Многообразие живых организмов 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Систематика – это наука, занимающаяся распределением живых организмов по группам. Основной единицей систематики является вид.

Живой организм – это тело, которое обладает совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, поддержанием своего строения, способностью самовоспроизводиться при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы с вами живём в эпоху динозавров, они окружают нас повсюду, в кино, в мультфильмах, на витринах магазинов игрушек. Динозавры, пожалуй, самая известная из всех, когда-либо живших на Земле, её обитателей, самой известной, но не единственной. В истории Земли было много самых разнообразных живых существ.

Учёные считают, что возраст нашей планеты составляет около 5 миллиардов лет. В начале своей истории Земля представляла собой раскалённое тело, но постепенно планета стала остывать, начался период дождей, который продолжался миллионы лет. В результате этого на Земле образовались моря и океаны. Именно там возникли первые живые организмы.

Постепенно облик нашей планеты приобрёл современные черты.

Итак, развитие жизни на Земле началось около трёх с половиной миллиардов лет назад в океане.

Постепенно живые организмы заселили и сушу, одни существа давали начало другим. В течение времени многие организмы вымирали, другие сохранились и живут до наших дней. Мы познакомились с тем, как развивалась жизнь на Земле и это развитие продолжается.

Царства живых организмов. В школьном курсе биологии чаще всего используется классификация, в которой выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Отличия живого от неживого. Каждый живой организм состоит из клеток. Тела неживой природы клеточного строения не имеют. Есть организмы, состоящие из одной клетки, другие образованы большим количеством клеток.

Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений.

Всем организмам для жизни необходимо поступление энергии извне. Главным источником энергии для всех обитателей нашей планеты является Солнце. Энергию Солнца способны улавливать зелёные растения. Они преобразуют поглощённую энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ. Поедая зелёные растения, другие организмы получают необходимые им вещества и энергию.

Питание и дыхание являются характерной особенностью всех живых организмов, поскольку обеспечивают их необходимыми веществами и энергией. В свою очередь, организмы выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности. Таким образом, необходимое условие существования живых организмов — обмен веществ с окружающей средой.

Живые организмы способны воспринимать воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью. Для всех живых организмов характерны рост и развитие. Способность воспроизводить себе подобных — важнейшее свойство живых организмов. Это явление называют размножением. Совокупность всех этих свойств характерна только для живых организмов.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните свойства, присущие царству Грибов:

  1. возможность передвижения
  2. невозможность передвижения
  3. способность к фотосинтезу
  4. необходимость в готовых питательных веществах
  5. неограниченный рост
  6. остановка роста после достижения максимального размера
  7. компактное строение организма
  8. огромная площадь поверхности организма

Правильный вариант ответа:

2) невозможность передвижения

4) необходимость в готовых питательных веществах

5) неограниченный рост

8) огромная площадь поверхности организма

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните тех, кто питается готовыми органическими веществами:

Цель урока: познакомить учащихся с основными царствами живых организмов, выявить общие признаки организмов каждого царства.

  • Расширить знания школьников по предмету;
  • Дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации;
  • Закрепить знания об общих признаках всех живых организмов.
  • Развивать мыслительные способности, умение слушать, отвечать на вопросы, быстро воспринимать полученную информацию
  • Развивать интерес к биологическим знаниям;
  • Формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач.
  • Развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
  • Формировать понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Методы обучения: индивидуальный, групповой, частично-поисковый, репродуктивный.

I. Организационный момент.

II. Определение темы урока, ее актуализация (чтение учителем загадок)

Хитрый след плести стараясь, По сугробам прыгал. . . (заяц)

Хвостом виляет, Зубаста, а не лает (щука)

Учит верности людей Пара белых . . . (лебедей)

Бежит по ладошке быстро и ловко, В точечках черных. . . (божья коровка)

Домашние ласкаются, А дикие кусаются Они повсюду и везде: На суше, в небе и в воде, Лесные есть, болотные, Зовем мы их . . . (животные)

III. Изучение нового материала.

На поверхности нашей планеты практически нет мест, где не встречалась бы жизнь. Жизнь можно встретить в самой глубокой морской впадине и в атмосфере. На высоте в несколько километров.

В неё входят нижний слой атмосферы, воды, почвы со всеми населяющими их живыми существами. В этой системе, которая существует благодаря энергии солнечного излучения, всё взаимосвязано.

Живые организмы, имеющие общие признаки и близкие по строению виды объединяются в более крупные группы. Те в свою очередь, в ещё более крупные. Самые большие группы, в которые объединяется весь живой мир, называют царствами.

В настоящее время многие учёные считают, что весь мир живых организмов можно разделить на 4 царства:

Царства живой природы

бактерии грибы растения животные

Мы рассмотрим, какие общие признаки характерны для каждого царства.

  1. Характеристика царства Бактерии. Особенности строения, образ жизни, примеры представителей царства.

Тема: Изучение внешнего строения бактерий

Цель: знакомство с внешним видом бактерий и закрепление умения работать с микроскопом

Оборудование: микроскоп, инструментарий, культура бактерий

1.Приготовьте микропрепарат бактерий.

2.Рассмотрите его увеличении. Отметьте форму и окраску бактерий. Зарисуйте и подпишите увиденное.

3. Подумайте, в чем значение бактерий в природе и жизни человека? (Учащиеся высказывают свои предположения)

2. Характеристика царства Грибов. На экране высвечивается классификация грибов

Учитель предлагает ответить на вопрос : Какую роль играют грибы в лесу? (Учащиеся высказывают свои предположения)

Задание 1.: на Слайде появляются загадки, пословицы стихи о Грибах, после того, как учащиеся дадут правильный ответ появляется картинка с изображением)

Задание № 2: Дан перечень организмов. Распределить их по царствам живой природы Бактерии и Грибы ( СЛАЙД )

Задание № 3: Выберите лишнее. ( СЛАЙД )

Учитель: Обменяйтесь своими работами с соседом, и мы проверим насколько правильно вы выполнили работу (дети обмениваются своими работами, на экране – слайд осуществляется взаимоконтроль)

(изобразить жестами, движениями слова)

В царство леса мы попали, оглядели все вокруг, походили, поиграли, много там грибов набрали. На пенечке посидели, друг на друга поглядели, видим, стая птиц летит, муравей домой спешит. По тропиночке лесной, дружно мы пошли домой.

3. Характеристика царства Растений. Классификация царства Растений с приведением примеров.

Водоросли мхи папоротники голосеменные покрытосеменные

  1. Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это?
  2. - В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему?
  3. - Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили?
  4. - Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение.
  5. - Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?

4. Характеристика Царства Животные. Перечислить особенности царства. Деление их позвоночных и беспозвоночных. Привести примеры. Животные

проверка знаний в игровой форме.

Д . Превратите хищника в жертву (изменяйте в последующем слове только по одной букве).

мелкое двукрылое насекомое

Ответ: кошка - мошка - мышка.

Е. Превратите моржа в домашнее животное:

Ответ: морж - морс – мопс.

Ж. Превратите аиста в лису:

Ответ: аист - лист – лиса.

З. Превратите домашнее животное в рыбу:

составная часть снеговика

Ответ: кот - ком – сом.

И. Превратите нору в домашнее животное:

Внешняя часть дерева

Ответ: нора – кора – коза.

V. Закрепление изученного материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с представителями всех царств живых организмов, и выяснили, что все они характеризуются общими чертами.

1.Одноклеточные организмы, не имеющие ядра? (Бактерии).

2.Организмы, в клетках которых есть хлоропласты?( Растения).

3.Мукор - представитель царства …(грибов).

4.Инфузория - туфелька относится к царству…(животные).

5.Дождевой червь относится к группе…(беспозвоночных животных).

6.Змея и ящерица относятся к группе…(позвоночных животных).

7.Амеба имеет форму тела …(непостоянную).

8.Малярийный плазмодий относится к царству…(животные).

9.Морская лилия относится к царству…(животные).

Проверка биологического диктанта.

V. Рефлексия. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

не устал / устал

Материал урока мне был

понятен / не понятен

VI. Подведение итогов, выставление оценок.

Первое царство, с которым мы знакомимся - это царство Бактерии.

На земле существует около 2500 видов этих организмов. Они видны нам только при сильном увеличении. Мир бактерий крайне многообразен, так как они отличаются по форме, по размерам, а главное по той роли, которую они играют в природе. А роль этих микроскопических организмов очень и очень велика. Ученые называют их” санитарами нашей планеты”, ведь благодаря им разрушаются и исчезают с лица Земли умершие организмы. Велика роль бактерий в передаче опасных заболеваний человека и животных. Рассмотрите на слайде фотографии и рисунки, на которых они изображены.

Следующее царство – царство Простейшие.

Бактерии и простейшие – одноклеточные организмы. Клетка бактерии не имеет ядра, а в клетках всех других организмов ядра есть.

Эти организмы чаще всего встречаются в водной среде. Они тоже очень малы, но как мы видим из нашего слайда они тоже отличаются своим многообразием, да и на Земле их встречается 40000 видов.

Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка. Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики, дрожжи, которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около 100 000 видов грибов.

Вы видите, что среди грибов также есть микроскопические формы. Грибы тоже играют свою важную роль в природе. И мне хочется повторять вновь и вновь, что лишних организмов в природе – НЕТ.

Вашему вниманию представляется одно из самых красивейших царств природы - это царство Растений . Оно включает в себя 350000 видов.

Я предлагаю вам посмотреть, сравнить и подумать, чем отличаются растения, которые вы видите на слайдах.

Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии - её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80-100 м. Подвожу итоги: растения подразделяются на несколько групп, отличаются своими размерами и формами, в зависимости от их видовой принадлежности и условий произрастания.

Царство Животных составляет 1 миллион 500 тысяч видов.

Это самое разнообразное царство, ведь оно так многочисленно. Его представители распространились по всему земному шару.

Каких животных вы знаете? А чем они питаются?

Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные — это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Бактериальный мазок полости рта человека:

n Снять налёт с зубов, поместить в каплю воды и растереть на предметном стекле.

n Зафиксировать мазок. Для этого провести препарат над пламенем горелки.

n Нанести каплю красителя генциан-виолет.

n Смыть краситель водой и рассмотреть препарат под микроскопом.

Цель: рассмотреть бактерии масляно-кислого брожения под микроскопом, определить их форму.

1. Приготовьте микропрепарат. Для этого нанесите каплю с культурой бактерий на предметное стекло. Добавьте стеклянной палочкой раствор Люголя. Это позволяет окрасить клетки бактерий в синий цвет. Накройте сверху покровным стеклом.

2. Поместите готовый микропрепарат на предметный столик микроскопа.

3. Включите микроскоп. Рассмотрите микропрепарат сначала при малом увеличении, а затем при большом.

4. Выключите микроскоп.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биология. Многообразие живых организмов
Биология. Многообразие живых организмов


Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году.


урок в 5 классе по теме "Многообразие живых организмов"

открытый урок на городском уровне, с использованием технологии критического мышления.


урок в 5 классе по теме "Многообразие живых организмов"

открытый урок на городском уровне, с использованием технологии критического мышления.


Многообразие живых организмов. чем живое отличается от неживого. 6 класс

Конспект урока + презентацияМногообразие живых организмов. Чем живое отличается от неживого. Данный материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для 6 класса по теме "Многообразие ж.

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока по биологии

Лаврентьева Елизавета Васильевна

Многообразие живых организмов

Комбинированный, обобщающий урок

Создать условия для формирования умений применять полученные знания при выполнении различных заданий.

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать умения характеризовать разнообразие живой природы, царства живых организмов, отличительные признаки живого и неживого, приводить примеры среды обитания живых организмов, экологических факторы и их влияние на живые организмы.

прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру речи.

Метапредметные

Регулятивные: формировать умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Формирование у учащихся мотивации к изучению биологии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности.

Наглядные (демонстрация таблиц, иллюстрации, презентация), словесный (рассказ), практичекие (биологический диктант, работа по карточкам).

Учебник, таблицы мультимедийная установка, презентация.

1. Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник/И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова; под.ред.И.Н. Пономаревой. – 4- е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2019.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, ребята! Как себя чувствуете? Настроение рабочее? Тогда приступаем к работе.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был.

Где мы можем услышать такие слова? Правильно в сказке. А можем ли мы такие слова услышать в биологии?

Обучающиеся: Царства живой пироды.

Учитель: правильно. Какие мы царства изучили на предыдущих уроках мы узнаем сейчас работая в группах:

Каждой группе раздается по строчки

Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.

Камень - гриб-вода-облако

Гладиолус-клён - пшеница-крокодил

Бактерии - вода-воздух-снег

Иголка - книга-мимоза-шкаф.

Учитель: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.

Вешаем таблички на доску

Как вы думаете, зачем мы сегодня вспоминаем названия царств?

Обучающиеся (Потому что мы будем повторять и обобщать полученные ранее знания)

Учитель показывает презентацию с представителями живой природы,

обучающиеся отмечают на листочках.

Меняемся листочками в парах, проверяем

На столе лежат карточки с признаками живых организмов.Обучающиеся поочереди берут карточку и помещают к тому царству, описание которого дано

Могут иметь округлую форму, форму палочек и запятой

В клетке нет ядра - прокариоты

Помогают получать простоквашу, сметану, квашенную капусту

Помогают растениям корнями усваивать азот

Рисунок: мох, папоротник, хвойные, цветковые

Всех вместе их называют флорой.

Их тело называют слоевищем

Сахар — продукт, выполненный из.

Активно передвигаются: плавают, летают, бегают и т.д.

От них человек получает яйца, мед, молоко

Имеют органы чувств.

Участвуют в образовании мела и известняка

Их тело состоит из гифов и плодового тела

Образуют симбиоз с растениями -микоризу

Рисунок: плесневые грибы мукор и пеницилл.

Сырье для получения антибиотика-пенициллин

Обучающимся раздаются карточки с заданиями, на которых выполняют работу

Учет и контроль знаний.Тестовые задания (2варианта)

Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Может ли клетка быть отдельным организмом?
А) да
Б) нет
2. Органические вещества образуются в:
А) луковицах Б) листьях В) корнях Г) плодах.
3.Бациллы – это
А) бактерии Б)растения
В) животные Г) грибы
4.Какие растения относятся к голосеменным?
А) береза Б) дуб В) лиственница Г) боярышник
5.Грибы, как и животные,
А) имеют мицелий Б) размножаются вегетативно
В) имеют неограниченный рост Г) являются гетеротрофами
6. Отличительным признаком грибов-паразитов является то, что они
А) питаются за счет других организмов В) питаются отмершим органическим веществом
Б) способны к фотосинтезу Г) имеют хлоропласты
7.Какие организмы, входящие в состав лишайника, способны к фотосинтезу?
А) грибы Б) моховидные В) зеленые водоросли Г) красные и бурые водоросли
8.Тело лишайника называется
А) грибницей Б) плодовым телом В) слоевищем Г) стромой
9.Инфузория-туфелька относится к Царству
А) Бактерий Б) Грибы В) Растения Г) Животные
10. Животные
А) автотрофы Б) гетеротрофы В) растут всю жизнь

Задание 2 Верны ли следующие утверждения.
1. Вирусы – это неклеточная форма жизни.
2. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней ядра.
3. В царство Растения входят одноклеточные и многоклеточные организмы.
4. Кедр – цветковое растение.
5. Тело водорослей – слоевище.
6. Стрекоза – животное.
7. Грибы – автотрофы.

Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Органические вещества из неорганических создают
А) растения Б) вирусы В) животные Г) грибы
2. Бактерии и грибы относят к:
А) одному царству живых организмов Б) царству растений
В) разным царствам живой природы Г) лишайникам
3. Как называются зелёные пластиды?
А) цитоплазма; Б) хромопласты; В) лейкопласты; Г) хлоропласты.
4. Споры бактерий служат для
А) бесполого размножения Б) полового размножения
В) деления Г) перенесения неблагоприятных условий
5. К грибам не относится
А) дрожжи Б) мукор В) трюфель Г) ягель
6. Грибы-сапротрофы
А) питаются мертвыми органическими веществами Б) паразитируют
В) имеют плодовое тело Г) не имеют мицелия
7. Лишайники это симбиоз
А) растений и животных Б) растений и грибов В) грибов и водорослей Г) животных и грибов
8. К лишайникам относится
А) кукушкин лен Б) сфагнум В) ксантория Г) мукор
9. В царстве Животные насчитывается
А) около 1, 5 млн видов Б) около 2 млн видов В) около 2,5 млн видов Г) около 3 млн видов
10. К травоядным животным относится
А) волк Б) лиса В) сова Г) заяц

Задание 2 Верны ли следующие утверждения.

1. Грибы-паразиты наносят урон живым организмам.
2. Лишайники пища северного оленя.
3. Грибы – гетеротрофы.

4. Паук – это животное.
5. Мхи, плауны и хвощи не относятся к растениям.
6. Благодаря деятельности цианобактерий миллиарды лет назад начала формироваться атмосфера Земли.
7. Бактерии, грибы и лишайники – эукариоты.

Меняемся листочками с соседом, проверяем по экрану

Физкультпауза:

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Предлагаю ребятам решить биологическую задачу, реализуя знания графически

1)Растут, как растения, а питаются, как животные. Бывают полезными и вредными, съедобными и ядовитыми.

2)Они могут сделать йогурт, вино, уксус, почву. И всё это делают так незаметно!

3)они могут делать сахара, а из них – крахмал, жиры и белки. Они могут быть сладкими, а могут быть горькими, но самое главное, что они всех кормят и очень любят свет .

4)Сами не могут сделать себе еду, но хорошо добывают её.

Проверяем на экране.

Заслушивает самооценки учащихся, направляет их размышления, помогает сделать выводы о качестве проделанной работы.

А теперь давайте подведём итог сегодняшнего урока (рефлексия).

- Вспомните, какая у нас была поставлена цель и была ли она достигнута? (дают объяснения выполненной работе).

-Комфортно ли вам работалось в группе? (рассказывают о своих эмоциях, впечатлениях во время работы в группе)

Считаем балы, вручаем конфеты

. Учитель подводит итог урока и даёт оценку работе класса на уроке. Благодарит за работу.

Автор: Чобанова Екатерина Олеговна, учитель биологии МБОУ СОШ №28 п. Мостовской Краснодарского края
Материал рекомендован для учителей биологии, работающих по ФГОС. Варианты заданий составлены с учетом особенностей учебника И.Н.Пономарёвой.

2. Организационный момент.Описание механизма работы на уроке по инструктивным картам.

3. Учет и контроль знаний.Тестовые задания (3 варианта).
Вопросы в составе теста:
1. Царства живой природы.
2. Бактерии: строение и жизнедеятельность.
3. Значение бактерий в природе и для человека.
4. растения.
5.Животные.
6. Грибы.
7. Многообразие и значение грибов.
8. Лишайники.
9. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Может ли клетка быть отдельным организмом?
А) да
Б) нет
2. Органические вещества образуются в:
А) луковицах Б) листьях В) корнях Г) плодах.
3.Бациллы – это
А) спиралевидные бактерии Б) палочковидные бактерии
В) бактерии в виде виноградной грозди Г) бактерии в виде запятой
4.Какие растения относятся к голосеменным?
А) береза Б) дуб В) лиственница Г) боярышник
5.Грибы, как и животные,
А) имеют мицелий Б) размножаются вегетативно
В) имеют неограниченный рост Г) являются гетеротрофами
6. Отличительным признаком грибов-паразитов является то, что они
А) питаются за счет других организмов В) питаются отмершим органическим веществом
Б) способны к фотосинтезу Г) имеют хлоропласты
7.Какие организмы, входящие в состав лишайника, способны к фотосинтезу?
А) грибы Б) моховидные В) зеленые водоросли Г) красные и бурые водоросли
8.Тело лишайника называется
А) грибницей Б) плодовым телом В) слоевищем Г) стромой
9.Инфузория-туфелька относится к Царству
А) Бактерий Б) Грибы В) Растения Г) Животные
10. Животные
А) автотрофы Б) гетеротрофы В) растут всю жизнь Г) многоклеточные организмы

Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Флора – …
2) Микология - …
3) Прокариоты - …
4) Гетеротрофы - …
5) Спириллы - …

Задание 3. Верны ли следующие утверждения.
1. Вирусы – это неклеточная форма жизни.
2. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней ядра.
3. Бактерии – самая молодая группа организмов.
4. В царство Растения входят одноклеточные и многоклеточные организмы.
5. Кедр – цветковое растение.
6. Тело водорослей – слоевище.
7. Стрекоза – животное.
8. Грибы – автотрофы.
9. Сморчок – ядовитый гриб.
10. Среди растений есть вредные виды.

Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Органические вещества из неорганических создают
А) растения Б) вирусы В) животные Г) грибы
2. Бактерии и грибы относят к:
А) одному царству живых организмов Б) царству растений
В) разным царствам живой природы Г) лишайникам
3. Как называются зелёные пластиды?
А) цитоплазма; Б) хромопласты; В) лейкопласты; Г) хлоропласты.
4. Споры бактерий служат для
А) бесполого размножения Б) полового размножения
В) деления Г) перенесения неблагоприятных условий
5. К грибам не относится
А) дрожжи Б) мукор В) трюфель Г) ягель
6. Грибы-сапротрофы
А) питаются мертвыми органическими веществами Б) паразитируюи
В) имеют плодовое тело Г) не имеют мицелия
7. Лишайники разрушают скалы с помощью
А) лишайниковых солей Б) лишайниковых кислот В) лишайниковых щелочей Г) ферментов
8. К лишайникам относится
А) кукушкин лен Б) сфагнум В) ксантория Г) мукор
9. В царстве Животные насчитывается
А) около 1, 5 млн видов Б) около 2 млн видов В) около 2,5 млн видов Г) около 3 млн видов
10. К травоядным животным относится
А) волк Б) лиса В) сова Г) заяц

Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Лихенология - ….
2) Эукариоты – …
3) Симбиоз - …
4) Вибрионы - …
5) Слоевище - …

Задание 3. Верны ли следующие утверждения.
1. Ученые полагают, что на Земле обитает до 30 млн видов живых организмов.
2. Грибы-паразиты наносят урон живым организмам.
3. Лишайники размножаются только спорами.
4. Гриб дождевик – съедобный гриб.
5. Грибы – гетеротрофы.
6. Паук – это животное.
7. Мхи, плауны и хвощи не относятся к растениям.
8. Благодаря деятельности цианобактерий миллиарды лет назад начала формироваться атмосфера Земли.
9. Бактерии, грибы и лишайники – эукариоты.
10. Некоторые бактерии имеют жгутики.

Задание 4. Какие организмы называют паразитами?

Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Амёба относится к царству
А) грибы Б) растения В) животные Г) бактерии
2. Для животных характерно
А) автотрофный тип питания Б) гетеротрофный тип питания
В) многоклеточность Г) одноклеточность
3. Лишайники плохо растут в городах, так как
А) чувствительны к загрязнению воздуха Б) там нет водорослей
В) там нет грибов Г) там мало влаги
4. Лишайник - это
А) пример паразитизма гриба на водоросли Б) симбиоз гриба и водоросли
В) симбиоз гриба и бактерий Г) пример паразитизма водоросли на грибе
5. Грибница состоит из
А) корней Б) корневища В) корневых волосков Г) тонких белых нитей – гифов
6. Выберите признак, характерный только для грибов,
А) тело - мицелий Б) состоят из клеток
В) в клетках содержится хитин Г) в клетках есть ядро
7. К эукариотам не принадлежат
А) растения Б) бактерии В) животные Г) грибы
8. Округлые бактерии – это
А) кокки Б) спириллы В) бациллы Г) вибрионы
9.Для цветковых растений характерно наличие
А) спор Б) плода В) мицелия Г) ложноножек
10. Могут ли растения быть хищниками?
А) да Б) нет

Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Фотосинтез - …
2) Зоология - …
3) Автотрофы - …
4) Бациллы – …
5) Грибница - …

Задание 3. Верны ли следующие утверждения.
1. Дрожжи – группа бактерий.
2. Хлорофилл – зеленый фермент.
3. Ягель, или олений мох – лишайник.
4. Пеницилл – гриб-сапротроф.
5. Бабочка - это животное.
6. У бактерий цитоплазма неподвижна.
7. Сосна – голосеменное растение.
8. В образовании природного газа участвуют животные.
9. Бактерии очень выносливы и приспособлены к различным условиям существования.
10. Учёные полагают, что на Земле обитает около 1,5 млн видов живых организмов.

Читайте также: