Метафора конспект урока 6 класс рыбченкова
Обновлено: 06.07.2024
Автор: Петрова Екатерина Александровна
Организация: МБОУ СОШ №4
Населенный пункт: Республика Крым, г. Судак
Цель урока: сформировать понятие об изобразительных средствах речи: эпитете, сравнении, метафоре.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- интерес к изучению литературы;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные:
- уметь определять виды тропов и различать их между собой;
Метапредметные:
- культура речи, ИЗО.
- уметь определять и формулировать цель на уроке;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по изученной теме, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
- строить продуктивное речевое высказывание;
- точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
- извлекать фактуальную информацию из текстов;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Оборудование: проектор с экраном, для воспроизведения презентации, учебник.
Эмоциональный настрой (слайд 1)
На экране обозначен эпиграф сегодняшнего урока:
Живое слово (метафора, сравнение, эпитет) есть семя, прозябающее в душах, оно сулит тысячи цветов, у одного оно прорастает как белая роза, у другого ― как синенький василёк.
Андрей Белый
Данные слова неслучайно размещены сегодня эпиграфом к нашему уроку.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Какие чувства вызывает картина?
(Радость, легкость, очарование, праздник, свежесть…)
Сейчас я предлагаю вашему вниманию 2 описания картины:
1. Лето –теплое время года. Цветут цветы, летают бабочки. Лес полон обитателей, краснеют ягоды на полянках. Высокие горы находятся на заднем плане. Я люблю лето.
2. Лето, самая желанная пора, пора отпусков и летних каникул, пикников и невероятных путешествий. Летняя природа просто божественна, душа ликует от невероятных ярких цветов и бескрайних радужных полей. Теплое солнце согревает своими лучами. Повсюду чувствуется дыхание жизни. Горные пейзажи, чистый воздух, журчание ручейков, не оставляют равнодушными ни один человеческий организм. Закаты и рассветы восхищают своими невообразимыми красками и несказанной красотой .
Какой текст наиболее точно и полно передал красоту картины? Как вы думаете почему?
Какими средствами передал художник великолепие зимней природы?
(Посредством цвета, красок)
А музыкант? (музыкант отображает гармонию окружающего мира звуками).
Скульптор ? ( скульптор для создания своих шедевров пользуется гипсом, глиной или камнем.
Какими средствами создают поэты, писатели изображаемые образы?
(Через художественно – изобразительные образы)
Ребята, как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?
Тема урока:
Давайте вместе попробуем определить цель нашего урока:
Отличительной чертой художественной литературы является ее способность рисовать словами. При этом поэты и писатели используют изобразительно-выразительные средства языка, то есть тропы.
III . Актуализация знаний.
Ответ обучающихся или поиск в учебнике обучающимися определения значения слов: троп, метафора, эпитет, сравнение (в соответствии с ходом урока).
Тропы - это слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях.
изображают, рисуют словами картины жизни;
отличают один предмет от другого;
передают отношение, чувства автора.
Существует большое количество видов тропов, в рамках нашего урока мы остановимся на первых трех. Метафора, эпитет и сравнение.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Обучающая: Продолжить знакомство с метафорой как средством выразительности, учить применять метафору в устной и письменной речи. Развивающая: Развивать речь, внимание, умение находить метафору в тексте, творческие способности учащихся. Воспитательная: Воспитывать любовь к природе. Планируемые результаты: Предметные: Актуализация знаний о прямом и переносном значении слов, об особенности метафоры как изобразительного средства языка. Метапредметные УУД: Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации. Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения.урок-конспект
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 6-ой
Авторы УМК: Л. М. Рыбченкова, О.М Александрова, А.Г. Нарушевич
Тема урока: Метафора
Тип урока: урок "открытия" новых знаний
Цели как деятельность ученика:
– пользоваться толковыми словарями, добывать информацию из разных источников (учебника, словарей), соотносить и осмысливать её.
– договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
– обосновывать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
– знакомятся с метафорой как со средством выразительности;
– уясняют, на основе чего, как сходства могут появляться метафоры;
– развивают творческие способности, устную и письменную речь.
Метапредметные:
Познавательные УУД – самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; анализируют языковые единицы, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений.
Регулятивные – формируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; составляют план и последовательность действий: контролируют, сличая способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные – учитывают позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, участвуют в коллективном обсуждении проблем, умеют работать в парах и в группе, умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.
Этапы урока
Формирование УУД и технология оценивания
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
- Воспитывать чувство взаимопомощи; дарить радость сотворче ства.
Основные понятия: троп, метафора, сравнение, олицетворение
Технология: развитие критического мышления, использование ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
- Ребята, отгадайте загадку. Подумайте, какие словосочетания помогли догадаться, о
- А в прямом или переносном значении автор употребил эти слова? На основании каких
признаков произошел перенос значения в загадке? (подсолнух мы с равниваем с
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами раскроем см ысл такого изобразительного средства
языка как метафора, будем учиться быть чуткими, внимательными читателями,
проникнем в тайну слова одного из стихотворений известнейшего поэта начала 20 века.
Ведь слово – одна из великих загадок поэзии! Попадая в художественный контекст, оно
часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений. Чтобы понимать
поэзию, человек должен обладать богатым воображением, уме нием сопереживать и,
– Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, п ричем, чем
Свинья и тыква : по форме обе большие, круглые, обе любят погреться на солнышке, у
Дождь и танец: капли дождя, падая на землю, разлетаются в разные стороны, создавая
Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать и увядать, как цветок.
Ягоды рябины и пламя: пламя красное и ягоды рябины красные.
– Что же мы с вами обнаружили? Между далекими, на первый взгляд, словам и можно
найти что - то общее, сравнив, сопоставив их. Вот на этом явлении, сравнении, основана
метафора. Давайте попробуем придумать метафоры, используя предложенные вам
образы. (расцвела дружба, увяла дружба, танец дождя за окном, чушка - тыква, горит огонь
– А чем же метафора отличается от сравне ния? Сопоставьте два предложения, сделайте
Целый день осыпаются с кленов листья, словно силуэты багряных сердец.
Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец.
Но мы догадались, ведь листья кленов очень похожи на сердечки. Такой прием в
ли тературе называется метафорой. Таким образом, метафора – слово, словосочетание,
развернутое высказывание, в котором содержится скрытое сравне ние на основе сходства.
– Одним из видов метафоры является олицетворение. Что это такое? Приведите примеры.
(Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.)
– Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, нам надо понять механизм их состав ления.
Сейчас мы с вами попробуем сами их составлять. У вас на партах лежит алгоритм
Берётся объект 1 (например, радуга). Про него и будет составлена м етафора.
У этого объекта выделяется специфическое свойство (радуга разноцветная).
Выбирается объект 2 с таким же свойством (например, цветочная поляна).
Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения
Составить предложение с этими словами (Цветочная небесная поляна ярко засияла после
Метафора про дождь. Дождь капает, как слёзы. (сравнение с объектом)
Закат находится на вечернем небе (мес то расположения объекта)
– А теперь посмотрим, какова роль метафоры в поэтическом тексте. Послушаем
– найти яркую метафору, сделать необходимые пояснения, подумать, какова роль
– Какова роль метафоры? (Придаё т красоту и музыкальн ость стихотв орению, творит
волшебство, преображает обыкновенное, привычное в чудо, создаё т сказку в поэзии!)
– Понравилось вам стихотворение? Дава йте ещё раз прочитаем это замечательное
стихотворение. Что будем стараться выразить интонацией? (чудесное нас троение, чувство
2. Роль эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол в предложениях и текстах.
Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.
Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.
Литота – это образное выражение, состоящее в преуменьшении размеров, значения изображаемого предмета или явления.
Метафора – Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение).
Олицетворение – разновидность метафоры, наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека.
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого.
Эпитет – образное определение предмета или действия.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
Дополнительная литература:
- Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Отгадайте загадку Бориса Заходера:
И носятся слухи,
Не только летают,
Но даже – не тают!
Конечно, вы догадались, что речь идёт о снеге. Как вам удалось определить правильный ответ? Поэт создал образ снега, сравнив его с мухами. Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, небу приписано действие человека: оно нахмурилось, оно не в духе.
Слова или обороты, употреблённые в переносном значении, называются тропами.
К основным тропам относятся: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола.
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение). Например, рыжие волосы иногда называют огненными, потому что они похожи на цвет огня. Когда человека переполняют разные чувства, говорят: палитра чувств, радуга чувств.
Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека. В тексте загадки небу приписаны действия человека: нахмурилось небо.
У слова барабанить прямое значение – бить в барабан, а переносное – часто и дробно стучать. В стихотворных текстах можно найти олицетворение барабанит дождь:
Барабанят капли по крыше,
Ходит ветер серой волной.
Барабанщик из дому вышел
Под весенний дождь проливной. (Владислав Крапивин)
В этом тексте и ветру приписаны свойства человека, он ходит.
Эпитет – это образное определение предмета или действия.
Например, человека, который много работает, многое умеет, много знает, не устаёт, не ошибается, называют человек-компьютер.
Чаще всего эпитеты используют в художественных текстах.
Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.
Необычность, выразительность придаёт тексту Владимира Маяковского гипербола:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
на даче было это.
Выразительным средством языка является сравнение. Людям свойственно сравнивать предметы по размеру, цвету, функции и другим признакам.
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Как отличить сравнение и метафору? Метафора – это скрытое сравнение. Рассмотрим примеры: бронзовый подсвечник – бронза загара – загар как бронза. Бронзовый подсвечник – это подсвечник, сделанный из бронзы. Слово бронзовый употреблено в прямом значении. Бронза загара – это загар, похожий по цвету на бронзу. Это метафора. Загар как бронза – это сравнение. В сравнении есть элемент, указывающий на сравнение, – это слово как. На сравнение могут указывать слова похож, подобен, словно, будто, точно. У метафоры таких слов нет.
Если нам нужно сообщить информацию, факты, мы избегаем образных средств. Мы говорим: наступает ночь.
А если необходимо рассказать собеседнику так, чтобы он представил всю картину события, то прибегаем к изобразительно-выразительным средствам. Например, как это сделал Михаил Шолохов: Неслышно, серой волчицей придёт с востока ночь.
Тренировочные задания:
Установление соответствия между элементами двух множеств
Определите, какие средства выразительности использованы в предложениях.
Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)
Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)
Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)
Для правильного выполнения задания нужно найти слова, употреблённые в переносном значении.
1. Забормотал спросонок гром… Грому приписаны действия человека. Это олицетворение.
2. Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. Брюхо сравнивается с самоваром. Ищем показатель сравнения – слово похожим. Это сравнение. Кроме того, Н. Гоголь преувеличивает размер брюха. Это гипербола.
3. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. Облака сравниваются с горами. Показатель сравнения – слово чем. Это сравнение.
Правильный ответ
Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)
Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)
Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)
Добавление подписи к изображениям.
Выберите наиболее подходящий вариант подписи к фотографии. Название должно передавать образ.
Дельфины – наши лучшие друзья.
Анализируем варианты. Название должно отражать все элементы изображения: героя (дельфин), его настроение (весёлый), действия (трюк с мячом).
Читайте также:
- Простое предложение односложное простое предложение конспект
- Конспект урока репродуктивное здоровье 8 класс биология
- Перпендикуляр и наклонные угол между прямой и плоскостью 10 класс презентация и конспект
- География параграф 11 конспект
- Образование черноморского казачьего войска кубановедение 8 класс конспект урока