Надкласс рыбы конспект 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Рыбы — самая многочисленная группа позвоночных животных (около \(30\) тыс. видов). Рыбы — постоянные обитатели водной среды. Они населяют почти все водоёмы Земли: от ручьёв до океанов. С жизнью в воде связаны многие особенности их строения.

  • У большинства рыб обтекаемая форма тела (голова, туловище и хвост плавно переходят друг в друга).
  • Кожа рыб покрыта чешуёй и имеет железы, выделяющие слизь.
  • Основной тип движения рыб — боковые изгибы всего тела.
  • Плавники рыб выполняют рулевую функцию и поддерживают тело в равновесии.
  • Органы дыхания — жабры .
  • У многих рыб есть плавательный пузырь , способствующий изменению плотности тела.

Рыб подразделяют на два класса — Хрящевые рыбы (акулы, скаты) и Костные рыбы (осётры, лососи, сельди, караси, окуни, щуки и др.). Основной критерий такого разделения — вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб (хрящи или кости).

У хрящевых рыб , в отличие от костных, нет плавательного пузыря; жабры открываются наружу жаберными щелями; жаберных крышек нет; скелет состоит из хрящей; большинство видов живёт в солёных водах, хотя есть и пресноводные. Для хрящевых рыб характерно внутреннее оплодотворение.

биология.jpg

В ходе эволюции у разных групп рыб появились многочисленные приспособления к жизни в определённых условиях. В разнообразном подводном ландшафте каждый вид рыб обитает в тех местах, к которым он лучше всего приспособлен, где может найти пищу, укрытия и места для размножения.

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб : пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Большинство рыб обитает в морях — морские рыбы . Одни из них (акулы, тунцы, треска) живут в толще воды, другие (скаты, камбалы) — в придонных слоях или на дне водоёмов.

Пресноводные рыбы , населяя реки, озёра и пруды, постоянно обитают в пресной воде. Одни из них приспособились к жизни в водоёмах со стоячей водой (караси, лини), другие могут жить только в быстром течении воды (форель, хариус, голавль, жерех), третьи населяют как стоячие, так и проточные водоёмы (щука, судак, окунь).

Некоторые рыбы большую часть жизни обитают в морях, а размножаются в реках (осётр, лосось, кета, горбуша), или наоборот (речной угорь). Такие рыбы называются проходными .

Солоноватые рыбы населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

В морских и пресных водоёмах встречаются рыбы, живущие в толще воды и вблизи дна. Толщу воды населяют, например, такие морские рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

К черепным (позвоночным) принадлежит большинство Хордовых (хрящевые рыбы, костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Особенности рыб: высокий уровень развития, позвоночник из кости или хряща, головной и спиной мозг, череп защищает головной мозг, парные конечности, мускулистое сердце. Размеры современных рыб варьируются от 8 мм до 20 м (китовая акула).

Внешнее строение

Тело рыб делится на голову, туловище и хвост, покрыто кожей с костной чешуей, защищающей тело от повреждений. Позвоночник неподвижно соединен с черепом.

Обтекаемая форма кожи имеет железы, которые выделяют слизь, уменьшающую трение в воде. Парные грудные и брюшные плавники обеспечивают сохранение равновесия при движении в воде. К непарным плавникам относятся спинной, хвостовой и анальный плавники. Позади брюшных плавников три отверстия: анальное, половое и мочевое.

На голове спереди – рот, которым рыба захватывает пищу и втягивает воду для дыхания.

внешнее строение рыбы

Органы чувств. Выше рта – ноздри (орган обоняния). Глаза большие, состоят из роговицы и хрусталика. Рыбы видят на близком расстоянии и различают цвета. Внутри черепа – внутреннее ухо. Рядом – орган равновесия. Органами вкуса являются вкусовые почки в ротовой полости и на поверхности тела. По бокам тела рыбы – органы боковой линии (чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды).

Внутреннее строение

Кровеносная система замкнутая — с двухкамерным сердцем, состоящим из предсердия и желудочка. Кровь от сердца движется по артериям к органам, а от органов по венам — к сердцу, циркулируя, таким образом, по одному кругу кровообращения.

Органы дыхания. Газообмен проходит в жабрах (в капиллярах жаберных лепестков). Жабры костных рыб прикрыты жаберными крышками.

Пищеварительная система рыб начинается ртом с острыми одинаковыми зубами, сидящими на челюстях. Через рот и глотку пища попадает в пищевод и желудок, где переваривается желудочным соком.

У костных рыб есть плавательный пузырь, расположенный в полости вдоль позвоночника и являющийся выростом кишечника, утратившим с ним связь. Протекающая по ним кровь либо поглощает из пузыря газ, либо выделяет в него газы, в результате рыбы всплывают или опускаются на дно.

внутреннее строение рыбы

Выделительная система представлена парными почками, расположенными между позвоночником, мочеточниками и мочевым пузырем.

Нервная система состоит из головного и спинного мозга и нервов. Головной мозг расположен в мозговой коробке и имеет пять отделов: передний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый мозг и мозжечок. В поведении рыб проявляются условные и безусловные рефлексы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока. Надкласс рыбы. Особенности внешнего строения связанные с водным образом жизни.

Цель урока : раскрыть особенности внешнего строения рыб, в связи с жизнью в водной среде.

Задачи урока:

Обучающие: раскрыть характерные признаки надкласса Рыбы, позволившие им освоить водную среду обитания. Познакомить с многообразием представителей Надкласса Рыбы.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с текстом учебника; развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать получаемые знания; развивать познавательную деятельность через эксперимент и посредством заданий развивающего характера.

Воспитательные: способность формированию информационной культуры и творческих способностей; воспитать бережное отношение к окружающей среде и к водным биоресурсам

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения. Частично-поисковой, рассказ с элементами беседы

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, картон, пластилин

Место проведения.

1. Организационный момент.

1. Самостоятельная работа

Фронтальная беседа по вопросам

2. Постановка темы и целей урока. (Слайд) (3мин)

1.О каких представителях типа хордовые пойдет речь сегодня на уроке?

Ихтис – символ христианства. Что можно добавить к слову, что бы превратить ее в науку? Логос - наука

2. Видеофрагмент (1мин)

Тема. Надкласс рыбы.

3. Игра в ассоциации

4. Что вы хотели бы узнать о рыбах?

5. Проблемный вопрос: Может ли рыба утонуть?

Попробуйте составить кластер. Почему рыбе комфортно в воде (3 мин)

Рассказ учителя. ( особенности внешнего строения рыб, позволившие освоить им водную среду обитания) (10 мин)

Свойства слизи: бактерицидное, уменьшает трение о воду.

Слизистые клетки эпидермиса синтезируют специфические вещества, позволяющие рыбам узнавать друг друга на расстоянии. При нападении врага из поврежденной кожи выделяется ихиоптерин – вещество страха, которая предупреждает об опасности других. У некоторых видов слизь ядовита.

Чешуя . Что общего между чешуей рыбы и стволом дерева?

Как вы думаете, какая связь между старухой, рыбой и губной помадой? Старуха и рыба персонажи сказки А.С. Пушкина. Рыбью чешую добавляют в губную помаду для придания блеска.

Групповая работа. На картоне слепить рыбу исходя из рассказа учителя. (время 3 мин)

Изобретение, подсказанное природой.

Рассказ учителя. Хрящевые и костные рыбы. Признаки отличия. (5 мин)

Некоторые рыбы имеют электрические органы. В морской воде разряды распространяются на 10 – 15 метров, а в пресной воде на 2 метра, почему?

Рыбы - низшие челюстноротые первичноводные позвоночные. Известно около 33 тысяч видов рыб. Им посвящен самостоятельный раздел биологии - ихтиология (от греч. ichthys - рыба и logos - слово).

Первые челюстноротые рыбы появились в ордовике, хрящевые рыбы - на рубеже силура и девона, около 420 млн. лет назад. Рыбы обитают как в пресных, так и в соленых водах. Надкласс рыбы подразделяется на два класса: костные и хрящевые рыбы.

Класс рыбы, акула и рыба прилипала

Общими признаками всех рыб является наличие обтекаемой формы тела, жизнь в воде. Тело подразделяется на голову, туловище и хвост. Хорошо развиты органы чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания, равновесия.

Ароморфозы рыб

Рыбы отличаются от предшествующих эволюционных форм новыми, прогрессивными чертами строения, которые повысили их уровень организации. Давайте их перечислим.

    Появление челюстей и черепа

У рыб первая пара жаберных дуг видоизменяется в челюсти. С помощью челюстей охота становится более эффективной, а питание - разнообразным.

У рыб появляется череп - костное вместилище головного мозга и органов чувств, которое надежно защищает эти структуры нервной системы.

Челюсти рыб

Образуются предшественники конечностей, плавники, парные придатки тела, обособленные от туловища и головы, приводимые в движение мускульной силой.

Плавники рыб

У рыб хорда редуцируется, на ее месте формируется позвоночник. У хрящевых рыб позвоночник в течение всей жизни имеет хрящевое строение, а у костных рыб позвоночник окостеневает: он представлен костной тканью.

Позвоночник рыбы

Обратите особое внимание, что в скелете хрящевых ганоидов (осетровых рыб) хорда сохраняется на всю жизнь.

Костные рыбы

Костные рыбы - процветающий класс, весьма многочисленный: к ним относятся около 95% современных рыб. Сюда входят важнейшие подклассы, которые мы разберем: хрящекостные, двоякодышащие и кистеперые рыбы.

  • Осетрообразные - осетр, стерлядь, белуга
  • Карпообразные - карась, сазан, лещ, толстолобик
  • Лососеобразные - форель, лосось, семга
  • Трескообразные - треска, минтай, хек
  • Окунеобразные - окунь, судак, скумбрия, ставрида

Для большинства костных рыб характерен костный скелет, наличие жаберных крышек, прикрывающих жабры. Жаберные лепестки расположены непосредственно на жаберных дугах, имеется плавательный пузырь. Оплодотворение наружное.

Большинство видов костных рыб (90%) относятся к костистым рыбам. Для большей части костистых рыб характерно непрямое развитие (с метаморфозом).

Осетр

Данный класс будет рассмотрен нами на примере типичного представителя - речного окуня.

    Покровы, опорно-двигательная система

Форма тела обтекаемая, рыбообразная, за счет чего снижается трение о воду. Поверхность тела покрыта налегающими друг на друга (подобно черепице) чешуйками.

У большинства видов чешуя ктеноидная (от греч. ktéis - гребень и éidos - вид) - снабжена зубцами или шипами, или циклоидная (от греч. kykloeides — кругообразный, круглый) - с гладким закругленным задним краем.

Ктеноидная и циклоидная чешуя рыб

В коже находится множество желез, которые секретируют слизь, покрывающущю все тело рыбы, благодаря чему снижается трение о воду. Из-за слизи пойманную рыбу тяжело удержать в руках, она выскальзывает.

Плавники - органы движения рыб. Плавники бывают как парные (грудные, брюшные), так и непарные (спинной, хвостовой, анальный).

Плавники окуня

Череп - вместилище головного мозга, окружает его со всех сторон. Характерно наличие рострума (от лат. rostrum - клюв) - передней вытянутой части черепа рыб.

Позвоночник состоит из двух отделов: туловищного и хвостового. В центре каждого позвонка имеется отверстие. Прилегая друг к другу, отверстия позвонков вместе соединяются в единый спинномозговой канал, в котором лежит спинной мозг.

Скелет грудных плавников соединен с позвоночником костями плечевого пояса, в отличие от скелета брюшных плавников, который не сочленяется с позвоночником. Имеются жаберные крышки, снаружи прикрывающие жаберные щели (у хрящевых рыб жаберные крышки отсутствовали, 5 жаберных щелей открывались каждая в отдельности наружу.)

Скелет рыбы

Полость тела вторичная (целом).

Мышечная система сегментируется, что выражается в возникновении отдельных (дифференцированных) мышечных пучков. Наиболее ярким примером дифференцировки являются мышцы ротового аппарата и парных плавников.

Мышцы рыбы

Состоит из ротовой полости, глотки, продолжающейся в пищевод, желудка, толстого и тонкого кишечника. У многих рыб в ротовой полости имеются язык и острые зубы, расположенные на челюстях. Зубы предназначены не для механического измельчения пищи, а в основном для схватывания и удержания добычи. Слюнные железы отсутствуют, имеются вкусовые рецепторы.

В просвет тонкой кишки рыб открываются протоки пищеварительных желез, печени и поджелудочной железы, а также желчного пузыря. Спиральный клапан в кишечнике (характерный для хрящевых рыб) отсутствует, общая площадь всасывания увеличивается за счет слепо оканчивающихся выростов кишечника - пилорических придатков.

Пищеварительная система рыбы

Глотка тесно связано не только с пищеварительной, но и с дыхательной системой: здесь располагается жаберный аппарат рыб. С помощью жабр они приспособились забирать из воды растворенный в ней кислород и насыщать им кровь, откуда кислород поступает ко внутренним органам и тканям.

Процесс дыхания осуществляется благодаря тому, что вода через ротовое отверстие попадает в глотку. Вследствие движений жаберной крышки вода из ротоглоточной полости втягивается в боковую жаберную полость, омывая жабры. В результате газообмена в кровь рыбы поступает кислород, а углекислый газ покидает ее и растворяется в воде.

Дыхательная система рыбы

Жабры состоят из жаберной дуги, на которой расположены жаберные тычинки и лепестки. Жаберные тычинки направлены в сторону ротоглоточной полости и препятствуют проникновению частиц пищи в жабры (цедильная функция). Жаберные лепестки направлены наружу и оплетены густой сетью кровеносных сосудов - капилляров, в которых и происходит газообмен.

Как и хрящевые, костные рыбы имеют один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из одного предсердия и одного желудочка. Запомните, что в сердце у рыб кровь венозная. Она накачивается сердцем в жабры, где происходит ее насыщение кислородом, после чего кровь становится артериальной.

Артериальная кровь направляется к внутренним органам и тканям, движется кровь внутри сосудов: кровеносная система замкнутого типа.

Кровеносная система рыбы

Состоит из парных лентовидных туловищных почек (мезонефрос, или первичная почка.) Располагаются они по бокам туловища. От почек начинаются мочеточники, сливающиеся между собой и образующие расширение - мочевой пузырь.

Моча, содержащая побочные продукты обмена веществ, выводится из организма рыбы через анальное отверстие у самок, через мочеполовое отверстие - у самцов .

Выделительная система рыбы

У всех хордовых нервная система трубчатого типа. Головной мозг состоит из продолговатого, среднего мозга, мозжечка, промежуточного и переднего мозга.

Развитие одних и тех же отделов у разных классов хордовых неодинаково, что мы с вами отчетливо увидим по мере изучения данного раздела. Я рекомендую вам обратить на данную тему особое внимание.

Относительно других классов хордовых головной мозг у рыб слабо развит: кора переднего мозга отсутствует, вместо нее поверхность мозга покрыта эпителием. Наибольшего развития достигает средний мозг - главный координирующий центр.

Также хорошо выражен (развит) мозжечок, который отвечает за координацию движений и ориентацию тела в пространстве. Это связано со сложными перемещениями рыбы, которая "парит как птица" только не в воздушной, а в водной среде. От головного мозга берут начало 10 пар черепно-мозговых нервов.

Головной мозг окуня

Органы чувств рыбы представлены особым образованием - боковой линией, тянущейся в виде канала вдоль всего тела с обоих боков. Чувствительные клетки (невромасты) органа боковой линии реагируют на изменения направления и скорости тока воды вблизи рыбы. С помощью нее рыба чувствует направление и скорость течения воды.

Боковая линия в разрезе

У рыб впервые возникает специализированный орган слуха - внутреннее ухо. С помощью него они способны различать звуки, ориентируясь в водной среде. Состоит внутреннее ухо из трех полукружных канальцев, верхнего и нижнего мешочков. Иногда внутреннее ухо соединяется с плавательным пузырем (сомовые, карповые), за счет чего слух у таких рыб более развит.

Внутреннее ухо у рыбы

Органы зрения приспособлены к водной среде: хрусталик имеет шарообразную форму. Роговица плоская, аккомодация (настройка глаза на наилучшее видение объекта) происходит только благодаря перемещению хрусталика.

Рыбы хорошо видят лишь на близком расстоянии. Имеются органы вкуса на коже и нижней челюсти, а также органы обоняния, открывающиеся в ротовую полость.

Орган зрения рыбы

Рыбы раздельнополы. Половые железы самцов - семенники, самок - единственный яичник. Оплодотворение наружное, происходит в воде: самка выметывает икру (яйцеклетки), а самец выделяет в воду сперматозоиды, которые сливаются с яйцеклетками. С течением времени из икры развиваются молодые особи.

Рыба откладывает икру

Развитие у большинства рыб (костистые рыбы) непрямое, с метаморфозом. Запомните, что процесс выметывания икры и ее последующего оплодотворения называется нерест, он носит сезонный характер. У пресноводных рыб нерест происходит весной, в это время строго запрещена ловля рыбы.

Нерест у рыб

Плавательный пузырь

Этот орган характерен исключительно для костных рыб: у хрящевых рыб (акулы, скаты) он отсутствует. Плавательный пузырь представляет собой воздушный мешок, заполненный смесью газов: азотом, кислородом, углекислым газом.

Плавательный пузырь рыбы

  • Гидростатическую - помогает занять рыбе в толще воды определенное положение. Так при расширении пузыря рыба всплывает, а при его уменьшении - опускается на дно.
  • Дыхательную - способен выполнять функцию легких
  • Барорецепторную - воспринимает изменения давления
  • Акустическую - воспринимает звуки, играет роль аналогичную уху

При заполнении газом пузырь расширяется: это меняет удельный вес рыбы, он понижается и рыба всплывает. Обратная схема происходит при уменьшении пузыря. Но откуда появляется газ, которым наполняется пузырь, если рыба обитает в воде? Отвечая на этот вопрос, отметим, что все рыбы делятся на два типа: открытопузырные и закрытопузырные.

Открытопузырные и закрытопузырные рыбы

У открытопузырных рыб плавательный пузырь сообщается с пищеварительной системой. Они в течение всей жизни поднимаются к поверхности воды и заглатывают воздух, по мере необходимости они могут освобождаться от газов, выдавливая их через глотку, а затем рот в окружающую среду. К таким рыбам относятся сельдеобразные, щукообразные, карпообразные, двоякодышащие.

Закрытопузырные рыбы имеют пузырь, не сообщающийся с пищеварительной трубкой. Газы в него поступают благодаря газовой секреции: они переходят из растворенного (в крови) состояния в газообразное, заполняя пузырь. Когда пузырь уменьшается газы вновь растворяются в крови, возвращаясь в кровеносное русло. К таким рыбам относятся: трескообразные, окунеобразные, кефалеобразные.

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выявить, какие особенности внешнего строения рыб связаны с водной средой обитания.

Задачи:

  1. расширить знания о рыбах как водных позвоночных, раскрыть особенности внешнего строения рыб, связанного с водной средой обитания.
  2. продолжить развитие умений наблюдать за животными, умений работать с учебником, рисунками, формирование умений обосновывать особенности строения, анализировать, обобщать, искать взаимосвязи.
  3. развитие эмоций при просмотре видеоролика, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, путевой дневник.

Тема урока: «Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение.

Цель: выявить, какие особенности внешнего строения рыб связаны с водной средой обитания.

расширить знания о рыбах как водных позвоночных, раскрыть особенности внешнего строения рыб, связанного с водной средой обитания.

продолжить развитие умений наблюдать за животными, умений работать с учебником, рисунками, формирование умений обосновывать особенности строения, анализировать, обобщать, искать взаимосвязи.

развитие эмоций при просмотре видеоролика, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, путевой дневник.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас.

Вы закончили изучение большого типа животных, вам осталось изучить последний и самый, пожалуй, интересный тип - тип Хордовых. (слайд1)

Этот тип включает в себя два подтипа Бесчерепные и подтип Позвоночные (Черепные). Подтип Позвоночные (Черепные) объединяет животных, имеющих позвоночник и череп.

Бесчерепные представлены классом Ланцетники, а позвоночные включают в себя несколько классов.

- Посмотрите рис. учебника на странице

- какие это классы?

Чтобы узнать, о каких животных мы будем сегодня говорить, отгадайте загадки.

1. Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

2. В воде она живет

Нет клюва а клюет.

- О ком пойдет речь сегодня на уроке?

Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами начнем изучать рыб.

Тема нашего урока: Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение. (слайд2)

В этой экспедиции
На вас я буду полагаться,
На ваши знания и эрудицию
В дороге опираться!
- А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате – батискафе (слайд4)
Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения морского дна. Батискаф - маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:
1. Не шуметь.
2. Быть внимательными, активными.
3. Отвечать на вопросы, выполнять предложенные задания.
От чёткого выполнения этих правил зависит успех всей нашей экспедиции.
- Прежде чем куда – то отправляться нужно определить цель путешествия.

Цель нашей экспедиции (слайд5)

1. Дать общую характеристику надклассу рыбы;

Выявить особенности внешнего строения рыб связанных с водной средой обитания;

За каждый правильный ответ будет вручаться карточка с изображением рыбы. Количество карточек показывает вашу активность, что важно при подведении итога.

Итак, начинаем погружение… (слайд6)

Подводный мир достаточно красив!

Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных, свыше 22000 видов (слайд7).

Надкласс Рыбы включает Хрящевых и Костных рыб. Основной критерий такого разделения – вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость.

Рыбы значительно различаются по размерам, окраске, строению, физиологии. (слай8)

Длина тела может быть менее 1 см (бычок люционский мистихтис и карликовая пандака) и (слайд9) достигать 20 м (китовая и гигантская акулы), масса тела может достигать до 14 тонн.

Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах. Диапазон обитания рыб охватывает различные биозоны – от высокогорных водоемов до предельных океанских глубин (самая глубоководная рыба – абиссобротула обнаружена на глубине 8370 м.

Рыбы — самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден — сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов.

(слайд10) Окраска основной массы рыб неравномерна – брюхо светлее спины. Сверху спина до известной степени сливается с тёмным фоном дна. Снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды. Таким образом, окраска тела рыб зависит от окружающей среды, то есть рыбы имеют покровительственную окраску, которая помогает им скрываться от врагов и лучше подкарауливать жертву.

У рыб – жителей коралловых рифов окраска туловища узорчатая, более яркая, но и она является маскировкой.

Рыбы разных местообитаний различаются между собой, но вместе с тем они имеют общие черты строения.

А как же в действительности чувствует себя в воде рыба? В чем особенности водной среды? Что рыбе помогает жить в данной среде обитания?

Можете ли вы полно ответить на вопрос, или пока это проблематично? Что для этого нужно сделать?

Пока нет, т.к. нужны дополнительные знания.

В ходе у нашего изучения мы постараемся решить эту проблему.

- На нашем батискафе есть научная лаборатория. И мы с вами сейчас поработаем в ней. (слайд11)

По ходу нашего изучения вы будете делать записи в ваш путевой дневник.

И сначала вспомним, какими свойствами обладает вода. (слайд12)

(большая плотность, растворимость, прозрачность, текучесть, высокое давление на больших глубинах, малое количество кислорода и т.д.).

Давайте рассматривать как рыбы приспособились к тому, или иному свойству воды. (слайд13)

Итак, вода имеет большое сопротивление (в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе) и плотность. Этим сопротивлением является сила трения.

- Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения?

(Обтекаемая форма тела, чешуя и слизь).

Каково же их назначение?

У большинства рыб обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются. С боков тело уплощено, состоит из головы, туловища и хвоста.

Пометьте отделы тела на рисунке в своём путевом дневнике.

Тело покрыто кожей, состоящей из многослойного эпителия и дермы. Кожные железы одноклеточные.

- Чем покрыта кожа рыбы? (Чешуёй)

Снаружи кожа покрыта костными чешуйками, образующимися в дерме. Каждая чешуйка своим передним краем погружена в кожу, а задним краем налегает на чешуйки следующего ряда. Все вместе они образуют защитный покров – чешую, не мешающую движениям тела. Чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.

Давайте рассмотрим, какие типы чешуй бывают. (слайд14)

Один из самых примитивных и древних типов чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.

У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная отличается от циклоидной чешуи наличием мелких шипиков по заднему краю. и циклоидная (карповые, сельдевые рыбы) имеет форму округлой и гладкой пластинки). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания.

Подпишите данные типы чешуй в вашем путевом дневнике.


(слайд15)Рост чешуи и годичные кольца.

Сколько лет живет рыба? Продолжительность жизни разных рыб не одинакова. Например, многих бычков, не превышает трех-четырех лет. Белуга, осетр, сом, щука и некоторые другие живут по нескольку десятков лет. По мере роста рыбы чешуйки тоже увеличиваются в размере, по ним можно узнать возраст рыбы (на периферии костных пластинок чешуи образуются годичные кольца).

Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.

Хорошо ориентироваться в воде рыбам помогают и органы чувств. (слайд16)

Голова рыбы. На заострённом переднем конце головы рыбы помещается рот с губами, способный широко раскрываться. В ротовой полости и на многих участках тела в наружном слое кожи располагаются многочисленные вкусовые сосочки, или почки. На верхней части головы видны две пары небольших отверстий – ноздри, ведущие в обонятельный орган. Рыбы способны тонко воспринимать растворённые в воде запахи.

По бокам головы расположены два больших глаза – орган зрения.

Называя свойство воды мы упомянули о прозрачности, значит с помощью органа зрения они могут различать близко расположенные предметы.

А теперь ребята мы на минуточку всплывем на поверхность. Давайте встанем, вдохните воздух полной грудью, расправьте плечи, расслабьтесь, посмотрите в окно. Как бы не было красиво под водой, а в наземно - воздушной среде нам лучше. Красота ее безгранична, берегите все то что создано природой, сохраните для своих потомков. (слайд17)

У нас остались еще нерассмотренные вопросы, (слайд18) и мы снова погружаемся в подводный мир.

(слайд19)Каждый из вас видел, что по бокам тела рыбы от головы к хвосту проходит узкая тёмная боковая линия – орган, воспринимающий движение воды. Благодаря боковой линии рыбы могут воспринимать направление и силу течения, приближение к водным предметам.

Подпишите орган боковой линии на вашем контуре рыбы в путевом дневнике.

- Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться? (плавники)

Все плавники можно разделить на парные и непарные.


парные: грудные и брюшные
непарные: спинной, анальный и хвостовой.

А сейчас мы с вами подплывём к местам скопления рыб, чтобы понаблюдать за ними. В ходе наблюдений вы должны будете найти на теле рыбы парные плавники (грудные и брюшные), непарные плавники (спинной, подхвостовой (анальный) и хвостовой).

Понаблюдайте, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении. Последите, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда всплывает к поверхности воды и когда погружается в глубь. (слайд20)

- Какой плавник играет главную роль при движении вперёд? (хвостовой)

- Какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте (грудные и брюшные) они же имеют большое значение когда рыба всплывает к поверхности воды и когда погружается в глубь?

Спинные и анальный плавники придают телу рыбы устойчивость при движении вперёд и крутых поворотах.

Подпишите названия плавников.

Молодцы, ребята. Наша экспедиция подходит к концу и нам пора возвращаться. (слайд21)

Вы сегодня очень активно работали на уроке, были внимательны к жизни рыб. Вам понравилась экспедиция? Какие открытия для себя вы сделали?

Закрепление:

Давайте сделаем вывод о том, каковы особенности внешнего строения рыбы, связанные с водной средой обитания и запишем их в путевой дневник. (слайд22)

Обтекаемая форма тела (части тела плавно переходят друг в друга).

Тело покрыто чешуей и слизью.

Органы передвижения – плавники.

Хорошо развиты органы чувств, есть боковая линия.

Я рада, что вы на уроке испытали радость познания нового.

- Значит, рыба чувствует себя естественно в водной среде. (свободно, легко, без всяких затруднений). Итак, мы выяснили в ходе урока, как рыбы приспособились к водной среде.

Результаты урока. А теперь посчитайте количество карточек, которые у вас есть. Выставление оценок.

3. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

4. Домашнее задание: (слайд23) учебник с. , из дополнительной литературы найти примеры того, как окраска и форма тела рыбы зависит от условий обитания.

Читайте также: