Моральные правила поведения конспект

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебники, задания группам, фломастеры, листики (кирпичики), список нравственных и безнравственных качеств людей, 1/3 листа в линейку, рисунок школы, фломастеры, клеящие карандаши.

1. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята! Делу – время, потехе – час.
– Садитесь, начнем урок.

2. Постановка цели и задач урока

– Внимательно послушайте и отгадайте загадку.

В этом заведении
Все перебывали,
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья. (Школа)

– Прочитайте тему нашего урока.

– Сформулируйте цели урока (Вспомнить, что такое мораль, какие существуют правила морали, какие из них применяют в школе)

3. Актуализация знаний

– Давайте с помощью словаря учебника вспомним, что такое мораль.
– Прочитайте. (Мораль – правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми)
– Что помогает ученикам осуществлять достойное поведение в школе? (Этикет)
– Прочитайте в учебнике, что такое этикет. (Этикет – принятый порядок поведения, который устанавливает форму для фраз, жестов, одежды в разных ситуациях: за столом, на празднике, при встрече и т.д. Формы этикета поддерживают вежливые отношения между людьми, помогают соблюдать правила морали (этики))

4. Обобщение и систематизация знаний

– А помните ли вы, кто на Руси впервые упоминал правила этикета? Давайте послушаем ваших одноклассников.

В ХХI веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

– Правил этикета очень много. Как вы считаете, может ли человек сказать о себе, что он знает все эти правила?
– Давайте вместе вспомним некоторые из них.
– Ребята, выходите, вам слово.

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!"

С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший младшим руку.
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам.
Но при этом руку
Не трясите слишком!
И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.
Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме.
Можно руку протянуть,
Первым руку протянуть
Старшему и даме!

Кто приходит в гости поздно –
Поступает несерьёзно.

Исчезают со стола
И халва, и пастила.
Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости!
Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно.
На хозяине – халат,
Или в доме вовсе спят.
И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано.
Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!

Если вам не нравится подарок,
Постарайтесь громко не орать:
"Я не собираю больше марок
И не собираюсь собирать!"
Или, получив в подарок книгу,
Воздержитесь на весь дом вопить:
"Я ее читать не буду. Фигу!
Не могли компьютер мне купить?"
"Я не стану пить из этой чашки!",
" Не надену я такой рубашки!",
"Ты зачем мне куклу покупал.
Где ты эту гадость откопал?"
Пусть вам не понравится подарок,
Может, не красив он и не ярок,
И обманет ваши ожидания.
Важен не подарок, а ВНИМАНИЕ!

6 групп получают задания.

– Приступайте к работе, желаю успеха!

Как бы вы отреагировали?________________________________________________________________

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла.

Как вы будете обращаться с девочками?____________________________________________________________________

  • Терпение и труд всё перетрут.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • Ученье – свет, а не ученье – тьма.
  • Мил тот гость, что недолго гостит.
  • Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
    _____________________________________________________________________________

Отчёт групп.

– По 1 представителю у доски зачитывают задание и формулируют ответ.

У детей на столах 1/3 листочка в линейку.

– Возьмите листок (показываю), ручку и напишите по одному правилу жизни в коллективе.
– Прочтите, по каким правилам вы хотите жить в классном коллективе?

Правила жизни коллектива

– Давайте будем дружно жить по этим правилам, уважая себя и других одноклассников.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

– Ребята, чему научила вас история, рассказанная в этом фильме? (Контролируй себя, не причиняй зла другим людям)

7. Рефлексия

– Приступите к работе!
– В нашей школе важны такие нравственные качества, как…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План занятия

Образовательные:

- сформировать представление обучающихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Развивающие:

- развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;

- развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные:

- воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;

- сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

Тип урока: комбинированный.

1. Мораль, нравственность.

Ход занятия

Организационный момент.

Проверка явки обучающихся, их готовность к занятию.

Проверка домашнего задания.

Работа с группой:

-дайте определение образование?

-Какие образовательные уровни вы знаете?

- Что представляет собой традиционная система обучения?

- Что представляет собой дистанционная система обучения?

- Что такое самообразование?

Изучение нового материала.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Объявление темы и целей урока.

(В тетради записать тему и план урока)

III. Знакомство с новым материалом.

-Какие ассоциации у вас возникли?

Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

Вопросы для сравнения Право Мораль

Кто вырабатывает Государство Общество

Где закреплено? В законах государства Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения? Наступает юрид. ответственность Общественное осуждение, , “угрызение” совести

Выполнение Обязательно Не обязательно

Что регулирует? служат для регулирования и оценки поступков человека.

-Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)

- с опорой на текст учебника – объясните понятие.

Каково происхождение морали?

-Опираясь на текст учебника, докажите это.

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.

(как надо поступать) практические поступки людей

-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло

3.Стимулы нравственного поведения.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

● Боязнь общественного осуждения

● Совесть, чувство долга

● Желание делать, как все

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

- -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.

IV. Добро и зло.

-А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова.

2.Работа в парах (по вариантам) с текстом учебника.

Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время.

Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос:

- Что вкладывается в понятие добра и зла-

V . Закрепление изученного материала.

-Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.

-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

-В чем смысл этой притчи?

3.Портрет доброго человека.

- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?

-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.

(Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)

-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

VI . Домашнее задание

● подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло) или

VI I . Подведение итогов. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

Не делай другому того, чего себе не желаешь!

Притча о мудром Мастере.

-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос нравственного поведения среди подростков является проблемным полем в современном обществе, поэтому нравственному воспитанию детей должно уделяться особое внимание не только в семье, но и в школе. Одной из форм формирования нравственности первоначально могут служить этические беседы педагога и психолога с учащимися. Проводиться они должны в комфортной, доброжелательной атмосфере, не нося принудительный характер. Одним из вариантов такой беседы может быть представленная ниже ознакомительная лекция – беседа.
Цель: способствовать формированию нравственной культуры учащихся.
Задачи:
1. Познакомить и обобщить понятия нравственности, безнравственности, правонарушения;
2. Создать условия для осмысления пятиклассниками качеств нравственной и безнравственной личности;
3. Способствовать самопознанию учащихся в вопросе нравственной культуры.


Мораль, этика, нравственность

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕ и МОРАЛИ

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

  • Табу— религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
  • Обычай— повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
  • Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
  • Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
  • Воспитательная. Мoраль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
  • Коммуникативная. Морaль обеспечивает комфортное общение людей.
  • Ценностно-ориентационная. Мoраль служит ориентиром для человека.
  • Познавательная. Морaль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
  • Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

  • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
  • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
  • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
  • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности. Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

  • Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
  • Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
  • Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)

Читайте также: