На благо отечества александр порфирьевич бородин конспект

Обновлено: 06.07.2024

Александр Порфирьевич Бородин (1833- 1887) "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". В.В.Стасов

Детство Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября [12 ноября] 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772—1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. Мать Александра Бородина была любительницей музыки - играла на гитаре, пела русские песни и романсы

Профессор химии По возвращении в Россию Бородин поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической С 1864 года Бородин — ординарный профессор, с 1874 года — руководитель химической лаборатории, а с 1877 года — академик Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей. В 1868 году А. П. Бородин стал учредителем Русского химического общества. Автор более 40 работ по химии.

" Могучая кучка" - Балакиревский кружок Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег. По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок А. П. Бородин был активным членом Балакиревского кружка. В кружке состояли: Милий Алексеевич Балакирев , Модест Петрович Мусоргский , Александр Порфирьевич Бородин , Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов

Признание за границей В конце 70-х и 80-е годы музык Бородина получает признание за границей . В 1877 году он познакомился с композитором Ференцом Листом. По инициативе Листа первая симфония Бородина была исполнена на фестивале в Баден Бадене. Успех был огромен. Исполнение музыки Бородина в Антверпене носило характер триумфа г.Баден-Баден г.Антверпен Ф.Лист

Смерть На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля 1887, во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными. Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет

Память В память о выдающемся учёном и композиторе были названы: Государственный квартет имени А. П. Бородина Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге. Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве. Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот

Александр Порфирьевич Бородин

Александр Бородин

Такие люди рождаются раз в сотню лет – можно с уверенностью сказать об Александре Порфирьевиче Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.

Ещё одна особенность – таланты Бородина практически невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Бородин-композитор, Бородин-химик, просветитель, поэт - не просто грани одной личности, а словно детали мозаики, дополняющие и поддерживающие друг друга. И, кажется, если бы изъять из этого списка какую-то одну черту, то и остальные станут не в полной мере яркими, выдающимися, гениальными.

Краткую биографию Александра Бородина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Бородина

История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и рядом. Его отец, 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили), вступил во внебрачную связь с 20-летней Авдотьей Константиновной Антоновой, дочерью военного, в 1833 году в Санкт-Петербурге. Разница в возрасте и общественное мнение не смогли повлиять на чувства. Супруга Гедианова проживала в Москве, но возможности разорвать брак с ней не представлялось.

место рождения Александра Бородина

Рожденного 12 ноября 1833 года мальчика князь назвал Александром и записал сыном своего камердинера, Порфирия Бородина. Чуть позже Лука Степанович устроил брак Авдотьи с военным врачом Х. Клейнеке, чтобы упрочить ее положение в обществе. В детстве Александру было настрого наказано называть Авдотью тетей при посторонних, ведь мальчика представляли всем как ее племянника. Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской, и порой даже находилась на грани здравого смысла.

Бородин интересовался химией

Увлечение медициной и отъезд за границу

Бородин в юности

По окончании академии в 1856 году Бородин получил должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя, а также поступил ассистентом на кафедру общей терапии и патологии, возглавляемую профессором Здекауэром. Все наставники прочили ему славу великого доктора, однако работа в госпитале не пришлась по душе ранимому Александру: на него наводил ужас вид истерзанных тел и тяжелобольных пациентов.

Бородин и Менделеев

В 1860 году в компании Менделеева и Зинина Бородин посетил город Карлсруэ, где проходил химический конгресс. Бородин с увлечением путешествует по странам Европы, изучая их культурную и общественную жизнь, получая новые необычные знания и умения. Так, во Франции он научился самостоятельно выдувать из стекла колбы и мензурки, в Италии собрал коллекцию образцов лавы из великого вулкана Везувия, посетил химические предприятия. В этот период Александр также не забывает о своем музыкальном развитии: он побывал на концертах многих популярных композиторов того времени - Берлиоза, Вагнера, Листа, Вебера.

Александр Бородин и могучая кучка

Свое первое значительное произведение композитор закончил в 1867 году, спустя два года симфонию исполнили на концерте, дирижировал оркестром сам Балакирев. Первая симфония получила признание публики и стала своеобразной вершиной творческого пути Бородина - именно в ней нашли воплощение все результаты его творческих поисков и полностью сформировался индивидуальный стиль композитора, особенностями которого явилась яркая энергия, широкий размах, самобытные образы в сочетании с классическим строем музыки.

Вторая половина 60-х годов ознаменована созданием нескольких небольших, но разнообразных произведений – романсов на различные темы. Отличается и звучание песен того периода, каждая из них – это отдельная история, никак не связанная с другими. Слова к нескольким из этих романсов композитор написал сам.

Общественная деятельность


Личность Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал одновременно заниматься несколькими, причем далеко не двумя или тремя, видами деятельности. При этом все у него блестяще получалось. Сам маэстро признавался, что не замечает, как летят недели. Он успевал создавать злободневные музыкальные произведения, делать химические открытия, читать лекции в двух академиях, редактировать журнал, издавать литература, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать образование.

Современники вообще часто отмечают добросердечность и отзывчивость этого человека: в его доме нередко можно было встретить дальних родственников, приехавших в Петербург на лечение, и каждому он уделял внимание, устраивал в больницы, посещал там и даже иногда сам ухаживал за больными.

Музей А.П. Бородина

Летом 1879 года Александр Порфирьевич, вновь приехав в Давыдово, обнаружил там заново отстроенный после пожара хозяйский дом. Именно он сегодня является памятником культуры и вмещает единственный в мире музей великого композитора. Однако в новом строении он прожил недолго, найдя его слишком тесным, и перебрался в один из крестьянских домов. К сожалению, этот дом не сохранился до наших дней.

Здесь, среди живописной природы вблизи поймы реки Клязьмы, Александр Порфирьевич, пожалуй, впервые давал волю своему народному духу. Он надевал простую одежду и отправлялся по соседним сёлам, общался с крестьянами, записывал их песни, а затем включал народные мотивы в свои произведения. Также на творческие всплески повлияло знакомство Бородина с памятниками древнего зодчества, расположенными неподалеку, в частности, с церковью Покрова на Нерли.

Александр Порфирьевич Бородин
Бородин биография

Александр Порфирьевич Бородин краткая биография
Александр Порфирьевич Бородин биография

Интересные факты о Бородине

Екатерина Протопопова, жена Бородина

подпись Александра Бородина

Бородин интересные факты

Фильмы о Бородине и его творчестве

Биография Бородин вдохновила многих режиссеров на создание фильмов о жизни композитора и его творчестве. Вот некоторые из них:

Фильмы о Бородине

Музыка Бородина звучит в фильмах

 Музыка Бородина в фильмах

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Бородине

Оценить 519 0

Конспект открытого урока музыки в 6-ом классе

учителя музыки Кожановой Оксаны Владимировны

ГБОУ СОШ № 382 г. Красное Село, С-Пб

Место урока в системе уроков: заключительный

Задачи урока:

познакомить с основными событиями творческой биографии А.П. Бородина;

познакомить с инструментальными и вокальными произведениями

формировать стремление к разностороннему развитию личности на примере творческой личности А. П. Бородина;

развивать интерес к русской художественной культуре XIX века;

развивать у детей умение чувствовать характер музыки,

развивать творческие способности учащихся: память, внимание;

развивать музыкальный кругозор;

воспитывать любовь к родине, к красоте русской природы, на примере музыки А.П.Бородина.

способствовать воспитанию любви к вокально-хоровому исполнительству;

воспитывать умение работать в коллективе и в группах, уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса

воспитание трудолюбие и патриотизма;

Тип урока: творческая мастерская

Методы урока: исследовательский и репродуктивный

Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, самостоятельная

Возрастная категория: 6 класс

Г.П Сергеева., Е.Д Критская., Музыка. Хрестоматия музыкального материала –

М.: Просвещение, 2005.

Технические средства обучения

Музыкальный материал:

Оборудование: фортепиано, телевизор, DVD , компьютер, музыкальный центр.

Технология:

Технология работы с кейсом

План урока:

2. Слушание музыки.

3. Выступление и дискуссия групп экспертов.

4. Творческое задание.

5. Слушание музыки.

6. Исполнение песни.

7. Обобщение. Вывод.

Ход урока:

Слушание музыки:

Богатырская симфония. А.П.Бородин.

Учитель: Что несёт в себе эта музыка?

Учащиеся: Силу, мощность, монументальность, фундамент. Бородин стал создателем нового типа русского классического симфонизма – эпического.

Учитель: Почему Бородина называют новатором?

Учащиеся: Новаторство Бородина состоит и в том, что он впервые дал симфоническое воплощение образов народного эпоса, богатырских образов и русского пейзажа.

Учитель: Мне бы хотелось услышать ещё о контрасте главной и побочной темы

Учащиеся: В главной мелодии. симфонии ощущаются люди сильные, могучие, люди– богатыри. Мужественно, сурово, мощно звучит в низком регистре у струнных главная тема, вызывая представления о неодолимой, “великанской” силе легендарных героев. Это ощущение не исчезает, несмотря на 2 мелодию, более плавную и лирическую, она широкая, светлая, мажорная. Проникнута русскими песенно-напевными интонациями. Вторая тема как бы вводит слушателей в “место действия”. Мягко звучат виолончели, описание природы.

Учитель: Пришло время представить наши группы экспертов.

1 группа точные факты проверенные временем;

2 группа эксперты в области музыки;

3 группа эксперты в области химии;

(Слайд 2) Мы живём в великом и прекрасном городе Санкт-Петербурге, где и начался жизненный путь великого человека А.П.Бородина. Слово для выступления предоставляется второй группе экспертов.

Учащиеся 2 группы:

31 октября (12 ноября по новому стилю) 1833 года в Петербурге, в доме №9 по Гагаринской улице родился Александр. Отец Лука Степанович Гедианов был князем, мать солдатская дочь Авдотья Константиновна Антонова. По ряду социальных причин Лука Гедианов не мог записать Александра как своего сына, а поэтому его распорядились записать законным сыном дворового человека Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. Но жил мальчик с матерью.

В 1843 году произошли многие перемены в семье Бородина. Умер князь Гедианов, подписав перед смертью вольную - Александр Порфирьевич стал вольноотпущенным. Они с матерью переехали в новый дом, возле военных казарм, где часто звучала духовая музыка. Мать наняла для него учителя по флейте. Вскоре Бородин неплохо играл на многих деревянных духовых инструментах. Александр начинает обучаться вместе со своим сверстником Михаилом Щеглёвым различным наукам: русский и французский, латинский, английский языки, история и география, математика и черчение. Но

Учитель: Я прошу прощения, хотят что-то добавить эксперты третей группы, в области химии.

Учащиеся 3 группы: (Слайд 3)Любовь вызывала не только музыка, но и химия. Бородин проводил самые простые опыты в домашней лаборатории и даже мог делать фейерверки. Во время одного из

таких экспериментов он чуть не сжег весь дом. В 1850 году принят в число вольнослушателей

I курса Медико-Хирургической Академии, через 6 лет Александр Порфирьевич с отличием закончивает академию и поступает на службу ординатором во 2-й военно-сухопутный госпиталь, где занимается практической и педагогической деятельностью.

Учащиеся 2 группы: Можно я продолжу.

Учащиеся 2 группы: (Слайд 4) Вместе с Мишей они часто играли ансамбли, переложение которых делает сам Александр. Мальчики ходили слушать концерты симфонического оркестра при Павловском вокзале, где слушали произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона; посещали оперу, переписывали ноты. В конце 40-х годов в журналах Петербурга появляются публикации первых произведений Бородина.

Учитель: (Слайд 5) Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Кто же он композитор или химик? Слово предоставляется первой группе экспертов

Учащиеся 1 группы:

– Пожар! Этот ребенок невозможен! Я покидаю вас! – воскликнула гувернантка.

– А я вот что вам показать хотел, – сказал Саша матушке. – Вы такого и не видывали, это вам сюрприз. Вот! Как вам это нравится? (Показывает кристаллы соли меди.)

– На сахар смахивает… Иголочки, кубики, да блестят, что бриллианты! Как же ты все это сделал? Руками слепил такие махонькие?

– Эти, матушка, нерукотворные камешки – кристаллы. Сама природа сотворила, от Бога, ну и я маленько помог.

– Ты уж играйся, ежели от Бога. Да не спали ты нас, об одном прошу, смирюсь уж как-нибудь с дымом и вонью.

– В химии, матушка, и вонь-то от Бога, – сказал с важностью Александр.

Нет, не дозваться Сашеньку. Читает, а потом в лабораторию. В одной комнате ему тесно, уже по всей квартире расселилась чудная, непонятно для чего посуда, порошки, жидкости. Паять, гнуть размягчившееся стекло, превращать жидкость в кристаллы, из одного точно волшебством делать другое, ничуть не похожее. Рождать мановением руки из холода пламень, из тепла лед.

Учитель: Творить, создавать то, чего не было только что и вдруг стало, как творится музыка из ничего, из воздуха и света, из печали и сладкой, самому неясной мечты. Ещё одна история?

сидел за фортепиано. Затем пригласил матушку и гувернантку и сыграл военный марш, который слышал на площади.

Учитель: В 20 лет происходит знакомство Александра Бородина с профессором химии Николаем Николаевичем Зининым.

Учитель: Перед Бородиным встал вопрос выбора .

Слушание музыки:

под музыку струнного квартета №2, А.П.Бородина:

Бросить музыку – все равно, что по доброй воле разучиться говорить. Потому что музыка – дар речи, самый необычный, самый полный и выразительный. Бросить музыку – как пожизненно завязать себе глаза и забыть, что есть краски, которые можно найти только в ней. И еще музыка – простор и глубина, отними их – Земля станет бедней, словно из

трехмерного мира уйти в двухмерный, плоский. Он будет верен и науке, и музыке, т. к. силыего беспредельны, как ему казалось.

(Слайд 8) Приложение 1 (задание: заполнить пропущенные слова,

биографические данные о А.П.Бородине)

Бородин работал над оперой 21 год, но не успел ее закончить. Сделали за него это его друзья: Н.А.Римский-Корсаков и его ученик А.К.Глазунов.

Слушание музыки:

Ария князя Игоря.

Учитель: Что такое ария?

Учащиеся: Музыкальная характеристика героя, его музыкальный портрет..

Учитель: (Слайд 10) Постарайтесь определить, как композитор характеризует князя? Обратите внимание на характер, фактуру, певческий голос, форму.

Учащиеся 4 группы : Вступление вводит в состояние глубокого раздумья. Струнные звучат в низком регистре, фактура аккордовая, голоса развиваются в расходящемся движении. Композитор характеризует Игоря как человека вдумчивого, совестливого. Он мужественный патриот и в тоже время очень любящий супруг.

Учитель: В какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то поясняю, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют трехчастную форму).

Учитель: Какой тембр голоса у героя?

Учитель: К кому обращается Игорь? (к Ярославне)

Учащиеся: К Ярославне.

Учитель: Музыка оперы основана на интонациях народных песен – русских и восточных. Яркими красками написаны народные сцены. Творчество Бородина составило одну из наиболее самобытных глав истории музыки и оказало плодотворное воздействие на русских и зарубежных композиторов. (Слайд 11) Александр Порфирьевич Бородин умер мгновенно, от разрыва сердца, во время маскарада, устроенного им для всеобщего веселья в собственной квартире.

Про него можно сказать человек с большой буквы. Дорогие мои эксперты в жизни перед нами всегда будет стоять выбор, сделайте его достойным и правильным. Будьте людьми с большой буквы. И песня Е. Крылатова, которую мы с вами выучили, подтверждение этому.

Исполнение песни:

Учитель: Эксперты 1 группы просят слова.

Учитель: Могучий разум ученого, гений композитора, литературные дарования - ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу и человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии. Наш музыкальный конгресс завершается, эксперты справились, но для всех есть ещё одно испытание: кроссворд.


Александр Бородин – русский ученый, внесший огромный вклад в изучение органической химии. Выдающийся композитор, автор оперных и симфонических произведений, многие из которых он так и не успел закончить при жизни.

Александр Порфирьевич тесно сотрудничал с Дмитрием Менделеевым, основал собственную исследовательскую лабораторию и однажды стал открывателем химической реакции, которая теперь носит его имя.

Детство и юность

12 ноября 1833 года у князя благородных грузинских кровей Луки Гедианова и дочери рядового военного Авдотьи Антоновой родился сын Александр. Мальчик появился вне брака: его отец переехал в Петербург после расставания с законной супругой и на одном из балов влюбился в девушку из простой семьи.

Сашу записали сыном Порфирия Бородина – слуги князя. Документально будущий ученый и композитор являлся крепостным своего родителя.

Александр Порфирьевич Бородин

Детство маленький Александр провел в доме отца. Родная мать Авдотья жила здесь же, но на людях сына попросили называть ее тетей. Женщина не хотела отправлять ребенка в пансионат и уговорила Луку организовать ему домашнее обучение. К мальчику приходили учителя немецкого и французского языков, а грамоте и счету мать научила Сашу сама.

С 1840 года Авдотья родила еще двух мальчиков – Дмитрия и Евгения. Первый из них не был сыном Луки – он был рожден от неизвестного мужчины. С обоими братьями Александр Бородин тепло общался всю жизнь.

Вскоре князь Гедианов серьезно занемог. С тем, чтобы в случае его смерти любимая женщина и сын ни в чем не нуждались, он выдал Авдотью замуж за военного медика. Брак был фиктивным – Лука пошел на это дабы упрочить ее положение в обществе. Через год князь подарил своей возлюбленной просторный дом рядом с Семеновской площадью, куда Авдотья с сыном вскоре и переехала. Окна особняка выходили на плац, где муштровали солдат, и Саша часто слышал торжественные звуки военных маршей. Будущий композитор запоминал эти мелодии и пробовал воспроизводить их на фортепиано. Юный Бородин часто спускался к военным и расспрашивал музыкантов про их инструменты.

Отец скончался в 1843 году. До своего ухода он успел позаботиться о вольной грамоте для сына. Через некоторое время мать повстречала мужчину – учителя немецкого Федора Федорова, и они стали вместе жить. Через три года новый возлюбленный матери познакомил с сыном преподавателя Царскосельского лицея Михаилом Шиглевым. В целях экономии было решено обучать мальчишек вместе, ведь по каждому предмету приходилось нанимать отдельного преподавателя. Так Миша приехал в Петербург и стал жить в доме матери Бородина.

Обучать мальчиков приходили педагоги иностранных языков, математики, черчения, рисования и географии. Кроме того, учащиеся учились танцевать и музицировали. В первый же год ребята научились свободно читать ноты и бойко играть в четыре руки произведения Гайдна, Бетховена и Мендельсона. Александру и Михаилу давали полноценную программу Царскосельского лицея – это контролировал отец Шиглева.

В 13-летнем возрасте Александр закончил работу над своим первым концертом для фортепиано с флейтой. Партию флейты исполнял сам автор, а его друг Миша играл на фортепиано. Прослушав сочинение ученика, преподаватель музыки остался в восторге и посоветовал юноше не переставать творить. Через некоторое время Бородин сочинил произведение для виолончели и двух скрипок. Мать была несказанно рада успехам талантливого сына. Первые его произведения издавать помогала она.

Одной музыкой круг интересов Саши не ограничивался. Его комната напоминала исследовательскую лабораторию – повсюду стояли колбы, склянки, емкости с растворами, трубки и горелки. Будущему ученому нравилось изучать литературу по химии, изготавливать акварельные краски и проводить пиротехнические эксперименты.

Это увлечение было настолько серьезным, что парень решил посвятить свою жизнь этой профессии. В 1850 году молодой человек стал студентом медицинского факультета хирургической академии. Осуществить это было не так то просто: в те годы по закону бывший крепостной не мог рассчитывать на высшее образование. Выручила мать, которая уговорила тверского чиновника приписать Бородина к купеческому сословию.

Выпускные экзамены в гимназии и вступительные в медицинскую академию Александр сдал блестяще.

Медицинская академия

Юноша был из тех студентов, которых обычно ставят в пример. Он много занимался дополнительно, самостоятельно изучая материал. На третьем курсе академии преподавателем Бородина стал известный русский химик Николай Зинин, который заведовал большой лабораторией. Будущему светилу науки позволили посещать это место, когда понадобится и ставить там опыты. Николай Николаевич собирал у себя студентов, которые полюбили его предмет всей душой. В лаборатории ученого велись жаркие споры, обсуждались различные идеи и выводились новые формулы.

Александр Порфирьевич Бородин

Занимаясь химией, Бородин ни на минуту не забывал о музыке. Он продолжал брать уроки виолончели и фортепиано, а по выходным с Мишей Шиглевым он посещал дом чиновника и большого почитателя искусств Ивана Гаврушкевича. На этих вечерах можно было встретить композиторов Иосифа Гунке, Александра Серова, Осипа Дробиша.

В 1856 году Бородин стал выпускником Медико-хирургической академии. По распределению он попал в ординаторскую Второго военно-сухопутного госпиталя. Но вскоре музыкант понял, что врачом работать не сможет: он несколько раз терял сознание при виде тяжелых ран, а однажды даже сломал хирургический инструмент прямо в горле больного. К счастью, тогда все обошлось – молодой доктор сумел взять ситуацию под контроль.

Главный врач госпиталя любил устраивать вечера, куда ходил и Александр Бородин. Там то композитор и познакомился с юным Модестом Мусоргским. Семнадцатилетний юноша служил в госпитале дежурным офицером и только начинал развиваться как профессиональный композитор. Молодые люди нашли много общих тем для разговоров, продолжив общаться и в дальнейшем. Разумеется, главной темой дискуссий композиторов всегда была музыка.

Весной 1856 года Бородин вернулся к своему наставнику Зинину, стал его ассистентом и начал вести студенческие семинары. Он принял решение с головой погрузиться в науку и написать диссертацию о действии различных ядов на человеческий организм. Через два года он стал доктором медицинских наук, защитив диссертацию.

Александр Порфирьевич Бородин

В 1859 году композитор был направлен в Германию, для повышения квалификации химика. Эту поездку помог организовать преподаватель и коллега Николай Николаевич Зинин.

Читайте также: