Метр и сантиметр 4 класс планета знаний конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того, знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.

Предлагаемая работа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет углубленно изучить тему урока, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника, интегрировать арифметический и геометрический материал. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о единицах измерения длины.

В уроке-презентации используются различные виды заданий:

  • устные вычисления таблицы умножения и деления;
  • чтение, запись и сравнение значения величины площади, перевод одной единицы площади в другую;
  • решение задач изученных видов;
  • вычисление площади, периметра прямоугольника (квадрата).

Данная презентация направлена на формирование следующих УУД:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • применять полученные знания, умения, навыки на практике, оценивать правильность её выполнения;
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  • учиться рассуждать и делать выводы.

Такая работа позволяет эффективно, увлекательно и с пользой изучить материал по данной теме урока, так как пополнен новыми упражнениями из системы развивающего обучения.

Цели: познакомить учащихся с новой единицей измерения площади - квадратным метром.

Задачи:

  • совершенствовать умение решать задачи по нахождению площади прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • учить читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), переводить одни единицы площади в другие;
  • закреплять знание таблицы умножения и деления;
  • учить рассуждать и делать выводы.

Оборудование: презентация по теме урока и мультимедийный проектор.

Ход урока

(слайд 1)

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

1. Устный счёт

(слайд 2)

Учащиеся решают цепочки примеров.

(слайд 3)

(слайд 4)

Учитель: Какие это единицы измерения?

Ученик: Единицы измерения длины.

Учитель: Какой знак надо поставить вместо …?

(слайд 5)

Учитель: Какой знак надо поставить вместо …?

  • 2 см 7 мм + 1 см … 3 см 2 мм + 5 мм
  • 5 м 5 дм - 2 м … 3 м 40 см - 5 см

(слайд 6)

Учитель: Маша выполнила измерения у себя дома и записала результаты. Найдите и исправьте две ошибки.

Ширина двери 80 см, высота двери 2 дм, высота стиральной машины 8 дм, высота стола 7 дм 8 см, ширина телевизора 5 м 4 см, длина кровати 1 м 94 см, высота книжной полки 32 см, длина книжной полки 1 м, ширина холодильника 58 см.

Ученик: Маша не правильно записала высоту двери и ширину телевизора.

(слайд 7)

III. Самоопределение к деятельности.

(слайд 8)

Как измерить площадь?
Нет задачи проще!


Стали мерки строго в ряд,
Будто бы солдатики-
Ровные квадратики.

Учитель: Какой меркой удобно измерить площадь пенала?

Ученик: Площадь пенала удобно измерить меркой квадратный сантиметр.

Учитель: Что мы ещё можем, измерим с помощью мерки 1квадратный сантиметр?

Ученик: Площадь тетради, блокнота.

Учитель: Какой меркой удобно измерить площадь коврика?

Ученик: Площадь коврика удобно измерить меркой квадратный дециметр.

Учитель: Что ещё удобно измерять с помощью мерки 1 квадратный дециметр?

Ученик: Площадь стола, площадь доски.

Учитель: Какой меркой удобно измерить площадь комнаты? Кто догадался, как назовём новую мерку?

Ученик: Квадратный метр.

Учитель: Что удобно измерять такой меркой?

Ученик: Площадь сада, огорода, т.е. большие площади.

Учитель: Сегодня на уроке мы:

  • познакомимся с ещё одной единицей площади - квадратным метром;
  • научимся переводить её в другие единицы площади и сравнивать их;
  • будем решать задачи по нахождению площади прямоугольника (квадрата).

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с новой меркой

(слайд 9)

Учитель: Что такое 1 квадратный метр?

Ученик: Квадрат со стороной 1метр.

Учитель: Слова квадратный метр при числах записывают так: 5 м 2 , 9 м 2 , 20 м 2 .

Учитель: Вспомните, сколько квадратных сантиметров в 1 дм 2 ?

Ученик: 1 дм 2 = 100 см 2

(слайд 10)

Учитель: Установим соотношения между дм 2 и м 2 . Так как квадрат со стороной 1 м можно разбить на 10 полосок в каждой из которых по 10 дм 2 , то всего в м 2 10 десятков или сотня дм 2 . Значит:

1 м 2 = 100 дм 2

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

(слайд 11)

Выразите:

(слайд 12)

Выразите:

(слайд 13)

Учитель: В первой строке вы видите 3 линейные величины. Разгадай правило, по которому записан первый ряд величин и продолжите его. Что нужно сделать, чтобы было удобно сравнивать?

Ученик: Перевести все величины в единую единицу измерения, т.е. сантиметры.

Учитель: Как стоят величины?

Ученик: В порядке убывания.

Учитель: Насколько уменьшается каждая следующая величина?

Ученик: Каждая следующая величина уменьшается на 7 сантиметров. Значит 78 см надо уменьшить на 7 см, будет 71 см или 7 дм 1 см

Учитель: Во второй строке записаны единицы площади. Что нужно сделать, чтобы было удобно сравнить?

Ученик: Перевести 1 дм 2 в см 2

Учитель: Насколько уменьшается каждая следующая величина?

Ученик: Каждая следующая величина уменьшается на 10 см 2 . Значит, следующая единица будет 70 см 2

2. Практическая работа

(слайд 14)

Учитель: При измерении площади дома, комнаты, сада, огорода используется мерка 1 м 2 Большие площади комнат, квартир на бумаге изображают в уменьшенном виде.

На слайде изображен план дачного участка, на котором за квадрат площадью 1 м 2 условно принята 1 клетка. Как можно найти площадь дома?

Ученик: Посчитать, сколько клеточек закрашено голубым цветом, или найти длину, ширину и умножить длину на ширину.

Учитель: Давайте найдём по плану площадь дома.

Ученик: Длина дома на плане – 9 клеточек, значит 9 метров

Ширина дома на плане – 6 клеточек, значит 6метров. Дом имеет прямоугольную форму. Значит, чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. Площадь дома равна 54 м 2

Учитель: Давайте найдём по плану площадь сада.

Ученик: Длина сада на плане – 8 клеточек, значит 8 метров

Ширина сада на плане – 5 клеточек, значит 5 метров. Сад имеет прямоугольную форму. Значит, чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. Площадь сада равна 40 м 2

Учитель: Давайте найдём по плану площадь огорода.

Ученик: Длина огорода на плане – 6 клеточек, значит 6 метров

Ширина огорода на плане – 2 клеточек, значит 2 метра. Огород имеет прямоугольную форму. Значит, чтобы найти площадь прямоугольника надо длину умножить на ширину. Площадь огорода равна 12 м 2

3. Работа в парах

(слайд 15)

Проверка работы в парах.

VII. Рефлексия.

Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.

(слайд 16)

(слайд 17)

Учитель: Расставьте единицы площади в порядке возрастания.

Учитель: Дополните единицы измерения.

Удобно вычислять площадь стадиона в ________, площадь книги в _______, площадь стола в ______,площадь почтовой марки в ______, площадь классной комнаты в ______, площадь экрана компьютера в _________, площадь садового участка в ________, площадь классной доски в _______,площадь тетради в _________.


Личностные:положительное отношение и интерес к изучению математики; ориентация на понимание причин личной успешности/неспешности в освоении материала; умение оценивать трудность предлагаемого задания; восприятие математики как части общечеловеческой культуры

Содержимое разработки

Планируемые результаты:

Личностные: положительное отношение и интерес к изучению математики; ориентация на понимание причин личной успешности/неспешности в освоении материала; умение оценивать трудность предлагаемого задания; восприятие математики как части общечеловеческой культуры;

Предметные: правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр); выполнять арифметические действия с величинами;

Регулятивные: удерживать цель учебной и внеучебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата;

Познавательные: находить нужную информацию в учебнике; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии;

Коммуникативные: задавать вопросы с целью получения нужной информации; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Здравствуйте, ребята, давайте проверим готовность к уроку, на столах у вас должно лежать: учебник, рабочая тетрадь, обычная тетрадь, и хорошо пишущая ручка. Садитесь.

Презентация с величинами и с одной лишней(слайд1)

Ребята, так как у нас урок математике, я вам предлагаю решить вот такую задачу:

Рас­смот­рим такую за­да­чу:

Необ­хо­ди­мо из­ме­рять длину учеб­ни­ка по ма­те­ма­ти­ке, чтобы опре­де­лить, по­ме­стит­ся ли он в порт­фель.

Ка­ки­ми еди­ни­ца­ми из­ме­ре­ния удоб­нее поль­зо­вать­ся?

Пра­виль­ный ответ: сан­ти­мет­ра­ми.

А если по­на­до­бит­ся из­ме­рять длину класс­ной ком­на­ты, то какой единицей из­ме­ре­ния длины мы будем измерять?

Правильно метром. Потому что сантиметр это маленькая единица измерения.

Все единицы измерения называют эталон.

В действительности учреждение, где хранятся эталоны основных единиц метрической системы, находится в пригороде Парижа, городе Севре, и называется Международное бюро мер и весов. Существует всего 7 эталонов.

Первичный эталон — это эталон, воспроизводящий единицу физической величины с наивысшей точностью, возможной в данной области измерений на современном уровне научно-технических достижений. Первичный эталон может быть национальным (государственным) и международным.

Вторичный эталон — эталон, получающий размер единицы непосредственно от первичного эталона данной единицы.

Эталон сравнения — эталон, применяемый для сличений эталонов, которые по тем или иным причинам не могут быть непосредственно сличены друг с другом.

Исходный эталон — эталон, обладающий наивысшими метрологическими свойствами (в данной лаборатории, организации, на предприятии), от которого передают размер единицы подчинённым эталонам и имеющимся средствам измерений.

Рабочий эталон — эталон, предназначенный для передачи размера единицы рабочим средствам измерений.

Государственный первичный эталон — первичный эталон, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории государства.

Международный эталон — эталон, принятый по международному соглашению в качестве международной основы для согласования с ним размеров единиц, воспроизводимых и хранимых национальными эталонами.

Ребята, а что такое сантиметр?

Сантиметр - это единица измерения длины в различных метрических системах мер.

А что такое метр?

Метр — единица измерения длины и расстояния в Международной системе единиц , одна из семи основных единиц.

Сколько в 100 сантиметров метров? 100см=1м (слайд №2)

Ребята, а кто догадался какая тема нашего урока?

Подумайте какую главную цель каждый из должен выполнить на уроке? А в конце урока мы свами подведем итог, достиг ли цели каждый из вас.

Создать условия для осмысления и нахождения учащимися способов решения текстовых задач.

Создать условия для развития умения действовать по алгоритму;

Обеспечить условия для развития умения анализа задачи;

Создать условия для формирования навыка устного вычисления;

Создать условия для совершенствования умения проводить самооценку;

Создать условия для формирования умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

1.Использование приобретенных математических знаний для оценки пространственных соотношений;

2.Овладение основами логического мышления, математической речи;

3.Овладение основами счета;

4.Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных задач;

5.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями;

6.Умение решать текстовые задачи.

1.Осознание ценности изучаемых понятий;

2.Осознание практической важности изучаемого способа действий;

3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему;

4.Определять цель занятия;

5.Выбирать действия по достижению цели;

6.Контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

7.Самооценка готовности к деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

1.Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2.Умение учиться высказывать своё предположение на основе выполненного задания;

Конспект урока математики 4 класс программа "Планета Знаний" по теме "Измерение объёма, кубический сантиметр".

Оценить 1122 0

Учебный предмет

Открытие нового знания

Кубический сантиметр и измерение объёма

Знакомство с единицей объёма – кубическим сантиметром, формирование навыка измерения объёма

Задачи урока

- познакомить с единицей измерения объёма – кубическим сантиметром;

- опытным путём научиться измерять объём;

- научиться пользоваться сокращённой записью измерения объёма.

- воспитывать любовь к предмету;

- воспитывать стремление решать новые учебные задачи;

- воспитывать интерес к окружающему миру.

- развивать мыслительные процессы и логическое мышление;

- развивать интерес к математике;

- развивать математический язык.

Основные термины, понятия

Объём, кубический сантиметр

Планируемый результат

Предметные умения

Личностные УУД:

1.Высказывать собственные суждения, давать им обоснования.

2.Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

3.Оценивать усваиваемое содержание.

Регулятивные УУД

1.Адыкватно оценивать результаты своей деятельности.

2.Отличать верно выполненное задание от неверного.

3,Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

1.Овладевать умениями устного и письменного алгоритма выполнения арифметических действий.

2.Развивать любознательность и познавательную инициативу.

3.Формировать умение обобщать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь работать в паре.

2.Слушать и понимать речь других.

3.Формировать умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договариваться.

Организация пространства

Книгопечатная продукция:

Технические средства обучения:

1.Электронная доска

Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:

1.Электронная презентация

2.Карточки с задачами

Здравствуйте! Меня зовут Елена Олеговна, и сегодня урок математике проведу у вас я.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

И начнём мы с минутки чистописания.

Ребята, посмотрите на экран.

Здесь даны числа.

3 100 145 168 179

В каком порядке расположены числа?

Какое число в данном ряду лишнее. Объясните свой выбор?

Что интересного вы можете рассказать об этом числе? Где в жизни мы встречаемся с числом 3? В названии каких произведений?

Число 3 упоминается в пословицах, поговорках и крылатых выражениях.

Посмотрите на экран.

Постарайтесь объяснить смысл пословиц:

От горшка три вершка

С три короба

Обещанного три года ждут

Плакать в три ручья

Вот какие выражения можно встретить, где содержится число 3.

С записью цифры 3 вы уже знакомы с первого класса.

Давайте, запишем у себя в тетради цифру 3, пропустите клеточку и образуйте двузначное число с помощью числа 3, какой это число?

Пропустите ещё одну клеточку и образуйте трёхзначное число, что это за число?

И наконец, пропустим ещё одну клеточку и образуйте четырёхзначное число.

Запишите до конца строчку, чередуя числа.

На презентации:

3 33 333 3333

В порядке возрастания

3 – это однозначное число.

Трёхцветный флаг России, Три поросёнка, три богатыря, три сына и три дочери в русских народных сказках…

Очень низкий, низкого роста, маленький.

Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т. п.).

Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем – либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределённое время.

То есть очень громко плакать.

А теперь давайте вспомним, какие единицы измерения длины вы знаете? Площади?

Что такое масса?

В каких единицах её измеряют?

А они взаимосвязаны между собой?

мм, см, дм, м, км;

кв. мм, кв. см, кв. м, кв. км

Это величина, показывающая вес тела.

Теперь найдите в данных строчках лишние единицы измерения:

6000 г, 20 кг, 7 км, 300 ц

46 м, 265 дм, 52 кв. см, 583 см

365 кв. м, 42 мин, 367 кв. см, 65 кв. дм

5 л, 2000 л, 10куб. см, 67 кг

52 см 2

Совместное определение темы, целеполагание

Тема нашего урока кубический см

А что это за величина такая куб. см?

Подумайте, что значит объёмный?

Вы уже знакомы с понятием объём. А в чем он измеряется?

Как и у любой другой величины, у объёма несколько единиц измерения. В том числе куб. см.

Что такое 1 куб. см? это объём кубика со стороной 1 см.

А как же найти объём? Для этого есть специальная формула: V = a * b * c , где а – это длина; b – ширина; с – высота. Значит, что бы найти объём, нужно…

А чему равен объём куба со стороной 2см?

Так как же определить объём предмета?

Она нам ещё не знакома

Объёмный, значит большой, занимающий место в пространстве.

Перемножить 3 стороны

Нужно перемножить 3 стороны

Применение новых знаний

Откройте учебник на странице 92, №313

Сколько в 1? 2? 3?

А сейчас минутка отдыха для наших глаз

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд.
Тут немного отдохнёт;
Шея не напряжена
И расслаблена…

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Неприятно! Дышать трудно! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…

А сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

О чем идёт речь?

Что можно сказать о кубиках?

Что можно сказать о коробке?

Каково требование задачи?

Что обозначает число 1?

Что обозначает число 10?

Что обозначает число 5?

Что обозначает число 4?

Зная длину, ширину и высоту коробки, можем ли мы найти её объём?

По какой формуле?

Записываем номер в тетради, …(имя) идёт решать у доски.

Ответили ли мы на вопрос задачи?

Какое задание нужно выполнить?

Какое оборудование у нас есть?

Как при наличии этого оборудования можно измерить объём?

(парная работа) Решите задачу, решение запишите в тетрадь.

Грузовой поезд проехал 420 км, сделав остановку на одной станции. Путь до этой станции занял 4 часа при скорости 80км/час. Весь оставшийся путь занял 2 часа. С какой скоростью поезд двигался после остановки?

Кто решит задачу, ставит руку на локоток.

Какой ответ у вас получился? А у кого другой?

(прошу пояснить решение одного ученика)

(Если останется время)

Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24. У кого из ребят самый короткий шаг? Почему?

Решите уравнение: (диктую)

4 * 287 = X - 5 789

Произведение 4 и 287 равно разности х и 5789

Вычислите в столбик:

О коробке, в которую нужно вместить кубики

У кубиков ребро 1 см

У коробки длина 10 см, ширина 5 см, высота 4 см

Узнать, сколько кубиков с ребром 1 см поместится в коробку, и узнать вместимость этой коробки

Длина коробки

Ширина коробки

Высота коробки

V = a * b * c объём = длина*ширина*высота

(один ребёнок решает у доски, остальные в тетради)

1)10*5*4=200 (куб. см) – объём коробки

2)1*1*1=1 (куб. см) – объём 1 кубика

3)200:1=200 (куб.) – поместится в коробке

Ответ: 200 кубиков поместится в коробке.

Описать выполнение практической работы

Металлический шарик диаметром 2 см, мерный сосуд с делениями по 1 куб. см, который заполнен водой до отметки 10 куб. см

Опустить в воду металлический шарик

1)4*80=320 (км) – проехал до остановки

2)420-320=100 (км) – проехал после остановки

3) 100:2=50 (км/ч) – скорость поезда после остановки

Ответ: 50 км/ч скорость поезда после остановки.

Чем меньше шаг, тем больше нужно сделать шагов, чтобы измерить площадку

Вот закончился урок,

Подведём сейчас итог,

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили

Задачи, находя решенье,

Память и внимание,

А теперь, внимание,

Решите уравнения: 56 – (х – 15) = 30

Не вызовет оно проблем,

Решенье ход известен всем.

Что нового узнали?

Что было интересно?

Было ли трудно? Почему?

Мы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.

(*для русского языка и математики)

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: