Мощность 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : Мощность.

Образовательная: Ввести понятие мощности как характеристику скорости выполнения работы.

Развивающая: Развивать память, воображение, догадку и сообразительность, логическое и творческое мышление.

Воспитательная: Воспитание трудолюбия, любознательности, любви к родному краю, чувства ответственности.

Форма: Беседа, обмен мнениями, фронтальная, индивидуальная,

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный, использование мультимедийных технологий.

Оборудование:

Мультимедийный проект, плакаты с формулами, буквы, 2 молотка – большой и маленький, 2 гвоздя, 2 бруска.

I . Вступительное слово учителя.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам хорошего настроения на весь урок.

Вы познакомились с наукой физикой только в этом году. Эта наука объясняет, что все происходящее в жизни, связано с физическими законами.

Ребята, мне хочется чтобы мы сегодня с вами показали как мы любим физику, как нам нравится исследовать, открывать новое. Договорились?

1. Тело совершает работу только тогда, когда…

А) …оно движется В) …оно движется по инерции

Б) …на него действует сила Г) …на него действует сила и оно движется

2. Механическую работу вычисляют по формуле:

А) F = p • S В) А = F • s

Б) Р = m • g Г) F = g • ρ • V

3. Работу измеряют в ..

А) Джоулях В) Метрах

Б) Ньютонах Г) Паскалях

4. Какую работу совершает сила в 1Н на пути 1 м в направлении действия силы?

Б) 1 Дж Г) 10Дж

5. Вычислите работу, которую производит садовод, прикладывая к тачке с землей силу 25 Н и перемещая ее на расстояние 20 м.

А) 45 Дж В) 0,05 кДж

Б) 50 кДж Г) 500 Дж

Список вопросов :
1.Что называется механической работой? Какие два условия необходимы для совершения механической работы?
2.От каких двух величин зависит совершенная механическая работа? .
3.В каких единицах измеряется механическая работа.

4.В каких случаях работа бывает положительной? Отрицательной? Равной 0.

1. На столе стоит гиря. 6. Вода давит на стенку сосуда.

2. На пружине висит груз. 7. Мальчик поднимается вверх по лестнице.

3. Трактор тянет прицеп 8. Кирпич лежит на земле

4. Муха летит по комнате 9.Ученик запоминает формулу

5.Компьютер решает задачу 10.Тело бросили вертикально вверх

III . Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, на каждой парте имеется конверт с буквами. Внимание! Задание. По сигналу вы одновременно откроете пакеты и составите одно слово из предложенных букв. Кто выполнит, пусть поднимет руку. /С игнал/

Учитель: Какое слово у вас получилось?

Ответ учащихся: Мощность.

Итак, т ема нашего урока: Мощность. Сегодня на уроке мы попытаемся разобрать понятие мощности, как характеристики скорости выполнения работы и научимся определять мощность . Записываем дату и тему урока.

Учитель: Задание, которое вы выполнили, показало, что каждый из вас потратил определенное время для угадывания данного слова. А как вы думаете, почему одна и та же работа совершена за разное время?

/ответы учащихся/

Предположим, при выполнении строительных работ котлован необходимо засыпать песком. Экскаватору для этого понадобится несколько минут, а рабочему с помощью лопаты пришлось бы трудиться несколько часов. Но и экскаватор, и рабочий при этом выполнили бы одну и ту же работу (рис. 5).

Рис. 5. Одну и ту же работу можно выполнить за разное время

Чтобы охарактеризовать быстроту выполнения работы, в физике используется величина, называемая мощностью.

Мощностью называется физическая величина, равная отношению работы ко времени ее выполнения.

Мощность обозначается латинской буквой N.

где A – работа;

t – время выполнения работы.

Учитель : Запишем формулы в тетрадь

Учитель: Скорость выполнения работы характеризуют мощностью. Рассмотрим еще одну задачу.

Человек для переноски груза массой 200 кг на расстояние 1 км затратит 2 ч , а грузовой автомобиль выполнит это за 1 мин . Ребята, у какого тела наибольшая мощность?

Ответы учащихся: Автомобиля.

Учитель: Запишем в тетрадь определение. Чем больше скорость выполнения работы, тем большей мощностью обладает тело.

Единицей измерения мощности я системе СИ является ватт.

Один ватт – это мощность, при которой работа в один джоуль совершается за одну секунду.

Единицей мощности в системе СИ названа в честь Джеймса Уатта, который построил первую паровую машину.

Учитель: Информацию о Джеймсе Ватте прочитает …

В России от мощности двигателя в лошадиных силах зависит величина транспортного налога. Чтобы определить мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах, следует умножить показатель мощности двигателя в кВт. на 1,35962 (так утверждает Википедия в статье о Лошадиной силе)

1 л.с. = 735,5 Вт.
1 Вт = 0,00013596 л.с.

Поскольку мощность N = 1 Вт достаточно мала, часто применяют кратные единицы мощности. Какие это величины, найдем в учебнике на странице 133.

Мощность является очень важной характеристикой машин и механизмов. Она может иметь самые различные значения. Например, мощность человеческого сердца равна 2,2 Вт , а двигатели машин могут достигать сотни киловатт. /Показать паспорта машин/

Учитель: А какие машины, выпускаемые в нашей стране, с мощным двигателем вы знаете? Подсказка: эти машины участвуют в международных соревнованиях Ралли – Дакар. / Ответы учащихся.

Учитель: Правильно. Мощность двигателя автомобиля КАМАЗ равна 220 кВт . Помимо этих машин выпускаются автобусы и автомобили Ока.

Учитель: Зная мощность и время выполнения работы, можно рассчитать работу:

Водителю необходимо переехать на автомобиле лужу с илистым дном. Он решил разогнать автомобиль и на большой скорости преодолеть ее. Правильно ли он поступил? Чтобы ответить, давайте выведем и запишем формулу, связывающую мощность и скорость тела, движущегося равномерно и прямолинейно.
Объединим формулу для вычисления работы с формулой для вычисления мощности.

Вспомним теперь, что отношение пути, пройденного телом, S, ко времени движения t представляет собой скорость движения тела v.

Таким образом, мощность равна произведению численного значения силы на скорость движения тела в направлении действия силы.

Этой формулой удобно пользоваться при решении задач, в которых сила действует на тело, движущееся с известной скоростью.

У нас получилась еще одна формула для расчета мощности, которую мы будем использовать при решении задач.
Ответим на вопрос: Правильно ли поступил водитель?

(Формула показывает, что при одной и той же мощности, но при меньшей скорости, сила должна быть большей (произведение Fv=N остается постоянным). Поэтому при прохождении трудных участков пути коробку передач автомобиля переключают на меньшую скорость.)
V . Физкультминутка.

Что мы совершали, передавая мяч?
- Работу.
VI . Закрепление пройденного материала. Решение задач.

Учитель: И наконец, мы проведем эксперимент. Приглашается самый смелый ученик. /Приглашается ученик.

Учитель: Два одинаковых гвоздя надо забить в деревянную дощечку. В первом случае маленьким молоточком, во втором – большим.

Учитель: Ребята, посмотрите, какой он молодец. Будущий семьянин.

Учитель: Что мы увидели с вами? /ответы учащихся/

Учитель: Почему большим молотком гвоздь забивается в дощечку быстрее? /ответы учащихся/

VII . Итог урока.

Учитель: Ребята, для того, чтобы завершить урок, мы должны с вами выполнить два задания. И если вы справитесь, я буду уверена, что вы усвоили урок. Работаем в телешколе тема 27 Задание 5.54 Решите задачи.

Учитель: Домашнее задание: § 54;упр 29 № 3,5 зад18 №1.) /Показ слайда № 28/

Спасибо за интересный урок

VIII . Рефлексия.

Ребята у вас на партах лежат желтые, зелёные и красные кружки.

Красный – тема очень сложная и мне нужна дополнительная работа с учителем по этой теме.

Жёлтый – тема сложная, но мне достаточно ещё раз самому сесть и прочитать параграф учебника. Почитать конспекты. Выполнить вдумчиво домашнее задание.

Зелёный – тема несложная. Я легко справлюсь с домашним заданием.

Поднимите тот, который ближе всего отражает ваше настроение в конце урока.

Данная тема формирует первичное представление о мощности и важно основательное понимание учащимся основных понятий. Учащиеся вовлечены в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение); используются внутрипредметные и межпредметные связи (техника, математика); используется информация для общего развития (таблица мощностей).

Далее подразумевается проведение урока по решению задач на использование формул механической работы и механической мощности с целью закрепления и углубления полученных знаний.

Для реализации занятия используется презентация, материалы коллекции ЦОР, интерактивная доска с целью повышения быстрой воспримчивости информации учащимися, привлечения внимания и оперативной подачи материала учителем.

Методические рекомендации по проведению урока

Задачи:

  • образовательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
  • развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие практических навыков.
  • воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих УУД:

Личностных: Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию, формировать целостную картину мира, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).

Метапредметных:

  • Коммуникативные: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  • Познавательные: Выделять существенную информацию, формировать исследовательские действия, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.
  • Регулятивные: Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач, формировать умение работать с ЭОР.

Предметных: Понимать смысл понятия мощность, физической величины мощность, ее единиц измерения, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры практического применения мощности, способов его уменьшения и увеличения, решать задачи на применение мощности, использовать приобретенные знания в повседневной деятельности для нахождения мощности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, практические задания, решение задачи физического содержания.

Межпредметные связи: техника, математика, история

Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска.

Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: деревянный брусок, динамометр, металлический цилиндр.

План урока:

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

(приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, ознакомление учащихся с планом урока, с системой оценивания)

II. Актуализация и проверка знаний (10 мин.)

  • От каких величин зависит механическая работа? Как найти механическую работу?
  • Назовите единицу работы в системе СИ.
  • Какие еще единицы работы вы знаете?
  • В каких случаях работа силы: положительна, отрицательна, равна нулю?
  • Выразите в единицы системы СИ: 0,4 кДж, 1,5 кДж, 0,06 МДж, 0,002 МДж, 23 МДж
  • переведите в кДж: 432 000 Дж, 35 400 Дж, 5 650 000Дж, 120 000 Дж.

Работа по карточкам (приложение у автора).

III. Изучение нового материала (12-13 мин.)

  • Первый подъемный кран поднимает плиту массой 3 т на высоту 15 м за 1 минуту. Определите, какую работу совершает кран за 1 с?
  • Второй подъемный кран поднимает плиту массой 5 т на высоту 15 м за 2 минуты. Определите работу крана за 1 с?

Если два крана выполняют одинаковую работу, какой из них быстрее справится?

Вывод: работа совершаемая кранами за 1секунд, различна.

  • Одинаковую ли работу совершат человек и экскаватор при рытье траншеи, если ширина, глубина и длина траншей одинаковы? Есть ли отличия в совершенной работе?
  • Одинаковую ли работу совершат лошадь и трактор при вспашке участка, если ширина и длина участков одинаковы? Есть ли отличия в совершенной работе?
  • Приведите примеры из собственного опыта, иллюстрирующие ситуацию, когда одна и та же работа совершатся за разное время.

Ответ: человек выполнить работу дольше, экскаватор быстрее; лошадь выполнить работу дольше, трактор быстрее.

Вывод: на совершение одинаковой работы требуется различное время.

Значит, необходимо ввести величину, которая бы характеризовала быстроту выполнения работы.

Такая величина в физике называется – мощность.

Тема нашего урока – Мощность. Единицы мощности.

Определим эту величину.

Мощность равна отношению работы, совершаемой в течение некоторого времени, к этому времени

N – мощность (Вт)
А – работа (Дж)
t – время (с)

Вывод: у кранов – различная мощность; у человека и экскаватора, лошади и трактора и др. – различная мощность.

В системе СИ Единицей мощности является ватт (1 Вт). 1 Вт – это мощность, при которой работа в 1Дж совершается за 1с. Называется такая единица Ватт. (Мультимедийный учебник физики 7 класса А.В. Перышкина)

1 Ватт = 1 Джоуль / 1 секунда

1 Вт = 1 Дж / 1 с

Используются дольные и кратные единицы:

1 мВт = 0,001 Вт

1 кВт = 1000 Вт

1 МВт = 1 000 000 Вт

IV. Этап исследовательской работы учащихся (7 мин.)

Фронтальные опыты (инструктаж по его выполнению)[2]

Опыт 1. Определение мощности, развиваемой человеком при перемещении груза.

Цель опыта: научиться вычислять мощность.

При помощи динамометра равномерно переместить брусок по столу на расстояние 30-40 см. Измерить время, за которое переместили брусок. Определить действующую силу, работу выполняемую силой. Рассчитать мощность, которую развивали при перемещении груза.

Опыт 2. Определение мощности, развиваемый человеком при подъеме груза.

Цель опыта: научиться вычислять мощность.

Поставить металлический цилиндр на пол. Равномерно поднимать цилиндр с помощью динамометра на стол. Чему равна сила? Чему равна высота, на которую подняли цилиндр? Найти работу выполняемую силой. Рассчитать мощность, которую развивали при поднятии цилиндра.

V. Физкультминутка

Выбери правильные утверждения

  • Мощность характеризует скорость выполнения работы.
  • Мощность показывает работу, выполняемую за единицу времени.
  • Мощность это работа и определяется временем его выполнения.
  • Чем меньше работа, выполняемая за определенное время, тем меньше мощность.
  • Чем меньше работа, выполняемая за 1 с, тем меньше мощность.
  • Чем больше времени нужно для выполнения работы, тем меньше мощность.

А теперь давайте попытаемся разобраться, какая связь существует между работой и мощностью; работой и временем.

Вертолет Ми-4 за 10 c выполнил работу равную 12 МДж,
Вертолет Ка-18 за 10 cвыполнил работу равную 2,06 МДж.
Найдите мощности вертолетов.

Проверь ответы по Таблице мощностей[3]

Учащиеся самостоятельно формулируют выводы:

  • если работы одинаковы – чем больше время, тем меньше мощность.
  • если время одинаково – чем больше работа, тем больше мощность.

Вывод: мощность показывает, какая работа совершается за 1 с.

Решение задачи из коллекции ЦОР (интерактивная задача) [4]

VII. Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (выставление оценок) (2 мин.)

1. § 54 изучить, упр. 29 выполнить

2. Задание из карточки (раздаются учащимся)

Выразите в единицы системы СИ: 0,6 кВт, 1,7 кВт, 0,05 МВт, 0,023 МВт, 67 МДж, 290000 мВт

Переведите в кВт: 345 000 Вт, 76 100 Вт, 1 650 000 Вт, 560 000 Вт.

3. Выясните, какую мощность имеют бытовые приборы, используемые в вашем доме.

Критерии оценок

За правильное выполнение задания из карточек и ответы на вопросы – 3 балла


Однако одну и ту же работу мы можем выполнить за разный промежуток времени. Так вот, для описания быстроты совершения работы вводится физическая величина, называемая мощностью, с которой мы и познакомимся в ходе этого урока.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мощность"

"Жизнь учит только тех, кто её изучает"

В.О. Ключевский

В этой теме речь пойдёт о мощности.

В прошлой говорилось о физической величине — механической работе. Механическая работа — это скалярная физическая величина, пропорциональная приложенной к телу силе и пройденному телом пути. Единицей работы в системе СИ является Дж (джоуль). 1 Дж — эта работа, совершаемая силой 1 Н на пути, равном 1 м.

Было установлено, что механическая работа характеризует результат действия на тело силы на пройденном им пути. При отсутствии движения тела силы, действующие на тело, не совершают работы.

Однако одну и ту же работу можно выполнить за разный промежуток времени. Рассмотрим простой пример: человеку, для перемещения груза массой 20 кг на расстояние в 3 км необходимо затратить около 2 часов, а автомобилю для этого достаточно нескольких минут. Работа выполняется одинаковая. Одинаковая масса перемещается на одно и то же расстояние. Но быстрота совершения работы силой человека и силой тяги автомобиля разная. За единицу времени сила тяги автомобиля выполняет работу большую, чем сила человека. Для описания быстроты совершения работы вводится физическая величина, называемая мощностью.

Мощность — это физическая величина, численно равная работе, совершенной за единицу времени. Обозначается мощность латинской буквой N.

За единицу мощности в системе СИ принимается мощность, при которой действующая на тело сила за 1 с совершает работу в 1 Дж. Эта единица мощности называется ватт (Вт) в честь английского изобретателя Джеймса Уатта.


Для измерения больших мощностей ис­пользуются кратные единицы: гВт (гектоватт), кВт (киловатт) и МВт (мегаватт). А для малых мощностей употребляются дольные единицы: мВт (милливатт) и мкВт (микроватт).

Автомобилисты по традиции используют старинную единицу мощности — лошадиную силу (л.с.). 1 л.с. — это мощность, которую развивает лошадь при подъеме груза, массой 75 кг на высоту 1 м за 1 с.



Опытный водитель всегда разумно использует мощность своей машины, управляя скоростью вращения колес. Почему? Запишем формулу мощности.

Распишем работу, как произведение силы и пройденного под действием этой силы пути.

Так как , то, можно записать, что мощность равна произведению силы, действующей на тело, и скорости тела.

Таким образом, при заданной мощности, чем меньше будет скорость тела, тем больше будет сила, действующая на него. Вот почему водители тракторов, вспахивая землю, т.е. когда требуется большая сила, едет на малой скорости, чтобы увеличить силу тяги двигателя. То же самое делает и водитель машины, трогаясь с места или двигаясь в гору. Именно для этого в автомобилях и тракторах есть специальное устройство для переключения скорости вращения колес — коробка передач, рукоятка которой расположена близко к правой руке водителя.

Зная мощность механизма, можно рассчитать работу, совершаемую этим механизмом за какой-нибудь промежуток времени.

Задача 1. Найдите мощность механизма, с помощью которого совершена работа в 3 МДж за 2 минуты.


Задача 2. На уроке физкультуры мальчик массой 50 кг поднялся по канату на высоту 6 м за 8 с. Определите среднюю мощность, развиваемую мальчиком при подъеме.


Задача 3. Определите мощность падающей воды, протекающей через плотину Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, высота которой 242 м, а максимальный расход воды составляет 1434000 м 3 /мин.


Основные выводы:

– Мощность – это скалярная физическая величина, характеризующая быстроту совершения работы:

Единица мощности в системе СИ является Вт (ватт).

– 1 Вт — это мощность, при которой за 1 с совершается работа 1 Дж.

– Одинаковую мощность можно получить либо при большой скорости и небольшой силе, либо, наоборот, при малой скорости и большой силе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: - изучить понятие мощности, познакомиться с формулой для расчёта мощности.

Задачи:

образовательные: -сформировать общие представления о мощности и способе определения этой физической величины, - изучить единицы измерения мощности, обозначение мощности , - экспериментально исследовать зависимость мощности от работы. - научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни. развивающие: - продолжить работу по формированию умения - обобщать опытные данные; - сравнивать их и делать выводы; - работать самостоятельно; - совершенствовать умение работать с различными источниками информации сети Интернет; - обогащать словарный запас учащихся, укреплять внутрипредметные и межпредметные связи средствами ЕК ЦОР и ФЦИОР; воспитательные: - развивать коммуникативные умения, способствовать формированию чувства коллективизма, взаимовыручки и взаимопомощи. -формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.

Тип рассматриваемого урока : изучение нового материала.

Оборудование: динамометр, брусок, наклонная плоскость, секундомер, линейка метровая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний и умений по физике, коммуникативные навыки в процессе совместного выполнения практического задания в группе;

информационно-коммуникационная: осуществлять поисковое чтение, сбор, переработку и представление информации по заданной теме, передавать содержание информации адекватно поставленной цели;

воспитательная: воспитывать убежденность в возможности познания законов природы; уважительное отношение к мнению оппонента при обсуждении проблем;

рефлексивная: оценивать свою деятельность, предвидеть возможные результаты своих действий, учитывать мнения других людей при определении собственных позиций и самооценки.

Тип урока: комбинированный урок.

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам хорошего настроения на весь урок.

Вы познакомились с наукой физикой только в этом году. Эта наука объясняет, что все происходящее в жизни, связано с физическими законами.

Ребята, мне хочется чтобы мы сегодня с вами показали как мы любим физику, как нам нравится исследовать, открывать новое. Договорились?

Напомните мне: С какой физической величиной мы познакомились на прошлом уроке? ( Работа). Начнем урок с повторения основных теоретических понятий. Решим тест.

Вариант I

1. Укажите, в каком из перечисленных случаев совершается механическая работа.

А. Вода давит на стенку сосуда.
Б. Мальчик удерживает ведро с водой в руках.
В. Капля воды падает вниз.

2. Укажите единицы измерения, которые не являются единицами измерения работы.

А. кДж.
Б. МДж.
В. Дж. Г. Нм.
Д. Н.

3. Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, ровно половину воды из бочки вычерпала девочка, оставшуюся часть воды – мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик?

А. Мальчик совершил большую работу, чем девочка.
Б. Девочка совершила большую работу, чем мальчик.
В. Одинаковую.

4. Определите работу, совершаемую при подъеме груза весом 4 Н на высоту 40 см.

А. 0,1 Дж.
Б. 10 Дж.
В. 1,6 Дж.
Г. 80 Дж.

5. Телом совершается положительная работа, если

А. сила направлена по движению тела
Б. сила направлена против движения тела
В. направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения

Вариант II

1. Укажите, в каком из перечисленных случаев совершается механическая работа.

А. Мальчик поднимается вверх по лестнице.
Б. На пружине висит груз.
В. Человек держит тяжелый мешок на плечах.

2. Для вычисления работы надо силу …

А. умножить на площадь.
Б. разделить на площадь.
В. умножить на путь.
Г. разделить на путь.

3. По наклонному желобу скатываются деревянный и стальной шарики одинакового объема. Одинаковую ли работу совершит сила тяжести при скатывании каждого из этих шаров?

А. При скатывании деревянного шара совершается большая работа.
Б. При скатывании стального шара совершается большая работа.
В. Одинаковую.

4. Вычислите работу, произведенную силой 0,02 кН, если расстояние, пройденное телом по направлению действия этой силы, равно 20 м.

А. 0,4 Дж.
Б. 10 Дж.
В. 20 Дж.
Г. 400 Дж.

5. Телом совершается отрицательная работа, если

А. сила направлена по движению тела
Б. сила направлена против движения тела
В. направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения

1) Почему в остальных случаях работа не совершается? Какое условие не выполняется?
2) Как соотносятся единицы измерения работы между собой? Какая из них самая крупная, самая маленькая?
3) Как вычислить работу?
4) Почему работа неодинакова?
5) Как найти работу, совершаемую для подъема груза? Как найти силу, необходимую для подъема груза?

III. Ориентировочно-мотивационный этап

1) Одинаковую ли работу совершат человек и экскаватор при рытье траншеи, если ширина, глубина и длина траншей одинаковы? Есть ли отличия в совершенной работе?

2) Одинаковую ли работу совершат лошадь и трактор при вспашке участка, если ширина и длина участков одинаковы? Есть ли отличия в совершенной работе?

3) Приведите примеры из собственного опыта, иллюстрирующие ситуацию, когда одна и та же работа совершатся за разное время.
Чтобы характеризовать быстроту совершения работы в технике используют физическую величину – мощность.

Сформулируйте задачу урока. [Выяснить: что такое мощность?] Запишите в тетрадях число и тему урока

IV. Этап изучения нового материала

1) Составим план решения поставленной учебной задачи. Что мы хотим знать о мощности как о физической величине? [Определение, формула, единицы измерения, способы измерения]

2) Как мы можем получить ответ на поставленные вопросы? [Прочитать в учебнике, обсудить в классе]

Задание: прочитайте текст на стр. 132-133 учебника (с карандашом в руках), подготовьтесь рассказать о мощности как о физической величине.

Замечание: Напоминаю, что сначала в определение указывается классифицирующий признак понятия, а затем его отличительный признак, определение физической величине можно давать через физический смысл, можно через формулу определение, а можно через то и другое вместе.

Затем обсуждаются остальные вопросы:

– Какой буквой обозначается мощность?

– Прочитайте формулу мощности.

– Как называется единица мощности? В честь кого названа эта единица? Какие еще единицы мощности используют в технике? Какая из них самая маленькая, а какая самая крупная?

5) Учащиеся оформляют план конспект урока

Бланк конспекта урока (рисунок 1).


6) Заполните магический треугольник.

– Как найти работу, зная время и мощность?

– Как найти время совершения работы, зная работу и мощность.

. Этап первичного закрепления знаний

1) В каких единицах измеряется мощность?

А. 1Н Б. 1Па В. 1Дж Г. 1Вт

2) Атомная электростанция имела мощность 5 МВт.

Какова мощность двигателя в ваттах?

А. 500Вт Б. 5000Вт В. 5 000 000Вт

3) Велосипедист за 5 с совершил работу

400 Дж. Вычислите мощность велосипедиста.

А. 80 Вт Б. 2000 Вт В. 50 Вт Г. 8 Вт

4) Какую работу совершит за 4 с двигатель мощностью 500 Вт?

А. 125 Дж Б. 200Дж В. 2000 Дж Г. 1000 Дж

5) Сколько киловатт в 3 МВт?

А. 3 кВт Б. 30 кВт В. 3000 кВт

Г. 3 000 000 кВт

1) Экспериментальная задача

Вычислите мощность при подъеме груза на высоту 1.5 м

– Какие величины нужно измерить?

– Какие приборы потребуются?

К доске вызывается 2 ассистента. Один из ассистентов проводит измерение времени секундомером, силы динамометром и высоты подъема метровой линейкой, другой – делает записи на доске и оформляет решение в виде задачи.

Замечание: перед началом каждого измерения определяется цена деления.

Запись на доске и в тетрадях:


А = 1 Н · 0,48 м = 0,48 Дж
N = 0,48 Дж / 3,4 с = 0,14 Вт

– В каких единицах дана мощность двигателей в этой таблице?

4) Беседа по вопросам:

– Как велика мощность человека?

(Подсказка: ищите ответ на вопрос на стр. 134 учебника).

– Может ли человек по мощности сравниться с лошадью?

Учитель: Информацию о Джеймсе Ватте прочитает …

В России от мощности двигателя в лошадиных силах зависит величина транспортного налога. Чтобы определить мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах, следует умножить показатель мощности двигателя в кВт. на 1,35962 (так утверждает Википедия в статье о Лошадиной силе)

1 л.с. = 735,5 Вт.
1 Вт = 0,00013596 л.с.

Поскольку мощность N = 1Вт достаточно мала, часто применяют кратные единицы мощности. Какие это величины, найдем в учебнике на странице 133.

Мощность является очень важной характеристикой машин и механизмов. Она может иметь самые различные значения. Например, мощность человеческого сердца равна 2,2Вт, а двигатели машин могут достигать сотни киловатт. /Показать паспорта машин/

Как вы думаете, какую мощность могут развивать ваши мышцы?

VI. Решение учебной задачи в новых условиях

Задание : Определите мощность, развиваемую мышцами ног при беге по лестнице с первого на третий этаж.

– Какую силу преодолевают мышцы ног при беге вверх по лестнице, при прыжках в высоту? (Силу тяжести).

– Как найти силу тяжести, действующую на человека? Какие измерения для этого необходимо сделать?

Массу будем измерять с помощью напольных электронных весов.

– Какие еще приборы потребуются для измерения мощности?

Представители групп получают секундомеры, метровые линейки и бланки отчетов (приложение 4).

После короткого совещания и распределения обязанностей в группе ученики приступают к выполнению задания.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

Представление полученных результатов, обсуждение сложностей возникших при решении учебной проблемы, взаимооценка.

Читайте также: