Музыка будущего и настоящего конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок начинается с вопросов учащимся: Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.п.) Современная музыка, современность, современники…Мы – современники? Почему? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Связь прошлого, настоящего и будущего в музыке Г.В. Свиридова.

Учитель Романова А.Г.

Развитие образного и ассоциативного мышления

Развитие УУД

Развитие фантазии и творческого воображения

Формирование музыкальной культуры

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

Создание эмоционального настроя

Самооценка готовности к уроку

Проверка готовности к уроку обучающихся.

Самооценка готовности к уроку.

Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)

II. Целеполагание

III. Введение в тему урока

I V. Творческая практическая деятельность учащихся

V. Рефлексия (итог урока).

Определение цели урока

Проявление интереса к теме

Легко ли композитору сочинить музыку к кинофильму?

Что ему для этого нужно?

Мы сейчас посмотрим видеоролик, который длится всего 3,5 минуты.

Представьте, что вы композиторы и вам предложили сочинить музыку к этому видеоролику. Уложиться надо точно в 3,5 минуты.

Какую основную мысль вы должны отразить в музыке?

Просмотр видеоролика. (без звука) (слайд №1)

Ответы записать на доске.

Какие средства музыкальной выразительности вы используете, чтобы сочинить такую музыку? (слайд №2)

Прослушаем музыку, которую сочинил композитор для этого фильма.

Слушание. (слайд №3)

Похожа ли наша (сочиненная) музыка на музыку композитора?

Вы когда-нибудь ее слышали?

Знаете, какой композитор написал?

Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка увертюры?

Какие музыкальные средства выразительности использовал композитор?

Созвучна ли эта музыка нашему времени?

В чем сила музыки Г.В. Свиридова?

Напишите синквейн к музыке Свиридова. (слайд №7)

Какая (2 прилагательных)

Что делает (3 глагола)

Личное отношение (4 слова)

Настрой на урок.

Посмотреть весь фильм. Прочитать сценарий. Знать главную идею фильма .

В этом фильме увидели историю страны, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Стремительность, мужественность, серьезность, мощность, динамичность…

Ритм – отчетливый, ровный

Тембр – преобладают медные духовые инструменты

Регистр – низкий и средний

Увертюра – вступление к опере, балету, спектаклю или кинофильму.

Композитор выразил дух эпохи, передал то, чем живут сегодня люди: стремление сделать жизнь как можно лучше и красивее, стремление сделать людей счастливыми и радостными.

В этой музыке слышится пульс современного мира. Она звучит как гимн к светлой жизни, к которой идет человечество. В этом и правда и красота, и сила этой музыки.

Вдохновляет, возбуждает, заставляет задуматься о прошлом и будущем

Мне очень понравилось это произведение

Вселяет храбрость, решительность, бесстрашие

Призывает, торопит, заставляет

Мне понравилось это произведение

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Личностные (развитие фантазии)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

VI. Забег вперед

Актуальна эта музыка и тема видеоролика в наше время?

На следующем уроке мы обратимся к творчеству А.Н. Пахмутовой. (слайд №9)

Закончилась Олимпиада в Сочи.

Познавательные (формирование интереса к теме следующего урока)

Оценки за слушание музыки и за работу на уроке.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 520 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Образы симфонической музыки

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.06.2019 259
  • DOCX 27.2 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Романова Анна Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


1) Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности.

2) развивать нравственные ценности совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения музыки.

3) воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыкальному искусству.

Тип урока: Введение в тему.

Вид: Урок- музыкально-познавательный.

Методы: Словесный, наглядный, иллюстрационный.

Приемы работы: визуализация.

Основные виды деятельности на уроке: Слушание, беседа и пение.

Основные понятия темы: музыка, искусство, современность, современники, арт-рок.

Оборудование урока, наглядность: видео, пианино, муз. центр, интерактивная доска, моноблок.

Операционно-мотивоционный этап: Дети заходят в класс под звуки классической музыки.

Приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!

Операционно-деятельностный этап: Новая тема: Введение в тему урока.

Учитель: - Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.д.)

Современная музыка, современность, современники…

Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.

Открывается презентация урока. Слайд 1.

1) Постановка проблемных вопросов:

Может ли быть классической современная музыка?

Современна ли народная песня?

Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

Учитель: Музыка всегда занимала в жизни людей большое место. В наше время музыка звучит на радио, телевидении, в театре и кино, в концертном зале, танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник не проходит без музыки. Песни, марши, танцы – их непременные спутники.

С музыкой связаны многие события в жизни людей, такие как дни рождения и свадьбы. Под тихий напев колыбельной песни засыпает малыш. Школьники разучивают песни, спортивные соревнования и военные парады проходят под звуки марша, даже в последний путь человека провожают под звуки траурного марша.

Музыка искусство очень древнее. В древности человек встречался с музыкой природы – пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морских прибоев. Их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки эти издают некие существа, таинственные и невидимые. Поэтому человек придумывал разнообразные мифы, легенды и сказания древних народов о происхождении музыки, богах и героях, открывших их ее людям.

Итак, музыка – это вид искусства. И как у любого искусства, главная ее цель – художественно отображать окружающую жизнь.

Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни?

Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?

(Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).

Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.

Может ли быть классической современная музыка?

После размышлений, вывод делают сами школьники.

Слайды №5,6,7 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)

Учитель: Глубокие корни – долго живут в народе… почему?

- Что отражается в народных песнях?

(глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней).

- Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?

(Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).

- Почему так долго живут народные песни?

(Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений). Слайд № 8 (народная песня сегодня)

- Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!

Учитель: Что почувствовали?

- В чём сила? Почему волнует наши чувства?

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников? Проблемные вопросы.

И.С. Бах. Токатта ре минор – слушание.

Слайды № 10,11 (Орган).

- Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)

Слайд №12 (портрет И.С. Баха)

- Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).

Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?

Посмотрите слайд, на котором изображён портрет молодого композитора. Кто этот композитор?

- Что позволило сделать такой вывод?

- Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?

(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)

- Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)

Слайд № 15 (слуховой аппарат композитора).

Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

Слайд № 17 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).

- Как вы понимаете эти слова?

Арт-рок (англ. art rock) — жанр рок-музыки, который характеризуется мелодическими, гармоническими или ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Арт-рок зачастую идёт дальше форм и жанров современной популярной музыки в направлении джаза, академической, этнической музыки или экспериментального авангарда.

7. Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?

Учитель: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.

Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность. Вывод делают сами ребята.

Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: Слайды 21-22.


-75%

Дальнейшее направление работы: Оценить вклад в развитие отечественной культуры авторами-исполнителями авторской песни.

  • Познакомить и учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Б.Окуджава, Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким, О.Митяев.
  • Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.
  • Определит грани воздействия авторской песни на человека .
  • Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.
  • Сформировать представление и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство.
  • Побудить детей к выразительному исполнению песен, путём осмысления музыкальной и литературной речи в авторских песнях.

I. Введение в тему

Учитель:

II. Основная часть

Учитель:

– Кто же авторы-исполнители этих песен(Ответы детей) (Приложение 1)
– Сейчас их имена знают все: Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич, Александр Галич, Александр Городницкий, Олег Митяев, Дольский, Михаил Светлов и т.д.
– Какова тематика авторских песен? (Война, любовь, дружба, природа, юмор и т.д.)

Физминутка

– Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. На странице 86 учебника вы сможете ознакомиться с биографией Булата Окуджавы, а пока нам про него расскажет один из учеников.

III. Итог урока

– Ребята, повторите, пожалуйста, о чём мы сегодня с вами говорили? (Об авторской песни, о известных бардах и т.д.)
– В чём же ценность авторской песни? (Ответы детей)
– Несомненно, в доступности исполнения любым человеком. Авторская песня оказывает огромное воздействие на слушателя, она обогащает духовный мир человека, оказывает влияние на его отношение к миру, к людям, на его жизненное поведение. И мы с вами учимся понимать музыку, дающую пищу уму и сердцу.
– Для чего нужны авторские песни и нужны ли они? (Ответы детей)
– Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище.
– Ребята давайте вспомним цель нашего урока! (Познакомиться с жанром авторской песни)
– Как вы считаете, мы достигли её сегодня?
– Теперь посмотрите в свой лист самооценки и ответьте и проанализируйте: что я сегодня узнал нового? Что у меня хорошо получилось? А над чем нужно поработать? Понравился ли вам урок?

– Мне очень понравился наш сегодняшний урок! Вы были активны, искренне и заинтересованы.
– Заинтересовались ли вы авторской песней? Надеюсь, что вы продолжите изучение этой темы самостоятельно.

Домашнее задание

Список использованной литературы:

1. Антология авторской песни. Составитель Дмитрий Сухарев. — Екатеринбург: У– Фактория, 2002.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Список дисков используемых для проведения урока:

1. Караоке 2004 Авторская песня.
2. Лучшие барды XXвека.
3. Владимир Высоцкий. Полное мультимедийное собрание. 60-е годы.
4. Энциклопедия музыки.

Читайте также: