Лиса заяц и петух конспект урока 1 класс перспектива

Обновлено: 07.07.2024

1.Организационный момент.
Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось:
- Начинать урок пора!
2. Введение в тему.
1. Слово учителя.
-Сегодня мы отправимся в удивительную страну - страну сказок. Я знаю, что вы все любите сказки! Покажите мне, как сильно вы их любите.
(дети с помощью пантомимы показывают свою любовь к сказкам)
- А кому из вас хочется попасть в сказочную страну?
А теперь закройте глаза и представьте, что мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Все ближе и ближе сказочная страна. Мы медленно опускаемся на зеленую лужайку. Открываем глаза …, нас встречают сказочные герои. …
2. Работа с загадками.
- Ребята, угадайте, как зовут этих героев сказок?
(педагог читает загадки)
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовусь и я мальчишка?
(Буратино)



От волка хитрого спаслись
Но долго хвостики тряслись
Сказка известна любому ребенку
И называется …
(Три Поросенка)





Все на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Всем известен, знаменит,
Добрый доктор …
(Айболит)


Разработка урока по литературному чтению в 1 классе из раздела "Сказки".

Содержимое разработки

Составила: Борисенкова Светлана Александровна

тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Технологическая карта урока

Формирование понятия об отличительных особенностях сказки; развитие воображения и образного восприятия; расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребёнка.

Задачи урока

Эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев.

Основные понятия

Сказка как жанр, экспозиция, зачин, развязка

Межпредметные связи

литературное чтение, окружающий мир

- дополнительные

Л. Ф. Климанова В.Г Горецкий, Л.А.Виноградская, Методическое пособие

Организация урока

Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа, стилистический и композиционный анализ; работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

цель–создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную обстановку.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Регулятивные УУД

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

Личностные УУД

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей .

II этап

Актуализация знаний

цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

-Разделите строчки на слова.

-Что вы заметили?

-Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало сказки - зачин)

-Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

Рассказ учителя.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

III этап

Проблемная ситуация

Цель - постановка учебной задачи.

Организовать работу по

определению темы урока

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

Работать с информацией, представленной в форме опроса

-Прочитайте названия книг на выставке.

-Кто нарисован на обложках?

-Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?

-Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?

-Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных. В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью, жадностью, щедростью. Недаром говорят:

Хитёр как ….(дети договаривают) лиса.

Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации?

-Прочитайте название сказки.

-О ком будет рассказываться в этой сказке?

-Знакома ли она вам?

-Что мы можем рассказать о героях русской народной сказки?

- Кто в сказке оказывается злым, а кто добрым? (Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.)

Познавательные:

исследование, поиск и отбор необходимой информации.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.

IV этап. Изучение нового материала.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Ориентировочная беседа.

цель - заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.

Аналитическая беседа

цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия;

развитие духовного мира ребёнка

Исследование языка сказки

цель-совершенствование устной речи школьника

V этап. Обобщение по теме урока

цель – продолжение работы со сказкой

в следующих формах:

-чтение по ролям;

-составление плана, рассказа (одно или два)

VlI этап.

Рефлексия деятельности.

цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

в работу по заданной проблеме

Организовать фронтальную работу по учебнику

Организовать работу в парах

Проводит работу по определению главной мысли произведения

Участвуют в обсуждении задания.

Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность

Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Выразительное чтение сказки учителем.

-Понравилась ли сказка?

-Оправдались ли наши предположения?

Перечитывание сказки учащимися (учебник стр.66-69)

Найдите в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев сказки.

Работа по характеристике героев выполняется в парах:

1.Соотнесите качества и сказочных героев.

2.Подтвердите свой ответ текстом.

- Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? (Лиса - умная и хитрая, и Петух - умный и хитрый.)

3.Почему же Петух побеждает? ( Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.)

Хитрая
Смелая
Храбрая
Глупая
Умная
Находчивая
Трусливая
Ленивая
Уверенная в своих силах

Добрые
Отзывчивые
Злые
Храбрые
Умные
Трусливые
Уверенные в своих силах

Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах

Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Храбрый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Уверенный в своих силах

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа над сюжетом и композицией сказки.

1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется?

2.На какие части можно разделить сказку?

3.С чего начинается сказка? (экспозиция)

4.Какое событие лежит в основе развития сюжета? (завязка сказки - конфликт между зайцем и лисой)

5.Кто помогает зайчику в беде? (развитие действия)

6.Кто смог выгнать лису? Почему? (развязка)

Работа в группах.

Исследовательская работа:

1 группа ищет незнакомые слова в тексте;

2 группа - образцы малых фольклорных жанров

Работа с произведением (углубленное прочтение, выделение законченных смысловых частей, составление плана).

Обучение чтению диалога.

Учащиеся с помощью учителя отмечают границы диалога.
зайчик — собака — лиса;
зайчик — медведь — лиса;
зайчик — петушок — лиса;

Выразительное чтение.

-Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание - во что бы то ни стало помочь зайчику.

-Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках?

-На какие важные мысли натолкнула вас сказка?

-Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? Прочитайте.

-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?

-Прочитайте пословицы на доске. Какие из них подходит к нашей сказке?

Без беды друга не узнаешь

Сила сломит всё, а ум - силу.

Как аукнется, так и откликнется.

За добро добром и платят.

На языке медок, а на уме ледок.

За правое дело стой смело.

-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?

- Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)

- Какими вы были читателями?

- Что нового узнали?

-С каким жанром литературы познакомились?

- Кто доволен сегодня своей работой?

– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Формирование эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев.

Задачи урока

Формировать умение осмысленного чтения.

Показать на примере литературного произведения необходимость бороться, преодолевать трудности, выдерживать жизненные испытания стойко.

Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.

Развивать аналитические способности, предполагающие наблюдение и анализ сложившейся ситуации.

Развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение.

Основные понятия

Сказка как жанр, экспозиция, зачин, развязка

Межпредметные связи

литературное чтение, окружающий мир

- дополнительные

Организация урока

Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа, стилистический и композиционный анализ; работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

цель–создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную обстановку.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись, а также нашим гостям.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

-У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.

Регулятивные УУД

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

Личностные УУД

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей .

II этап

Актуализация знаний

цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

-Разделите строчки на слова.

-Что вы заметили?

-Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало сказки - зачин)

-Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок. А что такое сказка? (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.) Давайте вспомним из каких частей состоит сказка.(Зачин ,основная часть ,концовка)

Работа в группах (ряд)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

- Какие бывают сказки?

-Какие это сказки? (русские народные)

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

III этап

Проблемная ситуация

Цель - постановка учебной задачи.

Организовать работу по

определению темы урока

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

Работать с информацией, представленной в форме опроса

-Прочитайте названия книг на выставке.

-Кто нарисован на обложках?

-Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?

-Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?

-Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных.

-Что мы можем рассказать о героях русской народной сказки? Какие они?

- Кто в сказке оказывается злым, а кто добрым?

В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью, жадностью, щедростью.

Хитёр как ….(дети договаривают) лиса.

-Прочитайте название сказки. Стр. 66

-О ком будет рассказываться в этой сказке?

Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации?

-Знакома ли она вам? Хотите её послушать?

Познавательные:

исследование, поиск и отбор необходимой информации.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.

IV этап. Изучение нового материала.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Ориентировочная беседа.

цель - заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.

Аналитическая беседа

цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия;

развитие духовного мира ребёнка

Исследование языка сказки

цель-совершенствование устной речи школьника

V этап. Обобщение по теме урока

цель – продолжение работы со сказкой

в следующих формах:

VlI этап.

Рефлексия деятельности.

цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

в работу по заданной проблеме

Организовать фронтальную работу по учебнику

Организовать работу в парах

Проводит работу по определению главной мысли произведения

Участвуют в обсуждении задания.

Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность

Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Выразительное чтение сказки учителем.

-Понравилась ли сказка?

-Оправдались ли наши предположения?

Перечитывание сказки учащимися (учебник стр.66-69)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сказку знаем мы, ребята,
Под названьем "Репка".
Дед садил её когда-то
Выросла репка крепка.
Репку мы теперь посадим,
С ней, конечно, же, мы сладим.
Вы вставайте-ка, ребятки,
Друг за другом по порядку.
Дед у нас ведь не простой,
А зовут его "Король".
"Королева" - бабка,
Будет репка сладка.
А за бабкой внучка - "слон",
Он слонятам шлёт поклон.
Жучка лает, Жучка злится,
В коня ей надо превратиться.
Ну, а кошка-то, ха-ха,
Ведь сейчас она "ладья".
Пышечка осталась,
Пешка ей досталась.Репка славная у нас,
Просто чудо, просто класс!
Шахматную репку
Мы запомним крепко.

Работа по характеристике героев выполняется в парах:

1.Давайте вспомним , а какой же характер у лисы и остальных героев сказки . Поработайте в парах.

Вывод. Итак, давайте сделаем вывод:

Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах.

Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.

Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые.уверенные в своих силах.

Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих силах.

Петух - хитрый, умный, находчивый, уверенный в своих силах.

Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?

Лиса — умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый.

3.Почему же Петух побеждает? ( Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.)

-Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках?

Работа над сюжетом и композицией сказки.

1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется?

2.На какие части можно разделить сказку?

3.С чего начинается сказка?

4.Какое событие лежит в основе развития сюжета? (завязка сказки - конфликт между зайцем и лисой)

5.Кто помогает зайчику в беде?

6.Кто смог выгнать лису? Почему?

Выразительное чтение.

-Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание - во что бы то ни стало помочь зайчику.

-Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? Прочитайте.

-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?

Работа в группах

-Прочитайте пословицы. Какие из них подходит к нашей сказке?

Без беды друга не узнаешь

Сила сломит всё, а ум - силу.

Как аукнется, так и откликнется.

За добро добром и платят.

На языке медок, а на уме ледок.

За правое дело стой смело.

-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?

- Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)

-С каким жанром литературы работали?

- Какое другое название у этой сказке? (Заюшкина избушка)

- Кто доволен сегодня своей работой? Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями.

Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст.

Познавательные: умение

извлекать информацию из текста.

учиться высказывать своё предположение

Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные:

нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.

Оборудование: портрет и книги Л. Пантелеева, сборники русских народных сказок, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Двоюродные

Между утками и курами

— Вот придет мой тигр двоюродный,

Он вам перья оборвет!

Отвечают утки с курами:

— Страус есть у нас

И тебя, ко-ко-кота,

Он оставит без хвоста!

— Как вы поняли смысл стихотворения?

— Знаете ли вы, кто такие двоюродные?

Двоюродный — находящийся в непрямом родстве: двоюродный брат, двоюродная сестра (сын, дочь, дядя или тетка).

— Прочитайте стихотворение с восторгом, растерянно.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— На какие группы их можно разделить? (На домашних и диких.)

— Каких еще домашних животных вы знаете?

Сегодня мы прочитаем сказку, героями которой являются животные.

IV. Работа по теме урока

— Рассмотрите иллюстрации к ней на с. 66—69. Кто из вас знает эту сказку?

(Чтение сказки и работа по вопросам и заданиям после чтения.)

— Назовите главных героев сказки.

— Как вы думаете, почему они не все перечислены в заглавии сказки?

— Как бы вы озаглавили ее?

— Как начинается сказка? Прочитайте. (Жили-были.)

— Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.

— Какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве. Жили-были. Давным-давно. )

— Как заканчивается сказка? Можно ли сказать, что справедливость восторжествовала?

V. Физкультминутка

Жук

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Я с ромашками дружу.

Тихо на цветке качаюсь,

(Раскачиваются вправо, влево.)

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках —

Пусть лежит в кармашке.

(Похлопывают себя по карманам.)

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

VI. Продолжение работы по теме урока

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Л. Пантелеева.)

Материал для учителя

Леонид Пантелеев (1908—1987) — русский писатель. Настоящее имя писателя — Алексей Иванович Еремеев. Родился в семье драгунского офицера, происходившего из старообрядческой купеческой семьи.

За время скитаний Пантелеев переменил множество профессий: был сапожником, учеником киномеханика, библиотекарем. Книгу написали они внезапно, шутя и дурачась, вспоминая дни, проведенные в ШКИДе, и с удивлением узнали, что книга будет печататься. (Подробнее см.: Школьный словарик. С. 57.)

— По названию и иллюстрации догадайтесь, о чем это произведение.

— Что приключилось с лягушками?

— Как они попали в горшок со сметаной?

— Сравните, как вела себя каждая лягушка.

— Какая из них вам больше понравилась? Почему?

VII. Рефлексия

— Теперь предлагаю вам вспомнить, что вы узнали на уроке.

— Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.

VIII. Подведение итогов урока

— Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

— Что у них общего, а в чем различия?

— Подведем итог нашей работе. Прочитайте в учебнике на с. 74, что говорит нам профессор Самоваров.

— Что такое народная сказка?

— Как называют животных в сказках? (Их называют героями или персонажами.)

Читайте также: