Начало отечественной войны 1812 года конспект урока 8 класс
Обновлено: 06.07.2024
Персоналии: Барклай де Толли, М.И. Кутузов, Раевский, Д.В. Давыдов, А.С.
1. Почему Александр I решил поручить разработку реформ М.М. Сперанскому?
2. Как назывался первый проект, который М.М. Сперанский предложил царю?
Б) « Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в
3. Какой документ был разработан и предложен Александру I в октябре 1809 года?
А) Б) « Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений
4. Согласно данному законопроекту в России устанавливалось:
6. Государственный совет согласно законопроекту должен был стать:
10. По какой причине Александр I вынужден был прекратить реформаторскую
В) М.М. Сперанский предлагал разработать конституцию, которая лишила
- Как вы знаете, война никогда не начинается на пу стом месте. Всегда существую
- ( сл. 4) Давайте вспомним, какими были отношения Франции и России в данный
3) отказ Александра выдать свою сестру замуж за Наполеона
- ( сл. 5) Для того, чтобы вести военные действия, армия должна быть хорошо
подготовлена. Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию,
называли, имела необычайно пестрый национальный состав: французов в не й
было только около половины, а остальную часть составляли поляки, пруссаки,
австрийцы, итальянцы, голландцы и т. д. Эта была поистине «армия дву надесяти
славы ей не нужно, поэтому теряла надёжность в случае неудач. Во Франции
была введена всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного
возраста служили в армии. Это позволило быстро пополнять войска уже
Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была
разделена на три части и рассредоточена вдоль западной гран ицы.
- Рекрутские наборы – из определённого числа мужчин население страны лишь 1
мужчина служил в армии – большинство русских людей не были обучены
- В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс.
человек начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и
его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.
« Пе рвым переправилось несколько сапёров в челноке. Они пристали и
высадились на ру сский берег беспрепятственно, к их удивлению Там - мир,
война – на другой стороне. Всё спокойно в этой чужой стране, которая была
им представлена такой угрожающ ей. Межд у т ем к ним скоро явился простой
казацкий офицер, командующий патрулём. Он один : кажется, что он уверен в
мире и не подозревает, что п еред ним – вся в ооружённая Европа. Он
1) 1- я армия под командованием военного министра М. Б. Барклая де
2) Южнее ее, в Белоруссии , располагалась 2- я армия П. И. Багратиона .
3) Еще южнее 3- я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути
Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому
существовал план генерального (решающего) сражения вблизи границы силами 1 -
й армии при поддержке армии Багратиона. Это соответствовало планам
Наполеона, поскольку в условиях превосходства сил противника и распыленности
собственных войск такое сражение могло привести к гибели основной части
( сл.8) Наполеон говорил: « Если я возьму киев – возьму Россию за ноги;,
если я возьму Петербург – возьму Россию за голову , если я возьму Москву –
Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокоманду ющим был
сам Александр — человек, далекий от военного дела. Вскоре его убедили уех ать
- ( сл. 9) Наполеон тем временем начал осущ е ствление своего замысла. Он
состоял в том, чтобы двинуться основными силами на Москву . Для этого
предполагалось не допустить соединения ру сских армий и разбить их о сновные
силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы
Наполеон не предполагал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он
хотел превратить Александра (или того, кто сменит его на престоле) в такого же
зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские
монархи. Предполагалось и отторжение от России части ее территории. Кроме
того, через территорию России Наполеон намеревался нанести смертельный удар
- Чего больше всего не желал Наполеон? ( объединение русских а рмий)
- Какую тактику должны были предпринять российские полководцы, зная о
троекратном превосходстве армии Наполеона? ( объединиться)
« Наполеоном овладело беспокойство и удив л ени е: он понял, что русское
безмолвие зловеще их прису тс твия и сопротивления…27 - го Наполеон
направился к Вильне, надеясь, что ру сская армия, над которой временно
руководил Барклай де Толли, примет сражение под ст е н ами этого города.
Но русский главнокомандующий пр едпочёл сжечь магазины, разрушить
мост, перетянутый через Вилию и направился ф о рсиров анным маршем к
- Вся переписка генералов в первый период кампании была на полнена заботами о
« Во всех отношениях мы перебив а лись кое - как: у же м а ло было хлеба, а
мука, молоко, вино ии водка сделались больш о й ред костью. Купить ничего
Тема: Начало Отечественной войны 1812 года. Цель: Дать уч-ся общее представление о начальном этапе Отечественной войны.
Задачи: Образовательные: дать уч-ся знания о силах и планах страны, характере войны, ее основных этапах; показать, что война 1812г. была Отечественной, справедливой войной народа за свободу и независимость своей родины.
Коррекционно- развивающие: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать, работать с исторической картой, текстом учебника, давать ответы опираясь на записи в тетради, учить делать выводы. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к Родине, исторической личности. Основные термины: Отечественная, генерал, карьера, фельдмаршал. Оборудование: иллюстрации, карта.
I Организационный момент: взаимное приветствие, отчет дежурного по классу, психологический настрой на урок.
1) фронтальная проверка д\з по вопросам
а) Кто стал российским императором в начале XIXв.?
б) В результате каких событий Александр I стал императором?
в) Каким человеком был Александр I?
г) Чью политику решил продолжить Александр I?
д) Какие мероприятия были осуществлены Александром I ?
е) Какие изменения внес Александр I в систему государственного
2) работа с тестом
1) В каком году стал императором Александр I?
1796г., 1801г., 1803г.
2) Кто помогал Александру I управлять государством?
Екатерина II Министры Государственный совет
3) Александр I обещал вернуть порядки и продолжить реформы:
Екатерина II Павла I Петра I
4) Кого мечтал освободить Александр I?
крепостных крестьян дворян купцов
5)Сколько крестьян получили вольную?
47000 25000 1803
3) индивидуальные ответы ( сильный ученик пересказывает, слабый отвечает на вопросы )
4) подведение итогов, выставление оценок
III Динамическая пауза
- Ребята, а вы знаете какой сегодня день? ( дают ответ)
- Сегодня 15 февраля все православные отмечают праздник Сретение Господне. В России этот праздник отмечают с 10 века, он символизирует встречу Ветхого и Нового Завета. Еще в этот день наблюдают за погодой, какова погода на Сретение, такова будет и весна.
1 Руки вверх, потянулись, прогнулись
2 Руки на пояс, повороты в право, в лево
3Руки на пояс, наклоны в право, в лево.
5 Упражнение для глаз
V Изучение нового материала по теме: Начало Отечественной войны 1812 года. Слайд 1
1 связный рассказ учителя
Александр I начал проводить реформы в трудное для России время. В Европе в
это время шла война с армией французского императора Наполеона Бонапарта. Россия заключила с другими государствами союз против Наполеона. Русские солдаты воевали вместе с союзными государствами против французов. Война шла на территории европейских государств. Александр I надеялся, что Наполеон не нападет на Россию. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.
Александр I тоже готовился к войне. На западной границе страны была сосредоточена русская армия в 210 тысяч солдат.(Посчитайте, во сколько раз французов было больше чем русских) Западная граница России была длиной 640 км. Слайд 5 Чтобы защитить ее, русские военные силы были разделены на три армии. (работа с картой)Первой армией командовал военный министр генерал М.Б. Барклай-де-Толли. ( чтение рассказа для дополнительного чтения стр 212)
Второй русской армией командовал генерал П.И. Багратион, ученик А.В. Суворова. Третьей армией командовал генерал А.П. Тормасов.
Армия Барклая-де-Толли защищала дорогу на Петербург. Армия Багратиона должна была противостоять Наполеону на московском направлении. Генерал Тормасов защищал дорогу на Киев.
Утром 24 июня 1812 года французская армия перешла реку Неман и вступила на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года. (записывают в тетради)
Армия Наполеона устремилась к Москве. Французы быстро продвигались вперед. Трем русским армиям надо было соединиться вместе. Иначе каждую из них Наполеон мог разбить поодиночке. Военный министр Барклай-де-Толли принял решение армиям отступать. Только так можно было сохранить армии и выполнить задачу по их соединению.
Наполеон во что бы то ни стало хотел помешать этому. Он надеялся в нескольких крупных сражениях разбить русские армии по одной и быстро закончить войну против России.
Под натиском французов русские войска отступали. Один за другим оставляли они города. Жители городов и поселков бросали свои дома и уходили вместе с войсками. Французы грабили и сжигали крестьянские избы и поместья дворян.
Все русские люди были недовольны отступлением русских войск. Крестьяне стали объединяться в отряды, которые самостоятельно боролись против французов. В городах формировалось народное ополчение. Люди собирали средства для армии, продовольствие. Весь народ поднялся на защиту своего Отечества. Поэтому с первых же дней эта война стала называться Отечественной.
Через два месяца после вторжения Наполеона русские войска с боями были отброшены к Смоленску. Наполеону так и не удалось навязать русским крупное сражение. Его армию изматывали постоянные мелкие стычки и короткие бои с нашими небольшими отрядами.
В захваченных русских городах Наполеон оставил небольшие военные гарнизоны. Он боялся, что на него будут нападать с тыла. В результате французская армия уменьшалась. Боевой дух французов слабел по мере продвижения в глубь России. Французские солдаты страдали от голода и жажды. Местное население встречало их враждебно. Русские люди прятали продукты от французов, угоняли скот, сжигали амбары с хлебом.
Наконец под Смоленском соединились две армии — Барклая-де-Толли и Багратиона. (работа с картой)Здесь состоялось первое крупное сражение между русскими и французами. Сражение длилось три дня. Русские войска сражались мужественно и стойко. Помогали им и местные жители. Французы в этом бою потеряли почти 20 тысяч человек. Но силы все равно были неравны.
На третий день русская армия оставила Смоленск. Но противнику достались лишь развалины города. Все жители ушли вместе с армией, сожгли свои дома, забрали с собой продовольствие и вещи. Французы вошли в пустой город.
Так в самом начале войны с Наполеоном русской армии пришлось постоянно отступать. Но лишь благодаря отступлению удалось сохранить русские войска для последующих сражений. А в постоянных стычках и мелких боях с врагом русские солдаты и офицеры накапливали боевой опыт борьбы с противником.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема. Начало Отечественной войны 1812 года.
Цель . Дать обучающимся представление о начальном этапе Отечественной войны.
Образовательные : сообщить учащимся сведения о силах и планах страны, характере войны, её основных этапах; показать, что война 1812 года была Отечественной, справедливой войной народа за свободу и независимость своей Родины.
Коррекционно – развивающие : развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, продолжить формирование практических умений: работа с картой, работа с учебником, лентой времени, развивать навыки самостоятельной работы, способствовать развитию умений анализировать, сравнивать.
Воспитательные : создать образный и эмоциональный фон, воспитывать у учащихся чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину. Объяснить, что любовь к Отечеству требует самопожертвования.
2. Лента времени.
3. Карточки с заданиями.
5. Деформированный текст.
6. Тетради по истории.
7. Мультимедийный проектор, компьютер, слайды.
8. Сигнальные карточки.
Основные знания : 24 июня 1812 года нашествие Наполеона на Россию; Отечественная война.
Тип урока : комбинированный.
Форма урока : лабораторный практикум.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Оргмомент
- Добрый день! Я рада вас видеть на уроке истории. Желаю вам хорошего настроения! Возьмитесь за руки, пошлите друг другу спокойствия и активной работы. Если возникнут трудности, то мы их преодолеем вместе!
II Повторение пройденного материала
1. Беседа по вопросам.
Выполнение задания.
Слайд 1 . Портрет Александра I
- В результате, каких событий пришёл к власти
- В каком году он стал императором?
- Кто занимался воспитанием Александра Павловича?
3. Ролевая игра
-У меня в руках головной убор, кому я его одену, тот станет на минуту императором.
Беседа по вопросам:
- О чём мечтал Александр I ?
- Почёму он хотел отменить крепостное право?
- Какие мероприятия были осуществлены Александром I ?
Слайд 2. Схема государственного управления.
- Рассмотрите схему и объясните, какие изменения внёс Александр I в систему государственного управления?
- Кто входил в Комитет министров?
- Какой орган был ещё образован?
- В чём состояла его задача?
Задание. Найдите ошибку в тексте.
Александр I стал императором в 1805 году.
формированию у учащихся художественных, выра зительных свойств языка.
3. Личностные: воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов
Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа - Бородин ское сраже ние,
партизаны, народное ополчение, флеши, редут, ба тарея, фураж.
2. Вступительное слово учителя. Мотивация к изучению нового материала
Давайте вспомним, сколько веков из истории России мы с вам и у же изучили? В истории
России есть немало страниц, которые повествуют нам о героичес ком подвиге русского
Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним великие
- Обратите внимание последний столбик пуст. Как вы считаете, почему одна колонка в
таблице осталась незаполненной? (дети предполагают, что на уроке мы рассмотрим
О каком событии написал А.С.Пушкин написал данные строки?
русского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом
не только Франции, но и всей Европы, поэтому войн у 1812года называют народной,
- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?
- Какое направление внешней политики было проблемным и почему?
- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?
Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было
крайне неустойчивым, так как не отвечало интере сам ни России, ни Франции и создавало
Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.
Дома вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1 парагра фа 4. Беседа с классом.
- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и
- 1 армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман,
- 2 армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Б елоруссии,
- 3 армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного
Основные силы двин у ть на Москв у , для этого предполагалось не доп у стить соединени я
русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи
границы. После взяти я Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Р оссию. Выведя
ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя,
каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, чере з
территорию Росс ии он намеревался н анести смертельный уда р по Англии, ли шив ее
12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.
- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о трое кратном
4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующ и м русской армии.
- Кто стал главнокомандующим ру сской армии в авг у сте 1812года?
С. Глинка : « Назначение Ку т у зова главнокомандующим произвело общий восторг и в
Сегюр: « … В нем было что - то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для
русских. В Москве радость по случ аю его назначения доходила до опьянения: посреди
Вступив в командование русской армией в авгу сте, Кутузов объявил, что действия М.
Барклая де Толли были вполне верными, и отсту пил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км
от древней столицы, неподалеку от села Бородин о, он решил дать генеральное сра жение
Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, по тери были
колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:
1. В этой битве были разбиты лучшие силы противника;
2. Благодаря этому сражению был подготовлен пере ход инициативы в руки русской
3. Пошатнулась уверенность французского войска в с воей непобедимости, усилилось
4. Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сраже ние
можно рассматривать как ее политическу ю и нравственную победу.
Давайте вернемся к нашей таблице и заполним 4 столбик
На совете решался вопрос – оставлять Москву или дать еще одно сражение. Кутузов
сказал: « Пока цела армия есть надежда с честью кончить войну . С потерей армии не
- Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?
2 сентября русские покину ли Москв у , и Наполеон вошел в город и остановился на
М. И. Кутузов: « С потерей Москвы не потеряна еще Россия. Первой обязанностью
поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые иду т к ней на
подкрепление. Самым у ступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель
неприятелю. Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге. Знаю,
вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я же ртв у ю собой для блага
- Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на
нем? Каковы были причины принятия этого решения? (решить судьбу России, Москвы и
армии. Уступлением Москвы приготовлю неизбежну ю гибель неприятелю. Первой
обязанностью поставляю себе с охранить армию и сблизиться с теми войсками, которые
А. Ермолов: «. Дома были пусты и заперты; обширные площади у подоблялись степям, и
Ц. Ложье: «. Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас с воей ве личиной и
необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пус ты, везде молчание! -
Молча, в порядке, проходим мы по длинным пу стынным улицам; глухим эхом отдается
барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спокойными, но на
душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случ иться что - то необыкновенное.
Москва представляется нам огромным тру пом: это царство молчания, сказочный город,
где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении,
производимом развалинами Помпеи и Геркуланума на заду мавшегося п у тешественника;
- Какой предстала Москва перед францу зскими войсками? В чем причины недовольства
«Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербу рг - я возьму
( Дома были пусты и заперты , улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее
О'Миэра (передает слова Наполеона): « Через два дня после нашего прибытия начался
пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник от солдатских огней,
разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным. Это обстоятельство
меня взволновало, и я отдал командирам полков строжайшие приказы по этому поводу.
На следующий день огонь у величился, н о еще не вызвал серьезной тревоги. Однако, боясь
его приближения к нам, я выехал верхом и сам распоряжался е го т у шением. На
следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной
быстротой.. большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли
среди них, кажется, только одну пригодну ю. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным,
бегали повсюду, распространяя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им.
Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко все му, кроме этого. Одно это не было
( возник от солдатских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь
деревянным сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой..
большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысяч и, а мы нашли среди них,
кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, н анятые Рас топчиным, бегали
повсюду, распространяя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им.)
Учитель подводит итог: 2 сентября Наполеон подошел к Москве и остановился на
поклонной горе. Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему
победу. Весь день император ждал депутацию из Москвы с ключами о т горо да. Но
овладение Москвой не принесло императору францу зов победы, а его войскам отдыха и
изобилия. Во время своего пребывания в Москве На полеон трижды предлагал Александру
I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. После 36
дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отсту пать из
(Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действу ющий в тылу
Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение.
( Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на
И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны,
когда не только армия, но и весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своего
Работа с документом №4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос:
- Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?
Староста одной деревни Сычевского уе зда повел в город партию п ленных, забранных
крестьянами. В отсту пление его поселяне поймали еще несколько франц у зов, и тот час
привели к старостихе Василисе для отправления ку да следует. Сия последняя, не желая
отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой
конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде неприятеля препр овождать французов
сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом:
«Ну , злодеи франц у зы! Во фр у нт! Стройся! Ступай марш! Один из пленных офицеров,
раздражен, будучи тем, что простая баба взду мала им повелевать, не послушался ее.
Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и, уда рив своим жезлом - косой,
повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: « Вам всем, ворам, собакам , б у дет
тоже, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я у же двадцати семи таким озорникам
А где русские войска во главе с Куту зовым? Кутузов со своими войсками повернул на юг
12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс.
человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пу ти
следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из
рук в ру ки. Войска К у тузова оставили его после того как заняли удобную позицию,
Читайте также: