Нагибин маленькие рассказы о большой судьбе конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением изученного.

Цели урока:

  • Познавательная: формирование познавательной самостоятельности учащихся, формирование навыка чтения вслух, по ролям и про себя.
  • Развивающая: развитие умения анализировать и обобщать учебный материал, развитие самостоятельности, концентрации внимания, памяти и логического мышления.
  • Воспитательная: воспитывать необходимость чтить память о людях и событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Как вы думаете, к какой исторической теме мы сегодня прикоснёмся? (К теме Великой Отечественной войны).

– Ребята, на Кавказе есть поверье, будто павшие на поле боя воины превращаются в журавлей. Прозвучавшая песня Я.Френкеля и Р.Гамзатова посвящена погибшим во время В. О. войны солдатам, которых авторы сравнили с клином летящих журавлей.

II. Мотивация и целеполагание.

– Для того, чтобы узнать фамилию автора нового произведения, мы разгадаем исторический кроссворд. (Открыть слайд №2 презентации, приложение).

Вопросы к кроссворду:

  1. Отечество, отчизна. (Родина).
  2. Столица нашей Родины. (Москва).
  3. Человек, совершивший подвиг. (Герой).
  4. Название нашей страны. (Россия).
  5. Окружение, изоляция. (Блокада).
  6. Человек, преданный своему Отечеству. (Патриот).
  7. Вооружённая борьба между государствами или внутри государства. (Война).

– Прочитайте фамилию писателя, получившуюся по горизонтали.

– Прочитайте тему урока.

– Откройте тетради, подпишите тему.

– В связи с тем, что мы изучаем нового автора и новое произведение, попробуйте поставить выходящие из темы цели урока. (Открыть слайд № 5, приложение).

  1. Узнать некоторые сведения…
  2. П
  3. П
  4. П
  5. С помощью игры … создать образ мальчика.

III. Усвоение новых знаний.

1. Работа с цитатой. (Открыть слайд № 6, приложение).

– К теме сегодняшнего урока я выбрала следующею цитату, принадлежащую писателю –фронтовику Павлу Васильеву.Прочитайте ее.

– Соотнесите название произведения с цитатой. Что в них общего? (Говорится о заброшенных фронтовых дорогах).

2. Рассказ учителя о Ю.М.Нагибине. (Открыть слайд № 7, приложение, где записаны даты, опорные слова и выражения. При рассказе выступающий обращает внимание детей на опоры).

Юрий Маркович Нагибин родился в 1920 году и умер в 1994 году в Москве.

– Сосчитайте сколько лет он прожил? (74 года).

  • Назовите фамилию, имя, отчество автора.
  • Где учился Юрий Маркович?
  • Какие трудности были в его жизни?
  • Кем стал Нагибин после лечения в госпитале?
  • О чем писал в своих произведениях?
  • Что говорит о популярности произведений Нагибина?

б) По опорным словам дети строят рассказ о биографии Ю.М.Нагибина и работают в парах, рассказывая друг другу.

в) Пересказ биографии Ю.М.Нагибина сильным учеником.

4. Работа с трудными словами. (Открыть слайд № 8, приложение, где трудные слова написаны в зашифрованном виде).

Прочитайте слова и объясните их смысл.

16льш1н10к (ольшаник) – заросли ольхи.

– Какие еще леса по названиям деревьев вы знаете? (Березняк, дубняк, сосняк, ельник).

Тивиткнюънок (конъюнктивит) – заболевание глаз.

(?т-д)ще(?т-д)ушный (тщедушный) – хилый, слабый.

Тдщдедтдндо (тщетно) – безрезультатно, бесполезно, напрасно, зря.

Жизнь . + молодость –до (жимолость) – кустарник с душистыми цветами.

IV. Организация восприятия.

1. Проблемный вопрос перед чтением.

– Что общего между содержанием произведения и цитатой?

2. Чтение текста детьми вслух по цепочке, по ролям, про себя.

V. Организация осмысления.

1. Беседа с выборочным чтением текста.

– Прочитайте задания, запишите ответы в тетрадь.

VII. Контроль.

Дети зачитывают свои письменные работы.

VIII. Рефлексия.

– Вспомните цели урока, поставленные нами в начале занятия, и проанализируйте их.

IX. Домашнее задание. (Открыть слайд № 10, приложение).

В школу

Холмик посреди деревни

Жилища богатырей

Ночью

Старая ветла

Юрина война

Избу Гагариных занял здоровенный злой немец Альберт. Сказал – навсегда, и жену сюда привезет. Семья перешла в погреб. Однажды ребятишки посмеялись, что немцев погонят с русской земли, как Наполеона с французами. Альберт от злости подвесил малыша Борю на дерево. Мать и Юра едва успели его спасти.

Снова за учебу

Буянка

В бескрайнем небе

Ворота в небо

Гагарин окончил Саратовский техникум, но пошел не в металлурги, а снова учиться. На этот раз в Оренбургское летное училище. Принять решение ему помог Мастер-литейщик. Сказал, что профессию нужно выбирать по сердцу.

В городском саду

В Оренбурге курсанту-сержанту Гагарину нравится студентка медтехникума Валя Горячева. Через друга Юру Дергунова он знакомится с ней. Гагарин, невысокий парень, на одном характере спасает свою баскетбольную команду удачным броском. Валя становится его женой и вдовой. Растит дочек. Его друг Дергунов тоже погиб.

Звезды

Юра с детства любил звезды. Ведь они так красивы! И про невесту матери сказал: она как звездочка! А совершая полет вокруг Земли, успел заметить в иллюминаторе любимую звездочку. И сам, погибнув, стал звездой…

Урок анатомии

Перевод летчиков в полевой лагерь. Юрий навещает Валю, которой не дается анатомия. Он мгновенно запоминает урок – и пересказывает ей. Это не память, а цепкий ум. После чего бежит в лагерь – целых 35 км!

Тост

Юрий Гагарин уже лейтенант. Гости спорят на его свадьбе: кого пошлют в космос после полета собаки Лайки. Гагарин уверен: летчика-испытателя. Отец пьет за здоровье смельчака, еще не зная, что им станет его сын.

Гибель Дергунова

В сурдокамере

О чем думал герой

После полета в космос майора Гагарина всюду ждали. В том числе, в родных летных школах. Неуклюжий застенчивый курсант спрашивает героя: о чем он думал, когда шел рапортовать правительству? О высоком, великом? Оказывается, о развязавшемся шнурке. И курсант поверил в себя. Герой – это такой же человек, как и он.

Форель

В отпуске с Гагариным произошел случай. Он ловил рыбу с приятелем Ивановым. К Юрию рыба шла, к другу – нет. Гагарин поменялся с ним местами. Наконец, и тот вытащил форель. Да вот беда: маловата. Таких велено отпускать. А тот покривил совестью, сделал вид, что в самый раз. Нет, не быть такому парню космонавтом!

Друг детства

На похоронах Гагарина – друг детства. Он к 34 годам стал солидным человеком, инженером, руководителем. И всегда с сожалением смотрел на Юрия. Тот не сразу нашел призвание. Из литейщиков – в летчики. Потом опять учеба. Служба в Заполярье. И только потом – полет 12 апреля 1961 года и слава. Невдомек другу: зачем Гагарин сел испытывать тот самолет? Ведь у него и так все было! Не знает он, что это не конец, а бессмертие.

Фотография

В те последние мгновения

День с Германом Титовым, или Еще раз об улыбке Гагарина

Сюжет

Отзыв

Рассказы о детстве, молодости, подвиге и смерти первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Из них можно узнать о его большой и дружной семье, первой школе, выживании в войну, отваге, честности и смышлености маленького Юры. О дружбе, связавшей его с конструктором Королевым, его жене Валентине и дочках. Полет Гагарина – шаг в освоении человечеством космоса, шаг за пределы земного мира. Рассказы учат любить Родину, свой народ, гордиться героями своей страны, мечтать, искать призвание, быть смелым, целеустремленным, уметь дружить и дарить людям радость.

ВложениеРазмер
stanovlenie_haraktera_cheloveka_v_rasskaze_yu.doc 74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МОУ СОШ №11

Цели: 1) Проверить знание биографии Ю.Нагибина учащимися

2) Обучать умению отбирать и систематизировать материал из текста для работы над темой

3) Развивать навыки выразительного чтения

4) Воспитывать чувство патриотизма, скромность, уважение к старшим

Задачи: 1) Повторить литературоведческие термины ( с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе)

2) Учить работать с планом по тексту

3. Становление Юры

Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:

Каждый несет ответственность перед всей планетой. От поведения каждого зависит мир на Земле.

3. Становление характера Юры

- Самолюбив, заносчив, не признает своих ошибок

- поддается влиянию со стороны

+ хорошо и ровно учится

+ патриот: помнит о подвиге погибших во время ВОв, чувствует ответственность перед всей планетой, понимает, что и от его поведения зависит мир на Земле

Оборудование: учебник для 6 класса (под редакцией В.П.Полухиной , В.Я.Коровиной и др.), распечатки тропов, толковый словарь Ожегова

Методы и приёмы: 1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные ( демонстрация); практические методы обучения (выполнение заданий по указанию и по образцу)

2) по способу деятельности учащихся : информативно – рецептивный ( учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимают, осмысливают, воспринимает); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение)

Завтра, 17 апреля, 14 лет со дня смерти Юрия Нагибина. Вспоминая биографию этого писателя, говоря о произведениях, созданных им, мы благодарим его за огромный вклад в русскую литературу. Безусловно, личность писателя, даже его внешность, помогают лучше понять нам творчество Ю.Нагибина.

Высокий лоб. Низкие брови, глубокий, задумчивый взгляд – все это указывает на сильный, стойкий характер. В жизни Ю.Нагибину многое пришлось пережить. Он рос в период между Гражданской и Великой отечественной войнами, но годы юности и детства писатель считал самыми лучшими годами своей жизни.

- Дома вы должны были подготовить пересказ биографии писателя (Ю.Нагибина) по учебнику от 3 лица.

(1 человек у доски)

- Сопоставьте рассказ выступающего с планом, записанным на доске (открываю доску).

За доской : План

Какие вопросы не были освещены?

Что ещё рассказал ученик, чего нет в плане?

(Не внесены в план 1)Кем хотел стать писатель. 2) Книги, сценарии Ю.Нагибина)

Мнение консультанта (исправляет или дополняет учеников)

-Найдите и прочитайте в статье учебника, чем для Ю.Нагибина были его рассказы и повести.

(Это его настоящая биография, куда более подлинная, чем эти беглые записи)

- Сегодня на уроке мы начнем знакомство с этой настоящей биографией поближе.

- В теме урока уже определен жанр произведения – рассказ. Что такое рассказ?

( На доске : Словарь урока:

- Стихотворение какого поэта начинается этой строчкой? Кому оно посвящено?

- Почему, по-вашему, Ю.Нагибин называет свой рассказ строкой пушкинского стихотворения?

- Название отражает тему или идею произведения?

( На доске : Словарь урока:

- Какова тема рассказа?

(Бесценный друг, бесценная дружба)

( На доске : Словарь урока:

- Как она чаще всего формулируется? В какой части текста?

- Какова идея рассказа?

(Каждый несет ответственность перед всей планетой. От поведения каждого зависит мир и покой на Земле.)

Мнение консультанта (исправляет или дополняет учеников):

- В тетради подпишите число, тему урока.

- Начертите таблицу. Заполните первых две строки( учитель заполняет таблицу на доске).

(Знание содержания рассказа)

- Где и когда происходят события?

(Предвоенное время, в Москве, в Армянском переулке)

- От чьего лица ведется повествование?

( От лица рассказчика, т.е. от 1 лица. Мальчика зовут Юра)

-С кем дружил Юра?

(С Митей Гребенниковым и Павликом)

- Кто из них был настоящим, бесценным другом?

- Из-за чего возник конфликт между друзьями? Как он их характеризует?

- Каким было примирение?

(Юра понял свою ошибку и своим поведением показал, что он понимает правоту Павлика).

- Долго ли продлилась дружба мальчиков? Почему?

(Павлик погиб, когда ему было 20 лет, на фронте осенью 1941 года под Сухиничами. Он сгорел заживо, но не сдался фашистам.)

- Попробуйте узнать героев рассказа по их описаниям.

- В последнем отрывке (о Павлике) автор использует необычный прием – переименование . Как автор называет Павлика?

Такой прием называется метонимией .

(Креплю понятие на доску)

- Прочитайте определение метонимии в словаре литературоведческих терминов на

- В чем заключается связь характеров Павлика и Атоса?

(Оба безупречны и благородны во всем. Вопреки всему.)

- Кто учился у Павлика благородству, прямоте, честности?

- Каким мы видим Юру в начале рассказа?

- Найдите и прочитайте этот фрагмент.

- Как вы понимаете значение слова симулирую ?

(Ученик-консультант дает определение по толковому словарю :

Симулировать – притворяясь, создать (-авать) ложное представление о наличии чего-нибудь.)

- Рассказчик говорит, что он возненавидел в этот момент Павлика. Была ли для этого причина? Как здесь раскрывается характер Юры?

(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): Юра самолюбив, заносчив, не любит признаваться в собственных ошибках, оплошностях.)

- В каком еще эпизоде подтверждается эта мысль? Найдите в тексте, прочитайте.

( Юра не хотел признаваться в собственном предательстве)

-Подобную ситуацию в рассказе мы уже встречали, только было это с другим мальчиком. Расскажите об этом.

- Т.о. мы можем сделать вывод о том, что Юра уподобился Мите, а значит, легко поддавался влиянию со стороны.

(В тетрадь (учитель заполняет таблицу на доске) : Поддается влиянию со стороны)

- Когда рассказчик приятельствовал с Митей, чему полезному он научился? Становился ли он богаче душевно?

(Ничему. Не становился.)

_ А когда дружил с Павликом?

- Какой художественный прием использует автор, показывая влияние Мити и Павлика на рассказчика?

( На доске: Словарь урока:

- Что такое антитеза?

- Этот же прием Ю.Нагибин использует, изображая семьи Юры и Павлика. Найдите эпизоды о семьях мальчиков, прочитайте их.

- Как семья повлияла на становление Юры?

- От какой жизни отказался Юра, благодаря Павлику?

- Значит, какое качество характера появляется у Юры, когда он дружил с Павликом?

(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): целеустремленность)

- Как учились мальчики?

(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): учились хорошо и ровно)

-Чем увлекались в поисках самих себя?

- Вспомните эпизод, когда мальчики на лбу, носу, подбородке пытались удержать какой-либо предмет. Для чего Павлик на очень долгое время затягивал это действо?

(Учил Юру терпению)

(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): терпеливый)

- По мнению рассказчика, он учился у Павлика даже после его смерти. Об этом он пишет в последних двух абзацах рассказа. Прочитайте их. (с.90 )

-Чему же теперь учится Юра?

(1) памяти о подвиге умерших;

2) чувству ответственности каждого перед всей планетой, перед миром на Земле.)

- Можно ли в этой ситуации назвать Юру патриотом? Кто такой патриот ?

(Ученик-консультант дает определение по толковому словарю )

(В тетрадь ( учитель заполняет таблицу на доске): патриот :помнит о подвиге погибших, чувствует ответственность перед всей планетой, понимает, что и от его поведения зависит мир на Земле)

- Посмотрите внимательно на составленную нами схему. Что вы заметили?

(Закончили тем, с чего начали)

- Как вы думаете, почему эти слова мы записали дважды в таблицу?

(Т.к. автор хочет, чтобы мы тоже, как и рассказчик задумались о своем пребывании в этом мире, старались бы быть лучше, чище, нравственнее, стремились бы быть похожими на таких, как Павлик и критично относились бы к своим порокам.)

Этого секрета не раскрывал я раньше никому.

Я знаю, что живет мальчишка где-то,

И очень я завидую ему.

Завидую тому, как он дерется, -

Я не был так бесхитростен и смел.

Завидую тому, как он смеется, -

Я так смеяться в детстве не умел.

Он вечно ходит в ссадинах и шишках, -

Я был всегда причесанней, целей.

Все те места, что пропускал я в книжках,

Он не пропустит. Он и тут сильней.

Он будет честен жесткой прямотою, злу не прощая за его добро,

Он если не развяжет, так разрубит,

Где я не развяжу, не разрублю.

Он, если уж полюбит, не разлюбит,

А я и полюблю, да разлюблю.

Я скрою зависть. Буду улыбаться.

Я притворюсь, как будто я простак:

«Кому-то же ведь надо ошибаться,

Не сколько б ни внушал себе я это,

Мне не забыть, что есть мальчишка где-то,

Что он добьется большего, чем я.

- К сожалению, Павлик многого не успел достичь, но суть не в этом. Суть в том, что всегда нужно стремиться к самосовершенствованию.

а) - Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Нагибина? Почему?

б) Оценки за урок.

За доской: по выбору:

Настоящая книга объединяет все рассказы Ю. Нагибина о любимце века, первом космонавте мира Юрии Гагарине, написанные в разное время.

Писатель использует личные впечатления от встреч с Ю. Гагариным, воспоминания родных и близких космонавту людей, его звездных братьев, придавая подлинным фактам жизни героя свободную беллетристическую форму.

Юрий Нагибин - МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ О БОЛЬШОЙ СУДЬБЕ 1

СЕМЕЙНЫЙ СПОР 1

ХОЛМИК ПОСРЕДИ ДЕРЕВНИ 2

ЖИЛИЩА БОГАТЫРЕЙ 2

СНОВА ЗА УЧЕБУ 7

В БЕСКРАЙНЕМ НЕБЕ 8

ВОРОТА В НЕБО 9

В ГОРОДСКОМ САДУ 9

УРОК АНАТОМИИ 11

ГИБЕЛЬ ДЕРГУНОВА 12

В СУРДОКАМЕРЕ 13

О ЧЕМ ДУМАЛ ГЕРОЙ 13

ДРУГ ДЕТСТВА 14

В ТЕ ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ 15

ДЕНЬ С ГЕРМАНОМ ТИТОВЫМ, - или - ЕЩЕ РАЗ ОБ УЛЫБКЕ ГАГАРИНА 16

Юрий Нагибин
МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ О БОЛЬШОЙ СУДЬБЕ

СЕМЕЙНЫЙ СПОР

Старинный Гжатск, ныне Гагарин, собирался праздновать свое 250-летие. Смоленские художники создали эскизы юбилейной медали и памятных значков. Мы находились в доме родителей Гагарина, когда секретарь горкома партии по пропаганде привез им, почетнейшим жителям города, эти эскизы для ознакомления и отбора.

Посмотрели. Рисунки выразительные. На всех, в той или иной манере - от строго реалистической до условно-обобщенной, - что-нибудь космическое и четкая надпись: "Городу Гагарину 250 лет".

- Славно, славно! - говорила Анна Тимофеевна. - В общем, ничего. Видно, что люди поработали.

Анна Тимофеевна напоминает мухинскую "Крестьянку" - за печатью лет та же величавая прочность, укорененность (такую, коль не захочет, не сдвинешь, не столкнешь), та же спокойная, изнутри светящаяся красота.

- В начале восемнадцатого века на реке Гжать, притоке Вазузы, государем-императором Петром Великим был основан город Гжатск, - услышали мы хрипловатый, "табашный" голос Алексея Ивановича.

Все, кроме Анны Тимофеевны, повернулись к нему с почтительным недоумением.

- От так! - сказал он сердито.

- Ну, чего несешь? - укорила его жена. - Нешто без тебя люди не знают?

- И был сей град пристанью для перевозки хлеба и прочих грузов в Санкт-Петербург, - спокойно и значительно произнес Алексей Иванович.

- Бубнишь, как пономарь.

- Равно же осуществлялся по Гжати сплав строительного леса, - заключил Алексей Иванович.

Секретарь горкома оказался человеком сообразительным. Он пошевелил эскизы и спросил:

- Что вам тут не нравится, Алексей Иванович?

- Вижу приметы нашего Юрия, а где приметы старины? Нешто Юрка основал Гжатск на речке Гжати?

- Он город Гагарин создал, - ответил секретарь горкома. - Осенил его своим подвигом и дал свое имя.

- Не спорю, Юрка заслужил, и отражен - будь здоров! Но не вижу ничего от петровского города Гжатска, от его старой службы русской земле.

- Да ты что, о царе, что ль, возмечтал? - обозлилась Анна Тимофеевна. - Кто это тебе будет на советскую медаль царей шлепать?

- Я о царе не мечтаю, но должно быть выбито исконное название города - Гжатск!

- Нету никакого Гжатска, есть Гагарин!

- Сегодня он Гагарин, завтра Самарин или там Фуфарин… Оренбург вон тоже Чкаловым назывался! - Он молодо, озорно улыбнулся и - костистый, гологлазый, старый сокол - на миг стал в одно лицо с погибшим сыном.

- И чего тут общего? Нешто Чкалов родом из Оренбурга? Он и не жил там никогда.

- Даже в знаменитой летной школе не обучался, - заметил секретарь горкома.

- Гжатск хлебушком своим Санкт-Петербург кормил! - упрямо сказал Алексей Иванович.

- Вот и попался! Когда Ленинграду двести пятьдесят стукнуло, нешто кто вспомнил о Петербурге или Петрограде?

- Сравнила нашего Юрку с Лениным.

Анна Тимофеевна слабо, но ровно порозовела всем своим широким серьезным лицом.

- Видали - отец против сына идет!

- Я не иду против дорогого нашего сыночка, - твердо и печально сказал Алексей Иванович, - пущай так и будет на медалях вся эта косметика и надпись "ГАГАРИН", а внизу чтоб махонькими буквочками - "Гжатск"!

Поколения Гагариных жили в немудреном равнинном крае над тихой речкой Гжатью, и памятным апрельским днем в мировое пространство вырвался гжатский парень.

В ШКОЛУ

К тому времени война пришла на Смоленщину. Уже собирались эвакуировать колхозное стадо. "Эвакуировать" - было новое и трудное слово, которое никому не удавалось произнести, "вкуировать" - говорили со вздохом. И все-таки первый школьный день клушинцы обставляли торжественно. Какое бы ни свирепствовало лихо, этот день должен остаться в памяти новобранцев учебы добром и светом. Школу украсили зелеными ветками и написанными мелом лозунгами, ребят докрасна намыли в баньках, одели во все новое.

Анна Тимофеевна с особой теплотой вспоминает, как снаряжала сына в школу. Она напекла ему толстых ржаных блинов и, завернув в газету, уложила вместе с тетрадками и учебниками в самодельный, обтянутый козелком ранец. Дом Гагариных находился далеко от школы, в другом конце длиннющей, с заворотом, деревенской улицы, и Юре даже на большой перемене не поспеть к домашнему обеду. Намытый, наутюженный, с расчесанной волосок к волоску головой, он то и дело спрашивал мать:

- Ты все положила?

- Все, все, сынок. Надевай-ка свою амуницию.

От волнения он никак не мог попасть в лямки ранца. Анна Тимофеевна взяла сынову руку, такую тоненькую, хрупкую, что у нее сердце испуганно захолонуло от любви и жалости, и просунула в ременную петлю.

Юра нахлобучил фуражку и решительно шагнул за дверь.

- Не балуйся, сынок, слушайся учителей.

Анна Тимофеевна вышла на улицу. Школу отсюда не видать, скрыта за церковью и погостом. На стенах церкви, кладбищенской ограде и крыльце соседствующего с храмом сельсовета наклеены плакаты войны. Анна Тимофеевна помнила их наизусть. "Смерть немецким оккупантам!", "Родина-мать зовет!", "Будь героем!", "Ни шагу назад!" По другую руку, за околицей, с десяток деревенских жителей призывного возраста под командой ветерана-инвалида занимались шагистикой и разучиванием ружейных приемов. Боевого оружия в наличии не имелось, кроме учебной винтовки с просверленным во избежание выстрела патронником, и ратники обходились гладко обструганными палками. Трудно верилось, что это клушинское воинство сумеет остановить вооруженного до зубов неприятеля.

Прихрамывая, подошел Алексей Иванович. Его костистое лицо притемнилось.

- Не берут, чтоб им пусто! - проговорил в сердцах. - Как сруб сгонять, так Гагарин, а как отечество защищать - пошел вон!

- Будет тебе, Алеша, - печально сказала Анна Тимофеевна, - не минует тебя эта война.

- И то правда! - вздохнул Гагарин. - Люди сказывают, он к самой Вязьме вышел.

- Неужто на него управы нету?

- Будет управа в свой час.

- Когда же он настанет, этот час?

- Когда народ терпеть утомится…

Незадолго перед окончанием занятий Анна Тимофеевна, гонимая тем же чувством тревоги и печали, пошла к школе. Думала встретить сына по пути, но первый учебный день что-то затянулся. Она оказалась у широких, низких школьных окон, когда конопатая девочка из соседней деревни, заикаясь и проглатывая слова, читала стихотворение про Бармалея.

Потом настал черед толстого, молочного мальчика, похожего на мужичка с ноготок. Он вышел к столу учительницы, аккуратно одернул свой серый пиджачок, откашлялся и сказал, что любимого стихотворения у него нету.

- Ну, так прочти, какое хочешь, - улыбнулась учительница Ксения Герасимовна, - пусть и нелюбимое.

Толстый мальчик снова одернул пиджачок, прочистил горло и сказал, что нелюбимого стихотворения тоже прочесть не может: на кой ему было запоминать нелюбимые стихи?

Он вернулся на свое место, ничуть не смущенный хихиканьем класса, и тут же принялся что-то жевать, осторожно добывая пищу из парты. Ксения Герасимовна вызвала Гагарина. Она еще не договорила фамилии, а Юра выметнулся из-за парты и стремглав - к учительскому столу.

Читайте также: