Магнитные явления 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

– повторить ключевые понятия по теме;

– расширить знания полученные по теме;

– исследовать основные свойства магнитного поля при помощи физических экспериментов;

– систематизировать и обобщить знания учащихся о свойствах магнитного поля.

Развивающие: развивать мыслительные умения и навыки: анализировать и объяснять магнитные явления, выделять главное, выявлять причинно–следственные связи, приводить примеры из жизненного опыта, делать выводы.

– поддерживать интерес к предмету;

– формировать коммуникативные умение работать в команде;

– формировать уважение к одноклассникам, умение слушать и слышать.

Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения)

– смыслообразование и самоопределение;

– самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания;

– развитие интеллектуальных способностей учащихся.

– анализ проблемного эксперимента;

– выполнение действий по алгоритму;

– сравнение источников магнитного поля;

– формирование мыслительных операций познания: сравнения, обобщения, моделирования, абстрагирования, анализа.

– принятие учебной цели;

– составление последовательности действий по обобщению изученного;

– следование правилам выполнения эксперимента в группах.

– ориентировка в ситуации принятия решения.

– умение рассуждать, вести диалог, слушать учителя;

– умение работать в группе, слышать и слушать друг друга в процессе исследования.

– систематизация знаний о свойствах, источниках и применении магнитного поля;

– формирование умения объяснять результаты эксперимента, оперируя знаниями по теме;

– умение работать с научно–популярным текстом, выделяя существенное, формулируя вопросы по тексту.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Элементы образовательных технологий:

– проблемно – развивающее обучение;

– работа в группах;

Оборудование, средства обучения:

– компьютер, проектор, экран, презентация учителя;

– демонстрация учителя: черный ящик с компасом и магнитом,

– раздаточный материал для групп: рабочие карты урока на каждого учащегося, брошюра с текстом о свойствах и необычном применении магнитного поля, шаблон кластера, памятка о правилах работы в группе, карточки для самооценки деятельности (красная, оранжевая, желтая)

– оборудование для групп: в конверте магнит, полосовой магнит, гальванический элемент, катушка, соединительные провода, компас, бутылка со скрепкой внутри, чашка с водой, игла, растительное масло, пинцет, песочные часы (3 мин.).

3. Интернет – ресурсы:

Марина Горбанева, учитель физики, астрономии Элистинского лицея Республики Калмыкия

В прикрепленных файлах: технологическая карта урока, кластер, текстовый материал к уроку.

10.1. Прохождение тока по твёрдому, жидкому или газообразному проводнику всегда сопровождается появлением магнитного поля. Его силовые линии – замкнутые кривые, охватывающие проводник.

10.2. Направление силовой линии магнитного поля – в сторону, куда указывает северный конец маленькой магнитной стрелки, помещённой в изучаемую точку поля. При изменении направления тока в проводнике направление силовых линий меняется на противоположное.

10.3. Электромагниты – проводники, скрученные в виде спиралей или катушек, внутри которых имеется сердечник из железа или стали. Электромагниты (их также называют катушками индуктивности) способны запасать и возвращать в цепь электрическую энергию путём её преобразования в энергию магнитного поля и наоборот.

10.4. Постоянные магниты – ненаэлектризованные тела, способные притягивать предметы из железа, стали и некоторых других материалов и длительное время сохраняющие это свойство.

10.5. Полюс магнита – место на поверхности магнита, где магнитное поле является наиболее сильным. Силовые линии поля постоянного магнита являются замкнутыми. Они выходят из его северного полюса и входят в южный, замыкаясь внутри магнита.

10.6. Земля, а также некоторые другие небесные тела являются постоянными магнитами, то есть имеют магнитное поле.

10.7. Магнитное поле действует на движущиеся заряженные частицыи, как следствие, на проводники с током. На этом явлении основано действие электроизмерительных приборов и электродвигателей.

10.8. Электрические двигатели вне зависимости от их конструкции имеют вращающуюся часть (ротор) и неподвижную часть (статор). В зависимости от назначения в них размещают электромагниты или постоянные магниты, а также коллектор – устройство для регулирования поступления тока в нужные моменты во время каждого оборота ротора.

10.9. Электромагнитная индукция – явление возникновения тока в проводнике, движущемся в магнитном поле или в неподвижном проводнике, находящемся в движущемся (изменяющемся) магнитном поле.

10.10. Наибольшее применение в быту и промышленности государств Европы получил переменный индукционный ток, изменяющий свое направление 100 раз в секунду, то есть с частотой 50 Гц.

10.11. Электрический трансформатор – прибор, служащий для преобразования переменного тока одного напряжения в ток другого напряжения. Принцип действия трансформатора основан на явлении электромагнитной индукции.

10.12. Для передачи электроэнергии на расстояние используют повышающие трансформаторы, высоковольтные линии электропередачи и понижающие трансформаторы.

10.13. Для приведения в движение мощных станков и установок используют двигатели, работающие на трёхфазном переменном токе.Их преимущества: простота конструкции, высокая надёжность и мощность.

Электромагнитные явления. Таблицы и схемы.

электромагнитизм

yelektromagnetizm

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 38. Класс: 8 Дата:_____________

Тема: Подготовка к контрольной работе

Тип урока: урок закрепления знаний

Планируемые результаты:

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме

Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Личностные: Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся, самостоятельность в применении знаний для решения задач

Предметные: Применяют знания к решению задач

1. Организационный момент

2. Актуализазация опорных знаний. Повторение ранее изученного материала

Вопросы по параграфу на домашнее задание.

3. Решение заданий

1. В ка­туш­ке, со­еди­нен­ной с галь­ва­но­мет­ром, пе­ре­ме­ща­ют маг­нит. Ве­ли­чи­на ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит

А. от того, вно­сят маг­нит в ка­туш­ку или его вы­но­сят из ка­туш­ки

Б. от ско­ро­сти пе­ре­ме­ще­ния маг­ни­та

Пра­виль­ным от­ве­том яв­ля­ет­ся

1) толь­ко А 2) толь­ко Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

По за­ко­ну Фа­ра­дея ЭДС маг­нит­ной ин­дук­ции за­ви­сит толь­ко от ско­ро­сти из­ме­не­ния маг­нит­но­го по­то­ка. Сле­до­ва­тель­но, ве­ли­чи­на ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит толь­ко от ско­ро­сти пе­ре­ме­ще­ния маг­ни­та, от того, вно­сят маг­нит в ка­туш­ку или его вы­но­сят из ка­туш­ки будет за­ви­сеть на­прав­ле­ние тока.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

2.Между по­лю­са­ми по­сто­ян­но­го маг­ни­та по­ме­щен про­вод­ник с током, на­прав­ле­ние ко­то­ро­го по­ка­за­но на ри­сун­ке. По какой из стре­лок: 1, 2, 3 или 4 — будет на­прав­ле­на сила, дей­ству­ю­щая на про­вод­ник с током?

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1115

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

3. Маг­нит­ные линии вы­хо­дят из се­вер­но­го по­лю­са и вхо­дят в южный. на про­вод­ник с током в маг­нит­ном поле дей­ству­ет сила Ам­пе­ра, на­прав­ле­ние ко­то­рой опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом левой руки: маг­нит­ный линии вхо­дят в ла­донь, паль­цы на­прав­ле­ны по току, ото­гну­тый боль­шой палец ука­жет на­прав­ле­ние силы. Таким об­ра­зом, сила будет на­прав­ле­на по на­прав­ле­нию 4.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Пра­виль­ное по­ло­же­ние маг­нит­ной стрел­ки в маг­нит­ном поле по­сто­ян­но­го маг­ни­та изоб­ра­же­но на ри­сун­ке

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Маг­нит­ные линии вы­хо­дят из се­вер­но­го по­лю­са маг­ни­та и вхо­дят в южный. Од­но­имённые по­лю­са от­тал­ки­ва­ют­ся, раз­но­имённые при­тя­ги­ва­ют­ся. Сле­до­ва­тель­но, пра­виль­ной яв­ля­ет­ся кар­тин­ка 3.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

4.В ка­туш­ке, со­еди­нен­ной с галь­ва­но­мет­ром, пе­ре­ме­ща­ют маг­нит. На­прав­ле­ние ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит

А. от того, вно­сят маг­нит в ка­туш­ку или его вы­но­сят из ка­туш­ки

Б. от ско­ро­сти пе­ре­ме­ще­ния маг­ни­та

Пра­виль­ным от­ве­том яв­ля­ет­ся

1) толь­ко А 2) толь­ко Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

По за­ко­ну Фа­ра­дея ЭДС маг­нит­ной ин­дук­ции за­ви­сит толь­ко от ско­ро­сти из­ме­не­ния маг­нит­но­го по­то­ка. Сле­до­ва­тель­но, ве­ли­чи­на ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит толь­ко от ско­ро­сти пе­ре­ме­ще­ния маг­ни­та, от того, вно­сят маг­нит в ка­туш­ку или его вы­но­сят из ка­туш­ки будет за­ви­сеть на­прав­ле­ние тока. Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1237

5. . Про­вод­ник с током втя­ги­ва­ет­ся в об­ласть по­сто­ян­но­го ду­го­об­раз­но­го маг­ни­та (см. ри­су­нок).

Со­глас­но ри­сун­ку маг­нит­ные линии между по­лю­са­ми маг­ни­та на­прав­ле­ны

1) по вер­ти­ка­ли вниз, а ток в про­вод­ни­ке на­прав­лен слева на­пра­во

2) по вер­ти­ка­ли вниз, а ток в про­вод­ни­ке на­прав­лен спра­ва на­ле­во

3) по вер­ти­ка­ли вверх, а ток в про­вод­ни­ке на­прав­лен слева на­пра­во

4) по вер­ти­ка­ли вверх, а ток в про­вод­ни­ке на­прав­лен спра­ва на­ле­во

Маг­нит­ные линии вы­хо­дят из се­вер­но­го по­лю­са маг­ни­та и вхо­дят в южный, зна­чит, между по­лю­са­ми на­прав­ле­ны свер­ху вниз. Сила Ам­пе­ра на­прав­ле­на от нас, ис­поль­зуя пра­ви­ло левой руки, опре­де­ля­ем на­прав­ле­ние тока: он течёт слева на­пра­во.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

6. Про­вод­ник с током на­хо­дит­ся между по­лю­са­ми по­сто­ян­но­го маг­ни­та (см. ри­су­нок).

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1249

Сила, дей­ству­ю­щая со сто­ро­ны маг­нит­но­го поля на про­вод­ник с током, на­прав­ле­на

1) на­пра­во 2) на­ле­во 3) вниз 4) вверх

На про­вод­ник с током в маг­нит­ном поле дей­ству­ет сила Ам­пе­ра, на­прав­ле­ние ко­то­рой опре­де­ля­ет­ся по пра­ви­лу левой руки: маг­нит­ные линии вхо­дят в ла­донь, паль­цы на­прав­ле­ны по току, тогда ото­гну­тый боль­шой палец ука­жет на­прав­ле­ние силы. Маг­нит­ные линии вы­хо­дят из се­вер­но­го по­лю­са маг­ни­та и вхо­дят в южный. Сле­до­ва­тель­но, сила, дей­ству­ю­щая со сто­ро­ны маг­нит­но­го поля на про­вод­ник с током, на­прав­ле­на вниз.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1260

7. На ри­сун­ке пред­став­ле­на кар­ти­на линий маг­нит­но­го поля, по­лу­чен­ная с по­мо­щью же­лез­ных опи­лок от двух по­ло­со­вых маг­ни­тов. Каким по­лю­сам по­ло­со­вых маг­ни­тов со­от­вет­ству­ют об­ла­сти 1 и 2?

1) 1 — се­вер­но­му по­лю­су, 2 — юж­но­му

2) 2 — се­вер­но­му по­лю­су, 1 — юж­но­му

3) и 1, и 2 — се­вер­но­му по­лю­су

4) и 1, и 2 — юж­но­му по­лю­су

Маг­нит­ные линии вы­хо­дят из се­вер­но­го по­лю­са и вхо­дят в южный. Из ри­сун­ка видно, что линии не за­мкну­ты и маг­нит­ная стрел­ка при­тя­ги­ва­ет­ся к маг­ни­ту южным кон­цом. Сле­до­ва­тель­но, оба по­лю­са — се­вер­ные.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1273

8. По­сто­ян­ный по­ло­со­вой маг­нит сна­ча­ла вно­сят в фар­фо­ро­вое за­мкну­тое коль­цо (рис. 1а), затем в алю­ми­ни­е­вое коль­цо с раз­ре­зом (рис. 1б).

1) воз­ни­ка­ет толь­ко в пер­вом слу­чае

2) воз­ни­ка­ет толь­ко во вто­ром слу­чае

3) воз­ни­ка­ет в обоих слу­ча­ях

4) не воз­ни­ка­ет ни в одном из слу­ча­ев

Ин­дук­ци­он­ный ток не воз­ни­ка­ет ни в одном из слу­ча­ев: в пер­вом, по­сколь­ку фар­фор — не про­вод­ник; во вто­ром, так как коль­цо не за­мкну­то.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

9. По ка­туш­ке идёт элек­три­че­ский ток, на­прав­ле­ние ко­то­ро­го по­ка­за­но на ри­сун­ке. При этом на кон­цах сер­деч­ни­ка ка­туш­ки

https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=1307

1) об­ра­зу­ют­ся маг­нит­ные по­лю­са: на конце 1 — се­вер­ный полюс, на конце 2 — южный полюс

2) об­ра­зу­ют­ся маг­нит­ные по­лю­са: на конце 1 — южный полюс, на конце 2 — се­вер­ный полюс

3) скап­ли­ва­ют­ся элек­три­че­ские за­ря­ды: на конце 1 — от­ри­ца­тель­ный заряд, на конце 2 — по­ло­жи­тель­ный заряд

4) скап­ли­ва­ют­ся элек­три­че­ские за­ря­ды: на конце 1 — по­ло­жи­тель­ный заряд, на конце 2 — от­ри­ца­тель­ный заряд

При про­пус­ка­нии тока через ка­туш­ку она ста­но­вит­ся опре­де­ля­ем на­прав­ле­ние линий маг­нит­но­го поля: они вы­хо­дят маг­ни­том. По пра­ви­лу пра­вой руки из конца 1 и по­па­да­ют в конец 2, сле­до­ва­тель­но, на конце 1 об­ра­зу­ет­ся се­вер­ный полюс, на конце 2 — южный полюс. Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

10.В ка­туш­ку, со­единённую с галь­ва­но­мет­ром, вно­сят маг­нит. На­прав­ле­ние ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит

А. от ско­ро­сти пе­ре­ме­ще­ния маг­ни­та

Б. от того, каким по­лю­сом вно­сят маг­нит в ка­туш­ку

Пра­виль­ным от­ве­том яв­ля­ет­ся

1) толь­ко А 2) толь­ко Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Со­глас­но за­ко­ну Фа­ра­дея на­прав­ле­ние ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит от из­ме­не­ния маг­нит­но­го по­то­ка во вре­ме­ни. В за­ви­си­мо­сти от на­прав­ле­ния по­лю­са, за­ви­сит на­прав­ле­ние маг­нит­но­го поля, а, сле­до­ва­тель­но, и на­прав­ле­ние тока в ка­туш­ке.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

http://85.142.162.126/os/docs/B24AFED7DE6AB5BC461219556CCA4F9B/questions/71F291473660824445612905D1DD04A5/innerimg0.jpg

11. Две проводящие спирали подключают к источникам постоянного тока (см. рисунок).

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) При подключении к источникам постоянного тока в катушках накапливается электрический заряд.

2) Точки А и В соответствуют разным полюсам электромагнитов.

3) Между катушками 1 и 2 действуют силы магнитного отталкивания.

4) Между витками в каждой катушке действуют силы магнитного притяжения.

5) В пространстве вокруг катушек существует однородное магнитное поле.

12. Электромагнитная индукция – это…

1). порождение магнитных явлений переменным электрическим полем;

2). порождение электрических явлений переменным магнитным полем;

3). порождение магнитных явлений переменным магнитным полем;

4). порождение электрических явлений переменным электрическим полем;

Решение 2). порождение электрических явлений переменным магнитным полем;

13. Внутри катушки, соединенной с гальванометром, находится малая катушка, через ключ подсоединенная к источнику тока. В каком из перечисленных опытов гальванометр зафиксирует появление индукционного тока?

1). малую катушку вставляют в большую

2). малую катушку вынимают из большой

3). малую катушку вращают вокруг своей вертикальной оси

4). малую катушку вращают вокруг своей вертикальной оси

Решение . По за­ко­ну Фа­ра­дея ЭДС маг­нит­ной ин­дук­ции за­ви­сит толь­ко от ско­ро­сти из­ме­не­ния маг­нит­но­го по­то­ка. Сле­до­ва­тель­но, ве­ли­чи­на ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит толь­ко от ско­ро­сти пе­ре­ме­ще­ния маг­ни­та, от того, вно­сят маг­нит в ка­туш­ку или его вы­но­сят из ка­туш­ки будет за­ви­сеть на­прав­ле­ние тока. Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2

14. На рисунке изображён проводник с током, помещённый в магнитное поле. Стрелка указывает направление тока в проводнике. Вектор магнитной индукции направлен перпендикулярно плоскости рисунка от нас. Как направлена сила, действующая на проводник с током?

1) вправо → 2) влево ← 3) вниз ↓ 4) вверх ↑

Решение . На про­вод­ник с током в маг­нит­ном поле дей­ству­ет сила Ам­пе­ра, на­прав­ле­ние ко­то­рой опре­де­ля­ет­ся по пра­ви­лу левой руки: маг­нит­ные линии вхо­дят в ла­донь, паль­цы на­прав­ле­ны по току, тогда ото­гну­тый боль­шой палец ука­жет на­прав­ле­ние силы. Маг­нит­ные линии вы­хо­дят из се­вер­но­го по­лю­са маг­ни­та и вхо­дят в южный. Сле­до­ва­тель­но, сила, дей­ству­ю­щая со сто­ро­ны маг­нит­но­го поля на про­вод­ник с током, на­прав­ле­на влево. 2)

14. Проводник, по которому протекает электрический ток, расположен перпендикулярно плоскости чертежа (см. рисунок). Расположение какой из магнитных стрелок, взаимодействующих с магнитным полем проводника с током, показано правильно?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Решение по правилу правой руки определяем направление линий магнитного поля: направление электрического тока на нас, 4 пальца по против часовой стрелке. Правильный вариант 4

16. В магнитное поле, созданное сильными постоянными магнитами, влетает пучок протонов, скорость которых направлена горизонтально (см. рисунок). Как направлена сила, действующая на протоны?

3) за плоскость чертежа (от нас)

4) из-за плоскости чертежа (на нас)

Решение. По правилу левой руки из-за плоскости чертежа (на нас) 4)

Вектор магнитной индукции магнитного поля полосового магнита направлен вправо в точках

1) 1 и 4 2) 2 и 3 3) 1 и 3 4) 2 и 4

18. Установите соответствие между открытием физического явления и именем ученого, сделавшее этого открытие

1. открытие южного магнитного полюса А) Г. Эрстед

2. ЭМИ Б) М. Фарадей

3. Изучил свойства магнита В) П. Перегрин

4. Связь электрических и магнитных явлений Г) Д. Росс

Ответ: 1 2 б 3в 4. а

19. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

Одним из свойств электрического тока является магнитное поле, оно возникает при протекании тока по проводнику.

При прохождении тока по двум параллельно расположенным проводникам между проводниками возникают силы взаимодействия, которые называются магнитными силами. Действие этих сил может привести к деформации проводников (см. рисунок).

Рис. \(2\). Магнитные силы

У магнитной стрелки есть два полюса — северный (обозначается буквой \(N\), окрашен в синий цвет) и южный (обозначается буквой \(S\), окрашен в красный цвет).

Магнитную стрелку ставят на заостренный коней иглы или булавки, чтобы она могла свободно поворачиваться вокруг своей оси (в горизонтальной плоскости).

эрстед.jpg

Для опыта понадобится источник тока, реостат, ключ, провода и магнитная стрелка на подставке. В начальный момент магнитная стрелка располагается под проводом параллельно ему. На рисунке видно изменение положения магнитной стрелки в разомкнутом и замкнутом контурах.

эрстед.jpg

Данный опыт демонстрирует факт наличия магнитного поля в пространстве направленного движения электрических зарядов.

Опыт Эрстеда устанавливает связь между электрическими и магнитными явлениями. О существовании такой связи догадывались ещё первые исследователи, которых поражала аналогия электрических и магнитных явлений, например, притягивание и отталкивание: в электричестве — разноимённых и одноимённых зарядов, а в магнетизме — разноимённых и одноимённых полюсов.


На этом уроке мы начнем изучать новый тип явлений, которые называются магнитными. И, в первую очередь, рассмотрим магнитное поле: что это такое, почему и где оно возникает и как это связано с электрическими явлениями.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Магнитное поле"

На сегодняшнем уроке мы поговорим о магнитном поле. Напомним, что поле — это некая невещественная форма материи, которая воздействует на те или иные частицы. Сегодня мы твердо знаем, что электрические явления связаны с магнитными. Несмотря на это, ученые довольно долгое время не могли связать эти два вида явлений. Первым, кто обнаружил эту связь, был Ганс Эрстед.


В 1820 году, проводя свои опыты, Эрстед обнаружил, что проволока, по которой идет ток, действует на магнитную стрелку. То есть, когда по проволоке проходил ток, стрелка отклонялась, а когда в проволоке не было тока, она возвращалась на место.


Из этого Эрстед сделал вывод, что действия электрического тока распространяются за пределы проводника. То есть, вокруг любого проводника с током возникает магнитное поле. Сразу же возникает вопрос: если на магнитную стрелку действует проводник с током, то можно ли влиять магнитом на проводник? Несомненно. Опыты показывают, что если гибкий провод подвесить рядом с магнитом, то ничего не произойдет. Но как только по проводу начнёт проходить ток — провод сразу обвивается вокруг магнита.


Это наталкивает на мысли, что магнитное поле имеет круговой характер (т.е. его линии являются окружностями). Напомним, что электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц.

Значит, магнитное поле возникает вокруг всякого движущегося заряда, а вокруг неподвижного заряда существует только электрическое поле. Но, поскольку, реально неподвижных зарядов не существует, то всякие электрические явления сопровождаются магнитными и наоборот. Поэтому, мы всегда говорим об электромагнитных явлениях.


Точно также, одинаковые полюса магнитов отталкиваются, а разные — притягиваются.

Разница лишь в том, что как таковых, магнитных зарядов не существует. То есть не бывает магнита, у которого был бы только один полюс. Поэтому, линии магнитного поля всегда замкнуты. Об этих линиях мы поговорим на следующем уроке. В примере мы рассмотрели так называемый, дуговой магнит. Существуют также и полосовые магниты, которые мы тоже будем рассматривать в дальнейшем.


Рассмотрим свойства магнитов более детально. Почти все хоть раз видели магнит, и, наверняка, замечали, что он может притягивать металлические предметы. Причем, сильнее всего эти предметы притягиваются к полюсам магнита. Но самое главное это то, что все эти предметы притягиваются за счет работы магнитного поля. Между тем или иным предметом и магнитом есть определённое расстояние, но магнит всё равно действует на этот предмет. Это можно объяснить только тем, что каждый магнит обладает собственным полем. Вы можете легко провести подобный опыт: взять любой магнит и попробовать притянуть магнитом скрепки, булавки, или просто металлическую стружку. Также, при внимательном рассмотрении, можно заметить, что некоторые предметы имеют свойство намагничиваться после взаимодействия с магнитом. То есть, они временно будут вести себя как магнит, и притягивать другие металлические предметы. Опять же, мы можем провести аналогию с электричеством: намагничивание — это что-то вроде электризации.

Так же, как и разные электрические заряды имеют разное электрическое поле, магниты тоже обладают полями разной силы. Это тоже легко проверить на опыте: достаточно взять металлический шарик. Один магнит будет медленно притягивать, а второй — быстро, находясь на том же расстоянии. Или, мы можем попытаться поднять шарик. Какой-то магнит будет обладать достаточно сильным полем для этого, а какой-то — нет. Ну или какой-то магнит поднимет 2 шарика, а какой-то — все 10.

Читайте также: