Млекопитающие крымских лесов и степей 1 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Продолжать знакомить детей с животными крымского леса. Уточнить знания о признаках зимы, климатических зонах Крымского полуострова. Учить выделять животных крымских лесов, уметь их описать. Знать повадки и место зимовки животных. Познакомить с новым животным-муфлоном.
Развивать память, внимание, арикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.
Развитие навыков изобразительной деятельности при выполнении аппликации.
Ход занятия:
- Дети, Какое сейчас ребята время года?
- А почему, если сейчас зима у нас на улице нет снега? (мы живем на юге России в Крыму, климат тёплый).
-Что делает нашу погоду теплее? (горы закрывают от холодного ветра, а с моря дует теплый воздух, море Черное не замерзает).
– О чём это стихотворение? (О Крыме).
Горы покрыты лесом, это ещё одно препятствие холодному ветру,
- Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие животные)
- Посмотрите на картинки и назовите животных :
(ЛИСА, ОЛЕНЬ, ВОЛК, СЛОН, ЗАЯЦ-БЕЛЯК, БАРСУК, ЗАЯЦ-РУССАК, КАБАН, ЁЖ, БЕЛКА.) – Какие животные впадают зимой в спячку? Назовите животных, которые не обитают в Крымском лесу? (волк, заяц-беляк, слон, медведь)
Сегодня я познакомлю вас с еще одним обитателем Крымского леса - муфлоном. «С острова Корсика в Крым завезен, В горных лесах обитает муфлон
-Как выдумаете, почему он называется бараном? (похож на домашнее животное - барана своими рогами)
Сравните его с бараном домашним: чем похожи, чем отличаются.
Муфлон круторогий (повторении и закрепление).
( Предполагаемые ответы детей:
лиса - в нору, ёжик-под кустик, белка-в дупло, муфлон с оленем в скалах спрятались, барсук-в нору, кабан-под ветки деревьев, заяц под кустик.) - Давайте охарактеризуем этих животных, какие они?
Предполагаемые ответы детей:
Барсук - полосатый, ленивый, любит спать;
Олень - большой, благородный, сильный;
Белка - шустрая, проворная, рыжая;
Ёжик - колючий, смелый;
Кабан - сильный, опасный;
Заяц - трусливый, длинноухий, русый;
Муфлон - круторогий, пугливый.
-Правильно! А теперь изобразим жизнь зверей в лесу!
(проведение Физкультминутки с движениями, соответствующими тексту)
«У лисы в лесу глухом есть нора - надёжный дом,
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу,
- Ребята, на горах в лесу еще осталась маленькая проталинка, а на ней следы! Чьи это следы? (зайца и лисы)
- Почему вы так решили? (Зайка убегал от лисы)
- Давайте поможем ему спрятаться от лис! Мы из зайчика - беляка сделаем зайца-русака.
(Проводится пальчиковая гимнастика)
«Зайцы скачут-скок-да-скок, (сжатие пальцев рук)
На красивый на лужок.
- Раз-нагнуться-оглянуться, (пальцы вверх)
- Три (тереть руки) в ладоши три хлопка,
- Головою три кивка (пальцами рук вверх-вниз).
Сейчас мы с вами попробуем сделать поделки. Изобразим зайца-русака с помощью пластилина и крупы, чтобы в нашем сказочном лесу зайцев стало больше!
(на столах у каждого ребёнка индивидуально даны заготовки форм зайца-русака, покрытые пластилином, дети присыпают крупу на пластилин, придавливая её пальцами для более прочного прикрепления.)
А теперь пустим зайчиков в лес!
Итог занятия. Весё лая викторина:
- В каком краю мы живем?
- Как называется горный баран?
- Назовите самое опасное животное Крымского леса?
- Кого в Крымском лесу можно назвать благородным?
- Как называется заяц в Крыму?
- Где пережидает морозы белка?
(конец занятия)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Крымоведение
Тема : Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова.
Цели : 1. Сформировать представления учащихся о жизни птиц и животных
Познакомить с жизнью животных и птиц в лесах и степях Крыма.
2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в
работе ранее полученные знания.
4.Познакомить с животными занесенными в Красную книгу Крыма.
5. Учить работать с картой.
3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том
числе к животным.
Оборудование : картинки животных
1 Слово учителя
-Я хочу открыть вам секрет . Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие .
- А вы любите путешествовать ?
- Это хорошо. Сегодня мы отправимся в путешествие по родному Крыму .
4 1 6 3 2 7 5 8
1 2 3 4 5 6 7 8
Ж И В О Т Н Ы Е
Так вот мы отправимся путешествовать в царство животных.
2. Работа с опорной схемой .
- Теперь вы знаете - на какие группы делятся животные
Отправляемся в путешествие и узнаем о животных Крыма.
В Крыму обитает более 60 видов млекопитающих. Самые крупные представители крымской фауны - копытные животные, четыре вида которых приспособились к горным лесам полуострова. Крымский олень благородный, сохранившийся на заповедных территориях, является местным (аборигенным) видом, два остальных вида парнокопытных появились благодаря усилиям людей . Лань в 70-х гг. XX в. завезена из заповедника Аскания-Нова, но большого прироста поголовья пока не наблюдается. А вот кабан дикий, появившийся в середине 50-х гг., в настоящее время расселился по всей лесной зоне, и на него разрешен лицензионный отстрел. Попытки акклиматизации в Крыму зубра и горного барана-муфлона окончились неудачей: зубр, причиняющий вред неприспособленной к росту его поголовья растительности, был в 1980 г. лишен крымской "прописки", а муфлон довольно плохо размножается.
Из хищных зверей полуострова достаточно многочисленными являются лисица и ласка. Ласка - самый маленький хищник Крыма , лисица вместе с лесным жителем барсуком - самые крупные. Обычная лисица чаще встречается в степных участках, крымский подвид более характерен для горно-лесной части полуострова. В предгорьях Крыма обитает куница, вдоль Северо-Крымского канала расселилась енотовидная собака . Хищники питаются либо чисто животной пищей, как хорек и ласка, либо имеют смешанный рацион, как это наблюдается у куницы, лисицы, барсука, енотовидной собаки. Некогда в Крыму было довольно много волков, но последние звери исчезли еще в начале XX века.
Жизнь без волков для зайцев, несомненно, представляется пресноватой, но заяц-русак неплохо себя чувствует в Крыму и может быть обнаружен повсеместно, кроме разве что центральных городских кварталов . Существенного увеличения акклиматизированного в степных районах кролика пока не наблюдается, но вот белка, поселившаяся в 1940 г. на территории Крымского природного заповедника, расселилась по всему полуострову, включая парки и зеленые зоны городов.
В лесах можно увидеть оленей, муфлонов, косуль, диких кабанов. Нередко встречаются лисицы и зайцы. Реже можно увидеть каменную куницу — это необычайно красивый, но злобный зверек. Живут в лесах барсуки, ласки, белки-телеутки, ежи. Особо следует сказать о белке.
В 1940 году в заповедники Крыма с Алтая были завезены всего 125 белочек; они прижились, а теперь встречаются в горно-лесном Крыму повсюду. Часто их можно видеть даже в городском парке или в ореховых caдах, окружающих города Крыма.
Птиц в Крыму более 160 видов. Самые крупные: черный гриф, живущий на высоких деревьях, белоголовый сип, гнездящийся на недоступных скалах: размер его крыльев достигает трех метров. Живут в здешних лесах также сова, сойка, вальдшнеп, зяблик, пестрый дятел, дубонос и другие птицы. В лесах южного склона обитают: синица лазоревка, корольки, клесты и горная овсянка. В утёсах встречаются: каменный дрозд, пищуха, стенолаз, каменный голубь, башенный стриж и белобрюхий стриж.
Самыми крупными птицами на полуострове являются журавль серый, журавль-красавка, дрофа, стрепет, лебеди, гуси и крупные хищники: змееяд, степной орел, скопа, орел-карлик, могильник, орлан-белохвост, беркут, стервятник, черный гриф, белоголовый сип, балобан, сапсан и филин. Иногда в Крыму встречают пеликанов. Почти все крупные птицы редки. Основное количество видов своим местообитанием избрало горные районы, особенно много птиц на плато Главной гряды и на границах плато и леса. Весьма богата орнитофауна в смешанных пойменных лесах речных долин. В степной части Крыма довольно часто встречаются кулики, четыре вида жаворонков, перепела и такие редкие виды, как дрофы и остающиеся на зимовку в теплые годы стрепеты.
Крым расположен на путях традиционных перелетов птиц. На мелководье Сиваша и Каркинитского залива в период миграций и на зимовках скапливаются огромные стаи околоводных и водных видов . На полуострове раздолье для охотников. На берегах Черного и Азовского морей кормятся и гнездятся нырки, пережидают в укромных местах зиму утки (кряквы, свиязи, шилохвосты, чирки), дикие гуси, вальдшнепы, перепелки, куропатка серая и дикие голуби. Впрочем, многие промысловые птицы приспособились зимовать в непосредственной близости от людных городских пляжей, где запрет на охоту дополняется обилием корма.
На многих территориях гнездовья и перелеты птиц охраняются законом, среди них нужно назвать несколько островов Сиваша, заповедное урочище "Гора Опук" и острова Элькен-Кая на юге Керченского полуострова.
В северной части Керченского полуострова расположен государственный орнитологический заказник "Астанинские плавни" ("Ойсульская плавня"). Восточные берега Акташского озера-лимана представляют собой заросли тростника, они-то и называются плавнями. Надежное укрытие и обилие корма привлекают сюда многочисленные стаи перелетных и гнездящихся в Крыму птиц.
Но самым "главным" орнитологическим заповедником, имеющим заслуженное международное признание, являются Лебяжьи острова - филиал Крымского государственного заповедника. Шесть островов урочища находятся возле северо-западных берегов равнинного Крыма. Примерно на 8 км вытянулись они вдоль берега Каркинитского залива. Самый большой остров имеет длину около 3,5 км и ширину до 350 метров. От берега острова удалены примерно на 3,5 км. Мелководье, обилие растительной и животной пищи в воде и на суше в сочетании с заповедным режимом привлекают на Лебяжьи острова массу водоплавающих птиц. Здесь гнездится большая популяция лебедя-шипуна. Поздней осенью на островах собираются на зимовку северные лебеди-кликуны. На островах гнездятся различные виды уток, куликов, белые и серые цапли, чайки, бакланы, всего более 25 видов.
В Черном и Азовском морях встречаются четыре представителя морских млекопитающих: тюлень-монах и три вида дельфинов . В естественной обстановке дельфинов удается встретить нечасто, но в настоящее время легко познакомиться с ними в дельфинариях Севастополя, Ялты, Евпатории и Карадага, где обычно содержится афалина. Дельфины с удовольствием прыгают через обручи, играют с мячом, выполняют разнообразные команды дрессировщиков - словом, демонстрируют перед публикой свои недюжинные способности, и поэтому посещение дельфинария всегда очень зрелищно и познавательно.
Рефлексия
Животные Крыма — жители лесов — кто они? Настоящими хозяевами животного мира стали млекопитающие (или звери). Они имеют постоянную температуру тела, многие из них защищены шерстью. Самки вынашивают своих детенышей внутри своего тела, а это надежнее для зародыша, чем развитие в отложенном яйце, пусть даже под прочной скорлупой. И, наконец, в полном соответствии с названием класса, млекопитающие питают детей молоком, состав которого за миллионы лет отработан самой природой — это идеальная пища для новорожденного.
Какие животные обитали в Крыму в давние времена?
За долгую историю развития животный мир Крымского полуострова серьезно изменился. В третичный период (около 20 млн. лет назад) на территории современного Крыма, который имел несколько иной вид, был жаркий тропический климат. В степях водились слоны, мастодонты, вымершие предки верблюдов, трехпалая лошадь гиппарион, лошадь Стенона. Наверняка было и множество мелких животных и птиц, но время перемололо остатки их косточек. Найдены только тяжелые скелеты страусов. В море (даже отдаленно похожем на Черное) водились предки современных китов.
Примерно 1 миллион лет назад третичный период сменился четвертичным. В Крыму резко похолодало. Появились мамонты. На плато Крымских гор, в глубоких карстовых колодцах до сих пор находят кости, а то и целые скелеты упавших туда гигантского и северного оленей, дикой лошади, сайги, бизона, пещерного льва, пещерной гиены, пещерного медведя, шерстистого носорога…
Кто живёт в Крымском лесу?
Рукокрылых в Крыму 18 видов, мы их называем летучими мышами. Плечи, предплечья вместе с удлиненными пальцами передних конечностей, бока тела, задние конечности и живот летучих мышей охвачены кожистыми перепонками, которые служат в качестве крыльев. Рукокрылые охотятся вечером и ночью, когда дневные птицы спят. Имея очень слабое зрение и хороший слух, летучие мыши ориентируются с помощью эхолокационного аппарата (у подковоносых его частью и служит подковообразный нарост возле носа). Животные постоянно посылают в пространство ультразвуковые волны и, улавливая ответные сигналы, различают находящиеся вокруг предметы.
В Крыму зимует восемь видов рукокрылых, а остальные, подобно перелетным птицам, улетают на юг. Особенно хорошо летает длиннокрыл обыкновенный, даже силуэтом в полете напоминающий ласточку.
Белок-телеуток завезли в 1940 году в Крым с Алтайского края. Здесь они размножались и расселились по всем лесам и паркам. Пища белки разнообразна: грибы, ягоды, семена трав, насекомые; белка не прочь забраться в птичье гнездо, украсть яйцо или свернуть шею слабому птенчику. Все же предпочитает она лесные орехи, желуди, буковые орешки, семена сосен (обыкновенной и крымской), а на Южном берегу очень любит пинеоли — съедобные орешки итальянской сосны.
Иногда ей случается уронить с высокой пинии двухсотграммовую шишку. Хорошо, если в это время по дорожкам парка не ходят люди! Мех на беличьих шкурках сильно поредел в тёплом Крыму, утратил алтайскую красоту и прочность, так что промыслового значения этот забавный зверек у нас не имеет.
Когда перебегает дорогу заяц (русак), неравнодушный водитель обычно притормаживает, приглашая всех, кто успеет, посмотреть на длинноухого спринтера.
Заяц похож на домашнего кролика, но строением тела лучше приспособлен к жизни на открытых пространствах, к быстрому бегу с неожиданными, путающими следы прыжками. Новорожденные зайчата зрячие; они покрыты нежной шерсткой и с первого дня жизни способны передвигаться.
Белодушкой в Крыму называют каменную куницу с белой шерсткой на горле и на груди. Нарядная, грациозная, она, что называется, ласкает взор. При этом красавица-белодушка — отважный, жестокий, кровожадный, прожорливый и невероятно подвижный хищник, не чуждый, впрочем, и вегетарианской пищи. Летом и осенью куница питается тёрном, боярышником, грушами и виноградом. Белодушка не лазает по деревьям, но лесная куница догоняет даже белку! А если заберется в домашний курятник (обычно среди ночи), то за несколько минут передушит там всю мятущуюся от ужаса птичью семью.
Удивительно, что и такого зверька можно приручить. На одном из кордонов Карадага в семье лесника держали белодушку. Выкормленная из соски, она выросла на коленях у хозяйки и её детей и к гостям ласкалась, словно котёнок! Не трогая домашнюю живность белодушка великолепно справляется с очисткой двора от обычных среди курятников и свинарников, непобедимых крысиных стай. Куда там ленивым, заевшимся котам!
Для пропитания барсук собирает грибы, орехи, желуди, лесные ягоды, корнеплоды, лакомится улитками, мышами, сусликами. За мёдом он лазает в гнёзда диких пчел. Грабителя жалят, но он терпит, потому что очень любит сладкое.
Горная крымская лисица поселяется в горах, среди скал, в карстовых пещерах и гротах. Она умна, хитра, нахальна, проворна, нечистоплотна и нередко занимает норы других зверей.
Основная лисья пища — животного происхождения, соразмерно росту хищницы и величине её зубов. Обычно это мыши, суслики, хомяки, ежи, яйца птиц, а если повезёт, то и сами птицы, зайцы и дикие кролики. Когда поблизости нет собак, лисица преодолевает страх и нарушает священную границу человеческого жилья. Но, в отличие от других любителей деликатеса и вопреки народным сказкам, в курятниках сильно не разбойничает. И уже вовсе без удовольствия, просто от голода, поедает насекомых, лягушек, ящериц, падаль.
Редкий зверь сравнится в кровожадности с крохотной, милой и очень забавной, на первый взгляд, лаской. Её можно приручить, если растить в доме, и ласка будет спать на подушке возле головы хозяина, подружится с кошкой и собакой, внесет в семью веселье своей игривостью и неутомимым любопытством.
Дом, где живёт прирученная ласка, будет абсолютно чист от грызунов и насекомых. Жаль, что в неволе этот зверёк редко доживает до пяти лет. А вот что рассказывает А. Брэм о поведении ласки в лесу:
Невелик зверёк, всего восемь дюймов в длину, но отвага и дерзость у него непомерные. Завидев человека, он и не думает бежать, напротив, встав на задние лапки, он с каким-то вызывающим видом смотрит кругом. Не раз случалось, что ласка даже сама нападала на человека, и больших усилий стоило освободиться от её острых зубов.
И все же не ласка, а дикий кабан — единственный по-настоящему опасный зверь крымского леса. Увидев или почуяв человека, он благоразумно уходит, но не забывает обид и страха не ведает.
Кабан всеядный зверь. Основная пища его — коренья, желуди, грибы, всевозможные плоды и орехи. В дополнение идут насекомые, их личинки, грызуны, птичьи яйца, а уж когда совсем голодно, кабан не брезгует и падалью. Забираясь в огороды, особенно картофельные, дикие свиньи перекапывают их добросовестнее всякого хозяина — ни один корнеплод не останется в земле!
Самка кормит, согревает поросят, а при необходимости отлучиться прячет малышей, укрывая их листьями. В это время она крайне опасна. Если найти в лесу спрятанного поросенка и попытаться забрать его, свинья прибежит немедленно, и тогда — ищи дерево повыше!
Самый большой, самый приметный из жителей крымских лесов — крымский благородный олень. Есть самцы весом до 260 килограммов и высотой в холке до 140 сантиметров. Олень легконог, строен, у него гордая посадка головы и широкие ветвистые рога. Именно этой благородной стати он обязан своим названием. Век крымского оленя — 60-70 лет. Ежегодно в феврале-марте старые рога оленя отпадают, а вместо них вырастают новые, вначале очень нежные, покрытые кожей и пронизанные кровеносными сосудами. Это панты. Издавна люди охотились на оленей ещё и ради добываемого из этих пант ценного лекарства — пантокрина.
Рога — оружие оленя. В Крыму у благородного зверя нет врагов (кроме охотников), так что служат рога только для турнирных боев в сентябрьский брачный период. В это время, обычно перед восходом солнца, лес оглашается призывным ревом самцов. Соперники бьются под взглядами двух-четырех самок, которые должны достаться победителю.
Когда-то парнокопытные — олени и косули — обитали и в лесах, и в степной части полуострова. Люди вытеснили их в горно-лесные районы. Сейчас больше всего косуль обитает на склонах Главной горной гряды.
Принадлежа к одному семейству, косули похожи на оленей, как меньшие братья. И те, и другие питаются травянистыми растениями, древесной порослью, почками, листьями и корой. Подобно оленям, самцы косуль носят разветвленные рога, в августе-сентябре проводят брачные турниры, а затем теряют своё оружие, чтобы весной, готовясь к следующему сезону, начать отращивать новое. Лесники (да и охотники тоже) ласково называют косуль козочками. А вот что пишет о косуле А. Брэм:
Она без особых усилий прыгает через высокие заборы и кусты, плавает и лазает так же хорошо; прекрасно слышит, чует и видит; она хитра и осторожна. Ручнеет она быстро, но во взрослом состоянии постоянно остается упрямым, капризным созданием, особенно самцы, которые ведут себя подобно самым своенравным козлам…
Животные Крыма на видео
Расширять и углублять знания детей о родном крае. Обогатить знания детей о животном мире Крыма.
Вложение | Размер |
---|---|
hod_zanyatiya.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи: Расширять и углублять знания о родном крае. Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к природе; упражнять в умении отвечать на заданные вопросы.Обогатить представления детей о животном мире Крымского полуострова.
Дети заходят в группу становятся полукругом и здороваются с гостями.
В. -Дети, как называется наша страна, в которой мы живём? Россия.
На юге России находится наш полуостров, как он называется? - Крым, ( слайд 2 карта Крыма ) .Посмотрите на карту Крыма на ней обозначены не только города и посёлки, но карта Крыма раскрашена разным цветом : жёлтым, коричневым, зелёным и синим.
-Кто знает, что обозначает зелёный и желтый цвета на карте? (равнины и степи Крыма )
коричневый - ( Крымские горы ) .
-А что обозначает синий цвет вокруг полуострова Крым ? (Чёрное и Азовское моря) .
Заходит воспитатель, в руках у него посылка. В. Ребята я шла к вам на занятие и увидела возле вашей двери посылку.
Дети вместе с педагогом листают страницы книги и обнаруживают, что со страниц исчезли все иллюстрации.
Воспитатель : Что такое? Почему в книге нет ни одной картинки и все странички белые? Замечают письмо Лесовичка. Так, сейчас узнаем. Прочитаем письмо от Лесовичка.
Воспитатель читает детям письмо от Лесовичка
«Я, Лесовичок, друг всех животных , обитателей крымских лесов , я знаю, что некоторые плохие люди обижают и даже уничтожают диких животных , поэтому я забрал все иллюстрации со страниц книги. Если вы выполните все мои задания в конвертах, то я обязательно их верну.
Воспитатель : Ребята, мы поможем вернуть все иллюстрации? Для этого нам с вами необходимо выполнить несколько заданий. Готовы? Тогда закрывайте глаза и медленно кружитесь.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем задания выполнять! (слайд 3)
Давайте поздороваемся с Крымским лесом.
Ребенок:
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!
Конверт № 1 . (слайд 4)
Воспитатель : Перед вами макет крымского леса . Посмотрите внимательно, все ли эти животные обитают в крымских лесах ?
Воспитатель : Оставьте лишь тех животных , которые живут у нас в Крыму .
Дети убирают лишних животных , объясняя свой выбор, например :
в Крыму не обитают медведи .
Воспитатель : Давайте назовем животных , которых вы оставили : благородный олень, горная лисица, волк, заяц-русак, белка, кабан, барсук. Ребята, а как всех этих зверей мы можем назвать?
Дети : Дикие животные .
Воспитатель : Почему они называются дикими?
Дети : Потому что они живут в лесу, и сами себе добывают корм.
Прежде чем мы расскажем о наших зверятах давайте разомнем наши пальчики. Приготовились?
Дружат добрые зверята
Дружат добрые зверята ( соединяем одинаковые пальчики рук ).
Дружат малые зайчата ( ритмичное касание мизинцев обеих рук ).
Дружат наши барсуки, ( ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук ).
Дружат лисы, кабаны ( ритмичное касание средних пальцев обеих рук) .
Дружат оленята, ( ритмичное касание указательных пальцев обеих рук ).
Шустрые бельчата ( ритмичное касание больших пальцев обеих рук ).
Вот как разыгрались, (хлопаем)
По лесу разбежались! ( руки опустить, потрясти кистями )
Дети берут картинки животных , называя характерные черты, отвечая на вопрос.
Заяц (какой) - маленький, трусливый, длинноухий;
-Дети, какого цвета шубка у крымского зайчика в зимний период? (светло-серая, а хвостик с чёрным кончиком) .-А почему она не белого цвета? (В Крыму снег в зимний период не лежит долга, а если и выпадает, то не покрывает всю землю).
-Дети, а если в Крыму выпало много снега и он не тает несколько дней, что тогда делает крымский зайчик ? (Зайцы стараются не бегать по лесу и степи, а отлёживается под кустами, в ложбинках).
-Дети, а как зайцы убегают от врагов? (Петляют, запутывают следы) .
-Все считают зайцев трусливыми. А ведь это не так. Заяц отважно отбивается от врагов, встав на задние лапки, размахивает лапами и громко кричит для устрашения, или опрокидывается на спину и задними ногами старается ударить нападающего . Заяц не трус, а мудрый зверь : глупа стоять на месте и ожидать, когда тебя съедят.
(слайд 6) Белка (какая) - проворная, запасливая, юркая
В.А всегда ли белка жила в Крыму (Нет, этого зверька завезли). Дети, шубка у белки летом рыжая, а зимой какая? Дети, а чем отличается Крымская белка от белок, которые живут в других местах(Мех на беличьих шкурках сильно поредел в тёплом Крыму,)-Как называются детёныш белки?Бельчата рождаются крошечными, голыми, слепыми. Уже через месяц они открывают глаза, тело покрывается нежной шерстью.
(слайд 7) Олень (какой) - рогатый, сильный, большой. Самое большое животное Крыма.
(слайд 8 ) Кабан (какой ) – большой, клыкастый, сильный.
Единственный по-настоящему опасный зверь крымского леса. Увидев или почуяв человека, он благоразумно уходит, но не забывает обид и страха не ведает. Когда-то был полностью истреблен охотниками. Завезен.
В. Как зовут детенышей кабана? (поросята).
(слайд 9) Барсук (какой) – чистоплотный, отважный, трудолюбивый
(слайд 10) Лиса (какая) - хитрая, красивая, рыжая. Это самый крупный хищник в Крыму.
(слайд 11) Волк (какой) – сильный, быстрый, зубастый;
В. Дети, а что вы можете рассказать о волке в Крыму? (Эти животные давно исчезли из Крыма, но лет , стали заходить с материка. Волки, которые зашли в Крым несколько лет назад, все же больше держались степных районов, но теперь волки появились и в лесу. Родившиеся волчата на волков-то даже не похожи: головастенькие, с кривыми ножками. Резвятся около родной норы, за бабочками гоняются, возятся, а услышат — ветка хрустнет, сразу прячутся в логово.
Воспитатель : А сейчас я приглашаю всех на звериную зарядку. Заводите круг.
Дети под музыку заводят круг и выполняют движения, проговаривая слова.
Мы проверили осанку (Дети стоят в кругу спина прямая, руки на поясе)
И свели лопатки, (Отводя руки чуть назад, сводят лопатки)
Мы походим на носках, (Ходьба по кругу на носках)
А потом на пятках (Ходьба на пятках)
внешней стороне стопы)
И как заинька трусишка, (Прыжки с продвижением вперед)
И как серый волк – волчишко. (Легкий бег)
Вот свернулся еж в клубок, (Наклоны вниз с округлением спины)
Потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся, (Дети поднимаются на носки)
Ежик сладко потянулся. (Тянут руки вверх)
Дети : Лиса - в норе ;(слайд 12)
Волк - в логове .(слайд 13)
Заяц - под кустом ;(слайд 14)
Барсук - в норе (слайд 15)
Олень - на поляне среди деревьев . (слайд 16)
Кабан – роет себе ямку .(слайд 17)
Белка – в дупле (слайд 18)
Воспитатель : Правильно, ребята.
Воспитатель прикрепляет на мольберте картинки диких животных Крыма . Дети прикрепляют на магнитах любимые лакомства диких животных изображенных на картинке.
Воспитатель : Ребята, у меня в конверте есть карточки с различными лесными лакомствами, тут и орешки, и грибы, и шишки. Я сейчас раздам вам все эти лакомства, а вы прикрепите их на мольбертах возле тех животных , кто ими питается. (Дети выполняют задание воспитателя)
Воспитатель : Ребята, вы накормили зайца, белку, оленя,кабана. Как одним словом можно назвать этих животных ?
Дети : Травоядные животные .
Воспитатель : Чем питаются травоядные животные ?
Дети : Травой, корой, плодами и т. д.
Воспитатель : А почему вы ничего не дали волку и лисе?
Дети : Потому что они хищники. Они питаются мясом.
Воспитатель : Молодцы, и с третьим заданием вы справились.
Воспитатель : Молодцы! Вы выполнили все задания Лесовичка. И животные , наверное, уже вернулись на страницы книги. Давайте вместе посмотрим!
Нет еще не вернулись! Я знаю почему, потому что мы с вами не повторили правила поведения в лесу.А теперь внимание на экран .(слайд 20)
-Дети, в лесах, в горах, в степях Крыма животные находят пищу , дом, укрытие от врагов, чувствуют себя хорошо. Все эти животные нуждаются друг в друге. А нам они необходимы для того, чтобы мы были добрее и счастливее. С животными – мир краше , богаче и интереснее. Воспитатель предлагает зачеркивать те правила поведения, которые дети озвучивают.
Дети вместе с воспитателем рассматривают книгу, иллюстрации вернулись на место.
Воспитатель : Я предлагаю поставить эту книгу в уголок природы. Мы еще не раз с вами полистаем ее странички. (слайд 21)
Читайте также: