Мовленнєва ситуація конспект 10 кл

Обновлено: 07.07.2024

Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: орфоэпии, лексике;

совершенствовать навыки правописания.

репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

индивидуальные, групповые, парные, фронтальные;

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Слайдовая презентация, проектор, интерактивная доска, карточки, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.

Ход урока .

1.Организационный момент. Введение в тему.

1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

2. Работа по теме урока.

1.Какая речь считается правильной?

Речь, в которой соблюдены нормы литературного языка.

2.Что такое литературный язык?

Общий язык письменности народа, официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

3.Что такое нормы литературного языка?

Общепринятые в речевой практике языка правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний, предложений.

4.Какие нормы русского языка отражают правила произношения, ударения, использования интонации?

5.Какие нормы русского языка отражают правила употребления слов в точном соответствии с их значением?

6.Какие нормы русского языка отражают правила образования слов?

7.Какие нормы русского языка отражают правила образования форм слов разных частей речи?

8.Какие нормы русского языка отражают правила построения словосочетаний и предложений?

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. В ЕГЭ это задание 4 . Ваша задача - в течение 3-5 минут расставить ударение в предложенных словах. Теперь обменяйтесь карточками и проверьте друг у друга.

Вечер началсЯ . ЖалюзИ были опущены, свет включЁн . На столах уже стояли тОрты и откУпоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдАтаи клуба, которые по срЕдам проводили здесь c вой досУг : джентльмЕны в щегольскИх костюмах, дамы в декольтИрованных платьях, украшенных шАрфами и бАнтами . БезУдержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бАрмен у стойки рассеяно переставлял ополоснУтые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунИке из атлАса , с крупными Ирисами в руках, эта танцОвщица была красИвее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружАтся вдвоем, но девушка, избалОванная мужским вниманием, даже мЕльком не взглянула на него.

3)Решение учебной задачи. Редактирование текста .

Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут

Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы

( Тексты на экране )

Текст 1: укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений; отредактируйте предложения .

После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 3) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 4) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.

Текст 2: в предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой .

Я застал помощника в своем кабинете. 2) Мать велела сыну налить себе чаю. 3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе.5) Класс просил поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение

( Прослушивание групп)

4) Лексическая разминка

Один из учеников записывает на доске, остальные делают ту же работу в тетради

1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

5. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать, разжечь, лечь, стереть.

6. Итоги урока.

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ (4 – 7) проверяет уровень владения языковыми нормами. Повторив орфоэпические, морфологические и лексические нормы, мы особое внимание уделили нормам речи.

Таким образом, материал по теме “Культура речи и языковые

нормы” имеет не только прикладное, но и практическое значение.

7. Домашнее задание

1.Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и языковая норма”

Тема урока ___________Язык и речь. Речевое общение. Виды, сферы, и ситуации речевого общения.

Тип урока ____________ урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) ___

Содержательные:

- обобщить и расширить знания учащихся о видах, целях, условиях речевого общения, о речевой ситуации,

- обобщить знания об особенностях монологической и диалогической речи,

- осознавать связь новых знаний и речевых умений с ранее приобретенным опытом, определять их значение для последующего обучения.

Деятельностные:

- совершенствовать умение анализировать тексты, представляющие ситуации речевого общения,

- использовать критерии оценивания коммуникативных качеств и эффективности речи;

- определять возможные причины коммуникативных неудач, находить средства их предупреждения и преодоления,

Беседа с учащимися:

- Как бы вы определили понятия язык и речь?

- Являются ли они синонимами? Почему?

- Какие признаки характеризуют язык?

Дают определения понятий, перечисляют признаки языка: система знаковых единиц (звуков речи, морфем, слов, предложений),

- необходимая составляющая жизни человеческого общества,

— способность выражения мыслей человека,

Постановка учебной задачи, целей урока.

- Какие виды речевой деятельности вам известны? Перечислите и охарактеризуйте каждый из них. Можно использовать для подготовки ответа материалы учебника (см. п. 15).

- Какие виды чтения существуют? - Каковы особенности письменной и устной речи?

- Что такое диалог и монолог?

- Что лежит в основе всех видов речевой деятельности, как и человеческой деятельности вообще?

- Насколько разнообразны ситуации речевого общения? Что влияет на речевое поведение человека? Приведите примеры.

- Легко ли выбрать верную речевую стратегию в каждом случае?

- что такое эффективное общение?

- Как бы вы сформулировали цели урока по теме нашего урока? Какие умения и знания необходимы для эффективного общения?

Называют 4 вида речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение. Характеризуют их особенности.

Приводят примеры использования различных видов речевой деятельности, обсуждают их особенности и назначение. Аргументируют значимость понимания как основы любой речевой деятельности

Оформляют опорные схемы в ходе беседы и работы с материалами учебника (стр. 105-106)

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

- Какой вид речевой деятельности вы считаете для себя наиболее простым, а какой наиболее проблемным? Почему?

- Что для вас сложнее – устная или письменная речь? От каких личностных особенностей это зависит?

- Какие особенности характера и речи героев вы могли бы выделить?

- Как бы вы охарактеризовали ситуацию общения, в которой они находятся?

- Найдите теоретическую основу для своего ответа в п.16 учебника и используйте эти материалы.

Выделяют индивидуальные особенности, влияющие на затруднения человека в речевой деятельности

Читают стр. 109-110, выделяют необходимые понятия для обоснования устного ответа

Выразительно читают диалог, определяют особенности речи персонажей, аргументируют свои ответы

Дополняют ответы одноклассников, участвуют в дискуссии

Используют навыки изучающего чтения

затруднений и конструирование проекта решения проблемы

- Проведем небольшой лингвистический и психологический эксперимент: на один и тот же вопрос вы услышите разные ответы.

Участвуют в эксперименте (см. Приложение 1)

Участвуют в диалоге (по очереди)

Сотрудничают в ходе парной работы

Реализация проекта решения проблемы

(см. приложение 1 – и слайды 1-7)- В каком же случае общение можно назвать эффективным?

Выбирают адекватную речевой ситуации интонацию, объясняют эмоциональный подтекст диалога

Дополняют ответы, формируя представление об эффективном общении

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

- Попробуем изменить фразы обоих участников диалога, чтобы добиться эффективности общения.

- Что вам пришлось сделать для достижения эффективности общения?

- Чем, какими факторами определяется успешность, результативность, продуктивность речевого общения?

- прочтите текст упр. 233 и дополните свой ответ.

Называют разнообразные предпосылки успеха: и богатство лексики, и умение владеть разнообразными конструкциями, строить связную речь, и эмоциональность речи и т.д.

Работают с материалами учебника, осуществляют информационный поиск.

Дают оценку каждой речевой ситуации с точки зрения выбора языковых средств, стратегии речевой коммуникации, от которых зависит успешность совершаемых речевых действий.

Упр. 233(по заданию), подберите примеры неудачной коммуникации из художественных произведений

Приводят примеры художественных произведений, характеризуют их героев

Обсуждают эпизоды, речевые ситуации

- Какие моменты урока оказались для вас наиболее значимыми, интересными? Почему? Какая информация стала новой?

Выделяют новое в полученной на уроке информации, соотносят с ранее изученным

Комментируют свой выбор, обосновывают позицию.

Дополняют ответы, логически выстраивают ответ

Русский язык. Примерная рабочая программа. Поурочные разработки. 10―11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Н. Добротина. — М. : Просвещение, 2020. — 170 с.

Учебное пособие: «Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.М.Рыбченкова и др. – М.: Просвещение, 2019. – 272 с.

Реплики для диалога

1. Где мой галстук?

2. Не забудь взять ключи.

3. Давай передвинем стол.

4. Вынеси мусор.

5. Ты погулял с собакой?

1. Где мой галстук?

Почему я должна знать, где твой галстук?

Я не нанималась его сторожить.

2. Не забудь взять ключи.

Разве я когда-нибудь забывала?

Не надо мне напоминать.

Спасибо, что напомнила.

Это ты мистер Забывчивость, а не я

3. Давай передвинем стол.

Может быть, ты дашь мне хотя бы сначала поесть?

Можно ведь подождать пять минут.

Подожди, пожалуйста, несколько минут.

Через пять минут я в твоём полном распоряжении.

4. Вынеси мусор.

А что случится, если я сделаю это через полчаса?

Только я займусь делом, у тебя сразу поручения!

Вот загорелось тебе!

Как только досмотрю фильм, ладно?

5. Ты погулял с собакой?

Конечно, и даже это я должна делать!

Ты же её завел – эту собаку.

Я через пять минут пойду. Джек ведь подождёт. Правда, Джек?


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Язык и речь. Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мета: продовжувати знайомити учн iв з етичною культурою українського народу;виховувати культуру мови i культуру спiлкування;розвивати зацікавленість проблемою відродження та розвитку кращих традицій украïнськоï мовленнєвоï поведінки.

І .Органiзацiйна частина.

ІІ.Оголошення теми та мети уроку.

ІІІ.Засвоєння учнями нових знань.

( Учнi називають приказки i прислiв'я про перемогу добра над злом).

(Учнi виражають своє розуміння цього поняття).

( Вирiшення проблемних ситуацій учнями разом з учителем (за потребую)).

Учитель. Обов'язок кожного з нас звернутися до народного досвiду спiлкування, вiдродити втрачене, узвичаїти призабуте, вiдкинути невластиве українській культурi спiлкування або бездумно перейняти чуже, брутальне. Адже за багатовiкову історію наш народ виробив i вiдшлiфував самобутню систему мовленнєвого етикету, що є феноменом i виразником його загальноï культури. В мовï нашого народу iснує дуже багато форм вітання, прощання, перепросин, подяки. Якi з низ вам вiдомi?

( Вiдповiдi учнів. У разi потреби вчитель доповнює ïхнi відповіді ).

Якi правила мовленнєвого етикету ви знаєте?

V. Пiдсумок уроку.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего урока рефлексия.

ВложениеРазмер
celi_uroka.docx 32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Культура речи.

(образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся;

(развивающая) развивать навыки поиска информации из различных источников, отбирать и систематизировать найденный материал, обобщать данные; формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;

(воспитательная) воспитывать культурно-ценностные отношения к русской речи, чувство патриотизма.

1.Орг. Момент. Вступительное слово учителя.

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо.

Прижался к молодой воде.

Он взял в свидетели луну.

Туда, где не видать ни зги.

В беспамятстве забьётся ёрш.

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха.

В предутреннем дрожаньи рос.

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих.

  1. Псих.
  2. Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега.

- Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника.

2. Самоопределение в деятельности.

Прочитайте высказывания великих людей и попробуйте определить тему нашего урока. (на доске записаны высказывания)

Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед челове-

чеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.

К. Г. Паустовский .

Для самопроверки предлагаю подсказку: вставьте недостающие слова во фразеологизмы, которые являются украшением нашей речи, и из первых букв этих слов получите искомое.(слайд 1-2)

1)Попал как (кур) в ощип.

2)(Устами) младенца глаголет истина.

3) (Легок) на помине.

5) Двух зайцев разом (убить).

8) На скорую (руку).

9)Держать в (ежовых) рукавицах.

10) Растет не по дням, а по (часам).

11) (Ищи) ветра в поле)

- Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? ( совершенствовать культуру речи слайд 4)

- Как, по-вашему, какую речь можно назвать культурной?

(обуч-ся высказывают свое мнение)

- Все, что вы сказали, правильно. Давайте вместе четко определим признаки культурной речи и одновременно попытаемся проанализировать свою и чужую речь с точки зрения ее культуры.

3. Учебно-познавательная деятельность +

Задание 1. Предлагаю вам рассмотреть 2 текста. Сравните их по объему, по теме, по основной мысли. Основное задание: сжать тексты. Напоминаю, что при сжатии не должен потеряться смысл текста, все микротемы должны сохраниться. (слайд 5-6)

Текст 1. Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой,как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!

Текст 2. Писатели, журналисты и копирайтеры прекрасно знают - для того, чтобы текст был живым, автор должен "рисовать словами", как бы показывать читателю картинку, которую тот сможет себе представить. Использование же большого количества "слов без образа" - общих, неконкретных, нейтральных - делает текст "мёртвым", "картонным".

( варианты сжатого текста:

Текст 1. Проснулась рано, вставать неохота, но встала, приготовила яишенку из трех яиц, поела.

Текст 2. Писатели, журналисты, копирайтеры знают – чтобы текст был живым, нужно рисовать словами, показывать картинку. Использование большого количества общих, нейтральных слов делает текст мертвым.)

(Обуч-ся делают выводы)

Выводы: 1 текст больше по объему, но при сжатии стал меньше, так как он менее содержателен, в нем меньше важной информации, меньше мысли. Он не интересен для адресата.

- Итак, хорошая речь должна быть интересной для адресата, нести важную информацию, т.е. быть содержательной (слайд 7 Качества хорошей речи. Содержательность)

- Если речь не соответствует этому критерию, она становится пустословием, болтовней (слайд 8. Пустословие -)

Выберите из двух словосочетаний одно, объясните свой выбор.(слайд 9)

Предоставить отпуск ввиду болезни.

Предоставить отпуск вследствие болезни

(Предлог ввиду предполагает что-то предстоящее, а предлог вследствие что-то уже случившееся, поэтому правильным является второе предложение.)

Одеть на встречу смокинг.

Надеть на встречу смокинг.

Какая особенность хорошей речи сейчас была проиллюстрирована вами? (точность подбора слов, логичность)

Итак, следующее качество культурной речи: точность , логичность(слайд 10)

Представьте ситуацию : жена говорит мужу: (слайд 11)

«Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования.

- Проанализируйте высказывание, что вас смущает?.( неуместность данных выражений в этой ситуации) Измените высказывание в соответствии с обстановкой. Какой признак культурной речи здесь представлен? (слайд 12. Уместность)

Найдите плеоназм или тавтологию в данных примерах (слайд 15)

Если мы заглянем в БСЭ, то увидим такое определение культуры речи (слайд 16

употребления частей речи и их форм (нельзя: «Проходя по улице,

  1. определяет правила употребления слов в соответствии
  1. определяет выбор речевых средств в соответствии с ситуацией
  1. определяет правила постановки знаков препинания –
  1. определяет правила произношения слов и постановку

- Основные нормы языка отражены в словарях. В каком словаре лучше всего искать ответ на каждый из следующих вопросов: (слайд 14)

  1. Каково значение слова? (Толковый словарь)
  2. Как не следует употреблять данное слово? (Словарь грамматических трудностей)
  3. Каким словом можно заменить данное слово в речи? (Словарь синонимов)
  4. Как следует написать данное слово? (Орфографический словарь)
  5. Где нужно ставить ударение в различных формах слова? (Орфоэпический словарь)

Групповая работа (делится на группы 3 и выполняем задания по всем нормам. Помощники словари). Самопроверка (слайды 22-25)

- Послушайте диалог (ученики читают по ролям)

Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега.

О каком произведении идет речь? Можно ли назвать речь этих собеседников культурной? Почему? (Чрезмерное и неуместное употребление сленговых выражений)

- что такое сленг? (слайд 26-27) ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг. СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

- К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Но помните, что сленговая лексика ограничена интересами людей, сленг сводит общение к примитивной коммуникации! Из-за чего русский язык теряет свою красоту и выразительность.

Чтобы доказать, что сленг обедняет русский язык, обратимся к словарику, составленному.

Почему, блин, говорят мне,

Что язык мой засорен, блин.

Я по типу все ж не ламер,

Я рулезный, клевый, модный.

Не модный типа я

И все, блин, такое.

Я на клаве текст фигачу,

Тэги трудные вставляю.

Я для вас же, блин,ишачу.

Я вэбмастер, понимаешь?

Я страницу залудил, блин.

Гостевую, чат повесил.

А мне гости замутили,

Мол отстой тут и невесел (Творческий перевод текста: слайд 32)

Ламер (чайник) (от англ. lame – "слабак") "Ламер" – это прозвище, которым люди, претендующие на продвинутость в компьютерном деле, именуют тех, кто, по их мнению, плохо в этом разбирается.

Тэги — это специальные команды, написанные на HTML (Hyper Text Marker Language) - языке гипертекстовой разметки, заключенные между двумя треугольными скобками

Веб-мастер (англ. webmaster) — человек, профессионально или в качестве хобби занимающийся разработкой веб-сайтов в Интернете или корпоративных приложений в интранете.

Невесел –житуха , Находящийся в грустном настроении; скучный 2 Выражающий грусть, печаль 3 Вызывающий, содержащий в себе грусть, печаль. Воровской жаргон.

Залудить – запустить, открыть доступ. )

- Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому , чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно , необходимо следить за чистотой речи.

Итак, еще одним качеством хорошей речи является чистота. (слайд 33)

Задание 6. Мы с вами обозначили признаки хорошей речи. Но все ли? Скоро лето! Планы у всех разные. Но я думаю, что никто не отказался бы побывать на море, понежиться на горячем песочке и послушать нежный шум прибоя. А потом рассказать обо всем друзьям. Перед вами один такой рассказ. (слайд 34

Наш урок подошел к концу. Настало время подвести итоги.На оценочных листах вы оценивали свои знания и этапы урока. Вашу активность позвольте оценить мне (выставление оценок). И самое главное – оцените ваше настроение с помощью лестницы настроения.

Конспект урока в 10 классе на тему

обобщить материал, связанный с основными видами речевой деятельности.

предметные:

повторить основные виды речевой деятельности;

метапредметные :

формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции; развивать аналитические способности (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике;

личностные :

создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; поощрение интереса к новым знаниям .

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический.

Технология: модерации.

Оборудование: презентация.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверить наличие 5 паронимов.

На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

-Что такое деятельность? Виды деятельности.

-Общение может быть деятельностью?

-Попробуем составить модель общения.

-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?

Говорящий или пишущий человек, то есть отправитель информации

Сама информация, то есть текст в устной или письменной форме

Слушающий или читающий человек, то есть получатель информации

-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? ( Речевую)

(Речевая деятельность)

-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)

Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: повторить основные виды речевой деятельности.

Настраи-ваются на рабочий процесс.

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.

Проблемная ситуация

-Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике?

-Слушают ли участники этой истории друг друга?

-Наблюдали ли вы в жизни подобные ситуации?

-Почему они возникают?

Анний. Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.

Левкий. Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз.

Анний. Что ты говоришь? Так много собралось народу!

Левкий. И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле.

Анний. Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие.

Левкий. Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.

Анний. Прямо собрание богов какое-то! Столько, говоришь, князей, столько благородных дам?

Левкий. Борей разодрал и сорвал парус.

Анний. Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно!

Левкий. Потом волною сбило кормовое весло.

Анний. Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не уступает.

( возвратиться к вопросам)

- Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически ежедневно пользуется? (говорением)

Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности.

(Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.)

- А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется?

Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо

-хорошо разобраться в теме высказывания;

-знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя;

- чётко сформулировать её;

В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо слушателя. Распределите их в таблицу. (Работа в парах)

Хороший слушатель

Плохой слушатель

· Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.

· Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.

· Перебивает собеседника, как только представиться случай.

· Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).

· Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.

· Рассматривает тему как скучную и неинтересную.

· Улавливает только факты и не понимает главной идеи.

· Пока гово рит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.

· Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.

· Резко, категорично выражает свое мнение.

· Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.

· Тратит время на обдумывание посторонних тем.

· Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.

· Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.

Сделаем вывод.

Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.

Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его интеллекта и развития.

Проблемная ситуация

Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.

-Как вы понимаете эти слова?

Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место.

Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это. ( на партах у каждого лежит раздаточный материал – текст и задание). Откройте текст, но не задание. Один раз я читаю его вслух, вы про себя одновременно. /Чтение/.

Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.

Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.

Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.

Переверните лист, прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений

1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.

2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.

3.Коменский – сын чешского мельника.

4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.

5.Коменский закончил академию и университет.

6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.

7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.

8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.

9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.

А теперь проверим. Правильные ответы: 3,5,9.

- Кто же у нас умеет читать?

- Почему задание оказалось трудным?

- Чему мы должны учиться?

Мы должны знать виды и цели чтения, основные его способы.

Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.

Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.

Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _______________. Другими словами, __________ чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе _______ чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги: __________________.

Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному___________ чтению. Цель _________ чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью _______ чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.

Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________.

Для справок : чтение - просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.

Вернемся к тексту о Коменском.

-Просто чтение и эффективное чтение, в чем разница?

Письмо как вид речевой деятельности.

Письмо – это ( продолжить)

Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький (прокомментировать высказывание)

Что? Для кого? Для чего?

Речевая деятельность - речевые действия, направленные на достижение цели.

Цель: особенности различных видов речевой деятельности.

Задачи:

• Рассмотреть особенности каждого вида речевой деятельности;

• Практически опробовать различные виды речи;

Речь - процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений .

• Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения.

• Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Различают устную и письменную внешнюю речь.

Формы речи

• Письменная речь - речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

• Устная речь - речь, произносимая в процессе говорения.

Виды устной речи

• Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре.

• Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно.

• Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

Для диалога характерны

• повторения фраз и отдельных слов за собеседником

• вопросы, дополнения, пояснения

• употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.

Для монолога характерны

• большая композиционная сложность

• более строгое соблюдения грамматических правил

• строгая логика и последовательность при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Видами речи являются:

• Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

• Слушание , или аудирование - восприятие и понимание звучащей речи;

• Чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Говорение

1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.

2. В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка.

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологическими высказываниями (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы); устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и пр.

Процесс вербального общения:

1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать.

Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная.

Процесс вербального общения

2 этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, осуществляется поиск нужного слова.

3 этап - проговаривание, реальное звучание речи.

Процесс вербального общения

• 1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания;

• 2 этап — построение синтаксической структуры предложения;

• 3 этап – проговаривание, реальное звучание речи.

Слушание

Ораторское искусство начинается с умения слушать. Скилеф

• Будьте физически внимательны.

• Повернитесь лицом к говорящему.

• Не притворяйтесь, что слушаете.

• Никогда не заканчивайте предложение вместо другого человека.

• Дайте собеседнику время высказаться.

• Не перебивайте без надобности.

• Отвечайте! Задавайте вопросы по сути!

Чтение

• Книга делает человека крылатым. Ф.В.Гладков

• Книга – это драгоценный сосуд, который нас наполняет, но сам не становится пустым. Декурсель

• Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни. А.М.Упит

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.

• Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста.

Письмо

Аудирование (по вариантам).

№1 - 1 а, 2 в, 3 а, 4 б, 5 а, 6 б, 7 б, 8 в, 9 в, 10 а, 11 в, 12 а

№2 - 1 в, 2 а, 3 б, 4 б, 5 б, 6 в, 7 б, 8 а, 9 б, 10 в, 11 б, 12 а

Читайте также: