Место человека в системе органического мира 9 класс конспект
Обновлено: 16.05.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Место человека в системе органического мира. Человеческие расы.
Цель: Ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука; расширить и обобщить знания учащихся о человеческих расах и их биологическом единстве.
- развивающая: формировать умения: работы с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
- воспитательная : принятие ценностей природы и человека, формирование отношений к культуре как главная адаптация человека, как главному фактору регулирующему отношение в обществе и между человеком и природой
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
По содержанию: раскрывающий содержание урока
Словесные: беседа, объяснение
Наглядные: демонстрация муляжей человека, торса человека, рисунков
Практические: Работа с учебником, тетрадью
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя - читает стихотворение о предках человека.
Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил, —
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Быть может, там был каждый гением
(бездарность выжила б едва ли)
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство,
Посматривали звери, гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Еще не поклонялись идолам.
Еще анналов не писали.
А Прометей был после выдуман -
Огонь они добыли сами .
Вопрос учителя, о каких биологических проблемах идет речь в этом стихотворении? Какие элементарные факторы эволюции оказывали влияние на развитие наших предков.
- о месте человека в животном мире,
Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.
В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.
Согласно названной теории человек и современные человекообразные обезьяны произошли от общего предка, жившего в эпоху неогена и представляющие собой, по мнению Ч.Дарвина, ископаемое обезьяноподобное существо. Немецкий учёный Э.Геккель назвал недостающую переходную форму питекантропом. В 1891 году голландский антрополог Э.Дюбуа открыл на острове Ява части скелета человекоподобного существа, которое он назвал питекантропом прямоходящим. За истекшее столетие были сделаны выдающиеся открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ – промежуточных между обезьяньим предком и современным человеком. Таким образом, справедливость симиальной теории антропогенеза Ч.Дарвина подтвердилась прямыми доказательствами.
Основные группы доказательств происхождения человека от животных:
1. Палеонтологические. Наука об организмах минувших геологических периодов, сохранившихся в виде ископаемых остатков организмов, следов их жизнедеятельности
2 . Эмбриологические . Сходные стадии эмбрионального развития: на ранних стадиях развития зародыш человека имеет хорду, вокруг которой впоследствии развиваются позвонки. По бокам шейного отдела – зачатки жаберных щелей. К концу второго месяца заметен хвост, состоящий из 5 зачаточных копчиковых позвонков. Позднее хвост задерживается в развитии и превращается в копчик, скрытый за стенками таза. Затем формируются конечности. В 5 месяцев весь зародыш покрыт мягкими волосами, причем их расположение такое же, как у обезьян. Волосы отсутствуют лишь на ладонях, подошвах и губах. К 6–7 месяцам волосы выпадают и остаются лишь на голове. Мозг месячного зародыша обнаруживает сходство с мозгом рыб, но затем передний мозг развивается гораздо быстрее. У 7-месячного зародыша поверхность мозга приобретает извилины.
3. Сравнительно-анатомические доказательства. Особенности внутреннего строения организмов также изучает биология. Происхождение человека от животных доказывает общность общих черт строения человека и животных. Некоторые органы являются гомологичными. Они имеют общее строение, но выполняют разные функции. Например, это передние конечности птицы, ласты тюленей и руки человека. У человека есть и рудиментарные, недоразвитые органы, которые в процессе эволюции утратили свое функциональное значение. Если в процессе эмбрионального развития происходят нарушения, эти органы могут развиться в достаточной степени. Такие явления называются атавизмами.
Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении:
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Место человека в системе органического мира"
К настоящему времени общепризнано происхождение человека из животного мира. Ближе всего к человеку находится семейство человекообразных обезьян. (шимпанзе, гориллы и орангутаны).
О родстве человека и животных свидетельствуют многочисленные факты сходства их внешнего и внутреннего строения, наличие рудиментов, атавизмов и палеонтологические находки. Обнаружены многочисленные ископаемые останки предков человека.
Рудименты – это органы, которые функционировали у наших предков, но затем утратили своё значение. У человека насчитывается более 100 рудиментов. К ним относятся: копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста), третье веко, участки волосяного покрова на теле, которые уже не могут защитить от холода. Слепая кишка человека имеет небольшой червеобразный отросток – аппендикс.
У грызунов и травоядных животных он активно участвует в пищеварении, способствуя перевариванию грубой растительной пищи. В жизнедеятельности организма современного человека аппендикс эту функцию утратил. Сохранились у человека и мышцы, позволяющие двигать ушами. Только мышцы есть у всех, а управлять ими могут только некоторые люди.
Иногда рождаются люди, имеющие признаки обычные для других животных, но не характерные для человека. Известны случаи рождения детей с хвостами, многочисленными сосками, с выраженным оволосенением лица и больших поверхностей тела. Это атавизмы – свойства и признаки далёких предков, которые так же, как и рудименты, утрачены в процессе эволюции. Их появление объясняется нарушениями эмбрионального развития. Атавизмы встречаются очень редко у отдельных людей.
Важным свидетельством происхождения человека от животных служит сходство эмбрионального развития. Зародыш человека схож с зародышами других животных. Так же, как у зародыша рыб, у него закладываются жаберные щели; как у яйцекладущих млекопитающих, имеется клоака; на ранних стадиях развития есть хвостовой отдел.
Систематическое положение человека среди животных определяется по ряду признаков.
Положение человека в системе животного мира:
род — человек (хомо),
вид — Человек разумный (Хомо сапиенс).
Доказательства такой сложной родословной
У человека на ранних стадиях эмбрионального развития закладывается хорда, над ней – нервная трубка, а под ней – кишечная трубка, имеются жаберные щели, сердце развивается на брюшной стороне. Все эти признаки характерны для представителей типа хордовых.
Как и все представители подтипа позвоночных, человек имеет внутренний скелет, основу которого составляет позвоночник.
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, кровеносная система замкнутая.
Как представитель класса млекопитающих человек имеет:
1. Грудобрюшную перегородку – диафрагму, участвующую в дыхании. Она разделяет полость тела на грудную и брюшную части.
2. Сердце четырёхкамерное, хорошо развита кора головного мозга.
3. У млекопитающих и человека лёгкие имеют многочисленные воздухоносные ходы, заканчивающиеся альвеолами.
4. В коже располагаются млечные, сальные и потовые железы.
5. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные.
6. Тело имеет постоянную температуру.
7. Зародыш развивается внутриутробно. Женские особи вынашивают плод в матке. Вначале развития плод связан с организмом матери через слизистую оболочку матки, а затем – через плаценту.
8. Характерно живорождение и вскармливание потомства молоком.
По ряду признаков человек ближе всего стоит к существующим в наше время человекообразным обезьянам.
Черты сходства человека и приматов:
1. Они имеют конечности хватательного типа; большой палец руки противопоставлен всем остальным; на пальцах находятся плоские ногти, а не когти.
2. Происходит редукция хвостового отдела позвоночника.
3. Очень близки такие показатели, как биохимический состав крови, структура ДНК и белков. Учёные доказали, что ДНК человека на 99% совпадает с ДНК шимпанзе. Кроме того, шимпанзе и гориллы болеют многими человеческими болезнями (туберкулёз, СПИД и грипп).
4. Сходно внешнее строение: мимика, короткое туловище и длинные ноги, сходное строение ушной раковины, наружного носа и верхней губы.
Помимо большого сходства человека с человекообразными обезьянами ему присущи и видовые признаки Человека разумного, которые отличают его от животных.
Отличительные признаки Человека разумного от других млекопитающих:
1. Вид Человек разумный (Хомо сапиенс) характеризуется хорошо развитым головным мозгом. Его масса втрое больше, чем у гориллы, хотя горилла в три раза тяжелее человека.
2. Кора переднего мозга имеет множество борозд и извилин. С развитием мозга тесно связана способность к абстрактному мышлению, появляется сознание и речь.
3. В скелете черепа человека мозговой отдел заметно преобладает над лицевым в примерном соотношении четыре к одному, в то время как для приматов характерно обратное соотношение.
4. Нижняя челюсть Человека разумного подковообразная, с выступающим подбородком. Это связано с развитием речевой деятельности и мускулатуры языка.
Переход предков человека к прямохождению обусловил ряд изменений в расположении внутренних органов, строении мозга, мышц и скелета.
5. Таз человека имеет форму чаши, грудная клетка широкая.
6. Позвоночный столб приобрёл четыре изгиба, которые служат для сохранения равновесия при движении. Они смягчают толчки при ходьбе, беге и прыжках. У животных таких изгибов нет.
7. Череп человека насажен на позвоночный столб сверху, а не привешен к нему спереди, как у обезьяны.
8. Пальцы ног у человека стали короче, появился свод стопы.
9. Мускулатура нижних конечностей в связи с прямохождением стала более мощной, а кости — массивными.
10. Ноги утратили хватательную функцию и приобрели опорную. У обезьян хватательную функцию сохранили и ноги, и руки.
11. Каждый палец кисти человека обладает значительно большей самостоятельностью, чем у обезьян.
Всё перечисленное подтверждает биологическое единство человека и обезьян и в то же время демонстрирует явные отличия между ними. Основной причиной различий служит то обстоятельство, что человек появился в результате не только биологической, но и социальной эволюции. Чем дальше движется человечество по пути своего развития, тем большее значение приобретает опыт предыдущих поколений. Человек получает его в процессе жизни – через знания, духовные и культурные ценности.
Тело современного человека формировалось в ходе эволюции миллионы лет. За это время человечество научилось изготавливать орудия труда, строить жилища, жить обществом. Поэтому место человека в системе органического мира определяется не только биологическими, но и социальными функциями.
Классификация человека
Современная классификация человека выглядит следующим образом:
- Надцарство – Ядерные (Эукариоты)
- Царство – Животные
- Подцарство – Многоклеточные
- Тип – Хордовые
- Подтип – Позвоночные
- Класс – Млекопитающие
- Подкласс – Настоящие звери (Терии)
- Инфракласс – Плацентарные
- Отряд – Приматы
- Подотряд – Высшие приматы
- Инфраотряд – Узконосые обезьяны
- Семейство – Гоминиды
- Род – Люди (Homo)
- Вид – Человек разумный
- Подвид – Homo sapiens sapiens
Человек относится к гоминидам, т.е. человекообразным, прогрессивным обезьянам, о чём свидетельствует ряд общих признаков:
- аналогичные пропорции тела;
- относительно крупный мозг;
- хорошо развитый лицевой отдел черепа, мимика;
- схожее строение ушных раковин;
- наличие подвижных мясистых губ;
- аналогичное строение зубов;
- пятипалые конечности, большой палец противопоставлен всем остальным;
- плоские ногти;
- папиллярные узоры;
- отсутствие хвоста;
- отсутствие волос на внутренней стороне стоп и ладоней;
- аппендикс;
- бинокулярное зрение;
- сходные заболевания;
- сходство групп крови;
- низкая плодовитость (один-два детёныша) и длительный период детства;
- социальный образ жизни.
Геном человека и шимпанзе отличается всего лишь на 1,2 %, т.е. почти на 99 % человек является родственником шимпанзе. Однако такая несущественная разница позволяет развиться шимпанзе только до уровня 4-летнего ребёнка.
Сходства и различия с животными
Говоря кратко о месте человека в системе органического мира, следует разграничить его биологическую и социальную роли. Человек имеет естественные потребности (сон, еда, спаривание), но при этом способен контролировать свои желания, учиться, заниматься творчеством.
Несмотря на то, что человечество – животный вид, в ходе развития человек приобрёл уникальные анатомические и социальные качества. В таблице приведены сходства и различия человека и других млекопитающих.
которые читают вместе с этой
Сходство
Отличие
- Остевой скелет;
- схожее строение и расположение систем органов;
- парные сегментарные жаберные щели в глотке;
- молочные железы;
- волосяной покров;
- диафрагма;
- дифференциация зубов на резцы, клыки, коренные;
- слуховые косточки;
- ушная раковина;
- губы;
- нижнее и верхнее веки с ресницами;
- многочисленные кожные железы;
- 7 шейных позвонков;
- внутриутробное развитие, образование плаценты;
- эмбриональное сходство (хорда располагается между нервной трубкой и кишечником);
- постоянная температура тела
- Полное прямохождение;
- S-образный позвоночник, уменьшающий нагрузку при ходьбе;
- сводчатая стопа;
- хорошо развитая кора головного мозга;
- подвижные пальцы, позволяющие совершать точные движения;
- способность к длительному мышлению и решению сложных задач;
- развитая речь;
- создание социальной, искусственной среды;
- сознательная, целенаправленная творческая деятельность;
- самосознание, рефлексия (анализ своих действий, мыслей, переживаний)
Рис. 2. Мозг человека и других млекопитающих.
На принадлежность человека к животному царству указывают атавизмы – спонтанно проявляющиеся признаки, присущие предкам, и рудименты – органы, утратившие своё значение. К атавизмам относятся обильный волосяной покров по всему телу, включая лицо, хвост, многососковость, ярко выраженные клыки. К рудиментам – аппендикс, третье веко, мышцы ушных раковин.
Рис. 3. Гипертрихоз – избыточное оволосение.
Что мы узнали?
По классификации человек относится к приматам, высшим обезьянам – гоминидам. Об этом свидетельствует схожие черты с другими гоминидами. Несмотря на принадлежность человека к животному царству, имеются существенные различия, связанные с более сложным строением мозга.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Конспект урока предназначен для изучения темы в 9 классе, УМК И. Пономаревой. Во время урока учащиеся познакомятся с систематическим положением человека; отметят коренные различия между человекообразными обезьянами и человеком; познакомятся с историей становления научных взглядов на происхождение и историческое развитие человека
Читайте также:
- Конспект урока с презентацией по обучению грамоте 1 класс школа россии
- Конспект урока по математике 1 класс перспектива задачи на разностное сравнение
- Учимся составлять семейный бюджет 4 класс конспект
- Конспект занятия мой любимый город в подготовительной группе
- Становление права нового времени в сша конспект