Начинания первого президента на пути государственного возрождения конспект

Обновлено: 05.07.2024

На данном уроке рассматриваются особенности становления российской государственности на современном этапе путем изучения исторических характеристик и политической деятельности первых президентов России.

ВложениеРазмер
11_klass_konspekt_uroka.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

учитель истории Руденских Ирина Юрьевна

(урок-дискуссия, 11-й класс)

Цель урока: Уяснить особенности становления российской государственности на современном этапе путем изучения исторических характеристик и политической деятельности первых президентов России (Ельцина Б.Н. и Путина В.В.)

Задачи: – формирование умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса;
– отработка элементов сравнительного анализа и обобщения исторических фактов, умение давать оценку событиям и деятельности роли личности в истории;
– развитие умений конструирования альтернативных вопросов в ходе работы с историческими источниками.

Оборудование урока : плакаты (см. приложения к уроку № 1-6);

выставка книг по тематике урока;
портреты президентов страны и образцы государственной символики страны в период их правления;
ТСО для демонстрации мультимедийного учебника, образовательной коллекции и презентации учащихся по данной теме.

Время проведения урока : 2 часа.

Основные понятия темы : институт президента, историческая личность и ее роль в истории, курс либеральных реформ, демократизация общества, конституционное оформление существующего строя.

1. Класс делится на творческие группы, которые получают индивидуальные задания:

  • социологи (дают характеристику социальной стратификации России на современном этапе, знакомят с социальным статусом президента в обществе и семейным положением первых президентов, отношением различных категорий населения к этим знаменитым личностям);
  • политологи (раскрывают содержание политических процессов в стране в годы правления Ельцина и Путина, знакомят с их программой и политическими взглядами);
  • психологи (рисуют психологический портрет президентов, дают полную характеристику личности, опираясь на воспоминания близкого президентского окружения);
  • аналитики (анализируют ситуацию в стране, знакомят с хронологией событий в период правления этих президентов, выделяют удачи и просчеты их деятельности, опираясь на факты, представленные в мультимедийных учебниках);
  • эксперты (представляют свое видение деятельности первых российских президентов через подготовленные презентации, затем обобщают информацию всех групп, делают выводы и заключение).

3. Подбор демонстрационного учебного материала, подготовка и оформление кабинета к уроку.

4. Подготовка контрольного теста для проверки изученного материала

1. Вступительное слово учителя:

2. Учитель ведет дискуссию, по очереди предоставляя право выступления каждой группе, при необходимости задает дискуссионные вопросы, обобщает выступления учащихся.

Вопросы для дискуссии:

  • почему на президентских выборах в РСФСР 12 июня 1991 года Ельцин победил кандидатов от коммунистической партии, какие взгляды он выражал в ходе предвыборной кампании?
  • какими полномочиями обладал первый президент России? Чьи интересы представлял?
  • - победа Ельцина это начало “эры обновления, возрождения России” или начало “разрушения России в угоду империалистических сил”? какая позиция вам ближе и почему?
  • каковы положительные итоги и каковы просчеты и ошибки по итогам первого года деятельности команды Ельцина?

а) реализован начальный этап экономической реформы
б) усилена исполнительная власть, создан институт глав администраций
в) сохранены мир и стабильность на внешних границах страны
г) коррективы тактики правительства, кредит доверия не утрачен

а) жесткая монополистская политика привела к падению жизненного уровня населения
б) не удалось выстроить новую политическую систему (неопытность демократов)
в) широко распространены коррупция, стремление к личному обогащению
г) стабилизационная политика правительства вступила в социальный конфликт со всеми слоями населения
д) не был решен вопрос о частной собственности на землю, ее свободной купле-продаже - попытка Ельцина ввести президентское правление была оценена многими партиями как государственный переворот, так ли это?

  • в чем причины победы Ельцина на президентских выборах в 1996 году?
  • позиция президента в чеченском вопросе: победа или поражение?
  • какой смысл вы видите в традиции инаугурации президента России?
  • какие факторы повлияли на стремительный рост карьеры В. Путина?
  • почему слова Ельцина о том, что он “ видит в Путине своего преемника на посту президента и что именно Путин сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом ХХ веке предстоит обновлять великую Россию”, вызвали всеобщее раздражение среди политиков?
  • что имели в виду авторы журнала “Итоги”, когда писали, что “ставка на Путина сделана ельцинской командой просто от отчаяния”?

3. Выступлению группы аналитиков отводится особое место в ходе ypокa, так как они во время дискуссии подкрепляют свои аналитические выводы демонстрацией материалов из мультимедийного учебника“ История России. ХХ век”, авторов Т. С. Антонова и А. Л. Харитонова и образовательной коллекции “Россия на рубеже третьего тысячелетия”, республиканского мультимедиа центра МО РФ.

4. Завершает урок выступление группы экспертов, которые представляют свои информационные презентации по данной теме, а также знакомят с общими выводами по теме и озвучивают варианты ответа на поставленный в начале урока дискуссионный вопрос.

5. Подведение итогов: по окончании урока дается домашнее задание по подготовке к контрольному тестированию на пройденную тему; отмечаются представленные работы и выступления учащихся; объявляются оценки и благодарность за активную работу на уроке.

Приложение № 1
Структура (примерный план описания жизни и деятельности исторических лиц)

  1. Годы жизни или правления.
  2. Краткая биография.
  3. Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
  4. Предшественники и последователи, положения, которые показывают сходства и различия взглядов.
  5. Историческое значение данной личности.
  6. Характеристика исторической эпохи, в которой действовала эта личность.

Приложение № 2
Схема примерного построения альтернативного вопроса

Он (она):
– открыл…
– считал…
– разработал…
– продолжил…
– опроверг…
– доказал…
– высказал предположение…
– опирался на ….
– является сторонником…

Приложение № 3
Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

Семь главных ценностей национальной идеи:

- национальное единство, мир и согласие,

- светское общество и высокая духовность,

- экономический рост на основе индустриализации и инноваций,

- общество всеобщего труда,

- общность истории, культуры и языка,

- национальная безопасность и участие страны в решении мировых и региональных проблем.

Пробужденная сила доказала, что она не просто предмет для удовлетворения человеческого любопытства и частичка мира, а нечто большее. Что она - над миром и вне его, что не человек определяет ее судьбу, а напротив, в ее бесконечной энергии - судьба человечества.

Люди научились управлять энергией ядра, но не научились управлять собой. Они потеряли доверие к человеку, но обрели доверие к ядерной силе.

Казахстанский прорыв: роль Нурсултана Назарбаева в истории страны

Сегодня можно по-разному представлять, каким мог быть путь суверенного Казахстана, но в истории республики судьбоносным стал фактор личности ее первого Лидера.

Давно признано, что одна личность может повернуть исторический ход. Способность взять на себя ответственность, иметь чёткий взгляд на развитие страны и уметь его отстоять – эти черты исторических личностей особенно необходимы народу в критические и поворотные моменты истории.

Нурсултан Назарбаев сыграл в истории Казахстана такую же масштабную роль, какую сыграли в развитии своих государств такие всемирно известные реформаторы, как Мустафа Кемаль Ататюрк в Турции, Шарль де Голль во Франции, Махатхир Мохаммад в Малайзии, Ли Куан Ю в Сингапуре, Дэн Сяопин в Китае.

Положение, в котором находился Казахстан накануне распада СССР, было незавидным. Статистика показывает, что в Советском Союзе, который сам хронически отставал от передовых стран в экономическом и технологическом развитии, нашей республике отводилось одно из последних мест. Если называть все своими именами: СССР рассматривал Казахстан в качестве аграрно-сырьевого придатка. Поэтому после распада Советского Союза независимому Казахстану пришлось ответить на целый комплекс вызовов своему развитию.

Необходимо начать с того, что географическое положение, зажатое в центре континента между крупными державами и нестабильным югом, без выхода в мировой океан, определяло сложную геополитическую обстановку и ограничивало экономические возможности. Кроме того, демографическая структура страны также содержала определенные риски конфликта.

С распадом СССР экономическое состояние Казахстана ухудшилось. В период с 1990 по 1994 год объем промышленного производства в Казахстане сократился вдвое, сельское хозяйство – до 30 процентов, а транспорт – на две трети от предыдущего уровня. Остановились промышленные гиганты в угольной, горнодобывающей и других отраслях. Увеличилась безработица, началась массовая экономическая миграция. В этих условиях Казахстану предстояло преодолеть неэффективную экономическую модель, сложившуюся в СССР.

В стране, которая стремилась к рыночной экономике, сохранялись архаичные механизмы управления и организации государственных институтов. Важным было сохранить мир и согласие в многонациональном обществе, которое состоит из более чем 130 национальностей, исповедующих более 30 религиозных конфессий. Во внешней политике нам пришлось искать свое место в мировом сообществе.

Через все эти тернии под руководством своего Первого Президента и прошел молодой Казахстан. Проблемы и вызовы в первых лет были успешно преодолены. Многие кризисы превратились в возможности. Лидер нации вовремя принял правильные решения и сумел вывести страну из кризиса на новый уровень развития.

Назарбаев всегда интересовался передовым опытом развития, он глубоко изучал истории успешных наций. Модели развития Японии, Южной Кореи, Малайзии и Китая стали примерами для собственного пути развития Назарбаева. Однако следует четко указать, что Казахстан никогда не копировал зарубежные модели развития. Ни азиатские, ни европейские, ни американские модели не подошли бы Казахстану идеально. Потому что это были модели, применяемые в разных политических, социальных и экономических условиях, в разные исторические периоды и в разных государствах. Но самостоятельно выделив из мирового опыта отдельные универсальные принципы государственного строительства, казахстанский лидер смог умело наложить их на национальный контекст и сформировать собственную модель эффективных реформ, развития и действенного управления.

Первый этап модернизации

Казахстан заявил о себе на весь мир как государство, ориентированное на мирное развитие, и сам отказался от 4-го по своей мощи ядерного арсенала, доставшегося от СССР. Молодое государство установило дипломатические отношения с большинством стран мира, стало членом мирового сообщества и добилось международного признания.

В тот период Казахстан сделал неожиданный ход, разработав стратегию долгосрочного развития государства. В 1997 году Нурсултан Назарбаев представил обществу Стратегию развития до 2030 года с детальным планом действий по всем сферам жизни. В то время как постсоветские страны были погружены в решение неотложных социально-экономических и внутриполитических вопросов, Первый Президент Казахстана устремлял свою страну смотреть дальше, за горизонт нескольких десятилетий вперед.

Второй этап модернизации

Третий этап модернизации

Эти три этапа модернизации, цели которых не перекрывают друг друга, образуют целостный процесс обновления и развития. Стабильная государственная система и сильная президентская власть дали возможность осуществить глубокое реформирование страны. В целом главный итог в том, что современный Казахстан давно вышел из острой стадии выживания 1990-х годов и перешел в стадию глобальной конкуренции за место среди наиболее развитых стран.

Президент Нурсултан Назарбаев и государственность Казахстана

И нынешние наследники древней Казахской степи – казахи вместе с представителями более ста этносов, признавших по воле судьбы древнюю страну кочевников своей второй Родиной, презентуют сегодня новый Казахстан [1].

За время независимости Казахстан, пройдя сложный путь формирования эффективных государственных институтов, социально ориентированной рыночной экономики, а также уникальной модели межэтнического и межконфессионального согласия, через демократическое обновление и посредством формирования гражданского общества стал примером для многих стран на постсоветском пространстве.

Распад некогда могущественной советской империи привел к появлению на ее руинах новых независимых государств. В то нелегкое время перед народом Казахстана, а в первую очеред его титульной нации, стояла задача построить новое государство. Во главе такого сложного дела, в начале большой работы, когда от их исполнения зависела судьба целой страны, стоял, конечно же, Первый Президент РК – Лидер нации Нурсултан Назарбаев.

Современный Казахстан – это успешная, стабильно развивающаяся страна, занимающая свое достойное место в среде мировых процессов. Стабильная внутренняя политическая обстановка, межнациональное и межрелигиозное взаимопонимание, мудрая и предварительно продуманная государственная структура – все это, безусловно, результаты уверенной последовательной политики Н.А. Назарбаева, ставшего общим лидером для всего населения Республики Казахстан.

Возможно после Назарбаева новый президент Казахстана станет критиковать все то, что было сделано в первое десятилетие независимости. Найдутся, быть может, и те, кто станет опровергать все достижения республики, ссылаясь на то, что действительное не совсем соответстует запланированному. Однако, главная заслуга Назарбаева в том, что он вошел в историю как основатель Казахстана в качестве современного государства. Никто не посмеет оспорить тот факт, что нынешний глава республики объединил бывшие репрессированные народы советской республики в единый народ Казахстана, благодаря его поддержке и доверию превратил бывшую сырьевым придатком советской державы Казахскую ССР в социально ориентированную республику [2, 6].

Как известно, построение независимого государства и деятельность Президента – тождественные понятия. В нашем деле государственного строительства, безусловно, сделано немало. В их числе: много событий, поднимающих национальную гордость и обогащающих наше духовное сознание. Об этом в определенной степени не раз говорилось и писалось. Несомненно, за всю историю своей государственности казахи перенесли тяжкие испытания судьбы, познали радость и горе, пережили счастье и скорбь. В борьбе за политическую независимость страны много было пролито крови, загублено душ, сломано судеб. Однако, все вытерпел наш многострадальный народ, и благодаря стойкости и терпеливому нраву наших предков нынешнее поколение казахстанцев обрели счастье быть независимой страной. Небывалые за десятки, сотни лет большие перемены, явления осуществились всего за несколько лет и стали достоянием нации.

За короткое время республика вышла из кризиса, широко распространившегося после падения советской империи. Появилась своя национальная валюта, сформировались новые экономические отношения. Наладилось производство путем введения новых технологий, и как следствие выросли лучшие рабочие кадры. Улучшилось социальное самочувствие населения. Казахстанцы построили свою новую Астану, красотою своей способную удивить кого угодно. Вместе с тем, сегодня принимаются посильные меры по укреплению объектов высших учебных заведений, их материально-технической базы. Создается новая система здравоохранения. Больницы оснащены самым передовым медицинским оборудованием в мире. Развивается искусство. Сегодня казахский народ узнали во всем мире. С нами стали советоваться. К нам начали прислушиваться. Укрепилась наша государственность. Крепнет международный статус государства, растет доверие к республике и ее международный авторитет.

Все достижения и блага Казахстана, добытые в период становления современной государственности, укрепление и благоустройство независимой республики непосредственно связаны с именем, деятельностью и руководством Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева [3, 43-44].


«Феномену лидерства Н.А. Назарбаева, как одному из ключевых элементов политической и государственной системы, в последние годы посвящено большое количество научных трудов. Основной причиной уникального феномена лидерства Н.А. Назарбаева, по мнению большинства исследователей, является соединение в одном лице Главы государства и национального лидера.

Однако, Нурсултан Назарбаев со свойственными лидеру качествами не ограничивается лишь знанием намеченного пути, он, вместе с тем, воодушевляет других следовать по нему. Президент Казахстана своим поведением и поступками влечет людей покорять преграды, достигать поставленные цели и осуществлять заветные мечты, дает силы для развития, получения больших знаний, созидания. Н.Назарбаев не только основатель независимого государства, он – исторический реформатор с широким видением, выдающаяся личность, сумевшая своими идеями повлечь за собой миллионы людей.


В истории человечества, как и отдельных народов, решающую роль играют великие личности. История какой-либо страны пишется благотворными поступками ее выдающихся мужей. Великие личности – это уникальные люди, которые благодаря своей активной политической, духовной и общественной деятельности полностью удовлетворяют нужды того общества, влияют на его развитие, и чей труд, кроме того, приносит пользу мировой общественности [7, 157]. Первый Президент РК Н.А. Назарбаев – точно такая же яркая личность. Главу государства, по сути, на полной основе можно назвать лидером мирового масштаба. Он не только заботиться о благополучии собственного народа, его инициативы направлены также на обеспечение современной и будущей безопасности окружающего мира.

Если посудить, то Республика Казахстан долгие годы была колонией царский России. Затем, превратилась в сырьевой придаток уже Советской империи. Наконец, в первые годы независимости стала национальным государством, где государствообразующая нация составляла меньшинство. Президент Н.Назарбаев создал на руинах прежней советской республики практически новое государство, в тяжелый для Казахстана час направил все свои силы для вынесения смелых решений, формирования рыночной экономики, повышения международного имиджа страны.

В декабре 1991 года Республика Казахстан лицом к лицу столкнулась с судьбоносным событием: от решения Н.Назарбаева зависела не только его личная карьера, но и дальнейшая судьба целого государства. Буквально за 20 дней, когда внешний мир задолго вперед знал о считанных днях существования Советского Союза, советский народ последним осознал свое трудное положение. Советский человек вмиг превратился в гражданина независимой страны. Поэтому, в то время, когда население союза только-только начинало приходить в сознание от происходящих перемен, большинство людей с сомнением отнеслось к проблеме жизнеспособности нового государства [10, 15]. Казалось, что страна со своим многоэтническим населением, трудным экономическим положением и поиском новой идентичности просуществует максимум 10 лет. И, действительно, в то время трудно было предугадать, сможет ли Казахстан приспособиться к новым реалиям или нет. Однако, в процессе государственного строительства Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который стоял во главе такого сложного и трудного, важного и ответственного, исторического и судьбоносного дела как возрождение независимой государственности, ставшей возможной в последнее десятилетие ХХ века, заложил теоретические основы этого дела, научно обосновал пути и особености, предпосылок и основных этапов становления государства.

Во-первых, если многовековой мечтой казахского народа, стремившегося создать национальное государство, было построение нового государства, то, во-вторых, обретение в 1991 году независимости стало возрождением древней государственности. В-третьих, Казахстан с одной политической системы в другую перешел не революционным, а эволюционным путем. В-четвертых, в ходе формирования нового государства в соответствии с новыми условиями полностью себя оправдала тактика рационального использования старой государственной машины. И, в-пятых, что самое главное, свидетельствует о том, что судьба нового национального государства находится в руках государствообразующего казахского этноса, равно как и судьба казахского народа непосредственно связана со стабильностью самого государства.

Таким образом, сама жизнь показывает правильность убеждений Главы государства, поскольку сегодняшние успехи казахов, казахстанцев на пути формирования нового государства – это, прежде всего, заслуга Н.Назарбаева. Поэтому будущие исследователи истории независимого Казахстана должны учесть столь важный фактор.

К.М. Саманбеков,

научный сотрудник научно-информационного отдела

Читайте также: