Мой родной город казань конспект

Обновлено: 07.07.2024

План проекта:

  1. Расположение на карте страны.
  2. История и символы.
  3. Казань в настоящем.
  4. Достопримечательности.
  5. Места боевой славы.
  6. Вывод.
  7. Пример готового фоторассказа-презентации.

Доклад к проекту

Мой родной город — Казань, столица республики Татарстан. Это красивейший город России и всего мира, очень современный, но в то же время и необычайно древний. Он расположен на левом берегу Волги и является крупным портом.

История и символы

На гербе Казани мы видим изображение мифического дракона Зиланта, царя всех змей, который в незапамятные времена сторожил сокровища ханов.

Казань очень древняя. Она была основана в 1005 году булгарами, на том месте, где врытый в землю котёл закипел сам. Отсюда происходит и название города, казан — котёл.

После падения Волжской Булгарии он становится столицей Золотой орды, а позже и Казанского ханства. Только при Иване Грозного его удалось покорить и присоединить к Руси.

Уже в те времена это был крупный торговый, промышленный и просветительский центр. Здесь ещё в 1804 году был построен университет, одними из первых в стране стали использоваться электрическое освещение, телефон и телеграф.

В годы Великой Отечественной войны в Казань были эвакуированы многие промышленные предприятия и научные институты, что послужило толчком к дальнейшему развитию города.

Современная Казань

Современная Казань не просто крупный промышленный, научный и культурный центр. Это жемчужина среди городов России. В нём соединились восток и запад, здесь православные храмы соседствуют с мусульманскими мечетями.

Достопримечательности

Одной из главных исторических достопримечательностей, является Кремль, включённый в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Казань во многом уникальный мегаполис. Только здесь существует уникальный, похожий на волшебный дворец Храм всех религий или всемирного единения, что весьма символично. И только здесь дворцы могут быть посвящены земледельцам.

Город стоит на Волге, и эта великая река является одной из главных наших достопримечательностей. Прогуляться по набережной Волги любимое занятие любого настоящего жителя.

Я очень люблю свой город!

Памятные места воинской славы

У нас свято чтят память героев, принёсших победу в Великой Отечественной войне и сложивших свои жизни за свободу нашей Родины.

У нас установлено свыше 60 военных памятников. Среди них стела в парке Горького, возле которой горит Вечный огонь и воинский мемориал в парке Победы.

Есть у нас и своя Аллея Славы, где находятся барельефы с именами воинов-героев.

Вывод: за что я люблю свой город Казань

Мой город — один из самых лучших в мире, и я его очень люблю. Я люблю его улицы и проспекты, его парки и скверы, самые лучшие в мире памятники. Я люблю его архитектуру и его людей.

Я желаю, чтобы мой город стал ещё лучше, красивей и чище. Чтобы в нём жили только добрые и хорошие люди.

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

1. Дать детям представление, что такое Родина, родной край.

2. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

3. Расширить знания детей о родном городе.

4. Развивать монологическую речь детей, память, мышление.

5. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Предшествующая работа: рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.

Материалы: карта Татарстана; иллюстрации Казани, Казанского Кремля, природы; портрет царицы Сююмбике; репродукции герба, флага Татарстана; диск с гимном Республики Татарстан.

Ход занятия

- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос.

Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан, город Казань.

Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).

На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?

- Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?

- Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (Казанка, Кама).

- Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города. Дети, какой город является столицей нашей республики?

- Правильно, это Казань. А какие города нашей республики вы ещё знаете (Зеленодольск, Нижнекамск, Лениногорск, Набережные Челны).

- Казань - столица Республики Татарстан (воспитатель показывает иллюстрации с изображением города).

Занялась, зарделась неба грань,

Брызнули лучи по небосклону.

Здравствуй, город - славная Казань!

Кланяюсь тебе земным поклоном.

Наш город очень большой и красивый, сейчас в нем проживает более 1 миллиона жителей. И, чтобы доехать до другого конца города, нам с вами надо ехать на машине около двух часов. Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад и даже много веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек, наш город был совсем маленьким, крошечным. Его можно было обойти вокруг всего за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало. Эти жители называли себя волжские булгары. Это они построили маленькую крепость "Казань" на высоком холме в устье двух рек Казанки и Волги. Позднее стены этой деревянной крепости были заменены на каменные. Сами жители входили в город через проездные ворота. Каждое утро около этих башен опускался подъемный мост через канаву с водой и по нему путники и торговцы из других стран, родственники жителей заходили в город. Сегодня в крепости уже не живут люди как раньше, нет рынков и бань, конного двора и домов богатых горожан. В наше время древняя крепость "Казанский Кремль" - это памятник архитектуры, памятник прошлого. Стены этой крепости сегодня охраняет государством.

Много легенд связано с названием нашего города. Казан - по-татарски котел: посуда для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: "Ай, казан, казан! :" отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань.

А другая легенда связана с названием нашей речки Казанки.

" В городе Казани была речка. На ее берегах жила стая гусей. Люди очень любили наблюдать за этими птицами, а на татарском языке гусей называют "каз". Улетая, осенью они оставляли лишь перья в память о себе. Птицы плавали на речке. Так и стали называть люди эту речку в память о гусях Казанкой. "

В Казани, как и во всем Татарстане, проживает много людей разных национальностей: татары, русские, марийцы, чуваши:

В Республике Татарстан есть свой Государственный флаг, герб (показывает флаг и герб Республики Татарстан) и гимн, который сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин.

Дети, давайте встанем и послушаем наш гимн (звучит гимн Республики Татарстан).

- На какие части разделен Государственный флаг Татарстана? ( Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска.)

- Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.

На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

• Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.

• Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

• По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).

• В лесах растут высокие деревья (руки вверх).

• В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей, серые зайцы (прыжки на месте, рыжие лисицы (изображают лисиц).

• На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек, прыгают зеленые кузнечики (прыжки).

• Молодцы. Сели на свои места.

- Нашу республику посещают очень много туристов. Всех туристов восхищают красивые белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Кремля (воспитатель показывает иллюстрацию Казанского Кремля).

- Давайте вспомним, какие архитектурные памятники находятся на территории Казанского Кремля? (Дети вместе с воспитателем составляют на интерактивной доске карту - схему Казанского Кремля).

- При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. В чем особенность этой башни? (На ней расположены часы.)

- Так выглядит Спасская башня Кремля (показ иллюстрации). Она построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашего города.

- Какая еще башня расположена на территории Кремля? (Башня Сююмбике.) (Воспитатель демонстрирует портрет царицы Сююмбике, иллюстрацию башни Сююмбике.)

- Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют - башня Сююмбике.

Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера. Башня Сююмбике - символ города Казани.

- Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля?

(Мечеть Кул - Шариф, Благовещенский собор.)

- Благовещенский собор был построен мастерами много лет тому назад.

Это очень красивое белокаменное строение (воспитатель показывает иллюстрации).

Мечеть Куль-Шариф была построена совсем недавно. Архитекторы создали очень красивое строение, украшенное арочными конструкциями, формами тюльпана, которое возвышается над стенами Кремля (воспитатель показывает иллюстрации).

- Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем?

- Назовите столицу Республики Татарстан?

- На какие части разделен Государственный флаг Татарстана?

- Что изображено на гербе республики?

- Какие достопримечательности города находятся на территории Казанского Кремля?

- Любите ли вы свой город?

- Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края. Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения татарского поэта Сибгата Хакимова.

Спросите нас: - Откуда вы?

Мы с Волги, из Казани.

Поит нас волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда,

В свободном Татарстане.

Воспитание любви к малой Родине у детей дошкольного возраста Воспитание любви к малой Родине. Маленькая родина всё равно большая, ведь она единственная. Ж. Ренар Воспитание любви к Родине, к своему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Воспитание патриотизма и чувства гордости за свой город.

-уточнить и расширить знания детей о городе Казани, основных достопримечательностях родного города;

-подвести к пониманию, что в городе очень много улиц, многоэтажных домов;

-закрепить знания детей о семье и членах семьи.

-продолжать развивать познавательные интересы детей;

-развивать связную речь, АКТИВИРОВАТЬ В РЕЧИ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ВЕЖЛИВЫХ ОБРАЩЕНИЙ ДРУГ К ДРУГУ.

-воспитывать чувство любви, гордости , уважения к родному краю, городу, к людям, живущим в нем и Родине в целом ,чувство патриотизма, желания изучать свой город ;

-воспитывать в детях бережное отношение ко всему, что их окружает.

Виды детской деятельности:

-фотографии с видами города;

-куклы в национальных костюмах;

-мультимедийная установка для показа слайдов, презентация.

-чтение стихов о родном городе;

-беседы, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города.

Казань, Казань моя столица,

Мой милый край, мой дом родной.

С тобой никто, никогда не сравнится,

На всей земле нет радости иной.

Казань! Нет лучше города на свете,

Тебя люблю я всей душой.

Пусть Волга унесет ещё одно столетье,

Мир восхищая красотой.

Как вы думаете, о чём мы поведём сегодня разговор? (ответы детей)

Казань-очень красивый и большой город. Славится он своими достопримечательностями. В нашем городе много красивых домов. Одни необыкновенной формы-формы пирамиды , перевернутой тарелки, другие-очень высокие небоскребы, есть старинные дома. Казань-город театров, музеев и памятных мест. Украшают наш город необычные памятники и скульптуры .В нашем городе есть железнодорожный вокзал, автовокзал, речной вокзал, станции метро. Есть зоопарк , много парков, где люди отдыхают семьями. В нашем городе прекрасные фонтаны. Красив наш город и в вечернее время. И это всё наш любимый город!

(домик и нарисованы фигурки людей)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто живет в доме?

Дети: В доме живут дедушка, бабушка ,папа, мама, мальчик, девочка. А все вместе это семья.

В.: Правильно, в домах живут семьи. Обратите внимание бабушка и дедушка в татарских национальных костюмах. Они живут в этом доме . А какие бывают дома?

Д.: Многоэтажные и одноэтажные.

В. :Ребята , а где стоят дома?

В.: А что такое улица? Давайте вспомним ,как называется улица, где вы живете? (ответы детей)

Ребята, мы с вами живём на разных улицах, Из улиц состоит город. У нас в городе очень много улиц. А вы знаете, что ещё у нас в городе есть?

Мы по городу шагаем.

То, что видим , называем: (идут по кругу ) Светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)

Школы и магазины, (поворачивают голову влево)

Скверы, улицы, мосты, (взмахивают сначала правой рукой, затем левой)

И деревья, и кусты. (поднимают руки вверх, затем опускают)

В.: Ребята, а что у нас в городе ещё есть угадайте.

- Воспитатели и няни,

Всех заботой окружают.

В этом домике прелестном,

Деткам очень интересно !(детский сад)

-Ты можешь здесь купить конверт,

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет,

Ведь это здание – ( почта)

-Вот большой и круглый дом,

Ведь всегда ребятам в нем,

В этом доме непременно есть и звери , и арена. (цирк)

В : Ребята, посмотрите на картинку и скажите , а что еще есть в нашем городе?

В : А на этой картинке ?

В.: Посмотрите , а набережная находится возле чего?

В.: А как называется река?

В.: Ребята, мы свами знаем, что в нашем городе много зданий и домов. А давайте сделаем каждый свой дом.

В.: Посмотрите , ребята , сколько красивых домов вы сделали. Молодцы!

Вам понравилось это занятие? (ответы детей)

Про какой город мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

Что интересного вы узнали? Вы любите наш город ? Что нам нужно делать, чтобы он был ещё краше ? (беречь все то ,что создано руками людей )

А начинать нужно со своего дома , двора , улицы, детского сада. Беречь памятники старины и современные памятники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

Ново-Савиновского района г.Казани

Конспект занятия о Казани

Аксанова Наиля Адгамовна.,

Конспект занятия о Казани

1. Дать детям представление, что такое Родина, родной край.

2. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

3. Расширить знания детей о родном городе.

4. Развивать монологическую речь детей, память, мышление.

5. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Предшествующая работа: рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.

Материалы: карта Татарстана; иллюстрации Казани, Казанского Кремля, природы; портрет царицы Сююмбике; репродукции герба, флага Татарстана; диск с гимном Республики Татарстан.

Ход занятия

- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос.

Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан, город Казань.

Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).

На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?

- Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?

- Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (Казанка, Кама).

- Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города. Дети, какой город является столицей нашей республики?

- Правильно, это Казань. А какие города нашей республики вы ещё знаете (Зеленодольск, Нижнекамск, Лениногорск, Набережные Челны).

- Казань - столица Республики Татарстан (педагог показывает иллюстрации с изображением города).

Занялась, зарделась неба грань,
Брызнули лучи по небосклону.
Здравствуй, город - славная Казань!
Кланяюсь тебе земным поклоном.

Наш город очень большой и красивый, сейчас в нем проживает более 1 миллиона жителей. И, чтобы доехать до другого конца города, нам с вами надо ехать на машине около двух часов. Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад и даже много веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек, наш город был совсем маленьким, крошечным. Его можно было обойти вокруг всего за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало. Эти жители называли себя волжские булгары. Это они построили маленькую крепость "Казань" на высоком холме в устье двух рек Казанки и Волги. Позднее стены этой деревянной крепости были заменены на каменные. Сами жители входили в город через проездные ворота. Каждое утро около этих башен опускался подъемный мост через канаву с водой и по нему путники и торговцы из других стран, родственники жителей заходили в город. Сегодня в крепости уже не живут люди как раньше, нет рынков и бань, конного двора и домов богатых горожан. В наше время древняя крепость "Казанский Кремль" - это памятник архитектуры, памятник прошлого. Стены этой крепости сегодня охраняет государством.

Много легенд связано с названием нашего города. Казан - по-татарски котел: посуда для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: "Ай, казан, казан!:" отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань.

А другая легенда связана с названием нашей речки Казанки.

" В городе Казани была речка. На ее берегах жила стая гусей. Люди очень любили наблюдать за этими птицами, а на татарском языке гусей называют "каз". Улетая, осенью они оставляли лишь перья в память о себе. Птицы плавали на речке. Так и стали называть люди эту речку в память о гусях Казанкой."

В Казани, как и во всем Татарстане, проживает много людей разных национальностей: татары, русские, марийцы, чуваши:

В Республике Татарстан есть свой Государственный флаг, герб (показывает флаг и герб Республики Татарстан) и гимн, который сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин.

Дети, давайте встанем и послушаем наш гимн (звучит гимн Республики Татарстан).

- На какие части разделен Государственный флаг Татарстана? (Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска.)

- Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.

На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Физкультминутка.

Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.

Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).

В лесах растут высокие деревья (руки вверх).

В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).

На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики (прыжки).

Молодцы. Сели на свои места.

- Нашу республику посещают очень много туристов. Всех туристов восхищают красивые белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Кремля (воспитатель показывает иллюстрацию Казанского Кремля).

- Давайте вспомним, какие архитектурные памятники находятся на территории Казанского Кремля? (Дети вместе с воспитателем составляют на интерактивной доске карту - схему Казанского Кремля).

- При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. В чем особенность этой башни? ( На ней расположены часы.)

- Так выглядит Спасская башня Кремля (показ иллюстрации). Она построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашего города.

- Какая еще башня расположена на территории Кремля? (Башня Сююмбике.) (Педагог демонстрирует портрет царицы Сююмбике, иллюстрацию башни Сююмбике.)

- Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют - башня Сююмбике.

Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера. Башня Сююмбике - символ города Казани.

- Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля?

(Мечеть Кул - Шариф, Благовещенский собор.)

- Благовещенский собор был построен мастерами много лет тому назад.

Это очень красивое белокаменное строение (Педагог показывает иллюстрации).

Мечеть Куль-Шариф была построена совсем недавно. Архитекторы создали очень красивое строение, украшенное арочными конструкциями, формами тюльпана, которое возвышается над стенами Кремля (Педагог показывает иллюстрации).

- Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем?

- Назовите столицу Республики Татарстан?

- На какие части разделен Государственный флаг Татарстана?

- Что изображено на гербе республики?

- Какие достопримечательности города находятся на территории Казанского Кремля?

- Любите ли вы свой город?

- Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края.

Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения татарского поэта Сибгата Хакимова.

Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда,
В свободном Татарстане.

Читайте также: