Муму как протест против рабства конспект урока 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

"Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

ВложениеРазмер
mumu.docx 15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: обучать написанию сочинения по плану; развивать умения высказывать свою точку зрения, навыки письменной речи.

Планируемые результаты: умения писать сочинения, используя план; анализировать и оценивать результаты своей работы.

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.

Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.

Пример сложного плана сочинения.

3.Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню.

Обсудив качества, которые проявляет Герасим , и запишем на доске и в тетрадях слова , обозначающие эти качества , проведем с ними словарную работу: сила , трудолюбие , аккуратность, надежность , ответственность , умение держать слово , честность в поступках , чувство собственного достоинства , способность любить, сострадание , великодушие , чуткость.

Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений , при которых люди теряют свои лучшие качества ,против отношений барства и рабства.

4. Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Иван Тургенев (1818–1883) – классик русской и мировой литературы, романтик реализма.

Реализм – направление в литературе, для которого характерна правдивость повествования.

Романтика – то, что содержит идеи и чувства, возвышающие человека.

Барин (барыня) – человек из высоких сословий – помещиков, дворян.

Крепостной – крестьянин, который находится в зависимости от помещика.

Гувернёр – воспитатель дворянских детей.

Дворня – вся прислуга в барском доме и дворе.

Челядь, холопы – дворовые люди в богатом доме, покорные слуги.

Лицемерие – отрицательное моральное качество, когда заведомо плохим поступкам приписываются возвышенные цели.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 307 с.

Дополнительная литература:


Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 декабря 1818 года в городе Орле в дворянской семье. По матери – Варваре Петровне – Тургенев принадлежал к старинному роду Лутовиновых.

Отец писателя Сергей Николаевич Тургенев был также дворянских кровей. Он служил в кавалергардском полку, вышел в отставку в звании полковника. Беспечный образ жизни красавца-кавалергарда разорил его, и потому он вступил в брак по расчёту с некрасивой и немолодой, но богатой дворянкой. Семья не жила счастливо.

Детские годы Тургенев провёл в материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Мать Варвара Петровна была женщиной жестокой и раздражительной, и детей лаской не баловала.

Грамоте будущего писателя учил крепостной человек – доморощенный актер Леонтий Серебряков. С ним юный Тургенев очень сдружился. Мальчик и слуга часто гуляли вместе в саду, где крепостной читал маленькому Ване стихи и рассказывал истории из крестьянской жизни.

Юного барина очень впечатляли эти рассказы, особенно несправедливое положение крепостных, их бесправие и беззащитность перед хозяевами.

С 1827 года семья Тургеневых переехала в Москву. Обучение Ивана Тургенева проходило в частных пансионах, после чего – в Московском университете на словесном факультете. Спустя год Тургенев перевёлся на факультет философии Петербургского университета. Также учился за границей.

После знакомства с Виссарионом Белинским Тургенев начинает активно писать стихи и рассказы на социальные темы. Вместе с ним он уезжает в Европу. Несколько лет Тургенев живёт и учится во Франции, Англии, Голландии, Германии. Изучает иностранные языки и философию. Позже Тургенева будут называть писателем-философом.

Сюжет навеян писателю реальными событиями, которые происходили в московском доме его матери на Остоженке.

Итак, глухонемой крепостной дворник Герасим спасает маленькую собачку, которую кто-то бросил в реку. Он берёт собачку к себе, ухаживает за ней и даёт ей кличку Муму.

Это второй поступок, который совершил крепостной без позволения барыни. А первый – он тайно влюбился в крепостную девушку. Да, в те времена крепостной не мог ни питомца себе завести, ни жениться по любви…. С Муму жизнь его наполняется радостью, но длится это счастье недолго. Внезапно старая барыня устраивает скандал из-за лаянья собачки и приказывает убрать Муму со двора. Герасим не хочет, чтобы собаку мучили, поэтому решает лично утопить её. После смерти Муму жизнь его теряет смысл, к тому же, девушку, которую он любил, барыня выдала замуж за пьяницу-дворового. И тогда Герасим снова поступает по своему – он покидает дом барыни и возвращается в родную деревню.

В рассказе Герасим – самый заметный человек в доме, он работает дворником. Барыня привезла его из своей деревни, где Герасим считался лучшим работником. Мужик сильный, могучий, но глухонемой; он привык выполнять тяжёлую работу в поле, и сейчас скучал по родной земле.

Известно, что мать писателя также предпочитала по своему усмотрению распоряжаться жизнями своих крепостных, нещадно наказывала их за любые провинности, что вызывало праведный гнев в сердце её сына. Позже, когда повзрослевший Тургенев наведывался в родное имение, родительница не смела при нём наказывать слуг.

Теоретический материал для углублённого изучения

Иван Тургенев – Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – знаменитый русский писатель и поэт, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.

Тургенев был не только великим русским писателем, но и активным защитником униженных и оскорблённых. Его герои – люди широкой души, они чувствуют себя чужими в людской толпе, одинокими и беззащитными. За высокий стиль письма и образцовый язык критики называли Тургенева романтиком реализма.

Помимо литературной деятельности, Тургенев изучал философию. В 1879 году он стал почётным доктором Оксфордского университета.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте элементы правильно. Какие качества присущи барыне, а какие – Герасиму?

Варианты: обладает силой; тоскует по дому; капризничает; имеет причуды; любит заботиться; любит показывать власть; следует древним обычаям; отзывается на чужую боль.

Подчеркивания элементов

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал и на основании урока выбрать вариант. После прочтения всех вариантов ученик вспоминает, что Тургенев с детства не терпел издевательств над крепостными, и что прототипом барыни в рассказе является властная мать писателя. Также он вспоминает о том, как несправедливо обращалась мать писателя со своими подданными, как нещадно наказывала их за любые провинности и далее – информацию о том, что в усадьбе матери жил глухой слуга, на этом основании ученик делает правильный выбор.

Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_po_rasskazu_i._turgeneva_mumu_5_klass.docx 31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Учитель русского языка Гусев Валерий Михайлович

Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян.

Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения,выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.

Коммуникативные : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство, литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.

Тип урока : урок обобщения и систематизация знаний.

Методы и средства обучения: индивидуальная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, презентация, иллюстрации художников к рассказу.

Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация , составление синквейна, аргументированное высказывание, применение цитат из теста.

В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для ОУ. Ч.1.- М.: Просвещение, 2013.

Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015.

Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014.

Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013.

Иван Тургенев (1818–1883) – классик русской и мировой литературы, романтик реализма.

Реализм – направление в литературе, для которого характерна правдивость повествования.

Романтика – то, что содержит идеи и чувства, возвышающие человека.

Барин (барыня) – человек из высоких сословий – помещиков, дворян.

Крепостной – крестьянин, который находится в зависимости от помещика.

Гувернёр – воспитатель дворянских детей.

Дворня – вся прислуга в барском доме и дворе.

Челядь, холопы – дворовые люди в богатом доме, покорные слуги.

Лицемерие – отрицательное моральное качество, когда заведомо плохим поступкам приписываются возвышенные цели.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 307 с.

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 декабря 1818 года в городе Орле в дворянской семье. По матери – Варваре Петровне – Тургенев принадлежал к старинному роду Лутовиновых.

Отец писателя Сергей Николаевич Тургенев был также дворянских кровей. Он служил в кавалергардском полку, вышел в отставку в звании полковника. Беспечный образ жизни красавца-кавалергарда разорил его, и потому он вступил в брак по расчёту с некрасивой и немолодой, но богатой дворянкой. Семья не жила счастливо.

Детские годы Тургенев провёл в материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Мать Варвара Петровна была женщиной жестокой и раздражительной, и детей лаской не баловала.

Грамоте будущего писателя учил крепостной человек – доморощенный актер Леонтий Серебряков. С ним юный Тургенев очень сдружился. Мальчик и слуга часто гуляли вместе в саду, где крепостной читал маленькому Ване стихи и рассказывал истории из крестьянской жизни.

Юного барина очень впечатляли эти рассказы, особенно несправедливое положение крепостных, их бесправие и беззащитность перед хозяевами.

С 1827 года семья Тургеневых переехала в Москву. Обучение Ивана Тургенева проходило в частных пансионах, после чего – в Московском университете на словесном факультете. Спустя год Тургенев перевёлся на факультет философии Петербургского университета. Также учился за границей.

После знакомства с Виссарионом Белинским Тургенев начинает активно писать стихи и рассказы на социальные темы. Вместе с ним он уезжает в Европу. Несколько лет Тургенев живёт и учится во Франции, Англии, Голландии, Германии. Изучает иностранные языки и философию. Позже Тургенева будут называть писателем-философом.

Сюжет навеян писателю реальными событиями, которые происходили в московском доме его матери на Остоженке.

Итак, глухонемой крепостной дворник Герасим спасает маленькую собачку, которую кто-то бросил в реку. Он берёт собачку к себе, ухаживает за ней и даёт ей кличку Муму.

Это второй поступок, который совершил крепостной без позволения барыни. А первый – он тайно влюбился в крепостную девушку. Да, в те времена крепостной не мог ни питомца себе завести, ни жениться по любви…. С Муму жизнь его наполняется радостью, но длится это счастье недолго. Внезапно старая барыня устраивает скандал из-за лаянья собачки и приказывает убрать Муму со двора. Герасим не хочет, чтобы собаку мучили, поэтому решает лично утопить её. После смерти Муму жизнь его теряет смысл, к тому же, девушку, которую он любил, барыня выдала замуж за пьяницу-дворового. И тогда Герасим снова поступает по своему – он покидает дом барыни и возвращается в родную деревню.

В рассказе Герасим – самый заметный человек в доме, он работает дворником. Барыня привезла его из своей деревни, где Герасим считался лучшим работником. Мужик сильный, могучий, но глухонемой; он привык выполнять тяжёлую работу в поле, и сейчас скучал по родной земле.

Известно, что мать писателя также предпочитала по своему усмотрению распоряжаться жизнями своих крепостных, нещадно наказывала их за любые провинности, что вызывало праведный гнев в сердце её сына. Позже, когда повзрослевший Тургенев наведывался в родное имение, родительница не смела при нём наказывать слуг.

Теоретический материал для углублённого изучения

Иван Тургенев – Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – знаменитый русский писатель и поэт, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.

Тургенев был не только великим русским писателем, но и активным защитником униженных и оскорблённых. Его герои – люди широкой души, они чувствуют себя чужими в людской толпе, одинокими и беззащитными. За высокий стиль письма и образцовый язык критики называли Тургенева романтиком реализма.

Помимо литературной деятельности, Тургенев изучал философию. В 1879 году он стал почётным доктором Оксфордского университета.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте элементы правильно. Какие качества присущи барыне, а какие – Герасиму?

Варианты: обладает силой; тоскует по дому; капризничает; имеет причуды; любит заботиться; любит показывать власть; следует древним обычаям; отзывается на чужую боль.

следует древним обычаям

любит показывать власть

тоскует по дому

отзывается на чужую боль

Подчеркивания элементов

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал и на основании урока выбрать вариант. После прочтения всех вариантов ученик вспоминает, что Тургенев с детства не терпел издевательств над крепостными, и что прототипом барыни в рассказе является властная мать писателя. Также он вспоминает о том, как несправедливо обращалась мать писателя со своими подданными, как нещадно наказывала их за любые провинности и далее – информацию о том, что в усадьбе матери жил глухой слуга, на этом основании ученик делает правильный выбор.

Читайте также: