Музыка в кино 1 класс музыка конспект урока
Обновлено: 21.07.2024
Итак, за роялем у экрана сидел музыкант-тапер, а если кинотеатр был побогаче, то целый оркестр! Музыканты работали без пауз, от первого кадра до последнего. Одни импровизировали, другие исполняли попурри из популярных мелодий, третьи следовали рекомендациям специальных альбомов-пособий. Один из последних таких альбомов был выпущен в 1932 году, когда звук уже родился, но великий немой еще не умер.
К началу 30-х годов в стране насчитывалось несколько тысяч кинотеатров – целая армия музыкантов!
Музыка немого кино была исключительно инструментальной. Отдельные эпизоды картины подсказывали характер музыки : картинам народного быта соответствовала русская песня, если на экране герой с героиней танцуют – можно сыграть модный тустеп, идут строем солдаты – тапер играет марш.
Словом, пианист должен быть точным синхронистом. В его распоряжении было две руки, разбитый рояль и ни секунды на творческие муки.
Каковы же наиболее распространенные типы музыкальных решений в кино? Основы звукового фильма часто составляют 1-2 музыкальных номера. На них может строится увертюра, финал, все некрупные эпизоды.
Другой тип музыкального решения – лейтмотив, когда тема кратка, лаконична, ее звучание занимает всего полминуты, и она является основной характеристикой героя.
Исполняются 3 романса
Музыка, написанная для экрана, может обрести и другую жизнь в виде самостоятельных композиций. Примеров можно привести множество, вот некоторые известные композиции:
В заключении хотелось бы сказать, что взаимодействие кино и музыки как двух видов искусств позволяет лучше соприкоснуться с прекрасным, приобщиться к хорошей музыке. Благодаря кино, зритель становится одновременно слушателем, приобщается к музыке. Музыка может ошеломить, удивить, обратить на себя внимание. И очень важно, когда зритель унесет с собой необыкновенные мелодии, незабываемые ритмы, еще долго звучащие в его сердце. Это композитору во много раз дороже: прекрасная музыка дарит нам кино, смотреть которое хочется много-много раз.
Список использованной литературы
1. Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма. - М., Искусство, 1987 г. – 158 с.
2. Корганов, Г. О, Фролов, И. Т. Кино и музыка. М., Искусство. - 1964 г. -208 с.
3. Крылатов Е. П. Я всегда иду от ритма Вып. 2. – с. 66-68
4. Морриконе Э. Я реалист. // Музыка в школе - вып. 2. – с. 72-74.
5. Петров А. А. Песня без слов. // Музыка в школе - вып. 2. – с. 34-50
6. Сигле А. Р. Композитор и кино. // Музыка в школе - вып. 2. – с. 61- 66.
Использованные музыкальные материалы и интернет-ресурсы
Прикреплённые файлы:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Харабалинского района
Конспект открытого занятия
Конспект разработан
педагогом 1 кв. категории
Цель: Способствовать формированию музыкальной культуры и музыкального вкуса посредством изучения связи музыкального искусства и кинематографа.
- Образовательные : сформировать у учащихся мотивацию к познавательной деятельности; научить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и кино; осознание роли музыки в киноискусстве.
- развивающие: развить интерес к кинематографу; расширить музыкальный кругозор.
- воспитывающие : воспитать эмоционально-ценностное отношение к киноискусству.
Оборудование: ТСО – компьютер, мультимедийный проектор; фортепиано.
Форма занятия: путешествие.
Тип занятия: комплексное применение знаний, умений и навыков.
Содержание занятия:
Ход занятия:
Мы уже говорили о зарождении кинематографа. Кто расскажет, как же начиналось киноискусство? (доклады детей)
Начало ХХ в. – это время появления нового вида искусства – кинематографа. В 1908г. была снята первая русская игровая картина “Стенька Разин и княжна”. В 30-40гг. появились к/ф, в которых актеры стали петь песни, танцевать. По стране стали открывать первые иллюзионы. Что означает термин “иллюзион” на Ваш взгляд ? Кинематография очень быстро развивалась и становилась популярным видом искусства в ХХв. В ХХI в. кино также остается востребованным искусством. А чем отличаются современные к/ф от самых первых к/ф? (Ответы детей). Как Вы уже отметили самые первые к/ф были без всякого звука, а кинопроектор работал очень шумно. Догадайтесь, что делал киномеханик, чтобы заглушить шум проектора и шум, который не специально, но все же создавали сами зрители? Только ли шум устраняла музыка или она выполняла ещё какие-то функции? (Ответы детей). Следовательно, обязательным ли элементом кино была музыка? (ответы детей) Вряд ли кто из вас сегодня может представить нашу жизнь без искусства кино.
А ведь подумать только, что кино появилось чуть больше ста лет назад. Признанными изобретателями кино являются французы- Огюст и Луи Люмьер.
-Как вы думаете, сколько по времени длился первый фильм?49с.
Так и хочется процитировать строчки из знаменитого стихотворения Юрия Левитанского-
Жизнь моя кинематограф
Черно- белое кино!
Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка.
-Как называли человека, играющего во время показа фильма? ( Ответы учеников)
Обычно в кинотеатре служил
ТАПЁР (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано .
Писались даже целые партитуры к фильмам для таперов.
Музыка, которую они играли, помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной.
Появились и первые кинозвезды.
-Самым популярным из них был?
Чарли Чаплин- первая кино звезда.(слайд 5)
Шло время, менялась жизнь и конечно же менялось кино. Оно обрело цвет и звук.
-Актуальна ли профессия тапера в наши дни? (ответы детей)
-Для чего режиссеры кино используют музыкальное оформление?(ответы детей)
Саундтре́к (англ. soundtrack, разг.) — звуковая дорожка. Музыкальное оформление кинофильма.
Киномузыка- это важное средство создания экранного образа.
иллюстрация событий,
внутренний мир персонажа,
создает образ исторической эпохи.
Назовите имена российских композиторов, связанных с кинематографом?( Ответы учащихся.)
Максим Дунаевский. Александр Зацепин, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов.
Фильмы, для которых эти композиторы написали музыку,- очень популярны и любимы зрителями. Песни и музыка звучат не только в самом фильме. Но и со сцены эстрады. Вы, наверно замечали, что знакомая музыка из к-фильма сразу у нас вызывает хорошие воспоминания о сюжете и героях любимой киноленты.
В наши дни используется ли музыка в к/ф? (Ответы детей).
Молодцы. А сейчас мы с вами совершим путешествие по детским фильмам.
Какие вы знаете детские фильмы?
Педагог : Правильно фильмов очень много их любят взрослые и дети. Мы все знаем песни, которые исполняют герои разных фильмов и с удовольствием подпеваем им. Без музыки редко получится удачный и популярный фильм. Во многих из них персонажи даже не говорят, за них всё рассказывает музыка. По тому, как она звучит, мы узнаём о настроении героев, об их мыслях. И сегодня я предлагаю попутешествовать по стране детских фильмов, а поможет нам в путешествии наш друг, а кто он вы узнаете отгадав загадку:
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Педагог: Правильно это Буратино.
Вы готовы? Ну что отправляемся в путешествие по стране фильмов.
Педагог : Ребята, а вы знаете из какого кинофильма этот герой?
Педагог : Правильно, а вы знаете сюжет фильма?
Советский ученый создает гениального робота. Это мальчик, который способен решать любые математические задачи, он пишет самые лучшие сочинения и отлично поет! А еще он — точная копия школьника Сережи Сыроежкина. Сообразительный мальчуган быстренько перекладывает все свои обязанности на электронного двойника. Тот делает за него домашние задания, ходит в школу и выполняет хозяйственные дела, которые Сыроежкину поручают родители… Так как Электроник хорошо поет, я предлагаю вам просмотреть фрагмент фильма, а кто знает слова можете подпевать.
Ребята поднимите руку, кто смотрел этот фильм?
Педагог : Дети какая песня по настроению?
Педагог: я хочу вам предложить ещё одну песню из этого кинофильма (Бьют часы.)- видеосюжет.
Педагог. Дети, вы любите, мультфильмы? Дети отвечают.
Я тоже их очень люблю.
Я приглашаю вас в путешествие в страну Мультляндию, в которой живут герои мультфильмов. (дети рассказывают о любимых мультфильмах и какая музыка в них звучит) – слушание .
3 Ребята вот и подошло наше путешествие по кинематографу к концу.
Ну, а теперь ребята, давайте выясним, что из сегодняшнего урока мы усвоили.
И так первый вопрос. Когда появились первые к/ф?
Часто ли звучит в к/ф музыка? (Ответы детей).
Можно ли по песни или мелодии вспомнить сюжет к/ф? (Ответы детей).
Что же дает музыка к/ф? (Ответы детей).
Цель: познакомить с историей кинематографа; систематизировать знания учащихся о роли музыки в кинофильмах.
Задачи: показать взаимосвязь музыки с содержанием кино; познакомить с известными композиторами и актёрами кино; познакомить с разной по своей функции музыкой к кинофильмам разных времен, начиная с немого кино; развивать умение ориентироваться в широком объеме информации, выделяя существенное и главное, используя на уроке новые информационные компьютерные технологии; учить осмысленному восприятию музыкальных произведений; воспитывать любовь к музыкальному искусству в процессе активного восприятия музыкальных произведений.
Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении ее со зрительным восприятием.
А Хачатурян (Слайд 1,2,3)
У: Ребята, я приглашаю вас в мир музыки
У: Ребята, как вы думаете, о чем эта музыка?
Что эта музыка рассказывает?
Где может звучат эта музыка? (ответы детей)
У: Сегодня мы будем говорить о музыке, которая написана для К/Ф и мультфильмах. Тема урока «Музыка в кинофильмах(Слайд 4)
А что мы можем узнать на уроке нового? Можем ли мы смотреть фильм, где не звучит музыка? А для чего музыка звучит в кинофильмах, мультфильмах? (ответы детей)
Цель нашего урока - какую роль играет музыка в кинофильмах.
У: Кино – искусство xx века. С самого своего рождения оно неразрывно связано с музыкой. Великим немым называли кино, когда оно еще не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка. Обычно в театре служил тапер, (пианист, который сопровождал игрой на ф-но показ фильма.) Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугала и удивлялась вместе с артистами на экране, как и они была нежной, грозной, грациозной, серьезной и смешной.
И вот герои заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия.
Почти вначале каждого фильма звучит музыка. На экране еще только название фильма, фамилии актеров и создателей, а музыка уже вводит нас в главное настроение. Время событий, которые должны произойти.
Назовите песни из ваших любимых фильмов и мультфильмов. (ответы детей)
Какую роль играет музыка в кинофильмах? (ответы детей)
Вывод У: Песня не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его, она создает настроение картины, насыщает ее красотой, звуковой многозвучностью. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым и интересным.
Слушание и анализ музыкальных произведений к кинофильмам.
Кони мчатся по буграм, топчут снег глубокий…
Вот, в сторонке божий храм виден одинокий.
Вдруг метелица кругом; снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом, вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль! кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль, воздымая гривы…
В.А.Жуковский (Слайд 6)
Если повесть начинается словами, настраивающими читателя на соответствующий лад душевного переживания, то и фильм должен начаться соответствующей музыкой. Какой? (выполняют на карточках, заполняя 2 колонку таблицы)
Читайте также: