Лиса заяц и петух конспект урока 1 класс перспектива
Обновлено: 07.07.2024
1.Организационный момент.
Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось:
- Начинать урок пора!
2. Введение в тему.
1. Слово учителя.
-Сегодня мы отправимся в удивительную страну - страну сказок. Я знаю, что вы все любите сказки! Покажите мне, как сильно вы их любите.
(дети с помощью пантомимы показывают свою любовь к сказкам)
- А кому из вас хочется попасть в сказочную страну?
А теперь закройте глаза и представьте, что мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Все ближе и ближе сказочная страна. Мы медленно опускаемся на зеленую лужайку. Открываем глаза …, нас встречают сказочные герои. …
2. Работа с загадками.
- Ребята, угадайте, как зовут этих героев сказок?
(педагог читает загадки)
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовусь и я мальчишка?
(Буратино)
От волка хитрого спаслись
Но долго хвостики тряслись
Сказка известна любому ребенку
И называется …
(Три Поросенка)
Все на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Всем известен, знаменит,
Добрый доктор …
(Айболит)
Разработка урока по литературному чтению в 1 классе из раздела "Сказки".
Содержимое разработки
Составила: Борисенкова Светлана Александровна
тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта урока
Формирование понятия об отличительных особенностях сказки; развитие воображения и образного восприятия; расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребёнка.
Задачи урока
Эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев.
Основные понятия
Сказка как жанр, экспозиция, зачин, развязка
Межпредметные связи
литературное чтение, окружающий мир
- дополнительные
Л. Ф. Климанова В.Г Горецкий, Л.А.Виноградская, Методическое пособие
Организация урока
Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа, стилистический и композиционный анализ; работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах
Технология проведения
Деятельность
Деятельность
Обучающие, развивающие и диагностирующие задания
каждого этапа
Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
I этап. Организационный момент.
цель–создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную обстановку.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
Регулятивные УУД
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
Личностные УУД
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей .
II этап
Актуализация знаний
цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
-Разделите строчки на слова.
-Что вы заметили?
-Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало сказки - зачин)
-Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.
Рассказ учителя.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Личностные УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
III этап
Проблемная ситуация
Цель - постановка учебной задачи.
Организовать работу по
определению темы урока
Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса
Работать с информацией, представленной в форме опроса
-Прочитайте названия книг на выставке.
-Кто нарисован на обложках?
-Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?
-Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?
-Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных. В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью, жадностью, щедростью. Недаром говорят:
Хитёр как ….(дети договаривают) лиса.
Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации?
-Прочитайте название сказки.
-О ком будет рассказываться в этой сказке?
-Знакома ли она вам?
-Что мы можем рассказать о героях русской народной сказки?
- Кто в сказке оказывается злым, а кто добрым? (Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.)
Познавательные:
исследование, поиск и отбор необходимой информации.
Регулятивные:
формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
IV этап. Изучение нового материала.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Ориентировочная беседа.
цель - заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.
Аналитическая беседа
цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия;
развитие духовного мира ребёнка
Исследование языка сказки
цель-совершенствование устной речи школьника
V этап. Обобщение по теме урока
цель – продолжение работы со сказкой
в следующих формах:
-чтение по ролям;
-составление плана, рассказа (одно или два)
VlI этап.
Рефлексия деятельности.
цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
в работу по заданной проблеме
Организовать фронтальную работу по учебнику
Организовать работу в парах
Проводит работу по определению главной мысли произведения
Участвуют в обсуждении задания.
Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность
Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
Выразительное чтение сказки учителем.
-Понравилась ли сказка?
-Оправдались ли наши предположения?
Перечитывание сказки учащимися (учебник стр.66-69)
Найдите в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев сказки.
Работа по характеристике героев выполняется в парах:
1.Соотнесите качества и сказочных героев.
2.Подтвердите свой ответ текстом.
- Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? (Лиса - умная и хитрая, и Петух - умный и хитрый.)
3.Почему же Петух побеждает? ( Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.)
Хитрая
Смелая
Храбрая
Глупая
Умная
Находчивая
Трусливая
Ленивая
Уверенная в своих силах
Добрые
Отзывчивые
Злые
Храбрые
Умные
Трусливые
Уверенные в своих силах
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах
Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Храбрый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Уверенный в своих силах
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа над сюжетом и композицией сказки.
1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется?
2.На какие части можно разделить сказку?
3.С чего начинается сказка? (экспозиция)
4.Какое событие лежит в основе развития сюжета? (завязка сказки - конфликт между зайцем и лисой)
5.Кто помогает зайчику в беде? (развитие действия)
6.Кто смог выгнать лису? Почему? (развязка)
Работа в группах.
Исследовательская работа:
1 группа ищет незнакомые слова в тексте;
2 группа - образцы малых фольклорных жанров
Работа с произведением (углубленное прочтение, выделение законченных смысловых частей, составление плана).
Обучение чтению диалога.
Учащиеся с помощью учителя отмечают границы диалога.
зайчик — собака — лиса;
зайчик — медведь — лиса;
зайчик — петушок — лиса;
Выразительное чтение.
-Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание - во что бы то ни стало помочь зайчику.
-Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках?
-На какие важные мысли натолкнула вас сказка?
-Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? Прочитайте.
-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
-Прочитайте пословицы на доске. Какие из них подходит к нашей сказке?
Без беды друга не узнаешь
Сила сломит всё, а ум - силу.
Как аукнется, так и откликнется.
За добро добром и платят.
На языке медок, а на уме ледок.
За правое дело стой смело.
-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?
- Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)
- Какими вы были читателями?
- Что нового узнали?
-С каким жанром литературы познакомились?
- Кто доволен сегодня своей работой?
– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока
Формирование эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев.
Задачи урока
Формировать умение осмысленного чтения.
Показать на примере литературного произведения необходимость бороться, преодолевать трудности, выдерживать жизненные испытания стойко.
Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.
Развивать аналитические способности, предполагающие наблюдение и анализ сложившейся ситуации.
Развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение.
Основные понятия
Сказка как жанр, экспозиция, зачин, развязка
Межпредметные связи
литературное чтение, окружающий мир
- дополнительные
Организация урока
Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа, стилистический и композиционный анализ; работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах
Технология проведения
Деятельность
Деятельность
Обучающие, развивающие и диагностирующие задания
каждого этапа
Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
I этап. Организационный момент.
цель–создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную обстановку.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись, а также нашим гостям.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
-У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.
Регулятивные УУД
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
Личностные УУД
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей .
II этап
Актуализация знаний
цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
-Разделите строчки на слова.
-Что вы заметили?
-Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало сказки - зачин)
-Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок. А что такое сказка? (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.) Давайте вспомним из каких частей состоит сказка.(Зачин ,основная часть ,концовка)
Работа в группах (ряд)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.
- Какие бывают сказки?
-Какие это сказки? (русские народные)
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Личностные УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
III этап
Проблемная ситуация
Цель - постановка учебной задачи.
Организовать работу по
определению темы урока
Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса
Работать с информацией, представленной в форме опроса
-Прочитайте названия книг на выставке.
-Кто нарисован на обложках?
-Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?
-Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?
-Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных.
-Что мы можем рассказать о героях русской народной сказки? Какие они?
- Кто в сказке оказывается злым, а кто добрым?
В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью, жадностью, щедростью.
Хитёр как ….(дети договаривают) лиса.
-Прочитайте название сказки. Стр. 66
-О ком будет рассказываться в этой сказке?
Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации?
-Знакома ли она вам? Хотите её послушать?
Познавательные:
исследование, поиск и отбор необходимой информации.
Регулятивные:
формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
IV этап. Изучение нового материала.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Ориентировочная беседа.
цель - заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.
Аналитическая беседа
цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия;
развитие духовного мира ребёнка
Исследование языка сказки
цель-совершенствование устной речи школьника
V этап. Обобщение по теме урока
цель – продолжение работы со сказкой
в следующих формах:
VlI этап.
Рефлексия деятельности.
цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
в работу по заданной проблеме
Организовать фронтальную работу по учебнику
Организовать работу в парах
Проводит работу по определению главной мысли произведения
Участвуют в обсуждении задания.
Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность
Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
Выразительное чтение сказки учителем.
-Понравилась ли сказка?
-Оправдались ли наши предположения?
Перечитывание сказки учащимися (учебник стр.66-69)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Сказку знаем мы, ребята,
Под названьем "Репка".
Дед садил её когда-то
Выросла репка крепка.
Репку мы теперь посадим,
С ней, конечно, же, мы сладим.
Вы вставайте-ка, ребятки,
Друг за другом по порядку.
Дед у нас ведь не простой,
А зовут его "Король".
"Королева" - бабка,
Будет репка сладка.
А за бабкой внучка - "слон",
Он слонятам шлёт поклон.
Жучка лает, Жучка злится,
В коня ей надо превратиться.
Ну, а кошка-то, ха-ха,
Ведь сейчас она "ладья".
Пышечка осталась,
Пешка ей досталась.Репка славная у нас,
Просто чудо, просто класс!
Шахматную репку
Мы запомним крепко.
Работа по характеристике героев выполняется в парах:
1.Давайте вспомним , а какой же характер у лисы и остальных героев сказки . Поработайте в парах.
Вывод. Итак, давайте сделаем вывод:
Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.
Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые.уверенные в своих силах.
Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих силах.
Петух - хитрый, умный, находчивый, уверенный в своих силах.
Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?
Лиса — умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый.
3.Почему же Петух побеждает? ( Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.)
-Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках?
Работа над сюжетом и композицией сказки.
1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется?
2.На какие части можно разделить сказку?
3.С чего начинается сказка?
4.Какое событие лежит в основе развития сюжета? (завязка сказки - конфликт между зайцем и лисой)
5.Кто помогает зайчику в беде?
6.Кто смог выгнать лису? Почему?
Выразительное чтение.
-Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание - во что бы то ни стало помочь зайчику.
-Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? Прочитайте.
-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
Работа в группах
-Прочитайте пословицы. Какие из них подходит к нашей сказке?
Без беды друга не узнаешь
Сила сломит всё, а ум - силу.
Как аукнется, так и откликнется.
За добро добром и платят.
На языке медок, а на уме ледок.
За правое дело стой смело.
-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?
- Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)
-С каким жанром литературы работали?
- Какое другое название у этой сказке? (Заюшкина избушка)
- Кто доволен сегодня своей работой? Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями.
Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Регулятивные:
умение слушать в соответствии с целевой установкой.
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.
Личностные:
умение выражать свои чувства, мысли,
проявлять эмоциональную реакцию на текст.
Познавательные: умение
извлекать информацию из текста.
учиться высказывать своё предположение
Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли
Личностные:
нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.
Оборудование: портрет и книги Л. Пантелеева, сборники русских народных сказок, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Двоюродные
Между утками и курами
— Вот придет мой тигр двоюродный,
Он вам перья оборвет!
Отвечают утки с курами:
— Страус есть у нас
И тебя, ко-ко-кота,
Он оставит без хвоста!
— Как вы поняли смысл стихотворения?
— Знаете ли вы, кто такие двоюродные?
Двоюродный — находящийся в непрямом родстве: двоюродный брат, двоюродная сестра (сын, дочь, дядя или тетка).
— Прочитайте стихотворение с восторгом, растерянно.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— На какие группы их можно разделить? (На домашних и диких.)
— Каких еще домашних животных вы знаете?
Сегодня мы прочитаем сказку, героями которой являются животные.
IV. Работа по теме урока
— Рассмотрите иллюстрации к ней на с. 66—69. Кто из вас знает эту сказку?
(Чтение сказки и работа по вопросам и заданиям после чтения.)
— Назовите главных героев сказки.
— Как вы думаете, почему они не все перечислены в заглавии сказки?
— Как бы вы озаглавили ее?
— Как начинается сказка? Прочитайте. (Жили-были.)
— Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.
— Какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве. Жили-были. Давным-давно. )
— Как заканчивается сказка? Можно ли сказать, что справедливость восторжествовала?
V. Физкультминутка
Жук
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Я с ромашками дружу.
Тихо на цветке качаюсь,
(Раскачиваются вправо, влево.)
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках —
Пусть лежит в кармашке.
(Похлопывают себя по карманам.)
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
VI. Продолжение работы по теме урока
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Л. Пантелеева.)
Материал для учителя
Леонид Пантелеев (1908—1987) — русский писатель. Настоящее имя писателя — Алексей Иванович Еремеев. Родился в семье драгунского офицера, происходившего из старообрядческой купеческой семьи.
За время скитаний Пантелеев переменил множество профессий: был сапожником, учеником киномеханика, библиотекарем. Книгу написали они внезапно, шутя и дурачась, вспоминая дни, проведенные в ШКИДе, и с удивлением узнали, что книга будет печататься. (Подробнее см.: Школьный словарик. С. 57.)
— По названию и иллюстрации догадайтесь, о чем это произведение.
— Что приключилось с лягушками?
— Как они попали в горшок со сметаной?
— Сравните, как вела себя каждая лягушка.
— Какая из них вам больше понравилась? Почему?
VII. Рефлексия
— Теперь предлагаю вам вспомнить, что вы узнали на уроке.
— Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.
VIII. Подведение итогов урока
— Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
— Что у них общего, а в чем различия?
— Подведем итог нашей работе. Прочитайте в учебнике на с. 74, что говорит нам профессор Самоваров.
— Что такое народная сказка?
— Как называют животных в сказках? (Их называют героями или персонажами.)
Читайте также: