Мы изучаем взаимодействие общества и природы презентация 10 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

В работе представлена история взаимодействия общества и природы. Приведены состояния природной среды. Даны необходимые определения и термины.

Похожие презентации

Презентация на тему: " Методическая разработка по географии (10 класс) по теме: Взаимодействие общества и природы" — Транскрипт:

1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ 10 класс

4 Географическая оболочка - сфера взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

5 Географическая среда это та часть природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

6 Состояние природной среды естественное не измененное хозяйственной деятельностью человека равновесное естественное восстановление опережает антропогенные воздействия кризисное скорость восстановления ниже критическое начало деградации экономических систем катастрофическое трудно обратимый процесс деградации коллапса необратимая деградация

7 Ландшафт - это конкретный участок земной поверхности, ограниченный природными рубежами Природный ландшафт - это ландшафт, сформировавшийся только под влиянием природных факторов, не испытавший влияния человека. Антропогенный ландшафт - это ландшафт, измененный в результате хозяйственной деятельности человека.

8 Основные типы взаимодействия общества и природы Присваивающий, когда слабо развитое общество берет у природы главным образом готовые к употреблению Переход от присваивающей экономики к производящей (развитие земледелия, скотоводства, ремесел) Индустриальный – переход к массовому производству

9 Этапы влияния общества на географическую среду 1 Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к природе, а не видоизменял ее Около 30 тыс. лет назад

10 2 С/х революция - переход основной части человечества от охоты и рыболовства к земледелию 6-8 тыс. лет назад Этапы влияния общества на географическую среду

11 3 Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов Средние века Этапы влияния общества на географическую среду

12 4 Промышленная революция - быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду 300 лет назад Этапы влияния общества на географическую среду

14 - это совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды. природопользование рациональное нерациональное Природопользование

15 Пути освоения планеты Экстенсивный вовлечение в хозяйство новых территорий и дешевых природных ресурсов Интенсивный более полная переработка сырья, повторное использование использованных отходов производств и потребления, при­ менение малоотходной технологии.

- Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах.

- Формировать экологическое мышление учащихся.

Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.

Тип урока: урок-лекция.

I. Организационный момент

II. Подведение итогов предыдущего урока

III. Изучение новой темы

1. Этапы взаимодействия общества и природы.

2. Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.

3. Природопользование рациональное и нерациональное.

В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсообеспеченность, загрязнение окружающей среды.)

Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.

Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.

Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?

Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.

Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.

Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.

В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.

Состояние природной среды оценивается как:

б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.

в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.

г) критическое состояние - начинается деградация природного комплекса.

д) катастрофическое состояние природной среды — это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.

е) состояние коллапса — природная среда необратимо деградирована.

Вопрос: Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?

В результате возникли две проблемы: 1) рационального использования природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.

Страны, имеющие большие площади - Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.

При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Преувеличение роли географической среды - географический детерминизм. Недооценка роли географической среды — географический нигилизм.

Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н.Н.Баранскому, это географический нигилизм).

Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?

Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием.

Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:

1) рациональное использование природных ресурсов;

3) организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;

4) контроль общества.

Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:

1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;

За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.

Вопрос: Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?

Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.

IV. Закрепление изученного материала

2) В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?

3) Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?

5) Приведите пример рационального природопользования.

6) Приведите пример нерационального природопользования.

7) Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?

8) Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?

V. Домашнее задание

1. Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).

2. Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).

3. Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цель: сформировать у учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах.

План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.



Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода.


Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний.


Конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Воздействие человека на природу"
Урок по географии 7 класс на тему "Взаимодействие океана с атмосферой и сушей"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Технологии урока. ИКТ (презентация), проблемное обучение (проблема в начале урока)Цели урока: Рассмотреть особенности взаимодействия океа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

География 10 класс Взаимодействие общества и природы

Описание презентации по отдельным слайдам:

География 10 класс Взаимодействие общества и природы

География
10 класс

Взаимодействие
общества и природы

1. Понятие о географической среде Что же собой представляет географическая ср.

1. Понятие о географической среде

Что же собой представляет географическая среда?
Сравните свой ответ с ответом в учебнике

Географическая среда – это часть земной природы, с которой непосредственно взаимодействует человеческое общество на данном этапе исторического развития.

Задание 1. Прочитать пункт 1, стр.30. Ответить на вопросы: 1. В результате че.

Задание 2. Найдите информацию в учебнике на стр.30 и предложите определения.

Задание 2. Найдите информацию в учебнике на стр.30 и предложите определения данных понятий и ответьте на вопросы

Географическая среда – часть окружающей среды, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.
Окружающая среда - это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества.

Географическая среда является средой обитания человека, источ­ником ресурсов.

Географическая среда является средой обитания человека, источ­ником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его оби­тания.

Географическая среда возникла в результате длительной эволюции гео­графическо.

Географическая среда возникла в результате длительной эволюции гео­графической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельнос­ти. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, до­роги, пруды, карьеры, сады и т.д.

Одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов.

ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя гр.

ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды (запись в тетрадь)

Состояние природной среды бывает: а) естественное — не измененное дея.

Состояние природной среды бывает:
а) естественное — не измененное деятельностью человека,
б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие,
в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже

г) критическое состояние - начинается деградация природного комплекса. д) кат.

г) критическое состояние - начинается деградация природного комплекса.
д) катастрофическое состояние - это процесс дег­радации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса — природная среда . . . необратимо деградирована.

Задание: работа с учебником, стр.30. Вопрос: какие ошибки допускаются при оце.

Задание: работа с учебником, стр.30.
Вопрос: какие ошибки допускаются при оценке роли географической среды в жизни общества?

Вопрос: Почему же возникают критические, катастрофические состоя­ния окружающ.

Вопрос: Почему же возникают критические, катастрофические состоя­ния окружающей среды?
Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы.

Причиной постоянно усиливающегося давления на при­роду является развитие пром.

Причиной постоянно усиливающегося давления на при­роду является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также рез­кий рост численности населения в странах мира.

Вывод: Так возникли две взаимосвязанные проблемы: 1) рационального использов.

Вывод: Так возникли две взаимосвязанные проблемы:
1) рационального использова­ния природных ресурсов;
2) охраны окружающей среды от загрязнения.

Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют при­родопользованием

ПриродопользованиеРациональноеНерациональное

Рациональное природопользование предполагает уп­равляемое взаимодействие с пр.

3) организацию широкого международного сотрудничества в деле ох­раны окружаю.

3) организацию широкого международного сотрудничества в деле ох­раны окружающей среды;
4) контроль общества.

Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенчес­кого (потребите.

Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенчес­кого (потребительского) отношения человека к природе, стремления вы­жать из нее как можно больше материальных благ.

Результатом потреби­тельского отношения к природе является: 1) хищническое п.

В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходи.

В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.

Вопрос: Каков же верный путь освоения ресурсов планеты? Два пути освоения рес.

Вопрос: Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?

Два пути освоения ресурсов Земли:
1) Экстенсивный путь
2) Интенсивный путь

1) Экстенсивный путь предполагает освоение новых террито­рий для получения пр.

1) Экстенсивный путь предполагает освоение новых террито­рий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка зе­мель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.).

2) Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное ис.

2) Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование ма­лоотходных технологий.

Закрепление изученного материала

Домашнее задание:Тема 2 §1,стр.30-31, вопрос 1 стр.56

Домашнее задание:
Тема 2 §1,стр.30-31,
вопрос 1 стр.56

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 339 материалов в базе

Материал подходит для УМК

1. Мы изучаем взаимодействие общества и природы

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.01.2021 2375
  • PPTX 25.6 мбайт
  • 552 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Олейник Екатерина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Взаимодействие природы и общества10 класс Халилова Елена СабитовнаМОУ «Куединска

№ слайда 1

История развития человеческого общества – это история взаимодействия с природой

№ слайда 2

История развития человеческого общества – это история взаимодействия с природой

Географическая среда- это часть земной природы, с которой человеческое общество

№ слайда 3

Географическая среда- это часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития

Географическая среда: необходимое условие жизни и деятельности обществасреда оби

№ слайда 4

Географическая среда: необходимое условие жизни и деятельности обществасреда обитанияисточник ресурсоввлияет на духовный мир, здоровье и настроение людей

Окружающая среда - вся среда обитания и производственная деятельность человеческ

№ слайда 6

Окружающая среда - вся среда обитания и производственная деятельность человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду

Проникновение человека в недоступные ранее районы Аридные области (пустыня Сахар

№ слайда 9

Проникновение человека в недоступные ранее районы Аридные области (пустыня Сахара, Гоби,Аравийского п-ва и Австралии)Околополярные территории (север России, Канадский Арктический архипелаг, Аляска)АнтарктидаВысокогорные территории (север Индии, запад Китая)Влажные экваториальные леса

Антропогенные ландшафты (60% земной суши) ГородскиеСельскохозяйственныеГорнопром

№ слайда 10

Антропогенные ландшафты (60% земной суши) ГородскиеСельскохозяйственныеГорнопромышленныеТранспортныеЛесохозяйственныеРекреационные

Антропогенные ландшафты - 60% Земли В России 50-60% нетронутых земель (1место)Ка

№ слайда 11

Антропогенные ландшафты - 60% Земли В России 50-60% нетронутых земель (1место)КанадаАвстралияКитайБразилия

Каким видам ландшафта относятся?

№ слайда 12

Каким видам ландшафта относятся?


№ слайда 13


№ слайда 14


№ слайда 15

Почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическу

№ слайда 16

Почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему?

Какие виды антропогенных ландшафтов позволяют говорить о положительных результат

№ слайда 17

Какие виды антропогенных ландшафтов позволяют говорить о положительных результатах воздействия человека на природную среду?

ЛесопаркиНациональные паркиЗаповедники

№ слайда 18

Читайте также: