Локализация неподвижного удаленного источника звука конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Локализация неподвижного источника звука предполагает определение координат этого источника в трехмерном пространстве, то есть в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно головы наблюдателя, а также степень удаленности источника.

Механизм локализации источника звука в горизонтальной плоскости связан с физическими параметрами сигнала. При низкочастотных сигналах (до 1.5 кГц) длина волны звуковых колебаний больше межуточного расстояния, равного в среднем 21 см. В этом случае локализация осуществляется благодаря разному времени прихода звуковой волны на каждое ухо. При частотах более 3 кГц длина волны меньше межуточного расстояния и локализация осуществляется за счет разницы по интенсивности звука, которая создается благодаря экранирующему эффекту головы. В области часто от 1, 5 до 3 кГц происходит смена временного механизма локализации на механизм оценки интенсивности, а область перехода оказывается наименее благоприятной для локализации.

Существует еще один механизм локализации источника звука, связанный с приходом звуковой волны в правое и левое ухо в разной фазе колебания. Это механизм работает в области низких частот, где длина волны превышает 0,6м.


В целом локализация звука в горизонтальной плоскости точнее, чем в вертикальной.

Оценка удаленности неподвижного источника звука осуществляется с помощью разных механизмов. Первый – это оценка интенсивности сигнала, которая уменьшается пропорционально квадрату расстояния. То есть чем меньше расстояние, тем сильнее звук. Особенно это касается знакомых источников звука при расстоянии от 3 до 15м. при более близких и далеких расстояниях включаются механизмы, связанные со спектральным составом звуковой волны. При близких расстояниях звук искажается за счет головы и ушей, при больших – за счет разной степени затухания компонентов с различной длиной волны.

Существует интересная закономерность в субъективной оценке удаленности источника звука по расстоянию: субъективная громкость уменьшается пропорционально расстоянию до источника.

Одним из факторов, который влияет на оценку удаленности, является реверберация звукового сигнала от отражающих поверхностей, то есть восприятие отраженного звука.

Локализация движущегося источника звука включает в себя ряд психофизиологических механизмов. При изменении положения источника звука в горизонтальной или вертикальной плоскости меняется интервал времени, соответствующий разнице прихода звуковой волны в правое и – левое ухо. При удалении или приближении источника звука по отношению к наблюдателю меняется интенсивность звучания, спектральный состав- приближающийся источник дает иллюзию увеличения высоты тона – эффект Доплера.

Причина эффекта Доплера заключается в том, что низкие звуки гасятся в атмосфере хуже, чем высокие.

Давайте подведем итоги нашей лекции. Мы рассмотрели физические характеристики звука: амплитуду и частоту звуковых колебаний. Были описаны некоторые качественный и количественные зависимости между физическими параметрами простых звуков и их субъективными психологическими свойствами. Обращу ваше внимание еще раз на то, что высота звука зависит от частоты изменений звукового давления, у его громкость от амплитуды, или интенсивности, звуковой волны.

Мы поговорили об абсолютных порогах восприятия интенсивности звука и сделали вывод, что уровень абсолютного порога восприятия звукового сигнала зависит от частоты звуковых колебаний. Эта зависимость, выраженная в графической форме получила название ЧПК. Также отметили некоторые закономерности, связанных с измерением дифференциальных порогов чувствительности при восприятии интенсивности звука.

Также были рассмотрены особенности восприятия частоты звуковых колебаний и тональный слух. Где мы выделили качественную и количественную составляющую в восприятии высоты тона. Количественная составляющая описывается дифференциальными порогами, качественная выражена в феномене октавы и иллюстрируется моделью Шепарда.

Ожидаемый результат:

11.2.3. Реакция на речь

Методические рекомендации:

Говорящий с ребенком человек должен находиться рядом с ним. Сначала ребенок реагирует на обращенную речь в тишине, затем на фоне других негромких звуков. Педагог обращается к ребенку по имени, разговаривает с ним, меняя громкость голоса, интонацию, проговаривает потешки, поет детские песенки и фиксирует реакцию ребенка на обращенную речь.

Медиа

Цели: учить дете й определять источник зву ка на слу х и умение слу шать.

1) Развитие слу хового вн имания, и памя ти; моторной к оордина ции.

2) Развитие фраз овой речи, об огащение словарного запаса новыми п онятиями.

3) Воспитание чувства темпа, р итма; чувств а такта при совм естных

проигрыватель ( DVD и mp 3), тонкий шарф или ше йный пл аток, различны е

звучащие пре дметы: колокольч ик, бубен, погремушка, метал лофон, дудка,

- Обучающиеся си дят на сту льях полукру гом. Звучит фонограмма

обучающихся в нимательно послушать, по окончании прослу шивания

спрашивает: как ие зву ки услышал каждый? (щеб ет птиц, жу жжание пчелы,

журчание ру чейка, мычание ко ровы и др.); г де можно у слышать эти зву ки?

Сегодня на занят ии мы позн акомимся с разными зву ками о кружающего ми ра,

будем у читься их внимательно сл ушать и у знавать.

- С помощью чег о мы с вами сл ышим разные зву ки? (Мы слышим у шами.)

послушать э тот звук сначала с открытыми, а потом с закры тыми ушами

(прижать плотно ла дони к у шам), сравнить, в каком случае был о слышно

- Самомассаж (производится с целью улучшения кр овообр ащения пальцев

рук и у шных раковин, что, п о мнению специали стов, актив изирует работу

Чтобы уши лу чше слышали зву ки, педагог п редлагает о бучающимся

сделать самома ссаж ушных раковин, но сначала ну жно помассажировать

пальцы ру к, чтобы они лу чше работали ( пальцы поочеред но массажи руются,

Самомассаж у шных раковин производится по показу и инструкци и

педагога: уши слегк а потянуть вверх, вниз, в сторо ны (все по 4 раза),

произвести разм инание и ра стирание у шных раковин д о тех пор, пока они не

- Обучающий этап. Проходит при испол ьзовании обучающего ви деофильма

окружающей де йствительн ости, музыкал ьных звуках и зву ках речи

- Предваритель ный настро й на просмотр фрагме нта фильма . Педагог сообщает

обу чающимс я, что сейча с они вместе Хрюшей и Степашк ой узнают, какие

- В процессе просм отра фрагм ента педаг огом производят ся необход имые

- Беседа после п росмотра ви деофрагмента п о его содерж анию. Приме рные

- О чем вам рассказ ывали Хрюш а, Степашка и Ф иля? (о зву ках)

- Какие вы знаете з вуки? (зву ки природы, зв уки музыкаль ные, звуки речи,

В процессе бесе ды возможно еще раз возвращаться к просм отренным

фрагментам, что бы более точн о ответить на воп рос. Необхо димо добиватьс я

движения в с оответствии с текст ом (на мотив р. н. песни «Во п оле береза

Далее педагог сту чит в бу бен с разной г ромкостью, а обу чающиеся

должны подп рыгивать на месте : на тихи й звук - в медленном т емпе, на

в центре с зак рытыми глазам и; педагог указывает ру кой на кого - нибудь из

играющих, тот произносит имя во дящего, а водящий должен у гадать, кто ег о

позвал. Игра п овторяется неск олько раз, пока все у частники не побываю т

- Закрепление и зученного матери ала. Педагог предлагает каждому

обучающему ся самому попробовать произв ести различн ые зву ки с помощью

различных пр едметов о бихода и му зыкальных инстру ментов: шелест бу маги

(при ее сминан ии и разр ывании), сту к мяча при у даре об пол, звон

колокольчика, хлопки ладо ней, звук дудк и, металлофона, погрему шки,

Далее все эти предм еты прячу тся за ширму и обу чающимся

предлагается определить, что такое зву чит. Педагогу необходимо д обиваться

Рабочая программа коррекционного курса

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

- развитие интереса к изобразительной деятельности;

- освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;

- формирование умений пользоваться инструментами на доступном уровне;

- обучение доступным приемам работы с различными материалами;

- обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;

- развитие художественно-творческих способностей;

- формирование простейших эстетических ориентиров в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

Срок реализации рабочей программы 1 год.

Планируемые личностные результаты:

· сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

· овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

· владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

· принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

· сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

· воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

· сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

-умение наблюдать за предметно – манипулятивной деятельностью педагога;

-умение прослеживать взглядом ​ (наблюдать): движущие близко расположенные предметы ; движение предмета за экраном;

-умение ожидать появление предмета из – за экрана в определенном месте, двух местах;

- умение находить знакомый предмет из 2-3 незнакомых, парные предметы;

- умение выбирать предмет по названию;

- умение соотносить предмет с его изображением;

- умение узнавать и различать цвет объектов; называть цвет предметов;

- умение локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука;

- умение прослеживать за перемещающимся источником звука;

- умение локализовать неподвижный (удаленный) источник звука;

- умение соотносить звук с его источником;

- умение находить одинаковые по звучанию объекты;

- адекватная реакция на соприкосновение с различными материалами (вода, крупа, клейстер);

-умение различать материалы по температуре, влажности;

- адекватная реакция на положение тела горизонтальное и вертикальное , частей тела;

- адекватная реакция на запахи растений, ароматических составов, овощей, фруктов;

-умение узнавать и различать объекты по запаху (апельсин, лимон, яблоко);

-адекватная реакция на продукты;

- умения узнавать и различать продукты по вкусу.

Содержание коррекционного курса

Зрительное восприятие (29 часов).

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (заводные игрушки). Ожидание появления игрушки из- за экрана в определенном месте; в двух определенных местах. Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Нахождение знакомых предметов среди 2-3 незнакомых. Выбор игрушки, которую назвал педагог из 2-3 других. Запоминание игрушек, которые находятся на столе у педагога, их нахождении в классе. Узнавание (различение), нахождение показ и отбор парных предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке.

Цвет объектов (узнавание и различение): нахождение идентичного предмета по цвету (основные цвета) без называния цвета; различение, группировка двух контрастных цветов; соотнесение цвета предмета с эталонами цвета; выбор предметов определенного цвета по словесной инструкции; словесное обозначение цвета.

Слуховое восприятие (15 часов).

Кинестетическое восприятие (13 часов).

Выполнение движений и поз головы по показу; движения и позы верхних и нижних конечностей; горизонтальное (вертикальное) положение тела, вербализация собственных ощущений. Адекватная реакция на положение тела. Соприкосновение с материалами (вода, крупа, клейстер); различными по температуре (холодный, теплый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий), влажности (мокрый, сухой). Адекватная реакция на соприкосновение с материалами. Различение материалов по характеристикам: по температуре, влажности.

Восприятие запаха (6 часов).

Стимулирование обонятельной чувствительности запахами растений (мята, сосна и др.), ароматическими составами (духи, одеколон). Характерные запахи овощей, фруктов (апельсин, лимон, яблоко). Различение по запаху.

Восприятие вкуса (5 часов).

Вкусовые качества: апельсин, лимон, яблоко. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств (сладкий, кислый).

Читайте также: