Литература некрасов коровина в я 7 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

(1821-1876) - поэт, прозаик, критик, издатель.
Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал свою семью, нещадно бил крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев мужа.

Большая часть в этом конспекте будет считать, как ложный факт. Во-первых годы жизни Некрасова 1821 - 1877. Во-вторых его отец забрал из гимназии в пятом классе для того, чтобы она поступил в военную школу. В Ярославскую гимназию его отдали в 11 лет. Небрежный конспект и полон фактических ошибок!

(1821-1876) - поэт, прозаик, критик, издатель.
Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал свою семью, нещадно бил крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев мужа.

Когда Некрасову исполнилось 10 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, из которой он ушел после пятого класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение. В эти годы Некрасов полюбил книги и читал очень много. В 17 лет он поехал в столицу, в Петербург, но там ему жилось очень трудно. Отец хотел для сына военной карьеры, а тот решил поступить в университет. За самоволие отец лишил его всякой материаль

Чудо_Ф _кЕдах Ученик (107) (1821-1876) - поэт, прозаик, критик, издатель. Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал свою семью, нещадно бил крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев мужа. Когда Некрасову исполнилось 10 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, из которой он ушел после пятого класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение. В эти годы Некрасов полюбил книги и читал очень много. В 17 лет он поехал в столицу, в Петербург, но там ему жилось очень трудно. Отец хотел для сына военной карьеры, а тот решил поступить в университет. За самоволие отец лишил его всякой

Николай Алексеевич Некрасов - поэт

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 53 материала





















5747447 5589388 5558133 5526511 5526466 5526437 5477288 5477109 5447768 5355837 5268440 5245567 5232932 5232930 5124096 5119298 5054425 4637715 4635238 4528488

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Н.А.Некрасов вошел в литературу после Пушкина, но еще при жизни Лермонтова.

Вершина гения русского поэта находится радом с этими великими писателями.

Но у некрасовской поэзии своя красота, своя песня. Он был первым в новой

литературе, кто заговорил о подневольном труде крес тьянина, о тяжкой участи рабочих, о

На этом уроке мы познакомимся со стихотворением поэта « Размышления у парадного

Н.А.Некрасов знал свой народ и его беды по разделенной с ним судьбе, потому

В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских бу дней, женской

В своих произведениях Некрасов рисует многообразную картину современ ной русской

жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобще м народном счастье.

В середине 40 - х годов определяется основной мотив и пафос некрасовс кой поэзии –

крестьяне, простолюдины, народные и особенно женские страда ния. Некрасов первый

вв ел эту тематику в литературу. Хотя о крестьянах у же писали др у гие писатели, у

Некрасова внимание было обращено на социально у ниженных крестьян.

Одно из самых значительных поэтических произведений Некрасова – стих отворение

поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей Руси. Оно построено на контрасте

дву х миров: владельцев богатых домов и лю дей, приходящих с просьба ми к ним. Причем

эти два мира не соприкасаются между собой: му жи ков не пускают в дом.

Первая строфа стихотворения показывает нам парадный подъезд в « торжественные

нет ничего странного в том, что через какое - то время к подъезду подходят мужики:

делать, как уйти ни с чем, но обратите внимание на деталь: ни злобы, ни обиды, ни

порицания со стороны му жиков, и долго еще идут они с непокрытыми головами.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Основное содержание урока
Своеобразие некрасовской музы. Размышления поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Развитие понятия о трёхсложных размерах стиха.

I. Своеобразие некрасовской музы
Выразительное чтение стихотворений

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Каковы темы этих стихотворений?

Какие чувства поэт хочет вызвать у читателя?

Какова главная мысль каждого стихотворения?

О каком положении народа рассказывает поэт?

Кто, по мнению поэта, находится в самом тяжёлом положении? Почему?

Почему Некрасова волнует положение народа в России?

— Какие чувства вызывает это стихотворение?

— В чём главная мысль стихотворения?

1. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе. — М.: Вербум-М, 2004. — С. 103—104.

Изменилось ли ваше мнение о том, какова главная мысль этого стихотворения? Сформулируйте её.

В чём, по-вашему, своеобразие некрасовской музы?

III. Размышления поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа.
Образ Родины

III. Групповая исследовательская работа:

Группа 1. Образ Петербурга.

Какие чувства вызывал Петербург у Пушкина и Гоголя?

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям одержимый холопским недугом, прожектёры, искатели мест, курьеры с бумагами.

В чём различие образа Петербурга у Пушкина, Гоголя и Некрасова?

Каким увидела Петербург А. Я. Панаева (показ и обсуждение изображения парадного подъезда) и каким он воплотился в стихотворении Некрасова?

Крестьяне, сидевшие на ступеньках лестницы парадного подъезда (крестьяне — нейтральное название жителей деревни)

Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди
(мужики — эмоционально окрашенное название крестьян; деревенские русские люди — художественное обобщение; помолились на церковь — художественная деталь, указывающая на покорность и смирение; свесив русые головы — конкретизация портрета)

Солнцем палимы — лето, пора интенсивных сельскохозяйственных работ; ср. летний день год кормит (факт искусства)

Каков путь превращения фактов жизни в факты искусства?

Найдите антитезу в первом фрагменте и подумайте, почему вступительная часть стихотворения построена на контрасте.

Символом чего стал в стихотворении обычный парадный подъезд? Предположите, для кого он — парадный подъезд, для кого — пышный подъезд, а для кого — заветные двери.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям армячишко, чернь, кошли, пилигримы, лепта.

Какие важные детали в облике мужиков рисует Некрасов? Как они характеризуют крестьян?

Рассмотрите иллюстрацию художника А. Лебедева. Найдите черты сходства в иллюстрации и стихотворении.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям скорбь вопиющая, щелкопёр, аркадская идиллия, преклонные дни, Сицилия, благовонный, пурпурное, тризна.

Какие антитезы являются во фрагменте ключевыми?

Почему в финале фрагмента видна авторская ирония?

Группа 4. Образ Родины.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам провиденье, застава, харчевня, обитель, острог, овин, бурлаки, бечева, почил.

Какие картины родной земли изображает поэт? Почему это картины горя, нищеты, нужды, стона?

Почему во фрагменте многократно повторяются слова стон, стонет?

Почему в финале стихотворения поэт от изображения парадного подъезда в Петербурге переходит к изображению всей России?

*Какова здесь роль художественного пространства?

Почему стихотворение заканчивается вопросом? Видит ли поэт ответ на него? Обоснуйте свою позицию.

Какие вопросы и восклицания называются риторическими?

Заполнение цитатной таблицы:

Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил. (Призыв к борьбе)

V. Развитие понятия о трёхсложных размерах стиха

Вспомните, какие размеры стиха называются двухсложными и трёхсложными. Чем они различаются?

В чём различие трёхсложных размеров стиха? Как они называются?

Установите соответствие между стихотворными размерами, названиями стихотворений и цитатами из них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго и третьего столбцов.

Ответ: А III 2; Б V 3; В II 1; Г I 4; Д IV 5.

И т о г о в ы й в о п р о с:

Какую идейно-художественную задачу поставил перед собой Некрасов?

Домашнее задание

Завершить работу над сопоставительными таблицами (по группам).

Подготовить устный рассказ об А. К. Толстом и его усадьбе в селе Красный Рог, подобрать портреты писателя и изображения памятников ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подготовить историческую справку о конфликте царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского.

Групповые задания.

Подготовить выразительное чтение стихотворений А. К. Толстого (см. следующий урок).

* * *
Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребёнок…
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
‎Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
‎И бесполезно замрут.
1847

На одиннадцатом году — Ярославская гимназия, чтение книг, мечты о славе. Тетрадь лирики и рукопись романа — это уже в семнадцать лет. С ними Некрасов приехал в Петербург: отец велел поступать в полк, а он решил — в Университет. Отец лишил его средств. Начинается жизнь впроголодь, нищета.

Поэт стремился воспитать повое поколение не в духе раболепства и угодничества, а в духе кровной вражды с общественной неправдой.

История, живая жизнь русской поэзии непредставима без Некрасова, ставшего, как и Пушкин, частью народного сознания, вошедшего в кровь и плоть отечественной культуры.
Вл. Приходько

* * *
Вчерашний день, часу в шестом,
‎ Зашёл я на Сенную;[4]
Там били женщину кнутом,
‎ Крестьянку молодую.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА
Н. А. Некрасов[6]

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав своё имя и званье, [7 ]
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектёры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. "Допусти", – говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,[8]
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его Бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами.

А владелец роскошных палат
Ещё сном был глубоким объят.
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть ещё наслаждение:
Вороти их! В тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру.

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не даёт.
И к чему? Щелкопёров забавою [9 ]
Ты народное благо зовёшь;
Без него проживёшь ты со славою
И со славой умрёшь!
Безмятежней аркадской идиллии [10]
Закатятся преклонные дни:
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, –
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, – как дитя
Ты уснёшь, окружён попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдёшь ты в могилу. герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой.

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? –
Безопасней. Ещё веселей
В чём-нибудь приискать утешенье.
Не беда, что потерпит мужик;
Так ведущее нас провиденье
Указало. да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут. Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету Божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся –
То бурлаки идут бечевой.
Волга! Волга. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, –
Где народ, там и стон. Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснёшься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, –
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
Из воспоминаний А. Я. Панаевой

— У меня нет желания писать стихи для того, чтобы прочесть двум-трем лицам и спрятать их в ящик письменного стола. Да и такая пустота в голове; никакой мысли подходящей нет, чтобы написать что-нибудь.

На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ.

Выла глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить н читателе Некрасов?

3. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот эпизод изображен поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста и высказав свои суждения об иллюстрации к стихотворению.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

4. Сенная — рыночная площадь в Петербурге; на ней не производились публичные наказания, а находилась полицейская часть, в которой секли розгами (втайне от посторонних глаз) совершивших проступки дворовых, пьяниц, мелких воришек и т. п. (вернуться)

6. Размышления у парадного подъезда — впервые опубликовано: за границей - Колокол, 1860, 15 янв., п. 61, с. 505-506, без подписи, с заглавием: "У парадного крыльца", с примечанием А. И. Герцена: "Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить"; в русской легальной печати - Ст 1863, ч. 2, с. 187.
Датируется в соответствии с примечанием Некрасова под заглавием "Писано в 1858 году" (Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 9), что совпадает с указанием мемуаров Е. Я. Колбасина "Тени старого "Современника"" (С, 1911, N 8, с. 237).
А. Я. Панаева рассказывает об эпизоде, послужившем поводом к созданию произведения: Некрасов видел из окна своей квартиры, как дворники и городовые гнали крестьян, желавших подать прошение, от подъезда дома важного чиновника (Некр. в восп., с. 86). В этом доме жил тогда министр государственных имуществ М. Н. Муравьев, будущий усмиритель польского восстания 1863 г. (Гаркави А. О владельце "роскошных палат". - РЛ, 1963, N 1, с. 153-156). Чернышевский писал А. Н. Пыпину: ". могу сказать, что картина: "Созерцая, как солнце пурпурное Погружается в море лазурное" и т. д. - живое воспоминанье о том, как дряхлый русский грелся в коляске на солнце "под пленительным небом" Южной Италии (не Сицилии). Фамилия этого старика - граф Чернышев. Вторая заметка: в конце пьесы есть стих, напечатанный Некрасовым в таком виде: "Иль судеб повинуясь закону", - этот напечатанный стих - лишь замена другому" (Чернышевский, т. I, с. 754). "Граф Чернышев", который упоминается в этих пояснениях, очевидно, был не граф, а князь А. И. Чернышев (1785-1857), военный министр в 1827-1852 гг., позднее председатель Государственного совета. (вернуться)

7. "Записав своё имя и званье…" — в праздничные дни в передних домов, принадлежавших вельможам и крупным чиновникам, выставлялись особые книги, в которых расписывались не допускавшиеся лично посетители. (вернуться)

8. Пилигрим – странник, путешественник. (вернуться)

9. Щелкопёр – так в обывательском кругу презрительно называли писателей, вступившихся за народные интересы. (вернуться)

10. Аркадская идиллия – беззаботная и счастливая жизнь на лоне природы. (вернуться)


Читайте также: