Лесные дикие животные конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: закрепить знания детей о диких животных, о месте проживания, о питании; повторение знаний о домашний животных. Активизировать и расширить словарь по данной теме.

– Формировать умение детей знать и различать диких животных;

– Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в лесу;

– Способствовать развитию связной речи;

– Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы.

Материалы и оборудование:

Здравствуйте ребята. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.

При встрече здороваться: Доброе утро!

Солнцу и птицам. Доброе утро!

Улыбчивым лицам: Доброе утро!

И каждый становится

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Воспитатель: Ребята посмотрите на доску, что это? (На интерактивной доске со звуковым сопровождением появляется конвертик.)

Ребята, нам в группу сегодня пришло электронное письмо. Открываем и листаем слайд: (текст письма)

«Срочно, срочно приходите,

Срочно, срочно помогите!

Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Воспитатель: Ребята, в лесу случилась беда и животным, которые там живут, нужна наша помощь!

Ну что, отправимся на помощь к животным?

Дети отвечают: да.. Садитесь на стульчики поудобней……

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Воспитатель: Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели. Вели чтобы . мы с детьми в лесу оказались".

Воспитатель: включается презентация про таинственный лес (звучит магическая музыка).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, где мы с вами очутись?

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы идем по лесу и песенки поем……

Мы на коврике стоим,

Во все стороны глядим.

Вправо, влево, вверх и вниз

Посмотри и улыбнись! (2 раза.)

Выше ручки поднимай,

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (2раза.)

Вправо, влево повернись

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Получается у нас. (2 раза.)

Воспитатель: молодцы, ребята.

Воспитатель: Ребята, вам нравиться гулять по лесу?

Воспитатель: Мы попали в сказочный лес, ребята, а каким вы увидели лес? Какие времена года вы увидели?

Дети: Лето, осень, весна……

Воспитатель: Ребята, чтобы помочь животным разобраться, нам с вами нужно вспомнить всех диких животных, выяснить где они живут и чем питаются.

Дети: Медведь (остановка презентации).

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Большой или маленький? Какого цвета окрас у медведя? Коричневый? А какие у него лапы? Большие, с длинными когтями или маленькие?

Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы. (Продолжение презентации.)

Воспитатель: А как называют дом медведя? (Остановка презентации.)

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз скажем, кокой ж медведь.

Отвечаем вместе с детьми: Медведь: большой, коричневый, с длинными когтями на лапах. Медведь живет в берлоге. Зимой он впадает в спячку.

Воспитатель: А мы с вами будем знакомиться дальше с дикими обитателями леса. Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Воспитатель: Правильно. (Продолжение презентации, часть про белку.)

(Остановка презентации.) Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Она рыжая? Какие у неё ушки, маленькие или большие? А какой у белки хвост, длинный и пушистый?

Дети отвечают: Белка рыжая. У нее длинный пушистый хвост и маленькие ушки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете где живет белка? Как называется ее домик?

Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?

Дети: Чтобы другие звери не достали.

Воспитатель: Как белочка от мороза спасается?

Дети: Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.

Ребята, давайте с вами еще раз расскажем, какая она – белка. Белка – маленькая, у нее пушистый длинный хвост и маленькие ушки. Белка живет на дереве в дупле. Она питается орехами и шишками.

Воспитатель: У медведя есть берлога, у белки — дупло, а где же зайка живет? Кто знает, какой у него домик?

Воспитатель: Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.

Воспитатель: давай превратимся в зайчиков. Ставайте, давайте попрыгаем. Вот молодцы, какие у нас замечательные зайчики…..

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись

(Движения выполнять по содержанию текста.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Приседание на корточки, потирание рук.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Выполнение прыжков, стоя на месте.)

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал.

(Поворот спиной, приседание на корточки,

обхватить себя руками, голову опустить вниз.). Все зайчики поскакали на стульчики…

(Продолжение презентации, часть про зайца.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он, маленький или большой? Какие у него ушки, длинные или маленькие, серые или белые?

Дети: — Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель: — Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?

Дети: — Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

Воспитатель: Молодцы ребята. Давай еще раз скажем, какой зайчик?

Вместе с детьми: Зайчик, маленький, серенький. У него длинные уши.

Воспитатель (продолжение презентации, часть про волка).

(Остановка презентации.) Ребята, давайте, скажем, какой волк? Злой? Серый? Охотиться ночью или днем?

Молодцы, ребята (продолжение презентации, последний блок про кабана).

(Остановка.) Ребята, на кого похож кабан?

Воспитатель: Правильно. Давайте скажем, какой кабан? Большой или средний? Серый? Кого боится кабан, волка и человека или зайчика?

Ребята, нам нужно выполнить очень важное задание. Помните, мы с вами уже говорили, что дикие животные - это животные, которые живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду. А знаете те ли вы, как называются животные, которые живут рядом с человеком? Человек о них заботиться и кормит. Как называются такие животные?

Дети: это домашние животные.

Воспитатель: правильно, давайте перечислим с вами домашних животных, которых вы знаете? – (используем обычные карточки).

Дети: кошка, собака, корова, коза, свинья, лошадь…..

Воспитатель: давай поиграем! Посмотрите на доску, перед вами четыре карточки с животными. Вам нужно убрать лишнюю карточку. Будьте внимательны…..

Воспитатель: правильно ребята, молодцы! Вставайте и пройдем по дорожке нашего сказочного леса, чтобы выполним задание.

Гимнастика для глаз:

По дорожке мы ходили,

Глазки наши утомили

Чтобы им помочь опять

Будем быстро мы моргать

А теперь закроем глазки,

отдохнем немного так

Вправо, влево повернись

Друг на друга поглядись.

Вверх посмотрим, вниз посмотрим

Отдохнули хорошо, продолжаем наше путешествие………………

Воспитатель подходит к смарт-столу, и приглашает детей, помочь классифицировать всех животных по категориям: Птицы, домашние животные, дикие животные.

- Ребята, уберите пож-та всех птиц.

- Ребята, уберите пож-та всех домашних животных.

А теперь внимание: Я загадала и спрятала карточку, на которой изображено дикое животное. Чтобы узнать, что это за животное, вам нужно отгадать загадку:

У него на голове

Ветки. Даже сразу две.

Говорят: Всего два рога,

Да зато отростков много.

Как он носит этот груз,

Я сказать Вам не берусь.

Их носить ему не лень,

Потому, что он…(Олень.)

Воспитатель: Правильно, ребята молодцы!

Ребята, вам понравилось наше приключение?

Воспитатель: Где мы сегодня побывали?

Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?

Дети: Диким животным леса. Давайте перечислим диких животных, о которых мы сегодня говорили?

Воспитатель: Какие игры вам понравились?

Воспитатель: Вы все молодцы, замечательно занимались.

Опять на доске, появляется письмо.

Воспитатель: Ой, посмотрите, что это такое? Нам опять пришло письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это гостинцы из леса. Давайте попробуем сами и угостим наших гостей.

Оборудование: предметные картинки зверей и их детёнышей, мяч.

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо. Интересно, откуда оно пришло?

Письмо пришло из волшебного леса, а прислал его старичок - лесовичок.

2. Отгадывание загадок.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

Он в лесу хозяин грозный,
Он лохматый и серьезный.
Любит ягоды, медок.
На зиму он спать залег!

( Медведь)
Эта рыжая плутовка

Кур ворует очень ловко

Разгребёт из наста корку,

За мышами лезет в норку.

И на праздник в Новый год

Веселиться к нам придёт

Очень любит чудеса

С ветки на ветку

Никому не поймать.

В лесу мне играть -

Для зимы собирать.

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый.

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый

Он пыхтит как паровоз:
Так тяжел иголок воз !

Воспитатель: Ребята как мы можем назвать всех этих животных? Почему их называют дикими?

Воспитатель: Давайте скажем несколько слов о диких животных. Какие они? (злые, сердитые, хищные, плотоядные, травоядные, опасные, пугливые, маленькие, большие, сильные и т. д.)

Воспитатель: А вы знаете, что у каждого животного есть свои детёныши?

Воспитатель: Пока зверей не было в лесу, их детёныши потерялись. Давайте поможем им найти своих детёнышей.

У лисы — лисенок.

У белки — бельчонок.

У волка – волчонок.

У медведя – медвежонок.

У зайца - зайчонок.

У лося – лосенок.

Воспитатель: Пришло время поиграть с мячом.

волк- волки и т. д.

волчонок- волчата и т.д.

Детям раздаются картинки животных.

Воспитатель: У каждого животного есть детёныш. Поможем мамам найти своих детей.

Каждый ребёнок называет детёныша, который потерялся, и берёт соответствующую картинку.

Воспитатель: Кого нашла лисица?

Воспитатель: Ребята, встанем в круг. Вокруг себя повернитесь и в зверят лесных все превратитесь.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Поднимают руки вверх

Так шевелят ушками

Показывают пальчиками ушки зайчика.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Дети крадучись шагают на месте.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Дети поворачивают головы в стороны.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Приседают на корточки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем питаются лесные звери? Звери бывают хищными и травоядними.

  • Заяц питается травой, карой деревьев, овощями.(он травоядное животное)
  • Белочка питается ягодами, грибами, орехами.
  • Олени и лоси питаются травой, веточками, листочками с кустарников
  • Лиса питается зайчиками, мышами, курочками (мясом других животных, она хищница).
  • Волк тоже хищник, он питается кабанами, оленями и т.д.
  • Медведь тоже хищник , (его считают всеядным животным, он питается рыбой, любит мед диких пчел, ягоды малины , но может, съест животное.

Назовите лишнее животное и объясните почему.

Корова – волк – лиса – медведь.

Лиса – кошка – волк – медведь.

Волк – лиса - лошадь – белка.

Лиса – медведь – волк – собака.

Папа-лис, мама -. детеныш -…,

Папа- заяц, мама -. детеныш -…,

Папа- еж, мама -. детеныш -…,

Папа - белка, мама – бельчиха, детеныш- бельчонок.

Воспитатель: О чём просил нас старик-лесовик в письме? Выполнили мы его поручение?

Сердитый недотрога, Живет в глуши лесной.
Иголок очень много, А нитки – ни одной. (Еж.)
Трав копытами касаясь, Ходит по, лесу красавец.
Ходит смело и легко Рога раскинув широко. (Лось.)

Воспитатель: Чем питаются дикие животные?
Дети: Травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными.
Воспитатель: Животных, которые питаются растительной пищей, мы называет травоядными, а животных, питающихся другими животными, хищниками.

Беседа
- что вы видите? ( люди оставили после себя мусор в лесу и не убрали за собой).
- ребята, скажите, какой лес вам нравится больше? Чистый или загрязненный? (Ответы детей).
- а почему? (Ответы детей).
- скажите, а почему в лесу нельзя мусорить? (Ответы детей)
- все верно, потому что лес – это дом для растений и животных, если будем мусорить, растения погибнут, животные могут пораниться острыми банками, стеклом.

Подведение итогов.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие животные встретились нам на пути? В какие игры мы с вами играли? Что нового узнали? Какие правила запомнили?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам подарить вот такую интересную папочку - книгу, которая называется лепбук. Лепбук это небольшая книга с игровыми заданиями, с помощью которой вы сами можете закреплять пройденные темы.
Я дарю вам лепбук, который посвящен дикому животному Лось, который нуждается в защите, т.к их осталось очень мало. Как исчезающий вид ЛОСЬ не занесен в красную книгу, но занесен на зеленую страницу красной книги как "Восстановленный вид". А Что значит занесен в красную книгу?
Ответы детей.
Здесь можно отгадать загадки про лося, прочитать стихи о лосе, собрать разрезные картинки, узнать что он ест, где обитает. Прочитать небольшой рассказ и отгадать загадки, также вы можете нарисовать своего лося или сделать какие - нибудь свои заметки.

айгуль муллагалиева
Конспект на тему: дикие лесные животные.

Дать детям полные представления о диких лесных животных : зайце, лисе, белке, волке, лосе; об особенностях их приспособления к окружающей среде.

Совершенствовать знания о диких животных, проживающих на территории Республики Башкортостан. Закрепить названия диких лесных животных.

Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность.

Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

Развивать интерес к родному краю.

Развивать зрительную память.

Развивать образное мышление, умение отгадывать загадки о животных.

Совершенствовать знания о понятиях: травоядные, хищные животные.

Воспитывать умение вести себя в лесу на природе.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк).

Просмотр видеофильмов про диких лесных животных.

Холка, горбоносая голова, крупный.

Ход занятия:

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе,

Улыбаюсь целый день,

Улыбаться мне не лень!

Воспитатель: Улыбнёмся друг другу, нашим гостям, чтобы у нас было хорошее настроение весь день!

(дети садятся на стулья полукругом)

Воспитатель: Дети, сегодня я хочу вам напомнить о диких лесных животных, которые живут в Башкортостане.

Воспитатель: отгадайте загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

(картина зайца на мольберте).

А кто мне скажет, заяц это травоядное животное или хищное?

Дети: Заяц – травоядное животное.

Воспитатель: Что это значит?

Дети: Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями.

Воспитатель: Правильно. Еще корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины.

(Показ коры осины).

Дети: Это способ маскировки. Летом он серый, потому что маскируется под цвет кустов и деревьев. Зимой он меняет шубку на белую - маскируется под снег.

Воспитатель: правильно. А где спит заяц?

Дети: Заяц спит в норе.

Воспитатель: Правильно. Но своего домика у зайца нет. Зимой он ночует в глубоком снегу. Шубка настолько теплая, что ему не страшен никакой мороз, а на белой снежной скатерти его трудно заметить и охотнику, и лисе. Летом спит в любой ямке под кустом или прячется под корнями большого дерева, вывернутого бурей, а весь день бегает – ищет пищу.

Послушайте следующую загадку:

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол,

И в дупло убежал.

(показываю картинку).

Воспитатель: Дети, посмотрите на картину и обратите внимание на хвост белки.

Дети: У белки пушистый загнутый хвост.

Воспитатель: Правильно. Дети, вы когда-нибудь видели, как прытко и быстро белка перепрыгивает с одной ветки на другую. При таких сложных прыжках животное использует свой хвост, словно руль и парашют, управляя им для мягкого приземления и быстрого передвижения.

Воспитатель: А где она живет?

Дети: Белки живут в дупле, высоко на дереве.

Воспитатель: Белка травоядное или хищное животное?

Дети: Белка - травоядное животное.

Воспитатель: Объясните, почему, чем она питается?

Дети: Белка питается грибами, орехами.

Воспитатель: Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди.

Воспитатель: Дети, а кто мне скажет, желуди - плоды какого дерева?

Дети: Желуди - плоды дуба.

Воспитатель: Правильно. А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял.

Бывает, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется не съеденными.

(Демонстрирую детям карточку, на которой изображены четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя.

Детям необходимо объяснить свой выбор.)

Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием. Отгадайте ещё одну загадку!

Знают всё о ней соседи,

Ведь живут в одном лесу.

Знают волки и медведи,

(Показываю картину с изображением лисы)

Воспитатель: Дети, посмотрите на лису.

Какой у нее хвост?

Дети: Большой, роскошный, пушистый, красивый.

Воспитатель: Правильно. Хвост для лисы является своего рода рулем, когда она охотится за зайцами. Ведь, как известно, эти животные, когда убегают, то петляют в разные стороны, поймать их, поэтому бывает достаточно не просто. А хитрая лисица и здесь научилась ремеслу охоты. Благодарю ловкому умению рыжей управлять хвостом, ее не заносит в разные стороны при ловле объекта. А знаете ли вы, как называется лисий дом?

Воспитатель: правильно. Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы

Воспитатель: Дети, а лиса хищник или травоядный?

Дети: Лиса - хищное животное.

Воспитатель: А почему, чем питается лиса?

Дети: Лиса охотится на зайцев, мелких грызунов.

Воспитатель: Кого только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед.

Воспитатель: Правильно. А теперь. Дети, мы с вами немного разомнемся:

Раз – присядка. Присесть.

Два – прыжок. Подпрыгнуть.

Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.

А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.

Любят долго потянуться, Потянуться.

Обязательно зевнуть, Повороты туловища.

Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.

А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.

И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.

Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.

Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.

То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.

Начинает все сначала.

Воспитатель: Молодцы. Садитесь на места. Дети, а кто же ещё пришёл к нам в гости из леса?

(Зачитываю загадку).

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый …

(показываю картину с изображением лося)

Воспитатель: Дети, посмотрите, что интересного во внешнем облике лося?

Дети: Лось - большой, рогатый.

Воспитатель: Правильно. Он крупный, у него мощные ноги, горбоносая голова, высокая холка и большие рога.

Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает в ноябре-декабре и ходит без них до мая. Лось быстро бегает. И в наших лесах лось считается одним из самых крупных.

А у меня для вас есть сюрприз. Я гуляла по лесу и нашла рога. Посмотрите, что у меня есть. Подойдите поближе (дети изучают рога).

А теперь тихонько садимся на свои места.

Люди находят рога в лесу и изготавливают из них светильники, бижутерии, шкатулки, изготавливают рамы для картин, столики и т. д. Любые изделия из них выглядят красиво, стильно и оригинально.

Воспитатель: А чем питается лось?

Дети: Лось питается травой и мелкими кустиками и веточками.

Воспитатель: Правильно. Поэтому лось – это травоядное или хищное животное?

Дети: Лось – травоядное животное.

Воспитатель: Как вы думаете, у лося есть свое жилище?

Воспитатель: Да, дети, у лося нет своего жилища, он ложиться на опушке леса или около болота.

Воспитатель: У меня еще одна загадка для вас. Подумайте, кто же это?

Он по лесу всё время рыщет,

И в кустах кого-то ищет.

Слышно, он зубами щёлк,

(показываю картину)

Воспитатель: Дети посмотрите на картину, что вы можете сказать о волке?

Дети: Волк - серый, злой, сердитый, страшный, большой.

Воспитатель: А кто знает, чем он питается?

Дети: Волк питается зайцами, другими животными. Волк – хищное животное.

Воспитатель: Да. Волк – это хищное животное, то есть питается другим животными : и мелкими, и крупными. Волки живут в стаях и по одному. В нашем краю осталось не так уж много волков, и они стараются не попадаться на глаза человеку.

Волка называют санитаром леса — он уничтожает всех слабых и больных животных.

Воспитатель: А где живут волки?

Дети: Жилище волка – логово.

Воспитатель: Правильно. А теперь пришло время нам поиграть.

(У каждого ребенка карточки с изображениями животных – из них надо выбрать животных Башкирии). Игра проводится за столом.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, о каких животных мы говорили.

Дети: О лесных животных.

Воспитатель: Совершенно верно, о лесных животных, которые называются дикими. А почему их называют дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу.

Воспитатель: Молодцы, много вы знаете, о животных нашего края.

Дети, а как вы думаете, нужна забота человека о диких животных?

(ответы детей).

Воспитатель: А каким образом им можно помочь?

(ответы детей).

Дети: В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять

Воспитатель: Правильно, если мы не будем о них заботиться, то придет время мы их потерям. А в мире все взаимосвязано, мы об этом уже говорили. А вот дети, это красная книга, куда занесены животные, которых осталось мало на земле. Об этой книге мы с вами поговорим на другом занятии.

Воспитатель: Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составил: воспитатель 1 категории МБДОУ №271 г. Красноярска Шляхтун Мария Станиславовна

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях лесов.

Продолжать знакомить детей с дикими животными, некоторыми представителями (лиса, заяц, еж, медведь, волк, бурундук): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в лесу, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты зверей.

Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о лесных животных, развивать любознательность детей.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Материал: иллюстрации с дикими животными; загадки о животных; пальчиковые игры; аудиозаписи звуков животных.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы будем говорить о животных наших лесов. Каких животных вы знаете?

Воспитатель: Правильно. В лесах живет множество животных, самых разнообразных. Некоторые из них похожи на домашних животных. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Хотите познакомимся с ними поближе?

Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с лесными обитателями.

На чем мы отправимся в лес из детского сада? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:

Что за чудо этот дом?

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Воспитатель: Правильно, это автобус.

Мы сейчас сядем в наш автобус и отправимся в путь!

Уселись? А пока мы едем, давайте с вами побеседуем о том, как надо вести себя в лесу (высказывание детей).

Что вы видите? Я вижу на высоком дереве кто-то сидит, а кто это отгадайте загадку:

Кто по елкам ловко скачет,

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Воспитатель: Правильно, ребята. Это белка (показ иллюстрации). Почему ребята о белке сказано, что она сушит грибы на зиму?

Дети: Делает запасы на зиму, чтоб было чем питаться зимой.

Воспитатель: Посмотрите ребята на эту рыжую затейницу, что вы можете рассказать о ней, какая она? Чем она питается? Как делает запасы на зиму?– (высказывания детей).

Белка – умное и проворное животное, но правда очень забывчивая. Закапывая на зиму в землю орехи, белка благополучно забывает о них, а из проросших семян появляются новые деревья. Забывает она и про другие свои запасы желудей, шишек. А в зимний период пользуется сбережениями мышей и бурундуков. Свое жилище строит в старых дуплах, формирует его из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями, чтобы было потеплее в сильные морозы. Два раза в год белка меняет свою шубку, но хвост всегда остается таким пушистым. Он линяет один раз в год. Иногда можно услышать, как цокает белка. Вполне вероятно, что она чего-то испугалась. Если белку кто-то или что-то напугает, она перенесёт бельчат в зубах в более безопасное место. (прослушивание звуков белки)

А теперь давайте еще походим по лесу, не встретится ли нам еще кто ни будь?

Я вижу, отгадайте кого:

У него смешные щека,

На спите полосок пять.

А за щеками мешочки,

Что бы семечки таскать

Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).

Что вы знаете о бурундуке? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Бурундук – жизнерадостный, изящный зверёк с живыми, блестящими глазками, чем-то похожий на белку. У бурундука не бывает однотонный шубки. На его спинке есть темные продольные полосками. Бурундук – быстр, пронырлив, ловко бегает по сучьям деревьев. Зверёк очень любопытен и смел. Строит нору неглубокую под корнем дерева; его нора – это целая кладовая. Чего там только нет! Семена злаков, липы, кедровые орехи, жёлуди ,зёрна подсолнечника, ягоды шиповника. За два-три теплых летних-осенних месяца, бурундук набирает большое количество запасов. Умное животное не сваливает всё в одну кучу, а тщательно сортирует, не перемешивая зерна. В зимнюю пору бурундук сладко спит, иногда просыпается, и проверяет свои запасы, всё ли цело? И спит дальше.

В начале лета появляются малыши. За малышами тщательно следит мама. Она предупреждает малышей об опасности, нянчится с ними, опекает. У бурундуков есть особое свойство: животное загодя чувствует наступление дождливой погоды. За несколько часов до первых капель присядет на пенёчек на задних лапках и поёт оду дождю: издаёт совершенно особый звук (прослушивание звуков бурундука).

Физ-минутка: мы с вами уже многое увидали давайте ка немого поиграем.

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)
К турнику я подхожу,
Перекладину беру,
Мышцы дружно напрягаю,
Стройным, крепким быть желаю!
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступайте к тренировкам!

Воспитатель: ой, ребята, что-то мы так сильно расшумелись, посмотрите, медведь вышел из берлоги. (показ иллюстрации). Давайте присядем, чтоб он нас не услышал и понаблюдаем за ним. Как вы думаете это опасное животное для человека? (ответы детей). Конечно, это опасное, но если его не пугать и не тревожить он нам будет не страшен.

Посмотрите медведь нам кажется неповоротливым, неуклюжим, косолапым. Но на самом деле медведь не такой. Это очень подвижное и маневренное животное. Медведь — грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении. Медведи всеядны, имеют отличное обоняние, им не страшны пчелиные укусы. Медведь – крупное хищное животное, хорошо плавает и лазит по деревьям. Лапы сильные, одним ударом которой медведь способен сломать небольшое дерево или погубить другое животное. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – бурый. Хотя медведь – это типичный хищник, он не отказывается о растительной пищи: траве, ягодам, зёрнам, плодам, корешкам растений. Значит мы смело можем назвать медведя…? (высказывания детей - всеядный)

В зимний период медведь крепко спит в берлоге до весны. В случае, если мишка недостаточно наелся осенью, он просыпается зимой и бродит в поисках пищи – в этом состоянии он очень опасен. В конце зимы в медвежьих берлогах появляются от 2 до 5 медвежат. Медвежата – большие любители сладкого мёда, черники, малины. Давайте послушаем какие звуки издает медведь (прослушивание звуки медведя)

Давайте-ка ребята, тихонько уйдем чтоб не рассердить медведя и посмотрим может еще кого встретим в лесу.

Зайцев пугает. Кто это?

Воспитатель: Конечно же, это лиса. (Показывает иллюстрацию). А в каких сказках вам встречалась лиса? (ответы детей). Можете рассказать какая она в сказках? (высказывания детей)

Что вам известно о лисе? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): У лисице много мест обитания, ее можно встретить в поле, на лугу, в лесу, на берегу водоёма. Перепутать её с другим зверем невозможно. Вряд-ли у кого можно встретить такую яркую окраску как у нее - рыжая шубка и длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце?

Лиса тоже меняет шубку, зимнюю и летную. Зимняя шубка теплая, мех у неё гуще и длиннее, чем у летней. Зачем лисе такой наряд зимой (ответы детей – чтоб не замерзнуть). Лиса очень умное, сообразительное и хитрое животное. Слух очень острый. Зимой лиса внимательно прислушивается к различным звуком и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. Лисица тут же разгребает снег и настигает добычу. Лиса – типичный хищник. В летнюю пору рацион лисицы составляют лягушки, зверьки, мелкие птички. Иногда может забраться на ферму и с удовольствием потаскает курочек да петушков.

Лиса, готовясь вывести детёнышей, на время становится настоящим строителем. Она роет (строит) длинные норы с несколькими выходами. Но иногда лиса ленится. Ничего не строя, пользуется готовой норой, той, что выкопал барсук или другой какой зверь. Папа-лис и мама-лисичка – заботливые родители

Давайте еще посмотрим по сторонам:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. Про кого это загадка?

Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию). Ребята а почему у зайца шубки разные? (ответы детей)

Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

Для того, чтобы спрятаться от зимних морозов, заяц роет нору в снегу. Днём, как правило, спит, а ночью выходит перекусить. Зимой прокормиться трудно. А вот летом пропитания много. Питается заяц грибами, ветками, корой деревьев, травой, клевером, мышиным горошком, , плодами черники – все что растет в лесу. Для пропитания всё сгодится.

Первые малыши у зайца появляются, когда ещё снег не сошёл, следующие поколение – летом, а ещё и осенью рождаются зайчата.

Давайте-ка ребята поиграем с нашим зайцем.

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся)

Воспитатель: Сколько много мы сегодня встретили животных, посмотрите вот еще одно животное, странное какое-то?

Нет ушей, не видно ножек,

Шар в колючках. Это…?

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про ежа? – (высказывания детей).

Воспитатель: Ёжик — один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза блестят как две черные бусинки. Видит он плохо, за то обладает хорошим обонянием. Нос у ежа всегда влажный. Питается ежик насекомыми, ужами, жабами, лягушками, улитками, мышами, Про него можно смело сказать что он хищник, но он и не прочь отведать землянику, малину. Жилище ежа это что то похожее на шалаш, сооружённый из листьев и веток у корней какого-либо дерева. Далеко от своего дома ёж не отходит. В дневное время суток еж постоянно спит в своём укрытии. А ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание.

Наевшись за все лето, ёж спит всю зиму в своём гнезде. А просыпается лишь тогда, когда температура воздуха становится выше пятнадцати градусов. Поют ли ёжики? Да. По весне. Давайте послушаем (прослушивание звуки ежа) Песня самца небогата красками. Это всего лишь монотонное пыхтение. Ёжик никогда не снимает своего колючего наряда. Зачем нужен такой наряд этому маленькому хищнику? (рассуждения детей)

А на чем мы добирались до леса?

Кого мы встретили?

А какие все эти животные?

Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

Ну вот мы с вами и приехали, я очень рада что мы сегодня так попутешествовали. Хотите еще? В следующий раз мы опять куда ни будь отправимся.

Читайте также: