Мильон терзаний гончаров конспект презентация

Обновлено: 06.07.2024

Цель: изучение взглядов Чацкого и представителей фамусовского общества по основным проблемам времени создания комедии. Задачи: - выявить проблемы времени создания комедии; - дать характеристику воззрений Чацкого и московского света; -сопоставить их взгляды по основным проблемам, поднятым в комедии; -определить собственную жизненную позицию по общественно значимым вопросам, поднятым в комедии.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7


Чацкий.Фамусовское общество
1. Отношение к чинам, богатству, карьере (взгляды противопоставлены)
Чины людьми даются, А люди могут обмануться..Фамусов: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь. . При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки. Как станешь представлять К крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку! . Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — Тот и жених. Молчалин: Татьяна Юрьевна. Известная, — притом Чиновные и должностные — Все ей друзья и все родные. Ведь надобно ж зависеть от других. В чинах мы небольших.

Слайд 8


2. Отношение к службе (взгляды противопоставлены)
Чацкий.Фамусов
Служить бы рад, прислуживаться тошно. Когда в делах — я от веселий прячусь, Когда дурачиться — дурачусь, А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа..А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Молчалин: Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?

Слайд 9


3. Отношение к образованию, просвещению (взгляды противопоставлены)
Чацкий.Фамусов
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? . Что нынче так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки. И в чтеньи прок-то не велик: . Берем же побродяг, и в дом и по билетам, Чтоб наших дочерей учить всему - И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто замуж их готовим скоморохам. . Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Слайд 10

Слайд 11


5. Отношение к иностранному (взгляды схожи)
Чацкий.Фамусов
Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья! . Я одаль воссылал желанья, Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев..Кто хочет к нам пожаловать, — изволь; Дверь отперта для званных и незванных, Особенно из иностранных. А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!

Слайд 12


6. Отношение к московским нравам, укладу жизни (взгляды противопоставлены)
Чацкий.Фамусов
Что нового покажет мне Москва? Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? . Прямой был век покорности и страха. А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма. . Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары..Извольте посмотреть на нашу молодежь, На юношей — сынков и внучат. Журим мы их, а если разберешь, — В пятнадцать лет учителей научат! А наши старички?? — Как их возьмет задор, Засудят об делах, что слово — приговор. И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их. беда!


Данная презентация поможет обучающимся 9 класса лучше понять комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума" и её героя.

Содержимое разработки

Автор: Соколова Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

3. Художественные особенности комедии

4. Воин-победитель и - жертва

Спасибо за внимание!


-75%

Слайды и текст этой презентации

«Пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и награжденья

«Соль, эпиграмма, сатира, разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый, едкий,

3. Художественные особенности комедии

«Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которого не было бы комедии.Чацкий положительно умён. Речь его кипит

«Чацкий – больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь.Он вечный обличитель лжи,

«Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва.Каждое дело, требующее

Урок литературы в 9 классе Тема Р. р. И. А. Гончаров Мильон терзаний .

Тема: Р. р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию. Методическая ц ель : научить учащихся строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;обучать анализу критической статьи (составление тезисов,выделение основных положений, аргументов, приводимых

автором для их доказательства, основные выводы статьи);способствовать развитию творческих способностей учащихся; воспитывать в них активную жизненную позицию.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Творческая работа (в парах): интерактивное упражнение

1) Кто вы? Имя, отчество, фамилия. Состав вашей семьи. Общественное положение…

3) Ваше отношение к Фамусовым. Родственник или знакомый их? Как узнали о вечеринке у Фамусовых? Откуда знакомы с Горичами, Хрюмиными, Тугоуховскими, Хлёстовой, Чацким?

III. Мотивация учебной деятельности

Опыт работы с литературно-критической статьёй — важный этап в анализе и понимании художественного произведения. Ведь задача критика заключается в том, чтобы заставить читателя размышлять, сопоставлять, анализировать.

При этом вам предлагаются собственные суждения автора, и если вы не согласны с ними — пожалуйста, спорьте, только делай это аргументированно. Вот тогда-то и придётся и художественный текст внимательно перечитать, и со статьёй кропотливо поработать. Удачи вам, начинающие литературоведы!

IV. Работа над темой урока

1. Беседа: активизация познавательной деятельности учащихся

• Что сильнее в комедии: горе от любви или горе от ума?

• Как вы думаете, почему Грибоедов отказался от первоначального названия

• Известно, что Пушкин отказал Чацкому в уме, упрекал его за то, что он адресует свои страстные монологи тем, кто никогда не согласится с ним (Скалозуб, Фамусов и др.), но разве не понимал этого Чацкий? Почему же всё-таки он спорил с этими людьми?

3. Слово учителя

4. Аналитическая работа с текстом статьи И. А. Гончарова

Вопросы для конспектирования

1. Какую задачу ставит Гончаров?

2. Что ценят в пьесе А. С. Грибоедова критики?

3. Что ценит в пьесе Гончаров?

4. До каких пор будут мелькать в обществе черты героев пьесы?

5. Что в комедии никогда не умрёт?

6. Есть ли в пьесе движение (развитие действия)?

7. Умён ли Чацкий? Кто он?

8. Что связывает части комедии между собой?

10. Каков психологический портрет Чацкого в конце пьесы?

11. Почему, по мнению Гончарова, Грибоедов закончил пьесу катастрофой?

12. Каков портрет Софьи глазами Гончарова и каково отношение к ней критика?

13. Какова, по мнению Гончарова, роль Чацкого?

14. В чём упрекает Гончаров современную ему критику?

15. Каков идеал Чацкого?

16. В чём вечность образа Чацкого?

17. Что говорит Гончаров в последнем замечании о Чацком?

Правила конспектирования литературно-критических статей

1. Прочитайте краткие сведения об авторе статьи.

2. Вдумайтесь в её заглавие.

3. Прежде чем конспектировать какой-либо фрагмент статьи, осмыслите её структуру в целом. Если объём статьи слишком большой, в учебнике даётся её план или наиболее важные фрагменты. Внимательно прочитайте их, подумайте над прочитанным.

4. Читая первый раз фрагмент статьи, предложенный или выбранный вами для конспектирования, отметьте слова, значения которых вам недостаточно ясны; обратитесь к толковому словарю, сделайте из него соответствующие выписки.

5. После повторного чтения фрагмента составьте его план.

6. Согласно плану передайте предельно кратко содержание каждой микрочасти. У вас получился конспект.

5. Заслушивание нескольких конспектов, их комментирование,рецензирование.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

• Что находится в центре внимания критика — пьеса А. С. Грибоедова или от-

ражённые в ней жизненные явления?

• С какими оценками И. А. Гончарова вы согласны? С какими вам хотелось бы

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем: «Мой

2. Индивидуальные опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Лите-

Читайте также: