Музыка 6 класс конспект урока могучее царство шопена презентация

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Могучее царство Шопена. Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий – небольших инструментальных сочинений, раскрывающих один образ." — Транскрипт:

1 Могучее царство Шопена

3 Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий – небольших инструментальных сочинений, раскрывающих один образ.

6 В 1830 – 1831 г.г в Польше началось национально- освободительное восстание против власти Российской империи Шопен писал… Я проклинаю час своего отъезда… Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись, бушую на фортепиано…

8 Костел Святого Креста в Варшаве, где хранится сердце Шопена Умер Шопен 17 октября 1849 года Стоит в Варшаве церковь. Там стена. Скрывает человечества святыню. Шопена Сердце. Тишина полна Биеньем сердца этого доныне…….

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада, ноктюрн как музыкальные жанры. Картинная галерея

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- музыка Фридерика Шопена;

- инструментальная баллада и ноктюрн;

- композиторы эпохи Романтизма.

Виртуоз – это артист, в совершенстве владеющий техникой своего дела. Так, виртуозные музыканты в совершенстве владеют игрой на каком-либо инструменте.

Этюд – это музыкальное произведение виртуозного характера.

Баллада – это поэтический и музыкальный жанр, распространённый в эпоху романтизма. Для баллады характерны драматический сюжет, чаще с трагической развязкой, с эмоциональным началом, обращённым к опыту читателей и слушателей.

Романтизм – это направление в искусстве конца XVIII – первой половины XIX в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и свободных чувств, не связанных долгом.

Ноктюрн – это небольшое лирическое музыкальное произведение.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Фридерик Шопен родился в 1810 году в Польше. Он был не только композитором, но и виртуозным пианистом.

Виртуоз – это артист, в совершенстве владеющий техникой своего дела. Так, виртуозные музыканты в совершенстве владеют игрой на каком-либо инструменте.

Ф. Шопена считают основоположником польской национальной композиторской школы. Дарование композитора проявилось очень рано – в 8 лет он уже стал автором полонеза, о котором написали в газетах.

Одним из излюбленных жанров композитора стали прелюдии - небольшие инструментальные произведения, посвящённые одному образу.

В прелюдиях Ф. Шопен мог выразить всю гамму эмоций: волнение и трепет, страдания и страх, нежность и радость.

Этюд – это музыкальное произведение виртуозного характера. Чтобы играть этюды, надо обладать беглостью пальцев, в совершенстве владеть игрой на фортепиано.

В творчестве Ф. Шопена этюд стал не упражнением для тренировки беглости пальцев, а концертным произведением.

Шопен писал музыку для фортепиано, у него есть всего несколько произведений для фортепиано с ансамблем и оркестром.

Он стал автором инструментальной баллады, превратил скерцо в самостоятельное произведение, по-новому взглянул на танцевальные жанры: мазурки, вальсы, полонезы.

Из танцевальных жанров они превратились в концертные произведения.

Баллада – это поэтический и музыкальный жанр, распространённый в эпоху романтизма.

Для баллады характерны драматический сюжет, чаще с трагической развязкой, с эмоциональным началом, обращённым к опыту читателей и слушателей.

Романтизм (франц. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв.

Романтиков отличала идеализация действительности и мечтательность.

Изначально баллады писались на поэтический текст. Это были песни с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.

С середины XIX века появились инструментальные баллады. Большой вклад в развитие таких баллад внёс Фридерик Шопен, несмотря на то, что написал всего 4 баллады.

Баллады Ф. Шопена проникнуты мыслями о родной стране и её будущем. Каждая баллада имеет свою композицию, в которой взаимодействуют эпические, лирические и драматические образы.

Еще один излюбленный жанр романтиков, в том числе Ф. Шопена, – ноктюрн.

Ноктюрн – это небольшое лирическое музыкальное произведение.

Русским композиторам-романтикам также импонировал жанр ноктюрна.

Хорошо известен ноктюрн Петра Ильича Чайковского.

Пётр Ильич – один из самых ярких представителей романтизма в русской музыкальной культуре.

Все прозвучавшие ноктюрны отличает лёгкость, одухотворённость. Это музыка настроения.

Этот музыкальный жанр нашёл отражение и в живописи.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер и Томас Кинкейд называли свои картины, используя названия музыкальных жанров: ноктюрн, симфония.

Жанры, появившиеся в одном виде искусства, со временем переплетаются и проникают в другие виды. Музыка заимствовала у литературы поэтический жанр баллады. После Шопена инструментальные баллады писали Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Эдвард Григ.

Такие музыкальные жанры, как ноктюрн и симфония, позднее стали появляться в живописи.

Причём эти музыкальные слова означают не сюжет, как если бы на картине были бы изображены музыканты, они отражают настроение, характер живописи.

Это говорит о том, что искусство не статично. Оно подвержено влиянию и развивается непрерывно.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Каким искусством владел Фридерик Шопен?

Варианты ответа: он был пианистом-виртуозом; он был вокалистом; он был танцором; он был гитаристом-виртуозом.

Если ученики забыли, о том, что Ф. Шопен был пианистом-виртуозом, необходимо прибегнуть к логике. Фридерик Шопен писал в основном музыку для фортепиано. Он не писал песен и балетов, в уроке не упоминалось о выдающихся вокальных или танцевальных способностях. Произведения для гитары также в уроке не затрагивались.

№ 2. М. К. Чюрлёнис был всесторонне развитым человеком и совмещал два вида искусства: музыку и ___

Правильный ответ: живопись

Конец урока посвящен взаимопроникновению жанров. Достаточно вспомнить серию картин-сонат М. К. Чюрлёнса, чтобы правильно ответить на вопрос. М. К. Чюрлёнис проводил аналогии между музыкальными и изобразительными произведениями. Поэтому правильный ответ – живопись.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Приложение 2проект урока могучее царство Шопена.doc

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный момент (вступительное слово учителя)

Актуализация опорных знаний

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Этап углубления в тему.

Этап усвоения новых знаний.

Этап углубления в тему.

Систематизация и обобщение новых знаний.

«Как многогранна музыка…

Она звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны любви,

Звучит Вальс №7 Фридерика Шопена

-О каком композиторе нам рассказали ребята?

-Какая музыка сопровождала выступление ребят?

-Как прозвучала музыка для передачи настроения, характера музыки?

Ф.Шопен не писал ни опер, ни балетов. Большая часть его произведений – фортепьянные пьесы, полонезы, мазурки, вальсы, этюды. Но каждое его произведение – это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Слайд 8

-Как вы думаете, к кому могут быть обращены эти строки?

-Так к кому же в своем письме обращался композитор?

Конечно, ведь тема Родины красной нитью проходит через все творчество Ф.Шопена. Сегодня я хочу вам напомнить одно из таких сочинений – это Прелюдия №20.

-давайте представим себя дирижёрами и будем управлять исполнителями во время слушания музыки: форте- широкий взмах рук над головой, пиано- на уровне груди, пианиссимо- на месте.(динамический контраст).

Слушание Прелюдии № 20.

Как звучит эта музыка?

Какой контраст вы услышали в музыке?

Подберите слова для передачи характера, настроения музыки.

Как вы думаете, какой образ рисует нам музыка Шопена?

Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка. Послушайте этюд №12.Слайд18

-Какой образ возникает у вас, когда вы слушаете эту музыку?

-Что напоминает эта музыка: эпическое повествование, взволнованный рассказ, драматическую декламацию?

-Музыке какого композитора созвучно это произведение Шопена: Чайковского, Бетховена, Рахманинова, Грига?

Мы послушали и проанализировали музыкальные произведения, посвященные Родине.

Какие контрастные чувства они у вас вызвали? Какие контрастные музыкальные образы мы услышали?

Что интересного узнали о Шопене?

- Каким человеком перед нами раскрылся Шопен?

- Какие музыкальные произведения Шопена вам запомнились, понравились?

- Для какого инструмента писал композитор?

- К какой сфере музыки – вокальной или инструментальной (камерной или симфонической) относятся произведения польского гения?

- Что означает понятие камерная музыка?

- Какие тайны искусства и жизни открываются, когда звучат произведения Шопена? Слайд 22

Продолжаем работу над песней

-Назовите песню и автора, разучиваемую на прошлом уроке?

Есть ли в музыке изобразительность?

В каком жанре написана песня?

Что такое баллада?

(заранее сделаны ксерокопии песни на весь класс). Во время разучивания песни обратить внимание на трудные мелодические скачки, твёрдую атаку звука, добиваться ясной артикуляции, четкой дикции.

Работа по формированию чистого унисона и развитию гармонического слуха. Продолжение работы:

по формированию светлого, полетного, свободного звучания голо­ са;

по расширению динамического диапазона голоса: пение от меццо- пиано к пиано и меццо-форте;

по освоению по движных нюансов (крещендо, деминуэндо);

по развитию подвижности голоса: от среднего темпа к медленному и быстрому;

по воспитанию у детей эстетического отношения к пению и музыке;

по развитию у учащихся умения слышать и словесно выражать качество пения (отдельных учеников, группы, хора), давать словесную характеристику пению; певческим дыханием;

певческим звукообразованием: формирование умения пользоваться мягкой атакой как одним из основных способов звукоизвлечения; развитие умения тянуть звук, работа над округлением гласных; выработ­ка умения петь, используя различные штрихи (легато - связно, нон лега­то - раздельно, стаккато - отрывисто);

певческой дикцией: выработка умения четкого произношения звуков, слогов, слов в пении; четкое произношение согласных, протяжное пение гласных; легкое пение безударных окончаний; раздельное произ­ ношение согласных, стоящих в конце слова и в начале другого слова;

певческой установкой: воспитание сознательного отношения к выполнению правил пения;

воспитанием навыка выразительного пения (через чистоту и со­ держательность интонирования, тонкость динамических оттенков, разно­ образие, тембровых красок, глубокое осмысление содержания песен, их эмоциональное переживание);

воспитание в детях способности собственного поиска интонационного
воплощения образа (как наиболее эффективного способа развития инто­национного слуха);

развитие способности воспринимать, переживать, исполнять музы­ку как живое образное искусство;

освоение основных элементов музыкальной речи, понимание их выразительных свойств (интонация, мелодия, ритм, темп, динамика и др.);

стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности.

-давайте возьмем в руки воображаемые инструменты - гитару и трубу и споём песню.

Оценка работы на уроке.

- Родина замечательного композитора 19 века Ф.Шопена – Польша. Он родился 22 февраля 1810 года в Железновой Воле неподалеку от Варшавы. В этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения.

- Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор жил и писал свои музыкальные произведения на чужбине.

- Свои музыкальные послания отчизне, своему народу Ф.Шопен наполнил любовью и страданием, восторгом и отчаянием.

1 ученик: - Умер композитор вдали от Родины в Париже, но завещал похоронить свое сердце на Родине, в Варшаве. Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Шопена. Слайд 19-20

Взволнованно, нежно, возвышенно, мечтательно, задумчиво, грустно, проникновенно, поэтично, сердечно, светло, лирично.

Музыка звучит как светлое воспоминание о Родине, о родной природе.

Композитор обращается к своей матери или к кому-то из своих близких людей.

Включенность в активное музицирование.

Сначала громко, затем тихо и совсем тихо.

Музыка звучит взволнованно, величественно, сурово, возвышенно, мужественно, как воспоминание, размышление.

Образ человека нелегкой судьбы, образ человека, разлученного с Родиной.

Горе, гнев, возмущение.

Мнения ребят разделяться.

В процессе обсуждения приходят к выводу, что музыке Бетховена – трагизм и героизм; Рахманинова – богатое фортепианное звучание.

Как человек, горячо любящий свой народ, природу, преданный своей родине

Комнатная музыка, предназначенная для домашнего музицирования, а позднее зазвучала наряду с симфонической музыкой в концертных залах.

Шедевры фортепианной музыки.

Да. Изобразительность гитары и трубы в голосе и аккомпанементе.

Жанр вокальной баллады?

Так называют вокальную и инструментальную пьесу романтического характера. В вокальной балладе повествование строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с поэтическим текстом.

Коллективная работа класса над исполнительским мастерством, над вокальными трудностями.

Учащиеся имитируют игру на гитаре и трубе.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Звучание музыки настраивает на восприятие нового материала.

Знакомство с творчеством Ф.Шопена

Развитие мотивов учебной деятельности.

Знакомство с новым муз. произведением; формирование умения следить за развитием художественного образа; эмоционально-образное восприятие.

Кульминация в драматургии урока;

Актуализация нового материала по теме урока;

Знакомство с новым муз. произведением; формирование умения следить за развитием художественного образа; эмоционально-образное восприятие.

Определение характера и особенности исполнения этюда.

Создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения.

Диагностика усвоения материала.

Сопоставление звучания вальса и прелюдии.

Метод сравнения и обобщения.

Проникновение в интонационно-образную природу музыки.

Вокализированное исполнение помогает в работе над интонационной четкостью. Разучивание текста способствует осмыслению и передачи в собственном исполнении образного содержания песни.

Разучивая и исполняя, постигаем эмоционально-нравственный стиль произведения, формируем личностную оценку.

Формирование навыков адекватной самооценки.

Психолого–педагогическая характеристика

6 А класса МБОУ СОШ №11.

В классе обучается 21 человек, из них 11 мальчиков, 10 девочек. У большинства учащихся сформировано эмоционально-положительное отношение к учебе.

Высокий уровень обучаемости имеют 8 человек (Агафонов Д., Барабанова В., Егорушика Н., Исакова Д .,Кахидзе М., Мочкаева Т., Фильцина М., Шарабанов П.)У этих детей хорошая работоспособность, высокий уровень абстрактно-логического мышления. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации, аналогии) превышает возрастные нормы. Учащиеся быстро включаются в учебный процесс и способны полно, разносторонне и целостно усваивать материал. Они эмоционально устойчивы, у них развиты все виды памяти (особенно зрительная и слуховая). Мотивами для учения учащихся этой группы выступают познавательные потребности и интересы, понимание значимости знаний.

Вторую группу составляют учащиеся со средним уровнем обучаемости. В нее входят Бурхина П., Егорушин В., Кузнецов Д., Лёвин И., Макаров Н., Мурзина Ю., Шекуров А.. Уровень развития произвольного внимания средний, в пределах возрастной нормы. Уровень работоспособности средний. У этих детей больше развито наглядно-образное мышление. Преобладает зрительно-кинестетическая память. Они постепенно, с трудом запоминают новый учебный материал, но удерживают его в памяти достаточно долго. Учащиеся с трудом устанавливают причинно-следственные связи, анализируют, делают выводы, обобщения. Этих ребят необходимо побуждать к активной деятельности на уроке.

Третью группу составляют учащиеся с низким уровнем обучаемости: Галанов С., Забродин Ю., Карманович М., Кузяев П., Фуникова Л., Шамина Е. Объем, устойчивость и концентрация внимания у них на нижней границе возрастной нормы. Отсутствует способности к длительной и стойкой сосредоточенности и удерживанию внимания. Переключение с одного вида деятельности на другой происходит с трудом. Быстро проявляется утомление. Уровень самостоятельности низкий. Эти учащиеся нуждаются в постоянной помощи, контроле со стороны учителя. У них слабо развиты все виды памяти, они с трудом усваивают материал, медленно запоминают и быстро забывают. Словарный запас небольшой, речь развита слабо. Затрудняются делать выводы, дают односложные ответы.

По уровню развития музыкальных способностей класс можно разделить на три группы.

Высокий уровень. Агафонов Д.,Барабанова В., Егорушика Н., Исакова Д., Кахидзе М., Мочкаева Т., Фильцина М., Шарабанов П.,А. Они обладают способностью чисто интонировать, имеют хорошее чувство ритма, хороший слух, их диапазон голоса составляет 1,5 октавы. Эти учащиеся владеют навыками в использовании средств музыкальной выразительности, у них развито чувство ансамбля, они умеют слушать друг друга.

Средний уровень музыкальных способностей имеют. Бурхина П., Егорушин В., Кузнецов Д., Лёвин И., Макаров Н., Мурзина Ю., Шекуров А.Они не всегда способны чисто интонировать, они испытывают сложности в воспроизведении ритмических трудностей, у этих ребят диапазон голоса составляет от октавы до 1,5 октавы.

Низкий уровень имеют Галанов С., Забродин Ю., Карманович М., Кузяев П., Фуникова Л., Шамина Е.

У этих ребят нет интонационной чистоты в исполнении песен, отсутствуют навыки в использовании средств музыкальной выразительности, они испытывают сложности в воспроизведении ритмических трудностей. У них нарушена координация между слухом и голосом, поэтому их диапазон невозможно определить. Эти учащиеся не обладают чувством ансамбля. Звукоизвлечение у этих учащихся – форсированное.

В целом, класс доброжелательный, трудолюбивый, подвижный. Учащиеся проявляют выраженный интерес к музыке как к предмету.

Тема урока: Могучее царство Шопена. Вдали от Родины.

Тип урока: урок расширения и углубления знаний.

Цель урока: выявить контраст музыкальных образов, воплощённых в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, этюдах).

Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Ф.Шопена;

Обучить умению коллективно размышлять о музыке и её авторе;

Научить определять в звучании особенности музыкального жанра.

развитие познавательной активности, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать об услышанном , делать выводы;

развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию и воображение;

развивать вокально-хоровые навыки, музыкальную память и слух.

воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к творчеству Шопена;

воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств.

Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор для показа презентации, музыкальный центр, фортепиано.

Характеристика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся

Понимают жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различают лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Имеют представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Знают имена русских и зарубежных композиторов, приводят примеры их сочинений.

Умеют по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная).

Владеют навыками музицирования: исполняют песни(народные, классического репертуара, современных авторов), напевают запомнившиеся мелодии знак4омых музыкальных сочинений.

Анализируют различные трактовки одного и того же произведения. Аргументируют исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывают образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Цели урока:

  • формирование знания о романтизме, как музыкальном направлении; о представлениях данного направления.
  • развитие представления о танцевальном жанре;
  • продолжать нравственное воспитание учащихся на примере музыки Ф. Шопена.

Могучее царство Ф. Шопена

Могучее царство Ф. Шопена


 ФРИДЕРИК ШОПЕН 1810 – 1849

ФРИДЕРИК ШОПЕН 1810 – 1849




Фортепианная музыка полонез, мазурка, прелюдия, вальс, этюд

полонез, мазурка, прелюдия, вальс, этюд

Вена – столица музыкального искусства в 19 веке

Вена – столица музыкального искусства в 19 веке

Покорение Вены Концертный зал Венского оперного театра Девятнадцатилетний Шопен

Концертный зал Венского оперного театра

Девятнадцатилетний Шопен

 В 1830 году Шопен уезжает в Париж, как оказалось навсегда

В 1830 году Шопен уезжает в Париж, как оказалось навсегда

Когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестоком подавлении, Ф.Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться на Родину, однако родные и друзья, боясь за его жизнь, отговорили композитора от этого шага.

Революционный этюд Шопена

Революционный этюд Шопена




Мечтатель пылкий, благородный. Властитель фортепьянных сцен Поэт мелодии народной Всё это ФРИДЕРИК ШОПЕН

Мечтатель пылкий, благородный. Властитель фортепьянных сцен Поэт мелодии народной Всё это

- Что интересного узнали о Шопене? - Каким человеком перед нами раскрылся Шопен? - Какие музыкальные произведения Шопена вам запомнились, понравились? - Для какого инструмента писал композитор? - К какой сфере музыки – вокальной или инструментальной (камерной или симфонической) относятся произведения польского гения?

- Что интересного узнали о Шопене?

- Каким человеком перед нами раскрылся Шопен?

- Какие музыкальные произведения Шопена вам запомнились, понравились?

- Для какого инструмента писал композитор?

- К какой сфере музыки – вокальной или инструментальной (камерной или симфонической) относятся произведения польского гения?

Читайте также: