Нагибин маленькие рассказы о большой судьбе конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением изученного.
Цели урока:
- Познавательная: формирование познавательной самостоятельности учащихся, формирование навыка чтения вслух, по ролям и про себя.
- Развивающая: развитие умения анализировать и обобщать учебный материал, развитие самостоятельности, концентрации внимания, памяти и логического мышления.
- Воспитательная: воспитывать необходимость чтить память о людях и событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Как вы думаете, к какой исторической теме мы сегодня прикоснёмся? (К теме Великой Отечественной войны).
– Ребята, на Кавказе есть поверье, будто павшие на поле боя воины превращаются в журавлей. Прозвучавшая песня Я.Френкеля и Р.Гамзатова посвящена погибшим во время В. О. войны солдатам, которых авторы сравнили с клином летящих журавлей.
II. Мотивация и целеполагание.
– Для того, чтобы узнать фамилию автора нового произведения, мы разгадаем исторический кроссворд. (Открыть слайд №2 презентации, приложение).
Вопросы к кроссворду:
- Отечество, отчизна. (Родина).
- Столица нашей Родины. (Москва).
- Человек, совершивший подвиг. (Герой).
- Название нашей страны. (Россия).
- Окружение, изоляция. (Блокада).
- Человек, преданный своему Отечеству. (Патриот).
- Вооружённая борьба между государствами или внутри государства. (Война).
– Прочитайте фамилию писателя, получившуюся по горизонтали.
– Прочитайте тему урока.
– Откройте тетради, подпишите тему.
– В связи с тем, что мы изучаем нового автора и новое произведение, попробуйте поставить выходящие из темы цели урока. (Открыть слайд № 5, приложение).
- Узнать некоторые сведения…
- П
- П
- П
- С помощью игры … создать образ мальчика.
III. Усвоение новых знаний.
1. Работа с цитатой. (Открыть слайд № 6, приложение).
– К теме сегодняшнего урока я выбрала следующею цитату, принадлежащую писателю –фронтовику Павлу Васильеву.Прочитайте ее.
– Соотнесите название произведения с цитатой. Что в них общего? (Говорится о заброшенных фронтовых дорогах).
2. Рассказ учителя о Ю.М.Нагибине. (Открыть слайд № 7, приложение, где записаны даты, опорные слова и выражения. При рассказе выступающий обращает внимание детей на опоры).
Юрий Маркович Нагибин родился в 1920 году и умер в 1994 году в Москве.
– Сосчитайте сколько лет он прожил? (74 года).
- Назовите фамилию, имя, отчество автора.
- Где учился Юрий Маркович?
- Какие трудности были в его жизни?
- Кем стал Нагибин после лечения в госпитале?
- О чем писал в своих произведениях?
- Что говорит о популярности произведений Нагибина?
б) По опорным словам дети строят рассказ о биографии Ю.М.Нагибина и работают в парах, рассказывая друг другу.
в) Пересказ биографии Ю.М.Нагибина сильным учеником.
4. Работа с трудными словами. (Открыть слайд № 8, приложение, где трудные слова написаны в зашифрованном виде).
Прочитайте слова и объясните их смысл.
16льш1н10к (ольшаник) – заросли ольхи.
– Какие еще леса по названиям деревьев вы знаете? (Березняк, дубняк, сосняк, ельник).
Тивиткнюънок (конъюнктивит) – заболевание глаз.
(?т-д)ще(?т-д)ушный (тщедушный) – хилый, слабый.
Тдщдедтдндо (тщетно) – безрезультатно, бесполезно, напрасно, зря.
Жизнь . + молодость –до (жимолость) – кустарник с душистыми цветами.
IV. Организация восприятия.
1. Проблемный вопрос перед чтением.
– Что общего между содержанием произведения и цитатой?
2. Чтение текста детьми вслух по цепочке, по ролям, про себя.
V. Организация осмысления.
1. Беседа с выборочным чтением текста.
– Прочитайте задания, запишите ответы в тетрадь.
VII. Контроль.
Дети зачитывают свои письменные работы.
VIII. Рефлексия.
– Вспомните цели урока, поставленные нами в начале занятия, и проанализируйте их.
IX. Домашнее задание. (Открыть слайд № 10, приложение).
В школу
Холмик посреди деревни
Жилища богатырей
Ночью
Старая ветла
Юрина война
Избу Гагариных занял здоровенный злой немец Альберт. Сказал – навсегда, и жену сюда привезет. Семья перешла в погреб. Однажды ребятишки посмеялись, что немцев погонят с русской земли, как Наполеона с французами. Альберт от злости подвесил малыша Борю на дерево. Мать и Юра едва успели его спасти.
Снова за учебу
Буянка
В бескрайнем небе
Ворота в небо
Гагарин окончил Саратовский техникум, но пошел не в металлурги, а снова учиться. На этот раз в Оренбургское летное училище. Принять решение ему помог Мастер-литейщик. Сказал, что профессию нужно выбирать по сердцу.
В городском саду
В Оренбурге курсанту-сержанту Гагарину нравится студентка медтехникума Валя Горячева. Через друга Юру Дергунова он знакомится с ней. Гагарин, невысокий парень, на одном характере спасает свою баскетбольную команду удачным броском. Валя становится его женой и вдовой. Растит дочек. Его друг Дергунов тоже погиб.
Звезды
Юра с детства любил звезды. Ведь они так красивы! И про невесту матери сказал: она как звездочка! А совершая полет вокруг Земли, успел заметить в иллюминаторе любимую звездочку. И сам, погибнув, стал звездой…
Урок анатомии
Перевод летчиков в полевой лагерь. Юрий навещает Валю, которой не дается анатомия. Он мгновенно запоминает урок – и пересказывает ей. Это не память, а цепкий ум. После чего бежит в лагерь – целых 35 км!
Тост
Юрий Гагарин уже лейтенант. Гости спорят на его свадьбе: кого пошлют в космос после полета собаки Лайки. Гагарин уверен: летчика-испытателя. Отец пьет за здоровье смельчака, еще не зная, что им станет его сын.
Гибель Дергунова
В сурдокамере
О чем думал герой
После полета в космос майора Гагарина всюду ждали. В том числе, в родных летных школах. Неуклюжий застенчивый курсант спрашивает героя: о чем он думал, когда шел рапортовать правительству? О высоком, великом? Оказывается, о развязавшемся шнурке. И курсант поверил в себя. Герой – это такой же человек, как и он.
Форель
В отпуске с Гагариным произошел случай. Он ловил рыбу с приятелем Ивановым. К Юрию рыба шла, к другу – нет. Гагарин поменялся с ним местами. Наконец, и тот вытащил форель. Да вот беда: маловата. Таких велено отпускать. А тот покривил совестью, сделал вид, что в самый раз. Нет, не быть такому парню космонавтом!
Друг детства
На похоронах Гагарина – друг детства. Он к 34 годам стал солидным человеком, инженером, руководителем. И всегда с сожалением смотрел на Юрия. Тот не сразу нашел призвание. Из литейщиков – в летчики. Потом опять учеба. Служба в Заполярье. И только потом – полет 12 апреля 1961 года и слава. Невдомек другу: зачем Гагарин сел испытывать тот самолет? Ведь у него и так все было! Не знает он, что это не конец, а бессмертие.
Фотография
В те последние мгновения
День с Германом Титовым, или Еще раз об улыбке Гагарина
Сюжет
Отзыв
Рассказы о детстве, молодости, подвиге и смерти первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Из них можно узнать о его большой и дружной семье, первой школе, выживании в войну, отваге, честности и смышлености маленького Юры. О дружбе, связавшей его с конструктором Королевым, его жене Валентине и дочках. Полет Гагарина – шаг в освоении человечеством космоса, шаг за пределы земного мира. Рассказы учат любить Родину, свой народ, гордиться героями своей страны, мечтать, искать призвание, быть смелым, целеустремленным, уметь дружить и дарить людям радость.
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_haraktera_cheloveka_v_rasskaze_yu.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МОУ СОШ №11
Цели: 1) Проверить знание биографии Ю.Нагибина учащимися
2) Обучать умению отбирать и систематизировать материал из текста для работы над темой
3) Развивать навыки выразительного чтения
4) Воспитывать чувство патриотизма, скромность, уважение к старшим
Задачи: 1) Повторить литературоведческие термины ( с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе)
2) Учить работать с планом по тексту
3. Становление Юры
Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:
Каждый несет ответственность перед всей планетой. От поведения каждого зависит мир на Земле.
3. Становление характера Юры
- Самолюбив, заносчив, не признает своих ошибок
- поддается влиянию со стороны
+ хорошо и ровно учится
+ патриот: помнит о подвиге погибших во время ВОв, чувствует ответственность перед всей планетой, понимает, что и от его поведения зависит мир на Земле
Оборудование: учебник для 6 класса (под редакцией В.П.Полухиной , В.Я.Коровиной и др.), распечатки тропов, толковый словарь Ожегова
Методы и приёмы: 1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные ( демонстрация); практические методы обучения (выполнение заданий по указанию и по образцу)
2) по способу деятельности учащихся : информативно – рецептивный ( учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимают, осмысливают, воспринимает); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение)
Завтра, 17 апреля, 14 лет со дня смерти Юрия Нагибина. Вспоминая биографию этого писателя, говоря о произведениях, созданных им, мы благодарим его за огромный вклад в русскую литературу. Безусловно, личность писателя, даже его внешность, помогают лучше понять нам творчество Ю.Нагибина.
Высокий лоб. Низкие брови, глубокий, задумчивый взгляд – все это указывает на сильный, стойкий характер. В жизни Ю.Нагибину многое пришлось пережить. Он рос в период между Гражданской и Великой отечественной войнами, но годы юности и детства писатель считал самыми лучшими годами своей жизни.
- Дома вы должны были подготовить пересказ биографии писателя (Ю.Нагибина) по учебнику от 3 лица.
(1 человек у доски)
- Сопоставьте рассказ выступающего с планом, записанным на доске (открываю доску).
За доской : План
Какие вопросы не были освещены?
Что ещё рассказал ученик, чего нет в плане?
(Не внесены в план 1)Кем хотел стать писатель. 2) Книги, сценарии Ю.Нагибина)
Мнение консультанта (исправляет или дополняет учеников)
-Найдите и прочитайте в статье учебника, чем для Ю.Нагибина были его рассказы и повести.
(Это его настоящая биография, куда более подлинная, чем эти беглые записи)
- Сегодня на уроке мы начнем знакомство с этой настоящей биографией поближе.
- В теме урока уже определен жанр произведения – рассказ. Что такое рассказ?
( На доске : Словарь урока:
- Стихотворение какого поэта начинается этой строчкой? Кому оно посвящено?
- Почему, по-вашему, Ю.Нагибин называет свой рассказ строкой пушкинского стихотворения?
- Название отражает тему или идею произведения?
( На доске : Словарь урока:
- Какова тема рассказа?
(Бесценный друг, бесценная дружба)
( На доске : Словарь урока:
- Как она чаще всего формулируется? В какой части текста?
- Какова идея рассказа?
(Каждый несет ответственность перед всей планетой. От поведения каждого зависит мир и покой на Земле.)
Мнение консультанта (исправляет или дополняет учеников):
- В тетради подпишите число, тему урока.
- Начертите таблицу. Заполните первых две строки( учитель заполняет таблицу на доске).
(Знание содержания рассказа)
- Где и когда происходят события?
(Предвоенное время, в Москве, в Армянском переулке)
- От чьего лица ведется повествование?
( От лица рассказчика, т.е. от 1 лица. Мальчика зовут Юра)
-С кем дружил Юра?
(С Митей Гребенниковым и Павликом)
- Кто из них был настоящим, бесценным другом?
- Из-за чего возник конфликт между друзьями? Как он их характеризует?
- Каким было примирение?
(Юра понял свою ошибку и своим поведением показал, что он понимает правоту Павлика).
- Долго ли продлилась дружба мальчиков? Почему?
(Павлик погиб, когда ему было 20 лет, на фронте осенью 1941 года под Сухиничами. Он сгорел заживо, но не сдался фашистам.)
- Попробуйте узнать героев рассказа по их описаниям.
- В последнем отрывке (о Павлике) автор использует необычный прием – переименование . Как автор называет Павлика?
Такой прием называется метонимией .
(Креплю понятие на доску)
- Прочитайте определение метонимии в словаре литературоведческих терминов на
- В чем заключается связь характеров Павлика и Атоса?
(Оба безупречны и благородны во всем. Вопреки всему.)
- Кто учился у Павлика благородству, прямоте, честности?
- Каким мы видим Юру в начале рассказа?
- Найдите и прочитайте этот фрагмент.
- Как вы понимаете значение слова симулирую ?
(Ученик-консультант дает определение по толковому словарю :
Симулировать – притворяясь, создать (-авать) ложное представление о наличии чего-нибудь.)
- Рассказчик говорит, что он возненавидел в этот момент Павлика. Была ли для этого причина? Как здесь раскрывается характер Юры?
(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): Юра самолюбив, заносчив, не любит признаваться в собственных ошибках, оплошностях.)
- В каком еще эпизоде подтверждается эта мысль? Найдите в тексте, прочитайте.
( Юра не хотел признаваться в собственном предательстве)
-Подобную ситуацию в рассказе мы уже встречали, только было это с другим мальчиком. Расскажите об этом.
- Т.о. мы можем сделать вывод о том, что Юра уподобился Мите, а значит, легко поддавался влиянию со стороны.
(В тетрадь (учитель заполняет таблицу на доске) : Поддается влиянию со стороны)
- Когда рассказчик приятельствовал с Митей, чему полезному он научился? Становился ли он богаче душевно?
(Ничему. Не становился.)
_ А когда дружил с Павликом?
- Какой художественный прием использует автор, показывая влияние Мити и Павлика на рассказчика?
( На доске: Словарь урока:
- Что такое антитеза?
- Этот же прием Ю.Нагибин использует, изображая семьи Юры и Павлика. Найдите эпизоды о семьях мальчиков, прочитайте их.
- Как семья повлияла на становление Юры?
- От какой жизни отказался Юра, благодаря Павлику?
- Значит, какое качество характера появляется у Юры, когда он дружил с Павликом?
(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): целеустремленность)
- Как учились мальчики?
(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): учились хорошо и ровно)
-Чем увлекались в поисках самих себя?
- Вспомните эпизод, когда мальчики на лбу, носу, подбородке пытались удержать какой-либо предмет. Для чего Павлик на очень долгое время затягивал это действо?
(Учил Юру терпению)
(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): терпеливый)
- По мнению рассказчика, он учился у Павлика даже после его смерти. Об этом он пишет в последних двух абзацах рассказа. Прочитайте их. (с.90 )
-Чему же теперь учится Юра?
(1) памяти о подвиге умерших;
2) чувству ответственности каждого перед всей планетой, перед миром на Земле.)
- Можно ли в этой ситуации назвать Юру патриотом? Кто такой патриот ?
(Ученик-консультант дает определение по толковому словарю )
(В тетрадь ( учитель заполняет таблицу на доске): патриот :помнит о подвиге погибших, чувствует ответственность перед всей планетой, понимает, что и от его поведения зависит мир на Земле)
- Посмотрите внимательно на составленную нами схему. Что вы заметили?
(Закончили тем, с чего начали)
- Как вы думаете, почему эти слова мы записали дважды в таблицу?
(Т.к. автор хочет, чтобы мы тоже, как и рассказчик задумались о своем пребывании в этом мире, старались бы быть лучше, чище, нравственнее, стремились бы быть похожими на таких, как Павлик и критично относились бы к своим порокам.)
Этого секрета не раскрывал я раньше никому.
Я знаю, что живет мальчишка где-то,
И очень я завидую ему.
Завидую тому, как он дерется, -
Я не был так бесхитростен и смел.
Завидую тому, как он смеется, -
Я так смеяться в детстве не умел.
Он вечно ходит в ссадинах и шишках, -
Я был всегда причесанней, целей.
Все те места, что пропускал я в книжках,
Он не пропустит. Он и тут сильней.
Он будет честен жесткой прямотою, злу не прощая за его добро,
Он если не развяжет, так разрубит,
Где я не развяжу, не разрублю.
Он, если уж полюбит, не разлюбит,
А я и полюблю, да разлюблю.
Я скрою зависть. Буду улыбаться.
Я притворюсь, как будто я простак:
«Кому-то же ведь надо ошибаться,
Не сколько б ни внушал себе я это,
Мне не забыть, что есть мальчишка где-то,
Что он добьется большего, чем я.
- К сожалению, Павлик многого не успел достичь, но суть не в этом. Суть в том, что всегда нужно стремиться к самосовершенствованию.
а) - Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Нагибина? Почему?
б) Оценки за урок.
За доской: по выбору:
Настоящая книга объединяет все рассказы Ю. Нагибина о любимце века, первом космонавте мира Юрии Гагарине, написанные в разное время.
Писатель использует личные впечатления от встреч с Ю. Гагариным, воспоминания родных и близких космонавту людей, его звездных братьев, придавая подлинным фактам жизни героя свободную беллетристическую форму.
Юрий Нагибин - МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ О БОЛЬШОЙ СУДЬБЕ 1
СЕМЕЙНЫЙ СПОР 1
ХОЛМИК ПОСРЕДИ ДЕРЕВНИ 2
ЖИЛИЩА БОГАТЫРЕЙ 2
СНОВА ЗА УЧЕБУ 7
В БЕСКРАЙНЕМ НЕБЕ 8
ВОРОТА В НЕБО 9
В ГОРОДСКОМ САДУ 9
УРОК АНАТОМИИ 11
ГИБЕЛЬ ДЕРГУНОВА 12
В СУРДОКАМЕРЕ 13
О ЧЕМ ДУМАЛ ГЕРОЙ 13
ДРУГ ДЕТСТВА 14
В ТЕ ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ 15
ДЕНЬ С ГЕРМАНОМ ТИТОВЫМ, - или - ЕЩЕ РАЗ ОБ УЛЫБКЕ ГАГАРИНА 16
Юрий Нагибин
МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ О БОЛЬШОЙ СУДЬБЕ
СЕМЕЙНЫЙ СПОР
Старинный Гжатск, ныне Гагарин, собирался праздновать свое 250-летие. Смоленские художники создали эскизы юбилейной медали и памятных значков. Мы находились в доме родителей Гагарина, когда секретарь горкома партии по пропаганде привез им, почетнейшим жителям города, эти эскизы для ознакомления и отбора.
Посмотрели. Рисунки выразительные. На всех, в той или иной манере - от строго реалистической до условно-обобщенной, - что-нибудь космическое и четкая надпись: "Городу Гагарину 250 лет".
- Славно, славно! - говорила Анна Тимофеевна. - В общем, ничего. Видно, что люди поработали.
Анна Тимофеевна напоминает мухинскую "Крестьянку" - за печатью лет та же величавая прочность, укорененность (такую, коль не захочет, не сдвинешь, не столкнешь), та же спокойная, изнутри светящаяся красота.
- В начале восемнадцатого века на реке Гжать, притоке Вазузы, государем-императором Петром Великим был основан город Гжатск, - услышали мы хрипловатый, "табашный" голос Алексея Ивановича.
Все, кроме Анны Тимофеевны, повернулись к нему с почтительным недоумением.
- От так! - сказал он сердито.
- Ну, чего несешь? - укорила его жена. - Нешто без тебя люди не знают?
- И был сей град пристанью для перевозки хлеба и прочих грузов в Санкт-Петербург, - спокойно и значительно произнес Алексей Иванович.
- Бубнишь, как пономарь.
- Равно же осуществлялся по Гжати сплав строительного леса, - заключил Алексей Иванович.
Секретарь горкома оказался человеком сообразительным. Он пошевелил эскизы и спросил:
- Что вам тут не нравится, Алексей Иванович?
- Вижу приметы нашего Юрия, а где приметы старины? Нешто Юрка основал Гжатск на речке Гжати?
- Он город Гагарин создал, - ответил секретарь горкома. - Осенил его своим подвигом и дал свое имя.
- Не спорю, Юрка заслужил, и отражен - будь здоров! Но не вижу ничего от петровского города Гжатска, от его старой службы русской земле.
- Да ты что, о царе, что ль, возмечтал? - обозлилась Анна Тимофеевна. - Кто это тебе будет на советскую медаль царей шлепать?
- Я о царе не мечтаю, но должно быть выбито исконное название города - Гжатск!
- Нету никакого Гжатска, есть Гагарин!
- Сегодня он Гагарин, завтра Самарин или там Фуфарин… Оренбург вон тоже Чкаловым назывался! - Он молодо, озорно улыбнулся и - костистый, гологлазый, старый сокол - на миг стал в одно лицо с погибшим сыном.
- И чего тут общего? Нешто Чкалов родом из Оренбурга? Он и не жил там никогда.
- Даже в знаменитой летной школе не обучался, - заметил секретарь горкома.
- Гжатск хлебушком своим Санкт-Петербург кормил! - упрямо сказал Алексей Иванович.
- Вот и попался! Когда Ленинграду двести пятьдесят стукнуло, нешто кто вспомнил о Петербурге или Петрограде?
- Сравнила нашего Юрку с Лениным.
Анна Тимофеевна слабо, но ровно порозовела всем своим широким серьезным лицом.
- Видали - отец против сына идет!
- Я не иду против дорогого нашего сыночка, - твердо и печально сказал Алексей Иванович, - пущай так и будет на медалях вся эта косметика и надпись "ГАГАРИН", а внизу чтоб махонькими буквочками - "Гжатск"!
Поколения Гагариных жили в немудреном равнинном крае над тихой речкой Гжатью, и памятным апрельским днем в мировое пространство вырвался гжатский парень.
В ШКОЛУ
К тому времени война пришла на Смоленщину. Уже собирались эвакуировать колхозное стадо. "Эвакуировать" - было новое и трудное слово, которое никому не удавалось произнести, "вкуировать" - говорили со вздохом. И все-таки первый школьный день клушинцы обставляли торжественно. Какое бы ни свирепствовало лихо, этот день должен остаться в памяти новобранцев учебы добром и светом. Школу украсили зелеными ветками и написанными мелом лозунгами, ребят докрасна намыли в баньках, одели во все новое.
Анна Тимофеевна с особой теплотой вспоминает, как снаряжала сына в школу. Она напекла ему толстых ржаных блинов и, завернув в газету, уложила вместе с тетрадками и учебниками в самодельный, обтянутый козелком ранец. Дом Гагариных находился далеко от школы, в другом конце длиннющей, с заворотом, деревенской улицы, и Юре даже на большой перемене не поспеть к домашнему обеду. Намытый, наутюженный, с расчесанной волосок к волоску головой, он то и дело спрашивал мать:
- Ты все положила?
- Все, все, сынок. Надевай-ка свою амуницию.
От волнения он никак не мог попасть в лямки ранца. Анна Тимофеевна взяла сынову руку, такую тоненькую, хрупкую, что у нее сердце испуганно захолонуло от любви и жалости, и просунула в ременную петлю.
Юра нахлобучил фуражку и решительно шагнул за дверь.
- Не балуйся, сынок, слушайся учителей.
Анна Тимофеевна вышла на улицу. Школу отсюда не видать, скрыта за церковью и погостом. На стенах церкви, кладбищенской ограде и крыльце соседствующего с храмом сельсовета наклеены плакаты войны. Анна Тимофеевна помнила их наизусть. "Смерть немецким оккупантам!", "Родина-мать зовет!", "Будь героем!", "Ни шагу назад!" По другую руку, за околицей, с десяток деревенских жителей призывного возраста под командой ветерана-инвалида занимались шагистикой и разучиванием ружейных приемов. Боевого оружия в наличии не имелось, кроме учебной винтовки с просверленным во избежание выстрела патронником, и ратники обходились гладко обструганными палками. Трудно верилось, что это клушинское воинство сумеет остановить вооруженного до зубов неприятеля.
Прихрамывая, подошел Алексей Иванович. Его костистое лицо притемнилось.
- Не берут, чтоб им пусто! - проговорил в сердцах. - Как сруб сгонять, так Гагарин, а как отечество защищать - пошел вон!
- Будет тебе, Алеша, - печально сказала Анна Тимофеевна, - не минует тебя эта война.
- И то правда! - вздохнул Гагарин. - Люди сказывают, он к самой Вязьме вышел.
- Неужто на него управы нету?
- Будет управа в свой час.
- Когда же он настанет, этот час?
- Когда народ терпеть утомится…
Незадолго перед окончанием занятий Анна Тимофеевна, гонимая тем же чувством тревоги и печали, пошла к школе. Думала встретить сына по пути, но первый учебный день что-то затянулся. Она оказалась у широких, низких школьных окон, когда конопатая девочка из соседней деревни, заикаясь и проглатывая слова, читала стихотворение про Бармалея.
Потом настал черед толстого, молочного мальчика, похожего на мужичка с ноготок. Он вышел к столу учительницы, аккуратно одернул свой серый пиджачок, откашлялся и сказал, что любимого стихотворения у него нету.
- Ну, так прочти, какое хочешь, - улыбнулась учительница Ксения Герасимовна, - пусть и нелюбимое.
Толстый мальчик снова одернул пиджачок, прочистил горло и сказал, что нелюбимого стихотворения тоже прочесть не может: на кой ему было запоминать нелюбимые стихи?
Он вернулся на свое место, ничуть не смущенный хихиканьем класса, и тут же принялся что-то жевать, осторожно добывая пищу из парты. Ксения Герасимовна вызвала Гагарина. Она еще не договорила фамилии, а Юра выметнулся из-за парты и стремглав - к учительскому столу.
Читайте также: