Масленица конспект занятия в старшей группе

Обновлено: 07.07.2024

Автор: воспитатель Мажова Светлана Александровна.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, предлагаю вам отгадать загадку, отгадав её, вы узнаете о чём сегодня будет наша беседа:

Ярмарки, улыбки, песни,
Отдыхает весь народ,
Нет поры вкусней, чудесней,
Весну каждый очень ждет!
Самовары и баранки,
Но главней всего блины,
Все танцуют, веселятся,
Ну же праздник назови! (Ответы детей).

Воспитатель: Масленица – веселый праздник проводов зимы и встречи красавицы весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Масленица – праздник переходящий, который не имеет постоянного числа, он отмечается за 7 недель до Пасхи, в последнюю неделю перед Великим постом. Масленица празднуется целую неделю, которая так и называется - масленичная неделя . В последний день масленичной недели устраиваются народные гуляния.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему праздник проводов зимы называется масленицей? ( Ответы детей).

Воспитатель: Праздник называется масленицей потому, что после долгого поста, который длился семь недель, люди начинали жарить блины и кушать масло наряду с другими молочными продуктами.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, а почему на масленицу пекут блины, а не ватрушки или пироги? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно! Потому что круглый, румяный и золотистый блин так похож на солнышко. А весны без солнышка не бывает.

- На Руси масленица всегда отмечалась широко.

Каждый день масленичной недели имел свое значение :

В прощёное воскресенье люди просили друг у друга прощение за все обиды, сжигали чучело зимы на костре. Чучело делали из соломы к первому дню масленичной недели , потом всю неделю водили вокруг него хороводы, пели песни, даже с горок катали. Словом, люди делали все, чтобы задобрить зиму, уговорить ее уйти. А в последний день масленичной недели чучело сжигали на костре.

Воспитатель: Существует множество пословиц и поговорок про масленицу. Давайте вместе подумаем, о чём нам пословицы хотят поведать.

Воспитатель: Дети очень юбили масленицу за забавные игры и хороводы.

Давайте и мы с вами поиграем.

Правила игры: Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют :

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее, (круг сжимается)

А весна милее. (круг расширяется) .

Чтобы не погасло!

Выбегай скорее вон!

Воспитатель: Молодцы, ребята! И загадку отгадали, и пословицы расшифровали, и в игры поиграли.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия для детей старшей группы на тему:

Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями;

Воспитание гражданско-патриотических чувств, уважительного отношения к народным традициям;

Развитие творческого воображения;

Познакомить с традициями празднования Масленицы;

Воспитывать у детей дружелюбие друг к другу;

Развивать познавательную активность, творческое воображение, расширять словарный запас и кругозор;

Сформировать чувство коллективизма, внимания, чуткости друг другу и к окружающим людям.

Оборудование:

Ход занятия:

Воспитатель : Раз, два, три, четыре, пять,
Будем зиму провожать!
Раз, два, три,
Вот весна идет, смотри!
Вы ей двери отворите,
Дружно в гости позовите!

(открывается плакат “Широкая Масленица”, с названием дней масленичной недели и иллюстрацией к ним)

Воспитатель: Масленица – это веселые проводы зимы, после неё люди ждали наступления тепла и наступления весны. Масленицу всегда любили и ласково называли “касаточка”, “веселая”. Этот праздник длился целую неделю: люди водили хороводы, пели песни, играли в игры. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Давайте и мы с вами ребята, сегодня поиграем?!

Воспитатель: Понедельник – встреча

Утро. Понедельник. Наступает “встреча”
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.

На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали чучело из соломы в наряд девушки и возили по улицам, обращались к нему ласково. В первый день устраивали горы, висячие качели. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.

1.Конкурс “Наряди чучело”

( дети наряжают чучело Масленицы)

Воспитатель: Чучело Масленицы готово, теперь надо поприветствовать Масленицу (воспитатель говорит, а дети повторяют):

-Дорогая наша гостья, Масленица

-Авдотья Изотьевна!

-Дуня белая, Дуня румяная!

-Коса длинная, триаршинная.

-Лента алая, двухполтинная.

Платок беленький, новомодненький.

Воспитатель: Вторник – заигрыш

Заигрыш беспечный – вторника отрада
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда
Сдобный и румяный масленичный блин

- Вот посмотрите на этой картине как раз показано как в старину играли во второй день масленичной недели (картина Сурикова “Взятие снежного городка”)

- А еще люди смотрели кукольные представления. Во время развлечения пели частушки и дразнилки.

(Воспитатель поёт, а дети подпевают)

1.Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка, частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

2.Вот к нам Масленка пришла
Кто нас покатает?
У Петрушки во дворе
Сивка пропадает!

3.Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки
Буду девочек катать
По большой дорожке.

4.Я на Масленке катался,
Трое санок изломал,
Ворона коня замучил,
Всех девчонок покатал!

5.Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

Воспитатель : Среда – лакомка

Тут среда подходит – лакомкой зовется
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается,
Пироги и блинчики – все на стол мечи!

На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще. Это значит, что мама вашей мамы звала вашего папу к себе в гости и угощала блинами.

Воспитатель: Четверг – разгуляй

А в четверг раздольный разгуляй приходит
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят
Парни ищут девушек – суженых своих.

В четверг люди собирались на большом поле или площади, делились на две команды и устраивали кулачные бои. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Давайте поделимся на две команды и начнём перетягивать канат. Кто перетянет команду соперника на свою сторону, тот и победил.

(подвижная игра)

Воспитатель: Пятница – тещины вечерки

Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Это значит, что в пятницу папа приглашал в гости маму вашей мамы и угощал её вкусными блинчиками.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножечко поиграем. Участники команд будут выходить и печь для нас блины.

Игра “Собери блин” (Круг поделен на неравные кусочки, детям надо собрать их так, чтобы получился ровный и красивый блин)

Воспитатель: также наш русский народ создал много пословиц и поговорок про Масленицу, давайте я вам их прочитаю, а вы мне расскажите, что они означают:

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

Не житьё, а Масленица.

Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Блин не клин, живота не расколет.

Без блина не Масленица.

Воспитатель: Молодцы ребята, всё знаете. А, ответьте мне на вопрос: почему на Масленицу пекли именно блины? (символ солнца)

Суббота – золовкины посиделки

Близится суббота – золовки угощенье.
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением были блины. Это значит, что в субботу ваша мама приглашает родственников (маму, папу, бабушку и др.) вашего папы в гости и печёт для них вкусные блины.

Давайте мы с вами споём песенку про блины:

Воспитатель : Воскресенье – прощеный день

Воскресенье светлое быстро наступает
Облегчают душу все в прощеный день.
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а пеплом посыпали землю к новому урожаю. В этот день просили друг у друга прощение.

Давайте и мы с вами попросим друг у друга прощение.

(мальчики и девочки просят друг у друга прощение)

Воспитатель : сейчас я вам прочитаю небольшой стишок, а вы внимательно его слушайте, хорошо?

Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем,
И все дру другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!

- Давайте мы с вами немного порисуем. Каждая из команд должна нарисовать весну.

(Каждая команда получает контур женской фигуры и рисуют, как представляют Девушку-Весну.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, посмотрите какие красивые рисунки у вас получились!

Автор: Вицкова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад "Золотая рыбка" Астраханской области Черноярского района.
Данный материал будет полезен воспитателям при проведении тематических бесед о народных праздниках с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: знакомить детей с народными праздниками и традициями их празднования.
Задачи:
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, отгадывание загадок, заучивание закличек, песенок и игр.


Игра на развитие ловкости и прыжковой выносливости.
Подготовка. Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу.
Описание игры. По сигналу тренера участники игры, прыгая на одной ноге и заложив руки за спину, сближаются и, толкая друг друга плечом, стараются вывести противника из равновесия таким образом, чтобы тот коснулся земли второй ногой. Такой игрок считается проигравшим и покидает площадку. Игра продолжается до тех пор, пока в какой-нибудь команде не останется ни одного игрока. В каждом последующем бое участники меняют толчковую ногу.
Правило. Нельзя во время боя убирать руки из-за спины и менять опорные ноги.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А мы продолжаем нашу беседу дальше.
Пятница: Тещины вечерки. В этот день зятья угощали своих тещ блинами.
Суббота – Золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и близких и потчевали их угощением.
Воспитатель. Седьмой день Масленицы- Прощеное воскресенье.
В этот день были проводы Масленицы. Разводили костер и сжигали (чучело)-куклу с песнями. Еще в прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения. Так и заканчивалась Масленица.
Воспитатель. Вот и подошла к концу наша с вами беседа. Ребята что интересного вы запомнили? Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы, спасибо вам. Вы были активными собеседниками.

Автор: Титкова Наталья Витальевна

Населенный пункт: Калужская область, г. Киров


Задачи: Образовательная : * Познакомить с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы.

* расширять и активизировать словарь: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощённое воскресенье

Развивающая: *развивать логическое мышление, память

*развивать речь, познавательную активность

Воспитательная: *воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа

*воспитывать интерес к русскому фольклору

*воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности

Ход деятельности:

Педагог и дети настраиваются на общение (берутся за руки и встают в круг).

"Мы хотим всё знать!

Мы хотим играть!

Мы хотим творить!

Вместе веселее жить. "

  • в русском национальном костюме приглашает детей в группу : Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне – краснее? Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, ступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем ! Приходи, весна, приходи, красна! Приноси урожай в наш любимый край! Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы- Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Поговорки о блинах:

На масляной неделе повеселись, да блинком угостись.

Блин не клин, пузо не расколет

Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько. сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.

Чучело - это прощальный образ зимы.

Воспитатель: Давайте нашу гостью нарядим , ленты цветные возьмите, на рукава повяжите!

(Дети наряжают Масленицу)

Воспитатель: " Вот какая получилась красавица!

Ребёнок: Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.

Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

  • Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят. Колокольчики звенят: -Дин -дон, дин -дон. Выбегай скорее вон.

Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

Дети передают в кругу бубен со словами:

  • катись, веселый бубен. Быстро - быстро по рукам. У кого остался бубен, Тот сейчас станцует нам

Ребёнок: Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто . (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем . (блины).
Испекли для дочек - назовем . (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда . (блинок).
Огромный, как домище - назовем . (блинище).

Воспитатель: Давайте подарим наши солнышки гостям.

Рефлексия

Литература:

  1. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2000г.. 2.Семенова М. Мы – славяне! – СПб.: Азбука – Терра, 1997г.

3. Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005г.

4. Соловьёва Е.В., Царенко Л.И. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010г.

Читайте также: