Многообразие жизненных форм растений 6 класс биология конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ

Это растения, которые растут без помощи человека

и живут в дикой природе.

Это наука о живой природе.

Это растения, размножающиеся и распространяющиеся

спорами (мхи, плауны, папоротники, хвощи).

Это части растения, выполняющие основные функции питания и обмена веществ с внешней средой (корень и побег).

Это растения, выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей: пищевые, кормовые, лекарственные и т.д.

Это высшие растения, образующие семена

(цветковые и хвойные).

Это зелёный пигмент.

Это наука о растениях.

Это части растения, выполняющие функции

(цветок, плод, семя).

Рассмотрите растения. Одинаков ли их внешний облик? Почему?

Что такое жизненная форма?

Найдите в учебнике на стр. 14 определение

Жизненная форма – это внешний облик растений, отражающий их образ жизни и приспособленность к условиям среды обитания.

Примеры жизненных форм растений

Форму растенья узнаешь, конечно,

Ствол есть центральный,

Крона покрыла весь ствол

Много годков те растенья растут.

Крона- совокупность веток и листьев в верхней части растения, продолжающая

ствол от первого разветвления до верхушки дерева.

Ствол- наиболее мощно развитый (по сравнению с ветвями) многолетний стебель деревa.

Примеры жизненных форм растений

Мы на деревья немножко похожи:

Плотной корой одеваемся тоже,

Только центральный отсутствует ствол,

Мы в высоту чуть поменьше растем.

Стволиков много на корне у нас

И долгожители есть среди нас.

Кустарники – многолетние растения, имеющие много стволов

( их называют стволиками), отходящих от

одного общего основания

которое чаще находится

у самой её поверхности.

Угадай жизненную форму (физкультминутка)

Если это дерево, выполните наклоны вправо-влево.

Если это кустарник, выполните приседание.

Примеры жизненных форм растений

Братья родные кустарникам мы,

Ростиком только не вышли, увы!

Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками,

черника, голубика, брусника,

Примеры жизненных форм растений

многолетние растения, у которых только нижняя часть побегов одревесневает и сохраняется зимой на протяжении многих лет,

а верхняя травянистая — ежегодно с наступлением холодов отмирает, а с наступлением тепла

К полукустарникам относят некоторые виды полыни, шалфея, астры.

Примеры жизненных форм растений

Не имеем мы коры,

Стебли наши зелены.

До полметра вырастаем,

Ковром землю одеваем.

Травы- растения, имеющие

зеленые побеги, ежегодно отмирающие.

Существуют многолетние, однолетние и двулетние травы.

  • __________
  • __________
  • __________

Пользуясь учебником с. 15, дополните схему.

  • __________
  • __________
  • __________
  • __________
  • __________
  • __________

Найдите одну лишнюю картинку из четырёх в каждом пункте. Почему вы считаете, что именно она – лишняя? Каким общим понятием можно назвать три остальных растения?

  • Параграф 2.
  • Задание по группам:

1 группа – сделать гербарий из листьев деревьев , произрастающих в городе

(выбрать не менее 5 деревьев);

2 группа - сделать гербарий из листьев кустарников , произрастающих в городе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ 6 класс

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ 6 класс

ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ: заполнить таблицу. ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА РАСТЕНИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИ.

ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ: заполнить таблицу. ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА РАСТЕНИЙОПРЕДЕЛЕНИЕПРИМЕРЫ ДЕРЕВО КУСТАРНИК КУСТАРНИЧЕК ТРАВА

ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА - ОБЩИЙ ВНЕШНИЙ ВИД РАСТЕНИЯ. ДЕРЕВО КУСТАРНИК КУСТАРНИЧЕК ТР.

ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА - ОБЩИЙ ВНЕШНИЙ ВИД РАСТЕНИЯ. ДЕРЕВО КУСТАРНИК КУСТАРНИЧЕК ТРАВА

ДЕРЕВО-ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА РАСТЕНИЙ С СОХРАНЯЮЩИМСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ ДЕРЕВЯНИСТЫМ СТВОЛО.

ДЕРЕВО-ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА РАСТЕНИЙ С СОХРАНЯЮЩИМСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ ДЕРЕВЯНИСТЫМ СТВОЛОМ И ВЕТВЯМИ, ОБРАЗУЮЩИМИ КРОНУ. Могут достигать высоты до 100 м, как австралийский эвкалипт. Срок жизни от нескольких десятков до нескольких сотен лет. Примеры: дуб, сосна, ясень секвойя, ель.

КУСТАРНИК – МНОГОЛЕТНЕЕ ДЕРЕВЯНИСТОЕ РАСТЕНИЕ,ИМЕЮЩЕЕ НЕСКОЛЬКО ДЕРЕВЯННЫХ.

КУСТАРНИК – МНОГОЛЕТНЕЕ ДЕРЕВЯНИСТОЕ РАСТЕНИЕ,ИМЕЮЩЕЕ НЕСКОЛЬКО ДЕРЕВЯННЫХ, СТВОЛИКОВ,ОТХОДЯЩИХ ОТ ОДНОГО ОСНОВАНИЯ.

Растение достигает в высоту не более 20-50 см. К кустарничкам относятся: черн.

Растение достигает в высоту не более 20-50 см. К кустарничкам относятся: черника, вереск, голубика. КУСТАРНИЧЕК - РАСТЕНИЯ, ПОХОЖИЕ НА КУСТАРНИКИ, НО ИМЕЮЩИЕ СТВОЛИКИ МЕНЬШЕГО РАЗМЕРА.

ТРАВА-ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА РАСТЕНИЙ, ИМЕЮЩАЯ СОЧНЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ СТЕБЕЛЬ. Самая высокая.

ТРАВА-ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА РАСТЕНИЙ, ИМЕЮЩАЯ СОЧНЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ СТЕБЕЛЬ. Самая высокая трава – банан, имеет гигантские листья и достигает в высоту до 7м. А у ряски листья в диаметре не превышают 1 см. Различные травы имеют разные сроки жизни.


Однолетние травы. Растения, которые за один вегетационный период проходят все.

Однолетние травы. Растения, которые за один вегетационный период проходят все стадии развития. Весной - развиваются из семян. Летом – цветут и образуют плоды. Осенью – после созревания семян отмирают. Примеры: горох, огурцы, помидоры, лебеда, левкое.

Двулетние травы. Живут два года. В первый год – образуются только вегетативн.

Двулетние травы. Живут два года. В первый год – образуются только вегетативные органы. Происходит накопление питательных веществ в запасающих тканях корнеплодов, листьев, стеблей. Во второй год растение цветёт и плодоносит за счет накопленных веществ. После созревания семян – отмирает. Примеры: морковь, свёкла, капуста, брюква.

Многолетние травы. Живут от 5-7 до нескольких десятков лет. Ежегодно цветут.

Многолетние травы. Живут от 5-7 до нескольких десятков лет. Ежегодно цветут и плодоносят. В неблагоприятные периода надземные органы отмирают, но сохраняются корни и видоизменённые подземные побеги: корневища, клубни, луковицы. Примеры: герань, тюльпан, земляника, одуванчик.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: К каким жизненным формам принадлежат, изображённые р.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: К каким жизненным формам принадлежат, изображённые растения? Назовите их?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 583 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.04.2017 10768
  • PPTX 1.9 мбайт
  • 1197 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Севастьянова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение, экологическую культуру.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: жизненная форма растения, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы, распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм; устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.

Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, слайды или плакат с изображением различных деревьев, кустарников, кустарничков и трав.

Для того чтобы учащиеся смогли восстановить силы, целесообразно в определенное учителем время провести оздоровительно-гигиеническую физкультминутку (2—3 мин) или мимическую гимнастику (Приложение 2).

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает ученикам о правилах поведения в кабинете биологии.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка выполнения заданий в тетради. Ученик зачитывает ответы на вопросы § 1, учитель при необходимости его поправляет. Учитель может привести свои примеры или организовать мини-дискуссию.

Проверка и комментирование рисунков. Можно выбрать лучший рисунок и выставить оценку.)

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.

(Опрос по опорным понятиям. Учитель просит ученика объяснить несколько терминов. Следующие два-три ученика продолжают давать определения понятий. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников. Оценивание кроссвордов.)

III. Работа по теме урока

1. Представления о жизненных формах растений

Растения различаются между собой по форме и окраске цветков, плодов, листьев, почек. Когда мы приходим в лес, то в первую очередь замечаем не эти признаки. На вопрос “Что вы видели в лесу?”, каждый сможет ответить “деревья, кустарники, травы”, даже если не знает названия ни одного из этих растений. Внешний облик растения, отражающий его образ жизни и приспособленность к условиям среды, называют его жизненной формой. Запишите этот термин и его определение в ваши словари.

Жизненную форму дерево имеют дуб, тополь, яблоня, жизненную форму кустарник — рябина, сирень, а одуванчик, ромашка — это травы.

— Друзья, о разнообразии жизненных форм растений вам расскажет. (представление докладчика).

2. Примеры жизненных форм растений

— Слушая мой рассказ, записывайте в таблицу особенности внешнего строения растений различных жизненных форм.

Взрослые деревья — это многолетние растения, имеющие один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста). Ствол и ветви нарастают в длину и толщину, а снаружи покрываются темной коркой. Средняя высота деревьев в наших лесах 20—30 м. Австралийские эвкалипты вырастают до 100 м (высота 16-этажного жилого дома — 50 м). В Японии искусные садоводы выращивают в горшках карликовые декоративные деревца. При этом такие деревья могут достигать и столетнего возраста.

Все деревья — многолетние растения. Самые долговечные из них относят к группе цветковых растений. Каштан благородный может жить до 2000 лет, дуб — до 1000 лет, бук — до 900 лет.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них не один, а несколько стволов разной толщины и высоты. Стволы отходят от общего основания, скрытого под землей. Продолжительность жизни одного стволика с кроной 15—25 лет, но они сменяют друг друга в течение сотен лет. Таким образом, общая продолжительность жизни кустарника может быть больше, чем у дерева.

Кустарнички — жизненная форма многолетних растений. Они похожи на кустарники, но меньше их по размерам. Зимой кустарнички полностью укрыты снегом. Примеры — брусника, черника, вереск.

У полукустарников часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон. Это полудревесные-полутравянистые растения, такие как некоторые виды полыни, тимьян.

Травы, как правило, имеют зеленый стебель. У многих трав надземная часть ежегодно отмирает. Высота травянистых растений меньше, чем у деревьев и кустарников, но есть и очень высокие травы. Жизнь однолетних трав укладывается в один вегетативный период (овес, просо, пастушья сумка). Двулетние

травы в первый год жизни образуют только вегетативные органы, в которых накапливают много органических веществ, а на второй год происходит цветение и плодоношение (капуста, свекла, чертополох). Многолетние травы впервые зацветают на 5— 10 год жизни, а затем несколько лет цветут и плодоносят (ландыш, копытень).

Особенности внешнего строения

Один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста)

Несколько одревесневших стволов разной толщины и высоты

Несколько одревесневших невысоких стволиков

Часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон

Стебель не одревесневает, зеленые побеги ежегодно отмирают

(Проверка выполнения задания. Учитель просит кого-то из учеников прочитать записи в таблице. Другие учащиеся могут внести дополнения и поправки в его ответ.)

— Работая с п. 2 § 2, ответьте на вопросы 2, 3 после параграфа. (Проверка выполнения задания.)

— Попробуем определить, к каким жизненным формам относятся растения на следующих рисунках. Свой выбор объясните.

(Демонстрация слайдов или плаката с изображением различных деревьев, кустарников, кустарничков и трав. Ответы учеников.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 2, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме растения разных жизненных форм, подписать их названия.

Дополнительный материал

Друзья путешественников

Растительный мир планеты настолько разнообразен, что у человека, попавшего в экстремальные условия в тайге, джунглях, горах и пустынях, есть возможность выжить и не погибнуть от голода и недостатка воды. Только необходимо знать, какие виды растений и где обеспечат ему пропитание.

В Австралии прекрасно утоляет жажду сок казуарины. Приятную на вкус жидкость можно получить, отпилив или отломав большую ветку этого дерева. На этом континенте обитает брахихитон наскальный, или бутылочное дерево. В его стволе содержится сладкий сок, густой, как желе, а между корой и древесиной помещен запас воды. Сердцевину, как и листья, животные едят в трудное для них время, так что вся “бутыль” может быть выпита и съедена без остатка.

Накапливает воду и квинслендское бутылочное дерево. Оно по своей форме действительно похоже на бутылку, только многокамерную. В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как бутылочные деревья растут только в самых сухих областях Австралии, а в дождевых тропических лесах не встречаются. Второй резервуар помещается в средней части дерева. В нем содержится большое количество сладковатого сгустившегося в желе сока, очень полезного и питательного.

На островах Тихого океана используют для питья сок пальмы. Для этого срезают на пальме цветоножку и собирают сок во флягу или в колено бамбука. Кокосовая пальма — лучший друг путника: она не только утолит жажду, но и обеспечит едой.

Некоторые африканские деревья собирают дождевую воду. Резервуарами у них служат естественные углубления ствола, а у старых деревьев — дупла. Охотникам и путникам часто приходится пробивать в стволе дерева отверстие, чтобы добыть воду из такого хранилища. В африканской саванне большим количеством дождевой воды заполняется и полый ствол баобаба.

В пустынных и маловодных гранитных горах Юго-Восточной Африки встречается растение с экзотическим названием “дерево-фляга”. Его мягкая древесина способна впитать в себя невероятное количество воды, за счет чего ствол сильно распухает.

В пустынях умеренного пояса обитает растение-паразит — заразиха. Из полого подземного стебля заразихи можно добыть до полутора литров чистой, прохладной воды.

Утоляют жажду и многие кактусы. В их мясистом теле содержится много жидкости, пригодной для питья.

Молочное дерево, или коровье дерево, растет в лесах Центральной и Южной Америки. Как и многие другие представители тутовых, оно выделяет млечный сок, но, в отличие от млечных соков других растений, он не ядовит, а вполне съедобен и даже вкусен. Состоит этот сок из воды (57%), растительного воска (37%), сахаров и смол (5—6%). В отличие от настоящего молока млечный сок молочного дерева имеет более густую вязкую консистенцию и бальзамический аромат. Это “молоко”

не портится в течение недели даже в условиях тропического климата, хорошо смешивается с водой в любых пропорциях, при этом не сворачиваясь. Оно широко употребляется местным населением в пищу как замена коровьему молоку. При кипячении на его поверхности выделяется воск, идущий на изготовление свечей и жевательной резинки.

Мыльное дерево, или сапиндус, растет на полуострове Флорида и островах Вест-Индии. Название “индейское мыло” (лат. sapo — мыло, indicus — индейский) было дано растению Карлом Линнеем. Ботанику было известно об использовании индейцами плодов этого дерева при отбеливании тканей. Если растереть плоды, получается мыльная пена. Ткани, выстиранные в этой пене, никогда не линяют и не блекнут.

Колбасное дерево, или кигелия перистая, из семейства бигнониевых свое название получило за плоды, похожие на крупные ливерные колбаски длиной до 60 см. Масса этих плодов может достигать несколько килограмм. Африканцы лечат плодами колбасного дерева ревматизм, змеиные укусы, а также считают, что с их помощью можно изгонять злых духов и останавливать торнадо. Из плодов делают слабоалкогольный напиток. Свежие плоды ядовиты и обладают сильным слабительным эффектом. Для употребления в пищу их сушат, жарят или ферментируют.

Свечное дерево, или парментьера съедобная, — это довольно большое дерево с гигантскими листьями, напоминающими листья акации. Плод состоит из очень жесткой кожуры, внутри находится немного мякоти с крупными семенами. Мякоть по вкусу напоминает яблоко, только слаще. В плодах свечного дерева большое количество растительных масел, благодаря чему их действительно используют в качестве свечей. Люди вставляют в такой плод фитилек, и “свечка” (которая, кстати, горит очень ярко и без копоти) готова.

В полутора тысячах километров от Африканского материка в безбрежных просторах южной части Атлантического океана затерялся маленький островок Св. Елены. Знаменит остров тем, что здесь долгие годы провел в изгнании Наполеон Бонапарт. По склонам центрального островного хребта до высоты 600 м растут необычные капустные деревья. Их листья собраны в виде плотных соцветий на концах ветвей и немного напоминают кочан капусты. Конечно, никакого отношения к этому овощу они не имеют. Археологические находки подтвердили, что листья капустных деревьев употреблялись в пищу древними людьми. Сегодня эти растения в кулинарии не используются.

Растения-рекордсмены

Миддлемист красный — самый редкий цветок в мире. Британский садовник Джон Миддлемист, путешествуя в 1854 г. по Китаю, был очарован алой розой, которую он совершенно случайно обнаружил. Он выкопал цветок и привез его в Британию, чтобы посадить в теплице Соединенного Королевства. Он даже не мог предположить, что благодаря этому он спас последний экземпляр цветка в мире. В честь его и была названа эта алая роза.

Сосна Мафусаил — самое древнее дерево в мире. Ее возраст превышает 4850 лет. Растет это величественное дерево в США, в горах Уайт-

Маунтинс на высоте 3000 м. Ее точное место нахождения знают только ботаники, которые ведут наблюдение за сосной и стремятся уберечь ее от вандализма. Ведь туристов, желающих с ней сфотографироваться или оторвать на память кусочек коры, тысячи.

Самым высоким из ныне живущих деревьев является секвойя Гипер- ион, которая растет в национальном парке Редвуд (США, штат Калифорния). Высота Гипериона составляет 115,5 м. Этому дереву около 800 лет.

Самое длинное растение — ротанговая пальма, длина ее стебля достигает 300 м.

Самый большой живой организм на Земле — Пандо — клональная колония тополя осинообразного (США, штат Юта). Как установили ученые, 47 тыс. стеблей происходят от одного тополя, жившего около 80 тыс. лет назад, и имеют единую корневую систему, т. е. могут быть названы единым организмом.

Другим кандидатом на звание самого долгоживущего и большого клонального организма на Земле является колония посидонии океанской, находящаяся недалеко от острова Ибица в Средиземном море. Размер этой колонии около 8 км, а возраст — до 100 тыс. лет.

Самое большое дерево на Земле — секвойядендрон гигантский (ма- монтово дерево) “Генерал Шерман”. Оно содержит 1487 м 3 древесины и достигает в высоту более 83 м. Окружность ствола - 31,3 м, а диаметр у основания — 11,1 м. Масса этого дерева — около 1910 т, что в 10 раз больше массы самого крупного животного организма — синего кита.

В список всемирного наследия ЮНЕСКО включен таксодиум мексиканский “Дерево Туле”, произрастающий в городе Санта- Мария-дель-Туле. Окружность ствола этого дерева — около 36,2 м. Высоту дерева очень трудно измерить из-за широкой кроны, но считается, что она составляет 35,4 м. Согласно легендам сапотеков (индейский народ в Мексике), дерево было посажено 1400 лет назад жрецом ацтекского бога ветра Эхекатля.

Самое быстрорастущее растение — японский бамбук мадаке, который за сутки может вырасти больше чем на 1 м.

Самые длинные корни (120 м) у дикого инжира, растущего вблизи пещеры Эхо в Восточном Трансваале (ЮАР).

Самые крупные листья — у бразильской пальмы рафия тедигера. Они достигают более 22 м в длину, а ширина этих листьев составляет почти 12 м.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ 6 класс.

Цель: Изучение жизненных форм растений и выявление их связи с особенностями среды их обитания.

Задачи: расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе; формировать умения работать с книгой, научить составлять мини – проекты.

Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: таблицы, гербарий травянистых растений, комнатные растения, компьютер, презентация, мультимедиапроектор.

В данной конкурсной работе рассмотрены некоторые современные образовательные технологии, которые использованы при разработке урока. На предлагаемом уроке использованы все возможности для развития личности ученика, её активного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению новых знаний, умений и навыков, в ходе, которой осуществляется их воспитание и развитие. Урок строился на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, коллективной учебной деятельности, ответственности школьников.

Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД:

Коммуникативные – добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); Регулятивные – сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; познавательные – анализировать, классифицировать, сравнивать факты и явления; личностные – формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; формировать навыки, способствующие применению биологических знаний в современном мире.

Планируемые результаты:

расширить знания учащихся о многообразии растений, иметь представление о жизненных формах растений (примеры, характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав)

е; сделатьлогический анализ объектов с целью выделения признаков, поиск и выделение необходимой информации;

формировать умения работать с книгой, научить составлять мини – проекты.

иметь представление о жизненных формах растений, примеры, характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав

Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Организационный момент. (Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку).

Проверка домашнего задания.

- Какую роль играли растения в жизни древних людей?

- На какие царства подразделяются все живые организмы?

Постановка проблемы:

- Почему растения имеют общий план строения, но при этом они очень разнообразны?

Посмотрите на представленные растения (гербарии, живые комнатные растения). Скажите, пожалуйста, их внешний облик одинаков? (Предполагаемый ответ учащихся: нет, они выглядят по-разному.)

В природе растения не растут поодиночке, они соседствуют с другими растениями, животными, грибами, бактериями. Окружающая среда влияет на жизнь растения, продолжительность его жизни, интенсивность и направление роста, величину вегетативных органов. Это проявляется в формировании определенного внешнего облика, который называют жизненной формой растения.

Изучение новой темы.

( Записи в тетрадях учащихся: Жизненная форма - это внешний облик растений, отражающий их образ жизни и приспособленность к условиям среды обитания.)

Чтобы узнать, какие наиболее крупные жизненные формы растений бывают, мы с вами отгадаем загадки.

Слайд № 2. Форму растенья узнаешь, конечно,

Ствол есть центральный, кора безупречна,

Крона покрыла весь ствол там и тут.

Много годков те растенья растут (деревья)

Самая крупная жизненная форма – это деревья. Какие деревья вы знаете? (Береза, ель, сосна, пальма, яблоня и т.д.)

Слайд № 3. - Что общего во внешнем облике этих растений? (Центральный ствол и крона).

Нарисуем схему дерева. (Учащиеся рисуют схему дерева в рабочих тетрадях).

Древесная форма у растений развивается обычно в местах с благоприятными для жизни условиями.

Слайд № 4. Мы на деревья немножко похожи:

Плотной корой одеваемся тоже,

Только центральный отсутствует ствол,

Мы в высоту чуть поменьше растем.

Стволиков много на корне у нас

И долгожители есть среди нас.

- А если растение имеет много стволов, отходящих от одного общего основания растения, как оно называется? (кустарники)

– Кустарник – это то- же жизненная форма растения. Стволы называют стволиками. Они живут не очень долго, 2-9 лет. Но сам кустарник живет дольше – за счет корней и вновь образующихся стволиков. (Кустарники – малина, шиповник, лещина и др.).

Слайд № 6. Братья родные кустарникам мы,

Ростиком только не вышли, увы! (кустарнички)

Слайд № 7. Низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых достигает 8 - 50 см.. называются – кустарнички. (Например: черника, брусника, голубика (гонобобель), вереск и др.)

Слайд № 8. Полукустарники – это многолетние растения, у которых часть стебля одревесневает, а часть остается травянистой. Травянистая часть живет один год – это годичный побег с листьями и плодами. (Полынь, шалфей, астра многолетняя и др.). Таких растений много в сухих полупустынных районах.

Слайд № 9. Не имеем мы коры,

Стебли наши зелены.

До полметра вырастаем,

Ковром землю одеваем (травы)

Самая распространенная жизненная форма – это травы. Они имеют зеленые побеги, ежегодно отмирающие.

Физкультминутка. (Под музыку ребята изображают разные жизненные формы растений ).

Слайды № 10, 11, 12, 13. По продолжительности жизни травы подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние.

Слайд № 14. Травянистые растения

Жизнь растений укладывается в один вегетационный период

В первый год растут, на второй год образуют плоды и семена

Живут много лет, цветение и плодоношение повторяется ежегодно или один раз в жизни

Огурец, томат, василек, кукуруза, овес и т.д.

Капуста, морковь, петрушка, свекла, борщевик и т.д.

Купальница, сныть, вишня, яблоня, агава и т.д.

Рефлексивно – оценочный этап.

Слайд № 15. Найдите ошибку.

Слайд № 16. Какое растение лишнее и почему?

Слайд № 17. Задание: заполните таблицу с помощью текста учебника на стр.14-15.

Характеристика жизненных форм

6. Домашнее задание: 1). Прочитать параграф 2 и ответить на вопросы в конце параграфа;

Слайд № 18. 2). Обследуй микрорайон школы, места в деревне или на окрестностях деревни, где ваша семья любит отдыхать. Найди деревья, которые тебя чем-то заинтересовали: своей историей, необычной формой кроны, редкостью этого вида в нашей деревне и т.д. Вместе со взрослыми составь паспорт одного или нескольких деревьев – опиши их по следующему плану:

Паспорт моего дерева

(название деревни, улицы и т.п.)

Краткое описание места, где растет дерево

Окружность ствола на высоте 1м. (С)

Диаметр ствола на высоте 1м.

Примерная высота дерева

На какой высоте дерево начинает ветвиться

Форма кроны (нарисуй и закрась зеленым цветом соответствующую фигуру):

Состояние почвы вокруг дерева в радиусе около 1,5 – 2 м. от ствола

(почва рыхлая, уплотненная, вытоптанная, покрыта травой, не покрыта травой и т.д.)

Состояние дерева в момент заполнения карточки:

Другие сведения о дереве

Расскажи об этом дереве (или деревьях) друзьям. Возьмите их под свою охрану. [4]

Дополнительный материал.

Слайд № 19. Фикус Бенгальский.На первый взгляд может показаться, что на фото выше изображён лес. На самом деле – это одно единственное дерево. Фикус Бенгальский образует мощные ветви для поддержки которых отрастают побеги, которые опускаясь вниз до земли укореняются, образуя мощные колонны-стволы.

Слайд № 20. Секвойя вечнозелёная – это самое высокое дерево нашей планеты. Наши леса умеренного пояса – это трава по сравнению с лесом, состоящим из этих могучих исполинов. Высота многих деревьев превышает 110 метров, а возраст более 3500 лет! Раньше в стволах секвой выдалбливали дома и даже прорубали тоннели сквозь которые проходили автомобильные дороги. В ветреную погоду многим посетителям леса великанов становится не по себе от шумного «скрежета” и раскачиваний могучих стволов секвой. Произрастает в Калифорнии. Диаметр ствола самого большого дерева мира – 8 м.

Слайд № 23. Виктория амазонская. Это самое удивительное растение мира растет в Южной Америке и представляет собой самую крупную кувшинку. В диаметре она может быть до трех метров. На огромном и прочном листе виктории амазонской спокойно размещается не только ребенок, но и взрослый весом не больше 50-ти кг. Растение в разное время суток имеет различные оттенки. Белые цветки над водой можно увидеть вечером, а к утру они прячутся под водой. Всплывают снова они после полудня, представляя собой плавучий лист розового, фиолетового или малинового цвета. Цветет растение пару-тройку дней, после чего окончательно скрывается под водой. Слайд №24. Слайд № 24. Венерина мухоловка – это ещё более удивительное «растение-убийца”, которое предпринимает более активные действия по умерщвлению своей добычи. Видоизменённые листья-”челюсти” этого растения покушаются на жизнь не только насекомых, но и на жизнь улиток и даже лягушек.

Учебник (Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, М.: Вентана – Граф, 2013.

Читайте также: