Музыкальный образ и музыкальная драматургия 7 класс презентация и конспект

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

На протяжении всех лет обучения, когда мы исполняли или слушали музыкальные произведения, мы фактически уже знакомились с музыкальными образами. Музыкальным образом называются те творческие замыслы, то жизненное содержание, которое создаёт композитор, пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка.

Наведи курсор мышки на окно с картинкой. Прослушай отрывок из музыкального произведения. Определи его название, композитора, какой музыкальный образ он передаёт. Проверь себя по выплывающей справке.

Наведи курсор мышки на окно с картинкой. Прослушай отрывок из музыкального произведения. Определи его название, композитора, какой музыкальный образ он передаёт. Проверь себя по выплывающей справке.

Наведи курсор мышки на окно с картинкой. Прослушай отрывок из музыкального произведения. Определи его название, композитора, какой музыкальный образ он передаёт . Проверь себя по выплывающей справке.

Образ тишины и покоя

Наведи курсор мышки на окно с картинкой. Прослушай отрывок из музыкального произведения. Определи его название, композитора, какой музыкальный образ он передаёт. Проверь себя по выплывающей справке.

Наведи курсор мышки на окно с картинкой. Прослушай отрывок из музыкального произведения. Определи его название, композитора, какой музыкальный образ он передаёт. Проверь себя по выплывающей справке.

Наведи курсор мышки на окно с картинкой. Прослушай отрывок из музыкального произведения. Определи его название, композитора, какой музыкальный образ он передаёт. Проверь себя по выплывающей справке.

Наведи курсор мышки на окно с картинкой. Прослушай отрывок из музыкального произведения. Определи его название, композитора, какой музыкальный образ он передаёт. Проверь себя по выплывающей справке.

Наведи курсор мышки на окно с картинкой. Прослушай отрывок из музыкального произведения. Определи его название, композитора, какой музыкальный образ он передаёт. Проверь себя по выплывающей справке.

Образ тишины и покоя

Наведи курсор мышки на окно с картинкой. Прослушай отрывок из музыкального произведения. Определи его название, композитора, какой музыкальный образ он передаёт. Проверь себя по выплывающей справке.

Образ воспоминания о ВО войне

Наведи курсор мышки на окно с картинкой. Прослушай отрывок из музыкального произведения. Определи его название, композитора, какой музыкальный образ он передаёт. Проверь себя по выплывающей справке.

Наведи курсор мышки на окно с картинкой. Прослушай отрывок из музыкального произведения. Определи его название, композитора, какой музыкальный образ он передаёт. Проверь себя по выплывающей справке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План урока музыки по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

7 класс III ЧЕТВЕРТЬ Урок 2

Тема: Музыкальная драматургия- развитие музыки.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок- лекция).

Задача: Актуализировать жизненно- музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой музыки; закрепить понимание учащимися таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Цели: развитие интереса к музыке классической и современной; воспитание осознанного восприятия музыкальных произведений.

I . Организационный момент.

II .Работа по теме урока.

Термин Музыкальная драматургия в полной мере относится к балету, опере, оперетте, мюзиклу, оратории, музыкальному кинофильму. Музыкальная драматургия связана с раскрытием музыкальных образов и раскрывает музыкальную характеристику инструментально- симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в особенности построения, развития, сопоставления по принципу сходства или различия- в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Главное в музыке, так же как и в жизни, - развитие. Подобно тому как год от года меняется внутренний мир человека (не говоря уже о внешности), так же меняется внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

Одним из самых распространённых способов развития музыки является повторение, или повтор. В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчёркивают сказанное, придают ему новые оттенки. Так построены народные песни. Медленные, мягкие интонации колыбельной, имитируя покачивание, успокаивают, убаюкивают. Подвижные, кружащие интонации хороводной песни передают движение хоровода. Повторяющаяся куплет за куплетом мелодия протяжной лирической песни выражает глубину мысли, чувства, переживания, становится всё более развёрнутой, распетой.

Но бывает, что назойливые повторы можно сравнить со спором людей, которые постоянно приводят один и тот же аргумент. Тот, кто умеет всегда спорить, всегда развивает свои суждения, находя всё новые и новые доводы.

(выявление особенностей строения мелодии, развития)

Для создания убедительных образов в инструментально- симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и изменённое- варьирование (изменение). Это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно- танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и в симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.

Слушание: П.Чайковский-Финал Симфонии №4

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные её фразы, интонации, называются разработкой. Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.

Секвенция (следование)- перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Этот способ создаёт ощущение движения. Вряд ли найдётся музыкальное произведение, в котором не была бы применена секвенция.

Имитация (подражание)- повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. Имитация часто используется в народном хоровом музицировании и является основным приёмом развития музыкальной мысли в различных формах полифонии, таких, как канон и фуга.

Работа над точным интонированием, паузами, ритмическим рисунком, дыханием, текстом, фразировкой.

IV .Итог урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:




Темп Тембр Ритм Лад Регистр Динамика Мелодия

Темп Тембр Ритм Лад Регистр Динамика Мелодия

Назови композиторов. Вольфганг Амадей Моцарт Франц Шуберт Иоганн Себастьян Ба.

Назови композиторов. Вольфганг Амадей Моцарт Франц Шуберт Иоганн Себастьян Бах Людвиг ван Бетховен Д. Гершвин Ж. Бизе Э. Уэббер С. Рахманинов


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Характер музыки, в котором обобщенно передаются переживания человека: страдан.

Характер музыки, в котором обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест… ОТВЕТ: 1

ОТВЕТ: Камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровож.

ОТВЕТ: Камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением лирического характера? 2

ОТВЕТ: Род вокальной музыки, основанной на стремлении приблизиться к естестве.

ОТВЕТ: Род вокальной музыки, основанной на стремлении приблизиться к естественной речи? 3

ОТВЕТ: Кого из русских композиторов называют основоположником русской классич.

ОТВЕТ: Кого из русских композиторов называют основоположником русской классической музыки? 4

ОТВЕТ: Основа драматургического развития любого музыкального произведения? 5

ОТВЕТ: Основа драматургического развития любого музыкального произведения? 5

ОТВЕТ: Как фамилия крестьянина, чей подвиг лег в основу оперы М. И. Глинки? 7

ОТВЕТ: Как фамилия крестьянина, чей подвиг лег в основу оперы М. И. Глинки? 7

ОТВЕТ: Русский ученый-химик, прославившийся также как выдающийся композитор? 9

ОТВЕТ: Русский ученый-химик, прославившийся также как выдающийся композитор? 9

ОТВЕТ: Имя русского князя, военный поход которого лег в основу оперы А. П. Бо.

ОТВЕТ: Имя русского князя, военный поход которого лег в основу оперы А. П. Бородина? 10

ОТВЕТ: Кочевой народ, самобытность которого воспета в хоре «Улетай на крыльях.

ОТВЕТ: Полный текст оперы или балета? 12

ОТВЕТ: Полный текст оперы или балета? 12

ОТВЕТ: Как звали главную героиню балета Б. И. Тищенко, воплотившую в себе обр.

ОТВЕТ: Как звали главную героиню балета Б. И. Тищенко, воплотившую в себе образ Родины- Матери, святой веры, самоотверженности? 13

ОТВЕТ: Музыкально-сценическое произведение, в переводе с итальянского означае.

ОТВЕТ: Сольный номер в опере? 16

ОТВЕТ: Сольный номер в опере? 16







Музыкальная драматургия – развитие музыки

Музыкальная драматургия – развитие музыки

О музыкальной драматургии говорят, как правило, применительно к музыкально-сц.

О музыкальной драматургии говорят, как правило, применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории и т.д. Однако, термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ, связанный с раскрытием музыкальных образов, используют и для характеристики инструментально – симфонической музыки.

Музыкальная драматургия – наблюдение за развитием одного или нескольких образ.

Музыкальная драматургия – наблюдение за развитием одного или нескольких образов в одном произведении. Главное в музыке, так же как и в жизни, - развитие. Подобно тому как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала. Музыкальные формы: одночастная двух частная трёх частная повтор контраст

Повторение (повтор) – ощущается развитие образного строя произведения, придаю.

Повторение (повтор) – ощущается развитие образного строя произведения, придаются новые оттенки. (народные песни)

Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли люли, стояла, Люли люли.

Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли люли, стояла, Люли люли, стояла. Некому берёзу заломати, Некому кудряву заломати. Люли люли, заломати. Люли люли, заломати.

Варьирование – древнейший способ развития музыки, встречается в народных песе.

Варьирование – древнейший способ развития музыки, встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Широко применяется в симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.

Вариации (от лат. variatio — изменение), музыкальная форма, основанная на вид.

Вариации (от лат. variatio — изменение), музыкальная форма, основанная на видоизменениях темы. Вариационное развитие встречается в народных песенно-танцевальных жанрах.

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаю.

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ. В РАЗРАБОТКЕ находят применение такие способы развития, как СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ.

Секвенция (от лат.seguential –следование) Секвенция – перемещение мотива, пов.

Секвенция

Имитация

КОНТРАСТ – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контраст.

КОНТРАСТ – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.

Контрасты в музыке: МЕЛОДИЯ – подъём, спад; РИТМ – двудольный, трёхдольный; Л.

Контрасты в музыке: МЕЛОДИЯ – подъём, спад; РИТМ – двудольный, трёхдольный; ЛАД – мажор, минор, ТЕМП – быстры1й, медленный; РЕГИСТР – высокий, низкий, ДИНАМИКА – громко, тихо; ФАКТУРА – гармония, полифония, ЗВУКОВЕДЕНИЕ – легато, стаккато

Контраст Бетховен Соната №8 ч.1

Контраст Бетховен Соната №8 ч.1

Музыкальная драматургия – развитие музыки

Музыкальная драматургия – развитие музыки



  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 471 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.10.2017 21508
  • PPTX 22.7 мбайт
  • 2231 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Насонова Людмила Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оборудование: ф-но, проигрыватель, магнитофон, компьютер, мультимедийная установка, презентация.

Музыкальный материал: В. Мурадели песня "Бухенвальдский набат", О.Тактакишвили оратория "По следам Шота Руставели".

На доске эпиграф к уроку

"Поэт, ты пережил века, и песне положил начало" С.Михалков

II. Приветствие, распевание.

III. Тема нашего урока: "Музыкальная драматургия".

Вопрос учителя - Как вы понимаете эту тему?

Мне кажется, что слово драматургия произошло от слова "Драма". А "музыкальная драматургия" -это значит драматические события выраженные в музыке, с передачей сопутствующих этим событиям чувств : переживания, тоски, боли, утраты, отчаяния:

Вопрос учителя -Какие жизненные события мы можем отнести к драматическим?

Война, потеря близкого человека, разлука, террористические акты, катастрофы. Вопрос учителя - Какую песню мы разучивали на прошлом уроке, как она называется?

Вопрос учителя О чём эта песня? "Бухенвальдский набат".Это песня об ужасах войны, о фашизме, о лагерях смерти и их узниках, безвинно замученных.

Вопрос учителя А что вы знаете о лагерях смерти?

В Германии и аккупированных ею территориях было создано фашистами много концлагерей, в которых проводились страшные опыты на взрослых и детях, многие в этих лагерях погибли от голода, инфекционных болезней и холода. Фашисты даже не тратили на узников патроны. Людей живыми сжигали в крематориях.

Вопрос учителя -Кто авторы этой песни? Расскажите историю создания этой песни.

Эту песню написали поэт Александр Соболев и композитор Вано Мурадели.

"Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся,
строятся
в шеренгу к ряду ряд. "

А затем поэт послал эти стихи композитору Вано Мурадели.

Уже через два дня Вано Ильич позвонил Соболеву по телефону и сказал: "Пишу музыку и плачу. Какие стихи!": Так появилась песня.(Слушан

Вопрос учителя -Почему плакал Вано Мурадели?

Очень драматичные стихи. Музыка и стихи задевали за живое, за струны человеческой души.

Вопрос учителя -Как в музыке композитор передал драматизм содержания?

Музыка по характеру получилась гневная, суровая.

В начале мы слышим звучание колокола. Затем речитативного характера мелодия "Люди мира на минуту, встаньте":

Своеобразный ритмический рисунок, упругий, пружинистый ритм. Монотонность, пения на одной ноте с усилением динамики "Звон плывёт, плывёт над всей землёю и гудит взволнованно эфир"- придают песне драматизм. Песня звучит как клятва. в ней выражен протест народов против войны, против оружия массового уничтожения. Фразы звучат как возгласы, как обращение, как протест.

Давайте исполним эту песню.

Вы думаете павшие молчат?
Конечно, да - вы скажете.
Неверно!
Они кричат,
Пока ещё стучат сердца живых
И осязают нервы:

IV. Исполнение песни "Бухенвальдский набат" В.Мурадели

-I куплет (исполнение)

Помните, через года, через века:
О тех кто уже не придёт никогда, -
Заклинаю, -
Пожалуйста, помните!

- II куплет (исполнение)

На фоне проигрыша звучат стихи
Вечная слава героям!
:Но зачем она им, эта слава, -
Мёртвым?
Для чего она им, эта слава, -
Павшим?
Это нужно - не мёртвым!
Это надо - живым! -

Пожалуй песня "Бухенвальдский набат" является самой драматической песней написанной в послевоенные годы. Это песня - плакат. Песня - призыв. Песня - гимн, клячтва погибшим в застенках концлагерей.

Песню написал грузинский композитор, который вложил в неё своё отношение: протест против ужасов войны.

Постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: "Мурадели. "Бухенвальдский набат"

Вопрос учителя -А какое драматическое событие произошло совсем надавно в жизни грузинского народа на Родине Вано Мурадели?

Война в южной Юсетии. Город Цхинвал был стёрт с лица земли.

V. В Германии -фашизм, в Грузии горстка агрессоров, которые приносят людям страдания, смерть близких, боль, разрушения. Весь мир протестует против этого. Могут ли эти люди вычеркнуть из памяти народной имена великих людей этих стран, которые на этой земле создавали гуманистические, светлолюбивые произведения искусства. Ведь грузинская земля кроме Вано Мурадели, дала миру Шота Руставели

Вопрос учителя -Кто такой Шота Руставели?

Грузинский поэт, жил на рубеже XII-XIII веков.

В Грузии "золотой век" На престоле прославленная своим умом и красотой царица Тамар.

Её государство едино и могущественно. Это было время политической мощи Грузии и расцвета лирической поэзии при пышном дворе молодой царицы..

По преданию Ш.Руставели выходец из южного уголка Грузии. Биографические сведения о нём скудны и легендарны..Его имя Шота, сокращённое из Ашота. Прозвание "Руставели" поэт получил по месту своего рождения в с. Рустави.

Получил образование в академии Грузии, затем продолжил занятия в Греции в Афинах. Владел арабски3, греческим, персидским языками.

Для своего времени был глубоко образованным человеком. Знакомый с поэмами Гомера и философией Платона, богословием, персидской и арабской литературой, он впитал в себя все лучшие традиции предшествовавшей и современной ему грузинской культуры, в совершенстве овладел всеми достижениями философской и литературной мысли Сегодня научно доказано, что Шота Руставели был министром финансов при дворе царицы Тамар ( 1184-1213 г.г.)

(сохранилась его подпись на одном из актов, относящемся к 1190 году).

Чем же прославился этот поэт? Безнадёжно влюблённый в свою повелительницу, Шота Руставели пишет поэмой "Витязь в тигровой шкуре." и посвящает её именно ей.

Давно установлено, что в поэме Руставели изображает жизнь грузинского народа. Учёные с полной убедительностью доказали, что события и действующие лица лишь завуалированы под вымышленными именами и сюжетами. Например, поэма начинается сказанием о том, что царь Аравии, не имевший сына наследника, возвёл на престол единственную дочь, прославленную умом и красотой Тинатину. Такое событие произошло в Грузи В XII веке. Царь Георгий III, обеспокоенный, что у него нет сына наследника ещё при жизни сделал царицей свою единственную дочь Тамару. И таких совпадений в поэме очень много.

Итак, безнадёжно влюблённый в свою повелительницу Руставели всю страсть своей пылкой любви изливает на страницах своего произведения.

Вопрос учителя Так о чём же эта поэма?

Это поэма о любви.

Красной нитью проходит через всю поэму тема Любви. Шота Руставели считал, что любовь вершит с человеком чудеса.

Но ведь любить можно не только женщину. Любовь к родному отечеству, к Родине - это тоже любовь.

Ещё одна тема, которая занимает важное место в поэме - какая.

Это беззаветное служение своему Отечеству. Герои поэмы без всякого колебания готовы отдать свою жизнь за благо и счастье отечества, т.е. мы можем сказать, что это поэма о преданности человека Родине, своему народу. Герои поэмы презирают смерть, они твёрдо верят

"Лучше славная кончина, чем позорное житьё
Или
Лучше смерть, но смерть со славой
Чем позорное житьё."

Вопрос учителя Ещё какая немаловажная тема поднимается в поэме?

Тема равенства между мужчиной и женщиной.

"Дети льва равны друг другу,

Будь то львенок или львица" - говорит Руставели.

Вопрос учителя Так в чём же залог бессмертия поэмы?

Мы можем с уверенностью сказать, что залог бессмертия поэмы состоим в том, что в основе лежит идея освобождения человека от царства тьмы, рабства и угнетения. Руставели воспел идеи свободы и справедливости.

Вопрос учителя Какими словами Шота Руставели подчёркивает эту мысль?

Эту мысль он подчёркивает словами:

"Зло мгновенно в этом мире,
Неизбывна доброта".

Шота Руставели создал первое в средневековом мире глубоко гуманистическое произведение

Вопрос учителя Как вы думаете, как к этому произведению отнеслись тёмные реакционные силы?

Они злобно преследовали его, пытались уничтожить произведение. Тираж первого печатного издания поэмы был сожжен реакционным духовенством,

как противное христианскому смирению сочинение светского характера. Но, несмотря ни на что, "Витязь в тигровой шкуре" победоносно прошел через века. Народ бережно и любовно хранил великое поэтическое творение. За вечную вражду с церковными властями был изгнан из родной Грузии, Последние годы жизни провёл в "Крестовом Монастыре" кончил жизнь в келье монастыря "Святого креста" в Иерусалиме.

"Лучше славная кончина,
Чем позорное житьё!"

можно сказать словами Шота Руставели.

VI. Экспедиция в монастырь святого Креста в Иерусалиме.

Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок, расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима.

Но монастырские окна всегда оставались закрытыми,

а его единственные ворота никогда не впускали посетителей.

История основания и процветания этого монастыря в трудах греческого и грузинского монашества связана с Грецией и Грузией.

.Это очень древний монастырь, построен в IV веке нашей эры грузинами и служили там грузинские монахи.

Стены монастыря украшают росписи грузинских художников и надписи на грузинском языке. Но монастырь известен не столько своими древними стенами и уникальными фресками и иконами, сколько именем своего насельника, находившегося здесь в XII веке, поэта Шота Руставели. По преданиям он провел там последние годы жизни.

Стена и приблизительное место на стене экспедиции были известны, но портрета не было.

После тщательного изучения удалось обнаружить портрет Руставели, который, к счастью, оказался не стертым, не был поврежден и находился под толстым слоем темно-коричневой краски. Её очистили и копию привезли с собой на родину.

Это фреска, с изображением коленопреклонного человека в красном плаще и надпись на старогрузинском "Руставели".

О научной деятельности экспедиции поэт И.Абашидзе написал в книге "Палестинский дневник", которая вышла в 1967 году и цикле стихотворений "По следам Руставели".

А Грузинский композитор Отар Тактакишвили написал по этим стихам музыкальное произведение для хора в жанре Оратории

ОРАТОРИЯ, крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы.

Оратория.- воспевание, хвала легендарному поэту Грузии и рассказ о трагической его судьбе. Добавьте описание

VII. Мы сейчас с вами прослушаем фрагмент музыки, где автор попытался передать самый трагический момент жизни великого поэта, - последние дни, минуты жизни. Обратите внимание на вступление, характер, состав исполнителей.

(Слушание музыки фрагмнент из оратории О.тактакишвили "Сегодня умер Руставели..")

"В это утро ушел большой поэт,

Вечной мудрости он оставил след.." Драматизм прослеживается уже в стихах.

Слайд 39"Он не пил, не ел, лишь в окно смотрел: Там с последней надеждою, Видел он горы снежные,

Слайд 41 "Что же видел он, что искал в дали? Видел Грузию, видел край родной, видел Родину:" а какие слова ещё подчёркивают тоску по Родине? видел край родной:"

Вопрос учителя Как это выражено в музыке?

Трагическое звучание, низкий регистр, минор, скорбный характер, музыка, как эпическая повесть. Особенно трагична горестная реплика: Шота! Как будто весть облетела весь народ.

Вопрос учителя Кто исполняет ораторию?Во вступлении мы слышим орган, который как бы имитирует колокольный погребальный звон. Именно это звучание вводит нас в обстановку происходящих событий.

Я услышал(а) смешанный хор, был солист- бас, симфонический оркестр.

Почти всё произведение звучит в низком регистре у басов, в миноре, (темно), скорбный характер музыки, Мелодия распевная, похожая на народные, старинные песнопений.

В музыке несколько характеров: мы слышим, как великая мужественность поэта сплетается с бесконечной тоской его по Родине. Мне кажется не смерти он боится, а мучает его то, что умирает вдали от Родины: Вопрос учителя Сколько образов создал композитор?

Образ тоски по Родине и образ великой мужественности.

Вопрос учителя В чём заключается музыкальная драматургия этого произведения ?

Образ великой мужественности поэта переплетается с бесконечной тоской по Родине - Мы слышим музыку уверенную, гордую, крепкую, мужественную и в то же время, -лирическую, печальную, тоскливую тихую, страдальческую.

Вопрос учителя Ребята, а как вы можете объяснить эпиграф нашего урока?

Я хочу закончить сегодня наш урок словами Шота Руставели "Зло мгновенно в этом мире, Неизбывна доброта".

Читайте также: