Лексико грамматические разряды имен числительных конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель: познакомить учащихся с отличительными признаками разных разрядов числительных.

Формировать умение грамотно и правильно писать числительные.

Развивать связную устную и письменную речь учащихся.

Воспитывать любовь к родному языку.

Дайте объяснение фразеологизму.

Все как один единодушно

За один присест сразу

В два счета быстро

Как две капли воды похожи

Наговорить с три короба налгать

Выразительно прочитайте считалочку. Выпишите составные и простые числительные.

Разделить на восемь,

Что же получаем?

И ватрушка с чаем!

А. Милн ( перевод с английского)

II. Объяснение нового материала.

Просмотр видео: "Разряды числительных" (2 мин).

1. Работа с учебником. Чтение теоретического материала с..

- Что могут называть количественные числительные?

Целые, дробные и собирательные числа.

Собирательные

Преобразуйте количественные числительные в порядковые, употребляя в форме ед.ч. И.п. в сочетании с подходящим по смыслу существительными.

пять пятый урок

семнадцать семнадцатый день

двадцать четыре двадцать четвертый год

тридцать восемь тридцать восьмой ряд

сорок шесть сорок шестой раз

пятьдесят один пятьдесят первый номер

шестьдесят девять шестьдесят девятый

4. Анализ текста (у каждого распечатанный вариант текста)

Определите тему, стиль, тип речи данного текста. Выпишите числительные вместе с существительными, с которыми они связаны.

Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Пешеход, преодолевая ежедневно путь в 30 километров, добрался бы до Солнца через 14 000 лет. Поезд, двигающийся со скорость. 100 километров в час, дошел бы до Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 1000 километров в час, достиг бы Солнца через 17 с лишним лет. Космический корабль, летящий со второй космической скоростью (11,2 километров в секунду), добрался бы до Солнца примерно через 156 суток. Луч света проходит это расстояние за 500 секунд.

Сто пятьдесят миллионов километров, в тридцать километров, через четырнадцать тысяч лет, сто километров в час, через сто семьдесят лет, тысяча километров в час, через семнадцать с лишним лет, одиннадцать целых две десятых километра в секунду, через сто пятьдесят шесть суток, пятьсот секунд.

5. Знаете ли вы, что…

Национальную окраску имеют жесты, употребляемые при счёте. Считая один, два, три, русский загибает пальцы на открытой правой или левой руке, начиная с мизинца, при помощи указательного пальца другой руки. Немец или венгр в такой ситуации произносит соответствующие числительные, предварительно сжимает правую руку в кулак и на каждый счет распрямляет по одному пальцу, начиная с большого.

III. Закрепление изученного.

1. Распределите данные числительные по группам: числительные, обозначающие целые числа, дробные числа, собирательные числительные

Два, пятьдесят, пятеро, одна восьмая, пять целых одна десятая, двести, одиннадцать, трое, три четвертых, шестеро, двадцать пять, одна целая девять сотых, восемь миллионов.

Числительные, обозначающие целые числа

Числительные, обозначающие дробные числа

Собирательные числительные

два, пятьдесят, двести, одиннадцать, двадцать пять, восемь миллионов

одна восьмая, пять целых одна десятая, три четвертых, одна целая девять сотых

пятеро, трое, шестеро

ОСЛОЖНЕННОЕ СПИСЫВАНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

Спиши, вставляя пропущенные орфограммы и записывая числа словами.

Ладожское озеро – самое большое озеро в Европе. Его площадь равна 18 135 квадратным километрам. На 219 километров прот…нулось озеро с юга на север при средней ширине в 83 километра. А если кто захочет обойти его вокруг, то нужно проделать путь в 3 раза больший, чем ра…тояние между Москвой и Санкт-Петербургом. Озерная чаша вм…щает 908 кубических километров воды, в северной части наибольшая глубина дост…гает 230 метров. Очень разнообразны берега Ладоги. Северный берег ск…листый, а остальные низкие и пологие. Над водной озерной гладью в разных местах возвышают…ся острова. Их около 660. Мировой извес…ностью пользует…ся остров Валаам. Ладога – холодное озеро. В средних числах февраля все оно затягива…тся льдом.

IV. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

V. Домашнее задание. п. 53, упр.718

Творческая работа. Напишите сочинение по данному началу.

Мне… лет. Мой рост - …, вес - … Я учусь в … классе. В нашем классе … учеников. Я встаю в … часов, а ложусь спать в … часов. Смотрю телевизор по … часов в день, играю в компьютер … часов. В этом году я прочитал … новые книги, выучил наизусть … стихотворений.

Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Пешеход, преодолевая ежедневно путь в 30 километров, добрался бы до Солнца через 14 000 лет. Поезд, двигающийся со скорость. 100 километров в час, дошел бы до Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 1000 километров в час, достиг бы Солнца через 17 с лишним лет. Космический корабль, летящий со второй космической скоростью (11,2 километров в секунду), добрался бы до Солнца примерно через 156 суток. Луч света проходит это расстояние за 500 секунд.

Сто пятьдесят миллионов километров, в тридцать километров, через четырнадцать тысяч лет, сто километров в час, через сто семьдесят лет, тысяча километров в час, через семнадцать с лишним лет, одиннадцать целых две десятых километра в секунду, через сто пятьдесят шесть суток, пятьсот секунд.

Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Пешеход, преодолевая ежедневно путь в 30 километров, добрался бы до Солнца через 14 000 лет. Поезд, двигающийся со скорость. 100 километров в час, дошел бы до Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 1000 километров в час, достиг бы Солнца через 17 с лишним лет. Космический корабль, летящий со второй космической скоростью (11,2 километров в секунду), добрался бы до Солнца примерно через 156 суток. Луч света проходит это расстояние за 500 секунд.

Сто пятьдесят миллионов километров, в тридцать километров, через четырнадцать тысяч лет, сто километров в час, через сто семьдесят лет, тысяча километров в час, через семнадцать с лишним лет, одиннадцать целых две десятых километра в секунду, через сто пятьдесят шесть суток, пятьсот секунд.

Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Пешеход, преодолевая ежедневно путь в 30 километров, добрался бы до Солнца через 14 000 лет. Поезд, двигающийся со скорость. 100 километров в час, дошел бы до Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 1000 километров в час, достиг бы Солнца через 17 с лишним лет. Космический корабль, летящий со второй космической скоростью (11,2 километров в секунду), добрался бы до Солнца примерно через 156 суток. Луч света проходит это расстояние за 500 секунд.

Сто пятьдесят миллионов километров, в тридцать километров, через четырнадцать тысяч лет, сто километров в час, через сто семьдесят лет, тысяча километров в час, через семнадцать с лишним лет, одиннадцать целых две десятых километра в секунду, через сто пятьдесят шесть суток, пятьсот секунд.

Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Пешеход, преодолевая ежедневно путь в 30 километров, добрался бы до Солнца через 14 000 лет. Поезд, двигающийся со скорость. 100 километров в час, дошел бы до Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 1000 километров в час, достиг бы Солнца через 17 с лишним лет. Космический корабль, летящий со второй космической скоростью (11,2 километров в секунду), добрался бы до Солнца примерно через 156 суток. Луч света проходит это расстояние за 500 секунд.

Сто пятьдесят миллионов километров, в тридцать километров, через четырнадцать тысяч лет, сто километров в час, через сто семьдесят лет, тысяча километров в час, через семнадцать с лишним лет, одиннадцать целых две десятых километра в секунду, через сто пятьдесят шесть суток, пятьсот секунд.

Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Пешеход, преодолевая ежедневно путь в 30 километров, добрался бы до Солнца через 14 000 лет. Поезд, двигающийся со скорость. 100 километров в час, дошел бы до Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 1000 километров в час, достиг бы Солнца через 17 с лишним лет. Космический корабль, летящий со второй космической скоростью (11,2 километров в секунду), добрался бы до Солнца примерно через 156 суток. Луч света проходит это расстояние за 500 секунд.

Сто пятьдесят миллионов километров, в тридцать километров, через четырнадцать тысяч лет, сто километров в час, через сто семьдесят лет, тысяча километров в час, через семнадцать с лишним лет, одиннадцать целых две десятых километра в секунду, через сто пятьдесят шесть суток, пятьсот секунд.

Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Пешеход, преодолевая ежедневно путь в 30 километров, добрался бы до Солнца через 14 000 лет. Поезд, двигающийся со скорость. 100 километров в час, дошел бы до Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 1000 километров в час, достиг бы Солнца через 17 с лишним лет. Космический корабль, летящий со второй космической скоростью (11,2 километров в секунду), добрался бы до Солнца примерно через 156 суток. Луч света проходит это расстояние за 500 секунд.

Сто пятьдесят миллионов километров, в тридцать километров, через четырнадцать тысяч лет, сто километров в час, через сто семьдесят лет, тысяча километров в час, через семнадцать с лишним лет, одиннадцать целых две десятых километра в секунду, через сто пятьдесят шесть суток, пятьсот секунд.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

ВложениеРазмер
imya_chislitelnoe.docx 17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное — это часть речи, выражающая значение количества (числа): один , сто, сорок, семеро. Имена числительные отвечают на вопрос "сколько?".

По составу числительные бывают:

  • 1) простыми (непроизводными): два, десять;
  • 2) сложным и: пятьдесят, триста, шестьсот;
  • 3) составными (состоят из нескольких простых или сложных числительных): двадцать пять, сто тридцать два с половиной.

Лексико – грамматические разряды числительных

Количественные числительные обозначают абстрактное число, а также количество предметов в целых числах, используются при счете.

Значение абстрактногочисла в них реализуется вне сочетания с сущ-ными ( сто не делится на три без остатка ). Счетноезначение не требует употребления имени сущ-ного. Однако при счете предметы хотя и не называются, но всегда имеются в виду. Количественное значение реализуется только в сочетании с сущ-ными ( восемь парт ).

Морфологические и синтаксические признаки количественных числит-ных – см. выше.

Дробные числительные обозначают дробные величины:

1) число, состоящее из частей единицы:

- правильную дробь (меньше единицы): одна пятая, восемь сотых;

- неправильную дробь (больше единицы): четыре целых две сотых;

2) количество предметов больше или меньше единицы: одна пятая дома, полтора аршина сукна.

Собирательные числительные обозначают совокупность предметов, состоящую из такого количества, которое названо производящим количественным числит-ным.

Это небольшая непродуктивная группа слов, состоящая из числительных: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Все собирательные числительные образуются на базе количественных: два – дв-ой-э, четыре – четв-ер-о.

Порядковые числительные обозначают порядок перечисления предметов и отвечают на вопрос: который? (п ятый, седьмой, первый ).

Все порядковые числит-ные по своим грамматическим свойствам сближаются с прил-ными, что дает право некоторым ученым относить слова типа второй, пятый к именам прилаг-ным. Например, языковед Н. М. Шанский данные слова определяет как имена прилагательные.

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

Начальная форма (именительный падеж, если есть род и число, то единственное число, мужской род). Морфологические признаки:

Постоянные морфологические признаки:

разряд по строению: простое, составное, сложное;

разряд по значению: количественное, собирательное, дробное, порядковое.

Непостоянные морфологические признаки:

число, род (если они есть).

Роль в предложении (каким членом предложения является числительное в данном предложении).

Рассыпался горох на семьдесят дорог (Некрасов).

(На) семьдесят (дорог)

  1. Имя числительное; обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько?
  2. Н. ф. – семьдесят .
    А) Постоянные признаки: сложное; количественное.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. Образует цельное словосочетание с существительным на семьдесят дорог , которое выполняет роль обстоятельства места.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка по теме "Разряды имён числительных"

Данный урок разработан в рамках ФГОС ООО.


Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Морфологический разбор имени числительного"

Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода. Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются.

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных в 6 классе

Урок закрепления изученного материала.


Тема урока: " Морфологический разбор имени числительного"

Цели урока:Образовательные:- познакомить с морфологическими признаками и порядком морфологического разбора имени числительного;- закрепить умение правильно писать и употреблять падеж.


"Морфологический разбор имени числительного"

Конспект урока русского языка в 6 классе.


Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.


Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гуманитарно – экономический колледж

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

теоретического занятия

Тема: Разряды числительных. Стилистические свойства и особенности

семестр: II

группа: 114.

Талдыкорган – 2017 г.

Составил преподаватель

______ Нурлан Н. Р.

Количество часов – 2

Цели занятия:

обучающая: прививать знания учащихся по теме занятия;

находить в предложениях имена числительные.

развивающая: развить аналитизм мышления, речь, память, кругозор

воспитательная: воспитывать любовь к изучаемому предмету.

Тип обучения: комбинированный.

Оснащение: 1. Учебное пособие по русскому языку для студентов

неязыковых вузов. КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова,

2. Учебник по предмету «Русский язык для 10 класса, авторы

3. Классификатор специальностей, карточки, таблица.

Что должен освоить студент: роль и разряды числительных числительных,

а также его правописание в речи; лексико –

грамматические признаки числительных;

Что должен уметь студент: использовать имена числительные в речи и

находить их в предложениях; уметь писать

числительные в предложениях.

План занятия: 1. Организационный этап – 3 мин.

2. Актуализация – 20 мин.

3. Изложение нового материала – 30 мин.

4. Закрепление нового материала – 15 мин.

5. Подведение итогов занятия – 5 мин.

6. Этап информации о домашнем заданий – 5 мин.

7. Комментирование оценок – 2 мин.

I . Организационный этап

Приветствие. Проверка присутствующих на занятий. Запись на доске даты и названия темы занятия.

II . Актуализация

Проверка домашнего задания

(устный опрос учащихся по предыдущей теме занятия)

III . Изложение нового материала

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой? который?

В русском языке есть количественные (один, два, пять), порядковые (первый, второй, третий) и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро) числительные.

Количественные числительные определяют количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Числительные один, два, одно согласуются с существительным в роде, числе и падеже.

Числительное два относится к существительным мужского и среднего рода. Числительное две относится к существительным женского рода. Остальные числительные не изменяются по родам:

Например: три аппарата, три открытия, три карты, два аппарата,

два открытия, две карты.

В числительных 5 – 20, 30 мягкий знак (Ь) пишется в конце числительного, в числительных 50 – 80 и 500 – 900 – в середине слова.

Числительные могут быть:

1. простыми, состоящими из одного слова: 2 – два, 100 – сто;

2. сложными , состоящими из двух корней: 50 – пять – десять, 200 – двести;

3. составными , состоящими из нескольких отдельных числительных:

2 202 – две тысячи двести два.

Простые количественные числительные от пяти до тридцати склоняются как существительные 3 – го склонения. В родительном, дательном и предложном падежах от 11 до 19 в окончании пишется буква и : к одиннадцати часам.

У числительных 40, 90, 100 две формы:

И., В. сорок, девяносто, сто.

Р., Д., Т., П. сорок а , девяност а , ст а .

У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.

К количественным числительным относятся слова полтора, полтораста . Полтораста обозначает количество предметов, равное ста пятидесяти.

Дробные числительные называют не целые числа. Они обычно состоят из двух частей – количественного числительного (числитель дроби) и порядкового числительного (знаменатель дроби).

Например: две третьих, три пятых.

Задание 1: составьте с данными словосочетаниями предложения; напишите

50 карточек, 70 элементов, 300 граммов, 700 метров, 900 километров.

Задание 2: Перепишите, раскрывая скобки и заменяя числа словами.

Укажите числительные с Ь в конце и середине.

12 (приборы, открытия), 10 (наброски, таблицы), 500 (грамм, метры), 15 (килограммы, литр), сила тока в 5 (амперы), напряжение в 127 или 220 (вольты), площадь в 870 (гектары), расстояние в 430 (километры).


Имя числительное

Имя числительное – самостоятельная часть речи которая обозначает количество предметов, число, а также порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой по счёту?).

Начальная форма имени числительного — именительный падеж единственного числа (для порядковых — мужского рода).

Синтаксическая функция: в предложении имя числительное может быть любым членом предложения, порядковое числительное обычно является определением.

Морфологические признаки числительных

Разряды имён числительных

По значению и грамматическим особенностям имена числительные разделяют на следующие лексико-грамматические разряды: количественные и порядковые , а по составу — на простые, сложные и составные .

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов или арифметическое число.

Количественные числительные могут обозначать целые числа ( восемь, девяносто, пятьсот два, три тысячи ) и дробные числа ( шесть седьмых, одна целая две сотых, три четверти, полтора ). Кроме того, существуют собирательные числительные, обозначающие несколько предметов как одно целое ( двое, трое, четверо, пятеро ).

Количественные числительные изменяются только по падежам.

Порядковые числительные отвечают на вопрос который? ( какой по счёту? ) и обозначают порядок предметов при счёте ( пятый, десятая, тридцать первое, две тысячи четырнадцатый ).

Порядковые числительные изменяются, как и имена прилагательные, по падежам, числам и родам (в единственном числе).

Простые числительные состоят из одного слова, имеющего один корень ( семь, девятый, сорок ).

Сложные числительные состоят из одного слова, имеющего два корня ( девятнадцать, двадцатый, шестьсот, девятитысячный ).

Составные числительные состоят из нескольких слов ( сто пять, тридцать четвёртый, восемьсот тридцать семь ).

Имя числительное как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся об имени числительном как о самостоятельной части речи.

Тема урока: Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению.

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся об имени числительном как о самостоятельной части речи.

Обучающие: учить исследовать числительное как самостоятельную часть речи, определить морфологические и синтаксические особенности, показать речевую функцию, организовать разные виды проверки для рефлексивных компетенций.

Развивающие: активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, используя различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности, организовать поиск дополнительной информации с целью формирования информационных компетенций.

Воспитательные: воспитывать интерес к УНТ через работу с загадками, пословицами, фразеологизмами, организовать работу в группах для развития коммуникативных компетенций.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок – исследование

Методы: словесный, наглядный, поисково – исследовательский, частично – поисковый, практический

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная

Технология: дифференцированное обучение

Оборудование: электронная презентация, печатный материал к уроку, ватман, фломастеры.

Для способных и одарённых детей

Для детей с особыми возможностями

Организация деления класса на группы с использование считалочки. Ознакомление с памяткой работы в группе и составление своей памятки.

Памятка о правилах работы в группе

Работать дружно, быть внимательными друг к другу, оказывать необходимую помощь.

Работать по плану.

Своевременно выполнять задания: следить за временем, доводить начатое до конца.

Качественно выполнять работу, аккуратно, без ошибок.

Соблюдать технику безопасности.

Каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности.

Постановка темы и цели урока

Вспомнить и повторить известные морфологические сведения об имени числительном; углубить знания, познакомившись с разрядами числительных по значению и научиться их определять.

Слова какой части речи помогли вам отгадать загадки?

Три ученика, подготовившие самостоятельно загадки, загадывают их по очереди каждой группе. (за каждый правильный ответ – 1 балл, тому, кто отгадал)

Работа с пословицами объедините попарно пословицы в зависимости от смысла, выделите числительные, задайте к ним вопросы.

1.Прочитать 1 пару пословиц, объяснить значение.

2. Прочитать 2 пару пословиц, объяснить значение

3.Назвать числительные в 1 паре пословиц и задать к ним вопросы.

4. Назвать числительные во 2 паре пословиц и задать к ним вопросы.

Два сапога – пара. Одного поля ягоды. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Одингоршок, а много ложек.

- Назовите слова, которые связаны с понятием числа?

- Что вам известно об имени числительном?

-Чем числительное отличается от всех остальных частей речи?

Сошка – примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Изучение нового материала

1.Чтение учащимися информации в учебнике о разрядах числительных по значению. Стр.219-220

1) Часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов при счёте.

2) Какие разряды по значению имеет числительное?(2 слова)

3)Что обозначает числительное?(3 слова)

4) На какие вопросы отвечает?(3 слова)

5) Чем может быть выражено в предложении?

6) Приведите примеры числительных.

Раз – мы встали, распрямились.
Два – согнулись, наклонились.
Три – на месте тихо ходим,
Но от парты не отходим.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место сесть опять.

Закрепление изученного материала

1.Один, одиночество, однажды.

2.Второгодник, второй, вторник.

3.Пятачок, пять, пятка.

4.Вчетвером, четверг, четвёртая.

Задайте вопрос, определите разряд.

2.Соотнесите фразеологизмы по лексическим значениям.

Прежде всего – первым делом.

Точь-в-точь – как две капли воды.

Как на подбор – один к одному.

В мгновение ока – в один миг.

Под самым носом – в двух шагах.

3.Творческое задание: замените цифры буквами и прочитайте пословицы. (работа в группе)

Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

4,16,18,6 15,1 5,3,16,10,23 – 17,16,13,4,16,18,33, 18,1,5,16,19, 20,30 15,1 5,3,16,10,23 – 5,3,6 17,16,13,4,16,18,10.

Руки поборют одного, знанье — тысячу.

18,21,12,10 17,16, 2,16,18,32,20 16,5,15,16,4,16, 9,15,1,15,10,6 – 20,29,19,33,25,21.

Читайте также: