Литература 20 века конспект 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

3) развивать умение работать в группе, умение конспектировать.

1. Орг.момент, целеполагание

-Здравствуйте! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особенностями русской литературы 20 века, многообразием жанров и направлений.( слайд 1) А для этого мы вспомним, какие исторические события происходили в стране в то время, побеседуем по статье учебника, поработаем в группах, выделим основные черты каждого направления, а также выполним упражнения по подготовке к экзамену.

Ну что ж, приступим. Работать мы сегодня будем по следующему плану. (слайд 2)

2. Изучение нового

Русская литература ХХ века имеет крайне сложную, даже трагическую, историю. Это связанно с коренными изменениями в жизни страны, начавшимися на рубеже 19-20 века.

-Вспомните из истории, какие события происходили в стране в 20 веке?(слайд 3)

Россия пережила три революции: 1905 год., Февральскую и октябрьскую 1917 г;

Русско - японскую войну 1904-1905гг;

Первую мировую войну 1914-1918гг;

Внутриполитическая обстановка в нашей стране в это время была крайне сложной.

Рубеж веков был ознаменован значительными научными открытиями. Они перевернули представления о познаваемости мира. Это привело к поиску объяснения новых явлений через религию, мистицизм.

Философ Николай Бердяев так охарактеризовал это время:

Итак, на смену одному господствующему мировоззрению пришло многообразие мнений, идей во всех областях жизни.

Все это привело к развитию литературы, появлению новых литературных направлений.(слайд 5)

Прежде чем начать знакомиться ближе с биографиями писателей и поэтов, ярких представителей литературных направлений того времени, вспомним материалы статьи учебника, которую я вас просила прочитать.(с.41-42) (слайд 6)

- Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX-XX вв.? (Традиции русской классической литературы.)

- Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно? (Часть писателей эмигрировала.)

- Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.? (Тема гражданской войны.)

- Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.? (Художественное осмысление свершившихся в стране событий.)

- Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне? (Политические и нравственные истоки победы.)

- В последнем абзаце статьи сказано, что история русской литературы ХХ в. - трагическая. Почему? (слайд 7)

2) 30-е гг. - репрессии (расстрелы, лагеря) (И. Бабель, О. Мандельштам), публичные преследования (М. Цветаева);

3) эмиграция цвета русской литературы (И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев);

4) тенденция приведения литературы к единому методу - социалистическому реализму.(слайд) (к/у)

4. Подготовка к ОГЭ

А теперь, чтобы совместить полезное с полезным, выполним задание по этому тексту в рамках подготовки к экзамену. (слайд по подготовке: 11-16) (выполняют задание с с/к)

5. Работа в группах

- Теперь мы поработаем по группам. Вам предстоит познакомится с материалом по символизму, акмеизму и футуризму, попробовать выделить основные характерные черты. (работа в группах сменного состава).

-Итак, какие характерные черты выделили? (слайды 17-19) (делают записи в тетрадях). (в/к)

6. Итог урока (слайд 20)

- Давайте подведем итог сегодняшнего урока. О чем мы сегодня с вами говорили? Что узнали нового?

- Что запомнилось на уроке? Комфортно ли вам сегодня было работать?

8. Домашнее задание: (слайд 21)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты Предметные: знать о многообразии жанров и направлений в литературе 20 века; об особенностях бунинского стиля, об авторском концепте любви; уметь извлекать, сравнивать, сопоставлять информацию, представленную разными способами; Личностные: проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности; развивать свои творческие способности, работать над культурой речи;

создать условия для проникновения в художественный мир И.А.Бунина, постигая тайны его мастерства, сделать вывод о своеобразии его творчества

продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения развивать умение работать в группе;

расширять литературный кругозор, формировать литературный вкус; воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами

Планируемые результаты
Предметные: знать о многообразии жанров и направлений в литературе 20 века; об особенностях бунинского стиля, об авторском концепте любви; уметь извлекать, сравнивать, сопоставлять информацию, представленную разными способами;
Личностные: проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности; развивать свои творческие способности, работать над культурой речи;

Метапредметные: уметь работать с тестовым материалом; выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя

III. Актуализация знаний

– Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.? (Традиции русской классической литературы.)

– Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно? (Часть писателей эмигрировала.)

– Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.? (Тема Гражданской войны.)

– Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.? (Художественное осмысление свершившихся в стране событий.)

IV. Усвоение новых знаний:

- Давайте теперь поближе познакомимся с некоторыми представителями направлений в литературе. Начнем с реализма.

1. ) Слово учителя о писателе (сопровождается презентацией).
- Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы ХХ века. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику.

Бунин – это целый мир, в чем-то еще не изведанный, тайный. Всякий раз, читая его произведения, открываешь нечто новое в его творчестве. Литературная судьба Бунина сложилась на редкость счастливо. Он получил признание раньше всего как поэт, стихотворец.

В письмах И.Бунин вспоминал, что перечитывал Н.П.Огарева, остановился на строчке из его стихотворения:

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели -

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели;

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвел,

1)Слово учителя: Любовь, существуя с незапамятных времён, сопутствует человеку всю жизнь: лелеет в колыбели руками матери, звучит в совете преданного друга, светится во взгляде любимых, остаётся в воспоминаниях после ухода человека…Она является, надевая разные маски: страсти, нежности, дружбы, ревности, преданности.

Неисчерпаемость, многоликость темы любви объясняет интерес к ней обычных людей, таких, как мы с вами, и, конечно же, поэтов и писателей. В зависимости от мировоззрения, от личной судьбы каждый способен воспринимать это чувство по-разному.

Сегодня на уроке мы постараемся определить, осознать, что такое любовь в понимании известного русского писателя И.А. Бунина, увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви.

V. Первичная проверка усвоения знаний:

- Выявим основные темы новеллы. (любовь, предательство, расплата).

- Выявим проблему рассказа? (Любовь между людьми разного социального статуса: она бедна, он богат. Существовало жесткое правило, согласно которому брак между людьми различных сословий невозможен.)

- Кто является главными героями? (Он и она, мужчина и женщина)

- Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

- Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат).
- Ребята, давайте прочитаем начало рассказа – описание пейзажа.

- В чем особенность данного пейзажа? (Осень. Это закат жизни, закат любви. Все прошло, все безрадостно. Описание пейзажа перекликается с настроением главного героя.)

3)Физкультминутка

Любовь – это свет, это воздух, которым живет человек. И нам с вами этот воздух необходим. Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох, пропуская воздух через себя вниз.

4)Работа в парах: рассказать о героях до момента расставания и после расставания:

2 пара: Надежда (после расставания). После расставания замуж так и не вышла, стала содержать постоялый двор, но все время продолжала любить Николая Алексеевича, хотя знала, что он уже не тот, кого она полюбила, даже был момент, когда она руки хотела на себя наложить).

- Что помнят герои о своей любви? Почему у Надежды появляется недобрая улыбка? (Для него встреча с Надеждой – минутное увлечение, соблазнял красивыми словами, потом бессердечно бросил; для него Надежда –красивая девушка, давшая ему лучшие минуты, для нее встреча с Николаем Алексеевичем – боль на всю жизнь.)
- Почему история героя показана в одном абзаце? Как в монологе он характеризует свою жизнь? Почему все его отношения “обыкновенная пошлая история”? (Рассказывать нечего. Истинного счастья не было. Не способен любить, отдавать себя.)
- Почему герою становится все труднее общаться, и он просит Надежду уйти? (Ему стыдно, его начинает мучить совесть)

- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

VI. Рефлексия.

– О чём заставил поразмышлять рассказ Бунина?

– Работу какой группы можно сегодня выделить?

Любовь
нежная, страстная
переживается, чувствуется, ощущается
возможна с любимым человеком и в семье
чувство.

Любовь
глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство.

Любовь
страстная, коварная
томиться, влюбиться, мучиться
единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у нас остается
бесценный дар

VII. Информация о домашнем задании:

1.Напишите сочинение – рассуждение на тему: Возможна ли жизнь без любви?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-леция по данной теме рассчитан на самостоятельную интеллектуальную и эмоциональную деятельность обучающихся под руководством учителя. Материал имеет значение для воспитания интереса к поэзии более глубокого усвоения поэзии Серебряного века в 11 классе.

* познакомить с понятиями Серебряный век, модернизм, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями,

*подготовить к восприятию поэзии А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.

* уметь конспектировать лекцию, анализировать, делать выводы;

* расширить кругозор, обогатить лексикон;

* воспитывать интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, чувство, выраженное в стихотворении.

. Актуализация новой темы. Формулирование темы и целей урока.

- Пушкин, Жуковский, Давыдов, Языков, Баратынский, Батюшков, Лермонтов… Какое время, эпоха объединяет этих поэтов?

Золотой век русской поэзии – расцвет поэтических талантов ¼ 19 века.

- В русской литературе была и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную и дала миру гениальных поэтов. И это время получило название Серебряный век русской поэзии.

Тема. (Учебник. Оглавление. Изучаем поэзию Серебряного века).

Цели: узнать …. что это за поэзия,

подготовиться … к её восприятию,

расширить … кругозор,

учиться … анализировать, делать выводы.

Значение терминов: Серебряный век, модернизм.

Причины рождения новой поэзии.

Течения поэзии Серебряного века.

Лекция учителя.

Значение терминов: модернизм, Серебряный век.

Это искусство получило название модернизм (от франц. модерн - новый, современный).

Модернизм (в широком смысле) – это расцвет культуры рубежа 19-20 веков: литературы, живописи, музыки, философии…

Литература модернизма – литература нового направления, которая родилась на рубеже веков в противовес классической литературе 19 века (направление реализма).

Термин Серебряный век появился позже, в эмиграции, в 30-е годы.

Серебряный век – это расцвет поэтических талантов на рубеже 19-20 веков

Впечатление? Какая поэзия родилась? Подобрать 3 эпитета – во время чтения записать.

- Нравятся. Новые: необычные, разные, непонятные, грустные, странные, красивые, страшные.

Причины рождения новой поэзии.

- Тема? (О жизни и смерти, о жажде жизни).

Так и возникнет модернизм в русской литературе, основу которого как литературного направления составят символизм, акмеизм и футуризм.

Течения поэзии Серебряного века. Заполнение таблицы.

Символизм – течение поэзии модернизма, считавшее целью искусства постижение мира через символы (условный знак, объединяющий два мира). Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Александр Блок.

Подведение итогов. Практическая работа.

- Определить, к какому течению модернизма относится данное стихотворения. Убедить.

*Довольно! Надежды и чувства

Отныне былым назови,

Приветствуй лишь грезы искусства,

Ищи только вечной любви!

- Символисты увели в мир Красоты и Гармонии. Тайна, красота, грёзы.

*Я эту ночь не спала,

Поздно думать о сне…

Как нестерпимо бела

Штора на белом окне.

- Акмеисты утверждали реальный, вещный мир. Ясность, вещность.

*Мы – новые люди новой жизни! За нами будущее!

Каждая строчка - пощечина.

Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши.

Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно,

Тусклые ваши сиятельства,

И, презирая, рассчитываю

На мировой резонанс!

- Футуристы звали к бунту как способу преобразования жизни. Живое искусство! Вызов, бунт, эпатаж.

- Какие литературоведческие термины нужно усвоить?

- Творчество поэтов какого направления показалось наиболее понятным?

- Можно ли считать лучшим какое-либо направление модернизма? (Каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию)

- - Какие имена услышали впервые? Серебряный век русской поэзии – одна из вершин мировой поэзии: Блок, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Маяковский…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-лекция по одной из наиболее сложных тем в изучении русской литературы.Обзор многообразия жанров и литературных направлений ХХ века.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА:

МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРОВ И НАПРАВЛЕНИЙ (ОБЗОР)

Цели: ознакомить обучающихся с общей характеристикой, своеобразием русской литературы XX в. с точки зрения истории, литературы; дать представление о многообразии жанров, направлений в литературе XX в.; показать значение русской литературы этого периода в развитии русского и мирового литературного процесса; воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к её культуре.

Оборудование: учебник, опорная схема-конспект, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают общую характеристику и своеобразие

русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление о многообразии жанров и тенденций в литературе XX в.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса; участвуют в беседе.

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки?

О. Э. Мандельштам

I. Организационный этап

В русской литературе начала XX в. будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет происходить переоценка ценностей. Этот период в развитии русской литературы остаётся самым трудным для усвоения, поскольку оценки многих явлений ещё не устоялись, часто мнения исследователей были (и до сих пор остаются) противоречивыми, а сама картина литературы XX в. постоянно дополняется.

II.Работа над темой урока.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Какие эмоции и мысли вызывают у вас эти строки?

Как вы думаете, к какому периоду ХХ в. могут относиться эти слова?

Как бы вы оценили то время, о котором пишет О. Э. Мандельштам?

Задание: по ходу лекции составить тезисы

ХХ в. как историко-литературный цикл завершился. И это позволяет попытаться увидеть его целостно — выявить те качества, которые определяли его сущность, нащупать те процессы, которые направляли его развитие. Однако как раз здесь современная литературная наука встречается с очень серьёзными трудностями. Одна из них — это вопрос о координатах, в которых наиболее целесообразно рассматривать развитие русской литературы в ХХ в. И здесь в числе наиболее важных — вопрос о периодизации русской литературы ХХ в. Наиболее распространённой является следующая периодизация литературных процессов XX века.

В целом для первого периода развития литературы ХХ в. характерно многообразие художественных школ и направлений. В начале века рождались и сосуществовали рядом такие разные по своей художественной природе литературные течения, направления, школы, как символизм, реализм, акмеизм, футуризм и т. п. То же самое можно наблюдать и в изобразительном искусстве, и в музыке. Эта особенность культурной жизни начала ХХ в. позволила современным исследователям говорить о её многоголосии, симфоничности. Эта симфоничность, многоголосие являются характерной особенностью культуры именно конца ХIХ — начала ХХ вв., так как в ХIХ в. наблюдается другая картина литературного процесса, где художественные течения и направления развивались в целом последовательно: сентиментализм сменялся романтизмом, романтизм сменялся реализмом.

40-е гг. Однако именно в военные годы формировалось личностное и национальное самосознание воюющего народа. Главная мысль воюющих и думающих при этом людей была мысль о том, что народ, победивший фашизм, не может больше подвергаться тем репрессиям, которые он перенёс в предвоенные годы. Но эти надежды на послевоенное освобождение не оправдались. В послевоенные годы по-прежнему проводилась партийно-государственная политика подавления личности, не дававшая возможности реализовать становящееся самосознание в полноценных художественных произведениях.

Четвёртый этап: середина 1980-х — 2000-е гг. (этап не завершён). Тотальный социальный и духовный кризис. Рождение русского постмодернизма и его эволюция. Поиски новых космографических моделей мира (постреализм, натуралистический сентиментализм).

Таким образом, литературный процесс ХХ в. представляет собой довольно сложное явление, изучая которое необходимо учитывать множество факторов как социально-политического порядка, так и, собственно, художественно- эстетического. Русская литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Коллективное (выборочное) ознакомление со статьёй учебника по теме урока: чтение вслух с пояснениями учителя.

Эвристическая беседа

Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.?

Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно?

Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.?

Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.?

Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне?

Каковы основные особенности литературы 50–70-х гг.?

Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы?

Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80–90-х гг.?

Уч и т е л ь. Русская литература XX в. была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом.

Представители литературных направлений

Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.

Мистики-богоискатели: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский.

Декаденты-индивидуалисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб.

Младшие символисты: А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), В. И. Иванов и др.

Акмеисты: Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут.

В. В. Маяковский, А. Е. Кручёных.

Эгофутуристы: Игорь Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, Василиск Гнедов.

(М. А. Ковалёв) и др.

Читайте также: