Млекопитающие конспект урока 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Млекопитающие — теплокровные позвоночные животные с развитым волосяным покровом и вскармливающие своих детенышей молоком. Сердце у них четырехкамерное, хорошо развита центральная нервная система. Для этого класса характерно живорождение и забота о потомстве. Большинство млекопитающих — четвероногие животные, у которых туловище высоко поднято над землей, а конечности располагаются под туловищем. Такое строение тела способствует более совершенному передвижению их по суше. У млекопитающих хорошо выражена шея, что позволяет голове иметь большую степень подвижности.

Млекопитающие Внешнее строение

Волосяной покров на теле неоднороден. Подшерсток — мягкий тонкий волос, не имеющий волосяных луковиц в коже, служащий для сохранения тепла. Ость — грубый волос, защищающий тело от намокания и повреждений и имеющий волосяные луковицы в коже. Волосы состоят из рогового вещества, как перья птиц и чешуйки у пресмыкающихся.

Роговыми образованиями являются когти, ногти, копыта и рога.

Кожа зверей эластична и имеет сальные и потовые железы. Потовые железы выделяют пот, сходный по химическому составу с мочой. Пот, испаряясь, предохраняет тело от перегрева. Млечные железы есть только у самок и являются производными потовых желез.

кожа млекопитающего

В связи с приспособлением к передвижению в разных средах конечности у млекопитающих имеют разную форму. Например, у китов и дельфинов конечности изменены в ласты, а у летучих мышей — в крылья.

Расположенные во рту млекопитающих зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные зубы. Сверху они покрыты эмалью.

Глаза имеют веки с ресницами. Мигательная перепонка (третье веко) недоразвита. Зрение развито слабее, чем у птиц. Органы слуха состоят из наружного уха, улавливающего звуки с помощью ушной раковины, среднего уха и внутреннего. Слух и обоняние хорошо развиты почти у всех млекопитающих. Органы осязания находятся на коже. Эту роль выполняют вибриссы — длинные жесткие волосы, расположенные на бровях, щеках, подбородке и губах.

скелет собаки

Скелет млекопитающих имеет несколько отделов. В шейном отделе преимущественно 7 позвонков, в грудном отделе – 12-15 позвонков с ребрами, образующими грудную клетку. Массивные позвонки поясничного отдела подвижно сочленены между собой (2-9 позвонков). Крестцовый отдел срастается с костями таза (3-5 позвонков), а число позвонков хвостового отдела значительно варьирует. Пояс передних конечностей (плечевой пояс) млекопитающих состоит из двух лопаток и двух ключиц. У некоторых млекопитающих ключиц нет (копытные), у других они плохо развиты либо заменены связками (грызуны, некоторые хищные).

У млекопитающих хорошо развиты мышцы спины, ног и поясов конечностей.

Внутреннее строение

Пищеварительная система. После проглатывания пища движется по пищеводу в желудок, где начинает перевариваться. У большинства млекопитающих желудок однокамерный (кроме жвачных). В его стенках находятся железы, выделяющие желудочный сок. Кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы. В начальном отделе тонкой кишки (двенадцатиперстной кишке) пища подвергается обработке соками поджелудочной железы и печени (желчь). В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ из кишечника в кровь и лимфу. Остатки непереваренной пищи удаляются через анальное отверстие, которым заканчивается прямая кишка. Дыхание легочное, вдох и выдох совершается за счет межреберных мышц и диафрагмы — мускулистой перегородки между грудной и брюшной полостью.

Сердце млекопитающих четырехкамерное, как у птиц, и венозная кровь не смешивается с артериальной. Кровь движется по двум кругам кровообращения.

кровеносная система собаки

Органы выделения млекопитающих — вторичные почки, мочеточники и мочевой пузырь. Азотсодержащие продукты метаболизма отфильтровываются из крови в парных почках, бобовидной формы. Моча собирается по мочеточникам в мочевой пузырь. Клоаки у млекопитающих нет, хотя у первозверей она еще сохранилась.

Совершенное строение кровеносной, дыхательной, выделительной и других систем обеспечивает высокий уровень обмена веществ, что способствует поддержанию температуры тела на определенном уровне (37-38° С).

Нервная система имеет сложное строение. Особенно сильно развита кора головного мозга.

Млекопитающие. Внутреннее строение

Оплодотворение у млекопитающих внутреннее и происходит в парных яйцеводах, куда из яичников поступают яйцеклетки. У плацентарных млекопитающих оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к стенкам особого мышечного органа — матки, где и происходит развитие зародыша. В месте прикрепления зародыша к стенке матки формируется плацента — детское место, где кровеносные сосуды матери соприкасаются с кровеносными сосудами зародыша. Через кровь от матери зародыш получает питательные вещества, кислород и удаляет продукты метаболизма. Таким образом, будущий детеныш надежно защищен матерью и обеспечен питанием, необходимым для его развития.

Отряды млекопитающих

Современные млекопитающие подразделяются на 19 отрядов. Важнейшие отряды млекопитающих:

Конспект урока по Животному Миру в 4 классе(ОВЗ)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока по Животному Миру в 4 классе(ОВЗ)

Конспект урока по Животному Миру в 4 классе(ОВЗ)

Конспект урока по Животному Миру в 4 классе(ОВЗ)

Конспект урока по Животному Миру в 4 классе(ОВЗ)

Конспект урока по Животному Миру в 4 классе(ОВЗ)

Конспект урока по Животному Миру в 4 классе(ОВЗ)

Конспект урока по Животному Миру в 4 классе(ОВЗ)

Конспект урока по Животному Миру в 4 классе(ОВЗ)

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Здравствуйте, проверьте все ли у вас лежит на парте.

Желаю вам быть сегодня на уроке внимательными, активными, дружными.

- Давайте, повторим основные моменты, которые необходимо запомнить по пройденному материалу.

1.В какой стране мы живем? (Россия)

2.Назовите столицу нашей страны? (Москва)

3.Из каких цветов состоит флаг РФ? (из 3цветов)

Назовите их? (белый, синий, красный)

4.Что означает каждый цвет флага РФ? (белый-чистота,мир; синий -вера, верность, небо; красный- сила, мужество,кровь, огонь;)

5. Чем украшали в старину крыши изб? (коньками)

6.Какова была роль коня в жизни крестьянина? (пахал, боронил, сено возил, сражались на нем, выносил с поля боя воинов)

7. Чему учат все сказки? (доброте, справедливости, трудолюбию)

8. Назовите, пожалуйста, признаки сказок? (жили-были, волшебные силы, олицетворение, добро побеждает зло.)

Отвечают на вопросы по ранее изученным темам

Называют основные признаки, присущие сказкам

Межпредметая связь: литературное чтение

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой темой. О чем именно пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете ключевое слово кроссворда.

Кроссворд: (работа в парах)

Загадки - вопросы:

В Африке живет, траву жует.

В черно-белую полоску. (зебра)

Телят, ягнят ищет. (волк)

Летом ульи ворошит. (медведь)

Огромная кошка по лесу скачет,

В ушках сережки она не прячет,

Ей не скажешь слова брысь.

Потому что это…..(рысь)

Заметает следы. (лиса)

(осуществляется проверка каждой загадки, сопровождая иллюстрацией отгадки)

- Какое ключевое слово у нас получилось? (Ответ:ЗВЕРИ)

- Скажите, а кто такие звери? (давайте обратимся за помощью к толковому словарю Ожегова, узнаем толкование-значение данного термина-слова).

Звери - дикое животное, хищный и лесной зверь.

- По другому эту группу называют млекопитающими.

-Давайте, мы с вами дополним табличку: Природа бывает: живая и неживая. К живой природе относятся: растения: деревья, кустарники травы; птицы: зимующие, перелетные, домашние птицы, дикие птицы. Сегодня мы с вами познакомимся с одним подклассом животных- млекопитающие.

- Что бы вы хотели узнать о данном классе животных? (кто относится к млекопитающим, внешние особенности, где обитают)

Обучающиеся отгадывают загадки, ученики вписывают ответы в карточку – кроссворд

Учащиеся проверяют правильность отгадывания кроссворда, называют ключевое слово,.

Отвечают на поставленные вопросы, формулируют задачи урока

Средства обучения : карточка-кроссворд , презентация: слайд 1-6

Средства обучения: толковый словарь Ожегова

Изучение нового материала

Сейчас, а вам предлагаю всем встать. Девочки и мальчики, прыгаем, как зайчики (прыгаем). Как пыхтит ежонок? (озвучиваем)

Покажите-ка, ребята, как ходит мишка косолапый.(показ)

Все ли вам слова понятны?

-Скажите, пожалуйста, а что такое покров? (Покров- наружный верхний слой, покрывающий что-нибудь)

- Чем покрыто тело нерпы? (кожей). Где обитает? (в воде)

-Посмотрите внимательно, есть ли волосы на ее теле?

- Как вы думаете, было бы удобно им плавать с густой и длинной шерстью? (нет) Почему?

У млекопитающих, которые обитают в воде (кит, дельфин, морж, тюлень, нерпа), вообще практически не видно волосяного покрова. С длинной и густой шерстью им неудобно будет жить в воде. У морских зверей под кожей толстый слой жира, который хорошо сохраняет тепло. Поэтому у взрослых морских зверей мех редкий и грубый.

2.Чем покрыто тело дикобраза и ежа? (колючками- иглами.)

- Ребята, как вы думаете, колючки – это шерсть?

Ребята, колючки - это видоизменившиеся волосы.

- Для чего дикобразу и ежу нужны колючки? (они им служат для самообороны)

- Давайте, вспомним, когда еж чувствует опасность, что он делает? (сворачивается в клубок)

-В виде чего представлен покров медведя и куницы?(мех-шерсть)

Давайте сравним покров куницы и медведя. Какой он у куницы? (шерстка короткая) А у медведя?(шерстка длинная, косматая)

Шерсть медведя достигает 20-25 см.

- Для чего нужна шерсть животным? Какова ее роль?

Главная ее задача защитить организм от перегрева при повышении температуры воздуха, переохлаждения - при понижении температуры, а так же от проникновении вирусов и бактерий.

- А что общего у медведя и куницы? (они передвигаются на 4 лапах, имеется хвост.)

-Какой по размеру хвост куницы? (длинный) А у медведя? (короткий, маленький)

- А где обитает медведь и куница? (в лесных массивах)

- Какой же вывод можно сделать о том, как помогает мех млекопитающим в их жизни? (мех согревает, защищает от холода; в жарком климате густой мех, не нужен; помогает защищаться от хищников).

У всех ли млекопитающих покров тела одинаковый?(нет)

- А как вы думаете, почему он разный? От чего это зависит? (зависит от того, где живет, .е. от среды обитания)

Итак, мы определили по какому признаку можно различать зверей. И этот признак - покров тела.

- Назовите, животных? (шимпанзе, гепард, летучая мышь, белка-летяга, гренландский тюлень)

- Как передвигается гепард? (бежит)

- Как передвигается летучая мышь? (летает).

Это единственное млекопитающее, которое летает.

- Как передвигается белка – летяга? (прыгает)

При выполнении прыжка, имитирует полет.

- Как передвигается Гренландский тюлень? (ползет, передвигая ластами, хвостом; плавает)

-Как передвигается шимпанзе? (виснет и прыгает, лазает)

- Скажите, а как передвигается белый медведь, обитатель Арктики? (Обычно они передвигаются на четырех лапах и вразвалку, однако способны подняться на задние лапы, вытягиваясь при этом в высоту до 3 м, и даже сделать несколько шагов так)

Мы определили, что все звери передвигаются, но по-разному: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают.

- Как вы думаете, от чего зависит движение зверей, способы их передвижения? (От того, где они живут, чем питаются и есть ли у них враги).

Обобщение: работаем с иллюстрациями разворота учебника с.32-33.

План анализа (на доске):

Назвать животное

Среда обитания

Чем представлен покров тела

Например, 1. нерпа, Гренландский тюлень

2. Обитают в воде

3.Покров тела представлен кожей с редкими и грубыми волосками

4.Жировой слой сохраняет тепло.

Физкультминутка:

У оленя дом в лесу

Он глядит в свое окно

Заяц по полю бежит

В дверь к нему стучит:

Тук-тук дверь открой

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц забегай

- Молодцы! Присаживайтесь на свои рабочие места.

Учащиеся выполняют указания учителя, открывают учебник окружающего мира, читают тему урока, подзаголовок темы, отвечают на вопросы, касающиеся для раскрытия основных понятий


Технологическая карта включает в себя все этапы урока, проблему, гипотезу, доказательства гипотезы , создание " продукта" деятельности. Презентация опубликована раньше.

Описание разработки

ТДЦ:

образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков животных класса Млекопитающих.

развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда

создать условия для осознания уже изученного материала о классе Млекопитающих;

способствовать осмыслению связи учебного материала об особенностях класса Млекопитающих и их разнообразия.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный, частично - поисковый.

Формы: индивидуальная, групповая

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме урока.

Ключевые понятия: млекопитающие, яйцекладущие, рукокрылые, насекомоядные, сумчатые.

Технологическая карта урока

1. Организация начала занятия

Рассадка детей по группам по желанию

2. Подготовка к основному этапу занятия.

В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. И часть классов мы уже изучили и последний изученный нами класс был? Демонстрация слайда №2 из презентации. Выполните цифровой диктант, отметив цифрами только правильные утверждения.

Слайд 3, проверьте свои ответы. Ребята! Посмотрите на слайд 4 и найдите животных, которых мы еще не изучали и подумайте почему. Каких из представленных животных мы изучили? К каким классам они относятся?

Молодцы! А почему остальных животных вы не отнесли к этим классам?

Что же есть такого особенного в этих животных? Проблема. Почему их выделили в особый класс?

Слайд 6. Посмотрите какое многообразие млекопитающих и это еще не все отряды. На сегодняшний день насчитывается 5, 5 тыс. видов.

Читайте также: