Наука и культура ссср в 1920 1930 конспект

Обновлено: 31.05.2024

Процесс культурной революции в СССР 1920-1930 годов. Преобразования в культурно-духовной и научной сферах. Основные факты из истории науки, как одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. Теория и практика новой школы в Советской России.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.10.2014
Размер файла 21,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МУНИЦИНАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Кабинет истории и обществознания

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СССР 1920-1930-х ГОДОВ

Исполнитель: Величко Валентина Алексеевна

Руководитель: Резника Татьяна Ивановна

п. Новосуховый - 2014

Оглавление

1.Наука в СССР в 1920-1930-х годах

2.Образование в СССР

2.1 В 1920-х годах

2.2 В 1930-х годах

В истории советской науки 1920 - 1930 гг. является важным рубежом. В это время отечественная историография претерпела радикальные изменения, надолго определившие дальнейший путь ее развития. В годы, непосредственно предшествующие реформе в области исторического образования и науки, то есть на рубеже 1920-1930-х гг., руководством Наркомпроса, опирающимся на сформированные в послереволюционные годы кадры марксистских историков, были подведены итоги развития науки переходного периода. К концу 1920-х гг. марксистская идеология стала господствующей в отечественной исторической науке и жизни общества.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. В СССР происходит укрепление народного хозяйства, разрушенного в ходе первой мировой войны, революции, гражданской войны и интервенции, и начался процесс индустриализации и коллективизации. За годы советской власти существенно возрос общеобразовательный уровень населения страны. Эти изменения неизбежно вызывали новые потребности общества в общественных науках.

культурный наука образование ссср

1. Наука в СССР

Наука в СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. Наиболее были развиты технические науки и естественнонаучные дисциплины, имелись значительные достижения и в гуманитарных науках. Научные сотрудники работали как в Академии наук СССР, так и в отраслевых и республиканских академиях в различных предприятиях Министерств. Благодаря высоко развитой науке, на достаточно высоком уровне находились образование и здравоохранение, впервые в мире построенное на научных основах, неоднократно продемонстрировавшее свою эффективность и по многим параметрам считавшееся едва ли не лучшим в мире.

Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 году в США. Развертывались совместные научные исследования: В.И. Вернадский и молодой тогда Д.В. Скобельцин работали в Радиевом институте в Париже, В.В. Бартольд участвовал в создании Тюркологического института в Стамбуле, начал выходить “Германо-русский медицинский журнал”. Широко был отмен 200-летний юбилей Российской Академии Наук. На юбилейные торжества приехали более 130 ученых из 25 стран.

С мая 1937 по февраль 1938 года продолжался дрейф на льдине в Северном Ледовитом океане четверки ученых под руководством И.Д. Папанина.

В 1937 году экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США, покрыв свыше 12 тыс. км за 63,5 часа.

Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в будущем советского атомного оружия и атомных электростанций.

Продолжалась деятельность крупнейшего русского физиолога И.В. Павлова и его учеников. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано производство искусственного каучука. Академиком А.Н. Бахом была создана и успешно развивалась новая наука - биохимия. Открытия в области астрономии сделал армянский ученый В.А. Амбарцумян.

Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцин, С.И. Вавилов, И.Е. Тамм, П. Л. Капица), математика и теоретическая механика (С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука (И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов), история (М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин, М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле). Гуманитарные науки были полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, что соответствовало марксистко-ленинской идеологии и партийным установкам. Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная психология. Разгрому и физическому истреблению подвергалась русская школа генетики.

2. Образование в СССР

2.1 В 1920-е годы

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа, призвана была не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

К 1927/28 учебному году количество учащихся в СССР увеличилось до:

В средних и начальных школах всех видов 11 589 тыс. учеников.

В средних специальных учебных заведениях в этом же году обучалось -- 189 тыс.

В высших учебных заведениях -- 169 тыс. студентов.

Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции. В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения (в том числе 438 НИИ и их филиалов).

В течение 10-15 лет после октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписчих народов (абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.). Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке. В декабре 1922 года было создано специализированное восточное издательство, которое выпускало учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и других языках. В 1924 году массовыми тиражами были изданы учебники для мордовских, марийских, татарских и чувашских школ. Кроме того, правительство РСФСР осуществляло мероприятия, направленные на развитие сети школ в ранее отсталых национальных районах и привлечение в них детей коренных национальностей. При этом обеспечивался дифференцированный подход к определению сети и типов школ, в зависимости от экономических, этнографических и географических условий тех или иных территорий. Для детей кочевых народов, для детей животноводов горных районов Кавказа организовывались школы с интернатами при них или велось обучение детей в районах кочевий. В городах создавались школы-коммуны с интернатами.

2.2 В 1930-е годы

По указанию И. Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. В 1934 году было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе.

В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве.

В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы.

В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933--1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объёме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн против 24,2 млн человек в 1932 г., или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г.

В 1933-37 гг было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках. Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей, окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу.

В целом, были достигнуты значительные успехи в народном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет после октябрьской революции в 1937 году по сравнение с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раз (в средних школах в 20,2 раз), а количество высших учебных заведений выросло в 7,7 раз.

К концу 30-х годов удалось также достичь значительных успехов в борьбе с неграмотностью: согласно переписи 1939 года процент грамотного населения составлял 87,4 %, значительно уменьшился разрыв в грамотности сельского и городского населения. Всего за 16 лет (с 1923 по 1939 гг.) в СССР обучалось более 50 млн неграмотных и около 40 млн малограмотных людей разных возрастов. Среди новобранцев проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников имеющих высшее и среднее образование в 1939--1940 гг. составляла треть от общего числа призванных.

В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:

Заключение

Преобразования, проводившиеся в стране, не могли не коснуться и перестройки жизни общества. Этот процесс получил название культурной революции, которая начала осуществляться с первых лет Советской власти, но которая широко развернулась лишь в период реконструкции народного хозяйства.

Преобразования в духовно-культурной сфере и построение нового социалистического быта развертывались по следующим направлениям: - ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения; - подготовка специалистов для народного хозяйства через высшее и среднее специальное образование; - развитие науки как фундаментальной, так и прикладной; - создание творческих союзов и развитие художественной культуры; - становление многонациональной культуры; - идеологическая работа по пропаганде социалистического образа жизни и мобилизации масс на социалистическое строительство.

Осуществление преобразований в культурно-духовной сфере осуществлялось в особых условиях переходного периода, когда в большой мере сказывались: во-первых, поголовная неграмотность населения; во-вторых, сохранение культуры царского времени с большим влиянием религии, великодержавной духовной и национальной политики; в-третьих, влияние буржуазной культуры и ее носителей в лице старой интеллигенции; в-четвертых, эмиграция значительной части научной и творческой интеллигенции, и, в-пятых, необходимость ускоренной подготовки технических кадров для промышленности.

Тема урока: Культура и искусство в СССР в 20-30 годы.

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: урок комбинированный

Цели и задачи урока:

  1. Дать знание учащимися о становлении и развитии культуры СССР
  2. Развитие умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал
  3. Воспитать уважение к советским деятелям искусства, внесшим вклад в мировую культуру.

1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствуют учителя, занимают свои места

2. Домашнее задание (1 мин.) Актуализация опорных знаний (6 мин.)

Определение домашнего задания.

Работа с классом, дифференцированный опрос:

1. Назовите основные направления в искусстве, получившие развитие в послереволюционные годы. Охарактеризуйте их.

2. Кого из деятелей искусства 20-30 гг. Вы можете назвать?

3. Какие произведения литературы, живописи, скульптуры 20-30 гг. Вы можете назвать?

Запись домашнего задания в дневники (§ 20, вопросы к нему)

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала (27 мин.)

Объявление темы урока: Культура и искусство СССР в 20-30 гг.

Постановка проблемного вопроса: способствовал существующий политический строй упадку или подъему творчества деятелей искусства и культуры?

Записывают тему урока.

Отвечают на вопрос.

Объяснение нового материала.

Отвечают на вопросы

Закрепление изученного материала (9 мин.)

Задание: выявить общее и различное в развитии культуры и искусства в 20 и 30 годы.

Возвращение к проблемному вопросу, для выяснения изменилось ли мнение учеников

Вычленяют общее и различное и фиксируют в тетради.

Учитывая, ранее полученные знания и информацию, полученную на уроке, вновь отвечают на вопрос

Этап подведения итогов урока (1 мин.)

Выставление и аргументация отметок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Демо-тест на тему: "Наука и культура СССР в 30 гг."по учебнику "История России XX век начало XXI века" 9 класс

Демо-тест к теме: "Наука и культура СССР в 30 гг." составлен по учебнику Д.Д. Данилова, Д.В. Лисейцева и др. "История России XX век начало XXI века" для 9 класса. Перед использованием тест.

Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века.

Учебный фильм "Культура СССР и США в 20-е годы. Параллели".

Однажды ночью 1924 года композитор Винсент Юманс проснулся от чудесной мелодии, которая возникла в его голове – всего.


Культура СССР 1930-х гг.

Презентация к уроку истории.


Презентация на тему "Бульдозерная выставка" (Культура СССР в 1970-1980гг.)


"Культура СССР в годы Великой Отечественной Войны"

Разработка интегрированного открытого урока истории и литературы.

Культура СССР в 20-30 гг. XX в.

В презентации представлены основные направления культуры в 20-30 гг.: образование, наука, литература, живопись, плакатное искусство, архитектура, кино. Есть возможность проследить переход от явлений о.

Нажмите, чтобы узнать подробности

После кровопролитной гражданской войны в СССР велась титаническая работа, связанная с развитием образования.

Тип урока: комбинированный.

На уроке использованы фронтальная, индивидуальная форма работы.

В ходе работы используются, элементы проблемного обучения, моделирования ситуации.

Данный урок построен с позиции деятельностного подхода, что является необходимым условием современного образования. На уроке вниманию уделено метапредметной категории понятие.

Логика урока: актуализация знаний, определение целей деятельности, ключевых вопросов урока.

Оборудование: проектор, презентация.

Результат урока:

- наличие опыта умения анализировать различные виды текста (в том числе визуального); умение самостоятельно выводить понятие; умение аргументировано выражать собственную точку зрения; позицию; опыт группового взаимодействия, то есть формирование личностно-смысловой, информационной, коммуникативной компетенций. Кроме того, навыки анализа текстов, сопоставление различных точек зрения, критическое отношение к ним формирует на уроках истории исследовательские умения учащихся и критическое отношение к информации.

Образовательная: определение характерных черт духовной жизни СССР в 1930-е г, усвоение понятий культурная революция.

Развивающая: совершенствование умений исследования, анализа различных видов текста, умений работы с понятиями, выявление собственных позиций.

Воспитательная: формирование собственной позиции по вопросу исторических и современных идеалов молодёжи.

Организационный момент .

Приветствие. Проверка присутствующих и их готовности.

Настрой на работу.

Актуализация знаний.

Вступительное учителя: слово Мы с вами уже несколько уроков обсуждаем жизнь советского общества в 30-е годы XX века и выяснили, что в этот период в СССР шёл грандиозный по замыслу и масштабам социальный эксперимент – строительство социализма. И чтобы её выполнить партия большевиков под руководством И.В.Сталина поставила перед обществом 3 задачи - построить мощную промышленность, преодолеть вековую отсталость деревни и осуществить духовное преобразование общества. Назовите эти процессы.

Какой из этих процессов мы будем сегодня рассматривать? Правильно!

Постановка темы урока

А что же говорил В.И.Ленин о целях новой культуры

Речь Ленина на III съезде комсомольской организации в 1920 г.:

Сегодня на уроке мы не только и не просто познакомимся с содержанием культурной революции. Мы исследуем вопрос - какого человека воспитывала новая культура, каков он этот мощный идеал, который повёл за собой целое поколение юношей и девушек и который высвободил духовные силы народа для созидательного труда, для победы над фашизмом? Каковы результаты культурной революции? Может ли поколение нынешней молодёжи брать пример со строителей социализма, актуальны ли эти ценности в современном обществе. Нужны ли такие люди?

Формулировка задач и предполагаемого результата.

Для знакомства и анализа мы берём те неоспоримые достижения, которые актуальны, возрождаются в новых формах, в которых остро нуждается наше общество, несмотря на то, что советской власти уже нет.

Ликвидация неграмотности и образование в 30 годы.

Ваша работа на уроке будет оцениваться своеобразно в духе времени

Повторение и актуализация знаний.

Для того чтобы продолжить работу необходимо чётко определить содержание понятий коммунизм, социализм, коллективизация, индустриализация и культурная революция.

Эту работу вы проделали дома и поделитесь со мной результатами поиска.

Изучение нового материала.

Большевики унаследовали страну в тяжелой ситуации: война и затем Февральская революция раскрепостили, разбудили в населении империи разрушительную энергию, нанесли сильнейший удар по системе традиционных российских ценностей.

Сложившаяся испокон веков картина мира российского подданного трещала по всем швам: из нее были вынуты центральные, формообразующие фрагменты – монарх как олицетворение высшей справедливости на Земле и Бог как мирообразующее и мироформирующее начало. Что можно было положить в ее основу?

Прежде всего мотив жертвенности: нам (вам) выпало счастье участвовать в строительстве "нового" мира, самогосправедливого общества на Земле, мы готовим мировую революцию, которая освободит от гнета капиталистов всех трудящихся Земли и т.д. Понятно, что такие возвышенные и исторически значимые цели стоят того, чтобы сегодня (и, может быть, завтра тоже) претерпеть лишения, мучения и т.д. Более того, ради такой высокой цели не жалко и жизни.

Отсюда вытекает второй мотив: главный персонаж истории – человек- труженик, чьими руками создается все богатство (все более очевидный факт, что большая часть богатства создается не руками, но умными головами, при этом остается за скобками) и который только теперь стал истинным субъектом мировой истории.

И, наконец, третий важный культурообразующий мотив: пришедший к власти

новый класс создает свою этику, свою эстетику, свое искусство и даже свою

Неграмотность населения стала серьезной помехой на пути распространения революционной идеологии, а затем и развитию промышленности, и вообще подъёму промышленности.

В целях борьбы с неграмотностью в 1928 г. по инициативе комсомола был объявлен всесоюзный культпоход за грамотность. Была проведена перепись неграмотных в стране и запись добровольцев в культармии. В культармии записывались учителя, инженеры, рабочие, учащиеся, домохозяйки. Численность культармий составляла около 1 млн. чел. , из них 85% сами имели начальное образование. В их задачи входило научить неграмотных элементарным навыкам чтения и письма и основам политграмоты. Работать добровольцам приходилось в очень сложных условиях: не хватало помещений, бумаги, письменных принадлежностей (См. дополнительный иллюстративный материал) . Но и в столь сложных условиях добровольцы работали бесплатно. В результате, по данным переписи 1939 г. , массовая неграмотность в России была преодолена - доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила 89, 7%. Различия в уровне грамотности между городом и деревней, между женщинами и мужчинами продолжали оставаться, но они уже были не столь значительны. К1940 году в стране работало 4600 вузов и техникумов, и Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Система образования в СССР имела свои плюсы и минусы. Доступность, равенство, обязательность, преемственность уровней, хорошая организация воспитательного процесса позволили советскому человеку считаться образованным, а советскому образованию — качественным.

Заглянем же в букварь, посмотрим чему в 30-е годы учили детей в школе?

Делаем выводы: разрыв с рабским прошлым и отмежевание, отрицание интересов эксплуататорских классов. Жертвенность, готовность к подвигу ради свободы и вождя,

Безграничная преданность вождю, партии и Родине. Бескорыстие. Вера в победу, будущее, оптимизм, идеализация жизни. Вопреки существующему мнению большевистский социальный эксперимент не провалился – он в значительной мере удался. Он показал, что человек – очень пластичен, что из него можно лепить любое социальное существо.

По мнению классиков марксизма для построения коммунизма необходимо

несколько условий.

Во-первых, победа пролетарской революции, ликвидация частной собственности как основы эксплуатации и неравенства.

И в-третьих, формирование нового коммунистического сознания, нового человека, готового эти самые способности бескорыстно ставить на службу обществу.

Поэтому большевистская программа построения социализма включала в себя, кроме индустриализации и коллективизации, культурную революцию.

Её главной целью как раз и было формирование нового человека – строителя светлого коммунистического завтра. Но в первую очередь необходимо было решить более насущную задачу: ликвидировать неграмотность в стране и обеспечить подготовку квалифицированных кадров.

Уже 27 октября 1917 года, на следующий день после II Всероссийского съезда Советов, была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и должна была руководить системой народного образования и культуры. 26 декабря 1919 года был подписан декрет, который обязывал всё население страны от 8 до 50 лет овладеть грамотой. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

Наркомат просвещения получил право привлекать всех грамотных граждан к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Дети должны были учиться грамоте в школах. Всеобщее начальное образование – вот цель, которая ставилась правительством. Но для её достижения необходимо было преодолеть несколько проблем. В условиях послевоенной разрухи не хватало школьных помещений.

Индустриализация требовала большого количества грамотных специалистов для промышленности. Поэтому с конца 20-х годов увеличивается количество технических вузов и средних специальных заведений, а также сельскохозяйственных и педагогических институтов. Всего в 1940 году в вузах и техникумах обучалось 1 миллион 800 тысяч студентов. По их количеству СССР вышел на первое место в мире. Но неизменным в ходе этих реформ и преобразований оставался партийный идеологический контроль над системой образования, классовый подход.

Таким образом, развитие советской культуры в 1920 – 30-е годы происходило в очень сложных условиях, часто не благодаря, а вопреки политике властей. Но культурное наследие того времени богато и разнообразно. Оно достойно вашего пристального внимания.

Подведение итогов:

Таким образом, развитие советской культуры в 1920 – 30-е годы происходило в очень сложных условиях, часто не благодаря, а вопреки политике властей. Но культурное наследие того времени богато и разнообразно. Оно достойно вашего пристального внимания.

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920—1930-х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии. Культура была поставлена под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.

1) Просвещение

Была создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1-й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2-й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением. Первые годы Советской власти действовала новаторская школа: не было парт, отмена урочной системы, домашних заданий, учебников, экзаменов, отметок.

Май 1934 – декрет о структуре образовательной школы: введение начальной, неполной средней и средней школы.

Усиливается воспитательная роль школы: ученик обязан чтить вождя, разоблачать врагов народа, даже если это члены его семьи.

Политика советского руководства в области культуры в 20-30-е гг. получила название культурная революция .

Цель:

- повышение культурного уровня народа

- укрепление марксизма-ленинизма как идейной базы жизни общества

Итоги:

- обязательное семилетнее обучение

- открытие 20 тыс. школ

- внедрение марксистских идей в систему обучения

- репрессии в отношении неугодных педагогов и студентов.

2) Наука

Привлечение старой интеллигенции, не поддерживающей большевиков, но видевшие свой долг в работе для страны: Н. Жуковский (авиатор), В. Вернадский (биохимик), Н. Зелинский (химик), К. Циолковский (основатель космонавтики), И. Павлов (физиолог), К. Тимирязев (ботаник), И. Мичурин (биолог-селекционер).

Успехи в естественных науках: С. Вавилов (оптика), Н. Вавилов (генетика и селекция), С. Лебедев (изготовление синтетического каучука), И. Курчатов (исследования атомного ядра), П. Капица (физика низких температур и сильных магнитных полей), П. Флоренский (математика), А. Чижевский (историометрия, гелиобиология).

В 30-е гг. Сталин заявил, что все науки носят политический характер. Начались гонения на генетику, социологию, психоанализ, что привело к свертыванию их разработок в СССР. Историю стали использовать в целях воспитания народа, развивая идеи советского патриотизма.

3) Литература

Часть деятелей культуры оказалась в эмиграции: И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, (среди не литераторов: М. Шагал, И. Репин, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин и т.д.)

Остались на родине А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Пришвин, Н. Гумилев.

Творческие объединения 20-х гг.: Пролеткульт (выступало за создание особой пролетарской культуры, воспринимали наследие прошлого как ненужный хлам), РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей)

1932 – создание Союза писателей.

4) Живопись

Создание Ассоциации художников революции (АХР), развившей традиции передвижников.

Тему революции и Гражданской войны развивали А. Дейнека, М. Греков, Б. Иогансон

Работу продолжали К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, П. Филонов, К. Малевич, М. Нестеров, П. Кончаловский и др.

5) Музыка

6) Кинематограф.

Известными становятся десятки актеров (среди них М. Жаров, М. Ладынина, Л. Орлова, Н. Крючков, В. Зельдин, Н. Черкасов)

7) Скульптура.

Н. Андреев – Обелиск советской Конституции в Москве

Л. Шервуд – Памятник А. Радищеву

С. Меркуров – памятники К. Тимирязеву и Ф. Достоевскому

Поиск новых форм и стилей: конструктивизм (строгие, логичные линии зданий, в которых чувствует конструкция)

В Ленинграде - А. Гегело (Дворец культуры им. Горького, Большой дом (здание НКВД).

Б. Иофан – жилой Дом на Набережной (есть одноименный роман Ю. Трифонова о сталинских репрессиях)

9) Большевики и церковь

В 20-е гг. начинается изъятие церковных ценностей, террор против священнослужителей.

Политика в области культуры в 1920-е и в 1930-е гг.

Общее:

- признание ликвидации неграмотности, развитие школы и образования, формирование новой советской интеллигенции важнейшими политическими задачами (концепция культурной революции)

- признание культуры и искусства важным средством воспитания масс в Коммунистическом духе (культура как часть общепартийного дела)

- стремление партии и Советского государства поставить культуру под строгий контроль

- выдвижение на первый план при оценке произведений искусства и культуры принципа партийности.

Читайте также: