Мягкий знак 1 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к работе на результат; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализ, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Предметные: сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания познавательных, практических, и коммуникативных задач.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с самостоятельной работой, карточки для работы в парах, электронные образовательные ресурсы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Добрый день! Я рада вас видеть! Проверим вашу готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, веер.

Приветствуют, проверяют готовность

Этап актуализации знаний по предложенной теме

Начнем с минутки чистописания. Откройте тетрадь, вниз отступите 2 сточки, запишите дату, классная работа. Пропишите слово: ель.

Далее я загадаю вам загадку.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Кто это? Отвечаем по поднятой руке.

Сколько звуков в слове лось?

Открывают тетрадь, записывают дату, классная работа, прописывают слово.

Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

Какие задачи перед собой поставим?

Что будем делать на уроке?

Коммуникативные, познавательные, личностные

Реализация плана урока

Посмотрите на букву ь. Из скольких элементов состоит эта буква?

С написанием какой буквы схоже написание буквы ь?

Давайте потренируемся в написании этой буквы. Сначала я показываю, вы смотрите.

Ставим ручку на верхнюю рабочую строку. Далее вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

Сейчас все вместе потренируемся написать эту букву в воздухе. Письмо в воздухе (проговаривает учитель).

Молодцы! Теперь напишите правильно ь в тетради.

Посмотрите на доску. Сравните слова (слон, лань). Какой звук обозначает буква н в слове слон? А какой звук обозначает эта же буква в слове лань? Какой вывод можно сделать? Для чего служит ь?

Откройте учебник на стр 88. Вверху страницы прочитайте правило. Запомните его.

Теперь работа в парах. Возьмите карточки. Выполните задания. Кто сделает, показывает готовность. Первые три пары на каждом ряду отвечают.

Сейчас одна пара от каждого ряда выходит к доске и читает правильные ответы. Остальные проверяют и оценивают пару с помощью веера.

Смотрят правильное написание буквы

Вместе написание буквы в воздухе

Пишут в тетради

Смотрят на слова, сравнивают

ь служит для показа мягкости

Открывают учебник, изучают правило

Выполняют задания в парах.

Выходят, отвечают, взаимооценка

Коммуникативные, познавательные, личностные

Теперь находим упр 2 на стр 87. Читаем задание.

Что означают слова в каждой паре?

Какими звуками они различаются? Как обозначена на письме мягкость согласных звуков?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский педагогический колледж №4

урока русского языка

по теме: Мягкий знак ─ показатель мягкости.

проведенного в 1 классе В

студенткой группы 23

Сюткиной Натальей Михайловной

Преподавание в начальных классах

Учитель_ _____ _____ _ __/_____ ___ _____

Тема : Мягкий знак ─ показатель мягкости.

Тип урока : Комбинированный

Цель урока : Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова. Расширить представление учащихся об окружающем мире, обогатить словарный запас детей.

Задачи : • Образовательные ─ обогащать словарный запас детей, учить правильно употреблять слова в речи; систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;

• Воспитательные ─ воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

• Развивающие ─ развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

Предметные : - производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

коммуникативные: - развивать умение слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - уметь работать в паре.

регулятивные: - развивать умение высказывать свое предположение - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные: - на основе анализа объектов делать выводы; - обобщать и классифицировать по признакам; - находить ответы на вопросы.

Личностные : - осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Оборудование : учебник русского языка, методические пособия, доска, наглядное пособие.

Организационный момент -(1мин)

Актуализация знаний-(2 мин)

Работа со словариками-(8мин)

Работа по учебнику-(16мин)

Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Михайловна, сегодня я буду проводить у вас урок.

Давайте улыбнёмся своему соседу справа, а потом соседу слева и тихонечко садимся.

Открываем тетради, записываем число, классная работа. Кладем ручки на парту. Сейчас я прочту вам стишок, а вы внимательно послушайте меня.

Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?

(Иллюстрацию мягкого знака) И не просто про мягкий знак.

Ведь тема нашего урока- Мягкий знак-показатель мягкости. Цель нашего урока - научиться правильно использовать мягкий знак для обозначении мягкости в согласных.

Теперь откроем учебники на странице 36 и смотрим на задание №1

Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна…

Кто знает, из какой сказки это двустишье? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, А.С.Пушкин)

А кто нашел рифму? Давайте назовем ее все вместе(Волна-Вольна)

Давайте произнесем звуки, которые обозначены выделенными буквами.

Какие это звуки- твердые или мягкие?

Правильно, а теперь в рамочке прочитайте про себя правило.

Теперь давайте следующее задание №2 выполним устно.

Я прочитаю слова, а вы слушайте и внимательно следите.

Брат- брать, угол-уголь, жар- жарь.

Теперь вместе произнесем звуки, которые обозначены подчеркнутыми буквами.

Как вы думаете в этих словах одинаковое количество букв и звуков?(нет, так как ь- звука не обозначает)

Теперь берем свои ручки и после классной работы аккуратно прописываем мягкий знак до конца строки. Не забываем следить за правильной посадкой.

Все дописали? А теперь давайте отдохнём. Встали все.

Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мел, роль, к онь, шкаф, мель, книга, семья, кость, хор, л ось, глухарь, медведи, рысь, лани, олень .

Работа со словариками

Ну вот мы и отдохнули, а теперь продолжим заниматься.

Отгадайте загадку. Кто в лесу глухом живет Неуклюжий, косолапы? Летом ест малину, мёд, А зимой сосет он лапу.(Медведь)

Правильно ребята, кстати медведь-это словарное слово. Слово медведь произошло от сложения слов- мед и ведать. По другому можно сказать медведь-это тот кто знает где мед. А кто сможет мне назвать родственные слова к слову медведь?(медвежонок, медведица, медвежий, медвежище, медвежатина) На странице 37 есть словарные слова запишите их в свои словарики.

Работа по учебнику

Ну а теперь на странице 36 выполним номер 3. Прочитайте предложения

Осенью моросят холодные дожди. Осенью моросит холодный дождь. (Чем похожи эти два предложения? В чем разница?) А кто заметил что в первом предложении о дожде говорится во множественном числе, а во втором в единственном? А все обратили внимание что в конце слова появился мягкий знак? Молодцы

Теперь смотрим на следующие предложения. Около дома росли высокие тополя- Около дома растет высокий тополь. Всем понятно как делать?

А теперь прочитайте второе предложение самостоятельно измените его так как мы только что делали и запишите себе в тетради. Арина, прочитай, что у тебя получилось?

Вы, наверное, устали? (Да)
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели ш-ш-ш.
Пошипели, помолчали
И за кустиком пропали.

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (Тянутся вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Еще выше поднимаются на носках)
Ветер сильны налетал,
Все деревья раскачал. (Махи руками)
Ветки гнутся взад, вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать 1, 2, 3, 4, 5.
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.

Итак, давайте вместе вспомним. Какая тема урока у нас сегодня была?

Что нового узнали на уроке?(То, что мягкий знак обозначает мягкость) Чему мы научились?(Сравнивать буквы и звуки, изменять предложения) Какой звук обозначает буква ь?(Мягкий знак не обозначает звука) Что показывает буква ь?(Мягкость согласной)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. На уроке обращается внимание на роль мягкого знака в словах.

Степановский филиал

урока русского языка

Учитель начальных классов

Толкачева Валентина Сергеевна

Тема урока. Мягкий знак – показатель мягкости. Письмо слов с мягким знаком.

Цель урока: создать условия для развития мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы; формировать навыки правильного написания ь и слов с ним; помочь осознать роль мягкого знака на письме.

Планируемые результаты (предметные): овладевают навыками грамотного письма, грамотно оформляют предложения на письме; различают слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Личностные результаты: проявляют интерес к изучению русского языка, проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

УУД (метапредметные)

Регулятивные: удерживать учебную задачу, организовывать свои действия, выполнять самоконтроль.

Коммуникативные: владеть диалогической формой речи, аргументировать свою позицию, выполнять правила работы в паре.
Материально – техническое обеспечение: компьютер, звуковая запись, рефлексивная карта, карточки, картинки.

Мотивация к учебной деятельности.
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.

Релаксация. Звучит спокойная музыка.

- Дети, представьте, на ваших ладонях лежит маленькая звездочка Добра. Чувствуете, она согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией.

- Пожелаем друг другу успехов!

3. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня урок поможет вам подняться еще на одну ступеньку школьной грамотности.
- Зачем человеку нужно быть грамотным?
- И этому нас научит буква, которую принес Незнайка. А какая? Догадайтесь сами, отгадав загадку.
- Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
- Может только показать,
Как согласную читать. (Буква ь)
Работа по таблице.
- Что общего у этих букв?

Гимнастика для глаз.
3). Работа в парах.
Задания на карточках.
- Вставьте нужные по смыслу слова.

Цель урока: это формирование представлений о мягком знаке и знакомство с правописанием слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными.

Познавательные:

  • Формирование навыков соотносить количество звуков и букв, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком.
  • Подбирать примеры слов с мягким знаком.

Развивающие:

  • Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
  • Развитие аналитического мышления.
  • Развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре.
  • Аккуратность.

Урок посвящен работе с мягким знаком и правописанию слов с мягким знаком на конце и в середине слова. В ходе урока учащиеся узнают алгоритм нахождения в тексте слов с ь и их записи.

Учащиеся смогут объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах, а также подбирать примеры слов с мягким знаком (ь) и переносить, слова с мягким знаком.

На уроке ты:

1. Узнаешь, что такое мягкий знак.

2.Научишья соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах, обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным.

3.Сможешь самостоятельно подбирать примеры слов с мягким знаком (ь) и переносить, слова с мягким знаком.

Основные термины и понятия:

  1. Мягкий знак – показатель мягкости. На письме обозначаем так: Ь
  2. Буква – то, что мы пишем.
  3. Звук – то, что мы слышим.

Основная и дополнительная литература:

* Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

Задания тренировочного модуля:

А. 4 буквы и 4 звука.

Б. 3 буквы и 4 звука.

В. 4 буквы и 3 звука.
Г. 3 буквы и 3 звука.

Распредели в таблицу хорошие и плохие качества человека. Выпиши только те качеств а, в названиях которых есть мягкий знак.

Хорошие качества человека

Плохие качества человека

Скромность, доброта, дружелюбие, грубость, вежливость, жадность, скромность, трусость.

Соедини слова с правильным количеством звуков и букв в них.

Коньки 4 буквы 3 звука

6 букв 5 звуков 5 букв 4 звука

4 буквы 3 звука 8 букв 7 звуков

Гусь Олень Портфель

Стр. 91 упр. 10 из учебника Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Разгадай кроссворд. Какие буквы нао вписать в клеточки, чтобы получились названия зверей, рыб и птиц? Запиши только четыре слова из кроссворда.



Вниматедльно изучи все слова. Выпиши только те слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Читайте также: