Музыка украины урок музыки 4 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний.

- Формирование у учащихся конкретного представления об особенностях украинской музыки и культуры. Знакомство с украинским народным танцем ГОПАКОМ, а также украинским народным инструментом БАНДУРОЙ.

- Дать представление учащимся о государстве Украина.

- Познакомить с песенным, танцевальным и инструментальным творчеством Украины;

Развивающие:

- Развивать эмоциональную отзывчивость на народную музыку;

Воспитывающие:

- Воспитывать уважение и интерес к народным культурным традициям;

- Формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к творчеству другой страны;

Оборудование:

1. Организационный момент.

2. Основной этап, изучение нового материала.

- Ребята, кто знает, что такое Украина? (Дети отвечают)

- Откройте свои учебники на стр. 18, посмотрите на фото Святогорского Успенского монастыря. Расскажите, что вы видите? Это один из старейших православных монастырей. Очень красивое место, правда? В любви своему родному краю, признавались многие художники, писатели и поэты. Об этом стихотворение украинской поэтессы Леси Украинки. (слайд)

- Давайте вместе прочитаем отрывок из ее стихотворения (читаю).

Он не один ее любил-

Давно уж славили певцы

С восторгом Украину.

Ее перенимали смех,

Забавы, шутки, пляски,

Как дивные цветы, в венки

Ее сплетали сказки.

Тот полюбил в ней старину,

А тот мечту младую,

Он первый полюбил ее, как любят мать родную.

-Сегодня мы отправимся в путешествие по этой удивительной, похожей и не похожей на нашу, страну Украину. И познакомимся с песнями, танцами и музыкальными инструментами этого замечательного края. Ведь одна из характерных черт украинского народа – его музыкальность.

- Музыкальная культура Украины берет свое начало со времен Киевской Руси. На протяжении многих веков украинский народ создавал свою музыкальную культуру. В народной памяти сохранились

песни разных жанров: трудовые, плясовые, лирические. И в этих песнях запечатлены история, труд и быт, обряды и праздники украинского народа. Мелодии песен отличаются широтой и напевностью, многие из них имеют лирический характер.

- Отрывок из стихотворения М.Старицкого – словно продолжение этой картины. (читаю)

Ночка-то, ночка, луной озаренная!

Ну хоть иголки сбирай.

Милая, выйди, трудом истомленная,

В роще со мной погуляй.

Небо усыпано звездами, - господи.

Всюду такая краса!

Под тополями жемчужною россыпью

Дивно играет роса.

- Что вы видите на картинках?

- Сорочинцы – живописное украинское село с садами и огородами, густо усеянными подсолнухами, с красивой рекой, в которой, как в зеркале, отражается небо (таких очень много на Украине). Славится село веселой ярмаркой, где происходят самые невероятные чудеса.

- Султан послал запорожцам требование покориться ему, казаки ответили своим письмом не стесняясь в выражениях и насмехаясь над ним.

- Большинство народных песен и танцев, особенно веселых, шутливых, исполнялись под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Одни из самых любимых - КОБЗА и БАНДУРА (Слайд)

Бандура – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким грифом. Украинских народных певцов и музыкантов, сопровождающих пение игрой на бандуре, называют БАНДУРИСТАМИ.

- Искусство бандуристов известно с давних времен. Еще в средние века странствовали по Украине от села к селу, в сопровождении мальчиков-поводырей, слепые старцы – кобзари. (слайд) За плечами несли они кобзу или бандуру, игрой на которой и зарабатывали себе на хлеб насущный. Весть о том, что в село прибыл кобзарь, мигом облетала всех, и жители сходились, чтобы послушать старого мудреца.

- Какому старинному русскому народному инструменту родственна бандура? (гусли) Почему? (по конструкции и способу извлечения: деревянный корпус, струны, музыкант играет, щипая струны)

- Давайте посмотрим, как выглядит национальный костюм Украины (слайд)

- Чем он отличается от русского костюма?

- А кто знает, чем еще знаменита Украина? Может быть вы назовете какие-нибудь украинские блюда? (слайд)

- Теперь немного отдохнем, выполним ритмическое упражнение.

(Разучиваем и поем песню)

3. Итог урока:

- Давайте подведем итог. Сегодня на уроке мы познакомились с музыкальным творчеством украинского народа.

- Что вам особенно понравилось?

- Что нового для себя вы узнали?

- Появилось ли у вас желание поближе познакомиться с Украиной?

- А я хочу отметить ребят, которые активно работали на уроке (назвать).

- Урок окончен, спасибо и до свидания.

Список похожих конспектов

Музыка моего народа

Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников

Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников. Сычева Марина Николаевна. МБОУ «Средняя .

Музыка Италии и Испании

Музыка рисует картины природы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное. . учреждение «Средняя общеобразовательная школа. . с углубленным изучением отдельных предметов .

Музыка утра

Музыка объединяет людей

Тема :. Музыка объединяет людей. Цель:. Раскрытие преобразующей силы музыки и её влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей .

Музыка осени

Музыка в басне

Конспект урока музыки в 5 классе. Каспшаков Николай Александрович. учитель музыки высшей категории. . МБОУ СОШ № 5. Каневского района Краснодарского .

Музыка в баснях

Музыка – как средство воспитания детей

Музыка Американского континента. Джаз

Музыка

Импрессионизм в живописи и музыке. Музыка ближе всего к природе

Муниципальное образовательное учреждение. Средняя общеобразовательная школа №81. Г.Нижний Новгород. Методическая разработка урока музыки. .

Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов

Музыка в детстве закладывает жизненные навыки

Музыка в детстве закладывает жизненные навыки. . Легко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует .

Музыка народов мир

Музыка в народном стиле

Музыка в народном стиле. 2 класс. Цель:. углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле. .

Музыка осени

Музыка в нашей жизни

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_mb6d036c.jpg

Музыка Украины

Открытый урок музыки в 4классе

Подготовила и провела учитель музыки МОУ Детгородковская СОШ Погорелая Татьяна Ивановна.

Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний.

- Формирование у учащихся конкретного представления об особенностях украинской музыки и культуры. Знакомство с украинским народным танцем ГОПАКОМ , а также украинским народным инструментом БАНДУРОЙ .

- Дать представление учащимся о государстве Украина.

- Познакомить с песенным, танцевальным и инструментальным творчеством Украины;

Развивающие:

- Развивать эмоциональную отзывчивость на народную музыку;

Воспитывающие:

- Воспитывать уважение и интерес к народным культурным традициям;

- Формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к творчеству другой страны;

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

2. Принимать учебную задачу, поставленную учителем.

Познавательные

1. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.

2. Рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные

1. Отвечать на поставленные учителем вопросы;

2. Использовать в речи небольшие монологические высказывания.

Планируемые результаты:

1. Предметные

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира.

2. Личностные

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

3. Метапредметные

- понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда.

Оборудование:

Структура урока

1. Организационный момент.

2Презентация обзорная прогулка по Украине

3 Национальный костюм.

4. Национальные блюда.

6.Известные украинцы

7Особенности украинской музыки

8 О лучших украинских песнях

11Украинский народный инструмент бандура.

12. Великий композитор Украины Н. В. Лысенко (биография).

13. О жанре элегия.

15. Известные современные композиторы Украины.

18 Итог урока: Тесты по уроку

*С музыкой какого народа мы сегодня с вами познакомились?

*Какие музыкальные произведения вам понравились?

*Каких известных композиторов вы запомнили?

*Какая главная особенность музыки украинского народа?

*Что вам особенно понравилось?

*Что нового для себя вы узнали?

*Появилось ли у вас желание поближе познакомиться с Украиной?

*Домашнее задание: Собрать материал о музыке и культуре Украины.

1. Организационный момент.

2. Основной этап, изучение нового материала.

-Сегодня мы отправимся в путешествие по этой удивительной, похожей и не похожей на нашу, страну Украину. И познакомимся с песнями, танцами и музыкальными инструментами этого замечательного края.

Украина самая большая страна в Восточной Европе, граничащая со Славакией, Венгрией, Румынией, и Польшей на востоке,с Молдавией на юго-западе,с Беларуссией на северо-западе,с Россией на севере и востоке. Государство омывается двумя морями Азовским и Черным.Крупнейшая река Украины-Днепр,а вторая по величине река-Южный Буг.Столица Украины- город Киев.

1.Украина - это герб, флаг, гимн, калина, рушник, веночек, национальный костюм, украинская народная песня…

2.Традиционно считается, что голубая и жёлтые полосы на национальном флаге Украины означают безоблачное небо и жёлтую пшеницу в поле.

3. Известно, что на гербе изображён трезубец князя Владимира, который, крестил Русь. Он означает три стихии — небо, землю, воду. Герб является оберегом. Он - залог счастья, благополучия и процветания нации. (Слайд).

Природа Украины отличается большим разнообразием.Здесь встречаются удивительные фантастические комплексы.представленные обширными лесами,бескрайними степями,лугами, величественными горами и живописными водоемами.(Слайд-1.2.3.4.5.)Народ очень трудолюбив.Здесь выращивают пшеницу,кукурузу,подсолнечник, и другие важные культуры:виноград.,арбузы, дыни,.Удивительно красивые сады с фруктовыми деревьями, где растут абрикосы, черешня, персики, груши и другие фрукты. Развито скотоводство и по берегам реки рыболовство.(Слайд1.2.3.4.5.Люди там мягкие по характеру,так,как живут в приволье и красоте украинской природы.Украина богата своими народными умельцами.Они любят вышивать одежду, предметы быта, расписывают посуду игрушки.(Слайд1.2.3.4.5.)Украина- многонациональное государство. На ее территории проживают украинцы, русские, молдоване, крымские татары, евреи,цыгане, румыны, армяне,и другие народности.А знаете чем еще знаменита Украина? Самые распространенные украинские блюда- галушки, варенники, борщ.Для варенников в качестве начинки используют овощи. Ягоды, мясо, творог.(Слайд1.)Известные украинцы:(Шевченко Тарас1814-186)г.Поэт,писатель,художник.Остап Вишня(1889-1956)г.Украинский писатель юморист и сатирик.Леся Украинка-писательница, поэтесса, фольклористка.Франко Иван-поэт, писатель, ученый,Николай Гоголь-известный прозаик драматург.(Слайд).

Ведущий 1: Каждая нация, каждый народ имеют свои традиции и свой национальный костюм. Традиционный украинский национальный костюм – это яркие, красивые вышивки, цветы и ленты.

2.Основа мужского национального костюма – рубаха. Штаны (шаровары, портки). Мужские головные уборы: бриль и кучма .

- Музыкальная культура Украины берет свое начало со времен Киевской Руси. На протяжении многих веков украинский народ создавал свою музыкальную культуру. В народной памяти сохранились

- Отрывок из стихотворения М.Старицкого – словно продолжение этой картины. (читаю)

Ночка-то, ночка, луной озаренная!

Ну хоть иголки сбирай.

Милая, выйди, трудом истомленная,

В роще со мной погуляй.

Небо усыпано звездами, - господи.

Всюду такая краса!

Под тополями жемчужною россыпью

Дивно играет роса.

1. Какой характер песни ?

2.Какие чувства вызвала песня?

3. Какие музыкальные средства помогают нам понять красоту украинской песни?

*Какой рисунок вы выбрали бы для мелодии песни?

*В каком ладу написана песня?

*Регистр песни (средний)

*В каком темпе? (умеренный, медленный)

*А в каком ритме? (в ровном)

*Динамика (тихо и в пол голоса)

- Беседа по музыке

1. Какой характер танца ?

2.Какие чувства вызвал танец?

3 Какой инструмент солировал?

- Большинство народных песен и танцев, особенно веселых, шутливых, исполнялись под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Одни из самых любимых - КОБЗА и БАНДУРА (Слайд)

Бандура – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким грифом. Украинских народных певцов и музыкантов, сопровождающих пение игрой на бандуре, называют БАНДУРИСТАМИ.

- Искусство бандуристов известно с давних времен. Еще в средние века странствовали по Украине от села к селу, в сопровождении мальчиков-поводырей, слепые старцы – кобзари. (слайд) За плечами несли они кобзу или бандуру, игрой на которой и зарабатывали себе на хлеб насущный. Весть о том, что в село прибыл кобзарь, мигом облетала всех, и жители сходились, чтобы послушать старого мудреца.

Основоположник украинской национальной композиторской школы, Лысенко был крупнейшим знатоком народной песни и музыкально-общественным деятелем, хоровым дирижером и пианистом. Его музыкальное наследие включает оперы, кантаты, романсы, пьесы для фортепиано и других инструментов. Выдающееся дарование композитора наиболее полно проявилось в области оперы. Произведения Лысенко, сочетавшие традиции украинского народного театра и русской классики, послужили фундаментом украинского оперного искусства.

Николай Витальевич Лысенко родился 10(22) марта 1842 года в селе Гриньки Полтавской губернии. Здесь он провел детство и раннюю юность. Уже тогда возник интерес к народному творчеству, на протяжении всей своей жизни он собирал, изучал и обрабатывал его образцы. Композитору принадлежит свыше шестисот обработок народных песен.

В 1865 году Лысенко окончил Киевский университет, а в 1869 году — Лейпцигскую консерваторию. В 1874—1876 годах он занимался композицией в Петербургской консерватории под руководством Н. А. Римского-Корсакова .

Лысенко скончался в Киеве 24 октября (6 ноября) 1912 года.

(Разучиваем и поем песню)

3. Итог урока:

- Давайте подведем итог. Сегодня на уроке мы познакомились с музыкальным творчеством украинского народа.

- Что вам особенно понравилось?

- Что нового для себя вы узнали?

- Появилось ли у вас желание поближе познакомиться с Украиной?

- А я хочу отметить ребят, которые активно работали на уроке (назвать).

- Урок окончен, спасибо и до свидания.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

2. Принимать учебную задачу, поставленную учителем.

Познавательные

1. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.

2. Рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные

1. Отвечать на поставленные учителем вопросы;

2. Использовать в речи небольшие монологические высказывания.

Планируемые результаты:

1. Предметные

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира.

2. Личностные

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

3. Метапредметные

- понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда.

Оборудование:

1. Организационный момент.

hello_html_mb6d036c.jpg

Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний.

- Формирование у учащихся конкретного представления об особенностях украинской музыки и культуры. Знакомство с украинским народным танцем ГОПАКОМ , а также украинским народным инструментом БАНДУРОЙ .

- Дать представление учащимся о государстве Украина.

- Познакомить с песенным, танцевальным и инструментальным творчеством Украины;

Развивающие:

- Развивать эмоциональную отзывчивость на народную музыку;

Воспитывающие:

- Воспитывать уважение и интерес к народным культурным традициям;

- Формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к творчеству другой страны;

hello_html_mb6d036c.jpg

План – конспект урока по музыке в 4 классе

учителя музыки Ильюшкиной Дианы Владимировны

Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний.

- Формирование у учащихся конкретного представления об особенностях украинской музыки и культуры. Знакомство с украинским народным танцем ГОПАКОМ , а также украинским народным инструментом БАНДУРОЙ .

- Дать представление учащимся о государстве Украина.

- Познакомить с песенным, танцевальным и инструментальным творчеством Украины;

Развивающие:

- Развивать эмоциональную отзывчивость на народную музыку;

Воспитывающие:

- Воспитывать уважение и интерес к народным культурным традициям;

- Формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к творчеству другой страны;

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

2. Принимать учебную задачу, поставленную учителем.

Познавательные

1. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.

2. Рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные

1. Отвечать на поставленные учителем вопросы;

2. Использовать в речи небольшие монологические высказывания.

Планируемые результаты:

1. Предметные

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира.

2. Личностные

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

3. Метапредметные

- понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда.

Оборудование:

1. Организационный момент.

2. Основной этап, изучение нового материала.

- Ребята, кто знает, что такое Украина? ( Дети отвечают )

- Откройте свои учебники на стр. 18, посмотрите на фото Святогорского Успенского монастыря. Расскажите, что вы видите? Это один из старейших православных монастырей. Очень красивое место, правда? В любви своему родному краю, признавались многие художники, писатели и поэты. Об этом стихотворение украинской поэтессы Леси Украинки. (слайд)

- Давайте вместе прочитаем отрывок из ее стихотворения (читаю).

Он не один ее любил-

Давно уж славили певцы

С восторгом Украину.

Ее перенимали смех,

Забавы, шутки, пляски,

Как дивные цветы, в венки

Ее сплетали сказки.

Тот полюбил в ней старину,

А тот мечту младую,

Он первый полюбил ее, как любят мать родную.

-Сегодня мы отправимся в путешествие по этой удивительной, похожей и не похожей на нашу, страну Украину. И познакомимся с песнями, танцами и музыкальными инструментами этого замечательного края. Ведь одна из характерных черт украинского народа – его музыкальность.

- Музыкальная культура Украины берет свое начало со времен Киевской Руси. На протяжении многих веков украинский народ создавал свою музыкальную культуру. В народной памяти сохранились

песни разных жанров: трудовые, плясовые, лирические. И в этих песнях запечатлены история, труд и быт, обряды и праздники украинского народа. Мелодии песен отличаются широтой и напевностью, многие из них имеют лирический характер.

- Отрывок из стихотворения М.Старицкого – словно продолжение этой картины. (читаю)

Ночка-то, ночка, луной озаренная!

Ну хоть иголки сбирай.

Милая, выйди, трудом истомленная,

В роще со мной погуляй.

Небо усыпано звездами, - господи.

Всюду такая краса!

Под тополями жемчужною россыпью

Дивно играет роса.

- Что вы видите на картинках?

- Сорочинцы – живописное украинское село с садами и огородами, густо усеянными подсолнухами, с красивой рекой, в которой, как в зеркале, отражается небо (таких очень много на Украине). Славится село веселой ярмаркой, где происходят самые невероятные чудеса.

- Султан послал запорожцам требование покориться ему, казаки ответили своим письмом не стесняясь в выражениях и насмехаясь над ним.

- Большинство народных песен и танцев, особенно веселых, шутливых, исполнялись под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Одни из самых любимых - КОБЗА и БАНДУРА (Слайд)

Бандура – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким грифом. Украинских народных певцов и музыкантов, сопровождающих пение игрой на бандуре, называют БАНДУРИСТАМИ.

- Искусство бандуристов известно с давних времен. Еще в средние века странствовали по Украине от села к селу, в сопровождении мальчиков-поводырей, слепые старцы – кобзари. (слайд) За плечами несли они кобзу или бандуру, игрой на которой и зарабатывали себе на хлеб насущный. Весть о том, что в село прибыл кобзарь, мигом облетала всех, и жители сходились, чтобы послушать старого мудреца.

- Какому старинному русскому народному инструменту родственна бандура? (гусли) Почему? (по конструкции и способу извлечения: деревянный корпус, струны, музыкант играет, щипая струны)

- Давайте посмотрим, как выглядит национальный костюм Украины (слайд)

- Чем он отличается от русского костюма?

- А кто знает, чем еще знаменита Украина? Может быть вы назовете какие-нибудь украинские блюда? (слайд)

- Теперь немного отдохнем, выполним ритмическое упражнение.

(Разучиваем и поем песню)

3. Итог урока:

- Давайте подведем итог. Сегодня на уроке мы познакомились с музыкальным творчеством украинского народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

- формировать интерес к музыкальной культуре других народов, исследовать взаимодействие русской музыки с музыкой ближнего зарубежья;

- познакомить с музыкой украинского народа как частью их национальной культуры; через взаимодействие музыкальных культур (украинской и русской) вывести интонационное общее и частное;

- подвести школьников к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами;

- познакомить с понятиями: оркестр, солист; бандура;

- совершенствовать вокально-хоровые навыки;

- воспитывать музыкальный вкус, формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке.

Усачева. Музыка, 4 класс

Цели и задачи урока:

- формировать интерес к музыкальной культуре других народов, исследовать взаимодействие русской музыки с музыкой ближнего зарубежья;

- познакомить с музыкой украинского народа как частью их национальной культуры; через взаимодействие музыкальных культур (украинской и русской) вывести интонационное общее и частное;

- подвести школьников к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами;

- познакомить с понятиями: оркестр, солист; бандура;

- совершенствовать вокально-хоровые навыки;

- воспитывать музыкальный вкус, формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке.

Музыкальный материал:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент. Музыкальное приветствие

- Здравствуйте, ребята! (в разных интонационных вариантах)

- Здравствуйте, учитель!

Мотивация. Актуализация опорных знаний

- Прослушайте музыкальные фрагменты. Скажите, что за музыка прозвучала.

Дети называют.

- Что объединяет эти музыкальные произведения?

- Что такое тарантелла?

- Итальянский национальный танец.

- Какой национальный музыкальный инструмент в Италии задает ритм при исполнении тарантеллы?

- В чем отличие тарантеллы Прокофьева и звучания тарантеллы у Чайковского?

- Тарантелла Прокофьева исполняется на фортепиано, характер музыки более мягкий, динамика не очень громкая – mf и громкая – f. А у Чайковского музыку исполняет симфонический оркестр, динамика очень громкая, мощная.

- Как в музыке называется очень громкое звучание?

- Фортиссимо.

- А как называют исполнение музыки полным составом оркестра?

– Интерес, уважение и любовь к музыке других народов в музыке русских композиторов существовали всегда. Многие русские композиторы обращались в своих произведениях к народным мелодиям других стран. Назовите их имена.

- Чайковский, Мусоргский, Глинка, Рубинштейн, Аренский, Даргомыжский, Бородин, Танеев, Лядов, Глазунов, Кюи и мн. др.

- Давайте и мы выразим уважение и дружеское расположение к музыке разных стран одной общей песней о дружбе.

3. Постановка проблемы. Целеполагание

У разных народов существует музыка и народная, и композиторская. Музыка некоторых народов совсем не похожа на русскую музыку. А музыка других народов очень даже на нее похожа. И эти народы – народы ближнего зарубежья: украинцы, белорусы. Предположите, о чем у нас пойдет сегодня музыкальный разговор.

- Наверное, познакомимся с украинской, белорусской народной музыкой в обработке русских композиторов.

- Действительно, ближе всего к русской музыке - украинская и белорусская. Много общего и между языками этих народов. Но нужно всё проверять на собственном опыте.

Сегодня мы будем слушать и разучивать музыку украинского народа, размышлять о ней.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Украинская народная песня

- Прослушайте еще раз эту мелодию.

Учитель исполняет и аккомпанирует себе.

- Что общего между песней украинской и русскими песнями?

- Плавность, певучесть или напевность, раздольность, мягкость, песенность, лиричность, широта.

– Действительно, русские и украинские мелодии очень похожи, близки по интонации. Эти государства и находятся по соседству, и с древних времён дружили, общались, торговали. Русь изначально вообще была Киевская. Поэтому они так интонационно близки. Наиболее характерные черты украинских народных песен, также как и русских, - распевность, выразительность, мелодичность

Вийди, вийди, Iванку,

Заспiвай нам веснянку!

Зимували – не спiвали,

3) Разучивание песни. Исполнение

- Запомнили мелодию. Теперь распеваем русский текст веснянки:

1. Выйди, выйди, Иванку,

Спой, Иванку, веснянку!

Всю-то зиму лишь метели

За окошком пели.

Весна-красна, весна ясна,

Что, весна, ты нам принесла?

Принесла нам по цветочку –

Заплетали веночек вчора

С самого вечора.

А с утра – бежит вода,

Нет ни снега, ни льда.

4. Выйди, выйди, Иванку,

Спой, Иванку, веснянку!

Всю-то зиму лишь метели

За окошком пели.


Не знаю, где и как услышал это закликание весны Пётр Ильич Чайковский, но теперь эта украинская народная песня известна во всём мире, потому что интерес к этой украинской песне проявил и русский композитор Чайковский. Он взял её в основу последней части своего знаменитого Первого концерта для фортепиано с оркестром.

1) Прослушивание финала I концерта для фортепиано П.И. Чайковского финал с выполнением задания

- Музыку сопровождает симфонический оркестр.

2) Музыкальный анализ

Размышления детей.

Партия фортепиано называется сольной. А ее исполнителя называют солистом. То есть произведение написано для фортепиано в сопровождении оркестра.

Какой пример можете привести вы, вспоминая произведения, услышанные в 3-ем классе?

- I концерт Рахманинова – фортепиано с оркестром.

3. Углубление в тему

4. Музыкальное общение без границ

1) Прослушивание фрагмента

Украинская река Днепр является символом силы, необъятной шири, красоты - величаво несет он свои воды.

Любя, уважительно поют и говорят о нем люди: Днепр широкий, чуден при тихой погоде, ревёт и стонет в бурю. О нем сложено много песен.

Сегодня мы познакомимся с двумя картинами о Днепре-реке. Так можно сказать не только о живописном произведении, но и о музыкальном. Две песни дают возможность одновременно рассмотреть и почувствовать эту реку.

Первая – о сильном, разгневанном Днепре хмурой ненастной ночью.

Вторая – о Днепре, участнике и свидетеле битв на своих берегах в годы Великой Отечественной войны.

Первая сочинена на стихи великого украинского поэта-революционера Тараса Григорьевича Шевченко. Её мелодия долгое время считалась народной. Потом стало известно имя композитора, очень точно передавшего народный дух украинских напевов. Это белгородский учитель русского языка и латыни Даниил Яковлевич Крыжановский, получивший также и музыкальное образование. Но и сейчас, зная его имя, мы, всё-таки, называем сочинённую песню народной и относим её к лучшим образцам украинской певческой культуры.

- О чем эта песня?

- Каким представляется он вам?

- Широким, привольным, с медленными, величаво текущими водами; сильным, могучим.

- Что позволило представить вам Днепр таким, какие средства узыкальной выразительности?

- Темп – медленный, лад – минорный, ритм – ровный, регистр – высокий, звуковедение – связное (легато), динамика – тихо и вполголоса (mf, p).

Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч,

Над тобой летят журавли…

Послушайте ее и обратите внимание на звучание украинского народного инструмента бандуры (на слайде).

Задание: Поднять руку, когда слышится звук бандуры.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия

- Ита к, ребята, музыку какого народа вы услышали сегодня?

- Украинского.

- Раздольные поля, леса, широкие реки Украины, красивых девушек в венках и украинских нарядах, парней в вышитых рубахах, приволье и красоты украинской природы, мягкость характера украинского народа.

Выставление оценок.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

Осень 1941 года. Наши войска, несмотря на ожесточённое и героическое сопротивление, отступают под ударами превосходящих сил противника. Тревожны и неутешительны сводки с фронта. После многодневных упорных и тяжёлых боёв врагу удалось захватить столицу Украины – древний Киев. Поникли ивы на берегах седого Днепра, а сам он, суровый, порожистый, бурлил и клокотал от ярости и гнева…

«…Переправляться через Днепр мне пришлось в сложных обстоятельствах, – рассказывал он уже в мирные дни. – Я еле дотащился до Канева, чуть не попал здесь в очередную облаву, выбрался кое-как на окраину. Вплавь одолеть реку я никак не мог, да и вода была уже ледяная, в её чёрную пучину сыпался первый снег.

Кое-как мы перебрались…

Радость радостью, но предстояло явиться к начальству, доложить о прибытии и объяснить своё долгое отсутствие.

Начальник Политуправления фронта дивизионный комиссар Сергей Галаджев встретил с печальным удивлением, предупредил, что нужно отправляться в Урюпинск, где проходят проверку все, кто оказался в окружении, пришёл из вражеского тыла:

– Это будет песня о Днепре, – ответил Долматовский.

– Не знаю, песен не пишу, – почему-то довольно сухо отреагировал на это начальник Политуправления и добавил: – Кстати, известно ли вам, что вы числитесь погибшим и об этом уже сообщено в Союз писателей и вашей матери. Почта идёт долго. Может быть, вам удастся написать такие стихи, из которых будет понятно, что с вами произошло. Через газету дойдёт скорее…

И вот он в Урюпинске. Строки стихов о Днепре уже заполнили тетрадку. Но откуда взять музыку? Неожиданно узнаёт, что в той же казарме, куда его определили, размещён ансамбль песни и пляски Юго-Западного фронта, …что в ансамбле есть собственный композитор, Марк Фрадкин, и посоветовали обратиться к нему… С ансамблем прошёл он весь тяжёлый и горестный путь отступления от Днепра к Дону и Волге, до самого Сталинграда. Многое довелось испытать. И потому стоит ли говорить, как взволновала его предложенная поэтом тема для песни, как зажгли и вдохновили сами стихи…

Композитор и поэт бродили по улицам Урюпинска в поисках пианино. Заглядывали в окна домов. Наконец разглядели сквозь морозный узор бронзовые подсвечники.

– Разрешите нам поиграть на вашем пианино?

Более странной просьбы в ноябре сорок первого года, наверное, никто не слыхивал. Выяснилось, что дом принадлежал священнику. Хозяин оставил неожиданных гостей наедине с инструментом.

– Мы работали два дня, – вспоминает Евгений Аронович. – Наконец музыка получилась, подгоняем каждое слово, чтобы пелось. Ночью собирают ансамбль. Песню слушают молча. Приказано к завтрему разучить её. Но выполнить приказание не так просто. Хоровая группа – все киевляне – плачет, петь не может.

Первое исполнение назначено всё же на утро в кавалерийском манеже. Публика — это тысяча политработников, вышедших из окружения и проходящих проверку. Тимошенко и Березин объявляют, что сейчас будет исполнена новая песня, но ансамбль ещё долго молчит, прежде чем начать.

Ныне, многие годы спустя после Победы, песня эта, созданная в далёком 1941 году, не забыта и всё так же волнует людей.

Презентации по музыке 4 класс и другие полезные материалы для учителя музыки, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Презентации


Презентация "Весенние праздники. Традиции русского народа

Презентации

Презентация по слушанию музыки "Весенние праздники"


Урок музыки в 4 классе Абакан-самый лучший город!

Презентации

Данная презентация предназначена для урока музыки в 4 классе.Цель и задачи урока: Показать детям красоту родного города, запечатленную в музыке, поэзии, живописи.Познакомить с.


"Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий"

Презентации


Музыка Рождества: от истоков до современности. (презентация)

Презентации

Презентация к уроку "Музыка Рождества: от истоков до современности". На уроке школьники знакомятся с историей возникновения, музыкальными традициями (на примере православной.


Презентация по музыке на тему: "Праздник праздников, торжество торжеств" 4 класс

Презентации

Праздник праздников, торжество торжеств


Презентация к диску.

Презентации

Для педагогов общеобразовательных школ, учителей ИЗО и Музыки, для музыкальных руководителей детских садов, для музыкальных школ мы подготовили материалы для проведения.

Презентация на тему: " Музыка Украины. Музыкальная культура Украины неразрывно связана с историей и жизнью украинского народа, его бытом, обрядами и праздниками." — Транскрипт:

2 Музыкальная культура Украины неразрывно связана с историей и жизнью украинского народа, его бытом, обрядами и праздниками.

5 Выйды! Отрывок Ночка-то, ночка, луной озарённая! Ну хоть иголки сбирай. Милая, выйди, трудом истомлённая, В роще со мной погуляй. Небо усыпано звёздами, - Господи, Всюду такая краса! Под тополями жемчужною россыпью Дивно играет роса. М. Старицкий

7 Широко распространён на Украине народный танец гопак. Это удалой танец-пляска, возникший в быту Запорожского Войска. Исполняется в быстром темпе в размере 2/4.

9 Чего только не происходит в старом украинском местечке Сорочинцы! С виду – живописное село с садами и огородами, густо усеянными подсолнухами, с красивой рекой, в которой, как в зеркале, отражается небо. Таких сотни на Украине.

13 Особенно славится это место весёлой ярмаркой, шум который подобен водопаду, происходят тут и там и самые невероятные чудеса.

18 Одним из любимых музыкальных инструментов украинского народа является бандура. Искусство бандуристов известно с давних времён.

19 Так, бандура была неизменным спутником запорожских казаков.

20 Бандуристами часто становились нищие- слепцы, которые странствовали по свету, зарабатывая на пропитание искусством игры на бандуре. Песни бандуристов прославляли подвиги народных героев, рассказывали о людском горе, призывали народ на борьбу с иноземными захватчиками.

23 вопросы 1. О чём, по вашему, рассказывает эта пьеса? 2. Какому старинному русскому народному инструменту родственна бандура? Почему?

Читайте также: