Мориц трудолюбивая старушка конспект урока 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества.

Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Работа с загадками на с. 24—25.

— Распределите загадки на тематические группы: животные, сад и огород, книга и письмо. Дополните каждую группу загадками, которые вы знали раньше.

III. Речевая разминка

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай —

Они всему научат.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем,

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем.

- Прочитайте медленно (еще: с ускорением; грустно, весело).

IV. Введение в тему урока

— Любите ли вы сказки? Как бы вы объяснили: что такое сказка? (Высказывания детей.)

Материал для учителя

Самым первым творцом сказок был народ. Люди жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, а бороться с ним.

Сказки бывают разные. Есть волшебные, — в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, — в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, — в них описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль.

Сегодня мы начинаем изучение русских народных сказок.

V. Работа по теме урока

- Что говорил о сказке А. С. Пушкин?

— Чему учит сказка? (Отличать добро от зла, хорошее от плохого.)

— Какие сказки автор называет вечными? (Народные.)

VI. Физкультминутка

(Под речевку учителя дети делают упражнения на коррекцию вдоха и выдоха, имитируя нюхание цветов.)

Цветы

Будем нюхать мы цветы

Нюхать астру, нюхать мак,

Нюхать мальву, портулак,

Нюхать розу, лилию,

И фиалки, и пионы.

Мы по нюху — чемпионы.

VII. Закрепление изученного

1. Работа с иллюстрацией

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 29. Какие сказки вспоминаются? Чему они учат?

2. Рассказ учителя о Ю. Мориц

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Юнны Мориц о сказках.

Материал для учителя

Юнна Петровна Мориц — русская поэтесса. Родилась 2 июня 1937 г. в Киеве. Ее отец работал инженером на транспорте, мать давала уроки французского языка и математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и даже дровосеком.

В год рождения Юнны по доносу арестовали отца, а через несколько месяцев признали невиновным. Он вернулся, но стал быстро слепнуть.

В 6 — 7 лет Юнна ходила в госпиталь, читала раненым стихи, писала письма на фронт, вышивала кисеты. Обычные для детей тех лет занятия стали чем-то вроде первых уроков поэтической словесности.

В 1954 г. Юнна закончила школу в Киеве и поступила на заочное отделение филологического факультета. Училась она всегда отлично: и в школе (золотая медалистка), и на филфаке Киевского университета. В 1955 г. поступила на дневное отделение поэзии Литературного института имени М. Горького и окончила его в 1961 г.

(Учитель читает стихотворение на с. 30—31.)

- Герои каких сказок изображены на с. 30—31?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Определите, какое настроение передает автор в стихотворении.

- Какие слова выделим при чтении?

- Прочитаем вместе медленно и определим, где сделаем короткие паузы, а где длинные.

- Прочитаем стихотворение выразительно.

1. Он и дурак, и царевич; задания королей исполняет, молодых царевен из беды выручает. (Иван.)

2. Живет в русских сказках, красоты неописуемой. Много горестей и бед доставляет Ивану-царевичу, а перья ее очень ценятся у царей. (Жар-птица.)

3. Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать. (Крошечка-хаврошечка.)

4. Живет в лесу, все живое ему подчиняется. А того, кто в лес попадет, — закрутит, обманет и назад не выпустит. <Леший.)

5. На цепях висит, пить просит. А смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, дуб на острове, а остров неизвестно где. (Кощей.)

6. Он и щуку поймал, и на печке ездил, и на царской дочери женился. (Емеля.)

7. Она самая хитрая в русских сказках. Всех вокруг пальца обвела: и зайца, и волка, и медведя, и старика со старухой. (Лиса.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю. Мо­риц .

Познавательная: учить определять главную мысль стихотворения;

Развивающая: продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Воспитательная: прививать интерес к чтению, истории.

Тип урока: урок открытия нового знания .

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД: осознавать, что такое учебная задача урока, где в учебнике он зафиксирован, в диалоге с учителем принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение названия темы раздела и урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные УУД: учащиеся должны уметь предпо­лагать на основе названия и иллюстраций к произведению, о чем оно, определять главную мысль произведения .

Коммуникативные УУД: работать в паре, выслушивая мнения друг друга.

Личностные УУД: проявлять интерес к чтению книг и самому процессу чтения; воспитывать бережное отношение к учебникам и книгам.

Оборудование: ИКТ и мультимедийная система , электронное приложение, учебник литературное чтение для 2 класса Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская.

Организационный момент

Речевая разминка

На диван решил прилечь.

Дайте что-нибудь принять.

Витамины, что ли.

Слабость чувствовал опять

Я сегодня в школе.

Мать меняется в лице,

Очень любят дети.)

Мать на Петеньку глядит

И, вздохнув украдкой,

Просит: пусть он не сидит

Долго над тетрадкой.

Что ж, пожалуй, ты права,

- Стонет хитрый малый. —

Отдохну часочка два.

Я такой усталый!

И гора свалилась С плеч.

Катает кошка на крыльце.

Как вы поняли эти строчки?

В чем главный смысл стихотворения?

Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

Прочитайте, начиная громко, постепенно затихая.

Прочитайте выразительно это стихотворение.

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Что вы узнали на прошлом уроке о художниках-иллюстра­торах?

Расскажите, как вы выполнили домашнее задание. Пока­жите, какие альбомы у вас получились.

Молодцы! Но не забывайте заполнять его. В конце учебного года проведем конкурс на лучший альбом иллюстраций, подведем итоги и выберем победителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и с но­вым произведением.

Работа по теме урока

Перечитайте еще раз текст речевой разминки. Вспомните, как мы определили тему стихотворения. (Высказывания детей.)

Рассмотрите иллюстрации на с. 20-21, прочитайте название стихотворения и предположите, о чем оно. (Предположе­ния учеников.)

Прочитаем стихотворение и проверим наши предполо­жения.

(Вопросы и задания после чтения.)

Какие слова и выражения вам непонятны? Найдите значе­ние слова залпом.

(Дети находят значение слова в словарике на с. 153.)

Какое это стихотворение: веселое или серьезное, поучи­тельное?

Как названы в стихотворении кошка, мышка, мальчишка? Почему?

Кто им противопоставлен в стихотворении?

В каких строчках стихотворения выражена главная мысль? Докажите.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Приготовьтесь читать стихотворение выразительно. (Дети читают про себя, а потом вслух в паре, затем всему классу.)

Что вы знаете об авторе стихотворения? Какие стихи Ю. Мориц вы читали?

Материал для учителя

В 1954 г. Юнна закончила школу в Киеве и поступила на заочное отделение филологического факультета Киевского университета.

В 1955 г. Мориц поступила на дневное отделение поэзии Литератур­ного института им. М. Горького и окончила его в 1961 г.

Что вы узнали об авторе?

(Дети рассказывают, что им запомнилось.)

VIII. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам показалось особенно интересным?

Какое произведение читали на уроке?

В чем его главная мысль?

Что узнали об авторе?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Можно приготовить выразительное чтение любого другого стихотворения этого автора. Принести свою любимую книгу.

А. Барто
Учитель: - Как вы поняли эти строчки?
- В чем главный смысл стихотворения?
- Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.
- Прочитайте, начиная громко, постепенно затихая.
- Прочитайте выразительно это стихотворение.
Актуализация знаний.
Постановка целей урока
Учитель: - Что вы узнали на прошлом уроке о художниках-иллюстра¬торах?
- Расскажите, как вы выполнили домашнее задание.
- Покажите, какие альбомы у вас получились.
- Молодцы! Но не забывайте заполнять его. В конце учебного года проведем конкурс на лучший альбом иллюстраций, подведем итоги и выберем победителя.
Учитель: - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и с но¬вым произведением.
Работа по теме урока
Учитель: - Перечитайте еще раз текст речевой разминки. Вспомните, как мы определили тему стихотворения.
(Высказывания детей. Рассмотрите иллюстрации на с. 20-21, прочитайте название стихотворения и предположите, о чем оно)

Оценить 147 0

Конспект урока по литературному чтению

с использованием здоровьесберегающих технологий

познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю. Мо­риц;

учить определять главную мысль стихотворения; прививать интерес к чтению, истории;

продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке;

отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь предпо­лагать на основе названия и иллюстраций к произведению, о чем оно, определять главную мысль произведения, работать в паре.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, портрет и книги Ю. Мориц.

Организационный момент

Речевая разминка

На диван решил прилечь.

Дайте что-нибудь принять.

Витамины, что ли.

Слабость чувствовал опять

Я сегодня в школе.

Мать меняется в лице,

Витамины А, Б, Ц

Предлагает Пете.

Очень любят дети)

Мать на Петеньку глядит

И, вздохнув украдкой,

Просит: пусть он не сидит

Долго над тетрадкой.

Что ж, пожалуй, ты права, —

Стонет хитрый малый. —

Отдохну часочка два.

Я такой усталый!

И гора свалилась с плеч.

Витамины А, Б, Ц

Катает кошка на крыльце.

Учитель: - Как вы поняли эти строчки?

- В чем главный смысл стихотворения?

- Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

- Прочитайте, начиная громко, постепенно затихая.

- Прочитайте выразительно это стихотворение.

Актуализация знаний.

Постановка целей урока

Учитель: - Что вы узнали на прошлом уроке о художниках-иллюстра­торах?

- Расскажите, как вы выполнили домашнее задание.

- Пока­жите, какие альбомы у вас получились.

- Молодцы! Но не забывайте заполнять его. В конце учебного года проведем конкурс на лучший альбом иллюстраций, подведем итоги и выберем победителя.

Учитель: - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и с но­вым произведением.

Работа по теме урока

Учитель: - Перечитайте еще раз текст речевой разминки. Вспомните, как мы определили тему стихотворения.

(Высказывания детей. Рассмотрите иллюстрации на с. 20-21, прочитайте название стихотворения и предположите, о чем оно)

Учитель: - Прочитаем стихотворение и проверим наши предполо­жения.

(Вопросы и задания после чтения)

Учитель: - Какие слова и выражения вам непонятны? Найдите значе­ние слова залпом.

(Дети находят значение слова в словарике на с. 153)

Учитель: - Какое это стихотворение: веселое или серьезное, поучи­тельное?

Учитель: - Как названы в стихотворении кошка, мышка, мальчишка? Почему?

Учитель: - Кто им противопоставлен в стихотворении?

Учитель: - В каких строчках стихотворения выражена главная мысль? Докажите.

Физкультминутка

На уроке отдохнём –
На рыбалку мы пойдём!
Накопаем мы червей,
Удочку возьмём скорей,
И вприпрыжку побежим –
Порыбачить мы хотим.
В воду удочку закинем,
Посидим тихонько.
Рыбка, кажется, клюёт?
Вытащим легонько.
Ах, какая красота –
Рыбка небольшая.
Пусть живёт себе в реке,
Выпущу тебя я!
Быстро в школу побежим –
Вот такой у нас режим.

Продолжение работы по теме урока

Учитель: - Приготовьтесь читать стихотворение выразительно.

(Дети читают про себя, а потом вслух в паре, затем всему классу)

Учитель: - Что вы знаете об авторе стихотворения? Какие стихи Ю. Мориц вы читали?

Материал для учителя

Учитель: - Что вы узнали об авторе?

(Дети рассказывают, что им запомнилось)

Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам показалось особенно интересным?

Какое произведение читали на уроке?

В чем его главная мысль?

Что узнали об авторе?

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Можно приготовить выразительное чтение любого другого стихотворения автора.

Цели: 1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи.

Продолжить знакомство с творчеством Ю. Мориц, учить определению жанра и темы художественного произведения, совершенствовать навыки анализа, делать выводы.

2.Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости. 3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание.

Оборудование: интерактивная доска , презентация реквизиты для инсци-нирования, иллюстрации к произведению, конверты для составления кластератесты Тип урока: Знакомство с новым материалом. Методы: проблемный ,частично – поисковый ,наглядный ,игровой Формы работы: фронтальная, индивидуальная ,парнаяТехнология: элементы развивающего обучения, ИКТ, здоровьесберегающая.

Ход урока I. Вводно – мотивационный этап. 1. Психологический настрой Давайте повернёмся к гостям, и поздороваемся.И друг другу улыбнитесь. Когда мы улыбаемся, то работают 32 мышцы лица, а когда хмуримся – 17. Значит полезнее улыбаться. Ну вот мы уже начали трудиться на уроке.

- Какой жанр литературы мы изучаем.

Устное народное творчество или фольклорные мотивы

-назовите разделы этого жанра

Пословицы, сказки, поговорки, потешки, песенки, загадки.

Прочитайте девиз урока.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

II. Операционно – познавательный этап 1. Выход на тему и цель урока.

- Как вы думаете, какое, слово лишнее в строке. Объясните свой выбор.

Работа , скука, лодырь превращать, зевота

Ленивый , трудолюбивая, метёт, добрейшая

Значит наш урок будет посвящен разделу –Части речи.

- на какие две большие группы делятся части речи?

- Самостоятельные и служебные.

У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете. Представление гостей. а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые. Как зовут нашего гостя? (Имя существительное) (слайд № 2) – Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы. мышка, кошка, мальчишка, старушка, мушка, избушка Итак: Что обозначает существительное?

- На какие вопросы оно отвечает?

-Назовите грамматические категории имени существительного б) Встречайте второго гостя Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие. Оно с существительным живёт на редкость дружно, Изменит окончание, когда ему нужно. Оно его не бросит в воде и на земле: Стоит в одном с ним роде и в одном числе. – Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное) (слайд № 3) А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному? ▪ Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая. ▪ Мальчишка был (какой?), а стал другой, весёлый ▪ Бабушка была (какая?) а стала красивой, молодой, модной, : Итак: Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

-Назовите грамматические категории имени прилагательного.в) Встречайте третьего гостя Я, страшное дело, какой деловой, В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю, Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю, Укроп поливаю, кусты подстригаю, И чисто – пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол) (слайд № 4) Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении. Так какие действия выполняет глагол? (Что делает?) Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.) : Итак: Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? (молодцы)

Итак, какие части речи вы знаете??

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог

4.Этап частичного закрепления.

Посмотрите на таблицу в учебнике, что заметили?

- Появилась ещё одна самостоятельная часть речи.

В чём сходство с именем существительным?

Местоимение указывает на предмет, но не называет его.

-Давайте , пользуясь знаниями о частях речи применим свои знания.

Задания, вы должны выполнить в паре. Вам нужно придумать свой ход выполнения упражнений без использования тетрадей. Найти подходящий выбор для выполнения. ( 6 мин)

Упр. 206, (1часть) 208,210, 212 ( устно в учебнике)

-Когда пара закончить все задания, посигналит своими

- Кто испытывал затруднения?

5 Этап перехода к литературному чтению.

- Ребята, назовите предметы , которые были у дедушки существительного?

Мышка, кошка, мальчишка, мушка, старушка, избушка- это герои нашей стихотворения, автором которой является Юнна Мориц. ( слайд)

Стихотворение Крыша. –( опережающее задание)

Какое настроение про прослушивании стихотворения?

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Хорошо живётся героям?

-Какое чувство вы испытываете к старушке? Почему? А к остальным жителям?

За старушку обидно, за жителей – стыдно.

- Прочитайте сказку самостоятельно, подчеркните имя прилагательное, которое повторяется.

Ленивый, ленивая, ( лень – Ожегов, опережающее задание)

Пословицы: У лентяя Федорки, всегда отговорки.

Кто ленив, тот соплив.

- Почему они повторяются ( рассказывают какой мальчишка, какая мышка) то есть дают характеристику нашим героям.

Найди прилагательные, которые характеризуют старушку.

Добрейшая, неленивая, трудолюбивая.

- Докажите словами стихотворения. (глаголы)

- За мышку-………. за мальчишку-………. за мушку-………., за кошку-………. .

- Верно ли поступает старушка?

- Ответьте на вопрос в конце стихотворения.

Как жили бы в этой

Не будь на земле

Чтение стихотворения выразительно .

Составление кластера. ( по частям речи) Работа в парах.

Сейчас, для вас творческое задание. Вам надо ответить на вопрос в начале стихотворения.

Написать небольшое пожелание, совет старушке.

д/з. Выучить своё стихотворение Юнны Мориц

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Читайте также: