Медиум принт новая техника крашения конспект

Обновлено: 07.07.2024

Крашение ткани своими руками

В крашении растениями выделилось несколько направлений:
1. Обычная окраска красителями, полученными из растений (на фото шелковая блузка, окрашенная косточкой и кожурой авокадо);


2.Контактное крашение, его называют экопринт (получаются отпечатки растений на ткани).


Шелковый платок, в качестве протравы -железный купорос.


Шаль из шелка, шелк обработан алюмокалиевыми квасцами;

3. Медиум – принт с применением химических красителей для ткани или натуральных красителей (на фото экопринт на шелке с последующей окраской ягодами черемухи).


Есть некоторые природные красители, которые способны окрашивать волокна тканей без протрав, но их немного – примерно 10% от всех красящих растений. В основном для закрепления красок на волокнах применяются протравы.

Протравы представляют собой органические или минеральные соединения, которые образуют химическую связь между волокном и красителем. Протрава играет огромную роль не только в закреплении красителя, но и позволяет модифицировать цвет. Другими словами: в зависимости от применяемой протравы один и тот же природный краситель дает разные цвета и оттенки на ткани.

На фото ниже - шелк окрашен ягодами черемухи. Шелк, который на фото ниже выстиран в щелочной среде (хозяйственным мылом), другой же выстиран нейтральным средством (шампунем) и выполоскан в воде с добавлением уксуса. Невооруженным глазом видно, что получились разные оттенки цвета.


В качестве протравы при натуральном крашении издавна используются природные вещества: муравьиная кислота, рассол квашеной капусты, хлебный квас, винный камень, соль, морская вода, сок щавеля или ревеня, лимонный сок, уксус, березовая зола (щелок), дубильные растительные вещества - танины.

Танины есть почти во всех растениях, они способствуют закреплению пигмента на волокнах ткани.

В настоящее время красильщики чаще пользуются химическими протравами: квасцами (гидратированные двойные сульфаты трехвалентного и одновалентного металла), солями металлов (сульфаты железа, меди, цинка; хлориды марганца, олова и другие), ржавой водой, которую можно получить из ненужных металлических предметов, залив их водой и дав настояться некоторое время.

Замечу, что это уже не совсем натуральное крашение, а некоторые применяемые вещества даже токсичны. Но, как известно - в природе одно и то же вещество или растение может быть и лекарством, и ядом, важны дозировка и способ приготовления.

Растения, богатые танинами (дубильными веществами): лишайники, плауны, грибы, водоросли, мхи, хвощи, папоротники, сосновые деревья, дуб, бук, сумах, ива, ольха, многие тропические деревья, бобовые, чай (особенно зеленый), виноград (вино) и много-много других.

Уксусное дерево или сумах содержит много танинов как в шишке, так и в листьях.



Катальпа - тоже источник таниов, а в стручках содержится коричневый краситель.


Шелковый шарф, окрашен отваром зрелых стручков катальпы:



Вернемся к контактному крашению - экопринту.

Получаем отпечаток растения на ткани при очень тесном их контакте (ткани и растения), высокой влажности и повышенной температуре.

Для обеспечения этого контакта используются деревянные или металлические палки, трубы, на которые наматывается ткань с листьями и туго перевязывается веревками или резинками.


Что еще нужно приготовить для крашения: большая ёмкость - ведро, кастрюля, чан или пароварка;
резиновые, виниловые или силиконовые перчатки для защиты рук;

Шелк и шерсть (волокна животного происхождения) легче поддаются крашению, чем волокна растительного происхождения (хлопок, вискоза, лен). Ткани растительного происхождения нуждаются в специальной подготовке. Но результат порадует! На фото льняное платье, автор Екатерина Кабанова. Фото сделано мной на выставке работ автора.

Дина Ронина - ботаническое контактное крашение.

фото 1.jpg

Чем эко-принт отличается от ботанического контактного крашения?
Лето у нас яркое, но очень мимолетное. И прожить его нужно с максимальной пользой - наварить варенья, насолить грибов и, конечно, научиться окрашивать ткань с помощью растений!

Работы Дины Рониной.

фото 2.jpg

А чтобы вы не думали, что занятие это по силам разве что настоящим химикам и ботаникам, "Шкатулочка" пригласила на чашку травяного чая большого знатока этой темы, петербурженку Дину Ронину .
Естественно, для начала решено было определиться с понятиями!

Свой метод Дина называет ботаническим контактным крашением .

Я сознательно редко использую термин “экопринт”, поскольку автор и техники, и термина - Индия Флинт, считает, что в процессе не должны участвовать химические реактивы фабричного производства, электричество и газ.

фото 3 Индия Флинт.jpg


Индия Флинт

Она сама нагревает красильные емкости на дровяном очаге использует ткани только от экологичных производителей и уверена, что те, кто не соблюдает эти принципы, не могут называть свои технику крашения экопринтом.

Поскольку я не крашу ткани на костре и вообще сторонник смешанного использования природных и неприродных материалов - я называю технику, в которой работаю контактным крашением.

Работы Дины Рониной.

Было время, когда вещи красили в каждой семье!
Дина выросла в эпоху, когда в магазинах выбор тканей был скудным и домашнее крашение было необходимым процессом, который время от времени практиковали почти в каждой семье:
- Мы часто перешивали и перекрашивали старые вещи, красили дешевые ткани, чтобы сшить из них что-то интересное и модное.

Я красила ткани лет с 14-ти. Приятель показал мне технику, которую сейчас называют узелковым батиком, шибори и тай-дай. Я выкрасила юбку из марлевки. Получилось шикарно. Я была страшно горда собой, несмотря на то, что в дождь моя юбка заметно линяла, хотя красители были в основном такие же, как сейчас. А вот инструкции были неполные.

Вообще - чем только не красили в те времена: в аптеке покупали за копейки - зеленку-марганцовку, использовали красильную марену и синьку.
Как Дину околдовал листик эвкалипта
Дина Ронина окончила Мухинское училище, стала художником и через-какое-то время увлеклась нуновойлоком. Однажды она увидела фотографию ткани с четким и красивым отпечатком листа эвкалипта.

Индия Флинт и ее работа в технике эко принт.

Это была работа Индии Флинт, я нашла ее сайт и познакомилась с ее работами и техникой. Это было восхитительно простые и остроумные решения.

Учиться “вживую” в тот момент было не у кого, в основном все только пробовали.
Года полтора я экспериментировала, читала старые книги по крашению, учебники по текстильной химии.

Работы Дины Рониной.

Помню одна петербургская валяльщица, Юлия Орлова побывала на мастер-классе по эко- принту, который проводила ученица Индии Флинт на Фельтрозе - такая история в духе “я видел тех, кто видел Ленина”. Это была очень ценная “живая” информация по классическому эко-принту с использованием уксуса и ржавчины.

Кстати, термин “контактное крашение” я впервые увидела в замечательном блоге Елены Ульяновой, а еще меня вдохновляли и вдохновляют удивительные работы Ирит Дулман.

Работы Ирит Дулман.

Если не эвкалипт, то что?
Традиционная растительная палитра состояла из эвкалиптов, казуарины, сумаха, гревиллеи, листьев амбрового дерева - всего этого на Северо-Западе России просто нет.

Работы Дины Рониной.

Мы стали искать местные заменители.

Мне очень помогло, что мы делились информацией с Женей Бобровой, поскольку растения у нас под рукой были примерно одни и те же. Сейчас я практически перестала покупать эвкалипт.

Железное одеяло и медиум-принт
Медиум-принт как прием открыли мы с Ольгой Казанской совершенно независимо друг от друга. А вот название ему дали уже вместе.
Получилось так: однажды голубой хлопковый лоскут, который я использовала в качестве “железного одеяла” для внесения протравы, чудесным образом полинял и получилось неожиданно красиво.

Работы Дины Рониной.

Теперь этот прием вошел в нашу общую копилку.

Земляные оттенки.
Сначала я подбирала синтетические красители “земляных” оттенков - серый, бежевый, охристый, потом захотелось чего-то более яркого. Сейчас у меня есть несколько любимых проверенных цветовых сочетаний. Кроме того, я стараюсь придумывать разные приемы, чтобы картинка получалась интереснее.

Работы Дины Рониной.

Секрет медиум-принта.
Техника медиум-принт не требует умения рисовать. Здесь больше важно умение обращаться с красителями и правильный выбор растений.
И важно придумать вещь прежде, чем начать ее делать.

Работы Дины Рониной.

Записаться на мастер-класс Дины Рониной можно здесь!

Валентина (Валентина)

Вторая моя работа- это переделка из старых босоножек (верх оторван) и использована подошва. На этой подошве связала себе летние легкие туфли. Спасибо за идею Татьяне, которая несколько ранее выставляла свои работы и сподвигла меня на такую работу.

Шарфик в технике

Шарфик в технике

Шарфик в технике

Шарфик в технике

Шарфик в технике

Нитки хлопок. Лежали давно, не знаю названия.

Читайте также: