Монтаж ошиновки подстанций конспект

Обновлено: 07.07.2024

Монтаж трансформаторных подстанций и распределительных устройств

КРУ монтируются только в помещениях, где закончены все строительные работы.

Установочные конструкции под КРУ изготавливают из уголков или швеллеров, которые устанавливают горизонтально, выверяя по уровню. Неровность допускается 1 мм на 1 м длинны и 5 мм по всей длине. Согласно ПУЭ эти конструкции присоединяют к контуру заземления полосовой сталью 40 х 4 мм не менее чем в двух местах.

При монтаже шкафов КРУ в помещении ширина прохода для однорядной установки должна быть равной длине выкатной тележки плюс 0,8 м, для двухрядной – длине одной тележки плюс 1 м. расстояние от шкафов до боковых стен не менее 0,1 м.

Монтаж камер КСО и шкафов КРУ начинают с крайней камеры. Проверяют правильность установки камеры по горизонтали и вертикали только после этого устанавливают следующую камеру. По окончании установки корпуса камер соединяют болтами, начиная с крайней камеры. В первую очередь затягивают нижние болты, а затем верхние.

Монтаж трансформаторных подстанций и распределительных устройств

С помощью шнура проверяют прямолинейность верхней части камер и при необходимости регулируют их положение с помощью стальных подкладок. Вкатывая тележку, проверяют правильность установки шкафов КРУ. Подвижные части тележки и неподвижные части шкафа должны совпадать, а положение тележки надежно фиксироваться. Особенно тщательно проверяют работу шторок, которые должны опускаться и подниматься без перекосов и заеданий, а также действие механической блокировки.

Выверенные шкафы КРУ и камеры КСО окончательно закрепляются электросваркой к установочной конструкции в четырех углах. Что также обеспечивает надежное заземление шкафов и камер. Далее выполняют монтаж сборных шин, соблюдая цвета фаз. Для этого необходимо снять с шинного отсека шкафа наружные листы. Ответвительные шины присоединяют к сборным болтами.

Технология монтажа комплектных распределительных устройств (КРУ) внутренней установки

Приборы и аппараты, снятые на время перевозки, устанавливают после монтажа шин и присоединяют к первичным и вторичным цепям согласно схемы.

Поверхности сборных шин в местах контактов промывают и смазывают вазелином. Эти поверхности нельзя зачищать напильником или наждачной шкуркой, так как на заводе эти места порыты специальным сплавом олова с цинком против коррозии. После установки сборных шин всей секции затягивают болты всех контактных соединений. Проверяют работу выключателей, разъединителей, вспомогательных контактов и блокировочных устройств.

Ножи разъединителя в камерах КСО при включении должны входить в неподвижные контакты плавно, без перекосов на глубину 30 мм и не доходить до упора на 3 – 5 мм. Привод разъединителя должен автоматически запираться в крайних положениях фиксатором.

Выключатели типа ВМП – 10 после монтажа их на опорные конструкции, выверяют по вертикали и по осям камеры не допуская перекосов.

Приводы выключателей поступают на монтаж обычно в собранном и отрегулированном состоянии. Регулировку привода совместно с выключателе проводят по заводской инструкции.

После подсоединения отходящих и питающих кабелей и проводов цепей вторичной коммутации все металлические конструкции КРУ (КСО) присоединяют к сети заземления. Заземление выполняют приваркой рам корпусов камеры в двух местах к магистрали заземления.

Технология монтажа комплектных распределительных устройств (КРУ) внутренней установки

Комплектные распределительные устройства наружной установки (КРУН) применяют для распределительных устройств подстанций энергосистем, а также в составе КТП 35/6-10 кВ. Они состоят из отдельных шкафов.

Шкафы со встроенным оборудованием и коридором управления. Задняя стенка шкафов и боковые одновременно являются стенками помещения. Передняя часть шкафов оформлены аналогично передней части шкафов КРУ внутренней установки.

Комплектные распределительные устройства наружной установки (КРУН)

Технология монтажа КРУН

До начала монтажа все работы по фундаменту под КРУН должны быть закончены. Фундамент проверяют на соответствие чертежам проекта. Особое внимание необходимо обратить на правильность выполнения закладных швеллеров-оснований под шкафы КРУН и надежность их крепления к фундаментным стойкам.

Закладные основания под КРУН выполняют из рихтованных швеллеров № 12. Несущую поверхность выполняют в одной плоскости, соединяют с контуром заземления не менее чем в двух местах полосовой сталью сечением 40 х 4 мм.

Технология монтажа КРУН

Шкафы КРУН к месту монтажа доставляются в упакованном виде. Перед установкой шкафов КРУН их снимают с поддонов тары, выкатывают тележки из корпуса КРУНа и устанавливают корпуса в соответствии со схемой их расположения в рапределительном устройствае.

Монтаж КРУН начинают с крайнего шкафа. Только после проверки правильности установки монтируемого шкафа, приступают к монтажу следующего. Соединяя корпуса шкафов КРУН на их боковинах для уплотнения прокладывают резиновую трубку, предварительно смазанную клеем. Крышу коридора управления монтируют и стыкуют с торцовой, передней и задней стенками распределительного устройства. Аналогично собирают следующую пару элементов передней стенки и крыши.

Затем монтируют последующие элементы передней стенки и крыши распределительного устройства. Со стороны еще пока неустановленной второй торцевой стенки КРУН закладывают сборные шины, закрепляют их на шинодержателях, к которым присоединяют отпайки. Далее устанавливают компенсаторы сборных шин, перегородки отсеков, ТСН, присоединяют к нему ошиновку, закрепляют задние стенки шкафов КРУН, собирают и закрепляют вторую торцевую стенку.

Корпуса шкафов КРУН не должны иметь качаний и перекосов. При вкатывании тележки в шкаф, тележка не должна иметь перекосов при любом ее положении в корпусе, т.е. при перемещениях тележки её колеса должны опираться на направляющие.

На крыше шкафов для монтажа отходящих воздушных линий или вводов закрепляют кронштейны. Они поставляются в разобранном виде вместе со шкафами КРУН. После этого монтируют ошиновку ввода, отходящей линии, делают связь со шкафа ввода на шкаф ТСН. В коридоре управления монтируют навесные шкафы вторичных цепей, блоки питания соленоидов включения выключателей и блоков питания оперативного тока, а также выключатели освещения. Выполняют монтаж освещения.

Силовые кабели монтируют через заднюю дверцу в задней стенке шкафа. Так как в шкафах КРУН дно металлическое, для прохода кабеля в нем вырезают необходимое количество отверстий. После прокладки силового кабеля это отверстие уплотняют для защиты от попадания внутрь влаги, снега, пыли. Монтаж вторичных цепей между шкафами КРУН сводится к соединению штепсельных разъемов. Затем соединяют оперативные шинки и шинки питания, присоединяют жилы контрольных кабелей внешних соединений.

Комплектные трансформаторные подстанции (КТП)

КТП внутренней установки

Комплектные трансформаторные подстанции (КТП) внутренней установки состоят из трехфазных понижающих трансформаторов, высшее напряжение, которых 6 или 10 кВ, а низшее напряжение 0,4 кВ и шкафов РУ. Шкафы РУ изготовляют секционными, линейными и вводными. Они состоят из шинной и коммутационных частей, разделенных перегородками.

В шкафах распределительного устройства (РУ) напряжением до 1 кВ размещены коммутационная и защитная аппаратура: выдвижные универсальные автоматические выключатели, релейная аппаратура АВР, измерительные приборы, а также измерительные трансформаторы тока.

Схемы управления, защиты и сигнализации оборудования КТП выполняют на оперативном переменном токе. Подстанции имеют один или два трансформатора мощностью 250, 400, 630, 1000, 1600, и 2500 кВА., которые поставляются заполненными трансформаторным маслом с азотной подушкой или с маслорасширителем, а также сухими со стекловолокнистой изоляцией. КТП с трансформаторами, заполненными трансформаторным маслом, можно применять только при устройстве под ними маслосборных приямков и расстояние между двумя КТП не менее 10 м.

Комплектные трансформаторные подстанции укомплектовывают шкафами предупредительной сигнализации. В зависимости от заказа шкафы распределительного устройства укомплектовывают различными схемами.

Размещение и присоединение КТП к ВЛ напряжением 10 и 0,38 кВ

Размещение и присоединение КТП к ВЛ напряжением 10 и 0,38 кВ: 1 — привод разъединителя; 2 — провод на напряжение 10 к В; 3 — КТП

Монтаж комплектных трансформаторных подстанций

Приступая к монтажу комплектной трансформаторной подстанции внутренней установки проверяют оси подстанции, выверяют отметки основания под опорные швеллеры распределительного устройства и салазки трансформаторов, а также необходимые размеры строительной части.

Комплектные трансформаторные подстанции (КТП)

Блоки распределительного устройства поднимают инвентарными стропами, которые крепят за скобы. Если скобы отсутствуют, то блоки распределительного устройства устанавливают на фундаменты с помощью катков, выполненных из отрезков металлических труб. Если блоки распределительного устройства не имеют опорных швеллеров то увеличивают количество катков не мене четырех на блок.

Многоблочные распределительные устройства монтируют поэтапно. Блоки устанавливают поочередно, предварительно снимая специальные заглушки, которые закрывают выступающие концы шин. Установочные швеллеры шкафов соединяют сваркой с помощью перемычек из полосовой стали сечением 40 х 4 мм. после установки блоков приваривают шины заземления к опорным швеллерам.

Комплектные трансформаторные подстанции (КТП)

Распределительные устройства соединяют с трансформатором гибкой перемычкой и закрывают коробом из листовой стали, который поставляется в комплекте с комплектной трансформаторной подстанцией. При выполнении присоединения к выводам трансформатора необходимо знать, что чрезмерные изгибающие усилия при затяжке гаек могут вызвать течь масла. Соединение шин выполняют с помощью болтов. Короб к трансформатору и вводному шкафу крепят болтами.

По окончании монтажа блоков КТП проверяют исправность проводки приборов, надежность крепления болтовых соединений, особенно контактных и заземляющих, работу механической блокировки, состояние изоляторов. После этого подсоединяют кабели высокого и низкого напряжения. Для заземления КТП швеллеры приваривают к контуру заземления в двух местах.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Монтаж ошиновки ОРУ выполняют в определенной технологической последовательности. В соответствии с ППР после приемки под монтаж строительной части ОРУ на площадку завозят необходимые материалы, механизмы и приспособления. До начала монтажа изоляторы и сцепную арматуру развозят по площадке ОРУ, распаковывают изоляторы, осматривают их, обращая внимание на наличие сколов и трещин, прочность цементной связки, соосность стержней и шапок. Если обнаруживают скол, трещину и другие дефекты, изоляторы отбраковывают. Годные изоляторы протирают, а фарфоровые кроме того испытывают мегаомметром. Сопротивление изоляции каждого подвесного изолятора должно быть не менее 300 МОм. Затем подбирают арматуру для гирлянды, комплектуют и собирают изоляторы в гирлянды. Сборку удобно выполнять на лотках, обращая внимание на то, чтобы во всех изоляторах были исправные замки, которые устанавливают в гнезда шапок и ушки.
Далее с помощью барабана, установленного на домкраты или кабельную тележку, раскатывают провода для сборных шин, шинных мостов и спусков. На одном конце провода опрессовывают натяжной зажим и сцепляют его с гирляндой изоляторов. Гирлянду поднимают на траверсу портала. Противоположный конец провода с помощью монтажного натяжного зажима и скобы присоединяют к такелажному тросу и натягивают до предусмотренной проектом стрелы провеса. После визирования на проводе делают отметку и опускают его для монтажа второго натяжного зажима. Далее гирлянду с присоединенным зажимом поднимают и крепят ко второму порталу. Длину проводов сборных шин и шинных мостов можно определять геодезическим методом.
Для определения длин проводов в пролете А — Б устанавливают теодолит, с помощью которого поочередно из точек 7, 1 и 8 находят проекции точек крепления натяжных гирлянд к порталам (рис. 4, а, б). С помощью рулетки измеряют расстояние Z, между проекциями (точками 5) и фактическую длину гирлянды / (рис. 4, в). По специальным таблицам для типовых ОРУ 35 кВ в зависимости от длины пролетов, марки, сечения и количества проводов в фазе, а также окружающей температуры выбирают соответствующие приращения длины провода AL на стрелу провеса, затем определяют монтажную длину провода: L - L < + AL— 21.
Если точки крепления натяжных гирлянд к порталам находятся на разных уровнях (перевод с низкого портала на высокий), определяют поправку: A L, = Л2 / 2LU где А2 — разность точек подвеса гирлянд (по чертежам проекта). При этом длину провода определяют с учетом стрелы провеса L = Lx + AL + ALx — 21.
Длину провода для шлейфа определяют рулеткой, выкладывая шлейф на земле, а стрелу его провеса в точке крепления шлейфа fm — по таблицам. Если фактические длины пролетов и марки проводов отличаются от приведенных в таблицах, стрелы провеса определяют расчетным путем.

Вводы трансформатора 35 кВ очищают от упаковочного материала, проверяют целостность фарфора, надежность армировки, колпачков и фланцев изоляции, наличие контргаек.
Через грязевик из расширителя сливают остатки масла и промывают его чистым и сухим трансформаторным маслом. После этого проверяют и вновь устанавливают на место маслоуказательное стекло, испытывают расширитель на герметичность, заполняя его сухим маслом и выдерживая в течение 3 ч.
Выхлопную трубу с внутренней стороны очищают от грязи и ржавчины, после чего устанавливают заглушки на резиновых прокладках. Перед установкой трубы на трансформатор монтируют и уплотняют ее стеклянный диск (мембрану) и испытывают трубу на герметичность маслом в течение 3 ч.
Газовое реле, реле уровня масла и приборы контроля температуры проверяют в лаборатории. Результаты проверки герметичности оформляют актом или протоколом и учитывают при введении трансформатора в эксплуатацию.
При необходимости ревизии трансформатора до вскрытия добиваются выравнивания его температуры с температурой окружающей среды. Для предотвращения увлажнения активной части трансформатора во время ревизии ее пребывание на воздухе не должно превышать времени, предусмотренного ПТЭ. После вскрытия трансформатора целесообразно его ревизию производить в такой последовательности: сначала проверяют затяжку доступных стяжных шпилек ярм, креплений отводов, переключателей и других элементов активной части, убеждаются в достаточности затяжки винтов осевой прессовки обмоток (подтягивание выполняют равномерно по всей окружности; контргайки затягивают). Затем осматривают изоляцию доступных частей обмоток, отводов, переключателей, цилиндров и других элементов активной части и ликвидируют замеченные повреждения.
Далее измеряют сопротивление изоляции: всех стяжных шпилек ярма относительно активной стали; прессующих колец относительно активной стали и балок ярма.
При наличии загрязнений тонкой струей теплого трансформаторного масла промывают активную часть, бак, после чего масло сливают через грязевую пробку. Затем, медленно опуская активную часть, проверяют правильность расположения верхних направляющих планок относительно стенок бака.
Далее концы отводов подсоединяют к контакторам и вводам. Отключенное на время ревизии заземление активной части на бак восстанавливают. Валы с приводами переключателей устанавливают на место согласно маркировке.
Перед установкой крышки проверяют правильность расположения резиновой прокладки и приклеивают ее клеем № 88 (или 88Н) к раме соединителя. При разрыве прокладки готовят вставку из полосовой маслоупорной резины, разделывают стыки резиновых прокладок на конус (на длине 60—70 мм), при этом середину каждого стыка располагают напротив определенного болта.
Трансформаторы на напряжение до 35 кВ включительно заливают маслом (его температура не ниже + 10° С) без вакуума, при этом температура их активной части должна быть выше температуры масла.
Технология монтажа трансформатора объединяет монтажные операции отдельных его узлов.
При монтаже переключающего устройства необходимо установить его привод и подвижные контакты переключателей в исходное положение: один конец горизонтального вала со шпонкой вставить в соединительную муфту вала переключателя, а другой конец и нониусный диск соединить по рискам с нониусным диском вала контактора. При правильном сопряжении всех звеньев переключающего устройства рукоятка ручного привода должна занимать вертикальное положение (ручкой вниз). Правильного положения добиваются регулировкой нониусных дисков вертикального вала.
Далее нужно проверить целостность отводов и состояние контактов контакторов. Включением контакторов от руки проверяют усилие главных и искрогасительных контактов (при проверке штоковым динамометром оно должно быть для главных контактов 130— 170 Н, для искрогасительных — 110—140 Н).
Струей чистого, сухого масла следует промыть внутреннюю часть коробки переключающего устройства и залить ее до уровня главных контактов контакторов маслом, пробивное напряжение которого должно быть ниже, чем в баке трансформатора, затем долить коробку маслом до отметки + 35° С в маслоуказателе, после чего установить резиновую прокладку и заболтить крышку.
Через смотровой люк бака трансформатора с помощью фасонного штифта связать шарнирную часть привода с верхней муфтой штанги, закрепив штифт бандажом из трех-четырех слоев киперной ленты.
При монтаже радиаторов нужно проверить их краны по надписям на рукоятке и убедиться, что они закрыты. Затем снять заглушки, тщательно очистить поверхность фланцев радиаторных кранов и осмотреть состояние деталей. Далее следует уплотнить фланцы запасными резиновыми прокладками или изготовленными на месте из листовой маслостойкой резины толщиной не менее 10 мм с проходным отверстием на 5—7 мм больше отверстия крана.
После этого нужно застропить радиатор за приваренную к его верхней части скобу, поднять и установить на шпильки верхнего крана, навернуть гайки на несколько ниток, навесить радиатор на шпильки нижнего крана и равномерно затянуть все гайки на нижних и верхних фланцах. После окончания монтажа всех радиаторов проверяют работу радиаторных кранов при полном их открытии. При монтаже дутьевого воздушного охлаждения в свободном пространстве между трубами радиатора по чертежу завода-изготовителя необходимо горизонтально установить опорную раму из швеллеров и во избежание вибрации при работе вентиляторов прочно закрепить ее на стенке бака.
На опорных рамах нужно установить вентиляторы и распределительные коробки.
Далее нужно установить шкаф автоматического включения и отключения электродвигателей дутьевых вентиляторов, замерить мегаомметром на напряжение 1000 В сопротивление изоляции всех электрических цепей относительно корпуса (оно должно быть не ниже 0,5 МОм) и проверить вентиляторы на вращение вручную (крыльчатки должны легко вращаться) и при включении убедиться, что они вращаются против часовой стрелки и не имеют биения.
Далее в течение 1ч проводят гидравлическое испытание смонтированной системы охлаждения давлением 0,2 МПа, с помощью насосов промывают систему маслоохлаждения (при температуре масла 40—50° С), периодически включая центрифугу (или фильтр- пресс) и отбирая пробы масла. Если масло при испытании удовлетворяет нормам, промывку заканчивают.
Расширитель заполняют маслом значительно выше отметок маслоуказателя, закрывают верхнюю задвижку бака трансформатора, а через нижнюю заполняют систему маслом, периодически доливая его в бак из расширителя.
При заполнении системы маслом все пробки открывают для выпуска воздуха, после чего их закрывают и уплотняют. Для обеспечения нормального уровня масла в расширителе полностью открывают две основные задвижки бака трансформатора.
При монтаже вводов трансформатора напряжением 3—35 кВ необходимо заглушки на крышке трансформатора снять, а вместо них установить вводы на уплотняющих резиновых прокладках. Болты фланцев затянуть равномерно и через смотровой люк присоединить концы обмоток к вводам внутри бака, при этом тщательно затянуть гайки.
При монтаже встроенных трансформаторов тока их необходимо подогреть до температуры, на 10° С выше температуры окружающего воздуха, пригласить наладчиков и провести испытания по нормам, приведенным в ПУЭ. При положительных результатах испытаний следует смонтировать переходный фланец с установленными в нем трансформаторами тока на новых уплотняющих резиновых прокладках и равномерно затянуть болты.
При монтаже расширителя на крышке трансформатора следует установить два кронштейна и временно закрепить на них расширитель.
При сборке маслопровода, соединяющего бак трансформатора с расширителем, нужно обеспечить уклон не менее 2 % в сторону трансформатора во избежание крутых изгибов и обратных уклонов в маслопроводе. На уплотняющих маслоупорных прокладках выполнить соединения всех фланцев маслопровода.
При монтаже газового реле сначала с него нужно снять крышку с поплавковой системой и установить корпус реле горизонтально на пробковых или клингеритовых прокладках, покрытых глифталевым или бакелитовым лаком, при этом смотровое окно должно находиться со стороны, удобной и доступной для наблюдения.
Крышку с поплавковой системой устанавливают на корпус газового реле так, чтобы стрелка на крышке указывала направление от бака к расширителю. В поливинилхлоридных трубах прокладывают концы проводов, присоединяемых к газовому реле.
При монтаже реле уровня масла следует проверить его работу, присоединяя к нему контрольную лампочку, которая гаснет при доливке масла до нормального уровня маслоуказателя.
На верхнем фланце трубы на мягкой резиновой прокладке устанавливают стеклянную диафрагму. При монтаже выхлопной трубы нужно с крышки трансформатора снять заглушку, поставить на ее место выхлопную трубу на резиновой прокладке и по всему периметру фланца равномерно затянуть крепящие болты.
При монтаже термометров температурный датчик термометрического сигнализатора устанавливают с помощью уплотнений из асбестового шнура, пропитанного бакелитовым или глифталевым лаком. Между корпусом прибора и пластиной ставят резиновую прокладку.
Гильзы ртутных и ртутно-контактных термометров заливают маслом и во избежание попадания в них влаги уплотняют.
При монтаже термосифонного фильтра его разбирают, очищают и промывают чистым, сухим трансформаторным маслом, засыпают сухой сорбент в фильтр и устанавливают на патрубках бака трансформатора при закрытых кранах. Затем открывают воздушный спускной кран на колпаке фильтра и при слегка открытом нижнем кране заполняют его маслом из бака трансформатора. При появлении масла в спускном воздушном кране закрывают нижний кран и дают отстояться маслу в течение 1 ч. Далее спускают часть масла из отстойника фильтра через спускную пробку, открывают верхний и нижний краны и заполняют фильтр маслом. Затем доливают масло в расширитель до нормального уровня.
Технология монтажа воздухоочистительного фильтра включает операции по его разработке, очистке от загрязнений и сушке.

Присоединение вентильных разрядников к ошиновке подстанций в зависимости от места их установки выполняется: к сборным шинам распредустройства - через разъединители, общие с трансформаторами напряжения или специально устанавливаемые; к ошиновке автотрансформаторов и трансформаторов - глухими ответвлениями без разъединителей. [2]

Полые провода предназначаются главным образом для ошиновки подстанций напряжением 330 кВ и выше. [3]

К числу специальных относится расчет проводов с сосредоточенными нагрузками ( ошиновка подстанций ), а также расчет тяжений проводов при их обрыве в одном из пролетов линии. [4]

При установке молниеотводов на конструкциях ОРУ, к которым крепятся гирлянды ошиновки подстанции , потенциал молниеотвода в месте крепления гирлянды будет выше, чем потенциал заземлителя из-за падения напряжения в индуктивности конструкций с молниеотводом на участке от основания конструкции до места крепления гирлянды. Однако, учитывая значительно более высокую импульсную прочность используемых гирлянд, имеющих повышенное число элементов по сравнению с импульсной прочностью аппаратов подстанции, число обратных перекрытий при прямых ударах молнии определяется далее вероятностью перекрытия изоляции аппаратов, а не гирлянд. [5]

Пустотелые провода из меди или алюминия ( рис. 2 - 4, г) применяются главным образом для ошиновки подстанций напряжением 330 / се и выше. Отдельные плоские проволоки, из которых состоят провода, соединяются друг с другом в паз, чем обеспечивается конструктивная прочность провода и его круглая форма. [6]

Выбор схемы измерения сопротивления изоляции зон бумажно-масляного остова ввода зависит не только от конструктивного выполнения последнего, но также и местонахождения ввода ( на аппарате или вне его), его электрической связи с ошиновкой подстанции и других факторов. [7]

Прежде чем рассматривать весьма сложные схемы реальных подстанций, целесообразно проанализировать простейшие схемы рис. 35 - 3 а и б, которые содержат все основные элементы: подходящую линию, разрядник, емкость защищаемой изоляции и соединительный провод длиной / ( участок ошиновки подстанции ) между разрядником и защищаемым аппаратом. Анализ этих схем, осуществляемый относительно просто, позволит установить целый ряд важных закономерностей, в общих чертах справедливых и для реальной подстанции. Вначале рассмотрим имеющую вспомогательное значение схему рис. 35 - 4, в которой вентильный разрядник включен на стыке двух линий с волновыми сопротивлениями г и 2а, причем будем считать, что вольт-амперная характеристика разрядника t / pf ( / p) задана графиком. [9]

Устройство и монтаж свободно лежащих открытых шинопроводов принципиально не отличаются от монтажа ошиновки распределительных устройств подстанций; разница заключается лишь в том, что на подстанциях шины обычно монтируют на ребро, а в цеховых шинопроводах на плоскость и в некоторых случаях укрепляют их не на изоляторах, а на клицах ( описание монтажа ошиновки подстанций дано в гл. [10]

На многофидерных подстанциях классов напряжения 220 кВ и выше расстояние по ошиновке между линиями доходит до нескольких сот метров. При этом время двойного пробега волны по ошиновке подстанции может составить 2 - 4 мкс, что соизмеримо с фронтом полных и срезанных волн напряжения. [11]

При рассмотрении волновых процессов элементы электрических установок часто замещаются сосредоточенными индуктивностями и емкостями. Например, трансформаторы тока и реакторы замещаются индуктивностями, а ошиновка подстанции - емкостью; силовые трансформаторы в начальный период воздействия также могут быть замещены емкостью. [13]

На рис. 18 - 16, а показана расчетная схема для определения напряжения в конце кабеля. Волновое сопротивление кабеля z2 обычно на порядок ниже волнового сопротивления 2j воздушной линии или ошиновки подстанции . [15]

К подстанциям относят электроустановки, служащие для преобразо­вания и распределения электроэнергии, а к распределительным устрой­ствам (РУ) — установки для ее приема и распределения. Подстанции сооружают по типовым проектам, что способствует внедрению инду­стриальных методов строительства и монтажа. На подстанциях и РУ, сдаваемых под монтаж, должны быть сооружены подъездные пути, подъемные установки, проложены постоянные или временные сети для подвода электроэнергии, выполнено электрическое освещение, уста­новлены закладные детали и основания в полу и оставлены монтаж­ные проемы для перемещения крупногабаритного оборудования, под­готовлены кабельные сооружения и подземные коммуникации. В открытых распределительных устройствах должны быть установлены, выверены и закреплены металлические и железобетонные конструкции, сооружены фундаменты под оборудование.

Монтаж подстанций и РУ, как и других электроустановок, прово­дят в две стадии. На первой стадии выполняют все подготовительные и заготовительные работы: комплектуют электрооборудование, конструк­ции и материалы; осуществляют укрупнительную сборку и ревизию оборудования. На второй стадии выполняют собственно монтаж элект­рооборудования.

Важнейшее условие высокого качества монтажных работ — постав­ка на монтаж надежного, соответствующего всем требованиям электро­оборудования. Поэтому перед его установкой организуют квалифици­рованную предмонтажную проверку. Порядок, объем и критерии оценки в период предмонтажной подготовки зависят от вида электрообору­дования и определяются нормативными документами и заводскими инструкциями. Обнаруженные мелкие дефекты при проверке следует устранять.

МОНТАЖ ИЗОЛЯТОРОВ И ШИН . В подстанциях и распределительных установках применяют опорные, проходные и линейные (подвесные) изоляторы для внутренней и на­ружной установок.

Перед монтажом изоляторы очищают от грязи и краски, удаляют твердые частицы и подвергают тщательной проверке. При этом про­веряют качество поверхности изолятора, состояние металлических оцинкованных деталей, прочность армировки, геометрические размеры (выборочно), сопротивление изоляции.

На поверхности фарфоровых изоляторов не должно быть сквоз­ных или поверхностных трещин, вкраплений песка, керамического материала или металла. Площадь сколов отбитых краев не должна превышать значений, нормируемых ГОСТ.

Поверхность металлических оцинкованных деталей должна быть без трещин, раковин, морщин, забоин, следов коррозии. Прочность армировки изоляторов считается достаточной, если колпаки, фланцы, шапки не качаются и не проворачиваются. Швы армирующей связки не должны иметь растрескиваний, неровностей и повреждений влаго­стойкого покрытия. Воздушный зазор между краем фланца, колпака или шапки и изолирующей детальюдолжен быть не менее 2 мм у фарфоровых и 1 мм у стеклянных изоляторов; толщина шва армирующей связкине менее 2 мм; непараллельность торцовых по­верхностей опорных изоляторов внутренней установки не более 2 и 1 мм изоляторов наружной установки; несовпадение центра, фланца, колпака или шапки с изолирующей деталью — не более 2 мм. Сопро­тивление изолятора, измеренное мегомметром на напряжение 2500В, при положительной температуре должно быть не менее 300 МОм.

Как правило, опорные изоляторы устанавливают на металлических опорных конструкциях или непосредственно на стенах 4 или перекрытиях. Опорные и проходные изоляторы в ЗРУ закрепляют так, чтобы поверхности колпачков находились в одной плоскости и не отклонялись от нее более чем на 2 мм. Оси всех стоя­щих в ряду опорных или проходных изоляторов не должны отклонять­ся в сторону более чем на 5 мм. Фланцы опорных и проходных изоля­торов, установленных на оштукатуренных основаниях или на проход­ных плитах, не должны быть утоплены. Изоляторы разных фаз рас­полагают по одной линии, перпендикулярной к оси фаз. Проходные изоляторы устанавливают на каркасе из уголковой стали, перекрытом асбестоцементной плитой или в бетонной плите. Диаметры отверстий для проходных изоляторов в плитах или перегородках должны быть больше диаметра заделываемой части изоляторов на 5—10 мм. На смонтированных изоляторах закрепляют шинодержатели. Заго­товка шин производится централизованно в специализированных мас­терских. К основным работам при заготовке шин относят: сортировку и отбор их по сечениям и длинам; правку, отрезание и изгибание шин; разметку и заготовку отверстий для разборных соединений; подготов­ку контактных соединений.




Отдельные шины правят на балки или плите ударами молотка, через смягчающую удары прокладку. Изгибание шин выполняют по шаблонам, изготовляемым из стальной проволоки диа­метром 3—6 мм. Шины изгибают на плоскость на ребро, штопором или уткой. При этом должны выполняться следующие условия: радиус изгиба шин на плоскость должен быть не менее двойной толщины шины; в изгибах на ребро для шин шириной менее 50 мм радиус изгиба должен быть не менее ее ширины, а при ширине более 50 мм должен равняться 2-кратной ширине шины; при изгибе на штопор длина должна быть не менее 2,5-кратной ширины шины. Изгибание шин на плоскость и ребро выполняют на шиногибочных с ганках или ручными шиногибами, а штопором и уткой — на специальных приспособлениях.

При подготовке шин к соединению на болтах отверстия выполняют вырубкой на прессе или сверлением на станке. На установленных и изогнутых шинах для сверления отверстий применяют дрель. Для луч­шего прилегания контактирующих поверхностей на шинах шириной более 60 мм выполняют продольные надрезы. Контактные поверхно­сти обрабатывают с целью удаления грязи, консервирующей смазки и пленки на шинофрезерном станке или напильником с по­крытием слоем смазки. Шины на изоляторах закрепляют плашмя или на ребро с помощью планоктак, чтобы обеспечи­валась возможность их продольного перемещения при изменении тем­пературы. При большой длине шин для исключения линейных деформа­ций на них устанавливают шинные компенсаторы, состоящие из пакета тонких лент, с суммарным сечением, равным сечению шины. В сере­дине общей длины или в середине участка между компенсаторами шины должны закрепляться жестко. Шинодержатели не должны со­здавать замкнутый контур вокруг шин, для этого одна из подкладок или все стяжные болты, расположенные по одной из сторон шины, должны быть из немагнитного материала. Проложенные шины выве­ряют натянутой проволокой, уровнем или отвесом, так как они долж­ны лежать на изоляторах прямолинейно, без перекосов, без видимой поперечной кривизны и волнистости.

Соединяют шины сваркой или болтами. Предпочтение следует отдавать соединению сваркой. Болтовое соединение применяют только тогда, когда по условиям эксплуатации необходима его разборка. Такое соединение для алюминиевых шин, алюминиевых шин с медным или алюминиевым сплавом должно пополняться с применением средств стабилизации — метизов из цветных металлов или из стали, но с ис­пользованием тарельчатых пружин. Шины из остальных материалов можно соединять стальными болтами и гайками. В электроустановках с высокой влажностью и в помещениях с агрессивной химической средой для соединения алюминиевых шин с медными, а также для присоединения шин к аппаратам рекомендуется применять переходные пластины: медноалюминиевые или из твердого алюминиевого сплава.

Стыки сборных шин при болтовом соединении должны отстоять от головок изоляторов и мест ответвлений на расстояние не менее 50 мм.

После окончания работ по ошиновке выборочно проверяют каче­ство соединений. Сварные швы не должны иметь трещин, раковин, прожогов, непроваров длиной более 10% длины шва (но не более 3 мм), подрезов глубиной более 10% (но не более 3 мм) и др. В болтовых со­единениях проверяют плотность прилегания контактных поверхностей. При правильной затяжке щуп толщиной 0,02 мм должен входить меж­ду контактными поверхностями на глубину не более 5—6 мм.

При монтаже ошиновки должно обеспечиваться правильное чере­дование фаз, что достигается определенным расположением шин. В закрытых РУ должны выполняться следующие условия их установ­ки: при вертикальном расположении шин фаз А-В-С сверху вниз; при горизонтальном, наклонном или треугольном расположении наи­более удаленная шина фазы А, средняя — фазы В, ближайшая к кори­дору обслуживания — фазы С; ответвления от сборных шин — слева направо А-В-С, если смотреть на шины из коридора обслуживания. Окраска одноименных шин в каждой электроустановке должна быть одинаковой. ПУЭ установлена следующая окраска шин: при трехфаз­ном токе шина фазы А — желтым цветом, фазы В — зеленым, фазы С — красным, нулевая рабочая N— голубым, нулевая защитная РЕ – в виде чередующихся желто-зеленых полос; при постоянном токе: по­ложительная шина (+) —красным цветом, отрицательная ( —) — синим и нулевая рабочая — голубым.

К подстанциям относят электроустановки, служащие для преобразо­вания и распределения электроэнергии, а к распределительным устрой­ствам (РУ) — установки для ее приема и распределения. Подстанции сооружают по типовым проектам, что способствует внедрению инду­стриальных методов строительства и монтажа. На подстанциях и РУ, сдаваемых под монтаж, должны быть сооружены подъездные пути, подъемные установки, проложены постоянные или временные сети для подвода электроэнергии, выполнено электрическое освещение, уста­новлены закладные детали и основания в полу и оставлены монтаж­ные проемы для перемещения крупногабаритного оборудования, под­готовлены кабельные сооружения и подземные коммуникации. В открытых распределительных устройствах должны быть установлены, выверены и закреплены металлические и железобетонные конструкции, сооружены фундаменты под оборудование.

Монтаж подстанций и РУ, как и других электроустановок, прово­дят в две стадии. На первой стадии выполняют все подготовительные и заготовительные работы: комплектуют электрооборудование, конструк­ции и материалы; осуществляют укрупнительную сборку и ревизию оборудования. На второй стадии выполняют собственно монтаж элект­рооборудования.

Важнейшее условие высокого качества монтажных работ — постав­ка на монтаж надежного, соответствующего всем требованиям электро­оборудования. Поэтому перед его установкой организуют квалифици­рованную предмонтажную проверку. Порядок, объем и критерии оценки в период предмонтажной подготовки зависят от вида электрообору­дования и определяются нормативными документами и заводскими инструкциями. Обнаруженные мелкие дефекты при проверке следует устранять.

МОНТАЖ ИЗОЛЯТОРОВ И ШИН . В подстанциях и распределительных установках применяют опорные, проходные и линейные (подвесные) изоляторы для внутренней и на­ружной установок.

Перед монтажом изоляторы очищают от грязи и краски, удаляют твердые частицы и подвергают тщательной проверке. При этом про­веряют качество поверхности изолятора, состояние металлических оцинкованных деталей, прочность армировки, геометрические размеры (выборочно), сопротивление изоляции.

На поверхности фарфоровых изоляторов не должно быть сквоз­ных или поверхностных трещин, вкраплений песка, керамического материала или металла. Площадь сколов отбитых краев не должна превышать значений, нормируемых ГОСТ.

Поверхность металлических оцинкованных деталей должна быть без трещин, раковин, морщин, забоин, следов коррозии. Прочность армировки изоляторов считается достаточной, если колпаки, фланцы, шапки не качаются и не проворачиваются. Швы армирующей связки не должны иметь растрескиваний, неровностей и повреждений влаго­стойкого покрытия. Воздушный зазор между краем фланца, колпака или шапки и изолирующей детальюдолжен быть не менее 2 мм у фарфоровых и 1 мм у стеклянных изоляторов; толщина шва армирующей связкине менее 2 мм; непараллельность торцовых по­верхностей опорных изоляторов внутренней установки не более 2 и 1 мм изоляторов наружной установки; несовпадение центра, фланца, колпака или шапки с изолирующей деталью — не более 2 мм. Сопро­тивление изолятора, измеренное мегомметром на напряжение 2500В, при положительной температуре должно быть не менее 300 МОм.

Как правило, опорные изоляторы устанавливают на металлических опорных конструкциях или непосредственно на стенах 4 или перекрытиях. Опорные и проходные изоляторы в ЗРУ закрепляют так, чтобы поверхности колпачков находились в одной плоскости и не отклонялись от нее более чем на 2 мм. Оси всех стоя­щих в ряду опорных или проходных изоляторов не должны отклонять­ся в сторону более чем на 5 мм. Фланцы опорных и проходных изоля­торов, установленных на оштукатуренных основаниях или на проход­ных плитах, не должны быть утоплены. Изоляторы разных фаз рас­полагают по одной линии, перпендикулярной к оси фаз. Проходные изоляторы устанавливают на каркасе из уголковой стали, перекрытом асбестоцементной плитой или в бетонной плите. Диаметры отверстий для проходных изоляторов в плитах или перегородках должны быть больше диаметра заделываемой части изоляторов на 5—10 мм. На смонтированных изоляторах закрепляют шинодержатели. Заго­товка шин производится централизованно в специализированных мас­терских. К основным работам при заготовке шин относят: сортировку и отбор их по сечениям и длинам; правку, отрезание и изгибание шин; разметку и заготовку отверстий для разборных соединений; подготов­ку контактных соединений.

Отдельные шины правят на балки или плите ударами молотка, через смягчающую удары прокладку. Изгибание шин выполняют по шаблонам, изготовляемым из стальной проволоки диа­метром 3—6 мм. Шины изгибают на плоскость на ребро, штопором или уткой. При этом должны выполняться следующие условия: радиус изгиба шин на плоскость должен быть не менее двойной толщины шины; в изгибах на ребро для шин шириной менее 50 мм радиус изгиба должен быть не менее ее ширины, а при ширине более 50 мм должен равняться 2-кратной ширине шины; при изгибе на штопор длина должна быть не менее 2,5-кратной ширины шины. Изгибание шин на плоскость и ребро выполняют на шиногибочных с ганках или ручными шиногибами, а штопором и уткой — на специальных приспособлениях.

При подготовке шин к соединению на болтах отверстия выполняют вырубкой на прессе или сверлением на станке. На установленных и изогнутых шинах для сверления отверстий применяют дрель. Для луч­шего прилегания контактирующих поверхностей на шинах шириной более 60 мм выполняют продольные надрезы. Контактные поверхно­сти обрабатывают с целью удаления грязи, консервирующей смазки и пленки на шинофрезерном станке или напильником с по­крытием слоем смазки. Шины на изоляторах закрепляют плашмя или на ребро с помощью планоктак, чтобы обеспечи­валась возможность их продольного перемещения при изменении тем­пературы. При большой длине шин для исключения линейных деформа­ций на них устанавливают шинные компенсаторы, состоящие из пакета тонких лент, с суммарным сечением, равным сечению шины. В сере­дине общей длины или в середине участка между компенсаторами шины должны закрепляться жестко. Шинодержатели не должны со­здавать замкнутый контур вокруг шин, для этого одна из подкладок или все стяжные болты, расположенные по одной из сторон шины, должны быть из немагнитного материала. Проложенные шины выве­ряют натянутой проволокой, уровнем или отвесом, так как они долж­ны лежать на изоляторах прямолинейно, без перекосов, без видимой поперечной кривизны и волнистости.

Соединяют шины сваркой или болтами. Предпочтение следует отдавать соединению сваркой. Болтовое соединение применяют только тогда, когда по условиям эксплуатации необходима его разборка. Такое соединение для алюминиевых шин, алюминиевых шин с медным или алюминиевым сплавом должно пополняться с применением средств стабилизации — метизов из цветных металлов или из стали, но с ис­пользованием тарельчатых пружин. Шины из остальных материалов можно соединять стальными болтами и гайками. В электроустановках с высокой влажностью и в помещениях с агрессивной химической средой для соединения алюминиевых шин с медными, а также для присоединения шин к аппаратам рекомендуется применять переходные пластины: медноалюминиевые или из твердого алюминиевого сплава.

Стыки сборных шин при болтовом соединении должны отстоять от головок изоляторов и мест ответвлений на расстояние не менее 50 мм.

После окончания работ по ошиновке выборочно проверяют каче­ство соединений. Сварные швы не должны иметь трещин, раковин, прожогов, непроваров длиной более 10% длины шва (но не более 3 мм), подрезов глубиной более 10% (но не более 3 мм) и др. В болтовых со­единениях проверяют плотность прилегания контактных поверхностей. При правильной затяжке щуп толщиной 0,02 мм должен входить меж­ду контактными поверхностями на глубину не более 5—6 мм.

При монтаже ошиновки должно обеспечиваться правильное чере­дование фаз, что достигается определенным расположением шин. В закрытых РУ должны выполняться следующие условия их установ­ки: при вертикальном расположении шин фаз А-В-С сверху вниз; при горизонтальном, наклонном или треугольном расположении наи­более удаленная шина фазы А, средняя — фазы В, ближайшая к кори­дору обслуживания — фазы С; ответвления от сборных шин — слева направо А-В-С, если смотреть на шины из коридора обслуживания. Окраска одноименных шин в каждой электроустановке должна быть одинаковой. ПУЭ установлена следующая окраска шин: при трехфаз­ном токе шина фазы А — желтым цветом, фазы В — зеленым, фазы С — красным, нулевая рабочая N— голубым, нулевая защитная РЕ – в виде чередующихся желто-зеленых полос; при постоянном токе: по­ложительная шина (+) —красным цветом, отрицательная ( —) — синим и нулевая рабочая — голубым.

Читайте также: