Наш родной русский язык 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект по родному языку (русскому языку) в 5 классе.

Номер урока: _____

Дата урока: ______________

Тип урока: усвоения новых знаний.

Цели урока : обеспечить формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.

Планируемые результаты:

1. Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.

2. Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

3. Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.

Формируемые УУД:

1. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;

2. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;

3. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;

4. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.

Оборудование : учебник по русскому родному языку для 5 класса под ред. О.М.Александровой и др., доска, карточка 1.

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Все ли готовы к уроку? Надеюсь, что пришли вы сегодня с хорошим настроением и все, что мы запланировали, получится.

II. Целеполагание

- Ребята, мы начинаем с Вами изучение нового предмета, а о чем сегодня с Вами будем говорить, узнаем, разгадав загадки:

Меткий, но не стрела

Богатый, но не миллионер

Нужный, но не Интернет

Могучий, но не великан

Учит, а не преподаватель

Обогащает, а не золото

Наполняет, а не вода

Просвещает, а не мудрец

Конечно, это язык, наш родной язык.

- Как бы вы могли сформулировать тему нашего урока? (Тема урока: Наш родной русский язык).

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить? (сформировать представления о значимости русского языка).

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли.

Работа в группах

Учащиеся работают самостоятельно, соглашаясь или нет с высказыванием, но учащиеся испытывают затруднения: отсутствие знаний по этим вопросам и текстового материала.

IV. Открытие нового знания

Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание общее для всех групп: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям, опираясь на изученную информацию.

Текст (упр. № 1 стр.5).

Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.

Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.

В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.

Язык – жизнь народа. ( По К. Ушинскому)

V. Физминутка. Гимнастика для глаз.

VI. Первичное закрепление материала.

Работа учащихся в группе. Затем – выступление каждой группы, сопоставление собственной позиции с точкой зрения одноклассников. Во время выступления представителей каждой группы возможна корректировка составленных записей.

Записываем определения родного языка и государственного языка (стр. 5).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Далее учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу, исходя из предыдущего анализа (карточка 1). Затем учитель подводит учащихся к выводу по всей работе: вся жизнь человека связана с языком. Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык, который требует бережного отношения и любви.

Работа с учебником (стр.9 упр. 7).Определить тему текста, используя ключевые слова. Обозначить проблематику.

VIII. Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).

IX. Рефлексия.

Оцените свою работу по критериям:

1) активность на уроке,

2) самостоятельная работа на карточке;

3) работа в группе.

Ответьте также на вопросы:

-На этом уроке я узнал…

-Я бы хотел узнать больше..

-Мне было непонятно…

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных учеников. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

X. Домашнее задание

Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть;

- Выучите наизусть одно из высказываний писателей (данных для анализа на уроке) о русском языке

Уроки по родному языку и литературе 5 класс и другие полезные материалы для учителя родного языка и литературы, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Уроки

Урок калмыцкой литературы в 5 классе по теме "Калмыцкие поэты о природе родного края" поводится в следующих целях: познакомить учащихся с пейзажной лирикой калмыцких поэтов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетенции : языковая, языковедческая, социокультурная.

Тема : Знай и люби родной язык!

Цель : создание условий для расширения знаний учащихся о роли языка в жизни человека,

- развития творческого и образного мышления,

Задачи : - познакомить с историей Дня родного языка,

- расширить знания учащихся о роли языка в жизни человека,

- обратить внимание на необходимость изучения родного языка,

- учить работать с текстом,

- развивать творческое и образное мышление,

- воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока : урок новых знаний.

Компетенции : языковая, языковедческая, социокультурная.

Работа по теме урока

Меткий, но не стрела

Богатый, но не миллионер

Нужный, но не Интернет

Могучий, но не великан

Учит, а не преподаватель

Обогащает, а не золото

Наполняет, а не вода

Просвещает, а не мудрец

Конечно, это язык, наш родной язык. Сегодня мы поговорим о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.

Легенда о языке

Послушайте одну известную легенду о языке.

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп объяснил: “Ты велел мне купить самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, ссорятся, лицемерят, вызывают войны. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?”

. Язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете

- Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

Вывод: Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык”, родной язык – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

Работа с пословицами

В пословицах и поговорках русский народ говорил о том, как надо обращаться с языком.

Давайте вспомним известные пословицы и поговорки. Но только вам их нужно закончить.

В случае затруднения пользуйтесь словами для справок

1) Глупые слова жить мешают, а разумные во всём….

2) Не давши слова – крепись, а давши - ….

3) Будь слову своему ….

4) Слово не воробей, вылетит - ….

5) Словам болтуна не велика…

6) Больше дела, меньше….

Слова для справок: цена, не поймаешь, слов, помогают, держись, хозяин.

- Какую роль играет язык в нашей жизни?
- Какой, на ваш взгляд, должна быть наша речь? А какой не должна быть?

4. Наблюдение

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

Давайте же дарить друг другу букеты только из мудрых, добрых слов!

Тот, у кого в руках оказывается мелок, должен продолжить фразу

и потом передать мел любому другому человеку.

Что же значит для нас родной язык?

/учащиеся на доске записывают слова о родном языке/

6.Слово учителя

Язык – это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо его знать, нужно уметь владеть им. Поэтому изучение и охрана родного языка является насущной необходимостью. Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка.

История праздника имеет трагическое начало. Дата 21 февраля выбрана неслучайно: именно в этот день в 1952 году погибли пять студентов, которые принимали участие в демонстрации за предоставление родному им бенгальскому языку статуса государственного в тогдашнем Пакистане, часть которого позже стала независимым государством Бангладеш. Прошло почти полвека, и Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила, ежегодно, начиная с 2000 года, 21 февраля будет отмечаться Международный день родного языка.

Этот день был установлен, чтобы способствовать признанию и использованию именно родного языка, особенно это касается языков национальных меньшинств. А ведь именно родной язык — основной признак нации, потому что формирует национальную особенность, является живым свидетелем истории народа, хранит его культурные достижения, является определяющим фактором жизни человека и общества. Родной язык — это одновременно и культура, и оформление мысли.

Стихи о родном языке

Родной язык – богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.

Родной язык. Он впитан с молоком.
Звучит как музыка, нам сердце услаждая
В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.

Мы гордимся своим языком,
Он богат на глаголы, наречья!
В нем живет тайна древних веков,
Мы ее сохраним, это точно!
Мы конечно же будем искать
В каждом слове сокровища мира,
Тайны предков повествовать
И беречь свой язык от погибели! В день родного языка
Мы станем ценить каждое слово,
Участь его была не легка,
Но мы сохраним наследье живое!
Прадеды наши и наши отцы
Нам передали красу неземную
Русского слова из русской души,
Что задевает всех нас за живое.
С праздником Вас, весь российский народ
Мы поздравляем и смело желаем
Освободиться от бренных забот.
И пусть страна зацветет, процветает!

Учитель: Любите свой родной язык, уважайте традиции. Ведь уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете

Я надеюсь, что вы будете бережно относиться к своему родному языку и с интересом познавать его тайны.

Составление синквейна

1 строка- одно слово (существительное), которое обозначает предмет о котором пойдёт речь;

2 строка- два слова, (прилагательные ) раскрывающие тему, описывающие признаки и свойства выбранного в синквейне предмета;

3 строка- 3 глагола, описывающие совершаемые действия по теме предметом;

4 строка- фраза из четырёх слов или короткая фраза, выражающая личное отношение автора к предмету;

Урок родного русского языка в 5 классе

Первый урок родного русского языка в 5 классе. Представлен подробный конспект урока с видами деятельности и конкретными заданиями.

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цель урока : сформировать представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.

1. Метапредметные : умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы.

2. Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, развитие потребности использования выразительных средств языка.

3. Личностные : воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.

1. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

2. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;

3. Регулятивные УУД : целеполагание, планирование, оценка результатов работы;

4. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.

Ход урока.

1. Организационный этап. На этом этапе происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

2. Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).

На слайде фотографии узнаваемых уголков родного города

- Что изображено на этих фотографиях?

- Почему вы думаете, что это город, в котором вы живете?

- Какие чувства вы испытываете к своему городу?

- Чем является для вас родной город?

- Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА.

- Что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной? (ее любят, гордятся ею, говорят на русском языке)

- Все народы, населяющие нашу огромную родину, понимают друг друга, потому что общаются на одном русском языке.

- Как вы думаете, о чем же сегодня мы будем говорить на уроке? Запишите тему урока.

У Оли в тетрадке опять непорядки.

Писала два утра, писала три утра,

Может, это зверюшка из леса,

Не простая – в сапожки обута?

Или, может, Кабутта – это город на синем просторе?

Но мама подходит и смотрит с улыбкой:

Так вот что такое Кабутта, Кабутта.

- Что вызывает у вас улыбку?

- Какова главная мысль стихотворения?( знать русский язык нужно, чтобы постичь богатство, красоту языка, чтобы тебя понимали).

-Сформулируйте цель нашего урока.

3. Актуализация знаний

- С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):

Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы. Задание: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям (3-ий, 4-ый 5-й абзацы – по рядам), опираясь на изученную информацию.

Текст (упр. № 1 стр.5).

Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.

Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.

В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.

Язык – жизнь народа. ( По К. Ушинскому)

Работа учащихся в группе. Самостоятельная работа.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними (материал распечатан для каждого ребенка).

6. Работа с учебником.

Чтение и обсуждение теоретического материала учебника на стр. 4-5.

Затем учитель подводит учащихся к выводу: вся жизнь человека связана с языком. Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык, который требует бережного отношения и любви.

-Итак, в основании языка лежит слово. И у каждого слова есть своя история. Давайте порассуждаем вместе над названием нашего города.

В конце работы учащиеся сопоставляют свои предположения с легендами о происхождении названия города (готовят заранее 1-2 ученика)

7. Рефлексия деятельности ( подведение итогов занятия).

Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).

8. Задание на дом вариативное .

Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть;

- Выучите наизусть одно из высказываний писателейо русском языке

- Расскажите (или напишите) об истории происхождения названий городов, сел, деревень Рязанской области.(1-2 названия)

Читайте также: