Мастер и маргарита три мира в романе конспект

Обновлено: 07.07.2024

Основная сложность в том, что в романе переплетается несколько реальностей: с одной стороны — советский быт Москвы 20-30-х годов, с другой — город Ершалаим, и наконец, — реальность всесильного Воланда.

Первый мир — Москва 20-30-х годов.

Сатана пришел в Москву, чтобы совершить правосудие, вызволить Мастера, его шедевр и Маргариту. Он видит, что Москва превратилась в подобие Великого бала: ее населяют предатели, доносчики, подхалимы, взяточники, валютчики. Булгаков представлял их как в виде отдельных персонажей, так и в виде служащих следующих учреждений: МАССОЛИТа, Театра Варьете и Зрелищной комиссии. Каждый человек имеет пороки, которые Воланд разоблачает. Более тяжкий грех взяли на себя работники МАССЛИТа, называющие себя литераторами и учеными. Эти люди много знают и при этом сознательно уводят людей от поиска истины, делают несчастным гениального Мастера. За это кара настигает Дом Грибоедова, где размещается МАССОЛИТ. Московское население ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, ни в дьявола. На мой взгляд, Булгаков надеялся, что когда-нибудь люди осознают тот ужас, который поглощал Россию в течение многих лет, как осознал Иван Бездомный, что стихи его ужасны. Но при жизни Булгакова этого не произошло.

Второй мир — Ершалаим.

С Ершалаимом связано много характерных, присущих именно ему и в то же время объединяющих с Москвой деталей. Это палящее солнце, узкие запутанные улочки, рельефность местности. Особенно удивляет сходство некоторых возвышений: Дом Пашкова в Москве и дворец Пилата, находящийся над крышами городских домов; Лысая гора и Воробьевы горы. Можно обратить внимание еще и на то, что если в Ершалаиме окружается холм с распятым Иешуа, то в Москве с покидающим ее Воландом. Всего три дня описывается из жизни города. Борьба добра со злом не прекращается и не может прекратиться. Главный герой древнего мира Иешуа очень похож на Иисуса. Он тоже простой смертный, который остался непонятым. Ершалаим, придуманный Мастером,- фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным.

Третий мир — мистический, фантастический Воланд и его свита.

Опорная схема-конспект по теме

Автор: Бондарькова Татьяна Викторовна,

преподаватель русского языка и литературы

Бюджетного профессионального образовательного

учреждения Омской области

3. История Мастера:

рассказ о его творчестве, трагедии, любви (стиль повествования – лирический).

2. Сюжетные линии:


4. Приключения свиты Воланда в Москве

(стиль повествования – гротесковый, фарсовый).

5. История Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри

(стиль повествования – скупой, сдержанный, объективный).

Роман о Понтии Пилате занимает шестую часть текста и является философским ядром произведения. Булгаков в художественной форме перерабатывает евангельскую историю. Основные этапы действия: встреча Пилата с Иешуа, суд – казнь Иешуа – убийство Иуды – встреча Пилата с Левием Матвеем. В романе Иешуа – прообрах Христа, но он не Богочеловек, а тот, кто знает, что есть истина, и несёт её людям. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра и милосердия.

Продолжительность – одни сутки весеннего месяца нисана в Древнем Риме 1 века н.э.

Реальный, 30 г.20 в.

Продолжительность – четыре дня (расширяется за счёт истории жизни Мастера и Маргариты).

Время останавливает- ся: полночь ради бала у Воланда растягива- ется. Перемещение во времени и пространстве.

8. Московский мир


6.
Структура романа


9. Тема творчества.

10. Тема любви.

(МАРГАРИТА) по мнению писателя, всё счастье, дарованное в жизни человеку, исходит от любви. Любовь возвышает человека. Маргарита полностью отдаётся любви и ради спасения Мастера продаёт свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Автор делает её самой положительной героиней романа. Ради любви к Мастеру она становится ведьмой. Маргарита разделяет судьбу того, кого любит.

11. Сквозная тема романа – тьма.

Тьма – это отсутствие Бога в душе. Тьма накрывает Ершалаим во время казни Иешуа. События в Москве разворачиваются в те дни, когда по православному календарю земля лишилась Бога: Христос был распят, но ещё не воскрес. Воланд, прибыв в Москву,узнаёт, что люди отказались от веры в Бога, изгнали его из своей души. А это значит, что они потеряли нравственные ориентиры. В таком мире всё дозволено, добро и любовь исчезли, а правда запрятана в сумасшедший дом. Ни Бог, ни дьявол не вмешиваются в дела людей – люди сами выбирают свою судьбу. И каждому по окончании жизни воздаётся по вере его.

12. Тема власти (ПОНТИЙ ПИЛАТ).

За гранями самоцветов, словно случайно, мимоходом брошенных писателями на страницы своих произведений, скрывается порой глубокий смысл, обогащающий сюжет произведения дополнительными нюансами.

Основная сложность в том, что в романе переплетается несколько реальностей: с одной стороны – советский быт Москвы 20-30-х годов, с другой – город Ершалаим, и наконец,- реальность всесильного Воланда.

Первый мир – Москва 20-30-х годов.

Сатана пришел в Москву, чтобы совершить правосудие, вызволить Мастера, его шедевр и Маргариту. Он видит, что Москва превратилась в подобие Великого бала: ее населяют предатели, доносчики, подхалимы, взяточники, валютчики. Булгаков представлял их как в виде отдельных персонажей, так и в виде служащих следующих учреждений: МАССОЛИТа, Театра Варьете и Зрелищной комиссии. Каждый человек имеет пороки, которые Воланд разоблачает. Более тяжкий грех взяли на себя работники МАССЛИТа, называющие себя литераторами и учеными. Эти люди много знают и при этом сознательно уводят людей от поиска истины, делают несчастным гениального Мастера. За это кара настигает Дом Грибоедова, где размещается МАССОЛИТ. Московское население ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, ни в дьявола. На мой взгляд, Булгаков надеялся, что когда-нибудь люди осознают тот ужас, который поглощал Россию в течение многих лет, как осознал Иван Бездомный, что стихи его ужасны. Но при жизни Булгакова этого не произошло.

Второй мир – Ершалаим.

С Ершалаимом связано много характерных, присущих именно ему и в то же время объединяющих с Москвой деталей. Это палящее солнце, узкие запутанные улочки, рельефность местности. Особенно удивляет сходство некоторых возвышений: Дом Пашкова в Москве и дворец Пилата, находящийся над крышами городских домов; Лысая гора и Воробьевы горы. Можно обратить внимание еще и на то, что если в Ершалаиме окружается холм с распятым Иешуа, то в Москве с покидающим ее Воландом. Всего три дня описывается из жизни города. Борьба добра со злом не прекращается и не может прекратиться. Главный герой древнего мира Иешуа очень похож на Иисуса. Он тоже простой смертный, который остался непонятым. Ершалаим, придуманный Мастером,- фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным.

Третий мир – мистический, фантастический Воланд и его свита.

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному М.Булгаковым.

  1. Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
  2. Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
  3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.
  4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.
  5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

У нас три группы, которые представят три мира романа:

2) Групповая работа

– Итак, работает первая группа.

Древний Ершалаимский мир.

– Как раскрывает характер Пилата его портрет?

– Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце их встречи?

– Каково главное убеждение Иешуа?

Если “московские главы” оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные. Никакой игры в “евангельских” главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и слышим, как действует его ум, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям. Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой – либо иной власти”.

– Кто является олицетворением власти?

Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи.

– Каким изображает Булгаков Пилата?

Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Составление кластера.

Найдите, пожалуйста, сцену допроса. (Глава 2) Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

(“Что есть истина?”)

Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

– Почему Пилат утверждает смертный приговор?

– За что наказан Пилат?

(“Трусость – самый тяжкий порок”, – повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что “более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу” И тут вступает Мастер: “Свободен! Свободен! Он ждет тебя!” Пилат прощен.

2 группа. Современный московский мир

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз,– человек умный и образованный. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.

– За что же так страшно наказан Берлиоз?

За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?

Воланд раздражается: “Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!” Берлиоз и получает “ничто”, небытие. Получает по своей вере.

Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТА, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому “убийство” Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.

Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?

Степа Лиходеев (гл.7)

Никанор Иванович Босой (гл.9)

Алоизий Могарыч (гл.24)

Наказание в самих людях

Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.

Горожане сильно изменились внешне…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.

Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…

Воланд подводит итоги: “Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…

– Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?

Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск. Фантастика является средством сатиры.

Мастер и Маргарита

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков.

Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

Любовь – второй путь в сверхреальность, так же, как творчество – вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность( как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.

– Найдите в тексте подтверждение этому.

(Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?

(Взаимоотношение творца-художника и общества)

– Чем Мастер похож на Иешуа?

(Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман).

3 группа. Потусторонний мир

– С кем пришел Воланд на землю?

Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению

(Они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости).

– С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.

– Кто составлял свиту Воланда?

Свиту Воланда составляли три “главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.

– Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?

Проблема смысла жизни.

Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.

– Какая действительность в Москве?

Реальная, катастрофически развивающаяся действительность.

Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.

– Чем схожи Ершалаим и Москва?

Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.

3) Индивидуальная работа:

– составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.)

– рисование символических образов на компьютере (программа GIMP)

– презентация ученических работ.

4) Проверка выполнения заданий.

5) Итоги урока, выводы.

– все планы книги объединены проблемой добра и зла;
– темы: поиска истины, тема творчества
– все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

– и сатирический роман
– и комическая эпопея
– и утопия с элементами фантастики
– и историческое повествование

Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

6) Домашнее задание: составить тест “Три мира в романе “М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, используя ИКТ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Сазонова Л.П.

Предмет: литература
Класс: 11А,11Б

Дата проведения:
Урок 46-47.

Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся.

-Расскажите о композиции романа. В чем ее особенность?

Работа по теме урока.

hello_html_3cf2af10.jpg

2 . Три мира в романе.

- Какие три мира представлены в романе Булгакова?

Древний Ершалаимский мир

Московский мир 30-х годов

Какому времени соответствует каждый из них?

Вопросы:

-Кто главные герои этого мира?

Иешуа.Это главный герой романа, написанного Мастером. Под этим героем часто подразумевается библейский Иисус Христос. Но на самом деле это не так. Иешуа выглядит абсолютно обычным человеком, способным испытывать страх перед физической расправой. Иешуа - бродячий философ, верящий, что каждый человек добр и что не будет на свете в скором времени никакой власти, кроме божьей. Безусловно, Иешуа обладает большой силой. Он вылечивает Пилата от головной боли. В Иешуа сосредоточены силы света, он погибает невинным, не соврав, не предав своих убеждений. За это он был достоин Света .

Понтий Пилат.

- Как раскрывает характер Пилата его портрет?

- Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?

- Каково главное убеждение Иешуа?

Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти.

Кто является олицетворением власти?

Каким изображает Булгаков Пилата?

Ученики: Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Учитель: Найдите, пожалуйста, сцену допроса (глава 2).

-Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

Учитель: Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

-Почему Пилат утверждает смертный приговор?

4.Современный московский мир.

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Учитель: Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления МАССОЛИТА, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему? (Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.)

-Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры? Работа по тексту.

Степа Лиходеев (гл.7)

Никанор Иванович Босой (гл.9)

Алоизий Могарыч (гл.24)

Наказание в самих людях.

Учитель: Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.

Горожане сильно изменились внешне… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.

Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…

-Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей? (Московское мещанство изображено с помощью шаржа, гротеска. Фантастика является средством сатиры.)

Мастер и Маргарита

-Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Учитель: Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

Любовь - второй путь в сверхреальность, так же, как творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность (как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.

Найдите в тексте подтверждение этому. (Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?

Ученики: Взаимоотношение творца-художника и общества.

Учитель: Чем Мастер похож на Иешуа? (Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман.)

5.Потусторонний мир

Учитель: С кем пришел Воланд на землю?

( Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению. Они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости.)

Учитель: С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

(Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя).

Учитель: Кто составлял свиту Воланда?

( Свиту Воланда составляли три «главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла. )

Учитель: Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?

( Проблема смысла жизни. Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.)

Учитель: Какая действительность в Москве?

(Реальная, катастрофически развивающаяся действительность. Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно. )

Учитель: Чем схожи Ершалаим и Москва?

(Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда. )

IV. Итоги урока, выводы.

- все планы книги объединены проблемой добра и зла;

- темы: поиска истины, тема творчества;

- все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Жанр синтетичен:

- и сатирический роман

- и комическая эпопея

- и утопия с элементами фантастики

- и историческое повествование

Основной вывод: Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.

4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Воспитательные:

Способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса, использую различные формы искусства.

2.Понять нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

Базовые компетенции: иметь навыки поисково-исследовательской деятельности;

уметь пользоваться новыми информационными и коммуникационными

технологиями, в том числе для самоопределения и профессионального уровня

в условиях рыночных отношений..

Тип урока: урок-исследование.

Методы: практический, индивидуальный, групповой, работа с текстом.

Оборудование урока: интерактивная доска, портрет писателя

1. Организационный этап. Запись и уяснение темы урока.

2. Актуализация имеющихся знаний и сведений.

3. Проверка домашнего задания.

Какие бы вы поставили вопросы, которые связывали все сюжетные линии книги?

- Как в романе прослеживается судьба вечных человеческих ценностей?

- Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс?

- Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?

-Расскажите о композиции романа. В чем ее особенность?

4. Этап усвоения новых знаний.

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному М.Булгаковым. Цели нашего урока следующие:

3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.

4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

У нас три группы, которые представят три мира романа:



Древний Ершалаимский мир

- Как раскрывает характер Пилата его портрет?

- Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?

- Каково главное убеждение Иешуа?

Ответы учащихся.



Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти.

Кто является олицетворением власти?

Каким изображает Булгаков Пилата?

Ученики: Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Составление кластера.



Учитель: Найдите, пожалуйста, сцену допроса (глава 2).

Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

Учитель: Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

Почему Пилат утверждает смертный приговор?

За что наказан Пилат?

Современный московский мир

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Учитель: Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления МАССОЛИТА, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

Ученики: Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.



Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры? Работа по тексту.

Степа Лиходеев (гл.7)

Никанор Иванович Босой (гл.9)

Алоизий Могарыч (гл.24)

Наказание в самих людях

Учитель: Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.

Горожане сильно изменились внешне… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.

Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…

Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?

Ученики: Московское мещанство изображено с помощью шаржа, гротеска. Фантастика является средством сатиры.

Мастер и Маргарита

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?

Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Учитель: Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.





Любовь - второй путь в сверхреальность, так же, как творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность (как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.

Найдите в тексте подтверждение этому. (Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?

Ученики: Взаимоотношение творца-художника и общества.

Учитель: Чем Мастер похож на Иешуа?

Ученики: Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман.

Потусторонний мир

Учитель: С кем пришел Воланд на землю?

Ученики: Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению. Они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости.

Учитель: С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

Ученики: Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.

Учитель: Кто составлял свиту Воланда?

Ученики: Свиту Воланда составляли три «главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.

Учитель: Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?

Ученики: Проблема смысла жизни. Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.

Учитель: Какая действительность в Москве?

Ученики: Реальная, катастрофически развивающаяся действительность. Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.

Учитель: Чем схожи Ершалаим и Москва?

Ученики: Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.

Индивидуальная работа:

- составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.);



- рисование символических образов на компьютере (программа GIMP);

- презентация ученических работ.

Проверка выполнения заданий.

Итоги урока, выводы.

- все планы книги объединены проблемой добра и зла;

- темы: поиска истины, тема творчества;

- все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

- и сатирический роман

- и комическая эпопея

- и утопия с элементами фантастики

- и историческое повествование

Основной вывод: Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

Читайте также: