Логические функции конспект урока 11 класс босова

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: бобщение и систематизация знаний, полученные при изучении раздела “Основы логики и логические основы компьютера”.

Задачи урока:

общеобразовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по основным понятиям: высказывание, умозаключение, логические операции – логическое сложение, логическое умножение, логическое отрицание, логическое следование, логическое равенство, таблица истинности;
  • закрепить навыки составления таблиц истинности;
  • закрепить навыки построения таблиц истинности с помощью программы Microsoft Excel;

развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся;
  • формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, формализовать задачи;
  • развитие интереса к информатике и математике.

воспитательные:

  • формирование целостных представлений о картине мира;
  • формирование научного мировоззрения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Требования к знаниям и умениям учащихся на момент проведения урока:

Учащиеся должны знать:

  • основные определения и понятия: логика, формы мышления (понятие, высказывание, умозаключение), логические операции (конъюнкция – логическое умножение, дизъюнкция – логическое сложение, инверсия – логическое отрицание, импликация – логическое следование, эквивалентность – логическое равенство);
  • основные обозначения логических операций;
  • приоритет выполнения логических операций;
  • основы работы в программе MS Excel;
  • формировать сложные высказывания из нескольких простых, используя логические операции;
  • записывать составное высказывание на языке алгебры логики;
  • умеют определять истинность логических выражений;
  • строить таблицы истинности логических функций нескольких переменных;
  • решать типовые логические задачи с помощью логических рассуждений;
  • составлять таблицы истинности с использованием логических функций, встроенных в программу MS Excel.

Дидактические материалы:

  • карточки с вариантами заданий;
  • двухцветные полоски для фронтального опроса;
  • листы с задачами для игры “Поле чудес”;
  • кодовые таблицы для игры “Поле чудес”.

Наглядное пособие: презентация, подготовленная в PowerPoint (Приложение3).

К уроку детьми оформлен тематический уголок. Каждая группа учащихся получила творческое задание:

1-я группа: составить конспект-памятку логических операций (определение, пример, обозначение, таблица истинности, функциональная схема);

2-я группа: составить алгоритм построения таблицы истинности сложного высказывания (алгоритм, пример);

3-я группа: составить алгоритм построения таблицы истинности с помощью MS Excel;

4-я группа: доклад “Об истории логики”.

Материал, собранный учащимися, может быть использован затем и как раздаточный справочный материал (Приложение1).

1. Организационный момент – объявляется тема, цели урока, его этапы.

2. Мотивация – доклад учащихся (результат их самостоятельной поисковой работы). Используют презентацию, подготовленную самостоятельно, “Об истории логики” (Приложение2)

3. Актуализация опорных знаний.

  • фронтальный опрос приемом “Светофор” (“Светофор” длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе учащиеся поднимают “светофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своем знании (зеленый) или незнании (красный) ответа на поставленный вопрос), при его проведении используется презентация;
  • работа по карточкам – 4 человека работают за партами;
  • проверка домашнего задания – 2 человека записывают на доске решение задач домашнего задания.

Вопросы для фронтального опроса:

Вопросы сопровождаются слайдами (Приложение3)

1. Какая наука называется логикой? (Логика – это наука о формах и способах мышления.)

2. Какие формы мышления вы знаете? (Основными формами мышления являются понятие, высказывание (суждение), умозаключение.)

3. Что называется понятием? (Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки объекта.)

4. Что называется высказыванием? (Высказывание – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Высказывание может быть либо истинно, либо ложно.)

5. Какие из следующих предложений являются высказываниями? Объясните ответ. Определите их истинность.

5. Игра “Поле чудес” работа в группах (желательно в группе – 8 человек) – (Приложение4)

Записано зашифрованное числами слово: 12345678 (ответ: сумматор).

Номер каждой буквы этого слова соответствует номеру некоторой задачи. Каждый ученик в группе получает листок с задачей, имеющей определенный номер. Учащийся решает задачу, получает ответ, находит его в кодовой таблице (листки с кодовыми таблицами), определяет по таблице соответствующую букву и вписывает ее над номером соответствующей задачи. Предлагаемые задачи имеют разный уровень сложности, что позволяет осуществить дифференцированный подход. Учащиеся, успешно справившиеся с заданиями, помогают другим в своей группе.

6. Практическая работа. (Работа в парах.)

Учащиеся должны решить задачу с использованием логических функций, встроенных в программу MS Excel. Каждая пара работает по индивидуальной карточке, которая содержит 2 задания. Задания дифференцированы по содержанию. Учащиеся, выполнившие 1-е задание, получают “4”, 1-е и 2-е – “5”.

Карточки с заданиями:

7. Подведение итогов. Выставление отметок.

Домашнее задание.

Запишите логическую функцию, соответствующую следующей функциональной схеме:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Встроенные функции. Логические функции.

Цель урока: знакомство с наиболее часто используемыми встроенными функциями

– заранее определенными формулами; рассмотрение логических функций; рассмотрение условной функции и примеров ее использования.

1. Орг. момент

- Здравствуйте ребята, садитесь. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

- Дома вам нужно было ответить на вопросы и задания 1-11 на стр. 20-21.

Назовите основные типы ссылок.

(относительные, абсолютные, смешанные)

Охарактеризуйте относительный тип ссылок.

(При изменении позиции ячейки с формулой изменяется и ссылка)

Охарактеризуйте абсолютный тип ссылок.

(При изменении позиции ячейки с формулой ссылка не изменяется, ставится $)

Охарактеризуйте смешанный тип ссылок.

(При изменении позиции ячейки с формулой изменяется относительная часть адреса)

Как можно изменить тип ссылки?

(добавить в нее знак $, либо перед названием строки и названием столбца, либо только в названии строки , либо только в названии столбца)

(Учащиеся дают комментарии по данному вопросу)

- Молодцы! Оценки за домашнее задание получают…

3. Объяснение нового материала.

- Сегодня мы с вами продолжим работать в электронных таблицах Excel.

- Как вы думаете, что такое функция?

- При обработке данных в электронных таблицах можно использовать встроенные функции – заранее определенные формулы. Функция возвращает результат выполнения действий над значениями, выступающими в качестве аргументов. Использование функций позволяет упростить формул и сделать процесс вычислений более понятным.

В электронных таблицах реализовано несколько сотен встроенных функций, подразделяющихся на: математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и др.


- обучающие: изучить последовательность действий построения таблиц истинности , сформировать умение применять алгоритм заполнения таблиц истинности, научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности..

-развивающие: развивать логическое мышление и познавательный интерес к предмету, развивать внимание, память, речь учащихся, .

-воспитательные: воспитывать культуру общения, взаимопомощь учащихся, формировать интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся, воспитывать чувства ответственности за результаты своего труда, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Конспект урока может быть использован для изучения темы "Законы логики. Преобразование логических выражений" в 11 классе.

ВложениеРазмер
urok_zakony_logiki.docx 48.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок с применением современных компь ютерных технологий

Вид урока: комбинированный урок

  1. Оргмомет
  2. Анализ самостоятельной работы
  3. Подготовка к восприятию нового материала
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление изученного
  6. Подведение итогов урока
  7. Домашнее задание
  8. Рефлексия

Приветствие учителем учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности к уроку, организация внимания.

II. Анализ самостоятельной работы

III. Подготовка к восприятию нового материала

Учащиеся получают индивидуальные задания

I вариант – карточки с заданиями типа А7, А9;

Задание типа A8 . Какое логическое выражение равносильно выражению ¬ (AB) & ¬C?

- Каким способом мы можем решить эту задачу?

Ответ учащихся: Построим таблицы истинности для каждого из выражений, и сравним результаты

Заполнение таблиц истинности для разных высказываний – раздаточный материал

- Давайте вывесим таблицы на доску и сравним их.

Вывод : сравнивая таблицы мы пришли к выводу, что верный вариант 3

- А как вы думаете, ребята, не показалось ли вам решение этой задачи слишком громоздким? Я, например, сразу могу сказать вам ответ этой задачи, не строя таблицы истинности. Как вы думаете, каким образом?

- Правильно, существуют специальные законы преобразования выражений, и сегодня мы с вами рассмотрим их.

Учитель раздает опорный конспект.

IV. Изучение нового материала

Учитель с помощью презентации знакомит учащихся с логическими правилами, законами и тождествами, учащиеся заполняют опорный конспект.

2 слайд. Основные законы формальной логики

3 слайд: Свойства констант

4. слайд: Законы алгебры логики

А ∨ (В ∨ С)= (А ∨ В) ∨ С

А ∨ (В & С)= (А ∨ В) &(A ∨ С)

А & (В ∨ С)= (А & В) ∨ (A&С)

А ∨ (А & В)=А А & (А ∨ В)=А

¬ (А ∨ В)= ¬ А& ¬ В ¬ (А &В)= ¬ А ∨ ¬ В

6 слайд: Информация об Огастесе де МОРГАНЕ – читает ученик

7 слайд: Правила замены операций

А ⇒ В = ¬ А ∨ B А ⇒ В = ¬ B ⇒ A

А ⇔ В = (А&B) ∨ ( ¬ A& ¬ B)

А ⇔ В = (А ∨ ¬ B) ∨ ( ¬ A ∨ B)

А ⇔ В = (А ⇒ B) & ( B ⇒ A)

V. Закрепление изученного

- Упрощение сложных высказываний - это замена их на равносильные на основе законов алгебры высказываний с с целью получения высказываний более простой формы.

Основные приемы замены

- По свойствам констант

- По закону исключения третьего

- По закону непротиворечия

- По закону двойного отрицания

Показ учителем примеров упрощения логических выражений:

- А теперь давайте выполним несколько упражнений.

- Ну а теперь вернёмся к задаче:

Задание типа A8 . Какое логическое выражение равносильно выражению ¬ (AB) & ¬C?

Применим закон де Моргана. ¬ (A ∨ B) & ¬C = (¬ A&¬B)& ¬C

Ответ: верный ответ №2

VI. Подведение итогов урока

- Так какой же способ решения легче?

Учащиеся должны ответить, что в некоторых заданиях не нужно чертить таблиц, решение с помощью Законов алгебры логики существенно экономит время.

VII. Домашнее задание

  1. Выучить законы и правила алгебры логики.
  2. Выполнить задания:

Слайд 14: Упростите логические выражения:

  1. Х&X&1
  2. F= не (Х и (не Х и не Y))
  3. F= B&(AvA&B)
  4. 0&Xv0
  5. F= не Х или (не (Х и Yи не Y))
  6. F= (AvC)&(AvC)&(BvC)
  7. 0vX&1
  8. F= не Х и (не(неY или Х))
  9. F=A&B v A&Bv A&BvB&C

- А сейчас мы проведём информационную минутку. Когда мы говорим с кем-нибудь лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу…

Смайлик – это картинка, составленная из цифр и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. ( Слайд 15 ).

Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок:

8:-) - маленькая девочка

А теперь оцените урок и свою работу на нём, используя смайлики.

Если вы считаете, что хорошо поработали, справились с заданием и урок вам понравился, то нарисуйте улыбающийся смайлик : - ))

Если вы довольны результатами вашей работы, но урок вам не понравился, то нарисуйте : - )

Если урок вам не понравился и вы не довольны результатами своей работы на уроке, то нарисуйте : - (

1) Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

2) Для какого имени истинно высказывание:

Первая буква имени согласная  ( ¬ Вторая буква имени согласная → Четвертая буква имени гласная)

Читайте также: