Мастерская творческого письма смешной случай из жизни 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Формировать умение осуществлять сбор материалов к сочинению из различных источников; анализировать текст с точки зрения его типа, стиля, образных средств; умение создавать собственные тексты (устные и письменные) по заданной теме; формировать познавательный интерес, повышать учебную мотивацию.

Развивать творческое мышление, речевой навык, ассоциативную память, внимание к деталям.

Создать условия для сохранения здоровья обучающихся, благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Методы работы: метод беседы, практический метод, наглядный метод, метод самостоятельной работы, частично-поисковый метод (сбор материала к сочинению), проблемный метод (создание текста), метод индукции и дедукции, метод анализа и синтеза, метод сравнения и сопоставления.

Ф ормы организации учебной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная

Алгоритм-схема урока (по Т. Я. Ярёминой):

Создание творческого продукта (основано на деконструкции и реконструкции избранных для работы материалов)

Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности

Корректировка или создание нового варианта версии (текста)

- Дорогие ребята, я рада вновь приветствовать вас! Прошу всех садиться. Сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-мастерская. У каждого из вас на столах лежат бланки для самооценки. В конце урока на этих бланках вы поставите оценку мне, себе и Его Величеству Уроку.

- Представьте себе, что все мы живём в Городе Мастеров, следовательно, мы с вами мастера, а наш кабинет – мастерская.

- А что делают в мастерской? (ремонтируют, создают, творят, созидают)

Дома каждый из вас сделал КОПИЛКУ. Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? (Ответы обучающихся) Следовательно, копилку наполняют чем-то драгоценным для себя. Мы постараемся наполнить копилку ценной для нас информацией – СЛОВАМИ, необходимыми для написания сочинения.

II .Создание творческого продукта (основано на деконструкции и реконструкции избранных для работы материалов)

- А о чём мы сегодня будем говорить и писать, вы узнаете после того, как внимательно послушаете текст и ответите на вопрос.

Январь – месяц больших молчаливых сугробов. В это время налетают и набегают в лес причудливые существа. Садятся они по пням и сучкам, вскарабкиваются на ёлки и сосны.

Тут вылез из сугроба лесной человечек в белой шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки сидит белая Алёнушка. Склонила она голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёку. (По Н. Сладкову.)

- Почему в январе в лес набегают и налетают сказочные существа? (… потому что выпадает снег )

- А как вы догадались, что это снег? ( Белый, покрывает всё вокруг, принимает причудливые формы )

- Сформулируйте основную мысль текста. ( Сугробы приобретают формы загадочных, причудливых существ ) Запишите на листочке. ОПУСТИТЕ ЛИСТОЧЕК В КОПИЛКУ.

- А какие интересные, неожиданные истории, связанные со снегом, произошли в вашей жизни? Расскажите в 3-4 предложениях. ( Устные рассказы обучающихся)

- А вот какую снежную историю о первом снеге рассказывает К.Г. Паустовский. Возьмите листы с текстами № 1 .

Первый снег

Я открыл глаза. Белый и ровный снег наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе, на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

- Определите тип текста. ( повествование, много глаголов )

- К какому стилю он относится? ( художественный стиль )

- Докажите, что это текст художественного стиля, заполнив листок-таблицу. Какие выразительные средства использованы в тексте для характеристики снега?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи :- ознакомить учащихся с алгоритмом написания сочинения; развивать устную и письменную речь, творческие способности; обогащать словарный запас новыми словами и выражениями; воспитывать интерес к изучению русского языка.работать над развитием речи учащихся, учить детей выражать свою мысль посредством слова; развивать воображение, логическое мышление.

Методы : словесный, самостоятельный

Тип урока : урок развития речи

Формы : общеклассная, парная, индивидуальная

Ход урока

1.Организационный момент.

Если это рыбка – у нее улыбка,

Если это рыбочка – у нее…

Если это рыба – у нее…

Если это рыбина – у нее…

Если это рыбица – у нее…

Повторим правила работы на уроке.

Цели: развитие умений излагать свои мысли на письме посредством слова

Задачи :- ознакомить учащихся с алгоритмом написания сочинения; развивать устную и письменную речь, творческие способности; обогащать словарный запас новыми словами и выражениями; воспитывать интерес к изучению русского языка.работать над развитием речи учащихся, учить детей выражать свою мысль посредством слова; развивать воображение, логическое мышление.

Методы : словесный , самостоятельный

Тип урока : урок развития речи

Формы : общеклассная , парная , индивидуальная

1.Организационный момент.

Если это рыбка – у нее улыбка,

Если это рыбочка – у нее…

Если это рыба – у нее…

Если это рыбина – у нее…

Если это рыбица – у нее…

Повторим правила работы на уроке.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Фронтальная работа
— Что называется текстом? (Это предложения, связанные между собой, по смыслу.) -Что называется темой текста? (Это то основное, о чём говорится в тексте.) -Может ли быть общей тема у нескольких текстов? (Да)
— На какие части можно разделить текст? (вступление, основная часть и заключение) -Какую роль в тексте играет зачин? (Говорит о том, о чём будет дальше рассказываться в тексте.)

- Основная часть? (Раскрывает самое главное в тексте.) Концовка? (Автор даёт понять, что он сказал всё, что хотел.)
— Что называется абзацем? (Часть текста с законченной мыслью.)
— Сколько абзацев может быть в тексте? (Много)
— Как выделяются абзацы на письме?
3. Подготовительная работа.

Должен ли каждый человек иметь юмор ?

-В каком рассказе идет речь о юморе ?

4.Работа над сочинением.

Любое сочинение должно отвечать определенным требованиям. Естественно, нет какого-то шаблона, по которому пишется сочинение. Но написать хорошее сочинение, соответствующее требованиям, возможно. Для этого нужно следовать данным ниже рекомендациям.


2. Определите, что именно вы хотели бы рассказать, какие события подчеркнуть, то есть, написать о них подробнее. Какими мыслями, впечатлениями, навеянными событием, поделиться.
3. Составьте план будущего сочинения. В плане постарайтесь отразить три части, из которых должно состоять любое сочинение: вступление, основная часть, заключение. Каждую часть начинайте с красной строки. Таким образом, ваше сочинение должно состоять не менее, чем из трех абзацев.

6. Физкультминутка
7.Самостоятельная работа (На уроке учащиеся пишут черновик сочинения.)

— Составьте вместе друг для друга несколько восклицательных предложений на основе того, что было вами рассказано. Их можно будет использовать в сочинении
9. Итог урока.

— Чему вы учились на уроке?
10.Домашнее задание: переписать сочинение набело, можно оригинально оформить работу; готовиться к обобщающему уроку по теме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 3

Дата проведения

р .р.Творческая мастерская. Создание рассказа на юмористическую тему.

Урок открытия новых знаний.

ознакомить учащихся с алгоритмом написания сочинения; развивать устную и письменную речь, творческие способности;

-обогащать словарный запас новыми словами и выражениями; воспитывать интерес к изучению русского языка;

-работать над развитием речи учащихся, учить детей выражать свою мысль посредством слова; развивать воображение, логическое мышление

Планируемый

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах

Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

Тема, идея, сюжет

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

История, русский язык.

Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах

Учебник, печатные карточки, презентация

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Фронтальная работа
— Что называется текстом? (Это предложения, связанные между собой, по смыслу.) -Что называется темой текста? (Это то основное, о чём говорится в тексте.) -Может ли быть общей тема у нескольких текстов? (Да)
— На какие части можно разделить текст? (вступление, основная часть и заключение) -Какую роль в тексте играет зачин? (Говорит о том, о чём будет дальше рассказываться в тексте.)

- Основная часть? (Раскрывает самое главное в тексте.) Концовка? (Автор даёт понять, что он сказал всё, что хотел.)
— Что называется абзацем? (Часть текста с законченной мыслью.)
— Сколько абзацев может быть в тексте? (Много)
— Как выделяются абзацы на письме?
3. Подготовительная работа.

Должен ли каждый человек иметь юмор ?

-В каком рассказе идет речь о юморе ?

4.Работа над написанием рассказа..

Любое сочинение должно отвечать определенным требованиям. Естественно, нет какого-то шаблона, по которому пишется сочинение. Но написать хорошее сочинение, соответствующее требованиям, возможно. Для этого нужно следовать данным ниже рекомендациям.


2. Определите, что именно вы хотели бы рассказать, какие события подчеркнуть, то есть, написать о них подробнее. Какими мыслями, впечатлениями, навеянными событием, поделиться.
3. Составьте план будущего сочинения. В плане постарайтесь отразить три части, из которых должно состоять любое сочинение: вступление, основная часть, заключение. Каждую часть начинайте с красной строки. Таким образом, ваше сочинение должно состоять не менее, чем из трех абзацев.

Рассказ состоит из:

1. Вступление (экспозиция)

2. Завязка (момент, с которого все начинается)

3. Развитие действия (что конкретно произошло, основ, моменты)

4. Кульминация (самый острый момент в развитии)

5. Развязка (завершение действия)

6. Заключение (эпилог).

Работа по теме урока

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

5. Физкультминутка
6.Самостоятельная работа (На уроке учащиеся пишут черновик сочинения.)

— Составьте вместе друг для друга несколько восклицательных предложений на основе того, что было вами рассказано. Их можно будет использовать в сочинении

Этап рефлексии

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

Оборудование урока: ксерокопии рассказов и отрывков рассказов Н. Вторушина (см. Приложение. Баранов М.Т. Русский язык: учебн. для 6 кл. общеобр. учр./ М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский.- М.: Просвещение, 2001.- 240 с.)

ХОД УРОКА

1. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

Если был бы я девчонкой,-
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки-ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
- Молодчина ты, сынок!

- Прочитайте стихотворение Э. Успенского про себя и определите его тему (упражнение 487).

- Можно ли это стихотворение назвать юмористическим? Почему?

(Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех веселый, доброжелательный, помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. Юмористы намеренно смешат читателя, показывая смешных героев, описывая забавные события и ситуации. Смех помогает увидеть, понять, критически оценить, какое-то событие, человека или себя самого, одним словом, “смехотерапия”)

- Что вызывает улыбку при чтении стихотворения Э. Успенского?

- Какой прием автор использует для создания комического эффекта?

еожиданная концовка, мальчик помог бы маме, если был бы девчонкой, но в то же время хочет, чтобы мама похвалила его как сына)

- Какое местоимение в этом стихотворении повторяется? Как это характеризует героя стихотворения?

- Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

2. РАБОТА ПО ТЕМЕ

1. – Цель нашего сегодняшнего урока – написать, сочинить юмористический рассказ на основе услышанного или увиденного. Для этого вначале выясним, с помощью каких именно средств писатели и поэты создают комический эффект в своих произведениях, проанализируем несколько рассказов Ханты-Мансийского автора Николая Вторушина. Запишите тему урока.

- С какими юмористическими рассказами вы познакомились в этом году? (А. П. Чехов

“Лошадиная фамилия”, “Пересолил”; М.М. Зощенко “Галоша”, “Встреча”)

- Отличается ли юмор А. Чехова от юмора М. Зощенко? Что высмеивает М. Зощенко в рассказе “Галоша”?

(А. Чехов по-дружески смеется над героями, их недостатками. М. Зощенко высмеивает недостатки общественной жизни: бюрократизм и волокиту государственных служащих.)

- Итак, юмористические рассказы создаются для борьбы с недостатками в окружающей жизни или в самом человеке. Юмористы смехом помогают понять какое-нибудь событие, человека или даже самого себя.

- А какие средства создания комического используют в своих произведениях писатели?

(часто используют неожиданную развязку, поступки героев, необычность ситуаций, “говорящие” фамилии и др.)

2. - Прочитайте текст и определите, какое средство использует Николай Вторушин для создания комического.

Северный ветер властвовал в вечернем городе. Было очень холодно, и редкие прохожие, пряча лица за ворот, торопливо перебегали улицу.

На автобусной остановке скопилась большая толпа народу. Автобус опаздывал, и Галя, предвидя давку, загодя достала из кошелька пятирублёвую монету, переложив её в карман пальто. В это время показался долгожданный транспорт, народ бросился на штурм распахнувшихся дверей. Галя была так зажата со всех сторон, что ей даже не понадобилось прилагать никаких усилий для того, чтобы оказаться в салоне: её буквально внесли на заднюю площадку.

Когда автобус тронулся и пассажиры стали с трудом доставать и передавать деньги на билеты, Галя протиснула руку в карман, где к величайшему своему удивлению обнаружила … чужую руку. Рука вора, вероятно мужская, крепко сжимала её пятирублёвку! Возмущённые Галины пальцы тут же вцепились в монету. Но пальцы карманника ухватили монету ещё крепче. Однако такая наглость вора только добавила решимости владелице наличности. Поняв, что силой ей не вырвать деньги, Галя по-кошачьи – всеми ногтями – вцепилась в мужскую руку. Чужая рука тут же выпустила монету и покинула карман. Галя победоносно вынула пятирублёвку и передала кондуктору.

Выйдя на своей остановке, Галина поспешила домой. “Вот жулья развелось”,- думала она о происшествии.

Потом машинально сунула руку в карман и вдруг остановилась от изумления: монета, её пятирублёвая монета, лежала там в целости и сохранности!.

(Н. М. Вторушин “Борьба за наличность”)

(Здесь автор использует неожиданную концовку, развязку. Галина была уверена в том, что вор, пользуясь давкой, хочет её обокрасть. Она и предположить не могла, что сама залезла в чужой карман и вытащила чужие деньги. Название рассказа тоже вызывает смех.)

-Итак, одним из средств создания комического является неожиданная развязка.

3. - В основе юмористических рассказов может лежать забавная ситуация, в которую неожиданно попадают герои. Определите, в какой ситуации оказались наши герои.

У Ивана Максимыча – мужика с крепким здоровьем и крутым характером – было три сына. Учились они с четвертого по восьмой класс. Своеобразность крутого характера Ивана Максимовича выражалась в особой “методе”, применяемой им в воспитании детей.

Он регулярно их порол ремнем за двойки, каждый раз регистрируя факт наказания в специально заведённой тетради. Однако и сыночки тоже были не глупцами и в ответ на действия родителя придумали свой защитный метод. Стоило ребятам увидеть, что отец ушёл в школу на родительское собрание, они сразу же натягивали на себя по несколько штанов и смело дожидались разъярённого папашу из школы.

Придя домой, отец доставал ненавистную ребятам тетрадку, снимал ремень и любезно приглашал на экзекуцию:

- Ну, вундеркинды, подходи по одному, расчёт буду проводить. Так, что мы здесь имеем? Васька: четыре двойки и кол? За него вдвойне! Итого – шесть! Петька? У Петьки получается восемь … А у тебя, Ванька, вроде одиннадцать?! Ну вот и готов расчет…

Выдав сыновьям положенное, отец тыкал пальцем в тетрадь:

- Распишись вот тут, что получил сполна.

И пока отец порол одного, двое других исподтишка хихикали над притворными стонами братца. Вот так и шёл этот воспитательный процесс – от собрания до собрания.

Но однажды Иван Максимович зашёл в школу без приглашения учителей, где, понятно, выслушал немало “добрых” слов в адрес своих детей. А после этого выдал не подготовленным к порке сыночкам по полной программе.

С неделю сидели братцы на краешках стульев, но успеваемость у них заметно повысилась. Видимо, отцовская метода на сей раз сработала безотказно. (Н. М. Вторушин “Расчёт”)

(Отец “воспитывал” детей по-своему, и они придумали свой защитный метод. Сыновья рассчитывали, что отец никогда не узнает об их “методе”, но родитель зашёл в школу раньше времени. Сколько верёвочке ни виться, а конец-то будет …)

- Средством создания комического в данном случае является ситуация, которая, можно сказать, взята из жизни. История не только смешная, но и поучительная.

4. – Возьмём теперь другой отрывок и попробуем определить, какое средство для создания комического здесь использует Николай Вторушин.

…Придя на болото, ягодницы занялись привычным делом… Вдруг на противоположном краю появился … громадный медведь. Он постоял, понюхал воздух, повернув морду в сторону цынгалинцев [жители поселка Цынгалы, Тюменской области] , и неторопливо направился прямо на них… женщины с визгом бросились прочь. Глухой охранник тем временем миролюбиво продолжал собирать ягоду. Мимо него промелькнула тень одной женщины, потом другой… Заподозрив неладное, Петр привстал, чтоб осмотреться по сторонам, и тут же опрокинулся на задницу. Медведь двигался точно в его сторону.

Мгновенно оценив ситуацию, ягодник бросился вслед за женщинами. Громадными прыжками он догнал крайнюю и, схватив её за воротник, отбросил прочь с пути. При этом он издал такой рык, что медведь, не обращавший на беглецов никакого внимания и занятый сбором ягоды, вынужден был снова поднять голову… Пётр же, как молодой олень, несся вперёд, сметая с дороги своих подопечных. Только оставив всех позади, он сбавил темп, перешёл на шаг и наконец, обессилев, присел на пенёк посреди поляны… (Н. Вторушин “Охранник”)

втор, для создания комического эффекта, использует гиперболу: Пётр, испугавшись медведя, убегает от него так, что перегоняет и раскидывает всех женщин со своей дороги. Бег охранника сравнивается с бегом молодого оленя)

- Для создания комического эффекта автор использует гиперболу.

5. – Запишем в тетрадях:

Средства создания комического:

1. Комическая ситуация.

  • гипербола (преувеличение);
  • литота (преуменьшение);
  • неожиданное сравнение;
  • буквальное толкование фразеологизмов и слов с переносным значением;
  • перечисление несоотносимых предметов как однородных;
  • столкновение в одном контексте прямого и переносного значений слов и др.

3. Название, начало и концовка рассказа.

6. – Попытайтесь по данному началу и концовке юмористического рассказа Н. Вторушина “Нелетающий рябчик” предположить его содержание.

Начало: Два приятеля пошли на охоту за рябчиками. В бору, где, по их мнению, могла водиться дичь, они разошлись в разные стороны.

Концовка: Сами сюда летите, проклятые перья!

(Прослушиваются 3-4 работы.)

- Сравните с авторским текстом.

Нелетающий рябчик.

Два приятеля пошли на охоту за рябчиками. В бору, где, по их мнению, могла водиться дичь, они разошлись в разные стороны. Побродив немного по лесу, первый охотник уселся на валежину и время от времени стал дуть в манок, призывая птицу. Лес безмолвствовал. Но когда, потеряв всякую надежду на желанный ответ, приманщик стал прятать манок в карман, где-то поблизости вдруг отозвался рябчик. Охотник, воодушевлённый долгожданным призывом, запиликал почаще, но и невидимый рябчик тоже участил призывную серенаду. Причём он не приближался, не подлетал, а отзывался с одного и того же места. “Какой-то дурной набор для супа попался – или старый, или уж слишком молодой?”- подумал охотник и прокричал раздражённо:

Да что ты не летишь ко мне, чёртово мясо?!

Рябчик, видимо не ожидавший такой наглости, сначала притих, а потом громко ответил голосом второго охотника:

Сами сюда летите, проклятые перья!

3. ЗАДАНИЕ НА ДОМ Используя различные средства создания комического, написать юмористический рассказ на основе увиденного или услышанного.

Читайте также: