Население география 9 класс конспект
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Повторительно.docx
Повторительно-обобщающий урок по географии в 9 классе
Тип урока: Урок обобщающего повторения и закрепления усвоенного.
Методы и формы учебной деятельности:
* сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой (парной) работы;
*по источнику передачи и восприятия учебной информации – словесные, наглядные, практические;
*по степени самостоятельности мышления учащихся – продуктивные (частично-поисковые), объяснительно-иллюстративные, репродуктивные;
*по характеру управления учебной работой – совместная с учителем и самостоятельная работа учащихся.
Оборудование : политико-административная карта России, атласы, карточки.
Эпиграф: «Людей неинтересных в мире нет.
Оргмомент. Наш сегодняшний урок не обычный , у нас гости. Будьте внимательны, работайте хорошо, не волнуйтесь.
Вводно-мотивационный этап (цели и задачи урока).
Человек- это высшая ценность на Земле.
«Людей неинтересных в мире нет.
Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.
Вопрос: Какое место по численности населения занимает Россия среди других стран?
Задание: Назовите крупнейшие по численности страны мира?/ диаграмма/
Вывод : Доля нашей страны в населении мира составляет чуть больше 2,5%, а по числу жителей мы занимаем девятое место в мире.
Операционно-познавательный этап (процесс восприятия, осознания, осмысления, обобщения и систематизации материала).
Вопрос: Как вы понимаете эти слова?
Повторение терминов, которые указаны в карточках (работа в парах по вариантам).
Затем для проверки учитель дает понятие, ученики должны определить о чем идет речь.
Демография – наука о населении.
Индустриализация – создание крупного промышленного производства.
Урбанизация –рост городского населения, повышение роли городов, распространение городского образа жизни.
Эмансипация – отмена ограничений. Освобождение от зависимости и предрассудков.
Миграции – переселение, перемещение населения по территории.
Демографическая ситуация- это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих в данное время определённую половозрастную структуру населения и динамику его численности.
Трудоспособный возраст – это возраст, когда люди полны сил и энергии для работы.
Городские агломерации - группы близкорасположенных городов, объединенных тесными связями.
Этнос – исторически сложившаяся устойчивая группировка людей, народ.
Естественный прирост –разница между числом родившихся и числом умерших людей.
Депопуляция – уменьшение численности населения.
Эмиграция – выезд людей из страны.
Опорный лист 1. Задание - установить соответствие между термином и понятием.
Вопрос: Как узнают о численности населения? /Учёт населения: периодический (переписи), текущий (статуправления)
Опорный лист Задание 2.- определить названия субъектов РФ, указанных на карте, их столицы.
Субъект с наибольшей численностью населения.
Субъект с наименьшей численностью населения.
Субъект с наибольшей площадью.
Субъект с наибольшей плотностью населения.
Субъект с наибольшим уровнем урбанизации.
*На территории какого субъекта проживаем мы с вами?
*Что вы знаете о населении нашего края?
По уровню урбанизации Россия не уступает развитым странам мира.
В современной России 2386 городов и поселков городского типа.
- Какие вы знаете классификации городов? (по численности и по функциям)
- Как города отличаются по численности?
- Назовите крупнейший российский город. (Москва)
- Какое количество жителей проживает в нём сегодня? (11,6 млн.)
- Назовите другие российские города людностью более 1 млн. Найдите их
на карте. (Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж)
Опорный лист Задание 3. Выполнение задания на контурной карте - обозначить города-миллионеры.
Назовите известные вам типы сельских населенных пунктов.
(Аулы, села, деревни, хутора, станицы).
В дореволюционной России было около 500 тыс. сельских населенных пунктов, сейчас их около 150 тыс. Назовите причины исчезновения многих сельских поселений. (Урбанизация страны, депортация в сталинский период, переход от традиционного к современному типу воспроизводства, социально-экономический кризис в сельском хозяйстве).
Подведем итог: Сельское или городское население преобладает в современной России? (городское - 73%).
Мы с вами живем в сельской местности, а что мы знаем о населении нашего села?
ФИЗМИНУТКА.
Растереть ладонями уши- сначала только мочки, а затем всё ухо целиком, вверх – вниз, взад – вперёд.
Мы живем в многонациональной стране.
*Сколько народов проживает в России? (более 150)
*Назовите крупнейшие языковые семьи народов России.
(Индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская)
*Назвать языковую семью и группу по фотографиям.
Задание 4. Презентация
Работа в парах: Определите вид миграции (карточки):
Пётр ездит в университет из Бердска в Новосибирск. Укажите, какой вид миграции он совершает? Какова причина миграции?/маятниковая/
Иван Иванович отработал на угольной шахте в Воркуте 25 лет. Он вышел на пенсию. Вместе со своей семьей переехал на постоянное место жительство в Краснодар. Укажите вид миграции и причину./безвозратные/
Дедушку Стефани Бауэр в возрасте 14 лет вместе с его семьей сослали на постоянное место жительства в Сибирь. Какому виду миграции он подвергся? В чем заключалась причина такого рода миграций?/насильственные, депортация/
Родственники Виктора до революции были аристократами. После революции 1917 года они были вынуждены бежать за границу (в Германию). Укажите вид миграции и причину./ эмиграция/
Фарид Исмаилов приезжает на заработки в Россию из Таджикистана каждое лето. Укажите вид и причину миграции. /сезонная/
Сделайте вывод, в чем заключается экономическое значение миграций?
Влияют ли миграции на изменение численности населения в стране?
Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда России.
*Что вам нужно знать о рынке труда?
*Дайте определение трудовым ресурсам.( Часть населения страны, способная работать в хозяйстве)
*Назовите трудоспособный возраст в России. (Мужчины - 16-60 лет, женщины - 16-55 лет)
*Могут ли работать пенсионеры и дети? (подростки от 14 до 16 лет с сокращенным рабочим днем и исключением тяжелого труда)
Контроль знаний
Сегодня ваша главная работа - это учеба. Я предлагаю вам выполнить итоговый тест и проверить свои знания по изученной теме.
Опорный лист Задание 4. Тест.
Теперь, ребята, я думаю, мы можем ответить на вопрос урока:
Почему для России важен каждый?
Заключительное слово учителя: Главное богатство любой страны - человек. Именно человек производит разнообразные блага для процветания своей Родины. Будущее России зависит от человеческого потенциала, от количества её жителей.
В России проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами ,какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.
Народностей много живет
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила.
Но кто-то не верит, и пусть
Мы за руки крепко возьмемся
Поверь в наши силы Великая Русь
И мы к лучшей жизни вернемся!
(Стихотворение Л. Рубальской)
На уроке я работал… ( актовно/пассивно)
Я выполнял задания…(с лёгкостью/ с трудом; с интересом/ без интереса)
Своей работой на уроке я ….. (доволен/ не доволен)
Материал урока мне был ….. (понятен/ не понятен, полезен/ беполезен, интересен/скучен)
- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.
- формировать научное мировоззрение;
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке.
Учащиеся устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.
Метапредметные:
Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.
Умеют находить причины и следствия (на примере анализа статистических данных о населении России).
Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,
выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.
Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.
Оборудование: учебник, атлас, статистический материал, политическая карта мира
Методы обучения
• Создание проблемной ситуации;
• Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;
• Создание условий для развития познавательной активности учащихся,
их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.
I-Оргмомент. Проверка дз, выборочно собрать тетради.
II – Актуализация знаний
Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга. Чем вы друг от друга отличаетесь? (возраст, пол, нация). А чем схожи? (Живём в одном городе, стране, учимся в одном классе).
Верно. Мы являемся гражданами одной большой страны. Но отличаемся по возрасту, полу и т.д.
Учитель: -Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать? (население России)
– почему эта тема так важна?
- почему именно население – главное богатство страны?
Нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др..Т.е., чтобы правильно проводить экономическую политику страны.
Записывает в тетради число и тему урока.
III – Изучение новой темы
1. Учитель: Какие науки занимаются изучением населения, кто поможет разобраться со всеми этими вопросами? С.50 в учебнике. Запись в тетради.
Этнология - (греч. ἔθνος, народ + -логос - учение, наука) — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их особенности.
Демография - (греч. δῆμος — народ, γράφω — пишу) — наука, изучающая население, его численность, состав и размещение. География населения отвечает на три главных вопроса- где живут люди, кто они, как они живут .
Учитель: Ребята, как Вы думаете, как государство следит за населением? (проводит перепись населения, ведёт учет родившихся, умерших, приехавших и уехавших)
Пе́репись населе́ния — процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических данных населения, проживающих в одной стране на данный момент времени.
Учитель: Скажите, пожалуйста, где можно найти данные переписи о численности населения России? Энциклопедия
Молодцы. Перепись населения является источником формирования статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории России, национальный и религиозный состав, его образовательный уровень, социально-экономическое положение граждан с целью определения дальнейших перспектив социально-экономического развития страны, формирования бюджета. Перепись – портрет, зеркало общества.
Учитель: Кто знает, когда в России прошла первая перепись населения?
Первая всеобщая перепись населения в России была в 1897 году. Главный инициатор этой переписи был вам наверняка известный географ и путешественник, статист, общественный деятель Семенов-Тянь-Шанский. В ней принимал участие и Д.И.Менделеев, известный вам из курса химии.
В советское время перепись проводилась по необходимости.
После распада СССР перепись проводилась в 2002 (145,2 млн.чел.) и 2010 году (142,9).
За 8 лет население уменьшилось на 2млн. 200тысю человек.
Учитель: Откройте страницу 51. Посмотрите внимательно на схему и скажите, чему равна ЧН России и какое место в мире мы занимаем.
143 млн. чел, 9 место. Это данные на 2010 год
Учитель: что произошло в 2014 году? (Присоединение Крыма)
Перепись населения в Крымском федеральном округе проводилась с 14 по 25 октября 2014 года. Перепись стала первым подобным событием на территории Республики Крым и города Севастополя после присоединения Крыма к РФ. Численность постоянного населения составила 2 284 769 человек.
В 2018 году проводится пробная перепись. Следующая перепись запланирована на 2020 год
На 2018 год по предварительным данным ЧН России составляет 146,9 млн.чел.
Не смотря на то, что Россия занимает 1 место по площади, а по численности 9 место (см. диаграмму на с.51).
Во всем мире 6,5 млрд.чел.
КНР [1]
Индия
США
Индонезия
Пакистан
Бразилия
Нигерия
Бангладеш
Россия ]
Япония
Это интересно. Прочитать вслух.
Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек, каждую секунду появляется трое, каждую минуту- 175, каждый час 10,4 тыс.,каждые сутки 250 тыс. Землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург.
Приблизительно было подсчитано, что в РФ в среднем каждую 21 секунду рождается 1 человек, каждую 15 секунду умирает 1 человек, т.е мы видим, что сегодня в РФ смертность выше, чем рождаемость. Отсюда приблизительно можно рассчитать какова численность населения в РФ в любой момент.
Учитель: Почему каждая страна стремится к увеличению ЧН?
Человек- главный ресурс экономики страны, её богатство и интеллектуальный потенциал, а Численность населения показывает её могущество.
Учитель: Какие программы проводит государство для увеличения ЧН?
Материнский капитал, ипотеки молодым семьям, социальные программы
Учитель: Как вы думаете, какие показатели влияют на ЧН? (рождаемость, смертность, прибывшие, убывшие). Верно. Записываем определения в тетрадь.
Рождаемость – это число родившихся на 1000 жителей за определенный промежуток времени.
Смертность – это число умерших на 1000 жителей за определенный промежуток времени.
Ест.прирост - разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время. (ЕП=Р-С)
Ест.движение населения (воспроизводство) - совокупность процессов рождаемости и смертности, естественного прироста, определяющая величину естественного прироста (или убыли) населения, смену поколений, продолжительность жизни каждого поколения.
С.52. Типы воспроизводства прочитать
1-й тип современный - низкая рождаемость, низкая или средняя смертность, нулевой или отрицательный природный прирост. Наиболее распространен в Европе.(после 60х годов)
Эмансипация женщин — предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни; стремление к равным правам мужчин и женщин.
2–й тип - традиционный - высокая рождаемость, высокий уровень смертности, высокий природный прирост. (до 60х годов)
Таблица 2. Динамика изменения численности населения России по годам
Проанализируйте таблицу 2 и скажите, в какие периоды наблюдался прирост ЧН? (хорошая экономика, социальная сфера). В какие спад? (революции, кризисы, войны, голод) С чем это связано?
1-й кризис с 1914 года по 1922 год ( первая мировая война. Затем революция. Голод 1921-1922 г.г., эмиграция из России)
2-й кризис определили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-1934 г.г.
3-й кризис был в годы ВОВ 1941-1945гг. (21-27 млн. умерших)
Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемии, голод, эмиграция из России.
Сформировать знания у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения.
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Ульяновский государственный педагогический
Кафедра географии и экологии
Направление подготовки: педагогическое образование
План-конспект урока
Выполнила: студентка 5 курса
Динамика численности населения России
Сформировать знания у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения.
Образовательные:
Способствовать формированию знаний у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения;
Развивающие:
Способствовать формированию основных навыков учебной деятельности: работа с учебником, атласами, картами, таблицами, выделение главного;
Создать условия для развития интеллектуальных качеств учащихся, познавательного интереса и способностей.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, любви к родине;
Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе и необходимости ее сохранения, рационального использования ресурсов;
Способствовать воспитанию мотивации к обучению и самообразованию, интереса к изучаемому предмету, самостоятельности, умения работать в коллективе.
Планируемые результаты
Метапредметные
Учащийся должен обладать: осознанием ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; осознанием, что человек – высшая ценность на Земле и каждый человек важен для общества.
Учащийся должен уметь: организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор и обобщение информации из различных источников;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
излагать свое мнение, аргументируя его;
общаться и взаимодействовать друг с другом и учителем.
Учащийся должен уметь:
характеризовать численность населения России, место России в мире по численности населения;
характеризовать причины изменения численности населения;
работать с тематическими картами атласа.
Организация образовательного процесса
Фронтальная, индивидуальная, парная
Средства обучения и оборудование: авторская презентация, медиапроектор, настенные карты, тематические карты атласа, учебник География России: Население и хозяйство. 9 класс (В.П. Дронов и В.Я. Ром), рабочая тетрадь и письменные принадлежности.
1. Организационный момент
Добрый день, ребята! Очень рада всех видеть! Давайте проверим вашу готовность к уроку: есть ли у вас на партах учебник, рабочая тетрадь, атлас, письменные принадлежности? Староста, пожалуйста, назовите отсутствующих.
2. Актуализация опорных знаний
Ребята, вы помните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Исторические особенности заселения и освоения территории России). Да, верно.
Сейчас посмотрите, пожалуйста, на слайд, перед вами карты России и сопредельных государств в разные периоды. Давайте охарактеризуем каждый этап заселения. Кто начнет?
1 . В 16 веке были присоединены к территории Русского государства районы Поволжья, Прикамья. С 17 века начинается заселение Сибири (поход Ермака, Ивана Москвитина). В 18 веке в состав России входит Предкавказье, побережья Черного и Азовского морей и Таврия (Крым).
2. В 19 веке присоединены Финляндия, Кавказ, Средняя Азия, Приамурье, Приморье.
3. Расширение государственной территории России, объединение 15 республик.
4. В конце 20 века – распад Советского Союза.
Правильно, расширение государственной территории России было связано с геополитическими и экономико-географическими интересами страны в разные периоды.
Молодцы, ребята! Вместе мы вспомнили и повторили прошлый материал.
Фронтальный опрос на актуализацию знаний.
3. Этап изучения новых знаний и способов действий.
Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны. Мы с вами продолжаем изучать население Российской Федерации, и сегодня тема нашего урока будет связана с важным показателем, характеризующим население. Как думаете, что это за показатель? (Численность населения). Да, верно, численность населения – это один из демографических показателей, характеризующий совокупность всех людей, проживающих на определенной территории.
Какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с численностью населения России и её динамикой, определить причины, влияющие на изменение численности населения).
Помощь в определении темы/Определение темы урока
Учащиеся записывают тему в тетрадь.
Итак, приступим. Для начала, давайте попытаемся разобраться:
Почему эта тема так важна? Зачем нужно знать численность населения страны? (Нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др., чтобы правильно проводить экономическую политику страны).
Вы все верно сказали, знать численность населения, его размещение и состав, необходимо, в первую очередь, для определения дальнейших перспектив социально-экономического развития страны, формирования бюджета в области образования, здравоохранения и т. п.
Беседа с учителем. Учащиеся отвечают на вопросы.
Чтобы узнать, какая численность населения в Российской Федерации, на каком месте по численности населения Россия находится в мире, откуда берутся сведения о численности населения, давайте откроем с вами учебник на странице 27 и прочитаем первый и второй абзацы. 2 минуты вам на чтение и будем отвечать.
Теперь давайте проверим себя, какая численность населения в России? (146 млн. чел). Верно, на 1 января 2020 года по данным Росстата численность населения Российской Федерации 146 748 590 человек.
На каком месте РФ по численности населения в мире? (9 место). Верно, давайте посмотрим на слайд и сравним численности населения разных стран. Лидеры по населению – Китай и Индия, их население более миллиарда человек в каждой стране, то есть если сложить численность населения Китая и Индии, то это число будет в 19 раз больше, чем численность населения России!
Ребята, как выявляют, где берут данные о населении стран? (При переписях населения). Да, правильно. Последняя перепись населения состоялась с 14 по 25 октября 2010 года. Переписчики в течении этого времени совершили сплошной обход всех жилых помещений и записали каждого жителя страны. Согласно устного опроса заполнили информацию о возрасте, образовании, национальности, гражданстве, доходах и многое другое. Все переписчики имели инструкции о порядке проведения всероссийской переписи населения 2010 года. Следующая перепись населения запланирована с 1 по 30 апреля 2021 года.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Беседа с учителем.
Приблизительно было подсчитано, что в РФ в среднем каждую 21 секунду рождается 1 человек, каждую 17 секунду умирает 1 человек, т.е мы видим, что сегодня в РФ смертность выше, чем рождаемость.
Рождаемость – это число родившихся на 1000 жителей за определенный промежуток времени, например, за год.
С мертность – это число умерших на 1000 жителей за определенный промежуток времени, например, за год.
Разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время называют естественным приростом (ЕП=Р-С).
Если величина естественного прироста отрицательная, то наблюдается демографический кризис – резкое снижение численности населения (смертность больше рождаемости), если величина естественного прироста положительная – демографический взрыв (бум) – резкое увеличение численности населения страны (рождаемость больше смертности).
Сейчас давайте откроем с вами учебник на странице 30. Перед вами таблица с показателями рождаемости и смертности за разные годы. Используя формулу вычисления естественного прироста и данные из таблицы за 2000, 2007 и 2012 года, вычислите естественный прирост, 2 минуты вам на работу.
Что у вас получилось? (В 2000 году естественный прирост составил -6,6, в 2007 – -3,3; 2012 – 0).
Если рождаемость ниже, чем смертность, то естественный прирост будет отрицательный, т.е будет наблюдаться естественная убыль населения, что характерно для сегодняшней России.
А теперь немного отдохнём на физкультминутке.
Учащиеся анализируют материал, ведут диалог с учителем, самостоятельно работают с учебником. Частично-поисковый метод.
Физкультминутка.
С помощью проектора демонстрируется видео, дети повторяют движения.
А сейчас давайте посмотрим на слайд.
Перед вами график изменения численности населения по данным переписей населения с 1897 по 2010 годы. Что мы видим на данном графике, какую тенденцию? Кто может проанализировать его? (Наблюдается рост численности населения с 68 миллионов в 1897 году до 147 миллионов в 1989 году, а затем небольшое снижение до 143 миллионов).
Да, все верно. В начале 21 века наблюдалось сокращение естественного прироста населения, это объясняется сложностями социально-экономического и экологического положения.
На естественный прирост и особенно рост смертности в отдельные периоды повлияли разные факторы. Среди них – потери в разрушительных войнах.
С ейчас я вам раздам карточки с текстом. Ваша задача с его помощью заполнить таблицу:
Что у вас получилось?
(Влияют: социально-экономическое положение, экологическое положение, войны, политика государства).
Среди основных факторов, влияющих на численность населения можно выделить: уровень развития страны, благосостояние страны, традиции и национальные религии, голод, болезни и эпидемии, войны и военные конфликты, а также стихийные бедствия.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Беседа с учителем.
4. Подведение итогов.
Р ебята, давайте выполним небольшое задание и тем самым подведем итог сегодняшнего занятия. На слайдах представлено 8 утверждений. Ваша задача, определить, верны они или нет, выполняйте это задание в тетради.
Теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте друг у друга ответы.
К расным цветом отмечены неверные утверждения, а зеленым, соответственно, верные.
Верные утверждения – 2, 3, 6, 7. Неверные – 1, 4, 5, 8.
Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали!
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради для закрепления пройденного материала на уроке, затем обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.
5. Этап рефлексии
На сегодняшнем уроке мы с вами изучали численность населения нашей страны, а также выявили причины динамики населения.
Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями и эмоциями. Сейчас я вам раздам карточки рефлексии, и вы там можете выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению и отметить, что вам понравилось или не понравилось на сегодняшнем уроке, что запомнилось.
Читайте также: