Начало отечественной войны 1812 года конспект урока 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Персоналии: Барклай де Толли, М.И. Кутузов, Раевский, Д.В. Давыдов, А.С.

1. Почему Александр I решил поручить разработку реформ М.М. Сперанскому?

2. Как назывался первый проект, который М.М. Сперанский предложил царю?

Б) « Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в

3. Какой документ был разработан и предложен Александру I в октябре 1809 года?

А) Б) « Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений

4. Согласно данному законопроекту в России устанавливалось:

6. Государственный совет согласно законопроекту должен был стать:

10. По какой причине Александр I вынужден был прекратить реформаторскую

В) М.М. Сперанский предлагал разработать конституцию, которая лишила

- Как вы знаете, война никогда не начинается на пу стом месте. Всегда существую

- ( сл. 4) Давайте вспомним, какими были отношения Франции и России в данный

3) отказ Александра выдать свою сестру замуж за Наполеона

- ( сл. 5) Для того, чтобы вести военные действия, армия должна быть хорошо

подготовлена. Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию,

называли, имела необычайно пестрый национальный состав: французов в не й

было только около половины, а остальную часть составляли поляки, пруссаки,

австрийцы, итальянцы, голландцы и т. д. Эта была поистине «армия дву надесяти

славы ей не нужно, поэтому теряла надёжность в случае неудач. Во Франции

была введена всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного

возраста служили в армии. Это позволило быстро пополнять войска уже

Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была

разделена на три части и рассредоточена вдоль западной гран ицы.

- Рекрутские наборы – из определённого числа мужчин население страны лишь 1

мужчина служил в армии – большинство русских людей не были обучены

- В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс.

человек начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и

его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.

« Пе рвым переправилось несколько сапёров в челноке. Они пристали и

высадились на ру сский берег беспрепятственно, к их удивлению Там - мир,

война – на другой стороне. Всё спокойно в этой чужой стране, которая была

им представлена такой угрожающ ей. Межд у т ем к ним скоро явился простой

казацкий офицер, командующий патрулём. Он один : кажется, что он уверен в

мире и не подозревает, что п еред ним – вся в ооружённая Европа. Он

1) 1- я армия под командованием военного министра М. Б. Барклая де

2) Южнее ее, в Белоруссии , располагалась 2- я армия П. И. Багратиона .

3) Еще южнее 3- я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути

Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому

существовал план генерального (решающего) сражения вблизи границы силами 1 -

й армии при поддержке армии Багратиона. Это соответствовало планам

Наполеона, поскольку в условиях превосходства сил противника и распыленности

собственных войск такое сражение могло привести к гибели основной части

( сл.8) Наполеон говорил: « Если я возьму киев – возьму Россию за ноги;,

если я возьму Петербург – возьму Россию за голову , если я возьму Москву –

Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокоманду ющим был

сам Александр — человек, далекий от военного дела. Вскоре его убедили уех ать

- ( сл. 9) Наполеон тем временем начал осущ е ствление своего замысла. Он

состоял в том, чтобы двинуться основными силами на Москву . Для этого

предполагалось не допустить соединения ру сских армий и разбить их о сновные

силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы

Наполеон не предполагал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он

хотел превратить Александра (или того, кто сменит его на престоле) в такого же

зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские

монархи. Предполагалось и отторжение от России части ее территории. Кроме

того, через территорию России Наполеон намеревался нанести смертельный удар

- Чего больше всего не желал Наполеон? ( объединение русских а рмий)

- Какую тактику должны были предпринять российские полководцы, зная о

троекратном превосходстве армии Наполеона? ( объединиться)

« Наполеоном овладело беспокойство и удив л ени е: он понял, что русское

безмолвие зловеще их прису тс твия и сопротивления…27 - го Наполеон

направился к Вильне, надеясь, что ру сская армия, над которой временно

руководил Барклай де Толли, примет сражение под ст е н ами этого города.

Но русский главнокомандующий пр едпочёл сжечь магазины, разрушить

мост, перетянутый через Вилию и направился ф о рсиров анным маршем к

- Вся переписка генералов в первый период кампании была на полнена заботами о

« Во всех отношениях мы перебив а лись кое - как: у же м а ло было хлеба, а

мука, молоко, вино ии водка сделались больш о й ред костью. Купить ничего

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Начало Отечественной войны 1812 года. Цель: Дать уч-ся общее представление о начальном этапе Отечественной войны.

Задачи: Образовательные: дать уч-ся знания о силах и планах страны, характере войны, ее основных этапах; показать, что война 1812г. была Отечественной, справедливой войной народа за свободу и независимость своей родины.

Коррекционно- развивающие: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать, работать с исторической картой, текстом учебника, давать ответы опираясь на записи в тетради, учить делать выводы. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к Родине, исторической личности. Основные термины: Отечественная, генерал, карьера, фельдмаршал. Оборудование: иллюстрации, карта.

I Организационный момент: взаимное приветствие, отчет дежурного по классу, психологический настрой на урок.

1) фронтальная проверка д\з по вопросам

а) Кто стал российским императором в начале XIXв.?

б) В результате каких событий Александр I стал императором?

в) Каким человеком был Александр I?

г) Чью политику решил продолжить Александр I?

д) Какие мероприятия были осуществлены Александром I ?

е) Какие изменения внес Александр I в систему государственного

2) работа с тестом

1) В каком году стал императором Александр I?

1796г., 1801г., 1803г.

2) Кто помогал Александру I управлять государством?

Екатерина II Министры Государственный совет

3) Александр I обещал вернуть порядки и продолжить реформы:

Екатерина II Павла I Петра I

4) Кого мечтал освободить Александр I?

крепостных крестьян дворян купцов

5)Сколько крестьян получили вольную?

47000 25000 1803

3) индивидуальные ответы ( сильный ученик пересказывает, слабый отвечает на вопросы )

4) подведение итогов, выставление оценок

III Динамическая пауза

- Ребята, а вы знаете какой сегодня день? ( дают ответ)

- Сегодня 15 февраля все православные отмечают праздник Сретение Господне. В России этот праздник отмечают с 10 века, он символизирует встречу Ветхого и Нового Завета. Еще в этот день наблюдают за погодой, какова погода на Сретение, такова будет и весна.

1 Руки вверх, потянулись, прогнулись

2 Руки на пояс, повороты в право, в лево

3Руки на пояс, наклоны в право, в лево.

5 Упражнение для глаз

V Изучение нового материала по теме: Начало Отечественной войны 1812 года. Слайд 1

1 связный рассказ учителя

Александр I начал проводить реформы в трудное для России время. В Ев­ропе в

это время шла война с армией французского императора Наполеона Бонапарта. Россия заключила с другими государствами союз против Наполеона. Русские солдаты воевали вместе с союз­ными государствами против французов. Война шла на территории европейских государств. Александр I надеялся, что Наполеон не на­падет на Россию. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.

Александр I тоже готовился к войне. На западной границе страны была сосредоточена русская армия в 210 тысяч солдат.(Посчитайте, во сколько раз французов было больше чем русских) Западная граница Рос­сии была длиной 640 км. Слайд 5 Чтобы защитить ее, русские военные силы были разделены на три армии. (работа с картой)Первой армией командовал военный министр ге­нерал М.Б. Барклай-де-Толли. ( чтение рассказа для дополнительного чтения стр 212)

Второй русской армией командовал генерал П.И. Багратион, ученик А.В. Суворова. Третьей армией командовал генерал А.П. Тормасов.

Армия Барклая-де-Толли защищала дорогу на Петербург. Армия Баг­ратиона должна была противостоять Наполеону на московском направлении. Генерал Тормасов защищал дорогу на Киев.

Утром 24 июня 1812 года французская армия перешла реку Неман и вступила на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года. (записывают в тетради)

Армия Наполеона устремилась к Москве. Французы быстро продвига­лись вперед. Трем русским армиям надо было соединиться вместе. Иначе каждую из них Наполеон мог разбить поодиночке. Военный министр Бар­клай-де-Толли принял решение армиям отступать. Только так можно было сохранить армии и выполнить задачу по их соединению.

Наполеон во что бы то ни стало хотел помешать этому. Он надеялся в нескольких крупных сражениях разбить русские армии по одной и быст­ро закончить войну против России.

Под натиском французов русские войска отступали. Один за другим оставляли они города. Жители городов и поселков бросали свои дома и уходили вместе с войсками. Французы грабили и сжигали крестьянские избы и поместья дворян.

Все русские люди были недовольны отступлением русских войск. Крестьяне стали объединяться в отряды, которые самостоятельно боролись против французов. В городах формировалось народное ополчение. Люди собирали средства для армии, продовольствие. Весь народ поднялся на за­щиту своего Отечества. Поэтому с первых же дней эта война стала назы­ваться Отечественной.

Через два месяца после вторжения Наполеона русские войска с боями были отброшены к Смоленску. Наполеону так и не удалось навязать рус­ским крупное сражение. Его армию изматывали постоянные мелкие стыч­ки и короткие бои с нашими небольшими отрядами.

В захваченных русских городах Наполеон оставил небольшие военные гарнизоны. Он боялся, что на него будут нападать с тыла. В результате французская армия уменьшалась. Боевой дух французов слабел по мере продвижения в глубь России. Французские солдаты страдали от голода и жажды. Местное население встречало их враждебно. Русские люди пря­тали продукты от французов, угоняли скот, сжигали амбары с хлебом.

Наконец под Смоленском соединились две армии — Барклая-де-Толли и Багратиона. (работа с картой)Здесь состоялось первое крупное сражение между русскими и французами. Сражение длилось три дня. Русские войска сражались му­жественно и стойко. Помогали им и местные жители. Французы в этом бою потеряли почти 20 тысяч человек. Но силы все равно были неравны.

На третий день русская армия оставила Смоленск. Но противнику дос­тались лишь развалины города. Все жители ушли вместе с армией, сожгли свои дома, забрали с собой продовольствие и вещи. Французы вошли в пус­той город.

Так в самом начале войны с Наполеоном русской армии пришлось по­стоянно отступать. Но лишь благодаря отступлению удалось сохранить русские войска для последующих сражений. А в постоянных стычках и мелких боях с врагом русские солдаты и офицеры накапливали боевой опыт борьбы с противником.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Начало Отечественной войны 1812 года.

Цель . Дать обучающимся представление о начальном этапе Отечественной войны.

Образовательные : сообщить учащимся сведения о силах и планах страны, характере войны, её основных этапах; показать, что война 1812 года была Отечественной, справедливой войной народа за свободу и независимость своей Родины.

Коррекционно – развивающие : развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, продолжить формирование практических умений: работа с картой, работа с учебником, лентой времени, развивать навыки самостоятельной работы, способствовать развитию умений анализировать, сравнивать.

Воспитательные : создать образный и эмоциональный фон, воспитывать у учащихся чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину. Объяснить, что любовь к Отечеству требует самопожертвования.

2. Лента времени.

3. Карточки с заданиями.

5. Деформированный текст.

6. Тетради по истории.

7. Мультимедийный проектор, компьютер, слайды.

8. Сигнальные карточки.

Основные знания : 24 июня 1812 года нашествие Наполеона на Россию; Отечественная война.

Тип урока : комбинированный.

Форма урока : лабораторный практикум.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Оргмомент

- Добрый день! Я рада вас видеть на уроке истории. Желаю вам хорошего настроения! Возьмитесь за руки, пошлите друг другу спокойствия и активной работы. Если возникнут трудности, то мы их преодолеем вместе!

II Повторение пройденного материала

1. Беседа по вопросам.

Выполнение задания.

Слайд 1 . Портрет Александра I

- В результате, каких событий пришёл к власти

- В каком году он стал императором?

- Кто занимался воспитанием Александра Павловича?

3. Ролевая игра

-У меня в руках головной убор, кому я его одену, тот станет на минуту императором.

Беседа по вопросам:

- О чём мечтал Александр I ?

- Почёму он хотел отменить крепостное право?

- Какие мероприятия были осуществлены Александром I ?

Слайд 2. Схема государственного управления.

- Рассмотрите схему и объясните, какие изменения внёс Александр I в систему государственного управления?

- Кто входил в Комитет министров?

- Какой орган был ещё образован?

- В чём состояла его задача?

Задание. Найдите ошибку в тексте.

Александр I стал императором в 1805 году.

формированию у учащихся художественных, выра зительных свойств языка.

3. Личностные: воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа - Бородин ское сраже ние,

партизаны, народное ополчение, флеши, редут, ба тарея, фураж.

2. Вступительное слово учителя. Мотивация к изучению нового материала

Давайте вспомним, сколько веков из истории России мы с вам и у же изучили? В истории

России есть немало страниц, которые повествуют нам о героичес ком подвиге русского

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним великие

- Обратите внимание последний столбик пуст. Как вы считаете, почему одна колонка в

таблице осталась незаполненной? (дети предполагают, что на уроке мы рассмотрим

О каком событии написал А.С.Пушкин написал данные строки?

русского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом

не только Франции, но и всей Европы, поэтому войн у 1812года называют народной,

- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?

- Какое направление внешней политики было проблемным и почему?

- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?

Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было

крайне неустойчивым, так как не отвечало интере сам ни России, ни Франции и создавало

Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.

Дома вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1 парагра фа 4. Беседа с классом.

- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и

- 1 армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман,

- 2 армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Б елоруссии,

- 3 армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного

Основные силы двин у ть на Москв у , для этого предполагалось не доп у стить соединени я

русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи

границы. После взяти я Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Р оссию. Выведя

ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя,

каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, чере з

территорию Росс ии он намеревался н анести смертельный уда р по Англии, ли шив ее

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о трое кратном

4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующ и м русской армии.

- Кто стал главнокомандующим ру сской армии в авг у сте 1812года?

С. Глинка : « Назначение Ку т у зова главнокомандующим произвело общий восторг и в

Сегюр: « … В нем было что - то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для

русских. В Москве радость по случ аю его назначения доходила до опьянения: посреди

Вступив в командование русской армией в авгу сте, Кутузов объявил, что действия М.

Барклая де Толли были вполне верными, и отсту пил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км

от древней столицы, неподалеку от села Бородин о, он решил дать генеральное сра жение

Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, по тери были

колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

1. В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

2. Благодаря этому сражению был подготовлен пере ход инициативы в руки русской

3. Пошатнулась уверенность французского войска в с воей непобедимости, усилилось

4. Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сраже ние

можно рассматривать как ее политическу ю и нравственную победу.

Давайте вернемся к нашей таблице и заполним 4 столбик

На совете решался вопрос – оставлять Москву или дать еще одно сражение. Кутузов

сказал: « Пока цела армия есть надежда с честью кончить войну . С потерей армии не

- Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

2 сентября русские покину ли Москв у , и Наполеон вошел в город и остановился на

М. И. Кутузов: « С потерей Москвы не потеряна еще Россия. Первой обязанностью

поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые иду т к ней на

подкрепление. Самым у ступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель

неприятелю. Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге. Знаю,

вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я же ртв у ю собой для блага

- Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на

нем? Каковы были причины принятия этого решения? (решить судьбу России, Москвы и

армии. Уступлением Москвы приготовлю неизбежну ю гибель неприятелю. Первой

обязанностью поставляю себе с охранить армию и сблизиться с теми войсками, которые

А. Ермолов: «. Дома были пусты и заперты; обширные площади у подоблялись степям, и

Ц. Ложье: «. Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас с воей ве личиной и

необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пус ты, везде молчание! -

Молча, в порядке, проходим мы по длинным пу стынным улицам; глухим эхом отдается

барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спокойными, но на

душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случ иться что - то необыкновенное.

Москва представляется нам огромным тру пом: это царство молчания, сказочный город,

где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении,

производимом развалинами Помпеи и Геркуланума на заду мавшегося п у тешественника;

- Какой предстала Москва перед францу зскими войсками? В чем причины недовольства

«Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербу рг - я возьму

( Дома были пусты и заперты , улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее

О'Миэра (передает слова Наполеона): « Через два дня после нашего прибытия начался

пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник от солдатских огней,

разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным. Это обстоятельство

меня взволновало, и я отдал командирам полков строжайшие приказы по этому поводу.

На следующий день огонь у величился, н о еще не вызвал серьезной тревоги. Однако, боясь

его приближения к нам, я выехал верхом и сам распоряжался е го т у шением. На

следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной

быстротой.. большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли

среди них, кажется, только одну пригодну ю. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным,

бегали повсюду, распространяя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им.

Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко все му, кроме этого. Одно это не было

( возник от солдатских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь

деревянным сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой..

большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысяч и, а мы нашли среди них,

кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, н анятые Рас топчиным, бегали

повсюду, распространяя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им.)

Учитель подводит итог: 2 сентября Наполеон подошел к Москве и остановился на

поклонной горе. Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему

победу. Весь день император ждал депутацию из Москвы с ключами о т горо да. Но

овладение Москвой не принесло императору францу зов победы, а его войскам отдыха и

изобилия. Во время своего пребывания в Москве На полеон трижды предлагал Александру

I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. После 36

дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отсту пать из

(Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действу ющий в тылу

Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение.

( Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на

И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны,

когда не только армия, но и весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своего

Работа с документом №4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос:

- Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?

Староста одной деревни Сычевского уе зда повел в город партию п ленных, забранных

крестьянами. В отсту пление его поселяне поймали еще несколько франц у зов, и тот час

привели к старостихе Василисе для отправления ку да следует. Сия последняя, не желая

отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой

конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде неприятеля препр овождать французов

сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом:

«Ну , злодеи франц у зы! Во фр у нт! Стройся! Ступай марш! Один из пленных офицеров,

раздражен, будучи тем, что простая баба взду мала им повелевать, не послушался ее.

Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и, уда рив своим жезлом - косой,

повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: « Вам всем, ворам, собакам , б у дет

тоже, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я у же двадцати семи таким озорникам

А где русские войска во главе с Куту зовым? Кутузов со своими войсками повернул на юг

12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс.

человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пу ти

следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из

рук в ру ки. Войска К у тузова оставили его после того как заняли удобную позицию,

Читайте также: