надо нервничать.

В живом организме эндокринная и нервная системы работают согласованно и создают необходимые условия для адаптации к внешним условиям.

Нервная система передаёт своё воздействие к органам очень быстро и точно, так как нервные импульсы с большой скоростью проходят по нервным волокнам к конкретным органам.

Эндокринная система осуществляет своё действие намного медленнее. Её влияние не имеет конкретного адреса, так как гормоны разносятся кровью по всему организму. Они оказывают влияние на процессы размножения, роста и развития человека.

С помощью гормонов в организме осуществляется гуморальная регуляция, обеспечивающая взаимодействие органов, поддержание гомеостаза, приспособление к условиям среды.

Регулирование функционирования желёз внутренней секреции осуществляет подбугровая область промежуточного мозга (гипоталамус). Гипоталамус связывает нервную и эндокринную системы в единое целое и обеспечивает нейрогуморальный механизм регуляции жизненных функций организма.

Нейрогуморальную регуляцию осуществляет гипоталамо-гипофизарная система, состоящая из гипоталамуса и гипофиза, контролирующая содержание гормонов в организме.

В гипоталамусе имеются нейросекреторные клетки, которые под действием нервных импульсов образуют гормоны, влияющие на работу гипофиза. Нейрогормоны гипоталамуса попадают в гипофиз через воронку и ножку. Под действием этих веществ гипофиз производит свои гормоны, регулирующие работу других желёз внутренней секреции.

Гипоталамус и гипофиз связаны в единую систему и работают согласованно. Благодаря такой взаимосвязи нервная система оказывает влияние на выработку гормонов эндокринными железами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале предложен конспект урока и презентация к нему. Урок построен на организации работы в парах и группах. Через приемы диалогического обучения, критеского мышления учащиеся самостоятельно изучают материал темы урока. Для оценивания применяется как формативное так и суммативное оценивание.

Предмет: биология

Класс: 8класс

Тема урока: Гуморальная регуляция и ее особенности. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов. Классификация желез.

Дата проведения:

образовательная: ученик получает представление о гуморальной регуляции, ее значении для деятельности организма; знакомится со свойствами гормонов и классификацией желез организма человека.

развивающая: сравнивает различные группы желез человека – внешние, смешанные, внутренние; ученик развивает коммуникативные умения, умения оценивать результаты выполненных действий; выражать информацию в виде графических схем (кластеры, постеры); развивает умение доказывать.

воспитательная: ученик воспитывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру.

Ключевые идеи: гуморальная регуляция; свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов; классификация желез.

Ожидаемые результаты: Ученики знают понятия: гуморальная регуляция, гормон, секрет, железы внутренней секреции, железы смешанной секреции, железы внешней секреции, нейрогуморальная регуляция. Умеют определять классификационную принадлежность той или иной железы. Умеют приводить примеры и составлять схемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

Цель: формирование понятия о регуляции организма человека, ее видах и роли установления связи между организмом и окружающей средой.

обучающая – раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого;

развивающая – формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное;

воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному организму.

Планируемые результаты:

Предметные: Называть основные элементы реф­лекторной дуги, виды безуслов­ных и условных рефлексов. Приводить примеры биологически активных веществ, осуществляю­щих гуморальную регуляцию. Описывать вклад И.П. Павлова в развитие отечественной науки. Сравнивать нервную и гумораль­ную регуляцию.

Метапредметные умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта о научной деятельности И.П. Пав­лова и др.

Личностные потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Урок изучения нового материала

I этап. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

На столе учителя стоит букет из осенних листьев. Учитель читает отрывок стихотворения А.С. Пушкина

Унылая пора, очей очарование,
приятна мне твоя прощальная краса,
люблю я пышное природы увядание,
в багрец и золото одетые леса.

Учитель. Посмотрите на чудесный букет. Скажите пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении А.С. Пушкина (осень). Какие же изменения происходят осенью с растениями? (изменяется окраска листьев, сбрасывают листву на зиму, закладка почек). А какова причины таких изменений? (раздражимость — ответная реакция организма на изменения окружающей среды). То есть растительный организм регулирует работу своих органов в изменяющихся условиях среды.

С помощью чего происходит регуляция работы растительного организма? (с помощью химических веществ). То есть мы можем сказать, что регуляция процессов жизнедеятельности растений происходит с помощью химической регуляции.

Но организм человека также реагирует на изменения окружающей среды. Следовательно, он тоже обладает раздражимостью. И сегодня на уроке мы познакомимся с регуляцией организма человека.

Человек и окружающая среда неразрывно связаны между собой. Любой организм, для того, чтобы выжить стремится удовлетворить свои потребности в воде, пище, и максимально приспособиться к изменяющимся условиям среды.

III этап изучения нового материала.

1. Нервная регуляция.

Эксперимент №1. Резкий хлопок в ладоши или удар ладонью по столу.

Учитель. Что произошло?

Это результат чего? (ответная реакция организма).

Эксперимент №2. Одновременно бросаются 2 теннисных шарика в сидящих за партами учеников.

Как вы прореагировали? Следовательно, ответная реакция на раздражение может быть разнообразной и она чисто индивидуальна.
Как быстро произошла ответная реакция организма? (моментальная).
Какая система организма задействована в данном случае? (нервная).

Следовательно, на любое раздражение окружающей среды организм реагирует моментально, чисто индивидуально и при помощи нервной системы.

Как мы назовем такую регуляцию? (нервная регуляция).
Могли бы вы привести примеры нервной регуляции организма, используя жизненный опыт?

Упражнения, способствующие снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника

Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течение 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.

Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.

Сидя с прямой спиной, изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.

2. Гуморальная регуляция.

Все вы смотрели фильмы ужасов и наиболее запоминающимися являются сцены ужаса. Вспомните ваши ощущения при просмотре этих сцен? (страх, крик, закрытие глаз, хватание за руку соседа и т.д.).

Почему это происходит? (ответная реакция организма на раздражение). То есть в ответной реакции организма участвует нервная система.

А теперь вспомните ваши ощущения после просмотра такого фильма (боязнь заходить в темноту, страх).

Почему вы себя так чувствуете, ведь внешний раздражитель уже отсутствует? Что же является причиной такого вашего состояния?

Значит, кроме нервной системы есть еще что-то в организме человека, что участвует в его регуляции.

3. Групповая работа.

Класс делится на 2 группы.

Задание 1 группы: пользуясь текстом учебника на стр. 35 дать определение гуморальной регуляции и сформулировать ее основные особенности.
Задание 2 группы: пользуясь текстом учебника на стр. 35 дать характеристику гормонов.

Учитель подводит итог: регуляция организма осуществляется с помощью нервной и гуморальной регуляции. В тетради рисуется схема регуляции организма человека.

4. Железы внешней секреции.

Как вы только что сказали гормоны выделяются железами внутренней секреции. Но у человека есть и железы внешней секреции.

Представьте себе жаркий солнечный день.

Чем покрывается ваша кожа? (потом).
А чем выделяет пот? (потовыми железами).
Куда выделяется пот? (на поверхность тела).
А при помощи чего? (выводных протоков).

Эксперимент №3. Учащимся предлагается лимон.

Что произошло? (выделение слюны).
Что является причиной выделения слюны? (раздражитель).
Какая железа участвует в выделении слюны? (слюнная железа).
Куда попадает слюна? (в полость тела).
В чем слюна участвует? (в процессе пищеварения).

Так какая же отличительная черта желез внешней секреции? (наличие выводного протока и выделение секрета в полость тела или на его поверхность в результате нервной регуляции организма.. При этом в регуляции организма никакого участия не принимает, так в секрете желез внешней секреции отсутствуют гормоны.

Задание. Пользуясь рисунком с изображением желез определите, где изображена железа внешней и внутренней секреции. Докажите это.

5. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.

Вспомните ситуацию. Произошла длительная ссора между друзьями. Ссора прошла, но неприятное состояние остается некоторое время.

Что происходит во время ссоры? (под действием нервного раздражителя ответная реакция организма, одновременно под действием внешнего раздражителя железы внутренней секреции выделяют гормоны).

Что же происходит после ссоры? Ведь раздражителя нет? (раздражителя нет, но гормоны попали в кровь и разносятся током крови, а гормоны разрушаются медленно, и для устранения их действия нужно время).

Следовательно, нервная и гуморальная регуляция организма взаимосвязаны. На нервную систему оказывают влияние приносимые с током крови гормоны, однако само образование гормонов находится под постоянным контролем нервной системы.

В тетради на схеме показывается стрелками взаимное влияние друг на друга нервной и гуморальной регуляции.

6. Нарушение взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции.

Между нервной и гуморальной регуляцией существует равновесие в организме.

Что это вам напоминает? (рычажные весы). Что произойдет при смещении равновесия? (перевес чашки весов).

Уже Пифагор говорил о равновесии качеств, присущих живому: “Жди беды, если нарушаться пропорции. В устройстве человеческого тела всякое нарушение порядка ведет к расстройству равновесия, опрокидывающее незримую гармонию”.

Что может привести к этому нарушению? (образ жизни и роль среды).

Особо подчеркивал значение образа жизни и роли внешней среды в развитии заболеваний Гиппократ. Он утверждал, что большинство болезней зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни и природных факторов.

7. Влияние внешней среды на регуляцию организма.

Это как то сказывается на регуляции организма? (большое количество вредных раздражителей, которые ведут к повышенной нервной возбудимости, и следовательно нарушение работы желез внутренней секреции).

IV. Закрепление материала.

1 вариант — нервная регуляция;
2 вариант — гуморальная регуляция.

А. Определите, к каким способам регуляции функций организма относятся следующие физиологические явления:

Горячая вода, воздействуя на кожу, расширяет ее сосуды;

Адреналин способствует усилению кровообращения;

Солнечные лучи в жаркий день усиливает сердцебиение;

Гормон роста влияет на рост человека.

Б. Выберите правильный ответ.

Действует быстро, но кратковременно;

Действует медленно, но продолжительно.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Стр. 34-35 учебника.

Читайте также: